СПОРТ И ОБЩЕСТВО
Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 121-131 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 121-131
https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-121-131, EDN: NKKKUH
Научная статья УДК [061.23:796](470+571)
Особенности развития спортивного добровольчества
в России
Г. Б. Глазкова^, М. Н. Пуховская
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36
Глазкова Галина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0885-4612
Пуховская Марианна Николаевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4607-1678
Аннотация. Содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики Российской Федерации. Цель исследования - определить особенности развития спортивной волонтерской деятельности в России, обозначить современные проблемы и меры по их устранению для устойчивого развития спортивного добровольчества в субъектах Российской Федерации. Гипотеза исследования: своевременные меры поддержки развития спортивного волонтерского движения будут разработаны и реализованы, если: будут конкретизированы понятия «спортивное волонтерство», «спортивный волонтер», виды деятельности спортивного волонтерства; выявлены особенности и этапы развития зарубежного и российского спортивного добровольчества; разработаны научно-обоснованные предложения по созданию условий поддержки развития современного спортивного добровольчества в Российской Федерации. Входе исследования проанализированы информационные, нормативно-правовые, статистические и научно-методические источники в сфере развития спортивного добровольчества в России; определены особенности, проблемы данного направления добровольческой деятельности и пути их решения для эффективного развития спортивного добровольчества в Российской Федерации.
Ключевые слова: добровольчество, спортивное волонтерство, развитие и меры поддержки, всероссийское добровольческое движение, спортивные волонтеры
Для цитирования: Глазкова Г. Б., Пуховская М. Н. Особенности развития спортивного добровольчества в России // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 121-131. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-121-131, EDN: NKKKUH
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Features of the development of sports volunteerism in Russia
G. B. GlazkovaH, M. N. Pukhovskaya
Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow 117997, Russia
Galina B. Glazkova, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0885-4612 Marianna N. Pukhovskaya, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4607-1678
Abstract. The promotion of the development and dissemination of volunteerism is one of the priorities of the social and youth policy of the Russian Federation. The purpose of the study is to determine the features of the development of sports volunteerism in Russia, to identify current problems and measures to eliminate them for the sustainable development of sports volunteerism in the subjects of the Russian Federation. Research hypothesis: timely measures to
support the development of the sports volunteering movement will be developed and implemented if: the concepts of "sports volunteering", "sports volunteer", types of sports volunteering activities are specified; the features and stages of development of foreign and Russian sports volunteerism are identified; scientifically based proposals for creating conditions to support the development of modern sports volunteerism in Russia are elaborated. In the course of the study, information, regulatory, statistical and scientific and methodological sources in the field of development of sports volunteerism in Russia are analyzed; the features and problems of this area of volunteer activity and ways to solve them for the effective development of sports volunteerism in the Russian Federation are identified.
Keywords: volunteerism, sports volunteering, development and support measures, all-Russian volunteer movement, sports volunteers
For citation: Glazkova G. B., Pukhovskaya M. N. Features of the development of sports volunteerism in Russia. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 121-131 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-121-131, EDN: NKKKUH
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)
Введение
В настоящее время добровольческая (волонтерская) деятельность является важным ресурсом социального и экономического развития, повышения качества жизни мирового сообщества, который позволяет решать общественно значимые задачи в образовании, здравоохранении, культуре, социальной поддержке населения, физической культуре, охране окружающей среды, предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в других сферах [1, 2].
Содействие развитию и распространению волонтерской деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики Российской Федерации [3, 4]. По данным специалистов Высшей школы экономики, 72% россиян считают, что деятельность волонтеров (добровольцев) способствует решению проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом [5], 85% представителей власти указывают на необходимость дальнейшего устойчивого развития добровольческого (волонтерского) движения в России [6].
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 92% россиян доверяют волонтерам, 85% граждан заявляют о необходимости государственной поддержки волонтерскому движению [7].
Выступая на парламентских слушаниях «Поддержка и развитие волонтерского движения в России» (06.12.2021), Артем Метелев (председатель Комитета по молодежной политике) указал, что сегодня волонтерство в России становится нормой жизни - 15% граждан являются добровольцами; 50% россиян готовы принять участие в добровольческой деятельности.
Существующий разрыв между числом граждан, желающих участвовать в добро-
вольческой деятельности, и участвующих в волонтерстве россиян связан с недостатком информации о деятельности добровольческих организаций, неразвитостью инфраструктуры поддержки волонтерской деятельности, слабостью межсекторного и межведомственного взаимодействия в данном вопросе [8].
