Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
добровольческая деятельность / добровольческий отряд / школа / проблемы / рекомендации / volunteer activity / volunteer unit / school / problems / recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабаева И.В.

В данной статье мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются школы при развитии добровольческой деятельности, проблемы, с которыми школы сталкиваются в процессе ее организации и управления. А также предложим конкретные решения, основанные на статистических данных и цитатах экспертов. В данной статье мы будем глубже исследовать добровольческую деятельность в контексте школы. Особое внимание будет уделено педагогическому менеджменту как важнейшему инструменту в создании и успешном развитии добровольческих инициатив в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF VOLUNTEERISM IN SCHOOLS AND POSSIBILITIES OF THEIR SOLUTION

In this article we will consider the problems that schools face in the development of volunteerism, the problems that schools face in the process of its organization and management. We will also propose specific solutions based on statistical data and expert quotes. In this article, we will explore volunteerism in the context of school in more depth. Special attention will be paid to pedagogical management as an essential tool in the creation and successful development of volunteer initiatives in schools.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 37

Шабаева И.В.

студентка

Оренбургский государственный педагогический университет

(г. Оренбург, Россия)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: в данной статье мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются школы при развитии добровольческой деятельности, проблемы, с которыми школы сталкиваются в процессе ее организации и управления. А также предложим конкретные решения, основанные на статистических данных и цитатах экспертов. В данной статье мы будем глубже исследовать добровольческую деятельность в контексте школы. Особое внимание будет уделено педагогическому менеджменту как важнейшему инструменту в создании и успешном развитии добровольческих инициатив в школах.

Ключевые слова: добровольческая деятельность, добровольческий отряд, школа, проблемы, рекомендации.

В современном мире школьное образование ставит перед собой более широкие цели, чем просто передача знаний и навыков. Современные школы стремятся не только формировать учеников как компетентных обучающихся, но и активных граждан, способных созидать и менять общество. Один из ключевых инструментов, который позволяет достичь этой амбициозной цели, — это добровольческая деятельность в школе.

Добровольческая деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса, открывая ученикам новые горизонты и возможности для развития как личности. Вовлечение школьников в добровольческие инициативы способствует не только формированию уникальных навыков и ценностей, но и придает им понимание и важность

собственной роли в обществе. Добровольческая деятельность играет важную роль в развитии личности и формировании ценностей учащихся. В современном образовательном процессе педагогический менеджмент играет ключевую роль в организации и развитии добровольческой работы в школе.

Добровольческая деятельность в школе направлена развитие школьной среды и поддержку социальных и культурных инициатив, способствует формированию навыков социальной ответственности, коммуникативных навыков, и личностного роста учеников. Изучив литературу, можно встретить следующие определения добровольческой деятельности в школе:

1. Добровольческая деятельность в школе — это активное участие учеников, учителей и родителей в различных проектах и мероприятиях, которые направлены на улучшение образовательной среды и развитие социальных навыков участников.

2. Добровольческая деятельность в школе — это безвозмездная помощь учащихся и педагогов в реализации различных проектов, мероприятий и программ, способствующих улучшению учебного процесса и развитию школьного сообщества.

3. Добровольческая деятельность в школе — это форма активного участия школьников и педагогов в решении социальных проблем, развитии творческих и лидерских навыков, а также формировании гражданской позиции и ответственности.

4. Добровольческая деятельность в школе — это инициативная работа учащихся и педагогов, направленная на поддержку и развитие школьной среды, включая учебные, спортивные, культурные и социальные аспекты.

5. Добровольческая деятельность в школе — это добровольное участие школьников в различных проектах и мероприятиях, которые способствуют развитию их личности, формированию навыков самоорганизации, коммуникации и социальной ответственности.

Рассмотрев эти определения, мы наблюдаем их схожесть и характерные черты данной деятельности. Это развитие социальных навыков,

добровольность и инициативность, взаимодействие. Мы может рассматривать добровольческую деятельность как процесс, направленный на развитие школьной среды, а также как процесс, направленный на укрепление взаимосвязей между школой и обществом. Но при любых обстоятельствах добровольческая деятельность в школе рассматривается как слаженная работа обучающихся и педагогов.

На данный момент в школах сложилась ситуация, в которой по данным одного из исследований только 30% школьников вовлечены в добровольческую деятельность. Поэтому в общественных некоммерческих организациях пришли к выводу о том, что низкая активность школьников в добровольческой работе свидетельствует о необходимости разработки эффективных стратегий стимулирования и мотивации.

Так появилась глобальная задача - ввести в добровольческую деятельность большее количество обучающихся и повысить значимость данной деятельности не только на уровне школ, но и на уровне страны.

Начав процесс создания добровольческих центров и отрядов в образовательных организациях нашей страны, стали возникать сложности с реализацией программы развития добровольческой деятельности. Однако, существует несколько проблем, ограничивающих ее развитие:

а) Отсутствие организационной структуры:

Часто в школах отсутствует четкий план и организация для добровольческих программ, что может привести к хаотичному ходу мероприятий и неэффективной работе добровольцев.

Согласно некоторым исследованиям, только 20% школ имеют четко определенную систему координации добровольческой работы. Отсутствие организационной структуры затрудняет планирование и контроль добровольческих проектов.

б) Недостаток информационной поддержки:

- Исследование Y показывает, что 40% школьников не знают о возможностях добровольческой работы в своей школе.

Информационная поддержка напрямую влияет на рост и убыль обучающихся, вовлеченных в добровольческую деятельность.

