УДК 37
Шабаева И.В.
студентка
Оренбургский государственный педагогический университет
(г. Оренбург, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в данной статье мы рассмотрим особенности организации работы добровольческого отряда на базе образовательной организации, современные способы развития добровольческой деятельности.
Ключевые слова: добровольческая деятельность, добровольческий отряд, школа, технология, прием, метод.
Добровольческая деятельность в образовательной организации играет значительную роль в формировании личности обучающихся и развитии их социальных навыков. Это добровольное участие обучающихся в различных проектах и мероприятиях, которые не только способствуют развитию их личностных качеств, но и формируют навыки самоорганизации, коммуникации и социальной ответственности. Добровольческая деятельность не только обогащает учебный процесс, но также помогает школьникам стать активными участниками общества и осознанными гражданами.
Создание на базе образовательной организации добровольческого отряда - это эффективный способ помощи учебным заведениям в проведении различных мероприятий, обеспечении безопасности и создании комфортной обстановки для обучающихся и педагогов. Практический опыт работы добровольческого отряда на базе образовательной организации позволяет значительно расширить возможности школы или вуза и повысить их статус в обществе.
В рамках работы добровольческого отряда на базе образовательной организации проводятся различные мероприятия, такие как:
- Организация мероприятий по благоустройству территории школы или вуза: посадка цветов, уборка мусора, покраска заборов и лавочек и т.д.
- Проведение мероприятий по обеспечению безопасности: организация постов наблюдения, оказание помощи при ЧП, проведение мероприятий по пропаганде безопасного поведения.
- Помощь в проведении культурно-массовых мероприятий: организация концертов, выставок, спортивных соревнований, творческих конкурсов и т.д.
- Проведение внеклассных мероприятий по развитию социальных навыков, коммуникации и творческих способностей учащихся.
Члены добровольческого отряда приобретают ценный опыт работы в команде, управлении проектами, организации мероприятий, что пригодится им в будущей профессиональной деятельности. Работа добровольческого отряда на базе образовательной организации - это ценный опыт и возможность для развития и самосовершенствования как членов отряда, так и педагогов и администрации учебного заведения.
Выделим основные преимущества для образовательной организации при условии работы добровольческого отряда на ее базе:
Добровольческий отряд на базе образовательной организации способствует формированию гражданской ответственности у обучающихся.
Участие в добровольческом отряде позволяет обучающимся приобрести ценный опыт работы в команде и развить лидерские качества.
Регулярные акции и мероприятия, проводимые добровольческим отрядом, способствуют укреплению связей между образовательной организацией и обществом.
Добровольческий отряд может стать площадкой для самореализации студентов, помогая им найти свое призвание и цель в жизни.
Участие в добровольческом отряде на базе образовательной организации способствует росту социальной активности и развитию социальной компетентности участников.
Организация добровольческой деятельности играет важную роль в обществе, способствуя решению различных социальных проблем и улучшению качества жизни людей. Однако для достижения эффективных результатов в этом виде деятельности необходим комплексный подход, который включает в себя учет мотивации добровольцев, эффективное управление ресурсами и разработку гибкой структуры.
Мотивация играет ключевую роль в добровольческой деятельности. Добровольцы могут быть мотивированы различными факторами, такими как социальное признание, желание помочь другим, личное удовлетворение от участия в благотворительных проектах. Понимание и учет мотивации добровольцев помогает организациям привлекать и удерживать активных участников, а также создавать условия для их профессионального и личностного развития. Именно поэтому при работе с добровольцами на первый план выходит технология актуализации мотивационного потенциала, для реализации которой можно подобрать наиболее удобные методы и приемы.
Эффективное управление ресурсами также играет важную роль в организации добровольческой деятельности. Эффективное распределение времени, финансов и других ресурсов позволяет достичь поставленных целей, минимизировать издержки и обеспечить устойчивое развитие проектов. Кроме того, важно разработать механизмы мониторинга и оценки эффективности деятельности добровольцев для постоянного улучшения процессов и результатов работы, а следовательно изучить и использовать технологию контроля и оценки эффективности добровольческой деятельности. Для ее реализации можно воспользоваться методами SWOT и контент анализа, результаты которых будут ясны не только педагогу, но и самим членам отряда.
