Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 187-193. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 11. P. 187-193.
Научная статья УДК 37.015
https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.28
Дефициты в добровольческой (волонтерской) деятельности в системе высшего образования (на примере Алтайского края и Свердловской области)
Анастасия Сергеевна Свидовская
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на примере Алтайского края и Свердловской области рассматриваются особенности развития добровольчества в системе высшего образования. Студенты высших учебных заведений - основные участники волонтерской деятельности в регионах и одновременно устойчивый добровольческий ресурс. На основе проведенной летом 2022 года экспертной сессии в вузах указанных регионов были выявлены дефициты в волонтерской деятельности и предложены варианты их устранения. Так, к внутренним проблемам добровольчества можно отнести сильное эмоциональное выгорание и отсутствие мотивации у студентов, а к внешним - сужение волонтерских смыслов и недостаточную профессиональную поддержку организаторов добровольческой деятельности в вузовской среде. Обмен опытом и ресурсами, имеющимися у вузовских волонтерских центров, позволит сделать работу участников добровольческого движения среди молодежи более эффективной.
Ключевые слова: добровольческая (волонтерская) деятельность, дефициты, система высшего образования, ресурсный центр, Алтайский край, Свердловская область
Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства Просвещения России в рамках реализации государственного задания № 073-00087-22-02 от 26.04.2022 на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Исследование результатов реализации программ добровольческой (волонтерской) деятельности и разработка рекомендаций по практическому применению в едином воспитательном пространстве (педагогические вузы, школы, учреждения дополнительного образования)».
Для цитирования: Свидовская А.С. Дефициты в добровольческой (волонтерской) деятельности в системе высшего образования (на примере Алтайского края и Свердловской области) // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 187-193. https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.28.
Original article
Deficiencies in Volunteer Activities in the System of Higher Education (By the Example of Altai Krai and Sverdlovsk Oblast)
Anastasia S. Svidovskaya
Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the peculiarities of the development of volunteerism in the system of higher education by the example of the Altai and Sverdlovsk regions. Students of higher education institutions are the main participants in volunteer activities in the regions and at the same time a sustainable volunteer resource. On the basis of the expert session held in the summer of 2022 in the universities of these regions deficits in volunteer activities were identified and options to address them were proposed. For instance, the internal problems of volunteering include severe emotional burnout and lack of motivation among students, and the external ones include narrowing of volunteer meanings and insufficient professional support of volunteer activity organizers in the university environment. Sharing experiences and resources available to university volunteer centers will make the work of participants in the youth volunteer movement more effective.
Keywords: volunteer activities, deficits, higher education system, resource center, Altai Krai, Sverdlovsk
Oblast
Funding: the reported study was funded by the Ministry of Education of Russian Federation under the state task № 073-00087-22-02 from 26.04.2022 to perform applied research work on "The study of the results of the implementation of voluntary programs (volunteer) activities and development of recommendations for practical use in the single educational space (teacher training colleges, schools, institutions of additional education)".
For citation: Svidovskaya, A.S. (2022) Deficiencies in Volunteer Activities in the System of Higher Education (By the Example of Altai Krai and Sverdlovsk Oblast). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 187-193. Available from: doi:10.24158/spp.2022.11.28 (In Russian).
© Свидовская А.С., 2022
Одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации в последние годы становится добровольческое (волонтерское). Начиная с 2018 г., который указом Президента В.В. Путина от 06.12.2017 № 5831 был объявлен Годом добровольца (волонтера), государственная поддержка и управление в данной сфере расширяют свое влияние. В рамках этого была разработана Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации вплоть до 2025 года (далее - Концепция)2. Основными целями развития добровольчества (волонтерства), обозначенными в данном документе, является «расширение возможностей для самореализации граждан, повышение роли добровольчества (волонтерства) в общественном развитии, формирование и распространение добровольческих (волонтерских) инновационных практик социальной деятельности»3. В перспективе добровольческая (волонтерская) деятельность при целенаправленном развитии способна стать мощнейшим государственным ресурсом, ориентированным на выполнение трудноразрешимых социальных задач.
