Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УМЕНИЙ У УЧИТЕЛЕЙ / РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ (РМО) / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL DESIGN / DESIGN OF EDUCATIONAL PROCESS / MODELING / DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL TECHNOLOGY / LOGICAL AND SEMANTIC MODELING / FORMATION OF DESIGN SKILLS OF TEACHERS / DISTRICT METHODICAL ASSOCIATION OF TEACHERS (RMO) / COURSE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафина Юлия Владимировна

В статье говорится о необходимости формирования умений педагогов проектировать организацию учебного процесса целостно, с использованием технологий проектирования и моделирования. Рассматривается проектировочная компетентность, как ресурс повышения качества образования в школе. Проектировочная деятельность определяется как целенаправленная, творческая, инновационная деятельность педагогических работников по созданию и реализации в образовательном процессе школы, системы дополнительного образования педагогических проектов, модулей повышающих качество образования. Проектировочные умения педагога - это не естественные новообразования, они требуют развития, саморазвития и повышения квалификации. В статье рассматриваются основные направления совершенствования образования учителей, способствующие формированию и развитию проектировочных умений (районное методическое объединение - РМО, курсовая подготовка, использование в методической работе логико-смыслового моделирования). Рассматриваются различные подходы к оценке проектировочной деятельности учителя. Овладение проектировочной компетентностью возможно лишь при совершенствовании профессионально-педагогического мастерства и реализации проектно-технологического подхода в деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR IMPROVING THE DESIGN ACTIVITY OF THE TEACHER

The article deals with the need to develop the skills of teachers to design the organization of the educational process holistically, using modeling technologies. Design competence is considered as a resource for improving the quality of education in school. Engineering design activities are defined as purposeful, creative, innovative activities of teachers in the creation and implementation in the educational process of the school, the additional education system of pedagogical projects, modules, improving the quality of education. Design skills of the teacher are not natural neoplasms, they require development, self-development and professional development. The article deals with the main directions of improving the education of teachers, contributing to the formation and development of design skills (district methodical Association - RMO, course training, use in the methodical work of logical and semantic modeling). The estimation of the level of development of design activity is presented. Mastery of design competence is only possible when improving vocational and pedagogical skills and project-technological approach to teaching.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

Литература:

1. Блохина Ю.А., Мищенко М.Г., Цыганкова А.А. Использование дидактического синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 15. С. 46-48.

2. Букаева Т.И. Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Интерактивная наука. 2016. № 9. С. 25-27.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.

4. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология образования. 2014. № 1. С. 89-97.

5. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. 2005. № 5. С. 35-37.

Педагогика

УДК 371.39

аспирант Мустафина Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы" (г. Уфа)

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье говорится о необходимости формирования умений педагогов проектировать организацию учебного процесса целостно, с использованием технологий проектирования и моделирования. Рассматривается проектировочная компетентность, как ресурс повышения качества образования в школе. Проектировочная деятельность определяется как целенаправленная, творческая, инновационная деятельность педагогических работников по созданию и реализации в образовательном процессе школы, системы дополнительного образования педагогических проектов, модулей повышающих качество образования. Проектировочные умения педагога - это не естественные новообразования, они требуют развития, саморазвития и повышения квалификации. В статье рассматриваются основные направления совершенствования образования учителей, способствующие формированию и развитию проектировочных умений (районное методическое объединение - РМО, курсовая подготовка, использование в методической работе логико-смыслового моделирования). Рассматриваются различные подходы к оценке проектировочной деятельности учителя. Овладение проектировочной компетентностью возможно лишь при совершенствовании профессионально-педагогического мастерства и реализации проектно-технологического подхода в деятельности учителя.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса, моделирование, дидактическая многомерная технология, логико-смысловое моделирование, формирование проектировочных умений у учителей, районное методическое объединение учителей (РМО), курсовая подготовка.

