Научная статья на тему 'ЭКОСИСТЕМА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПБПУ)'

ЭКОСИСТЕМА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПБПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ЭКОСИСТЕМА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА / ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / УНИВЕРСИТЕТ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нам Татьяна Анатольевна

Образование и наука занимают важное место в развитии общественных институтов, в том числе института волонтерства. По результатам изучения вопроса развития добровольчества в России, анализа системообразующих факторов волонтерства на примере организаций высшего образования Санкт-Петербурга, экстраполяции опыта экосистемного подхода в бизнесе, разработан и представлен инновационный проект «Экосистема добровольчества в образовательной организации высшего образования на примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого». Апробация и запуск экосистемы добровольчества в образовательной среде показал высокую заинтересованность и эффективность деятельности стейкхолдеров проекта. В рамках деятельности Центра волонтерских (добровольческих) проектов «Гармония», который выполняет функцию оператора экосистемы, рассматривается воспитательно-развивающая среда. Это территория творческого педагогического эксперимента и новаторства в области современных образовательных и воспитательных технологий. Каждый студент имеет возможность всесторонне развиваться по системе hard skills+soft skills, раскрыть способности и реализовать свой потенциал в сплоченном коллективе единомышленников и при поддержке опытных наставников и студенческих лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEM OF VOLUNTEERISM IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY)

Education and science play a great role in the development of public institutions, including the institute of volunteering. Having studied the issue of the development of volunteerism in Russia, having analyzed the system-forming factors of volunteerism on the example of educational institutions of higher education in St. Petersburg, extrapolating the experience of the ecosystem approach in business, we have developed the author's innovative project "Ecosystem of volunteerism in an educational organization of higher education on the example of SPbPU". The approbation and launch of the ecosystem of volunteerism in the educational environment showed a high interest and effectiveness of the project stakeholders. On the basis of the university, we have created an educational and developmental environment within the framework of the activities of the Volunteering Projects Center "Garmonia", which performs the function of an ecosystem operator. This is the area of creative pedagogical experiment and innovation in the field of modern educational technologies. Each student has the opportunity to develop comprehensively according to the hard skills + soft skills system, to reveal their abilities and realize their potential in a close-knit team of like-minded people and with the support of experienced mentors and student leaders.

Текст научной работы на тему «ЭКОСИСТЕМА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПБПУ)»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7.)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-169-177

ЭКОСИСТЕМА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПБПУ)

© Татьяна Анатольевна Нам

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г. Санкт-Петербург, Россия

[email protected]

Аннотация. Образование и наука занимают важное место в развитии общественных институтов, в том числе института волонтерства. По результатам изучения вопроса развития добровольчества в России, анализа системообразующих факторов волонтерства на примере организаций высшего образования Санкт-Петербурга, экстраполяции опыта экосистемного подхода в бизнесе, разработан и представлен инновационный проект «Экосистема добровольчества в образовательной организации высшего образования на примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого». Апробация и запуск экосистемы добровольчества в образовательной среде показал высокую заинтересованность и эффективность деятельности стейкхолдеров проекта. В рамках деятельности Центра волонтерских (добровольческих) проектов «Гармония», который выполняет функцию оператора экосистемы, рассматривается воспитательно-развивающая среда. Это территория творческого педагогического эксперимента и новаторства в области современных образовательных и воспитательных технологий. Каждый студент имеет возможность всесторонне развиваться по системе hard skills+soft skills, раскрыть способности и реализовать свой потенциал в сплоченном коллективе единомышленников и при поддержке опытных наставников и студенческих лидеров.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, экосистема добровольчества, вуз, высшее образование, студенты, молодежь, университет, добровольческая деятельность, воспитание, молодежная политика

Для цитирования: Нам Т.А. Экосистема добровольчества в системе высшего образования (на примере СПБПУ) // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 169-177. doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-169-177

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Ecosystem of volunteerism in the higher education system (on the example of St. Petersburg polytechnic university)

© Tatiana A. Nam

Peter the Great St. Petersburg polytechnic university, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]