Несмотря на высокую значимость добровольческого (волонтерского) движения, в России существуют противоречия между социальным заказом и низким уровнем:
- мотивации и вовлечения граждан в добровольчество в связи с недостаточной релевантной информацией для россиян о волонтерской деятельности, ее направлениях, готовности граждан к волонтерству;
- владения средствами, методами и организационными формами добровольческой деятельности для осуществления ее с различным контингентом населения и в различных отраслях;
- материально-технической базы, кадрового потенциала для устойчивого развития добровольческого движения в субъектах Российской Федерации.
В докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2021 г. [7] представлены самые популярные направления волонтерства по количеству участников-добровольцев и проведению мероприятий: дети и молодежь, здравоохранение и здоровый образ жизни, культура и искусство, образование, ветераны и историческая память, природа, спорт и события, животные, старшее поколение, интеллектуальная помощь. Добровольчество по направлению «Спорт и события» находится на седьмом месте и по названию направления предполагает участие добровольцев в организации и проведении соревнований и спортивных мероприятий.
Если рассматривать добровольчество в сфере физической культуры и спорта, то деятельность волонтеров должна предусматривать не только их участие в событийных спортивных мероприятиях, но и другие векторы развития данной отрасли, например, добровольческую помощь физкультурно-оздоровительной направленности гражданам различных возрастных категорий с различным уровнем здоровья, помощь в сохранении и развитии объектов спорта.
Проблема исследования: меры поддержки, необходимые для осуществления добровольческой деятельности в области физической культуры и спорта для успешного развития спортивного добровольчества в России.
Цель исследования - определить особенности развития спортивной волонтерской деятельности в России, обозначить современные проблемы и меры по их устранению для устойчивого развития спортивного добровольчества в субъектах Российской Федерации.
Гипотеза исследования: своевременные меры поддержки спортивного волонтерского движения будут разработаны, приняты на законодательном уровне и успешно реализованы в том случае, если:
- будут конкретизированы понятия «спортивное волонтерство», «спортивный волонтер», виды деятельности спортивного волонтерства;
- выявлены особенности и этапы развития зарубежного и российского спортивного добровольчества;
- разработаны научно-обоснованные предложения по созданию условий поддержки развития современного спортивного добровольчества в Российской Федерации.
Материалы и методы
На первом этапе научной работы было проведено изучение нормативных правовых документов по теме исследования.
На втором этапе проанализированы отечественные научно-методические, информационные, статистические источники с целью получения реальной картины современного состояния спортивного добровольчества в Российской Федерации.
На третьем этапе исследования определены проблемы развития добровольческого движения в сфере физической культуры и спорта.
На четвертом этапе научно-исследовательской работы сформулированы предложения
в части необходимой государственной поддержки спортивного добровольчества в России.
В ходе исследования использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, формулирование выводов.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе научно-исследовательской работы проведен анализ документов, регламентирующих направления и поддержку волонтерства (добровольчества) в Российской Федерации:
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-терстве)» от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 [9];
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ [10];
- Всеобщая декларация добровольцев (принята на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН и Международной ассоциации добровольческих усилий (1ДУЕ), Амстердам, январь 2001 года) [11];
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (29.11.2014 г. № 2403-р), где одной из задач по реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере предусматривается формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности [12];
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ, с изменениями
[13];
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период» (17.12.2015 г.), где, учитывая вклад добровольцев в социально-экономическое развитие территорий, было рекомендовано повышать уровень информированности общественности о ценности и возможностях работы на добровольных началах и содействовать созданию благоприятных условий для участия в добровольной деятельности
[14];
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федера-
ции от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы») [15];
- Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» от 06.12.2017 г. № 583 [16];
- Стандарт поддержки добровольчества (во-лонтерства) в регионах Российской Федерации, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О разработке методических материалов», приложение 1 (05.12.2017 г. № 09-2578), где сформулированы ключевые барьеры для развития волонтерства в России и меры их преодоления [17];
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» (05.02.2018 г. № 15-ФЗ), где указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления приравнены к организаторам волонтерской деятельности и вправе самостоятельно привлекать волонтеров и волонтерские организации для участия в различных волонтерских мероприятиях и программах [18];
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 [19];
- «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р) [8];
- План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 г. № 2950-р и от 20.06.2019 г. № 5486 п-П44) [20];
- Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой
(волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» (30.04.2020 г. № 623) [21] и др. Стоит отметить, что в рамках реализации Плана мероприятий по реализации «Концепции содействия развитию добровольчества в Российской Федерации до 2025 года» Министерство экономического развития России совместно с федеральными органами исполнительной власти и заинтересованными организациями осуществляет координацию действий по развитию волонтерского движения.
На втором этапе исследования проведены анализ, синтез и обобщение информационных, статистических и научно-методических документов с целью выявления современного состояния спортивного добровольчества в Российской Федерации.
