Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ТРУД / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ТРУДА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ТРУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамарская Н.В., Асси Р.

В статье аргументирована актуальность проблемы организации добровольческого труда младших школьников тем, что в современном неспокойном и противоречивом мире добровольчество приобретает особую значимость, детерминируя закономерную тенденцию к гуманизации общества и актуализации роли добровольчества как социально-педагогического феномена, обладающего потенциалом в развитии гражданского общества и нравственном воспитании личности. Предложена модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников и некоторые результаты ее апробации. Модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников представлена концептуально-методологическим, содержательно-процессуальным и критериально-диагностическим блоками, логично раскрывающими целостность процесса подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников. Концептуально-методологический блок представлен подходами и принципами, ориентирующими на отбор содержания и методов, способствующих достижению целей подготовки. Содержательно-процессуальный блок включает новое содержание подготовки в виде модуля «Организация добровольческого труда младших школьников», реализация которого осуществляется, в частности, на основе проектно-ориентированного подхода и специфических принципов, детерминирующих формирование готовности будущих педагогов, структурированной компонентами, что отражено в критериально-диагностическом блоке. Приведена динамика сформированности готовности будуших педагогов к организации добровольческого труда младших школьников, что свидетельствует о результативности апробации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамарская Н.В., Асси Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR PREPARING FUTURE TEACHERS TO ORGANIZE VOLUNTARY ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN'S WORK

The article is devoted to the problem of organization voluntary elementary school children's work. Fact in today's turbulent and contradictory world is that, volunteerism assumes special significance, determining the natural tendency to humanize society and actualize the role of volunteerism as a socio-pedagogical phenomenon with potential to develop civil society and moral education of the individual. The purpose of the study was to identify the importance of orientation to volunteer work of junior schoolchildren and its role in their socialization is indicated. The model of preparation of future teachers for the organization of volunteer work of younger schoolchildren is presented conceptually and methodologically, content-procedural and criteria-diagnostic blocks that logically reveal the integrity of the process in preparing future teachers for the organization of volunteer work of elementary school children. The conceptual and methodological block is represented by approaches and principles that focus on the selection of content and methods that contribute to the achievement of training goals. The content-procedural block includes a new content of training in the form of a module «Organization of voluntary work of junior schoolchildren», the implementation of which is carried out, in particular, on the basis of a project-oriented approach and specific principles, determining the formation of the preparation of future teachers, structured by components, which is reflected in the criterion-diagnostic block. The dynamics of the formation of the named preparing is given, which indicates the effectiveness of the model testing.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Научная статья УДК 37.091.398

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-77-85 EDN: LDBUHX

Модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников

Нина Васильевна Тамарскаяш, Асси Рама 2

1 Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 127051, г. Москва, ул. Малый Сухаревский переулок, д. 6

2Аспирантка кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 127051, г. Москва, ул. Малый Сухаревский переулок, д. 6 1 nv.tamarskaya@mpgu. suH, https ://orcid.org/0000-0002-5012-8980 2ramaassi761@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9737-3676

Аннотация. В статье аргументирована актуальность проблемы организации добровольческого труда младших школьников тем, что в современном неспокойном и противоречивом мире добровольчество приобретает особую значимость, детерминируя закономерную тенденцию к гуманизации общества и актуализации роли добровольчества как социально-педагогического феномена, обладающего потенциалом в развитии гражданского общества и нравственном воспитании личности. Предложена модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников и некоторые результаты ее апробации.

Модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников представлена концептуально-методологическим, содержательно-процессуальным и критериально-диагностическим блоками, логично раскрывающими целостность процесса подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников. Концептуально-методологический блок представлен подходами и принципами, ориентирующими на отбор содержания и методов, способствующих достижению целей подготовки. Содержательно-процессуальный блок включает новое содержание подготовки в виде модуля «Организация добровольческого труда младших школьников», реализация которого осуществляется, в частности, на основе проектно-ориентированного подхода и специфических принципов, детерминирующих формирование готовности будущих педагогов, структурированной компонентами, что отражено в критериально-диагностическом блоке. Приведена динамика сформированности готовности будуших педагогов к организации добровольческого труда младших школьников, что свидетельствует о результативности апробации модели.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов; добровольческий труд; организация добровольческого труда; младшие школьники; волонтерская деятельность; апробация модели подготовки; добровольческий труд младших школьников

Для цитирования: Тамарская Н. В., Рама Асси Модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 77-85. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-77-85. https://elibrary.ru/ldbuhx

Original article

Model for preparing future teachers to organize voluntary elementary school children's work

