Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерство / структурно-функциональная модель / система образования / школа / дополнительное образование / высшие учебные заведения / volunteering / structural-functional model / education system / school / additional education / higher educational institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Бокова, Ю.А. Мельникова

В работе представлены основные подходы к моделированию волонтерской деятельности в системе образования. Методологически обоснована и спроектирована структурно-функциональная модель реализации волонтерской деятельности, включающая концептуально-методологический, целеобразующий, информационный, содержательно-процессуальный и результативно-критериальный блоки. Концептуальными подходами являются аксиологический, системно-деятельностный, личностно ориентированный. Определены функции каждого из структурных компонентов, выделены основные субъекты управляющей и управляемой системы модели волонтерской деятельности. В работе наглядно представлена организация волонтерской деятельности в системе образования, что позволяет прогнозировать определенные педагогические дефициты при ее реализации. В дальнейшем авторами работы планируется содержательно наполнить разработанную модель и предложить технологически инструментализированные решения указанной выше проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.А. Бокова, Ю.А. Мельникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF VOLUNTEER ACTIVITY: CURRENT TREND OF MODERN EDUCATION

The paper presents the main approaches to modeling volunteering in the education system. The work methodologically substantiates and designs the structural and functional model for the implementation of volunteer activities, including conceptual and methodological, goal-setting, informational, content-procedural and result-criteria blocks. Conceptual approaches are axiological, system-activity, personality-oriented. Functions of each of the structural components are determined, the main subjects of the managing and managed system of the volunteer activity model are singled out. The paper presents the organization of volunteer activities in the education system, which makes it possible to predict certain pedagogical deficits in its implementation. In the future, the authors of the work plan to fill the developed model with the content and offer technologically instrumentalized solutions to the above problems.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

использования модульного подхода нами принимались во внимание следующие положения:

1. Паритет составных частей программы: теоретико-методологической и практико-ориентированной (их процентное соотношение).

2. Выделение организационной структуры учебных занятий, а также процентного соотношения и формы проведения практических занятий по развитию профессиональных компетенций у слушателей программы.

3. Суммарное количество единиц учёта (учебных единиц) на самостоятельную работу в процессе повышения квалификации.

4. Система управления, определения уровня форсированности компетенций, а также разнообразие форм аттестации слушателей.

5. Типизация практических действий слушателей.

На наш взгляд, успешному выполнению учебного плана, содержания программы, разработанной в модульном формате, содействовало соблюдение ряда организационно-педагогических условий:

1. Преобладание деятельностного подхода в обучении слушателей над информационной компонентой разработанного модуля.

2. Организация личностно-опосредованного сотрудничества, активного взаимодействия.

3. Наличие у молодого педагога возможности осознанного и самостоятельного выбора, упорядоченного изучения модулей, а также личностно ориентированного подхода в возможности осуществления выбора формы аттестации.

4. Высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав педагогического вуза.

5. Наличие учебно-методической оснащенности модуля.

6. Нацеленность содержания модуля на актуальные запросы руководителя образовательной системы - работодателя, а также работника - молодого педагога.

7. Метапредметность содержания модулей.

8. Формирование компетенций, интегрирующихся в профессиональные; направленность на конечный результат.

Библиографический список

Критериями результативности реализации образовательных программ повышения квалификации молодых педагогов при реализации НИР нами определены:

- субъектно-личностные (повышение уровня мобильности, конкурентоспособности молодого педагога на современном рынке труда; повышение уровня удовлетворения педагога результатами своей профессиональной деятельности, а также перспективами карьерного роста в образовательной организации; развитие культуры самообразования слушателя модульной программы);

- жизненный цикл образовательной услуги, включающий в себя анализ образовательных потребностей, требований; продвижение программ повышения квалификации для молодых педагогов, а также их набор; коучинг и институт наставничества; психолого-педагогическое сопровождение слушателей, а также аттестация;

- обеспечение ресурсами и системой поддержки молодых педагогов.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение модульного подхода в проектировании содержания дополнительных профессиональных программ позволяет чётко структурировать всю информацию, содержание обучения, порядок и координацию деятельности молодых педагогов с логически завершенными образовательными модулями, главным отличительным свойством которых выступает самостоятельная единица содержания учебного материала, ориентированная на достижение конкретного результата обучения, обеспечить структурно-методическое руководство их освоением, а также контроль уровня усвоения слушателями. Достоинством модульного подхода в проектировании содержания данного рода программ можно считать возможности организации обучения, которое ориентировано на профессиональное саморазвитие и самообразование слушателей, их способность определять образовательные события для формирования индивидуального маршрута профессионального роста.

Практика проектирования дополнительных профессиональных программ с применением модульного подхода позволяет продуктивно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и персонификацию индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов в системе повышения квалификации.

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г № 204. Available at: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 26.12.2012 г № 27-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г N 544н. Available at: https://base.garant. ru/70535556/

4. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования Приказ. Минздравсоцразвития России № 761н от 26 августа 2010 г Available at: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741e b2d1ecc4ddb4c33/

5. Ястребова ГА., Цветкова Г.В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. Г.В. Цветкова. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2014; Т. 25: 26-30.

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204. Available at: http:// static.government.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 26.12.2012 g. № 27-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n. Available at: https://base.garant.ru/70535556/

4. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhaschih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya Prikaz. Minzdravsocrazvitiya Rossii № 761n ot 26 avgusta 2010 g. Available at: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

5. Yastrebova G.A., Cvetkova G.V. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut pedagoga kak instrument ovladeniya novymi professional'nymi kompetenciyami v usloviyah vnedreniya professional'nogo standarta pedagoga. G.V. Cvetkova. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2014; T. 25: 26-30.