Abstract. Education and science play a great role in the development of public institutions, including the institute of volunteering. Having studied the issue of the development of volunteerism in Russia, having analyzed the system-forming factors of volunteerism on the example of educational institutions of higher education in St. Petersburg, extrapolating the experience of the ecosystem approach in business, we have developed the author's innovative project "Ecosystem of volunteerism in an educational organization of higher education on the example of SPbPU". The appro -bation and launch of the ecosystem of volunteerism in the educational environment showed a high interest and effec -tiveness of the project stakeholders. On the basis of the university, we have created an educational and developmental environment within the framework of the activities of the Volunteering Projects Center "Garmonia", which performs the function of an ecosystem operator. This is the area of creative pedagogical experiment and innovation in the field of modern educational technologies. Each student has the opportunity to develop comprehensively according to the hard skills + soft skills system, to reveal their abilities and realize their potential in a close-knit team of like-minded people and with the support of experienced mentors and student leaders.

Key words: volunteerism, volunteerism, ecosystem of volunteerism, university, higher education, students, youth, university, volunteerism, personality education, youth policy.

For citation: Tatiana A. Nam Ecosystem of volunteerism in the higher education system (on the example of St. Petersburg polytechnic university). The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 92. No 3. P. 169-177. doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-169-177

Введение

Культура добровольчества сопровождает СПбПУ (далее Политех, Университет) уже более столетия. От помощи раненым, городу и фронту в военные годы до первого в России студенческого строительного отряда, созданного в далёком 1948 г. В XXI в. добровольчество вышло за привычные рамки. Социальные навыки, эмпатия и соучастие особенно актуальны и востребованы в современном мире, и сегодня Политех, являясь продолжателем исторических традиций, запускает первую в России университетскую экосистему добровольчества [12]. Ещё на этапе подготовки к запуску проект привлёк живое внимание СМИ. Об экосистеме написали ТАСС, Добро.Журнал, «Русский мир», «Учительская газета» и другие издания.

Обсуждение

В августе 2021 г. студенческая делегация СПбПУ презентовала Экосистему развития добровольчества на Международном форуме «Будущее - это мы» в городе Владимир. Проект получил множество положительных отзывов и ряд запросов от российских и зарубежных образовательных организаций с просьбой тиражировать подобную практику.

Яркий пример мероприятия, организованного на экосистемном подходе - фестиваль, посвященный Дню знаний 1 сентября 2021 г. в Политехе. На площадке добровольчества действовало 13 станций в тесном сотрудничестве с внутренними и внешними партнёрами (Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей» (РОССОЮЗСПАС), Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», Центр городских волонтеров Санкт-Петербурга, Ассоциация содействия духовно-нравственному просвещению «Покров», Благотворительный фонд «Приют «Ржевка», Эколого-благотворительный проект по сбору пластиковых крышечек для помощи детям с особенностями развития «КрышечкиДоброТЫ»). Питание волонтеров станции обеспечила Сеть пиццерий «Додо Пицца Санкт-Петербург».

Добровольчество в вузе ориентировано на общечеловеческие ценности гражданского общества. Благодаря волонтерству, можно получить навыки создания и развития проектов, анализа работы, самоуправления, владения очень важными для проектов инструментами: фандрайзингом и краудфандингом, навыками лидерства, командообразования. В процессе реализации социально и общественно значимых проектов происходит формирование как профессиональных, так и надпрофессиональных навыков и компетенций студентов, что способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Выпускники, прошедшие путь добровольца, смогут успешно осуществлять различные виды деятельности: информационно-коммуникационную, проектную, коммуникативную, технологическую, организационную и др. Добровольческая деятельность в университете оказывает положительное влияние на успеваемость студентов через повышение мотивации к обучению, личностный рост, осмысленность приобретаемых знаний и навыков.

Добровольчество создает в современном образовании следующие ключевые возможности: 1) позволяет осуществлять практико-ориентированное образование, формирует у учащихся различные компетенции; 2) интегрирует ценностную компоненту в образовательный процесс, придает ему личностную значимость и смыслы; 3) является пространством для проявления социальной активности как условия формирования социально ответственных граждан; 4) способствует снижению социальной напряженности молодежи благодаря участию в волонтерских социально-значимых проектах и мероприятиях и получению позитивных эмоций; 5) формирует кадровый потенциал специалистов в сфере молодежной, социальной и образовательной политики; 6) развивает социально-образовательную инфраструктуру образовательной организации; 7) объединяет университетское сообщество [4].

