Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ'

СЕМЕЙНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
358
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / СЕМЬЯ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моисеева Ю.С., Кудинова Ю.В.

Представлен результат анализа понятий «семейное волонтерство (добровольчество)». Раскрыта специфика данного вида деятельности. Приведены примеры эффективных практик внедрения семейного волонтерства в жизнь семьи и школы. Составлен и предложен ряд методических рекомендаций по развитию данного направления добровольческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY VOLUNTEERING AS A DIRECTION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK AT SCHOOL

The result of the analysis of the concept of "family volunteering (volunteering)" is presented. The specificity of this type of activity is revealed. Examples of effective practices of introducing family volunteering in the life of the family and school are given. A number of methodological recommendations for the development of this area of volunteerism are compiled and offered.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ»

УДК 378.183

1 2

Юлия Сергеевна Моисеева , Юлия Валерьевна Кудинова

1,2Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия

1moiseeva.julia2001@mail.ru

2 kudjulia@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Моисеева Юлия Сергеевна, moiseeva.julia2001@mail. ru

СЕМЕЙНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Аннотация. Представлен результат анализа понятий «семейное волонтерство (добровольчество)». Раскрыта специфика данного вида деятельности. Приведены примеры эффективных практик внедрения семейного волонтерства в жизнь семьи и школы. Составлен и предложен ряд методических рекомендаций по развитию данного направления добровольческой деятельности.

Ключевые слова: семейное волонтерство, социально-педагогическая работа, семья, школьники

1 2

Yulia S. Moiseeva , Yulia V. Kudinova

1 2

, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia

1moiseeva.julia2001@mail.ru

2 kudjulia@mail.ru

Corresponding author: Yulia S. Moiseeva, moiseeva.julia2001@mail.ru

FAMILY VOLUNTEERING AS A DIRECTION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL

WORK AT SCHOOL

Abstract. The result of the analysis of the concept of "family volunteering (volunteering)" is presented. The specificity of this type of activity is revealed. Examples of effective practices of introducing family volunteering in the life of the family and school are given. A number of methodological recommendations for the development of this area of volunteerism are compiled and offered.

Keywords: family volunteering, socio-pedagogical work, family, schoolchildren

Понятие семейного волонтерства ново для нашей страны, однако, добровольчество в целом давно и весьма активно продвигается в обществе. Связано это с тем, что такой вид деятельности является наиболее популярным видом добровольного труда.

Для педагогики волонтерство есть не что иное, как один из важнейших элементов воспитательного процесса детей, как способ социализации и адаптации в обществе. Такая деятельность неразрывно связана с воспитанием, так как благодаря ей происходит формирование основных качеств личности.

Семейное волонтерство, хоть и официально не установлено, является одним из направлений добровольческой деятельности в нашей стране, развивающимся наряду с социальным, корпоративным, медицинским и другими видами общественно-полезной жизни.

Термин «семейное волонтерство (добровольчество)» можно сформулировать исходя из Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года №2950 -р. Семейное добровольчество (волонтерство) - это добровольческая деятельность и добровольный труд двух и более членов одной семьи. Важно отметить, что согласно этой же

Концепции, добровольчество, реализуемое в семейных формах, обеспечивает преемственность ценностей добровольчества между поколениями [4].

Согласно мнению Л.В. Вандышевой, семейное волонтерство (добровольчество) - есть не что иное, как направление социальной работы с семьей [1]. Рассматривая данный вид деятельности как конкретное направление работы с семьями, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, она отмечала более успешную интеграцию в общество. Важно отметить ее убежденность в том, что такое добровольчество помогает не только расширить кругозор членов семьи, но и дает возможность обучиться чему-то новому, а так же обрести друзей и единомышленников. Огромным плюсом участия в семейном волонтерстве таким «особенным» семьям, является возможность «самопомощи».

Явление семейного волонтерства было упомянуто и в работах Е.А. Кручининой и С.Ф. Лобаревой. Согласно их выводам, данное направление добровольчества можно рассматривать как один из воспитательных эффектов, оказываемых на детей [3].

На сегодняшний день, социально-педагогическая работа в школе является одним из значимых социальных институтов воспитания. Суть ее заключается в работе с семьей, с интересами ребенка, изучение его психофизиологических особенностей и личности в целом, организация и помощь в обучении и развитии, как физическом, так и духовном.

