Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/82PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 05.01.2019; опубликована 22.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Чайкина Ж.В., Быкова Н.С., Дорогина Н.Ю., Рыжикова М.П. Инновационная деятельность педагогов как направление методической работы учреждения дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/82PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Chaikim J.V., Bykova N.S., Dorogina N.Yu., Ryzhikova M.P. (2018). Innovative activity of teachers as a direction of the methodical work of the institution of additional education for children. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/82PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 374
Чайкина Жанна Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: jannachaykina@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=662965
Быкова Надежда Сергеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» Профиль «Управление в системе дополнительного образования детей»
Студентка 2 курса магистратуры E-mail: nadezda.bykova1995@gmail. com
Дорогина Надежда Юрьевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Студентка 5 курса
Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»
Профиль «Технология и экономика» E-mail: dorogina.nadya2016@yandex.ru
Рыжикова Марина Павловна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Студентка 5 курса
Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»
Профиль «Технология и экономика» E-mail: marina_ryzhikova@inbox.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=977492
Инновационная деятельность педагогов как направление методической работы учреждения дополнительного образования детей
https://mir-nauki.com
Аннотация. В статье рассматривается инновационная деятельность педагогов дополнительного образования в рамках методической деятельности учреждения дополнительного образования. Актуальность рассматриваемой проблемы обозначена в Концепции развития дополнительного образования детей, согласно которым способность к модернизации содержания своей деятельности посредством освоения и применения последних достижений науки и передового педагогического опыта становится ведущим требованием к современному педагогу. Авторы рассматривают инновационную деятельность как необходимый компонент методической работы передового педагога дополнительного образования. Так же в статье дается определение понятия «инновационная деятельность педагога дополнительного образования детей». В статье приводятся результаты анализа содержания и итогов инновационной деятельности педагогов дополнительного образования на примере Нижегородской области. В статье предлагаются пути решения обозначенной проблемы, которые связаны, прежде всего, с деятельностью методической службы образовательной организации. Авторы подчеркивают, что основой для формирования у педагогических работников опыта в инновационной деятельности и создания инновационной образовательной среды в учреждении дополнительного образовании является методическая работа соответствующих служб организации. В статье предлагается модель деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования. Основными компонентами разработанной модели деятельности являются: целевой, мотивационный, практический, инновационный и рефлексивный. В статье представлен фрагмент разработанной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования. Программа является модульной и может быть реализована в учреждении дополнительного образования с привлечением специалистов. Организация и осуществление инновационной деятельности, помимо повышения уровня профессиональной подготовки, требует создания определенных условий, способствующих активному включению педагогов в этот процесс. В статье описываются условия организации инновационной деятельности педагога дополнительного образования, такие как личностные, мотивационные, научно-методические, материально-технические, организационно-управленческие,
организационно-педагогические. Авторы подчеркивают, что создание максимально благоприятных условий для организации инновационной деятельности, вовлечение в эту деятельность максимального количество педагогов во многом зависит от успешной деятельности методической службы учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: методическая деятельность; методическая служба; инновация; инновационная деятельность педагога дополнительного образования; условия организации инновационной деятельности; педагог дополнительного образования; учреждение дополнительного образования
Современным обществом предъявляются качественно новые требования к одному из главных своих институтов - образованию, который несет ответственность за производство знаний, составляет основу прогресса человечества, определяет социально-экономическое процветание страны и преуспевание каждого человека. Изменения в содержании образования обуславливают изменения в обучении и воспитании молодого поколения, а соответственно, требуются изменения профессиональной деятельности педагогических работников, в том числе и педагогов дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессиональной компетентности зависит решение многих проблем. Опираясь на исследования В.И. Байденко, профессиональная компетентность представляет собой совокупность профессионально значимых качеств,
необходимых для осуществления нормативно одобренных способов профессиональной деятельности [1]. Существенным для данного исследования является понятие «профессиональная компетентность педагога». Согласно определению Н.А. Нагибиной, Н.В. Ипполитовой, профессиональная компетентность педагога - это «интегративная характеристика субъекта педагогического труда, выражающую единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению педагогической деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств» [6, с. 45]. Одним из видов профессиональной компетентности педагога является методическая компетентность.
Проблемой становления методический компетентности педагогов занимались такие отечественные исследователи как Т.А. Загривная, Т.Э. Кочарян, Н.В. Кузьмина. Анализ исследований по данной проблеме позволяет заключить, что методическая компетентность педагога дополнительного образования представляет собой часть профессиональной компетентности педагога, определяющую готовность к осуществлению традиционной педагогической деятельности, а также проектированию и конструированию педагогических инноваций.