Сегодня в динамично развивающемся мире расширяется масштаб и функционал волонтерской деятельности. Добровольчество охватывает практически все сферы человеческой деятельности, проникает во все структуры и формы организаций, становится многогранной практикой, появляются новые направления волонтерства. Среди активно развивающихся направлений волонтёрской деятельности в СПбПУ существуют следующие профили [5]:

• Патриотическое волонтерство - патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти через благоустройство памятных мест и воинских захоронений, социальное сопровождение ветеранов, участие в организации памятных акций и мероприятий.

• Событийное волонтерство - привлечение волонтеров к организации и проведению масштабных мероприятий спортивного, образовательного, социокультурного характера.

• Социальное волонтерство - помощь социально-уязвимым слоям населения и людям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, пожилые люди, оказание помощи в условиях пандемии Covid-19).

• Донорство крови и костного мозга.

• Культурное и музейное волонтерство - волонтерская работа в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках, участие в культурно-творческих проектах.

• Досугово-творческое волонтерство - организация свободного времени молодежи, организация концертов, театральных выступлений, конкурсов, праздников.

• Спортивное волонтерство - актуализация и привлечение внимания молодежи к здоровому образу жизни, привлечение студентов к организации спортивных фестивалей, спартакиад, соревнований и чемпионатов.

• Экологическое волонтерство - реализация проектов по защите окружающей среды.

• Медиа-волонтерство - освещение и медиа-сопровождение проектов, мероприятий и объединений, фандрайзинг и укрепление положительного имиджа волонтёрской деятельности.

• Интеллектуальное волонтерство (Skills Based) - безвозмездная помощь своими навыками или знаниями в определенной области.

• Рго-bono волонтерство (профессиональное волонтерство) - профессиональная помощь благотворительным и некоммерческим организациям, а также малообеспеченным слоям населения на безвозмездной основе. Например, проект по оказанию первой психологической поддержки в кризисных ситуациях, реализуемый совместно с Санкт-Петербургским региональным отделением Российского Красного Креста.

• Цифровое волонтерство - направление, также известное как диджитал волонтерство, подразумевает оказание помощи удаленно, с помощью сети Интернет.

• Образовательное волонтерство - вовлечение неравнодушных людей к оказанию помощи в получении знаний, приобретению полезных навыков людьми, которые заинтересованы в изучении адаптивных, практико-ориентированных и гибких дополнительных программ неформального образования.

• Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных студенческих лидеров, готовых понять, принять и помочь. Наставничество в добровольческой среде вуза можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

• 3ооволонтерство и ответственное отношение к животным - это добровольный, осознанный и ответственный труд во благо безнадзорных или проживающих в приютах животных, а также других людей, помогающих им.

• Волонтерство в сфере чрезвычайных ситуаций (далее ЧС), реализуемое совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский союз спасателей» - это добровольческая деятельность в области защиты населения в ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди молодежи.

• Корпоративное волонтерство - это добровольное участие работников и учащейся молодежи в различных социальных программах при поддержке Университета. Является элементом корпоративной социальной ответственности (КСО) и стратегии устойчивого развития организации.

• Киберволонтерство - добровольческая деятельность в сфере обеспечения безопасного использования сети Интернет, защиты детей и подростков от информации, способной причинить вред здоровью и развитию личности (например, защита от негативного контента по распространению наркотиков, вовлечению молодежи в противоправные действия, пропаганде суицида, экстремизма и т.д.).