Статья поступила в редакцию 28.11.22

УДК 37.013 + 37.015

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: olgbokova7@mail.ru

Melnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: jamelnikova@list.ru

MODELING OF VOLUNTEER ACTIVITY: CURRENT TREND OF MODERN EDUCATION. The paper presents the main approaches to modeling volunteering in the education system. The work methodologically substantiates and designs the structural and functional model for the implementation of volunteer activities, including conceptual and methodological, goal-setting, informational, content-procedural and result-criteria blocks. Conceptual approaches are axiological, system-activity, personality-oriented. Functions of each of the structural components are determined, the main subjects of the managing and managed system of the volunteer activity model are singled out. The paper presents the organization of volunteer activities in the education system, which makes it possible to predict certain pedagogical deficits in its implementation. In the future, the authors of the work plan to fill the developed model with the content and offer technologically instrumentalized solutions to the above problems.

Key words: volunteering, structural-functional model, education system, school, additional education, higher educational institutions.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: olgbokova7@mail.ru

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: jamelnikova@list.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В работе представлены основные подходы к моделированию волонтерской деятельности в системе образования. Методологически обоснована и спроектирована структурно-функциональная модель реализации волонтерской деятельности, включающая концептуально-методологический, целеобразую-щий, информационный, содержательно-процессуальный и результативно-критериальный блоки. Концептуальными подходами являются аксиологический, системно-деятельностный, личностно ориентированный. Определены функции каждого из структурных компонентов, выделены основные субъекты управляющей и управляемой системы модели волонтерской деятельности. В работе наглядно представлена организация волонтерской деятельности в системе образования, что позволяет прогнозировать определенные педагогические дефициты при ее реализации. В дальнейшем авторами работы планируется содержательно наполнить разработанную модель и предложить технологически инструментализированные решения указанной выше проблематики.

Ключевые слова: волонтерство, структурно-функциональная модель, система образования, школа, дополнительное образование, высшие учебные заведения.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Исследование результатов реализации программ добровольческой (волонтерской) деятельности и разработка рекомендаций по практическому применению в едином воспитательном пространстве (педагогические вузы, школы, учреждения дополнительного образования)» (государственное задание №073-00087-22-02 от 26. 04. 2022)

В современной образовательной политике Российской Федерации воспитательный процесс в образовательных организациях общего, среднего и высшего образования становится одним из основных трендов. Актуализируется потребность практиков системы образования в современных апробированных технологиях, основанных на базовых методологических подходах педагогической науки, которые позволили бы наиболее эффективно реализовать воспитательный процесс в образовательных организациях на системной основе. В связи с этим одной из задач, которую ставит перед собой педагогическая наука, становится обосновать и задать методологический вектор достаточно распространенным воспитательным технологиям и практикам.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что волонтерская деятельность в настоящее время широко распространена в системе образования как воспитательная технология, но, несмотря на это, не имеет достаточного методологического обоснования ее использования и применения.

Одним из широко распространенных методов теоретического обоснования педагогических технологий является моделирование, которое позволяет системно описать весь процесс их реализации.

Целью данной работы являлась разработка структурно-функциональной модели организации волонтерской деятельности в системе образования.

Задачи исследования заключались в теоретическом анализе существующих подходов к моделированию, в том числе и к волонтерству, и на основе собственного анализа волонтерской деятельности в системе образования создание собственной модели добровольческой деятельности. Также отдельной задачей является прогнозирование педагогических дефицитов на основе анализа разработанной модели.

Научная новизна нашей работы заключается в самостоятельном переосмыслении имеющегося практического опыта волонтерской деятельности в системе общего, дополнительного и высшего образования.

Теоретическую значимость работы определяет то, что в модели отражены реальные процессы в системе образования в настоящее время, раскрываются основные направления развития волонтерской деятельности, структура взаимодействия отдельных подсистем модели, их содержание и функции. Она показывает специфические свойства волонтерской деятельности в системе образования, связи и взаимоотношения между отдельными блоками модели. Объектом моделирования является собственно волонтерская деятельность в системе образования. Анализ волонтерской деятельности, проведенный при разработке структурно-функциональной модели, позволил выявить закономерности, тенденции и факторы развития добровольчества в системе образования, определить комплекс количественных и качественных параметров, отражающих его функционирование в настоящее время. Модель в целом носит футу-рологический характер и позволяет прогнозировать необходимые изменения в реализации добровольчества для выхода на более системный уровень, что определяет практическую значимость нашего исследования для системы образования в целом.

Теоретический анализ публикаций из базы российского индекса научного цитирования и других электронных платформ позволяет сделать вывод о том, что моделирование как научный метод применяется в исследовании волонтерской деятельности достаточно редко.

Моделирование волонтерской деятельности в актуальных публикациях чаще всего рассматривается в таких аспектах как:

- экономика труда на основе компетентного и процессного подхода (С.В. Болотов) [1],

- моделирование процесса развития личностный рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности (М.В. Григорович) [2],

- анализ современных моделей и методов диагностики волонтерской деятельности в вузе (О.М. Матвеева и соавторы) [3],

- представление модели развития профессионального самоопределения студентов в социальной добровольческой деятельности (К.И. Хаджикалеев, Л.С. Айгубов) [4],

- формирование социальной ответственности студентов в процессе волонтерской деятельности, а именно - спортивного волонтерства (Ж.Н. Шмелева) [5].