С целью структурировать добровольческую (волонтерскую) деятельность и развить ее в каждом из регионов Российской Федерации Ассоциация волонтерских центров, созданная в 2017 г., осуществляет формирование сети региональных ресурсных центров добровольчества, призванных вести организационную, консультационную, методическую работу с населением4. На сайте Ассоциации волонтерских центров числится 72 ресурсных центра добровольчества5. Кроме того, Агентством стратегических инициатив разработан «Стандарт поддержки волонтерства в регионах»6, который призван наладить взаимодействие региональных органов государственной власти с социальными некоммерческими организациями.
Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Представителям соответствующей возрастной категории, являющимся основными субъектами волонтерских инициатив, уделяется наиболее пристальное внимание в связи с развитием добровольчества. Так, в паспорте Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018)7, одной из задач федерального проекта «Социальная активность»8 названо «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципе справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»9.
По данным сайта Dobro.ru, основное число граждан, задействованных в добровольческой (волонтерской) деятельности, - это молодежь до 24 лет (67 %)10. Согласно реестру добровольческих организаций, числящихся на портале Dobro.ru, наибольшее число волонтерских организаций зарегистрировано в среде вузов11. Таким образом, именно учебное заведение высшей ступени образования является местом проявления активности молодежи в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, основной характеристикой которой является «деятельностная
1 О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) : Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2017 г. № 583 (вступил в силу с 6 дек. 2017 г.) [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42573 (дата обращения: 21.11.2022).
2 Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года ...
4 Метелев А.П., Белецкая Е.С., Козак Е.М. Модель регионального ресурсного центра добровольчества : методическое пособие. М., 2018. 167 с.
5 Региональная сеть [Электронный ресурс] // Ассоциация волонтерских центров. URL: https://авц.рф/regional (дата обращения: 25.10.2022).
6 Методические рекомендации по внедрению стандарта поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: https://clck.ru/32kYYm (дата обращения: 25.10.2022).
7 Паспорт Национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.govemment.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 25.10.2022).
8 Федеральный проект «Социальная активность» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/soc_activity/ (дата обращения: 21.11.2022).
9 Там же.
10 Аналитика волонтерства [Электронный ресурс] // Добро.ру. URL: https://dobro.ru/analytics (дата обращения: 25.10.2022).
11 Там же.
форма благотворительности; альтруистическая направленность, отсутствие материальной выгоды; действия по собственной воле без принуждения; субъект волонтерской деятельности мотивирован гуманистическими ценностями»1.
Современные исследователи рассматривают добровольческую (волонтерскую) деятельность в вузовской среде «как важный психолого-педагогический ресурс для приобретения обучающихся высшей школы жизненного, практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, системного восприятия будущей профессиональной деятельности, воспитания профессионально-значимых качеств личности» (Васильков-ская, Пономарев, 2019: 26), как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов(Рассохина и др., 2017).
За последние несколько лет выпущен целый ряд учебных и учебно-методических изданий, нацеленных на студентов высшей школы как на потенциальных организаторов и лидеров добровольческой сферы в ближайшие годы2.
Целью данной статьи является выявление специфики добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере высшего образования, обуславливающей ее потенциал, на примере Алтайского края и Свердловской области.
Задачи исследования состоят в том, чтобы выявить дефициты этого вида активности молодежи в вузовской среде и предложить механизмы их устранения.
В ходе исследования была применена методика анкетирования, позволяющая проанализировать современные тренды добровольческой (волонтерской) деятельности в регионах. Респондентам предлагалось выразить свое мнение относительно работы волонтера и оценки его труда, личностных качеств; деятельности организатора волонтерской деятельности; особенностей регионального социального заказа, возникающих дефицитов, качества волонтерского продукта.