Nina V. Tamarskaya1K1, Assi Rama 2

1Doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of social pedagogy and psychology, Moscow pedagogical state university. 127051, Moscow, Maly Sukharevsky lane, 6

2Post-graduate student of the department of social pedagogy and psychology, Moscow pedagogical state university. 127051, Moscow, Maly Sukharevsky lane, 6

© Тамарская Н. В., Асси Р., 2022

1 nv.tamarskaya@mpgu. suH, https ://orcid.org/0000-0002-5012-8980 2ramaassi761@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9737-3676

Abstract. The article is devoted to the problem of organization voluntary elementary school children's work. Fact in today's turbulent and contradictory world is that, volunteerism assumes special significance, determining the natural tendency to humanize society and actualize the role of volunteerism as a socio-pedagogical phenomenon with potential to develop civil society and moral education of the individual. The purpose of the study was to identify the importance of orientation to volunteer work of junior schoolchildren and its role in their socialization is indicated. The model of preparation of future teachers for the organization of volunteer work of younger schoolchildren is presented conceptually and methodologically, content-procedural and criteria-diagnostic blocks that logically reveal the integrity of the process in preparing future teachers for the organization of volunteer work of elementary school children. The conceptual and methodological block is represented by approaches and principles that focus on the selection of content and methods that contribute to the achievement of training goals. The content-procedural block includes a new content of training in the form of a module «Organization of voluntary work of junior schoolchildren», the implementation of which is carried out, in particular, on the basis of a project-oriented approach and specific principles, determining the formation of the preparation of future teachers, structured by components, which is reflected in the criterion-diagnostic block. The dynamics of the formation of the named preparing is given, which indicates the effectiveness of the model testing.

Keywords: model for training of future teachers; volunteer work; organization of volunteer work; junior schoolchildren; volunteer activity; approbation of the training model; readiness of future teachers to organize volunteer work of junior schoolchildren

For citation: Tamarskaya N. V., Assi R. Model for preparing future teachers to organize voluntary elementary school children's work. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(5): 77-85. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-77-85. https://elibrary.ru/ldbuhx

Введение

Проблема добровольчества (в данной работе термины «добровольчество» и «волонтерство» используются в качестве синонимов, что связано с прямым переводом и схожим значением: волонтерство образовано от лат. voluntarius — 'добровольный') в современном неспокойном и противоречивом мире приобретает особую значимость, детерминируя закономерную тенденцию к гуманизации его развития. В связи с этим несомненна роль волонтерства как социально-педагогического феномена, обладающего потенциалом в развитии гражданского общества и нравственном воспитании личности, что на сегодняшний день является неоспоримо значимым. В настоящее время государство серьезное внимание уделяет воспитанию подрастающего поколения. Очевидно, что эффективность воспитания повышается высокой, если необходимые нравственные основы закладываются с раннего детства. Добровольчество является мощным фактором позитивной социализации и развивает в детях такие важные для жизни в нем качества, как активность, деятельная помощь, трудолюбие, эмпатия. Государство заинтересовано в развитии и расширении добровольчества, поэтому нормативно поощряет его создает условия для его совершенствования и теоретического осмысления.

Добровольчество активно реализуется в практической деятельности многих образовательных

организаций и исследуется учеными в различных аспектах. Р. А. Мингазов рассматривает проблемы содержания конструкта «волонтерская деятельность», понимая его как теоретическую основу реализации добровольческой деятельности в образовательно-воспитательной практике и развития направлений добровольческой деятельности в школах [Мингазов, 2019]. Е. А. Бугуш, Н. Н. Кузьминов анализируют добровольческую деятельность в общеобразовательных организациях с позиций системности и ценности для организации воспитательной работы [Бугуш, 2019]. Не остались без внимания и проблемы добровольчества младших школьников — их изучают Ю. Д. Гакаме, Е. Ю. Курченя, Н. В. Хасанов [Га-каме, 2021; Курченя, 2017].

Концептуальные, содержательные и методические аспекты исследования добровольчества отражены в работах следующих авторов: Е. С. Азаровой, М. С. Яницкий [Азарова, 2008], Л. В. Болотовой [Болотова, 2004], Л. А. Курдин-ской [Кудринская, 2006], Л. Е. Сикорской [Си-корская, 2011], А. В. Сычевой [Сычева, 2018], А. А. Шагуровой [Шагурова, 2012]. Как показывает анализ этих и других работ, проблема во-лонтерства исследуется достаточно активно, что подтверждает ее актуальность.