Термин «инновация» в дословном переводе означает - «в направлении изменений». Соответственно, педагогическая инновация представляет собой нововведение в педагогическую деятельность, а именно, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационная деятельность педагога дополнительного образования детей - это педагогическая деятельность, которая характеризуется разработкой нового содержания и технологий, или адаптацией уже созданных нововведений в сфере дополнительного образования, создающих условия для поддержки ребенка в его деятельности, развития его активности, избирательности и креативности. Результатами инновационной деятельности педагогов дополнительного образования могут выступать, во-первых, на основе принципа абсолютной новизны - авторские программы дополнительного образования; новые методики, образовательные технологии, образовательные проекты, методическая продукция. Во-вторых, на основе принципа относительной новизны результатами деятельности педагогов могут быть: внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе; проведение учебных занятий в инновационных формах.
В русле реализации основных направлений Концепции развития дополнительного образования детей, инновационную деятельность можно рассматривать как необходимый компонент методической деятельности педагога и в целом учреждения дополнительного образования детей.
Цель исследования состояла в проведении теоретического и эмпирического анализа содержания методической работы учреждений дополнительного образования и выявлении направлений деятельности методической службы по организации инновационной деятельности педагогов, а также определении условий, способствующих активизации инновационной деятельности педагогических работников сферы дополнительного образования детей.
В ходе исследования были проанализированы теоретические подходы к определению содержания инновационной деятельности педагога, изучен опыт и результаты работы методических служб и методических объединений ведущих учреждений дополнительного образования г. Нижнего Новгорода и области.
Согласно статистическим данным в Нижегородской области в 2017 году работало 174 государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, в которых обучалось около 142 тысяч детей и подростков. Дополнительные образовательные услуги оказывают около 4,5 тысяч педагогических работников системы дополнительного образования детей. Исследование показало, что в целях обновления содержания дополнительного
https://mir-nauki.com
образования, повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников сферы воспитания и дополнительного образования, выявления и распространения передового и инновационного опыта, эффективных форм и методов работы в Нижегородской области ежегодно проводится более 100 областных мероприятий. Наиболее значимыми в направлении выявления результатов инновационной деятельности педагогов являются: Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и Конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей, а также другие мероприятия.
Так, в Региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям» приняло участие 100 человек, что составило около 2 % от общего количества педагогов, занятых в этой области. В Областном этапе Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей Нижегородской области так же участвовало около 100 человек. В других Областных конкурсах методических материалов приняли участие порядка 320 педагогических работников, что составило около 6 % от общего количества педагогов дополнительного образования. Таким образом, следует отметить, что к инновационной деятельности привлечено лишь небольшое количество педагогических работников. Кроме того, анализ работ, участвующих в конкурсе авторских образовательных программ, проведенный членами экспертного совета, выявил следующее:
• недостаточный уровень актуальности программ и конкурсных материалов;
• низкий уровень целостности и логичности изложения информации;
• отсутствие новизны, оригинальности предлагаемых форм и методов работы;
• несоответствие целей и задач ожидаемым результатам;
• низкий процент авторского текста при проверке в системе "Антиплагиат".
Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о низкой мотивации и недостаточном уровне готовности педагогов дополнительного образования к инновационной и методической деятельности. Готовность педагога к инновационной деятельности проявляется, прежде всего, в умениях: профессионально отбирать содержание инновации; проектировать его реализацию путем применения современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации; а также умении описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.
Выявленная проблема во многом объясняется особенностями системы дополнительного образования, ставшей приемником традиций внешкольного воспитания и внеурочной деятельности. В связи с тем, что многие педагоги дополнительного образования, в силу разных обстоятельств, не имеют профессионального педагогического образования, их участие в инновационной педагогической деятельности становится недостаточно осмысленным, что в свою очередь мешает повышению их профессионального уровня. А также, как отмечают исследователи данной проблемы, многие педагоги включаются в инновационную деятельность пассивно и в силу сложившихся традиций выполняют свою роль чисто инструментально, не включаясь в сам исследовательский процесс [5].
Решение данной проблемы, прежде всего, связано с эффективной организацией методической работы в учреждении дополнительного образования. Методическая работа в образовательной организации представляет собой систему взаимосвязанных мер, основанных на результатах передовых научных исследований и инновационном педагогическом опыте, нацеленную на обеспечение профессионального роста педагога, его творческого потенциала
[7].