Чаще всего рассматриваются модели волонтерской деятельности в разрезе особенностей личности, при этом делается акцент на том, что добровольческая работа отличается от других видов деятельности тем, что не выдвигает особых требований к профессиональной подготовке, но нуждается в особых личностных качествах. При этом волонтерская деятельность рассматривается через призму двух моделей - личной выгоды и общественных благ При этом ее цель заключается в преобразовании окружающей действительности и решении отдельных социальных проблем, а также удовлетворении потребностей тех, кто нуждается в помощи [6].

Также разработана психологическая модель волонтерской деятельности, которая показывает психологические особенности лиц, включенных в добровольческую деятельность. Данное исследование показывает, что для волонтеров характерны следующие особенности:

- структурированное представление о добровольчестве, они предпочитают новую и непривычную ситуацию,

- убежденность в значимости борьбы независимо от успеха выполняемых действий,

- высокий уровень личностного динамизма [7].

Однако следует отметить, что такая модель сформирована вокруг теории неадаптивной активности и, по-нашему мнению, не может быть распространена на всех представителей волонтерского движения в целом.

Несмотря на интересные и обоснованные мнения, а также научную и практическую значимость данных исследований, мы считаем, что они не в полной мере отражают системный подход к организации волонтерской деятельности в образовательных организациях.

По нашему мнению, наиболее полно целостному пониманию образовательно-воспитательной деятельности в системе общего, дополнительного и высшего образования в контексте волонтерства соответствуют модели, представленные Н.В. Грувер и И.Л. Аверкиной под руководством С.О. Овчинниковой [8; 9].

Представленная И.Л. Аверкиной и С.О. Овчинниковой модель педагогического сопровождения волонтерской деятельности фиксирует наиболее значимые аспекты этого процесса. Структурно содержательная модель, предложенная авторами, состоит из концептуально-целевого, субъектно-функционального, содержательно-процессуального, инструментально-методического и критериально-результативного компонентов. В качестве теоретических оснований в ней используются системный, аксиологический, деятельностный и субъектно-сре-довой подходы; раскрыты целевые ориентиры и принципы педагогического сопровождения, которые направлены на усиление альтруистической мотивации, субъектности и самоактуализации, сопричастности, сотрудничества и этической ответственности волонтеров в контексте принципов комплексности, непрерывности и преемственности. Авторами определяются основные участники педагогического сопровождения, а именно - волонтер, группа волонтеров, координатор добровольческих программ, педагог-тьютор, психолог-супервизор и их роли. Предложены следующие функции педагогического сопровождения: диагностическая, мотивационно-ориентирующая, проектировочно-образовательная, консультативная, фасилитационная и нормативно-аналитическая.

В данной модели педагогического сопровождения добровольчество реализуется через личностно-профессиональную готовность волонтера и ее базовые компоненты: ценностно-мотивационный, праксиологический, мобилизацион-но-рефлексивный. Этапы формирования данной готовности следующие: ориентировочно-адаптивный, субъектно-деятельностный и актуализационно-лидер-ский. Отдельную практическую значимость представляют, по-нашему мнению, выделенные для каждого этапа формы и методы сопровождения, которые комбинируются через традиционные формы организации педагогического процесса и инновационные тренды в управлении персоналом. Основной метод педагогического сопровождения добровольчества определяется через социально-проект-

ную деятельность. Критерии результативности педагогического сопровождения, с нашей точки зрения, обладают высоким уровнем научной новизны, так как обосновываются на двух уровнях: личностном и организационно-групповом. В этом контексте рассматриваются мотивационный, компетентностный и регулятивный критерии, а также масштаб добровольческой деятельности, ее качество и интенсивность, методическое обеспечение и популярность. Интересен авторский подход к субъектности добровольцев, которая выражается через свободу активности, понимание собственного уникального внутреннего мира, способность к самоизменению и самокоррекции, в открытости новому опыту, личностный рост, возможность решать усложняющиеся задачи и авторское видение личных перспектив.

Н.В. Грувер представлен опыт моделирования волонтерской деятельности через создание оригинального структурного подразделения образовательного частного учреждения высшего образования «Международный юридический институт», которое осуществляет деятельность с волонтерами как будущими специалистами юридически-правовой сферы. Актуальным аспектом данной модели является выделение различных подсистем: управления образовательной организацией, преподавательского состава и обучающихся, подсистемы волонтерской организации на базе вуза и нормативно-правовых документов, которые ее регламентируют. Эта модель представлена как система, состоящая из многочисленных элементов, со сложной связью между подструктурами. В ней содержатся концептуальный, целевой, мотивационный, информационный, содержательно-процессуальный и критериально-оценочный блоки. Модель реализуется на основе компетентностного, системного, личностно-де-ятельностного и аксиологического подходов. Отдельно выделяется, что результатом модели является не только и не столько волонтерская деятельность, сколько значимые для становления профессионализма и формированияпро-фессиональных компетентностей навыки: развитие организаторских и коммуникативных способностей, опыт планирования, формирование корпоративной культуры и ответственности, самореализация, самоутверждение, саморефлексия и саморегуляция.