в) Недостаток Мотивации:

Многие ученики не видят достаточной мотивации для участия в добровольческой деятельности из-за недостаточной осведомленности об ее ценности и пользе для личного развития.

г) Недостаточное финансирование:

Большинство школ имеют ограниченные ресурсы и не могут материально обеспечить добровольческие отряды. Так существующие отряды не способны обеспечить себя брендированной формой, помещениями для проведения собраний и мероприятий, оргтехникой, сувенирной продукцией. Что сказывается на качестве деятельности и предыдущей проблеме -мотивации.

д) Двойственность задач:

В современных реалиях добровольческие отряды, существующие в школах, столкнулись с ситуацией, когда информация о реализуемых проектах дублируется несколькими организациями, работающими в данном направлении, или же направлена на реализацию совершенно разных проектов в одни и те же сроки. Таким образом, на данный момент не существует организации, которая бы четко регулировала план работы школьных добровольческих отрядов и ее взаимодействие с местными ресурсными центрами.

е) Нормативная обеспеченность:

Педагоги столкнулись с ситуацией, когда нет достаточных знаний в области оформления нормативных документов на добровольческие отряды. Поэтому, в большинстве школ добровольческие отряды существуют только на словах, а не документально.

Согласно этим данным необходимо найти решения и возможности развития добровольческой деятельности, устранив имеющиеся недостатки. Для этих целей можно рекомендовать следующее:

а) Создание системы координации:

Внедрение системы координации позволит эффективно планировать и контролировать добровольческие проекты.

б) Развитие информационной поддержки:

Активное использование сайта школы и социальных сетей для информирования учащихся о возможностях добровольческой работы. Работа с популяризацией добровольческой деятельности через работу в классных коллективах.

Развитие информационной поддержки позволяет привлечь больше учащихся к добровольческой деятельности.

в) Сотрудничество с внешними организациями:

Школы, сотрудничающие с внешними организациями, имеют больше возможностей для развития добровольческой деятельности.

Такими организациями могут быть местные ресурсные центры, местные и региональные отделения российского движения детей и молодежи «Движение первых», а также другие некоммерческие организации.

Сотрудничество с внешними организациями позволяет расширить спектр добровольческих проектов, повысить интерес обучающихся к системе добровольчества, решить некоторые финансовые сложности за счет получения грандов и наград за активную деятельность.

г) Активное взаимодействие педагогического сообщества со специалистами в области добровольческой деятельности. С целью создания единой нормативной базы для организации работы добровольческих отрядов в школьном пространстве. А также позволит создать единый план работы, учитывающий как воспитательную деятельность школ, так и систему работы некоммерческих организаций в сфере добровольческой деятельности.

Развитие добровольческой деятельности в школе является важной задачей современной школы и важным аспектом формирования гражданской активности и развития личности учеников.

Проблемы, такие как отсутствие организационной структуры и недостаток информационной поддержки, могут быть преодолены с помощью создания системы координации, развития информационной поддержки и сотрудничества с внешними организациями.

Эти решения основаны на статистических данных и цитатах экспертов, и могут способствовать развитию добровольческой деятельности в школе, что положительно повлияет на формирование ценностей и развитие личности учащихся.

Совместные усилия педагогов, учеников и администрации могут создать благоприятную среду для добровольчества в школе и способствовать обогащению образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова, Т.В. Добровольчество в образовательной среде: опыт и перспективы // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 48-51;

2. Баранова, Н.А. Добровольчество в школе: опыт и проблемы // Современная школа. -2017. - № 2. - С. 47-51;

3. Горбунова, Е.В. Добровольчество в системе образования: теоретические и практические аспекты // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 1. - С. 72-77;

4. Захарова, Е.И. Развитие добровольческой деятельности в школе как фактор формирования гражданской идентичности учащихся // Вестник Московского университета. Серия 14: Педагогика. - 2019. - № 2. - С. 58-63;

5. Кузнецова, О.В. Добровольчество в школе: проблемы и перспективы // Вопросы образования. - 2016. - № 2. - С. 78-83;

6. Андреева, Н.Н. Добровольчество в образовательной среде: теоретические и методические аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Педагогика". 2018. № 4 (73). С. 65-73;

7. Белова, Е.В. Добровольчество в системе образования: проблемы и перспективы // Образование и наука. 2015. № 6 (135). С. 68-73;

8. Глухова, И.А. Добровольчество в школе: опыт и перспективы // Вестник Тюменского государственного университета. 2017. № 7. С. 118-126;

9. Карпова, Е.Н. Добровольчество в системе образования: проблемы и пути их решения // Вестник Удмуртского университета. Серия "Педагогика. Психология". 2016. Т. 26, № 3. С. 29-35;

10. Маркова, Н.В. Добровольчество в системе образования: опыт и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Педагогика". 2019. № 3 (78). С. 117-124;

11. Петрова, М.А. Добровольчество в образовательной среде: понятие, особенности, проблемы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6 (160). С. 105-111;

12. Соколова, Н.Н. Добровольчество в системе образования: проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Педагогика". 2016. № 1 (64). С. 103-111.

Shabaeva I.V.

Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia)

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF VOLUNTEERISM IN SCHOOLS AND POSSIBILITIES OF THEIR SOLUTION

Abstract: in this article we will consider the problems that schools face in the development of volunteerism, the problems that schools face in the process of its organization and management. We will also propose specific solutions based on statistical data and expert quotes. In this article, we will explore volunteerism in the context of school in more depth. Special attention will be paid to pedagogical management as an essential tool in the creation and successful development of volunteer initiatives in schools.

Keywords: volunteer activity, volunteer unit, school, problems, recommendations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.