Сравнивая подходы отечественных и зарубежных социологов к добровольчеству, выявлено, что в зарубежных исследованиях во-лонтерство представлено как значимый вид деятельности для самих добровольцев; в российских исследованиях внимание добровольчества акцентируется на важности волонтерской деятельности для общества [22].
По мнению специалистов, современное во-лонтерство - это не только способ решения социально значимых задач общества (ракурс социологии), метод воспитания и социализации индивида (ракурс педагогики), но и институт развитого гражданского общества с определенным механизмом проявления гражданского участия населения в социальном и экономическом развитии общества [3, 4, 6].
Всемирная декларация добровольчества трактует волонтерство как «фундамент гражданского общества», ресурс сохранения человеческих ценностей и самореализации через осмысление человеческого потенциала в удовлетворении потребности в мире, свободе и справедливости [11].
Именно здоровая личность, обладая таким основным ресурсом, как здоровье (состояние полного физического, душевного и социального благополучия), постоянно находится в процессе самореализации и способна осознанно реагировать на жизненные ситуации [23], соответственно, активно принимать участие не только в своей жизни, но и жизни общества посредством также и добровольческой деятельности.
Поэтому мы рассматриваем добровольчество в сфере физической культуры и спорта как одно из самых важных направлений волон-
терской деятельности в субъектах Российской Федерации.
Для более точного понимания, какая добровольческая деятельность более востребована в отрасли физической культуры и спорта, необходимо рассмотреть соответствующий теме исследования понятийный аппарат.
Так, добровольчество (волонтерство) трактуется как общественная система волонтерских структур с определенными традициями, нормами и правилами на основе общечеловеческих ценностей, которая продуцирует добровольческие практики в контексте социальных, экономических и политических отношений [4, 22].
Специалисты понятие «спортивное волон-терство» определяют как:
- добровольческое участие в организации и проведении спортивных мероприятий различного уровня и направления [2, 24];
- волонтерская деятельность по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий, проектов и программ по популяризации спорта и здорового образа жизни [25].
Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 04.12.2007 № 329-ФЗ, п. 3.1 ст. 2), волонтеры - это граждане России и иностранные граждане, которые участвуют в организации и/или проведении физкультурных и спортивных мероприятий без предоставления им денежного вознаграждения на основании гражданско-правовых договоров [13].
В другом законодательном документе (Закон г. Москвы от 15.07.2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве», пункт 6 ст. 1) понятие «спортивный волонтер» представлено как физическое лицо, которое участвует в организации и проведении физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий на добровольной и безвозмездной основе [26].
Специалисты трактуют термин «спортивный волонтер» как:
- категория добровольцев, принимающая участие в организации и проведении спортивных соревнований, работающая только на спортивных площадках и объектах;
- категория волонтеров, принимающая участие в организации и проведении спортивных мероприятий [2, 25]. Исследователи определяют следующие
группы волонтеров спортивного добровольчества: спортсмены (профессионалы и любители), тренерское и судейское сообщество, фитнес-инструкторы, представители
общественных, государственных и образовательных организаций и т. д. [24].
В докладе «Развитие добровольчества (во-лонтерства) в сфере физической культуры и спорта» А. Губина (заместитель начальника Управления образовательных программ Ассоциации волонтерских центров) указала, что в период 2010-2020 гг. спортивное волонтер-ство занимает четвертое место (социальное добровольчество, благоустройство и очистка территорий, помощь животным), где участие волонтеров в организации и проведении спортивных мероприятий отнесено сразу к двум волонтерским направлениям (спортивному и событийному) [27].
Авторам настоящей статьи более близка трактовка понятия «спортивное волонтер-ство», предложенная А. Губиной, - как реализация проектов по привлечению граждан к занятиям физической культурой и спортом с участием профессиональных тренеров и известных спортсменов. Специалист указывает, что спортивное волонтерство необходимо рассматривать и реализовывать в более широком контексте, включая в данную деятельность, кроме участия добровольцев в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий, и другие очень важные виды добровольческой деятельности:
- участие в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий с гражданами с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидами;
- помощь в организации и деятельности объектов спорта;
- участие в популяризации физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- привлечение к волонтерской деятельности работников сферы физической культуры, соответствующие оргкомитеты и органы власти, государственные и частные учреждения, известных спортсменов.
В настоящее время спортивное добровольчество формируется как отдельный социальный институт в общероссийском волонтерском движении (как важный элемент в структуре организации крупнейших спортивных массовых мероприятий): разработаны идеология и социальный статус; функциональные направления и содержание различных видов работ; основные требования, предъявляемые к спортивным волонтерам, и модели поведения [25].