Одними из основных направлений в этой работе будут выступать социальное воспитание и социально-педагогическая защита ребенка.

Семейное волонтерство можно рассматривать как направление социально-педагогической работы в школе. Да и в целом, работа с семьей - неотъемлемая часть социально-педагогической работы, которую можно осуществлять, в том числе, через вовлечение родителей в школьное самоуправление, организацию досуга и, что для нас является приоритетом, в добровольчество. Последнее обладает безграничным потенциалом для создания благоприятной среды развития и социализации ребенка, при условии включения в работу его родителей.

Родители и учителя в совместной деятельности должны стремиться создать условия для эффективного участия в волонтерской деятельности и воспитания чувства патриотизма у детей; формировать и поддерживать инициативность и самостоятельность; воспитывать полезные качества, посредством диалога, действий, примера; стремиться к развитию и раскрытию внутреннего потенциала ребенка; осуществлять индивидуальную поддержку ребенка-волонтера.

Не стоит забывать о том, что многие проблемы ребенка, связанные с недоверием к окружающим, замкнутость, необщительность, боязливость - удается решить именно благодаря занятиям волонтерской деятельностью. Однако важно обратить внимание на то, что изменениям подвергаются не только дети, но и родители.

Привлекая членов одной семьи к добровольчеству, организаторы и инициаторы такой деятельности, должны стремиться к их постоянной поддержке. Осуществить ее можно различными способами. К примеру, вести постоянный диалог с участниками; осуществлять организационную поддержку; концентрировать на положительных моментах волонтерства; развивать чувство ответственности за принимаемые действия и учить находить эффективные пути решения возникающих проблем, основываясь на толерантности и патриотизме.

Вовлечение детей и их родителей в добровольческую деятельность позволяет нам учесть требования федеральных образовательных стандартов по организации воспитательной деятельности. Различные мероприятия социальной направленности предоставляют реальную возможность управления развитием и формирования общечеловеческих качеств и достижением результата ребенком. Участие в добровольчестве позволяет удовлетворить потребности обучающихся в самовыражении, саморазвитии и самореализации.

Как уже говорилось, семейное волонтерство, как явление, развивается медленно и локально. Тем не менее, некоторые регионы нашей страны понимают необходимость

внедрения в социально-педагогическую работу с семьями чего-то нового и эффективного, поэтому разрабатывают различные способы развития нового направления волонтерства.

К примеру, школьная волонтерская организация «Доброштаб» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Приморского края в 2022 году реализовала свой проект «Семейное волонтерство как образ жизни», целью которого выступает организация семейного добровольчества, как способа успешной социализации детей и налаживание контактов между членами семьи [8].

В процессе реализации, организаторы стремились выполнить ряд задач: научить участников готовить и организовывать семейные мероприятия; акцентировать внимание участников на семейных ценностях и традициях; привлечь как можно больше семей к участию в мероприятиях в качестве волонтеров в селе Хороль Хорольском округе Приморского края; разработать и апробировать сценарии различных семейных мероприятий и акций; популяризировать данный вид деятельности в социальных сетях.

Целевой аудиторией выступили родители и дети с. Хороль Приморского края. Особое внимание в проекте отведено привлечению многодетных, малообеспеченных и социально-неблагополучных семей. Семьи не только участвовали в мероприятиях, предлагаемых регионом, но и под руководством опытных волонтеров, учились планировать, подготавливать и реализовывать собственные общественно-полезные идеи.

По результатам проекта, школа №1 села Хороль Приморского края решила основную задачу - провела плодотворную социально-педагогическую работу с семьями, а так же заострила внимание на необходимости решения социально-значимых проблем. Участники проекта позитивно отзываются о своих результатах и отмечают изменения в семейных взаимоотношениях.

Схема развития семейного волонтерства в городе Ярославле схожа по своей структуре с практикой из Приморского края.

В МБОУ «СОШ №12» действующий волонтерский отряд «БлагоДарю» с 2019 года развивает новое для себя волонтерское направление - семейное. Инициаторами выступили родители семьи Тыриных, принимавшие до этого активное участие в жизни отряда вместе со своими сыновьями [7].