Важность в связи с этим приобретает мысль о том, что социальную активность младших школьников, приобщение их к добрым делам

следует начинать с ознакомления студентов педагогических вузов с волонтерской деятельностью (Е. А. Бугуш, Н. Н. Кузьминов) [Кузьминов, 2019]. Несомненно, студент, который активно участвовал в волонтерской деятельности и мотивирован на нее, способен увлечь младших школьников своим примером.

Теоретический анализ предмета исследования показывает, что опыт образовательных организаций по подготовке будущих педагогов к организации добровольческой деятельности описан в различных аспектах и дает возможность проанализировать направления и воспользоваться результатами для моделирования и определения особенностей и специфики подготовки педагогов к организации добровольческого труда младших школьников (А. С. Зелко, В. С. Масло [Зелко, В. С. Масл , 2019], М. В. Певная [Певная, 2014], Т. В. Соколова [Соколова, 2019] и т. д.).

В педагогической науке моделирование является условием целостного взгляда на проблему и ее решение и предполагает комплементарность теоретико-методологических, содержательно-процессуальных и оценочных аспектов. Исследователями осуществлено моделирование различных процессов. М. В Синева разрабатывает педагогическую модель подготовки будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников на основе принципов интеграции и системно-деятельностного подхода, строит ее в виде пяти компонентов [Синева, 2015]: мо-тивационно-ценностного, определяющего основные личностные качества учителя как организатора внеурочной деятельности эколого-краеведческой направленности; когнитивного, представляющего наличие знаний будущего учителя о содержании, методах и формах организации внеурочной деятельности младших школьников; деятельностного, включающего овладение будущим учителем умениями устанавливать контакт с учащимися во внеурочном взаимодействии, корректировать межличностные отношения в группах; творческого, предполагающего наличие творческих умений у будущего учителя и навыки организации творческой деятельности младших школьников; рефлексивно-оценочного, предусматривающего способности будущего учителя оценить результаты внеурочной деятельности младших школьников.

Близкой по структуре является модель подготовки будущего учителя начальных классов к организации проектной деятельности младших школьников, разработанная И. В. Фарафоновой.

Концептуальной основой процесса подготовки будущего учителя начальных классов к организации проектной деятельности младших школьников исследователь определяет компетентност-ный и деятельностный подходы и ряд принципов (научности, системности и последовательности, сознательности и активности обучения, прочности знаний, связи теории с практикой и профессиональной направленности) [Фарафонова, 2017].

Л. А. Мзокова предлагает дидактическую модель подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций младших школьников, включающую теоретический, технологический, методический и практический компоненты на основе реализации компетентностного, системно-деятельностного, интегрированного и метапред-метного подходов и принципов научности, системности и последовательности, человекосооб-разности, учета инидивидуальных особенностей учащихся, диалогичности, метапредметности [Мзокова, 2017].

Г. А. Рошко разрабатывает педагогическую модель подготовки будущего учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников на основе ряда принципов: последовательности, преемственности, систематичности, личностного целеполага-ния и образовательной рефлексии, самореализации, свободного выбора, индивидуально-творческого развития личности. Ее структура включает мотивационный, ориентационный, операциональный и личностно-рефлексивный компоненты и строится на основе системного, личностно-ориентированного и культурологического подходов [Рошко, 2014а; Рошко, 2015б].

Е. В. Богданова [Богданова, 2014] выделяет следующие компоненты структурной модели профессиональной готовности педагогов: моти-вационно-ценностный, включающий осознание значимости и ценности организации добровольческой деятельности в обществе; когнитивно-деятельностный, представляющий знание о разных секторах к организации добровольческой деятельности; рефлексивный, заключающийся в самооценке и самоконтроле профессиональной подготовки специалистов.

М. В. Певная, Ю. В. Лужков [Певная, 2016] разработали практико-ориентированный модуль профессиональной подготовки будущих педагогов к организации добровольческой деятельности на основе 3 блоков: информационного, техноло-

гического и проектного. Информационный представляет формирование видения о добровольческих проектах в педагогической среде; технологический включает формирование мотивации к организации добровольческого проекта; проектный предполагает формирование у будущих педагогов организаторских компетенций.

Вышеперечисленные структурные модели подготовки будущих педагогов к реализации педагогических задач в различных сферах, включая добровольчество, позволяют увидеть общие принципы работы с младшими школьниками и выявить важность мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и личностно-рефлексивного компонентов. Учитывая необходимость концептуально-методологического осмысления процесса подготовки, следует обратить внимание на разработку подходов и принципов и их влияние на формирование компонентов подготовки и готовности студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников.