Разработанные методические рекомендации (Ассоциация волонтерских центров России, ресурсный центр «Мосволонтер», национальный фонд подготовки кадров, АНО «Ди-
рекция спортивных и социальных проектов») включают инновационные методики и технологии подготовки волонтеров для участия в спортивных мероприятиях различного уровня.
На платформе международного форума «Россия - спортивная держава» (Казань, 2021 г.) участники, рассматривая этапы исторического развития спортивного волонтерства как добровольческой деятельности граждан в проведении спортивных мероприятий, обсуждали перспективы дальнейшего развития добровольческого движения в спорте.
Изначально на Олимпийских играх в роли добровольцев выступали скауты, которым доверялись следующие виды работ: поддержание порядка на стадионах, помощь в организации соревнований, знаменосцы на церемониях открытия и закрытия соревнований (1912, 1920, 1924 гг.). Начиная с 1948 г., добровольцами на Олимпиадах выступают уже граждане, которые не принадлежали каким-либо организациям и движениям.
Численность привлеченных волонтеров к организации и проведению таких масштабных спортивных мероприятий можно увидеть в отчетах с 1952 г.: Олимпиада в Хельсинки -1617 мальчиков и 574 девочки; Олимпиада в Мельбурне (1956 г.) - боле 3500 человек (скауты, герлскауты, представители других молодежных организаций, военнослужащие).
Начиная с 1975 г. международные и национальные олимпийские комитеты определяют обязательное участие добровольцев в организации и проведении Олимпийских игр, предусматривают специальную подготовку спортивных волонтеров, что увеличивает число задействованных добровольцев (Олимпиада в Сеуле (1988 г.) - 34548 волонтеров, Олимпиада в Афинах (2004 г.) - 60000 добровольцев, Олимпиада в Пекине (2008 г.) - 100000 волонтеров).
Волонтерская программа для подготовки спортивных волонтеров к Олимпийским и Па-ралимпийским играм 2014 г. (Сочи) действовала уже с 2010 г. и была интегрирована в систему российского образования.
В период 2011-2019 гг. в России разрабатываются и запускаются волонтерские программы для подготовки добровольцев к участию на Всемирных студенческих играх (Казань, 2013 г.; Красноярск, 2019 г.); для подготовки спортивных волонтеров к чемпионату мира по футболу (2018 г.), чемпионату Европы по футболу UEFA (2020 г.).
Волонтерская деятельность на спортивных мероприятиях международного уровня регла-
ментируется соответствующими нормативно-правовыми документами (например, Федеральный закон от 07.06. 2013 г. № 108-ФЗ), которые эпизодически (в рамках конкретных соревнований) регламентируют организацию добровольческого труда, права и обязанности волонтеров, обязательства государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по поддержке добровольческого движения.
Добровольческая деятельность на спортивных мероприятиях регионального и местного уровней регламентируется соответствующими правовыми актами, определяющими процедуру привлечения, подготовки и участия волонтеров на конкретных соревнованиях.
Однако авторы, проводя анализ специальной литературы, не нашли аналогичного исторического развития (опыта) волонтерской деятельности в области:
- участия спортивных волонтеров в организации и проведении физкультурных мероприятий (физкультурно-оздоровительных занятий) с гражданами различных возрастных страт и состояния здоровья (в образовательных организациях, социальных учреждениях, государственных и частных организациях);
- помощи в организации и деятельности объектов спорта (благоустройство и очистка территорий, контроль и подготовка соответствующего спортивного инвентаря и оборудования как на физкультурных и спортивных объектах, так и на дворовых спортивных площадках, в парках и других зонах отдыха и т. д.);
- участия в кампании по популяризации физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
В настоящее время Общественная палата, выступая платформой консолидации и выработки единой позиции по решению наиболее важных проблем российского общества, активно взаимодействует с такими социально значимыми волонтерскими организациями, как [7]:
- Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», одна из крупнейших добровольческих организаций в сфере здравоохранения в Европе ^А^:// волонтеры- медики.рф/);
- Всероссийский студенческий корпус спасателей, крупнейшая молодежная добровольческая организация, насчитывающая более восьми тысяч добровольцев (https://vsks. ш/);
- Всероссийское общественное движение «Волонтеры победы» (https:/ / волонтерыпобеды.рф/);
- Общественное движение «Волонтеры культуры» ^А^://волонтерыкультуры.рф/);
- Лига добровольческих отрядов, Федеральная программа «Ты решаешь!» (https:// тырешаешь.рф/#system);
- Волонтерский центр «Серебряный возраст» (http://ano-crst.ru/).