Annоtation. The article deals with the need to develop the skills of teachers to design the organization of the educational process holistically, using modeling technologies. Design competence is considered as a resource for improving the quality of education in school. Engineering design activities are defined as purposeful, creative, innovative activities of teachers in the creation and implementation in the educational process of the school, the additional education system of pedagogical projects, modules, improving the quality of education. Design skills of the teacher are not natural neoplasms, they require development, self-development and professional development. The article deals with the main directions of improving the education of teachers, contributing to the formation and development of design skills (district methodical Association - RMO, course training, use in the methodical work of logical and semantic modeling). The estimation of the level of development of design activity is presented. Mastery of design competence is only possible when improving vocational and pedagogical skills and project-technological approach to teaching.

Keywords: Pedagogical design, design of educational process, modeling, didactic multidimensional technology, logical and semantic modeling, formation of design skills of teachers, district methodical Association of teachers (RMO), course training.

Введение. Развитие общества на современном этапе характеризуется ускоренными темпами преобразований. И каждому современному человеку важно обладать такими качествами, как умение планировать, оценивать, проектировать не только жизненные, но и профессиональные перспективы развития. Сегодня актуально иметь представления об инновационных проектах образования, стремиться к достижению умений использовать в работе адекватные дидактические средства - инструментальную опору для анализа и синтеза полученной информации, снижать затраты времени для её активного накопления и запоминания. Одним словом уметь проектировать свою деятельность и обладать проектировочными компетенциями. В настоящее время всплывают проблемы, связанные с качественными изменениями в профессиональной деятельности педагогов, например, высокие нагрузки и трудозатраты в педагогической деятельности. И поэтому, на первый план выходят такие умения, как проектирование, прогнозирование педагогической деятельности. Каждому педагогу важно научиться видеть не только сам педагогический процесс, но и его условия, результаты и перспективы развития. В огромном потоке информации, научившись проектировать, педагог сможет технологично, системно и грамотно строить образовательный процесс, затрачивая минимум сил и времени.

Обеспечение совершенствования образовательной системы района - это разработка и распространение образовательных нововведений в учебные заведения в форме поиска улучшения содержания образования, новых способов работы, новых форм и организационных практик, инновационных технологий (как многоплановая образовательная технология В.И. Штейнберга), и преподавательский состав, способный управлять быстро развивающимися образовательными процессами [1].

В контексте повышения качества образования мы рассматриваем проектировочную деятельность учителя - как наиболее важный и перспективный на современном этапе образования компонент деятельности, и технологические подходы к развитию образовательной системы района, которые помогают в инструментальном и дидактическом обеспечении образования. И «Педагогический дизайн», как понятие представляющее проектировочную деятельность как целенаправленную, творческую деятельность педагогов по созданию и внедрению образовательных проектов в учебный процесс, тем существенно улучшая качество проектной деятельности учащихся, и, соответственно, качество образования [1].

Проектировочная деятельность педагогов рассматривалась такими учеными, как С.М. Юсфиной, Ю.В. Громыко, Н.О. Яковлевой, А.М. Новиковой и др. В исследованиях Л.И. Гурье, В.А. Левина, З.И. Лаврентьевой, В.В. Давыдова, С.М. Михайлова, Г.Б. Корнетова, В.Е. Родионова и др.

Технологические подходы к развитию образования и инструментально-дидактическое обеспечение деятельности педагога рассматривались такими учеными, как (В.И. Андреев, В.В. Белич, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, М.А. Чошанов, В.Э. Штейнберг и др.).

Изложение основного материала статьи. Умения педагогов планировать задачи и тенденции изучения своего предмета, предвидеть затруднения со стороны обучающихся при усвоении предмета, находить методы и методические приемы, необходимые для совершенствования преподавательской работы, определять наиболее рациональные виды деятельности обучающихся, корректировать свою деятельность, исходя из реакции обучающихся на новый материал, выбирать инновационные маршруты и технологии, а так же способность к рефлексии являются проектировочными. Умения педагога проектировать свою деятельность не являются естественным новообразованием, они формируются в течение всей педагогической деятельности. Интенсивное изучение передовых моделей образовательной работы нацелено на подготовку педагогических работников к проектированию и видению целостного образовательного процесса в научных исследовательских работах, к темам подготовки проектов и совершенствованию системы профессионального становления педагога [4].