Методы исследования

В работе применялись теоретические методы исследования — анализ, синтез, обобщение, моделирование; эмпирические — анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение. Экспериментальная часть исследования осуществлялась на базе Института педагогики и психологии МПГУ по направлению подготовки 44.03.02 — Психолого-педагогическое образование, в эксперименте на разных его этапах участвовали 107 студентов, в процесс обучения которых был включен авторский модуль «Организация добровольческого труда младших школьников». Компоненты готовности будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников исследовались с помощью комплекса методик. Мо-тивационно-ценностный компонент изучался следующими методиками: оценка коммуникативных и организаторских склонностей личности (КОС-1) [Федорошин, 2017], оценка уровня развития эмпатийных тенденций (А. Меграбян, Н. Эпштейн) [Карелина, 2000], изучение ценностных ориентаций личности (М. Рокича) [Ро-кич, 2009], диагностика мотивов личности к волонтерской деятельности (К. В. Гиль) [Гиль, 2016], авторская анкета «Диагностика уровня мотивации студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников»; когнитивно-деятельностный компонент изучался с помощью теста «Проверка уровня знаний по основам организации добро-

вольческого труда младших школьников» и дидактического теста, определяющего сформиро-ванность умений организации добровольческого труда младших школьников; личностно-рефлексивный компонент исследовался методом наблюдения, авторского анкетирования.

Результаты исследования

Теоретический анализ проблемы исследования и обобщение теоретико-методологических подходов к моделированию процесса подготовки будущих педагогов к реализации различных видов деятельности позволили осуществить моделирование подготовки студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников.

Таблица 1

Модель подготовки студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников

Концептуально-методологический блок модели подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников включает подходы и принципы, детерминирующие специфику подготовки будущих педагогов к данному виду деятельности.

Цель

подготовка студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников

Концептуально-методологический блок

Принципы подготовки Подходы к подготовке

♦ принцип субъектности; ♦ принцип имитационного и игрового моделирования; ♦ принцип диалогического общения и эмпатийного восприятия ♦ компетентностный подход; ♦ системно-деятельностный подход; ♦ проектно- ориентированный подход

Содержательно-процессуальный блок

Компоненты подготовки

Мотивационно-ценностный Когнитивно-деятельностный Личностно-рефлексивный

Программно-методическое обеспечение

Содержание подготовки Формы подготовки

Программно-методическое обеспечение модуля «Организация добровольческой деятельности младших школьников» Интерактивные формы обучения: беседа, дискуссия, проектное обучение, методы проблемного обучения, мозговой штурм и имитационно-моделирующие игры, ролевые и игры, групповая работа и др.

Критериально-оценочный блок

Критерии готовности

Мотивационно-ценностный когнитивно- дея-тельностный личностно-рефлексивный

Уровни готовности

Низкий Средний Высокий

Очевидно, что, поскольку речь идет о профессиональной подготовке, одним из ведущих подходов будет компетентностный подход. Системообразующим среди подходов является системно-деятельностный подход, поскольку подготовка к добровольческой деятельности предполагает активное освоение материала и приобретение умений организовать добровольческую деятельность младших школьников. Проектно-

ориентированный подход определяет специфику добровольческой деятельности и отражает конкретную направленность процесса подготовки на решение специфической задачи.

Важной составляющей концептуально-методологического блока являются принципы, которые детерминируют содержательное наполнение компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов в аспекте организации добровольческой деятельности. Ведущим является принцип субъектности, коррелирующий с мо-тивационно-ценностным компонентом подготовки, что определяет в качестве ведущей субъект-но-ориентированную технологию

(Л. В. Байбородова) [Байбородова, 2021]. Принцип имитационного и игрового моделирования позволяет при реализации когнитивно-деятельностного компонента учесть в процессе игровой деятельности моделирование реальных условий организации добровольческого труда младших школьников в разных сферах (социальной, природно-экологической, гражданской, культурной, медицинской и др.) с использованием методов интерактивного обучения. Принцип диалогического общения и эмпатийного восприятия отражает специфику личностно-рефлексивного компонента, в который привносится личностное отношение к добровольческому труду. Активное использование диалога, дискуссии с участием всех играющих способно породить творческую атмосферу, продуктивное мышление, создать в результате коллективного обсуждения инновационные игры для младших школьников, результатом участия в которых станет добровольческий труд.

Содержательно-процессуальный блок включает содержательное наполнение компонентов подготовки (мотивационно-ценностный, когни-тивно-деятельностный и личностно-

рефлексивный) и программно-методическое обеспечение процесса подготовки, ориентированного на формирование у будущих педагогов умений организации добровольческого труда младших школьников. Мотивационно-

ценностный компонент включает в себя заинтересованность студентов в волонтерской деятельности, знание понятия и значения добровольчества младших школьников; формирование положительного отношения к проявлению инициативы добровольческого труда младших школьников. Формирование соответствующих знаний достигается за счет реализации программы модуля «Организация добровольческого труда младших школьников», тематика которого предполагает знакомство с понятийно-терминологическим аппаратом проблемы, игровыми технологиями, проблемным полем добровольчества.