Методическую работу в учреждении дополнительного образования организует и курирует методическая служба. В связи с чем, первоочередной задачей методической службы является помощь педагогам дополнительного образования в повышении их профессионального научно-педагогического и методического уровня, в том числе, готовности к инновационной деятельности [2]. Решение данной задачи в рамках конкретной образовательной организации связано, прежде всего, с диагностикой и выявлением конкретных проблем, связанных с организацией инновационной деятельности педагогов. Результаты диагностических мероприятий должны стать основой для разработки программы повышения квалификации педагогов в направлении организации инновационной деятельности. В программу могут войти как общие вопросы, которые будут интересны всем педагогам так и узконаправленные проблемы по отдельным аспектам инновационной педагогической деятельности.
В ходе исследования была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации подготовки педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности. Цель программы: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в области инновационной деятельности, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Программа рассчитана на 72 учебных часа, из которых 36 часов являются аудиторными. Программа построена по модульному принципу и включает четыре блока: научно-теоретический, нормативно-правовой, проектный и методический. В зависимости от потребностей педагогов, модули могут комбинироваться. Модульный принцип построения программы предполагает, что набор модулей для освоения педагог сможет выбрать себе сам. Эта особенность программы позволяет учитывать интересы конкретного педагога. Освоение каждого модуля предполагает участие слушателей программы в теоретических занятиях, практико-ориентированной деятельности и выполнении заданий самостоятельных работ. Результатом освоения программы является выполненная педагогом проектная работа. Объектом проектирования может выступать дополнительная общеобразовательная развивающая программа по одному из направлений дополнительного образования (как целиком, так и ее часть, в зависимости от методической подготовленности педагога), методика проведения учебного занятия с использованием авторских разработок, проектирование новой формы проведения воспитательного мероприятия. Практическая реализация программы подготовки педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности может быть осуществлена на базе учреждения дополнительного образования с привлечением специалистов. В этом случае программа должна быть включена в план работы методической службы на учебный год.
Модель деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования в рамках реализации данной программы представляет собой систему, состоящую из следующих основных компонентов: целевой, мотивационный, практический, инновационный и рефлексивный. Рассмотрим данные элементы более подробно.
Целевой компонент предполагает определение целей и направлений инновационной деятельности, а также прогнозирование ожидаемых результатов.
Мотивационный компонент включает создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников учреждения.
Практический компонент деятельности методической службы ориентирован на оказание конкретной методической помощи педагогам (консультации как индивидуальные, так и групповые, кураторство, практическая работа), организация повышения квалификации, проведение мастер-классов и др. [3].
Инновационный компонент деятельности включает апробацию передового педагогического опыта, планирование, организацию и осуществление инновационной деятельности.
Рефлексивный компонент направлен на осуществление анализа качества оказания образовательных услуг дополнительного образования, анализ результатов деятельности педагогов (аттестационные мероприятия), оценка эффективности деятельности самой методической службы.
Организация инновационной деятельности педагогов требует от методической службы организации дополнительного образования детей решения ряда задач, а именно:
1. расширение и углубление профессиональных компетенций педагогов в области инновационной педагогической деятельности;
2. повышение мотивация педагогов к инновационной деятельности;
3. повышение качества образовательных программ через включение в их содержание инновационных компонентов;
4. развитие навыков педагогов в организации и осуществления собственной инновационной деятельности в рамках образовательного процесса и методической деятельности.
Организация и осуществление инновационной деятельности, помимо повышения уровня профессиональной подготовки, требует создания определенных условий, способствующих активному включению педагогов в этот процесс. В ходе исследования были выделены следующие условия организации инновационной работы педагога дополнительного образования:
а) личностные (способности к творчеству и рефлексии);
б) мотивационные (стремления и потребность к инновационным преобразованиям в педагогической деятельности);
в) научно-методические (обеспеченность специальной научной и методической литературой);
г) материально-технические (технические средства обучения, информационно-коммуникационная техника);
д) организационно-управленческие (комфортная обстановка; эффективная система управления и контроля инновационной деятельности, адекватные средства стимулирования инновационной деятельности);
е) организационно-педагогические (творческие педагогические мастерские, лаборатории, мастер-классы, диагностические мероприятия).