• Добровольчество по формированию здорового общества (совместно с Санкт-Петербургским региональным отделением Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики») - помощь в медицинских организациях, сопровождение спортивных и массовых мероприятий, просветительская работа по профилактике заболеваний, содействие развитию донорства крови и костного мозга, популяризация здорового образа жизни. Экосистемный подход, когда компании объединяются и формируют гармоничный

комплекс услуг и сервисов, уже активно развивается в бизнесе от Apple и Google до Mail.ru и Яндекс [2]. Мы живём в эпоху командообразования, где для решения общих задач в команды объединяются не только люди, но и сами команды. Решая проблему необходимости формирования целостного волонтёрского сообщества на базе Гуманитарного института СПбПУ, была разработана первая в России вузовская экосистема развития добровольчества, которая визуализирует существующий опыт и создает площадку для взаимодействия студентов, объединений образовательной организации и внешних партнёров: от НКО и социально ответственного бизнеса до государственных органов.

В основе экосистемы лежит классический подход WIN-WIN (беспроигрышный вариант или взаимовыгода). В современном бизнесе сформировалось убеждение, что гораздо эффективнее для коммуникации, когда конкуренты не подвергаются прессингу и давлению, а, наоборот, получают выгоду от взаимодействия [3]. Только так можно улучшить взаимодействие и развить успешное сотрудничество. Использовав лучший опыт из бизнес-среды, экосистема развития добровольчества в Политехе открывает возможности для эффективного взаимодействия всех акторов для бенчмаркинга, выявления проблем и точек роста добровольчества, поддержки и распространения лучших практик.

Экосистема добровольчества в СПбПУ - это инновационная практика развития волонтерской среды, которая вобрала в себя лучшие решения экосистемного подхода и устойчивого развития. Это комплексная сервисная структура для работы в активно развивающихся в СПбПУ направлениях добровольчества. Главной особенностью и ценностью экосистемы является отсутствие унификации и адаптивность структуры. Её отличие от обычной системы в том, что она подразумевает преобразование не участников, а коммуникационной среды. Экосистема развития добровольчества в Политехе обладает высоким потенциалом для тиражирования в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования РФ.

Целью экосистемы добровольчества является воспитание гармонично-развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культуры общения при создании условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов в сфере добровольчества.

Экосистема имеет так называемую солнечную структуру с пунктирными лучами. Пунктир подчёркивает, что её направления и участники не оторваны друг от друга, а развиваются во взаимосвязи, а также указывает на их многопрофильность и динамичность всей структуры в целом, которая постоянно развивается, может дополняться, преобразовываться и трансформироваться.

В ядре экосистемы находится образовательная организация, которая выступает в роли системообразующего элемента. Её сопровождает оператор экосистемы - внутреннее объединение, которое берет на себя стратегические коммуникации, контроль качества, аналитику и коммьюнити-ме-неджмент - Центр волонтерских проектов «Гармония» https://vk.com/kpc_spbstu (Далее Гармония).

Гармония является функциональным центром и акселератором добровольческих проектов и инициатив в Университете. Навигация деятельности Экосистемы добровольчества осуществляется в рамках функционирования профильных направлений Центра (социальное проектирование «С добрым сердцем», культурно-образовательное «ПолиНова», психолого-педагогическое «СамоРазвитие», безопасность жизнедеятельности «Лайфскилс», Студенческая Лаборатория «Медиа») и непрофильных, реализуемых партнёрами-участниками экосистемы добровольчества в Университете (экологическое студенческое сообщество ReGreen https://vk.com/regreen_polytech, ЦПВМ https://vk.com/patrioticcenter, Центр городских волонтеров Санкт-Петербурга, РОССОЮЗСПАС и др.) [6].

Во внутреннем круге Экосистемы представлены внутренние организации, подразделения и студенческие объединения Университета, действующие на принципах равенства, солидарности и единства ценностей. Следует отметить, что даже если добровольчество не является основным профилем организации-участника, например, ведущей деятельностью Студенческого клуба Политеха https://vk.com/poly_studklub не является волонтерство, но проводимая им социально и общественно значимая работа прекрасно вписывается в социальную политику и экосистему добрых дел Университета. Экосистема не ограничивает и не преобразовывает участников, а создаёт пространство совместных дополнительных возможностей для всех участников.

Во внешний круг Экосистемы развития добровольчества Университета входят внешние партнёры: НКО (некоммерческие организации), которые приглашают студентов, обучают их или помогают в реализации проектов; государственные структуры, с которыми происходит сотрудничество в рамках социальной, образовательной, воспитательной работы и молодежной политики; социально-ответственный бизнес, который поддерживает студенческие проекты и инициативы.