Для волонтеров России и всех заинтересованных сторон волонтерской деятельности создана единая информационная платформа «Добровольцы России» (https://dobro.ru/). Граждане, желающие принять участие в волонтер-стве в сфере физической культуры и спорта, могут выбрать следующие направления:
- здравоохранение и ЗОЖ, которое предполагает основное участие добровольцев в медицинской сфере;
- спорт и события, определяющее участие волонтеров в организации и проведении массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий.
В ресурсном центре «Мосволонтер», который занимается развитием и поддержкой добровольческого движения в Москве, волонтеры также могут выбрать направление «Спортивное волонтерство», однако деятельность спортивного волонтера определяется только участием в организации и проведении массовых физ-культурно-спортивных мероприятий (https:// mosvolonter.ru/programs/sport).
На информационном портале «Живу спортом» функционирует волонтерский корпус «Живу Спортом» (https://живуспортом.рф/ volunteers), деятельность которого также направлена на помощь в проведении спортивных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней.
В настоящее время в России не существует всероссийского общественного добровольческого движения в сфере физической культуры и спорта в расширенном контексте физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Исходя из того что здоровье считается одним из важных экономических и социальных ресурсов современного общества, существует необходимость разработки и реализации волонтерских проектов и программ по вовлечению граждан всех возрастных страт с различным уровнем здоровья в комплексную систему:
- физкультурно-оздоровительных занятий различной направленности;
- подготовки и выполнения тестирования по нормативам Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «ГТО»;
- организации физкультурно-рекреацион-ных мероприятий в образовательных и социальных учреждениях, в государственных и коммерческих организациях, в парках и на дворовых площадках;
- охраны, сохранения и развития физкультурно-оздоровительных сооружений и объектов спорта.
Для эффективной добровольческой деятельности необходима особая подготовка граждан к выполнению работ по различным направлениям волонтерства (специальные умения и навыки, определенный уровень здоровья и физической подготовленности). Поэтому мероприятия по физической подготовке должны быть включены в образовательные курсы для добровольцев, в том числе проведение соревнований среди волонтеров с учетом развития определенных физических качеств в каждом направлении добровольчества.
В настоящее время добровольческое движение является одним из ведущих российских трендов в области социальной политики и гражданской культуры. Развитие спортивного во-лонтерства позволит более успешно решать стратегические задачи различных национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда».
Анализ источников информации, обобщение результатов исследования и комплексный подход к его результатам позволили разработать предложения по развитию спортивного волонтерства в России.
Для развития и создания мер поддержки всероссийского общественного движения «Спортивные волонтеры» необходимо выполнить следующие работы:
- конкретизировать понятийный аппарат в направлении «спортивное волонтерство» и «спортивные волонтеры»;
- определить участников волонтерской деятельности (кто может выступать в роли волонтеров, организаторов спортивной волонтерской деятельности и благополучате-лей);
- разработать направления спортивного волонтерства (организация спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий и состязаний, пропаганда здорового образа жизни, просветительская деятельность и обучение, информационное сопровождение);
- разработать функциональные роли спортивных волонтеров с учетом уровня потребности в специальных знаниях в области физической культуры и спорта (механизмы привлечения, обучения и самореализации спортивных добровольцев) и формы их участия в спортивной волонтерской деятельности;
- изучить лучшие практики и особенности развития добровольческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, особенности развития различных направлений спортивного волонтерства с учетом специфики субъектов Российской Федерации и уровня востребованности волонтерского труда в данной сфере;
- разработать и научно обосновать единую теоретическую модель поддержки спортивного волонтерства, разработать критерии оценки текущих достижений в части развития спортивного добровольчества в субъектах Российской Федерации;
- определить уровень участия спортивных добровольцев и соответствующих добровольческих организаций в реализации национальных и федеральных проектов в субъектах Российской Федерации;
- построить прогноз тенденций дальнейшего развития спортивного добровольчества в Российской Федерации на основе теоретической модели поддержки современного волонтерства, включая региональную разбивку; дифференцировку спортивных волонтерских направлений; уровень профессиональной подготовки добровольцев; готовность граждан к спортивной добровольческой деятельности в различных возрастных стратах в зависимости от конкретной занятости;
- сформулировать предложения в части необходимой государственной поддержки спортивного добровольчества в том числе: нормативно-правовой, налоговой, финансовой, информационно-методологической и мотивационной;
- обосновать механизмы взаимодействия органов власти и подведомственных учреждений со спортивными добровольцами, вовлечения добровольцев в деятельность государственных и муниципальных учреждений каждого субъекта Российской Федерации, включая необходимые требования к добровольцам и их подготовке;
- подготовить изменения действующего законодательства (федерального, регионального и местного уровня) в части поддержки
спортивной добровольческой деятельности.