Когнитивно-деятельностный компонент акцентирует внимание на использовании интерактивных форм обучения, важнейшей среди которых является игра. Реализация системно-деятельностного и проектно-ориентированного подходов позволяет изучить способы и приемы организации волонтерской деятельности, приобрести необходимые навыки и умения, связанные с организацией проектной деятельности младших школьников по выбранному направлению.

Личностно-рефлексивный компонент включает самооценку студентом знаний, умений, навыков по организации добровольческого труда младших школьников.

Критериально-диагностический блок образуют компоненты подготовки, оценка сформиро-ванности показателей готовности студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников по трем критериям: мотивационно-ценностному, когнитивно-деятельностному и личностно-рефлексивному. Конечным результатом реализации педагогической модели является сформированность готовности студентов-будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников по трем уровням: низкому, среднему, высокому.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня сформированности подготовки студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников по всем выделенным критериям. Сопоставляя полученные данные констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, отметим увеличение значения показателей по мотива-ционно-ценностному (с 74 до 87,8 %), когнитив-но-деятельностному (с 72,2 до 85,4 %) и личностно-рефлексивному (с 49,3 до 84,5 %) компонентам подготовки.

Для каждого компонента подготовки студентов к организации добровольческого труда младших школьников мы подобрали несколько методик, выявляющих соответствующие показатели. Таким образом, выделенные показатели по компонентам подготовки студентов будут выступать количественными и качественными характеристиками изучаемого объекта.

Все результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, свидетельствуют, что выдвинутая в исследовании гипотеза нашла свое подтверждение, а разработанная модель подготовки студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников нашла реальное применение в учебном процессе и доказала свою эффективность.

Обсуждение результатов

Реализация модуля «Организация добровольческого труда младших школьников» осуществляется в процессе профессиональной подготовки поэтапно и коррелирует с ее компонентным составом. На начальном (подготовительном) этапе подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников им предлагается ознакомиться с понятием и значением добровольческой деятельности, современными тенденциями проявления феномена добровольчества как компонента воспитательного и образовательного процессов и механизмом социализации личности, потенциалом добровольчества в развитии личности и общества, его функциями, критериями организации добровольческого труда учащихся, способами и примерами организации добровольного труда школьников. На данном этапе используются беседы, выполнение заданий и упражнений, групповые формы работы, обсуждение и решение проблемных ситуаций и педагогических задач с использованием метода мозгового штурма.

Практический этап предполагает обучение студентов-будущих педагогов процессу разработки проекта инновационной воспитательной игры по основным направлениям волонтерской деятельности (социальное, экологическое, патриотическое, событийное и др.) с целью имитации организации добровольческого труда младших школьников с использованием интерактивных форм обучения. Подчеркнем, что инновационные игры, по мнению В. С. Дудченко, формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций [Дудченко, 2010].

Во время работы над проектом студенты получают инструкцию по составлению игр, которая включает в себя описание приобретаемых младшими школьниками знаний, умений и навыков в сфере добровольчества и способы формирования у них культуры и компетенций добровольческого труда (коммуникация, сотрудничество, креативность, работа в команде) и, как следствие, — формирование у младших школьников положительного отношения к добровольческому труду.

На этом этапе студентам важно освоить алгоритм создания инновационных игр, который отражает структуру добровольческого проекта на основе главных принципов волонтерства (добровольное участие, позитивное принятие, направленность на развитие личности младших школьников, направленность на общественно полезный труд и социальная активность). Разработанная игра должна реализовать функции добровольчества (воспитательную, образовательную, развивающую) и определять, на какие именно знания, навыки, умения будет направлена игра и какие нравственные ценности, личностные характеристики и интеллектуальные способности она развивает у младших школьников. На практическом этапе у студентов формируются коммуникативная и организационная компетенции, которые выступают основными как для волонтера, так и для организатора добровольческого труда младших школьников.

Заключительный этап обучения основан на анализе представленных студентами проектов и заполнении разработанных нами бланков оценки, содержащих показатели, с помощью которых студенты могут проверить достижение поставленных целей и задач и самостоятельно оценить свои работы, составив доклад о положительных и отрицательных моментах игры по проекту, а также узнать от ведущего занятия (преподавателя) о недостатках. На этом этапе используется метод беседы, дискуссии, работа в команде.