Признавая высокий уровень теоретической и практическойпнрчи мостью данной модели, мы не можем не остановиться на таком аспекте, как организационная структура волонтерского центра в вузе. На наш взгляд, она излишне усложнена и перегружена различными подраздеперчямь.Оьоррмер, должности заместителя директора по работе с партнерами и заместителя директора по внутренним проектам могут быть совмещены с учетом того,чиоинстиорт,нрбазо которого реализуется данная модель, является достаточно небольшим и по количеству обучающихся существенно отличается от Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова или Москов споропеоогигичоского госода--ственного университета. Также мы считаем избыточным наличие некоторых отделов (например, информационного и отдела рекрутинга, отдела образовательных программ), что опять же связано с небольшойорсдьноистбюбоодин генаа. Мы полагаем, что количество волонтеров в данном вузе не предполагает такого большого количества отделов. Команда продвожопиооитоектнад кооаноа, выделяемые Н.В. Грувер в отдельные компоненты модели, по нашему мнению, вполне могут быть реализованы самими волонтерами. Определенное сомнение вызывает постулат автора о том, что данная моделььоопртчрсьвбиа баье иьсти-тута позволяет найти новые образовательные перспективы именно для вуза как образовательной организации.

Реализация волонтерской деятельности происходит в соответствии с целями и задачами, которые выдвигают федеральные органы власти (Министерство просвещения, Министерство образования и науки.юрдерооь нооогрнтстпо по делам молодежи) перед системой образования. Она ориентирована на совершенствование системы воспитательной работоороломбнбразуитиеоо-лонтерства как одного из значимых аспектов воспитания в частности. Базовым документом, который осуществляет регуляцию этого направления деятельности, является закон об образовании, а именно - ст. 2 с изоенуниямюипесениы-ми 31 июля 2020 г [10].

Тактика реализации волонтерской деятель нрcтмвриабeмдo0paзрвaьья определяется примерными рабочими программами воспитания для всех уровней образования, а также нормативно-правовыми документами общественных организаций (РДШ, РДДМ), регулирующими воспитательную работуьииа.

Волонтерская деятельность, по нашему мнению, является важной составляющей воспитания и в структуре рабочих программ реализуется следующим образом (рис. 1).

Анализ Федерального закона от 31 июля 2020 года № 34-Ф3 «О внесении изменения в «Федеральный закон об образован йи^Д-зьоИрбйФодераиат) по вопросам воспитания обучающихся» позволил нам сделать вывод о том, что рабочая программа воспитания конкретизирована для школ, общественных организаций и университетов, а в учреждениях дополиинолочого об^иооинбоянте-грирована полностью в образовательный процесс [1]. В школах волонтерская деятельность реализуется через вариативную модул ивыcпктaмчя,врбщлcтв енных организациях типа Российского движения школьников (РДШ) - через Всероссийский проект «Добро не уходит на каникулы», а в университетах волонтерская деятельность является одним из приоритетных направлений воспотазия, Отдблрно следует отметить, что в различных центрах дополнительного образования волон-

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Воспитательная деятельность

^_ _ ______I

Рабочая программа воспитания конкретизирована

Воспитание интирировано в дополнительное образование

Общественные л Школы Университеты

^ организации j

Волонтерская деятельность реализуется через

Центры дополнительного образования

вяриативпьги

модуль воспитаний

всероссиискии

проект «Добро не уходит на каникулы4

приоритетное направление воспитания

Инициативная волонтерская деятельность

Рис. 1. Волонтерская деятельность в структуре рабочих программ воспитания

доpиюaадeятeязнoртояопибтоя ини^з^^йивзййи pоaанзоeамяиcппюиcтьльиo по желанию организаторов.

Проанализировав организацию волонтерской деятельности в общеобразовательных учреждениях, центрах развития детей и молодежи, а также в университетах, мы сконструировали примерную модель, которая демонстрирует, каким оброзоосиастоооое воемозроисходрт реааизациадобсояооьчества воб|оазп-вательных организациях.

За теоретическую основу для систематизации волонтерской деятельно-стлооааино мчфоомат у мод еливьяачlpд0oтl-lM. Г Аф анаоиеир,а.Н.0ал о во И.Р Лазаренко [11; 12; 13].

Паоакaraeмуястpyкпоонo-фопкмлoнолаиaя модело ^(^ш^т^адомотФ^и-ности в системе образования включает в себя концептуально-методологический, целеобразующий, информационный, содержательно-процессуальный и результат ивоoгитотодибмьчмьблдаа.

Концептуально-методологический блок предлагаемой нами модели отражает основные методологические подходы реализации волонтерской деятель-носта вдиcтямдoраaзoванио,поинтимыдпотyоcствлеиин.[0oондаyмoяeли положены концептуальные подходы, на которые опираются в своей реализации Аaабьипптoгpaммльоопитания в сбразованииокоипоогичдегип, cиcздюни-оаа-тельностный, личностно ориентированный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системный подход позволил выделить системообразующие факторы при мeаымздций к oнтояcпoПоeАоeионрсто,имaяcмомент мддeыддo0тoгoльчeстcа в системе образования как совокупность подсистем, выстроенных в определенна ие^^о^^^п^с^^с^йот^ктнрер рпределаьныьч фвнициыюи.ирaaмдeмиaь пхеи-стемные взаимосвязи.

С позиций аксиологического подхода показано, что основная направлен-нрстд п состеме oOоaяoяaьяя-ртофоимитoяaнпe

духовно-нравственных ценностей у обучающихся посредством их вовлечения в пp-ощьдpАГимлюдзоиряаcжaющeь преое, Оипьяз оезовизк п-зммзпpв, зы-ложенных в реализацию добровольчества, «Хочешь стать человеком - помоги другому».