Практическая деятельность учителей и ее анализ показывают, что, уровень методической подготовки учителей высокий, но образовательные результаты, соответствующие требованиям современного социума, не обеспечены. Анкетирование педагогов, проведенное в 2019 году в городе Уфа, выявил низкий уровень компетентности в области проектирования и дизайна педагогической деятельности. Более 85% респондентов не смогли ответить на вопрос о значимости проектирования, проектировочных умений для профессиональной деятельности в современном обществе.

В статье «Методика формирования проектировочных умений у учителей математики» Л.С. Сагателова обозначает такие организационно-педагогических условия, как:

- учебный процесс предполагает структурирование таким образом, чтобы обучающиеся понимали смысл овладения дизайнерско-проектными навыками, необходимыми в профессиональной и образовательной деятельности;

- образовательный процесс проходит дифференцированно для учащихся различных категорий и уровней профессиональных способностей с использованием системной технологии обучения;

- организованный процесс образования в школе, обеспечивает условия для планирования индивидуального развития обучения педагогов соответственно их профессиональных потребностей и навыков;

- учебный процесс, как основа активности педагога, его самостоятельности, инициативности и рефлексии [1].

На наш взгляд, необходимо добавить еще одно условие, необходимое для развития проектировочных умений педагогов, это использование в работе дидактической многомерной технологии (ДМТ) В.Э. Штейнберга.

Технологизация образования ориентирована на решение 2-ух главных задач:

- повысить продуктивность образовательной работы, которая зависит от интеграции интеллекта и умственных способностей ученика с дидактическими инструментами, увеличивая его возможности развивать и осваивать познания окружающего;

- обеспечить переход от управления деятельности педагога к управлению учебной работой обучающегося, вооруженного надлежащими инструментами.

Учитель, освоивший проектно-технологический подход, работает в определенной системе координат, универсальной, многомерной и наглядной и позволяет программировать аналитические действия.

Проектирование многомерных моделей представления педагогических объектов предусматривает:

- выбор темы на основе многомерной оценки ее когнитивного, экспериментального и оценочного значения;

- формирование противоречий и проблем при оформлении темы;

- подготовка эвристических вопросов для объяснения и назначения темы;

- разработка всех этапов изучения темы.

Еще одним условием повышения квалификации учителей Орджоникидзевского района городского округа город Уфа являются районные методические объединения (РМО), организованные учителями-новаторами, районной администрацией. Модульный принцип построения работы таких объединений и применение дидактических многомерных технологий дает возможность педагогам выбрать необходимую тематику для формирования той или иной педагогической компетенции. В работе районных методических объединений (РМО) задействованы аспиранты, преподаватели вузов. Компетентностный подход таких занятий даёт возможность педагогу совершенствоваться. Так, в процессе изучения модулей учителя приобретают информационно-коммуникационные компетенции, проектировочные компетенции, методические компетенции, компетенции построения образовательного процесса по ФГОС. В соответствии с ФГОС ОО обучающиеся (учителя школ) приобретают дополнительные компетенции по формированию универсальных учебных действий, мотивации обучающихся; по овладению формами и методами обучения, в том числе проектной деятельности; организации внеурочной деятельности (учебно-исследовательская) с учетом возможностей школы, историко-культурного своеобразия региона; в части совместного с учениками анализа ситуаций; по подготовке к участию в исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах и

конференциях; к применению информационных ресурсов и технологий; применению дидактической многомерной технологии и дидактического дизайна в проектировочной деятельности.

При организации районных методических объединений мы руководствовались принципами: научность; практико-ориентированный подход; компетентностный подход; адресность; диагностико - аналитическая основа; партнерство; креативность; инноватика; разнообразие используемых технологий.

Проектировочная компетентность учителя представляет собой сложную интегративную концепцию, которая включает в себя управленческий, эмоциональный, личностный и творческий компоненты. Чтобы оценить проектировочную деятельность, необходимо найти оптимальную систему критериев и показателей.