На основе разработанных критериев (мотива-ционно-ценностного, когнитивно-

деятельностного, личностно-рефлексивного), показателей и средств оценки подготовки студентов-будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников были выделены уровни подготовки: низкий, средний и высокий.

Кроме этого, испытуемые научились составлять инновационные игры по предложенному алгоритму с целью сформировать организационные способности студентов. Предполагалось

наличие всех структурных элементов выполнения алгоритма, сочетание различных форм и приемов игры. Все это отражает степень формирования коммуникативных и организационных способностей студентов и позволят обеспечить практическое применение изученной теоретической и методологической базы по организации добровольческой деятельности.

Групповые формы обучения разработке проекта инновационной игры по направлениям добровольчества в процессе подготовки студентов способствовали формированию профессионально значимых коммуникативных и организационных способностей. Разработка инновационной игры способствует развитию креативного мышления студентов — будущих педагогов, развитию проектировочных и конструктивных умений, что требует создания специальных педагогических ситуаций с целью привлечения младших школьников к волонтерской деятельности.

Выводы

Организация добровольческого труда младших школьников предполагает создание условий для специальной подготовки будущих педагогов к данному виду профессиональной деятельности.

Модель подготовки педагогов к организации добровольческого труда младших школьников является важнейшим условием их успешной деятельности по организации добровольческого труда младших школьников.

Необходимыми и достаточными составляющими модели выступают концептуально-методологический, содержательно-

процессуальный и критериально-диагностический блоки, имеющие специфику наполнения, связанную с особенностями добровольчества как вида деятельности. В концептуально-методологическом блоке специфика определяется акцентом на применение проектно-ориентированного подхода и принципов субъектности, имитационного и игрового моделирования и диалогического общения и эмпатийного восприятия. Специфику содержательно-процессуального блока определяет реализация в образовательном процессе программы модуля «Организация добровольческого труда младших школьников», целеориентированного на формирование готовности будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников. Критериально-диагностический блок призван подтвердить результативность практики, основанной на разработанной модели, и структурно отражает готовность студентов — будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школь-

ников по мотивационно-ценностному, когнитивно-деятельностному и личностно-рефлексивному критериям.

Исследование результативности апробации модели подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников подтверждает ее применимость и перспективность в обеспечении подготовки будущих педагогов к решению актуальной педагогической задачи.

Библиографический список

1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности / Е. С. Азарова, М. С. Яницкий // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120-125.

2. Байбородова Л. В. Подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 4. С. 55-62.

3. Богданова Е. В. Формирование готовности будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности школьников // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 4 (53). С. 108-115.

4. Болотова Л. В. Участие в добровольческом движении как аспект вузовской подготовки социальных работников // Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования : материалы Междунар науч-практ. конф. Тамбов : Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2004. С. 103-104.

5. Дудченко В. С. Деловая инновационная игра как метод исследования и развития организации // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 2010. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3743 (дата обращения: 22.02.2022).

6. Зелко А. С. Система волонтерской подготовки будущих педагогов в условиях высшей школы / А. С. Зелко, В. С. Масло // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы. 2019. № 3. С. 485-487.

7. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. Москва : Изд-во МГУ, 2006. 203 с.

8. Кузьминов Н. Н. Социальное взросление детей через добровольческую и общественную деятельность как метод нравственного и патриотического воспитания / Н. Н. Кузьминов, Е. А. Бугуш // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований. 2019. № 2. С. 277-280.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Курченя Е. Ю. Концептуальные основы института волонтерства в системе начального образования // СтРИЖ. 2017. № 5. С. 34-37.

10. Мзокова Л. А. Теоретические и методические основы подготовки будущих учителей начальных

83

классов к формированию метапредметной компетенции младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3. С. 118-120.

11. Мингазов Р. А. Волонтерство «идет» в российские школы // Скиф. 2019. № 3 (31). С. 18-23.

12. Певная М. В. Развитие волонтерства в России: проблемы и противоречия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (29). С. 230-237.

13. Певная М. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к организации добровольческой деятельности как концепт развития системы регионального управления добровольчеством / М. В. Певная, Ю. В. Лужков // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 19-25.

14. Психологические аспекты развития личности в онтогенезе : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; ред-кол. О. К. Шульга (гл. ред.) [и др.]. Гродно : ГрГУ, 2016. 141 с.

15. Психологические тесты : в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. Москва : Владос, 2000. Т. 1. 312 с.

16. Рокич М. Методика «ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психологических тестов. Москва : ЭКСМО, 2009. С. 26.