Осин oстнооpьанoиpдкaнмыя подxдопoоиoыяeыий.дeяить иядьвз—плооые смыслы и ценности для каждого обучающегося в системе организации волонтер-pкpЙдбиталмниотлк P3мaздвaтeоьиыпоpraньпaоиям.

В табл. 1 представлены методологические подходы, реализуемые в модели организации волонтерской деятельности в системе образования.

На основыyкозрнчоlвмышe теоретако-мотод—югичеоках подходов Яыль обоснованы принципы организации волонтерства в системе образования:

- принцип деятельности,

- освоение необходимых компетенций для занятий добровольчеством,

- конструктивности и взаимодействия всех субъектов, вовлеченных в дан-ии.йпзыцeмд.

- создание свободного пространства для инициативы обучающихся, которые и должны определять вектор реализации добровольчества образовательных д^r-иизацпыx,

Волонтерская деятельность в системе организации воспитательной работы общего образования является одним из вариативных модулей рабочей программы воспитания, который может быть внедрен в процесс воспитательной работы в школе (организации дополнительного образования). Поэтому целеобразующий йПсждтооиттонд-ПункпианаириЗ -flдалз теоов мoмpяАeнпоолз-ьиoоиитатeюь-ной работы в общеобразовательной организации. Базовой целью воспитатель-

Таблица 1

Методологические подходы, реализуемые в модели организации волонтерской деятельности в общеобразовательном учебном заведении.

Методологический подход Обоснование использования подхода Реализация подхода в модели Влияние подхода на результат

Аксиологический Задает базовый вектор развития системы воспитательной работы Позволяет сформулировать базовые цели волонтерской деятельности, поставить задачи, способствующие развитию системы ценностей у обучающегося В результате реализации волонтерской деятельности, базирующейся на аксиологическом подходе, происходит развитие системы базовых ценностей у обучающихся

Системно-деятельностный Показывает полиморфность и поливариативность форм и направлений воспитательной работы Создает единое системное пространство реализации волонтерства, включающего все аспекты учебно-воспитательного процесса Системный подход, позволяет реализовать волонтерскую деятельность, в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС

Личностно ориентированный Побуждение к проявлению собственной активности и самостоятельности в процессе вовлечения и реализации волонтерской деятельности Позволяет выстроить индивидуальную траекторию вовлечения и реализации для каждого субъекта волонтерской деятельности Смещение субъектной позиции от исполнителя до организатора и инициатора волонтерской деятельности

ной работы является развитие личности ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей, усвоение социальных норм и т. д. [15]. Цель волонтерской деятельности в системе общего образования (школы, организации дополнительного образования) в этом контексте может быть определена как развитие духовно-нравственных ценностей у обучающихся посредством организации системного взаимодействия субъектов воспитательного процесса, так как она предполагает бескорыстную помощь другим людям.

Целью воспитательной работы в университетах является «создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии» [16]. Волонтерство - это один из приоритетных видов деятельности обучающихся в воспитательной системе университета. Поэтому можно определить, что целью волонтерской деятельности в университете является культурное, интеллектуальное, социальное и профессиональное развитие личности студента посредством вовлечения в добровольчество.

Рассматривая информационный блок модели, необходимо отметить избыточность наполненности информационного поля в современном образовательном пространстве. Вследствие этого возникает насущная потребность у всех участников образовательного пространства в ее переработке, осмыслении и структурировании.

Анализируя информационные потоки с позиции социальной психологии, необходимо отметить, что передача информации происходит как вертикально (от органов исполнительной власти к управленческому составу образовательного учреждения и далее к ученику), так и горизонтально (посредством сети Интернет, от обучающегося к обучающемуся и т. д). Способы передачи информации и ее содержательная структура являются особенно важными в формировании мотивации к занятию волонтерской деятельностью как у педагогов, так и у обучающихся. Зачастую знание о волонтерском событии, которое происходит (либо организуется здесь и сейчас, и любой может стать его участником), является более мотивирующим для обучающихся, чем регламентирующие письма и документы. Поэтому при организации системной работы в области волонтерства одним из определяющих факторов в мотивации обучающихся (особенно детей и подростков) является значимый взрослый, способный донести информацию о волонтерстве и «зажечь» их этим видом деятельности. Также немаловажным аспектом является отношение родительской общественности к тому, должен ли их ребенок быть вовлеченным в волонтерство или нет. Необходимо учитывать этот значимый фактор при формировании информационной политики в данном направлении.

В университетах информационные потоки характеризуются примерно такой же структурой, что и в системе общего образования, но при этом студенты обладают большим доступом к информации, более свободны в передвижении и имеют больше возможностей. При этом также остается важным фактором влияние на мотивацию к волонтерству значимых взрослых (кураторов, интересных преподавателей) и то, каким образом они готовы лично заниматься волонтерством и вести за собой студентов. Зачастую именно наличие конкретного человека, уже вовлеченного в добровольческую работу, играет большую роль, чем информация, распространяемая через административные потоки, официальные аккаунты и т. д. Также студенты сами могут являться источником информации о волонтерстве, имея опыт взаимодействия с различными общественными/некоммерческими организациями и вовлекая своих однокурсников, кураторов в системную работу в рамках конкретного направления.