Анкета была составлена нами с учетом современной специфики развития добровольческой (волонтерской) деятельности и может быть использована для изучения специфики развития данной сферы и в других регионах. Данное обстоятельство определяет новизну исследования.
Также был проведен сравнительный анализ статистических данных, касающихся добровольческой (волонтерской) деятельности, размещенных на сайте Dobro.ru, что позволило определить специфику рассматриваемого вида активности молодежи в регионе. В результате сопоставления данных, проведенного по определенному алгоритму, и изучения информации, полученной в ходе анкетирования, были выявлены внутренние и внешние дефициты добровольческой (волонтерской) деятельности в региональных организациях высшего образования.
По данным сайта Dobro.ru, на 2021 г. среди других субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает 12 место по количеству волонтеров, а Алтайский край - 283. Регион является одним из ведущих по динамичному развитию добровольчества, благодаря социальной активности граждан и многоплановой поддержке гражданских инициатив со стороны исполнительных органов власти. В связи с этим губернатором Е.В. Куйвашевым еще 2017 г. был объявлен в Свердловской области Годом добровольцев4. В это же время при поддержке Департамента молодежной политики Свердловской области в регионе начал функционировать СРОО «Ресурсный центр добровольчества Свердловской области "Сила Урала"», созданный с целью популяризации добровольческой деятельности среди жителей г. Екатеринбурга, а также продвижения волонтерских практик во всех муниципальных образованиях региона. Популяризация и поддержка добровольческой деятельности в Свердловской области закреплена в 2018 г. в областном законе «О патриотическом воспитании граждан Свердловской области»5 в отличие от
1 Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально-ориентированным НКО : учебник / ответ. ред. И.В. Мерсиянова. М., 2022. С. 36.
2 Методическое пособие по организации волонтерской (добровольческой) деятельности / под ред. Т.А. Шульгиной, Н.А. Кетовой, Е.П. Непочатых. Курск, 2020. 118 с. ; Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера : учебно-методическое пособие / ред. Л.А. Веретенникова [и др.]. Барнаул, 2018. 116 с. ; Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально-ориентированным НКО ... ; Основы организации и управления добровольческой деятельностью : учебник для студентов вузов / под общ. ред. О.А. Аникеевой, А.П. Рудницкой, О.В. Решетникова. М., 2019. 245 с.
3 Аналитика волонтерства ...
4 О проведении в Свердловской области Года добровольцев : распоряжение губернатора Свердловской области № 53-РГ от 13.03.2017 [Элек-тронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://www.pravo.gov66.ru/11750/ (дата обращения: 25.10.2022).
5 О патриотическом воспитании граждан Свердловской области : закон Свердловской области от 11.02.2016 № 11-ОЗ [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/432866725 (дата обращения: 25.10.2022).
аналогичного документа, принятого в Алтайском крае1. В последнем из указанных субъектов федерации добровольчество (волонтерство) развивается менее активными темпами в связи с недостаточно оформленной инфраструктурой. Краевой благотворительный общественный фонд «Алтайский центр развития добровольчества», созданный в 2012 г., на данном этапе в регионе выполняет функцию ресурсного центра добровольчества (волонтерства). Организация работает над формированием доступной системы поддержки добровольческих инициатив, занимается повышением качества методов организации добровольческой (волонтерской) деятельности.
По данным сайта Dobro.ru, на 2021 г. в Свердловской области зарегистрировано в 3,5 раза больше организаций, осуществляющих волонтерскую деятельность. При этом в Алтайском крае наблюдается большая включенность добровольцев в мероприятия. Так, на каждого из них приходится в три раза больше мероприятий, чем в Свердловской области. При этом в связи с большим количеством направлений деятельности в Свердловской области зарегистрировано большее количество волонтеров, прошедших обучение на портале Dobro.ru (табл. 1).