В рамках работы отряда, семья привлекает волонтеров-школьников и их родителей для совместного участия во многих акциях и мероприятиях, как своего региона, так и всей страны. Ежегодно, волонтеры отряда проводят многочисленные акции и мероприятия различного масштаба: акция «Герои Великой Победы», «Дорога Памяти», «Добровольцы детям», «Теплые ладошки», «Рождественский подарок», «С радостью в школу» и многое другое.

В отряде «БлагоДарю» числится несколько постоянных семей - в том числе, многодетные. Родители, участвующие в волонтерской деятельности, утверждают, что совершать добрые дела для их семей почетно. Каждый из участников чувствует важность выполняемых им дел, поэтому не только участвует в предлагаемых мероприятиях, но и предлагает свои разработки.

Анализ успешных практик показал, что привлечение детей-школьников и их родителей к участию в добровольческой деятельности можно разделить на несколько этапов.

1 этап - определение круга интересов и внутренних потребностей будущих волонтеров. Педагог, ответственный за добровольческую деятельность в школе, определяет для себя увлечения семьи, предлагает схожие по деятельности направления волонтерства и рассказывает о возможностях участия в выбранном направлении.

2 этап - анализ социально-значимых проблем. На данном этапе члены семьи больше узнают о направлениях добровольческой деятельности посредством анализа причин их возникновения. Изучая социально-значимые проблемы, предлагая совместные пути их решения, ребята и их родители осознают значимость волонтерства, как общественного явления, а также приобретают мотивацию на участие и настраиваются на дальнейшую

работу.

3 этап - вовлечение в решение современных социально-значимых задач. Этот этап заключается во взаимодействии друг с другом и окружающей действительностью посредством выполнения заданий.

Стоит отметить, что семейное добровольчество имеет ряд своих особенностей:

— Среди основных причин, по которым семья может быть вовлечена в волонтерскую деятельность, является сплочение ячейки общества и улучшение семейных взаимоотношений по средствам вовлечения в добровольческую деятельность.

— Наиболее привлекательными направлениями, в рамках данного, являются -забота о детях, инвалидах и пожилых, спортивное и экологическое волонтертво.

— Кроме того, добровольчеству - возраст не помеха. Участвовать могут все члены семьи без исключения (однако, как правило, к волонтерству привлекаются дети с 4-х летнего возраста).

— Семейное волонтерство начинается с 2-х членов одной семьи, то есть, нет обязательного условия привлечения всех. Достаточно уже того, что ребенок будет участвовать с мамой/папой/бабушкой/дедушкой.

— Вовлечение в такой вид деятельности происходит в основном благодаря личным примерам знакомых/друзей/коллег или через средства массовой информации.

— Данное направление волонтерства является, при необходимости, эффективным средством психологической и педагогической помощи разным категориям семей: многодетным, малообеспеченным, семьям-опекунам, семьям-беженцам и вынужденным переселенцам, а так же семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

— Ну и последняя особенность - существуют уже целые династии волонтеров, что для нас открывает возможность продвижения таких положительных историй и, тем самым, привлечением «новеньких» в волонтерскую деятельность.

Не стоит забывать, что при организации любого направления добровольчества в школе, необходимо помнить о поощрении детской и взрослой инициативности, поддержке мотивации, постоянном подкреплении позитивным опытом добровольческой деятельности и значимости личного примера.

Руководителю отряда очень важно не оставаться сторонним наблюдателем или только направляющим. Для поддержания работоспособности необходимо «заряжать» участников собственными инициативами и примером [5].

Говоря об интересах участников добровольческой деятельности, как уже говорилось, важно помнить и об их возрастных особенностях. Это позволит продумать мероприятия для участия таким образом, чтобы они были не только интересны и полезны обществу, но и самим волонтерам. Если мы говорим о волонтерах-детях, то опора на их возрастные особенности, позволит нам в своей социально-педагогической работе решить свой ряд задач, что, несомненно, важно.