Исследования, посвященные проблеме определения критериев оценки развития необходимых навыков (качеств) для проектировочной деятельности, показывают, что система критериев оценивания соответствует структурным составляющим каждого умения. При оценивании проектировочной деятельности учителя целесообразно применять такие критерии: мотивационный, творческий, организационный и рефлексивный.

Данные критерии определяются для формирования проектировочных умений учителей и применения их в педагогической деятельности, и отражают составляющие ее структуры. Предполагается, что в структуре четыре компонента, и поэтому представляется целесообразным сформировать четыре критерия, которые будут соответствовать оценке изучаемого навыка, или умения, табл. 1.

Таблица 1

Критерии и показатели проектировочных умений учителя

Критерии Показатели

Мотивационный 1. Интерес к проектировочной деятельности. 2. Потребность применения проектирования.

Творческий 1. Возможности использования проектирования. 2. Собственно проектировочная деятельность.

Организационный 1. Проектировочные навыки на профессионально-педагогическом поле. 2. Технология проектировочной деятельности. 3. Дидактическая многомерная технология и дидактический дизайн в работе учителя.

Рефлексивный 1. Оценка собственных умений в процессе проектировочной деятельности. 2. Самосовершенствование и самоанализ.

Для определения уровня развития проектировочных умений педагога показателями могут быть: методический (дизайн профессиональной деятельности, потребность применения проектировочных навыков, осознание проектной деятельности, знание возможностей использования дизайна в образовательном процессе., формирование собственной педагогической философии.

(Оценивается по анкете «Самооценка методологической культуры учителя» автор: Л.Г. Полякова); технологический (владение технологиями, способами и приемами профессиональной деятельности, использование проектировочных навыков на профессионально-педагогическом поле, применение технологий проектировочной деятельности. Авторы: В.А. Сластенин, Л.С. Подымова); определение уровня рефлексии (оценивание своих умений в процессе проектирования обучающего процесса, самосовершенствование в результате анализа педагогической деятельности). Оценивается диагностикой уровня развития рефлексивности. Автор: А.В. Карпов.

Такой подбор показателей сформирован на требованиях определенных в профессиональном стандарте «Педагог» [11]. Имеющийся в стандарте список профессиональных компетенций включает в себя и умение проектировать, планировать образовательную и пространственную среду; и готовность к организации образовательного процесса при использовании интерактивных, эффективных технологий обучения; и готовность адаптировать и использовать технологии в работе».

Все вышеперечисленные методики были использованы на диагностическом этапе, где вывод оказался таков, что проектировочные умения учителей на среднем (в 57%), и низком (в 28%) уровнях.

На формирующем этапе мы работали над развитием проектировочной компетентности педагогов через организацию районного методического объединения учителей Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. С целью реализации эксперимента на формирующем этапе применялись технологии моделирования, дидактическая многомерная технология и её инструменты - логико-смысловые модели, подбирались консультации, вебинары и видеосопровождение, организованы взаимопосещения для определения лучших практик педагогов в проектировочной деятельности. В процесс обучения педагогов были включены такие обучающие темы, как «Проектировочная деятельность в работе учителя», «Технологии проектирования», «Дидактическая многомерная технология и дидактический дизайн» и др., на которых педагоги знакомились с применением в работе проектировочных умений, с инновационными процессами в педагогическом проектировании. В рамках систематического сотрудничества с профессорами, аспирантами были изучены элементы проектировочной деятельности: в работе с учащимися, в подготовке документации, в работе с родителями и в научных работах по созданию проектов. Для формирования проектировочных компетенций учителей была создана система проведения исследовательских проектов с учащимися, многие из которых были реализованы на республиканском, городском и федеральном уровнях. Данная работа велась под руководством аспиранта БГПУ им. М. Акмуллы, с участием преподавателей вуза.