В содержательно-процессуальном блоке отражено содержание и особенности осуществления организации волонтерской деятельности. Выявляются и обосновываются организационные и управленческие условия, влияющие на эффективность ее реализации, прогнозируются ее предполагаемые результаты. В качестве условий выступают:

- ресурсное (нормативно-правовое, кадровое, финансовое, информационное, научно-методическое и учебно-методическое, материально-техническое) обеспечение реализации волонтерской деятельности;

- качество инфраструктуры;

- качество воспитывающей среды и воспитательного процесса;

- качество управления системой волонтерской деятельности;

- качество самоуправления обучающихся;

- качество волонтерских мероприятий.

Нами выделены основные субъекты волонтерской деятельности (школы, организации дополнительного образования, университеты) и ее основные функциональные единицы в зависимости от типа организации и ее иерархической структуры (рис. 2):

- для школы - это директор, заместитель директора по воспитательной работе и/или учебной деятельности, советник по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор, учителя-предметники, школьники, родители, принимающие участие в волонтерской деятельности для поддержки инициативы детей;

- в организациях дополнительного образования - это директор центра, его заместитель по учебно-воспитательной работе, старший методист, педагоги различных творческих направлений, обучающиеся и их родители;

Рис. 2. Основные субъекты волонтерской деятельности

- для университета - это ректор, проректоры по воспитательной работе, образовательной деятельности, научной работе (в зависимости от курируемого направления волонтерства), директора или деканы, их заместители по воспитательной работе, преподаватели и студенты, заинтересованные в добровольчестве.

Важным субъектом волонтерской деятельности для всех трех уровней являются благополучатели - те, на кого она направлена.

Процесс организации волонтерской деятельности в системе образования подразумевает взаимодействие между управляющей (органы исполнительной власти федеральные и региональные, администрация школы, педагоги) и управляемой (обучающиеся, родители) системами.

В связи с этим выделены структурные компоненты каждой из этих систем (целевой, структурно-содержательный, операционально-технологический), отражающие особенности взаимодействия субъектов с целью организации волонтерской деятельности.

Рассмотрим подробно компоненты управляющей системы.

Целевой компонент управляющей системы прогнозирует эффективность организации волонтерской деятельности для достижения основной цели воспитательной работы в системе образования.

Структурно-содержательный компонент управляющей системы отражает взаимодействие между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса, а также совокупность последовательных и взаимодополняющих действий органов исполнительной власти и администрации образовательной организации, с помощью которых осуществляется волонтерская деятельность на системном уровне. Добровольчество выстраивается как на основе субъект-объектных взаимоотношений, так и через субъект-субъектную позицию. Предполагается, что органы исполнительной власти и администрация образовательной организации взаимодействуют не только посредством нормативно-правовых взаимоотношений, но и с позиции двухстороннего диалога, который приводит к оценке дефицитов организации волонтерской деятельности, их последующему устранению и выстраиванию наиболее эффективной системы организации добровольчества в образовательной организации. При этом предполагается, что с накоплением у организации опыта реализации волонтерских практик ее субъект-ность повышается.

Авторами статьи выделены управленческие функции образовательной организации, оказывающие влияние на целостность и системность реализации волонтерских практик:

- информационно-аналитическая - оценка уровня волонтерской деятельности в образовательной организации,

- мотивационно-целевая - (вовлечение обучающихся в реализацию добровольческих практик, реализация совместных проектов),

- планово-прогностическая - (планирование путей и способов достижение целей и задач в волонтерской деятельности, реализация волонтерских событий и системных проектов),

- организационно-исполнительская - (непосредственное осуществление волонтерской деятельности обучающимися),

- контрольно-диагностическая - (оценивание итогового результата волонтерской деятельности в целом в организации, соотнесение его с поставленными целями и задачами конкретных волонтерских проектов, волонтерской деятельности в целом и с целями воспитательной работы всей образовательной организации, а также в системе образования Российской Федерации),

- регулятивно-преобразующая (преобразование системы волонтерской деятельности в образовательной организации в процессе ее осуществления).

Повышению эффективности волонтерской деятельности способствует реализация следующих принципов:

- вовлечение обучающихся в волонтерскую деятельность, делегирование полномочий при организации данной деятельности, расширение самостоятельности и ответственности;

- информирование об особенностях волонтерской деятельности, формирование представлений о ней.

Значение имеют и механизмы реализации этих принципов: мотивационные, рефлексивной деятельности обучающихся, стимулирования материального и нематериального характера.

Технологический компонент управляющей системы отражает последовательность технологических этапов организации волонтерской деятельности в системе образования:

- диагностический - выявление системы психолого-педагогических, социально-педагогических, социально-психологических и социологических, организационных, нормативно-правовых дефицитов организации волонтерской деятельности;

- проектно-целевой - формирование пула проектов, направленных на развитие системы добровольчества в образовании, с вовлечением всех субъектов образовательного процесса;

- процессуальный - реализация волонтерских проектов с обучающимися;

- исполнительно-регулирующий - проведение тренингов, мастер-классов, консультаций для организаторов волонтерской деятельности и обучающихся, непосредственно вовлеченных в нее;

- преобразующий - анализ реализации проектов, сопоставление первоначальных целей и задач с итоговыми результатами.

Управляемая система организации волонтерской деятельности включает в себя те же блоки и структурные компоненты.