Открытая партнёрская база верифицированных участников позволяет при тиражировании экосистемы взаимодействовать с уже проверенными партнёрами.

Следует подчеркнуть, что схематичная визуализация экосистемы является условной в связи с динамичностью и экологичностью структуры, которая как любой живой организм имеет свойство при взаимодействии с другими объектами изменяться. Актуальная информация и изменения будут отражаться не путем демонстрации статического/зафиксированного изображения, а на сайте оператора экосистемы с применением доступных современных технологий (https://kpc.spbstu.ru/).

Функции Экосистемы добровольчества в Университете:

1. Систематизирующая. Экосистема формирует и способствует гармоничному развитию студенческого волонтёрского сообщества с целью создания целостной учебно-воспитательной среды, включающей аудиторную и внеаудиторную деятельность. Экосистема даёт студентам комплексное представление о технологиях, методах, способах межличностного, межкультурного взаимодействия и реализации личностного, творческого и интеллектуального потенциала студентов в добровольчестве.

2. Воспитательно-мобилизационная. Экосистема обеспечивает целостность и единство воспитательных воздействий на студентов, а именно: реализацию возможности социальных проб; практическую подготовку к профессиональной деятельности; самоорганизацию и организацию личностно-значимой и общественно-полезной деятельности для формирования национальной гражданской идентичности, осознания сопричастности к духовно-нравственным ценностям, традициям страны; формированию положительной мотивации к деятельности; развитию программы лидерства, преемственности и наставничества [7].

3. Коммуникационно-информационная. Экосистема выступает площадкой, в рамках которой с одной стороны объединяются единомышленники при проектировании и обмене опытом, информацией о молодежных проектах, лучших практиках и инициативах, а с другой - кооперируются внутренние и внешние участники для создания эффективных условий и оказания ресурсной поддержки для участия, реализации или масштабирования проектов.

4. Статусная. Экосистема направлена на повышение статуса и имиджа волонтёрской деятельности как инструмента развития личности, образовательной организации и общества.

5. Аналитическая. В рамках экосистемы анализируются качественные и количественные показатели эффективности, социальный эффект и прочие коэффициенты проектных инициатив, волонтёрских практик, выявляются, поощряются, совершенствуются регулярные проекты и тиражируются лучшие.

6. Функция гаранта. Экосистема обеспечивает комплексную ресурсную поддержку волонтерскому сообществу Университета (верификация участников; содействие организации и реализации партнерских проектов, успешным коммуникациям и эффективному нетворкингу волонтеров; обеспечение психолого-педагогического сопровождения деятельности; осуществление информационно-коммуникационной поддержки, обучение волонтеров и др.).

Появляются и успешно применяются различные инструменты социальной и гранто-вой поддержки молодых людей, принимающих активное участие в социально-значимых проектах и добровольческих инициативах: регулярно учреждаются награды и звания, оказывается стипендиальная поддержка обучающимся, волонтерам вручаются дипломы, сертификаты и благодарности для портфолио. Для учета добровольцев, участвующих в деятельности организаций либо осуществляющих волонтерскую деятельность, ведется персонализированный учет, позволяющий корректировать систему развития добровольчества. Повышается уровень мобильности добровольцев в целях участия в волонтерских меропри -ятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российский Федерации и за рубежом. В этой связи образование и наука являются системообразующими факторами в развитии добровольческой деятельности. Выводы

Системная поддержка и развитие молодежного добровольчества может осуществляться при помощи набора эффективных действий в рамках развития экосистемы добровольчества в образовательной среде:

• развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи;

• вовлечение добровольцев в общественно полезную и социально-значимую деятельность;

• продвижение добровольчества как образа жизни молодого человека в студенческой среде;

• выявление лучших студенческих добровольческих инициатив через проведение гранто-вых конкурсов;

• информационно-методическое сопровождение по их продвижению и реализации;

• организация и проведение различных волонтерских и других социальных, образовательных проектов (тематические недели добровольчества в университете и др.);

• формирование у студентов культуры участия в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширение моральных и иных стимулов для участия в добровольческой деятельности;