Как мы можем заметить, организация семейного волонтерства в школе достаточно трудный и ответственный процесс, который стоит осуществлять поэтапно и продуманно. При планировании мероприятий, необходимо помнить и учитывать потребности и интересы всех участников добровольческой деятельности, учитывать современные тенденции и запросы общества, а также не забывать об основной цели такой деятельности. Для продолжения взаимодействия ребенка, семьи и школы, разработайте систему мотивации и поощрения. Чтобы привлекать к полезной деятельности новых участников, ведите социальные сети своего волонтерского отряда: тщательно продумывайте контент-план и формы обратной связи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Вандышева Л. В. Семейное волонтерство, как перспективное направление в социальной работе с семьей // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 1. С. 33-36.

2. Загладина Х. Т., Арсеньева Т. Н. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе: проблемы и перспективы // Воспитание школьников. 2015. № 10. С. 10-14.

3. Кручинина Е. А., Лобарева С. Ф. Семейное волонтерство как один из видов добровольческой деятельности // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров : Материалы XVIII межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году добровольцев и волонтеров, Старый Оскол, 27 марта 2018 года. 2018. С. 234-238.

4. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 №2950-р // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/98 5421faba1da8d5a7dd327f05ae6cd5f9aa2c4c/ (дата обращения: 15.01.2023)

5. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности на территории новосибирской области : метод. рекомендации / И. Ю. Юрочкина, А. С. Чвара, А. В. Шубина, К. А. Одегова. - Новосибирск: Офсет, 2019. 84 с.

6. Сабирова О. В. Волонтерство - совместное дело семьи и детского сада // Наука и образование: новое время. 2018. № 5. С. 69-71.

7. Семейное волонтерство [Электронный ресурс] // Добро.Журнал : Истории из мира добровольчества. URL: https://dobro.press/blogi/semeinoe-volonterstvo?ysclid=lapvymw6d2115189725 (дата обращения: 15.01.2023)

8. Социальный проект «Семейное волонтерство как образ жизни» [Электронный ресурс] // Мультиурок : Сайт для учителей. URL: https://multiurok.ru/files/sotsialnyi-proekt-semeinoe-volonterstvo-kak-obraz.html (дата обращения: 16.01.2023)

REFERENCES

1. Vandysheva L. V. Family volunteering as a promising direction in social work with the family // New Science: Current State and Ways of Development. 2015. № 1. С. 33-36.

2. Zagladina H. T., Arsenieva T. N. Promotion of the culture of volunteering in the modern Russian school: problems and prospects // Upbringing of schoolchildren. 2015. № 10. С. 10-14.

3. Kruchinina E. A., Lobareva S. F. Family volunteering as one of the types of volunteer activities // Concepts and practical approaches in the work of volunteers and volunteers : Materials XVIII interregional scientific and practical conference dedicated to the All-Russian year of volunteers and volunteers, Stary Oskol, March 27, 2018. 2018. С. 234-238.

4. The concept of the development of volunteerism (volunteering) in the Russian Federation until 2025 : Decree of the Government of the Russian Federation from 27.12.2018 №2950-r

// ConsultantPlus : [website]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/9 85421faba1da8d5a7dd327f05ae6cd5f9aa2c4c/ (дата обращения: 15.01.2023)

5. Methodical recommendations for the development of voluntary (volunteer) activities in the Novosibirsk region: method recommendations / I. Yu Yurochkina, A. S. Chvara, A. V. Shubina, K. A. Odegova. - Novosibirsk: Offset, 2019. 84 с.

6. Sabirova O. В. Volunteering - a joint cause of family and kindergarten // Science and education: a new time. 2018. № 5. С. 69-71.

7. Family volunteering [Electronic resource] // Dobro.Zhurnal : Stories from the world of volunteering. URL: https://dobro.press/blogi/semeinoe-volonterstvo?ysclid=lapvymw6d2115189725 (accessed 15.01.2023)

8. Social project "Family volunteering as a way of life". [Electronic resource] // Multyurok : Site for teachers. URL: https://multiurok.ru/files/sotsialnyi-proekt-semeinoe-volonterstvo-kak-obraz.html (date of access: 16.01.2023)

Информация об авторах

Ю.С. Моисеева - студент;

Ю.В. Кудинова - кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной педагогики.

Information about the authors

Y.S. Moiseeva - student.

Y. V. Kudinova - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Social Pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.