На третьем (контрольном) этапе мы подвели итоги работы РМО, итоги развития проектировочных умений учителей городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Выводы. Таким образом, в экспериментальной группе мы увидели существенные различия по показателям уровня развития проектировочной деятельности. Полученные по результатам экспериментальной работы данные, являются показателем того, что предложенная система формирования проектировочной компетентности учителя в условиях работы районного методического объединения с

использованием многомерной дидактической технологии эффективна, поскольку показатели ее формирования значительно повысились. Применение в образовании разработанной системы для формирования проектировочных компетенций учителей через районные методические объединения, работающие посредством курсовой подготовки, является эффективным способом развития компетенций учителя, соответствия требованиям профессионального стандарта каждого педагога.

Исследование профессиональной удовлетворенности педагогов городского округа город Уфа от овладения проектировочной компетентностью показывает широту актуальности обучения с применением проектировочных технологий на совершенствование профессионально-педагогической проектировочной деятельности учителя.

Большинство педагогов (порядка 87%) отмечают, что до овладения навыками проектировочной деятельности они затруднялись проектировать процесс обучения как целостную систему. Многие учителя не были знакомы с дидактическими многомерными технологиями и их инструментами - логико-смысловыми моделями, которые помогли спроектировать систему планирования, логику построения урока. Применение инновационных педагогических технологий в проектировочной деятельности выявило положительный эффект для развития проектировочной компетенции учителей.

Районное методическое объединение учителей городского округа город Уфа посредством курсовой подготовки педагогов повышает уровень профессионального мастерства учителей; формирует проектировочные компетенции, стимулирует расширение знаний; помогает внедрению передового и инновационного педагогического опыта в практику работы школы.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 5-71; 171-235; 431-451.

2. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. - Казань: Казан. гос. технол. унт, 2004. - 212 с.

3. Монахов В.М. Педагогическое проектирование: современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. - 2001. - № 5. - С. 75-89.

4. Никонова Е.З. Методическая система формирования проектировочной компетентности будущего учителя информатики: дис. канд. пед. наук. - Нижневартовск, 2008. - 204 с.

5. Сагателова Л.С. Методика формирования проектировочных умений у учителей математики // Научно-теоретический журнал. Выпуск 1 (26) 2016: - Челябинск, 2016. С. 93 -100.

6. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.В. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник образования. 2007. № 7. С. 25-33.

7. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза // Теория и практика общественного развития журнал. Выпуск 10 2013: - Поволжье, 2013. С. 223 -228.

8. Профессиональный стандарт учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.ru (дата обращения: 25.06.2019).

9. Сагателова Л.С. Проектирование интегративного образовательного пространства обучения математике в общеобразовательной организации // Теория и практика развивающего образования школьников: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск : SIMJET, 2015. -С. 174-186.

10. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесс в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования). - М., 2002. - 303 с.

11. Шмелькова Л.В. Проектирование инновационной деятельности в образовательном учреждении: методические материалы, ЯНОИПКРО. - Салехард, 2008. - 118 с.

12. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Яковлева Надежда Олеговна. - Челябинск, 2003. - 355 с.

13. Штейнберг В.Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии - через кризис педагогики - к технологии. Часть 2. Проблемы и пути технологизации образования. / Валерий Эмануилович Штейнберг. -Уфа: БГПИ, 1997. - 95 с.

14. Штейнберг В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов. / Валерий Эмануилович Штейнберг. - Уфа: БФИРПО, 1996. - 132 с.

15. Davis R. King J. An overview of production systems // Machine Intelligens, Edinburg University Press. 1977.

16. Educational Goals / Stadies and surveys in comparative education / Paris: Unesco, 1980. 231 p.

17. White J.P. The Aims of Education Restated. London: Routledge Je. Kegan Paul. 1987. Up.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Никитенко Юлия Александровна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Степанова Инга Юрьевна Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); студент Игнатова Карина Олеговна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОБЛЕМ В ГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Аннотация. Условия реализации профессиональной деятельности в настоящее время характеризуются высоким уровнем неопределенности. В процессе деятельности человек сталкивается с большим количеством профессиональных проблем, которые необходимо решать. Сложность проблем часто требует командной работы. Поэтому в процессе подготовки в вузе необходимо создавать условия для освоения обучающимися умение решать профессиональные проблемы в команде. В статье определяются моменты, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.