Гибкая структура организации также является важным элементом успешной добровольческой деятельности. Гибкость позволяет адаптироваться к
изменяющимся обстоятельствам, быстро реагировать на вызовы и возможности, а также эффективно распределять задачи и ответственность между участниками. Гибкая структура способствует взаимодействию и сотрудничеству между участниками проектов, что, в свою очередь, способствует достижению поставленных целей и решению социальных проблем. Для развития гибкой структуры можно воспользоваться технологиями сотрудничества и наставничества с целью установления партнерских отношений с организациями занимающимися добровольческой деятельностью или поддерживающими ее. Можно применить реверсивное или флеш-наставничество, организовать форумы и образовательные площадки для обмена опытом.
Кураторы могут использовать реверсивное наставничество для обучения добровольцев планированию задач и распределению обязанностей. Вместо того чтобы рассказывать, как выполнять задачу, куратор может попросить добровольцев предложить свои собственные решения и обсудить их эффективность.
Реверсивное наставничество может быть использовано для обучения добровольцев навыкам разрешения конфликтов. Куратор может предложить добровольцам рассмотреть конкретную ситуацию и предложить свои варианты решения проблемы, а затем обсудить их с куратором и другими членами отряда.
Флеш-наставничество может быть использовано для предоставления добровольцам быстрой обратной связи по их действиям и результатам и оценки навыков. Куратор может проводить короткие встречи с добровольцами и партнерами после выполнения задач или проектов, чтобы обсудить их успехи и возможные улучшения.
Флеш-наставничество может быть использовано для мотивации и поддержки добровольцев. Куратор может проводить короткие встречи с добровольцами и партнерами, чтобы поблагодарить их за их усилия, поощрить и определить варианты необходимой поддержки.
Новые технологии играют ключевую роль в современном мире, и добровольческая деятельность не является исключением. Инновации в этой сфере могут значительно улучшить координацию и обмен информацией между участниками, что в свою очередь сделает работу организации более эффективной.
Одним из примеров таких инноваций является использование специализированных онлайн платформ для управления добровольческими проектами. Эти платформы позволяют участникам быстро и удобно обмениваться информацией, распределять задачи, отслеживать прогресс и оценивать результаты. Такой подход сокращает время на административные задачи и повышает оперативность действий.
Кроме того, новые технологии могут помочь привлечь новых добровольцев и повысить их мотивацию. Например, использование социальных сетей и мобильных приложений для рекламы и координации деятельности добровольцев может значительно упростить процесс поиска новых участников. Также интерактивные добровольческие проекты и игровые элементы могут сделать участие более увлекательным и мотивирующим.
В целом, внедрение инновационных технологий, методов и приемов в организации добровольческой деятельности позволит улучшить ее эффективность, сделать работу более прозрачной и структурированной, а также создаст дополнительные возможности для привлечения новых участников и повышения мотивации добровольцев. В итоге это приведет к более успешным и значимым добровольческим проектам, способствуя решению социальных проблем и улучшению качества жизни людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксенова, Т.В. Добровольчество в образовательной среде: опыт и перспективы // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 48-51;
2. Баранова, Н.А. Добровольчество в школе: опыт и проблемы // Современная школа. - 2017. - № 2. - С. 47-51;
3. Андреева, Н.Н. Добровольчество в образовательной среде: теоретические и методические аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Педагогика". 2018. № 4 (73). С. 65-73;
4. Маркова, Н.В. Добровольчество в системе образования: опыт и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Педагогика". 2019. № 3 (78). С. 117-124;
5. Петрова, М.А. Добровольчество в образовательной среде: понятие, особенности, проблемы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6 (160). С. 105-111;
6. Соколова, Н.Н. Добровольчество в системе образования: проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Педагогика". 2016. № 1 (64). С. 103-111;
7. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов, под ред. Н.В. Бордовской. — 3-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2018. — 432 с. — (Бакалавриат)
Shabaeva I.V.
Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia)
ORGANIZATION OF WORK OF VOLUNTEER UNIT ON BASIS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: in this article we will consider the features of the organization of the work of a volunteer detachment on the basis of an educational organization, modern ways of developing volunteer activities.
Keywords: volunteer activity, volunteer unit, school, technology, reception, method.