17. Рошко Г. А. Диагностика готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников // Педагогическое образование в России. 2014а. № 11. С. 132-137.

18. Рошко Г. А. Методика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников // Педагогическое образование в России. 2015б. № 6. С. 119-124.

19. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 213-217.

20. Синева М. В. Диагностика готовности учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников по эколого-краеведческому направлению // Наука Красноярья. 2015. № 2. С. 85-99.

21. Федорошин В. А. Коммуникативные и организаторские склонности (КОС). 2017. URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17 (дата обращения: 22.01.2022).

22. Соколова Л. В. Волонтерство в начальной школе // Традиции и инновации в образовании. 2019. С. 49-53.

23. Сычева А. В. Перспективы развития добровольческого движения в современном российском обществе // Известия ТулГУ: Гуманитарные науки. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-dobrovolcheskogo-dvizheniya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 03.06.2022).

24. Фарафонова И. В. Подготовка будущих учителей начальной школы к организации проектной деятельности младших школьников при изучении

начального курса математики // Начальная школа. 2017. № 8. С. 64-68.

25. Хасанова Н. В. Особенности организации волонтерской деятельности с младшими школьниками / Н. В. Хасанова, Ю. Д. Гакаме // Аспирант. 2021. № 5. С. 298-301.

26. Шагурова A. A. Психологическая готовность к волонтерской деятельности в современном российском обществе // Социальная политика и социология. 2012. № 8 (86). С. 91-95.

Bibliograficheskij spisok

1. Azarova E. S. Psihologicheskie determinanty do-brovol'cheskoj dejatel'nosti = Psychological determinants of volunteering / E. S. Azarova, M. S. Janickij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 306. S. 120-125.

2. Bajborodova L. V. Podgotovka budushhih peda-gogov k organizatorskoj dejatel'nosti = Preparation of future teachers for organizational activities // Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Peda-gogika. Psihologija. Sociokinetika. 2021. T. 27. № 4. S. 55-62.

3. Bogdanova E. V. Formirovanie gotovnosti budushhih social'nyh pedagogov k organizacii volonterskoj dejatel'nosti shkol'nikov = Formation of future social teachers' readiness to organize volunteer activities of schoolchildren // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2014. № 4 (53). S. 108-115.

4. Bolotova L. V. Uchastie v dobrovol'cheskom dvizhenii kak aspekt vuzovskoj podgotovki social'nyh rabotnikov = Participation in the volunteer movement as an aspect of university training for social workers // Pro-fessional'no-lichnostnye kachestva specialista social'noj sfery kak aspekt social'nogo obrazovanija : materialy Mezhdunar nauch-prakt. konf. Tambov : Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2004. S. 103-104.

5. Dudchenko V S. Delovaja innovacionnaja igra kak metod issledovanija i razvitija organizacii = Business innovation game as a method of research and development of the organization // Jelektronnaja publikacija: Centr gumanitarnyh tehnologij. 2010. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3743 (data obrashhenija: 22.02.2022).

6. Zjolko A. S. Sistema volonterskoj podgotovki budushhih pedagogov v uslovijah vysshej shkoly = System of volunteer training of future teachers in higher education / A. S. Zjolko, V. S. Maslo // Prostranstvennoe razvi-tie regiona: perspektivy, prioritety, resursy. 2019. № 3. S. 485-487.

7. Kudrinskaja L. A. Dobrovol'cheskij trud: opyt te-oreticheskoj rekonstrukcii = Volunteer work: experience in theoretical reconstruction. Moskva : Izd-vo MGU, 2006. 203 c.

8. Kuz'minov N. N. Social'noe vzroslenie detej cherez dobrovol'cheskuju i obshhestvennuju dejatel'nost' kak metod nravstvennogo i patrioticheskogo vospitanija = Social growing up of children through volunteer and social activities as a method of moral and patriotic educa-

tion / N. N. Kuz'minov, E. A. Bugush // Aktual'nye prob-lemy teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedagogicheskih i lingvodidakticheskih issledovanij. 2019. № 2. S. 277-280.

9. Kurchenja E. Ju. Konceptual'nye osnovy instituta volonterstva v sisteme nachal'nogo obrazovanija = Conceptual foundations of the Institute of volunteering in the primary education system // StRIZh. 2017. № 5. S. 34-37.

10. Mzokova L. A. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy podgotovki budushhih uchitelej nachal'nyh klassov k formirovaniju metapredmetnoj kompetencii mladshih shkol'nikov = Theoretical and methodological foundations for preparing future primary school teachers for the formation of the metasubject competence of younger students // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2017. № 3. S. 118-120.