Таблица 1 - Статистика волонтерской деятельности, по данным сайта Dobro.ru, за 2021 г. в Алтайском крае и Свердловской области2_
Показатели сайта Dobro.ru (2021 г.) Алтайский край Свердловская область
Организаторы 456 1 701
Волонтеры 28 964 65 134
Мероприятия 1 244 7 946
Вакансии 1 945 10 871
Проекты 791 1 531
Количество обученных в Добро.Университет 3 668 10 670
Региональным трендом в г. Екатеринбурге в связи с обширной городской инфраструктурой является развитие спортивного и событийного волонтерства. Также лидирующие позиции в направлениях добровольческой деятельности занимают такие направления, как «дети и молодежь», «культура и искусство», «урбанистика». В Алтайском крае все виды добровольческой (волонтерской) деятельности развиты более равномерно. Лидирующие позиции занимают следующие ее направления: «дети и молодежь», «культура и искусство», «образование», «спорт и события», «старшее поколение». При этом в обоих регионах количество волонтеров, закрепленных за каждым из указанных направлений деятельности, различно (рис. 1).
Наука
Поиск пропавших Права человека Урбанистика ЧС
Люди с ОВЗ Интеллектуальная помощь Животные
Ветераны и историческая память Страшее поколение Коронавирус Спорт и события Экология Образование Здравоохранение и ЗОЖ Культура и искусство Другое Дети и молодежь
Рисунок 1 - Количество волонтеров по направлениям добровольческой деятельности
(по данным сайта Dobro.ru)3
1 О патриотическом воспитании в Алтайском крае : закон Алтайского края [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. https://clck.ru/32kYhP (дата обращения: 21.11.2022).
2 Аналитика волонтерства ...
3 Там же.
Свердловская область Алтайский край
4000
8000
12000
0
Для того чтобы сравнить добровольческую (волонтерскую) деятельность в системе высшего образования, нами была организована поездка в г. Екатеринбург, где была проведена экспертная сессия в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральском государственном педагогическом университете, Волонтерском центре Русской медной компании «Сила Урала». Такая же сессия была предпринята в Алтайском государственном педагогическом университете. В ходе исследования происходило общение с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и было осуществлено проведение анкетного опроса.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина представлен добровольческой организацией «Волонтеры Урала», созданной в 2011 г. Являясь структурной частью университета, она являет собой единый бренд, созданный Волонтерским центром Свердловской области, Министерством спорта и физической культуры Свердловской области. «Волонтеры Урала» - член Ассоциации волонтерских центров, с 2019 года - окружной центр мобильности волонтеров Уральского федерального округа. Под руководством директора данной организации осуществляется работа по следующим блокам: административному, управленческому, стратегическому, образовательно-мотивационному. Основные этапы реализации набора волонтеров на мероприятия проводятся в следующей последовательности: взаимодействие с оргкомитетом; привлечение и набор новых участников с использованием социальных сетей, наружной рекламы, СМИ; отбор кандидатов и волонтеров; обучение; управление волонтерами непосредственно во время проведения мероприятия.
Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) представлен в исследовании «Молодежным добровольческим центром УрГПУ» (МДЦ), который был создан в данном вузе в 2010 г. Организация является членом Ассоциации волонтерских центров России. В ее составе - более 700 студентов. Обучение волонтеров осуществляют кураторы МДЦ, штатные психологи Центра социализации и поддержки обучающихся. С целью сохранения психологического здоровья добровольцев в рамках проекта «С любовью для волонтеров» в вузе реализуется программа по восстановлению психологического здоровья его участников. Основной состав добровольческого центра представлен кураторами из числа сотрудников университета и студентов, которые организуют работу по следующим направлениям добровольческой деятельности: экологическому, событийному, социальному и инклюзивному, патриотическому, медиа-направлению. В педагогическом университете в учебном плане подготовки обучающихся по программе бакалавриата по профилю «Психология» наличествует курс «Психотехнология в проектной и волонтерской деятельности».