Необходим комплексный анализ отечественных, зарубежных научно-методических, информационных, нормативно-правовых, статистических источников, социологических опросов с целью выявления реального состояния спортивного добровольчества и изучения:
- интересов и предпочтений россиян при выборе спортивной волонтерской деятельности; взаимосвязи информированности граждан о возможностях участия в спортивной добровольческой деятельности и реального осуществления добровольцами спортивной волонтерской деятельности;
- потребности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, других заинтересованных организаций в привлечении спортивных добровольческих организаций и спортивных волонтеров;
- сдерживающих факторов развития и поддержки спортивного волонтерства и путей их преодоления для развития всероссийского спортивного волонтерского движения в субъектах Российской Федерации.
Выводы
Добровольческое движение спортивных волонтеров имеет большие ресурсы для решения стратегических задач национальных и федеральных проектов Российской Федерации в целях укрепления и сохранения здоровья населения, повышения качества жизни и самореализации граждан в современном обществе.
Дальнейшие исследования позволят расширить область развития спортивной волонтерской деятельности в следующих возрастных и социальных стратах:
- обеспечение детей и подростков возможностью участия в спортивном добровольческом движении, создание волонтерских объединений в каждой образовательной организации субъектов Российской Федерации;
- привлечение студенческой молодежи к спортивному добровольчеству в новых направлениях деятельности с учетом востребованности волонтерского труда в сфере физической культуры и спорта и конкретных особенностей региона для решения соответствующих социальных задач в обществе;
- расширение практик корпоративного спортивного волонтерства для привлечения спортивных добровольцев к деятельности государственных и муниципальных учреждений, к участию в решении вопросов местного значения в субъектах Российской Федерации;
- создание условий, обеспечивающих востребованность участия добровольческих организаций «серебряного волонтер-ства» и добровольцев (волонтеров) старше 50 лет, обладающих уникальными знаниями и опытом, на федеральном и государственном уровне для поддержки спортивного добровольчества в субъектах Российской Федерации, муниципальных районах и городских округах;
- развитие и поддержка семейного спортивного волонтерства для участия в различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях с разным контингентом граждан (с детьми, оставшимися без попечения родителей, с гражданами с ограниченными возможностями здоровья и т. д.);
- распространение практик реализации технологий по привлечению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к спортивной добровольческой деятельности в различных направлениях спортивного волонтерства (медиаво-лонтерство, онлайн-волонтерство, интеллектуальное и культурное волонтерство
и др.).
Результаты исследований позволят разработать меры поддержки и создать условия для формирования единой инфраструктуры спортивной добровольческой деятельности на федеральном и государственном уровнях:
- организация постоянной и целенаправленной методической поддержки спортивной добровольческой деятельности субъектов Российской Федерации посредством распространения лучших практик добровольчества в различных направлениях спортивного волонтерства с учетом региональных особенностей и мониторинга участия добровольцев в деятельности государственных и муниципальных учреждений в рамках национальных и федеральных проектов;
- организация информационной и консультационной поддержки спортивной добровольческой деятельности посредством создания единой информационной платформы и единого банка данных о востребованном труде спортивных волонтеров на территории Российской Федерации;
- организация образовательной поддержки спортивной добровольческой деятельности субъектов Российской Федерации посредством разработки и реализации программ обучения как спортивных волонтеров, так и государственных и муниципальных служащих по вопросам взаимодействия со спортивными добровольческими организациями и добровольцами.
Список литературы
1. Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в Российской Федерации. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, 2019. № 2 (17). 23 с.
2. Тихоновская Я. С., Мартиросова Т. А., Евсюкова К. М. Спортивное волонтерство как одна из важных составляющих проведения спортивных состязаний международного уровня // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 4. С. 48-55.
3. Проказина Н. В., Бобылева Н. Ю., Хатнюк Н. Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 2. С. 47-56. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-5
4. Филиппова Т. И., Хачикян Е. И., Пацакула И. И., Иванова И. В. Волонтерство в регионах России : социально-психологические особенности, проблемы реализации и пути их решения // Вестник университета. 2021. № 2. С. 166-174. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-2-166-174
5. Мерсиянова И. В. Участие россиян в волонтерской деятельности / Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. URL: https://grans.hse.ru (дата обращения: 23.04.2022).
6. Соколов А. В., Власова А. А. Добровольческий ресурс развития общества // Власть. 2014. Т. 11. С. 110-114.
7. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2021 год. М. : Общественная палата Российской Федерации, 2021. 67 с.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» от 27 декабря 2018 года № 2950-р. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_314804/ (дата обращения: 23.04.2022).
9. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 года № 135-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/104232/ (дата обращения: 23.04.2022).
10. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/ 10105879/ (дата обращения: 23.04.2022).