Рассмотрим данные условия более подробно. Личностные условия определяются личностными качествами педагога, характеризующими его творческие способности, склонности к экспериментальной, аналитической и исследовательской деятельности.
Мотивационные условия способствуют развитию у педагогов заинтересованности и стремления к совершенствованию своих профессиональных навыков, самосовершенствованию, повышению эффективности образовательного процесса, развитию личности обучающихся, расширению спектра дополнительных образовательных услуг.
Научно-методические условия предполагают обеспеченность педагогов научной педагогической и методической литературой, организацию консультаций в научно -образовательных организациях.
Материально-технические условия обеспечивают необходимую материально-техническую базу для реализации новшеств в образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса.
Организационно-управленческие условия направлены на создание в образовательной организации эффективной системы управления и контроля инновационной деятельности, комфортной обстановки для педагогического творчества, разработку адекватных средств стимулирования инновационной деятельности педагогических работников.
Организационно-педагогические условия нацелены на создание в образовательном учреждении атмосферы педагогической поддержки через творческие педагогические мастерские, исследовательские лаборатории, мастер-классы, диагностические мероприятия.
Создание максимально благоприятных условий для организации и разработки содержания инновационной деятельности, вовлечение в эту деятельность максимального количество педагогов во многом зависит от успешной деятельности методической службы учреждения дополнительного образования. Участие педагога в методической работе стимулирует его новаторские навыки, педагогическую инициативу, которые необходимы при осуществлении инновационной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3438.
2. Вербицкая С.Н. Инновации в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/index-675597.html. - (Дата обращения 24.10.2018).
3. Голубева О.В., Чайкина Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 48.
4. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Вестник Мининского университета. - 2018. -Том 6. - № 1.
5. Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования как педагогический феномен // General and Professional Education. - 2012, № 1, pp. 36-44 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_036-044.pdf. - (дата обращения 20.11.18).
6. Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya -kompetentnost-kak-sostavlyayuschaya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 21.11.2018).
7. Руднева Н.В. Единая методическая тема - эффективная форма организации методической работы педагогов // Дополнительное образование и воспитание. -2007. - N 11. - С. 20-26.
8. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В. Управление в системе дополнительного образования детей как профиль подготовки прикладной педагогической магистратуры // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 62.
Chalki^ Janna Vladimirovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: jannachaykina@mail.ru
Bykova Nadezhda Sergeevna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: nadezda.bykova1995@gmail.com
Dorogina Nadezhda Yurevna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: dorogina.nadya2016@yandex.ru
Ryzhikova Marina Pavlovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: marina_ryzhikova@inbox.ru
Innovative activity of teachers as a direction of the methodical work of the institution of additional education for children
Abstract. The article discusses the innovative activities of teachers of additional education in the framework of the methodological activities of the institution of additional education. The urgency of the problem under consideration is indicated in the Concept for the Development of Additional Education of Children, according to which the ability to modernize the content of their activities through the development and application of the latest scientific achievements and advanced pedagogical experience becomes the leading requirement for modern teachers. The authors consider innovation as a necessary component of the methodical work of the advanced teacher of additional education. The article also provides the definition of the concept "innovative activity of a tea cher of additional education for children". The article presents the results of the analysis of the content and results of the innovative activities of teachers of additional education on the example of the Nizhny Novgorod region. The article suggests ways to solve this problem, which are primarily related to the activities of the methodological service of the educational organization. The authors emphasize that the basis for the formation of teachers' experience in innovation and the creation of an innovative educational environment in the institution of additional education is the methodological work of the relevant services of the organization. The article proposes a model of the activity of the methodological service in the institution of additional education. The main components of the developed activity model are: target, motivational, practical, innovative and reflexive. The article presents a fragment of the developed additional professional advanced training program for teachers of additional education. The program is modular and can be implemented in the institution of additional education with the involvement of specialists. The organization and implementation of innovation, in addition to improving the level of professional training, requires the creation of certain conditions conducive to the active involvement of teachers in this process. The article describes the conditions for the organization of innovative activities of the teacher of additional education, such as personal, motivational, scientific and methodological, material and technical, organizational and managerial, organizational and pedagogical. The authors emphasize that the creation of the most favorable conditions for the organization of innovation activity, the involvement of the maximum number of teachers in this activity depends largely on the success of the methodological service of the additional education institution.
Keywords: methodical activity; methodical service; innovation; innovative activity of the teacher of additional education; conditions for the organization of innovative activity; teacher of additional education; establishment of additional education