Волонтерский центр Русской медной компании «Сила Урала» проводит тренинги для добровольцев, оказывает образовательные услуги организациям, а также выстраивает их эффективную работу во взаимодействии с правительством, бизнесом и СМИ. Основное внимание уделяется развитию спортивно-событийного направления волонтерства.
В Алтайском крае деятельность добровольческих организаций, функционирующих на базе высшего образования, рассмотрим на примере Алтайского государственного университета (АГУ) и Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ).
Центр социально-педагогической деятельности «Волонтеры АлтГПУ» функционирует с 2013 г. Он оказывает помощь в организации как вузовских, так и городских, краевых мероприятий. Основные направления деятельности центра: событийное, оздоровительное, культурное, безопасности жизнедеятельности, финансовой грамотности, социальное.
В Алтайском государственном университете руководство волонтерской деятельностью, которая начала в нем развиваться в 2012 г., осуществляется силами специально-созданной площадки - Центра развития добровольчества (ЦРД), который начал функционировать в начале 2020-2021 учебного года. Цель организации - развитие и сопровождение социально значимых проектов и инициатив в университете и Алтайском крае. Структура центра включает следующие составляющие: руководство, совет по развитию добровольчества, волонтерские объединения университета и институтов (16 волонтерских центров и отрядов), школа волонтерского мастерства «Люмос».
В ходе изучения деятельности добровольческих (волонтерских) организаций на базе высших учебных заведений в Свердловской области и в Алтайском крае были выявлены внутренние и внешние дефициты организации этого вида активности молодежи.
1. Внутренний дефицит - отсутствие качественной мотивации студентов для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности. Как отмечают организаторы, только лишь небольшой круг обучающихся участвует в мероприятиях системно и с интересом, для остальных субъектов характерно разовое участие. Исследователи из Свердловской области, изучавшие дефициты в регионе в сфере добровольческой деятельности в 2018 г., отмечают тенденцию к «экс-клюзии волонтерского участия» (Зборовский и др., 2018: 16). За следованием активному призыву участвовать в массовых и событийных мероприятиях молодое поколение теряет истинную цель
добровольческой деятельности, связанную с помощью нуждающимся (престарелым, инвалидам, одиноким людям и т.д.), что приводит к «сужению смыслов добровольческой деятельности» (Зборовский и др., 2018: 19). Данная проблема характерна в целом для обоих регионов, но больше ощущается в Свердловской области, поскольку здесь больше объектов инфраструктуры, приспособленных для проведения событийных и спортивных мероприятий масштабов всероссийского и мирового уровня. Считаем, что увеличение объемов финансирования государства проектов социальной направленности (помощь престарелым, людям с ОВЗ, и др.) приведет к росту престижности данного вида волонтерства, что позволит уменьшить обнаруженный дефицит и перераспределить добровольческий ресурс.
2. Внутренний дефицит - эмоциональное выгорание среди добровольцев. Системное во-лонтерство, подразумевающее активное взаимодействие с большим количеством людей и эмоциональную вовлеченность в процесс взаимодействия с ними, приводит к эмоциональному выгоранию, характерному для всех профессий, где основой деятельности является забота о людях. Выгорание волонтеров - это постепенное снижение их вовлеченности в процесс по причине эмоциональной, психологической и физической истощенности. В устранении данной проблемы могут помочь ресурсы педагогических вузов, где студенты обучаются по психолого-педагогическим профилям подготовки. Так, в Уральском государственном педагогическом университете с целью сохранения психологического здоровья добровольцев реализуется специальная программа.