11. Всеобщая декларация добровольцев (XVI Всемирная конференция Международной ассоциации добровольческих усилий при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН
и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE), Амстердам, январь 2001 года). URL: http://gov.cap. ru/home/76/gorono/2005/school6/dobrovoldvigenie_3.htm (дата обращения: 23.04.2022).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 года № 2403-р. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420237592 (дата обращения: 23.04.2022).
13. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 04.12.2007 № 329-ФЗ, с изм. на 05.04.2021 г.). URL: https://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 23.04.2022).
14. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Интеграция добровольчества в дело мира и развития : план действий на следующее десятилетие и последующий период» от 17.12.2015 года. URL: https://dobro.dumspb.ru/upload/ userfiles/files/0139f2812f44ba9203a79c0d520cd93f.pdf (дата обращения: 23.04.2022).
15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1493. URL: http:// www. consultant .ru/document/cons _ doc _ LAW _ 192149/ 8934f282d7a8444f6d660f819f372f9c3a11e247/ (дата обращения: 23.04.2022).
16. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» от 06.12.2017 г. № 583. URL: https://base.garant.ru/ 71825870/ (дата обращения: 23.04.2022).
17. Стандарт поддержки добровольчества (волонтер-ства) в регионах Российской Федерации, письмо Минобрнауки Российской Федерации «О разработке методических материалов», приложение 1 от 05.12.2017 года № 09-2578. URL: https://base.garant.ru/71872626/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 23.04.2022).
18. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 года № 15-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/71871620/ (дата обращения: 23.04.2022).
19. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 года № 204. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 23.04.2022).
20. План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 года № 2950-р и от 20.06.2019 года № 5486 п-П44). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328784/ (дата обращения: 23.04.2022).
21. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия
государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» от 30.04.2020 года № 623. URL: https://base.garant.ru/ 73978783/ (дата обращения: 23.04.2022).
22. Певная М. В. Волонтерство как социальный феномен : управленческий подход : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Нижний Новгород, 2016. 42 с.
23. Федоренко Е. Ю. Здоровая личность // Народное образование. 2010. № 6. С. 156-160.
24. Иванов В. Д. Волонтерское движение и спорт в современном мире // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 2. С. 14-19. https:// doi.org/10.24411/2500-0365-2020-15202
25. Горлова Н. И. Мир спортивного волонтерства. М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2018. 108 с.
26. Закон г. Москвы от 15.07.2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве». URL: https://moskva-pravo.ru/zakon/2009-07-15-n-27/st-1.html (дата обращения: 23.04.2022).
27. Губина А. Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере физической культуры и спорта. URL: https://grans. hse.ru/mirror/pubs/share/455277091.pdf (дата обращения: 23.04.2022).
References
1. Informatsionno-analiticheskiy byulleten' o razvitii grazh-danskogo obshchestva i nekommercheskogo sektora v Rossiyskoy Federatsii [Information and Analytical Bulletin on the Development of civil Society and the Noncommercial sector in the Russian Federation]. Moscow, National Research University Higher School of Economics : Center for Research of Civil Society and the Non-Commercial Sector, 2019, no. 2 (17). 23 p. (in Russian).
2. Tikhonovskaya Ya. S., Martirosova T. A., Evsyukova K. M. Sports volunteering as one of important components of sports events of international level. Bulletin on Pedagogics and Psychology of Southern Siberia, 2016, no. 4, pp. 48-55 (in Russian).
3. Prokazina N. V., Bobyleva N. Yu., Khatnyuk N. N. Realization of voluntary (volunteer) capacity in Russia. Research Result. Sociology and Management, 2019, vol. 5, no. 2, pp. 4756 (in Russian). https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-5
4. Filippova T. I., Khachikyan E. I., Patsakula I. I., Ivanova I. V. Volunteering in Russian regions : Socio-psy-chological features, problems of realization and its solution. Vestnik Universiteta, 2021, no. 2, pp. 166-174 (in Russian). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-2-166-174
5. Mersiyanova I. V. Participation of Russians in volunteer activities. Center for Research on Civil Society and the Nonprofit Sector (in Russian). Available at: https://grans.hse.ru (accessed 23 April 2022).
6. Sokolov A. V., Vlasova A. A. Volunteer resource of the society's development. Power, 2014, vol. 11, pp. 110-114 (in Russian).
7. Report on the state ofcivil society in the Russian Federation for 2021. Moscow, Public Chamber of the Russian Federation, 2021. 67 p. (in Russian).
8. Decree of the Government of the Russian Federation "The concept of the development of volunteerism (volunteering) in the Russian Federation until 2025" No. 2950-R dated 27 December, 2018 (in Russian). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804 (accessed 23 April 2022).
9. Federal Law "On Charitable Activities and volunteerism (volunteering)" No. 135-FZ dated 11 August, 1995 (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/104232 (accessed 23 April 2022).