• содействие распространению корпоративной программы поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;

• сбор информации и формирование базы данных о существующих потребностях и возможностях тиражирования опыта организации добровольческого труда молодежи в регионы России и за рубежом;

• разработка и интеграция комплексного и системного подхода в работе с волонтерами, общественными организациями и НКО;

• регулярное проведение образовательных тренингов и семинаров для добровольцев, разработка программ обучения с целью повышения эффективности осуществляемой деятельности и компетентности добровольца;

• создание, апробация и интеграция инструментов привлечения молодежи к добровольческой деятельности и социально-ответственными организациями;

• разработка системы мотивации волонтерской деятельности;

• формирование положительного образа добровольца с целью преодоления поверхностного мнения и знаний о роли, функциях и возможностях добровольцев через активное информирование о многогранности добровольческой деятельности;

• создание условий для личностного роста студентов и развития надпрофессиональных навыков через непосредственное вовлечение в волонтерскую деятельность;

• формирование постоянно действующего Штаба волонтеров;

• создание дорожной карты добровольчества в образовательной организации;

• участие в грантах, волонтерских проектах Федерального агентства по делам молодежи, Ассоциации волонтёрских центров, Роспатриотцентра и др.

Развитие волонтерства в образовательной организации высшего образования призвано повысить степень осознанности, гражданской ответственности молодежи, сформировать общественную привычку к помощи в различных ее проявлениях и, таким образом, повысить культуру и уровень жизни университетского сообщества и общества в целом.

Список источников

1. Бабкин А.В., Гилев Г.А., Гилева Т.А. Разработка стратегии цифровой трансформации предприятия с учетом возможностей бизнес-экосистем // Экономика и управление. 2020. № 26(6). С. 629-642. - URL: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-629-642 (дата обращения 21.03.2022).

2. Бармина П.С., Нам Т.А. Добровольчество как фактор формирования толерантности в молодежной среде Санкт-Петербурга // Сборник тезисов победителей конкурса студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге в 2021 году / Сост.: Ф.И. Валиева, Т.А. Нам, А.В. Рубцова, Е.Н. Туа-на. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 122-126.

3. Бычкова И.И., Стаценко В.В. Экосистемный подход в построении современных бизнес-моделей // Научно-практический журнал «Индустриальная экономика». 2021. № 1.

4. Ковтун А.В., Соколов А.А., Метелев А.П. Организация волонтёрской (добровольческой) деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях / Ред. Т.Н. Арсенье-вой. М., 2017. 45 с.

5. Методические рекомендации по формированию добровольческих (волонтерских) центров на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. М.: Изд-во Перо, 2019. 355 с.

6. Нам Т.А., Францева А.А. Добровольческая деятельность студентов в вузе как важный ресурс развития их профессиональной компетенции // Молодежь и глобальные вызовы современности: проблемы и пути преодоления / Ред. Г.В. Ковалевой. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021. С. 285-288.

7. Нам Т.А., Смирнов М.В. Студенческое волонтерское сообщество как инструмент эффективной организации воспитательной работы в вузе // Молодежь и глобальные вызовы современности: проблемы и пути преодоления / Ред. Г.В. Ковалевой. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021. С. 279-284.

8. Обучение служением: методическое пособие / Ред. О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. М.: АВЦ, 2020. 216 с.

9. Онлайн база нормативных документов. - URL: https://rulaws.ru/?yclid=5397322418174558207 (дата обращения 15.03.2022).

10. «Онлайн университет социальных наук» на Добро.Университет. - URL: https://edu.do-bro.ru/?utm_source=dobroru&utm_medium=organic&utm_campaign=promo&utm_con-tent=headerservices (дата обращения 15.03.2022).

11

12

13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Основы организации и управления добровольческой деятельностью: учебник для студентов вузов / Ред. О.А. Аникеевой, А.П. Рудницкой, О.В. Решетникова. М.: Изд-во РГСУ, 2019. 245 с.