11. Mingazov R. A. Volonterstvo «idet» v rossijskie shkoly = Volunteering «goes» to Russian schools // Skif. 2019. № 3 (31). S. 18-23.

12. Pevnaja M. V. Razvitie volonterstva v Rossii: problemy i protivorechija = Development of volunteering in Russia: problems and contradictions // Vestnik Sur-gutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. 2014. № 2 (29). S. 230-237.

13. Pevnaja M. V. Professional'naja podgotovka budushhih pedagogov k organizacii dobrovol'cheskoj deja-tel'nosti kak koncept razvitija sistemy regional'nogo up-ravlenija dobrovol'chestvom = Professional training of future teachers to organize volunteer activities as a concept for the development of a regional volunteering management system / M. V. Pevnaja, Ju. V Luzhkov // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 1. S. 19-25.

14. Psihologicheskie aspekty razvitija lichnosti v on-togeneze = Psychological aspects of personality development in ontogenesis : sb. nauch. st. / GrGU im. Ja. Kupaly ; redkol. O. K. Shul'ga (gl. red.) i dr. Grodno : GrGU, 2016. 141 s.

15. Psihologicheskie testy = Psychological tests : v 2 t. / pod red. A. A. Karelina. Moskva : Vlados, 2000. T. 1. 312 s.

16. Rokich M. Metodika «cennostnye orientacii» = «Value Orientations» methodology // Bol'shaja jenci-klopedija psihologicheskih testov. Moskva : JeKSMO, 2009. S. 26.

17. Roshko G. A. Diagnostika gotovnosti uchitelja predmetnoj oblasti «Iskusstvo» k organizacii volonterskoj dejatel'nosti shkol'nikov = Diagnostics of the readiness of the «Art» subject area teacher to organize schoolchil-dren's volunteer activities // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014a. № 11. S. 132-137.

18. Roshko G. A. Metodika formirovanija gotovnosti uchitelja predmetnoj oblasti «Iskusstvo» k organizacii

volonterskoj dejatel'nosti shkol'nikov = Methodology for forming the readiness of a teacher in the «Art» subject area to organize schoolchildren's volunteer activities // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015b. № 6. S. 119-124.

19. Sikorskaja L. E. Pedagogicheskij potencial dobrovol'cheskoj dejatel'nosti studencheskoj molodezhi = Educational potential of volunteer activities of student youth // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 2. S. 213-217.

20. Sineva M. V. Diagnostika gotovnosti uchitelja k organizacii vneurochnoj dejatel'nosti mladshih shkol'ni-kov po jekologo-kraevedcheskomu napravleniju = Diagnostics of the teacher's readiness to organize extracurricular activities of elementary schoolchildren in the ecological and local history area // Nauka Krasnojar'ja. 2015. № 2. S. 85-99.

21. Fedoroshin V A. Kommunikativnye i organiza-torskie sklonnosti (KOS) = Communicative and organizational tendencies (KOS). 2017. URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17 (data obrashhenija: 22.01.2022).

22. Sokolova L. V Volonterstvo v nachal'noj shkole = Volunteering at primary school // Tradicii i inno-vacii v obrazovanii. 2019. S. 49-53.

23. Sycheva A. V Perspektivy razvitija dobro-vol'cheskogo dvizhenija v sovremennom rossijskom ob-shhestve = Prospects for the development of the volunteer movement in modern Russian society // Izvestija TulGU: Gumanitarnye nauki. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-dobrovolcheskogo-dvizheniya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (data obrashhenija: 03.06.2022).

24. Farafonova I. V Podgotovka budushhih uchitelej nachal'noj shkoly k organizacii proektnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov pri izuchenii nachal'nogo kursa ma-tematiki = Preparation of future primary school teachers to organize the project activities of younger students in the study of the primary course of mathematics // Na-chal'naja shkola. 2017. № 8. S. 64-68.

25. Hasanova N. V. Osobennosti organizacii volont-erskoj dejatel'nosti s mladshimi shkol'nikami = Features of organizing volunteer activities with younger students / N. V. Hasanova, Ju. D. Gakame // Aspirant. 2021. № 5. S. 298-301.

26. Shagurova A. A. Psihologicheskaja gotovnost' k volonterskoj dejatel'nosti v sovremennom rossijskom ob-shhestve = Psychological readiness for volunteer activities in modern Russian society // Social'naja politika i sociologija. 2012. № 8 (86). S. 91-95.

Статья поступила в редакцию 26.07.2022; одобрена после рецензирования 19.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.

The article was submitted on 26.07.2022; approved after reviewing 19.08.2022; accepted for publication on 22.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.