10. Federal Law "On Non-profit Organizations" No. 7-FZ dated 12 January, 1996 (in Russian). Available at: https:// base.garant.ru/10105879 (accessed 23 April 2022).
11. Universal Declaration of Volunteers (XVI World Conference of the International Association of Volunteer Efforts with the support of the UN General Assembly and the International Association of Volunteer Efforts (IAVE), Amsterdam, January 2001) (in Russian). Available at: http://gov.cap.ru/home/ 76/gorono/2005/school6/dobrovoldvigenie_3.htm (accessed 23 April 2022).
12. Decree of the Government of the Russian Federation on the approval of the "Fundamentals of the State youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025 " No. 2403-R dated 29 November, 2014 (in Russian). Available at: https:// docs.cntd.ru/document/420237592 (accessed 23 April 2022).
13. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" (No. 329-FZ dated 04 December, 2007, as amendedon 05 April, 2021) (in Russian). Available at: https:// base.garant.ru/12157560 (accessed 23 April 2022).
14. Resolution of the UN General Assembly "Integration of volunteerism in the cause of peace and development : Action Plan for the next decade and beyond" dated 17 December, 2015 (in Russian). Available at: https://dobro.dumspb.ru/upload/userfiles/files/ 0139f2812f44ba9203a79c0d520cd93f.pdf (accessed 23 April 2022).
15. The State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020", Decree of the Government of the Russian Federation No. 1493 dated December 30, 2015 (in Russian). Available at: http:// www. consultant. ru / document / cons _ doc _ LAW _ 192149 / 8934f282d7a8444f6d660f819f372f9c3a11e247 (accessed 23 April 2022).
16. Decree of the President of the Russian Federation "On holding the Year of the Volunteer (Volunteer) in the Russian Federation" No. 583 dated 06 December, 2017 (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/71825870 (accessed 23 April 2022).
17. The standard of support for volunteerism (volunteering) in the regions of the Russian Federation, letter of the Ministry of Education and Science of the Russian
Federation "On the development of methodological materials", Appendix 1 No. 09-2578 dated 05 December,
2017 (in Russian). Available at: https://base.garant. ru/71872626/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (accessed 23 April 2022).
18. Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Volunteerism (Volunteering)" No. 15-FZ dated 05 February, 2018 (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/71871620 (accessed 23 April 2022).
19. Decree of the President of the Russian Federation "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" No. 204 dated 07 May, 2018 (in Russian). Available at: https://base.garant. ru/71937200 (accessed 23 April 2022).
20. Action plan for the implementation of the Concept of Promoting the Development of Volunteerism (volunteerism) in the Russian Federation until 2025 (Decree of the Government of the Russian Federation No. 2950-r dated 27 December,
2018 and no. 5486p-P44 of 20 June, 2019) (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_328784 (accessed 23 April 2022).
21. Resolution of the Government of the Russian Federation "On Amendments to the list of activities in respect of which federal executive authorities, executive authorities of Subjects of the Russian Federation, local self-government bodies approve the procedure for interaction of state and municipal institutions with organizers of voluntary (volunteer) activities and voluntary (volunteer) organizations " dated 30 April 2020 No. 623 (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/73978783 (accessed 23 April 2022).
22. Pevnaya M. V. Volonterstvo kak sotsial'nyy fenomen : up-ravlencheskiy podkhod [Volunteering as a social phenomenon : managerial approach]. Thesis Diss. Dr. Sci. (Sociol.). Nizhny Novgorod, 2016. 42 p. (in Russian).
23. Fedorenko E. Yu. Healthy personality. National Education, 2010, no. 6, pp. 156-160 (in Russian).
24. Ivanov V. D. Volunteer movement and sport in the modern world. Physical culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, 2020, vol. 5, no. 2, pp. 14-19 (in Russian). https://doi.org/10. 24411/2500-0365-2020-15202
25. Gorlova N. I. Mir sportivnogo volonterstva [The world of sports volunteering]. Moscow, GBU Moskvy "Mosvolonter", 2018. 108 p. (in Russian).
26. The Law of Moscow "On physical culture and sports in the city of Moscow" No. 27 dated 15 July, 2009 (in Russian). Available at: https://moskva-pravo.ru/zakon/2009-07-15-n-27/st-1.html (accessed 23 April 2022).
27. Gubina A. Razvitiye dobrovol'chestva (volonterstva) v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Development of volun-teerism (volunteering) in the field of physical culture and sports] (in Russian). Available at: https://grans.hse.ru/mirror/ pubs/share/455277091.pdf (accessed 23 April 2022).
Поступила в редакцию 04.06.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 11.06.2022 The article was submitted 04.06.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 11.06.2022