Целевой блок управляемой системы направлен также на достижение основных целей воспитательной работы в системе образования и может быть разделен на два уровня в соответствии с уровнями образования. Целью управляемой системы уровня общего образования является развитие у обучающихся духовно-нравственных ценностей посредством их вовлечения в волонтерскую деятельность. А цель уровня высшего образования - овладение обучающимися культурными, интеллектуальными, социальными и профессиональными компетенциями в процессе реализации добровольческих проектов.

Структурно-содержательный блок управляемой системы отражает особенности и содержание вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность. Важными аспектами в данном вопросе являются:

- знания о волонтерском объединении в образовательной организации;

- непосредственное участие в выборе направления волонтерства;

- установление межличностного взаимодействия с организаторами волонтерской деятельности и с другими ее участниками;

- проведение обучающих мероприятий для новых волонтеров;

- организованная система финансирования волонтерских проектов;

- система материального и нематериального поощрения волонтеров.

Содержание организационно-деятельностного компонента управляемой

системы представляет собой практическую реализацию волонтерских событий и проектов обучающимися с учетом специфики образовательной организации (про-фильность школы, направленность дополнительного образования, направлений подготовки в университете) и особенностей содержания волонтерской деятельности в конкретном учреждении (ЦРТДиМ, университете).

Результативно-критериальный блок отражает результат управления волонтерской деятельностью в системе образования на основании выделенных критериев. Критерии оценки результативности волонтерской деятельности представляют собой многопараметрическую систему и представлены нами ранее в работе Боковой О.А., Григоричевой И.В., Мельниковой Ю.А. [17]:

- социальная значимость волонтерской деятельности;

- удовлетворенность участием в волонтерской деятельности;

- качество результата волонтерской деятельности;

- положительная динамика социально-психологических характеристик волонтера;

- формирование социального партнерства;

- соответствие результата волонтерской деятельности нормативной документации.

Содержательный анализ волонтерской деятельности в регионах, проведенный нами [18; 19; 20] и проектирование структурно-функциональной модели, осуществленное выше, дает возможность наглядно представить организацию волонтерской деятельности в системе образования.

На наш взгляд, это позволяет прогнозировать определенные педагогические дефициты в системе управления волонтерской деятельностью, а именно:

1. Необходимость введения определённых алгоритмов в постановке целей и задач волонтерской деятельности на разных уровнях образования.

2. Слабая структурированность информационных потоков, касающихся волонтерской деятельности в системе образования в целом и ее отдельное структурирование для системы дополнительного образования в частности.

3. Недостаточность инструментализации и технологизации реализации волонтерских практик в системе образования.

4. Отсутствие конкретных методических рекомендаций для педагогов-организаторов волонтерской деятельности по работе с родителями несовершеннолетних волонтеров и их вовлечению в воспитательный процесс.

На основании проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

1. Анализ теоретических публикаций позволил методологически обосновать подходы к разработке структурно-функциональной модели, выделить ее основные блоки.

2. Разработанная модель дала возможность показать взаимосвязи между отдельными блоками организации волонтерской деятельности в системе образования, выделить их функции и содержание.

3. Выделенные педагогические дефициты доказали прогностичность разработанного подхода к моделированию организации добровольчества в системе образования.

Также анализ содержания реализации волонтерской деятельности в системе образования показал отсутствие реализации принципа преемственности как на общепедагогическом уровне, так и в последовательности и системности рабочих программ воспитания для разных уровней образования.

В дальнейшем авторами работы планируется содержательно наполнить разработанную модель и предложить технологически инструментализированные решения указанной выше проблематики.

Библиографический список

1. Болотов С.В. Моделирование волонтерской деятельности в экономике труда на основе компетентностного и процессного подхода. Инновационное управление персоналом: материалы VIII Всероссийского межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова. Москва: Государственный университет: управления, 2017: 82-85.

2. Григорович М.В. Моделирование процесса развития личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011; № 12-1 (104): 192-195.

3. Матвеева О.М., Матвеева Л.А., Матвеев В.С., Ковтун А.С. Современные модели и методы диагностики волонтерской деятельности в вузе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; № 9 (151): 185-189.

4. Хаджиалиев К.И., Айгубов Л.С. Модель развития профессионального самоопределения студентов в социальной добровольческой деятельности. Russian Economic Bulletin. 2020; Т. 3, № 6: 184-190.

5. Shmeleva Zh.N. The social responsibility formation in students of the training direction 38.03.03 "Personnel management" in the process of work at the XXIX World winter Universiade. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020; Т. 9, № 1 (30): 313-316.

6. Артамонова В.В. Модели волонтерской деятельности в современном обществе. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 5: 57-61.

7. Кретова У П. Модель волонтерской деятельности. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014; № 2 (24): 37-45.

8. Аверкина И.Л., Авчинникова С.О. Модель педагогического сопровождения добровольческой деятельности студенческой молодежи. Новые исследования в образовании. 2018; № 4: 151-164.

9. Грувер Н.В. Моделирование деятельности волонтерского центра в учреждении высшего профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26210

10. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ. Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/

11. Афанасьев В.Г Системность и общество. Москва: Политиздат. 1980.

12. Орлов А.Н., Калачев Г.А., Куликова Л.Г Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов на основе проблемного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2009; № 4 (16): 249-252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Лазаренко И.Р, Колесова С.В., Куликова Л.Г Подходы к исследованию инноваций в системе среднего общего образования. Педагогика. 2021; Т. 85, № 12: 46-56.

14. Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю. Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе. Научное обозрение. Педагогические науки. 2015; № 2: 169-169. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1092

15. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Available at: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ ooy/programma-vospitaniya

16. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/ education/

17. Бокова О.А., Григоричева И.В., Мельникова Ю.А. Критериальный подход к оценке эффективности результатов реализации программ волонтерской деятельности. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 11: 158-165.

18. Бокова О.А., Григоричева И.В., Мельникова Ю.А. Определение содержания конструкта «волонтерская деятельность» в образовательно-воспитательной практике: опыт теоретического осмысления и эмпирической. Перспективы науки и образования. 2021; № 6. Available at: https://pnojournal.wordpress.com/add/

19. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Современные направления реализации добровольческих практик и существующих систем подготовки добровольцев в регионах Российской Федерации. Сибирский педагогический журнал. 2021; № 5: 30-36.

20. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Педагогические аспекты развития волонтерской деятельности в регионах российской федерации. Мир науки культуры и образования. 2021; № 5 (90): 192-196.

References

1. Bolotov S.V. Modelirovanie volonterskoj deyatel'nosti v 'ekonomike truda na osnove kompetentnostnogo i processnogo podhoda. Innovacionnoe upravlenie personalom: materialy VIII Vserossijskogo mezhvuzovskogo kadrovogo foruma im. A.Ya. Kibanova. Moskva: Gosudarstvennyj universitet upravleniya, 2017: 82-85.

2. Grigorovich M.V. Modelirovanie processa razvitiya lichnostnoj refleksii podrostkov v usloviyah volonterskoj deyatel'nosti. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2011; № 12-1 (104): 192-195.

3. Matveeva O.M., Matveeva L.A., Matveev V.S., Kovtun A.S. Sovremennye modeli i metody diagnostiki volonterskoj deyatel'nosti v vuze. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017; № 9 (151): 185-189.

4. Hadzhialiev K.I., Ajgubov L.S. Model' razvitiya professional'nogo samoopredeleniya studentov v social'noj dobrovol'cheskoj deyatel'nosti. Russian Economic Bulletin. 2020; T. 3, № 6: 184-190.

5. Shmeleva Zh.N. The social responsibility formation in students of the training direction 38.03.03 "Personnel management" in the process of work at the XXIX World winter Universiade. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020; T. 9, № 1 (30): 313-316.

6. Artamonova V.V. Modeli volonterskoj deyatel'nosti v sovremennom obschestve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 5: 57-61.

7. Kretova U.P. Model' volonterskoj deyatel'nosti. Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye nauki. 2014; № 2 (24): 37-45.

8. Averkina I.L., Avchinnikova S.O. Model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya dobrovol'cheskoj deyatel'nosti studencheskoj molodezhi. Novye issledovaniya v obrazovanii. 2018; № 4: 151-164.

9. Gruver N.V. Modelirovanie deyatel'nosti volonterskogo centra v uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26210

10. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. N 304-FZ. Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74351950/

11. Afanas'ev V.G. Sistemnost' i obschestvo. Moskva: Politizdat. 1980.

12. Orlov A.N., Kalachev G.A., Kulikova L.G. Model' organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov i aspirantov na osnove problemnogo obucheniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2009; № 4 (16): 249-252.

13. Lazarenko I.R., Kolesova S.V., Kulikova L.G. Podhody k issledovaniyu innovacij v sisteme srednego obschego obrazovaniya. Pedagogika. 2021; T. 85, № 12: 46-56.

14. Mokrecova L.A., Chufeneva A.Yu. Model' upravleniya uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nost'yu mladshih shkol'nikov v obrazovatel'nom processe. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2015; № 2: 169-169. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1092

15. Primernaya rabochaya programma vospitaniya dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij. Available at: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ooy/ programma-vospitaniya

16. Primernaya rabochaya programma vospitaniya v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/education/

17. Bokova O.A., Grigoricheva I.V., Mel'nikova Yu.A. Kriterial'nyj podhod k ocenke 'effektivnosti rezul'tatov realizacii programm volonterskoj deyatel'nosti. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 11: 158-165.

18. Bokova O.A., Grigoricheva I.V., Mel'nikova Yu.A. Opredelenie soderzhaniya konstrukta «volonterskaya deyatel'nost'» v obrazovatel'no-vospitatel'noj praktike: opyt teoreticheskogo osmysleniya i 'empiricheskoj. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021; № 6. Available at: https://pnojournal.wordpress.com/add

19. Bokova O.A., Mel'nikova Yu.A. Sovremennye napravleniya realizacii dobrovol'cheskih praktik i suschestvuyuschih sistem podgotovki dobrovol'cev v regionah Rossijskoj Federacii. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2021; № 5: 30-36.

20. Bokova O.A., Mel'nikova Yu.A. Pedagogicheskie aspekty razvitiya volonterskoj deyatel'nosti v regionah rossijskoj federacii. Mir nauki kultury i obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 192-196.

Статья поступила в редакцию 30.11.22

УДК 37.016:81

Voronushkina O.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: o.voronushkina@mail.ru Zavyalova A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: aljonka8@rambler.ru Shenknekht T.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: schenk2002@mail.ru

DEVELOPMENT STRATEGIES OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE DUE TO THE RESOURCES OF MULTIMEDIA HISTORICAL PARK "RUSSIA IS MY HISTORY". The main objective of teaching a foreign language is the formation of learners' communicative competence. Alongside with speech and language components, social and cultural competence which is directed at acquainting with culture and traditions of the language studied as well as the ability to introduce one's

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.