Первую в России вузовскую экосистему для волонтеров создали в Политехе в Петербурге. - URL: https://tass.ru/obschestvo/12018275?utm_source=away.vk.com&utm_medium=referral& utm_campaign=away.vk.com&utm_referrer=away.vk.com (дата обращения 01.03.2022). Указ Президента Российской Федерации «О Дне добровольца (волонтера)» от 27.11.2017 г. № 572. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42521 (дата обращения 11.03.2022). DIGITAL 2019: GLOBAL DIGITAL OVERVIEW 2019. - URL: https://datareportal.com (дата обращения 01.12.2020).

Mustafa Abdul-Jabbar. Educational Ecosystems: A Trend in Urban Educational Innovation / Mustafa Abdul-Jabbar, Barbara Kurshan // PennGSE Perspectives on Urban Education. Volume 12. Issue 1. 2015. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1056670.pdf (дата обращения 18.03.2022).

References

Babkin A.V., Gilev G.A., Gileva T.A. Development of a digital transformation strategy for an enterprise, taking into account the capabilities of business ecosystems. Economics and Management. 2020. No. 26(6). pp. 629-642. - URL: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-629-642 (accessed 21.03.2022).

Barmina P.S., Nam T.A. Volunteering as a factor in the formation of tolerance in the youth environment of St. Petersburg // Collection of theses of the winners of the competition of student research papers on the problems of forming a tolerant environment in St. Petersburg in 2021 / Comp.: F.I. Valieva, T.A. Nam, A.V. Rubtsova, E.N. Tuana. St. Petersburg, 2021, pp. 122-126. BychkovaI.I., Statsenko V.V. Ecosystem approach in building modern business models // Scientific and practical journal "Industrial Economics". 2021. No. 1.

Kovtun A.V., Sokolov A.A., Metelev A.P. Organization of volunteer (voluntary) activities in state (municipal) institutions / Ed. T.N. Arsenyeva. M., 2017. 45 p.

Guidelines for the formation of volunteer (volunteer) centers on the basis of educational institutions of secondary vocational and higher education. M.: Pero Publishing House, 2019. 355 p. Nam T.A., Frantseva A.A. Volunteer activity of students at the university as an important resource for the development of their professional competence // Youth and global challenges of our time: problems and ways to overcome / Ed. G.V. Kovaleva. St. Petersburg, 2021. P. 285-288. Nam T.A., SmirnovM.V. Student volunteer community as a tool for effective organization of educational work at the university // Youth and global challenges of our time: problems and ways to overcome / Ed. G.V. Kovaleva. St. Petersburg, 2021. P. 279-284. Teaching by Service: A Toolkit, Ed. O.V. Reshetnikova, S.V. Tetersky. M., 2020. 216 p. Online database of regulatory documents. - URL: https://rulaws.ru/?yclid=5397322418174558207 (accessed 15.03.2022).

"Online University of Social Sciences" on Dobro.Universitet. - URL: https://edu.dobro.ru/? utm_source=dobroru&utm_medium=organic&utm_campaign=promo&utm_content=header-services (accessed 15.03.2022).

Fundamentals of organization and management of volunteer activities: a textbook for university students / Ed. O A. Anikeeva, A.P. Rudnitskaya, O.V. Reshetnikov. M., 2019. 245 p. The first university ecosystem for volunteers in Russia was created at the Polytechnic University in St. Petersburg. - URL: https://tass.ru/obschestvo/12018275?utm_source=away.vk.-com&utm_medium=referral&utm_campaign=away.vk.com&utm_referrer=away.vk.com (accessed 01.03.2022).

13. Decree of the President of the Russian Federation "On the Day of the Volunteer (Volunteer)" dated November 27, 2017 No. 572. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42521 (accessed 11.03.2022).

14. DIGITAL 2019: GLOBAL DIGITAL OVERVIEW 2019. - URL: https://datareportal.com (accessed 01.12.2020).

15. Mustafa Abdul-Jabbar. Educational Ecosystems: A Trend in Urban Educational Innovation / Mustafa Abdul-Jabbar, Barbara Kurshan // PennGSE Perspectives on Urban Education. Volume 12. Issue 1. 2015. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1056670.pdf (accessed 18.03.2022).

Статья поступила в редакцию 07.05.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The article was submitted 07.05.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.