3. Внешний дефицит - некомпетентность потребителей добровольческого ресурса в плане специфики организации волонтерской деятельности. Так, участники нашего исследования при заполнении анкет выразили мнение, что организации, запрашивающие волонтерскую поддержку, не всегда предоставляют в полной мере необходимые сервисы (трансфер, вода, еда, связь). Важно отметить, что в целом на проблему несерьезного и даже пренебрежительного отношения к добровольческой (волонтерской) деятельности государственные структуры оказывают положительное влияние. Так, в дополнение к «Стандарту поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах» Агентством стратегических инициатив разработаны методические рекомендации1 по его внедрению, в которых предусмотрено «включение в поддержку добровольчества всех заинтересованных региональных органов исполнительной власти; разработка прозрачного порядка взаимодействия органов власти, добровольцев и добровольческих организаций; оказание мер поддержки в сфере инфраструктуры, подготовки добровольцев и должностных лиц, стимулирования добровольцев, финансовой и информационной поддержки добровольчества»2. Одним из вариантов заполнения данного дефицита может стать использование практики наставничества, при которой более опытный волонтер будет передавать знания младшему по статусу.
4. Внешний дефицит - недостаточная поддержка профессиональных организаторов волонтерской деятельности в вузовской среде. Поскольку активная повсеместная поддержка добровольчества государством началась с 2010 гг., то основные ресурсы выделяются на поддержку самого волонтера как главного субъекта деятельности, а не организаторов соответствующих мероприятий. С 20l8 г. добровольчество стало активнее внедряться в регионы, и соответственно, увеличилось число организаторов, для которых волонтерская деятельность является профессией. Считаем, что ресурсным центрам в регионах необходимо предпринять меры в рамках инициирования взаимодействия организаторов волонтерской деятельности, в результате чего субъектам федерации возможно будет обмениваться профессиональным опытом, получать поддержку от аналогичных структур.
Таким образом, организации, занимающиеся добровольческой деятельностью, представляют собой мощный волонтерский ресурс, способный решать задачи различного масштаба. Подобная деятельность в вузовской среде обладает большим потенциалом, поскольку к возрасту 18-24 лет студенты осознанно выполняют волонтерскую работу и стремятся к результату. В рассматриваемых регионах высшие учебные заведения сталкиваются в своей работе со схожими дефицитами. Выявленные внутренние проблемы в организации и реализации волонтерской деятельности распространены не только в среде вузов, поэтому к заполнению соответствующих дефицитов необходимо подходить комплексно и системно как со стороны воспитания и образования, так и со стороны государственного воздействия и управления, в рамках которого могут быть предприняты дополнительные меры, направленные на увеличение статусности и престижности добровольческой (волонтерской) деятельности. Внешние дефициты возможно нивелировать с помощью налаживания горизонтальных связей между университетами страны, в рамках которых будет производиться общение между студентами и организаторами волонтерской деятельности. Обмен опытом и ресурсами, имеющимися у вузовских волонтерских центров, позволят повысить эффективность добровольческой деятельности в регионах.
1 Методические рекомендации по внедрению стандарта поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах ...
2 Там же.
Список источников:
Васильковская М.И., Пономарев В.Д. Педагогика волонтерства: противоречия, проблемы и перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 26-27.
Зборовский Г.Е., Певная М.В., Ведерников А.А. Волонтерство в пространстве регионального управления (кейс Свердловской области) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 4. C. 10-25. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2018.4.1
Рассохина И.Ю., Аршинова Е.В., Билан М.А. Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 114-121.
References:
Rassokhina, I. Yu., Arshinova, Y. V. & Bilan, M. А. (2017) Volunteer Activities as Means of Students'' Professional Competence Formation. Professional Education in Russia and Abroad. (2 (26)), 114-121 (in Russian).
Vasilkovskaya, M. I. & Ponomarev, V. D. (2019) Pedagogy of Volunteering: Contradictions, Problems and Prospects. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. (3 (76)), 26-27 (in Russian).
Zborovsky, G. E., Pevnaya, M. V. & Vedernikov, A. A. (2018) Volunteering in the Field of Regional Management (the Case of Sverdlovsk Region). Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. (4), 10-25 (in Russian).
Информация об авторе А.С. Свидовская - аспирант кафедры отечественной истории Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=961620
Information about the author A.S. Svidovskaya - PhD student, Department of National History, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=961620
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 22.11.2022.