References
1. Shurygin V.Yu., Krasnova L.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii fiziki na osnove ispol'zovaniya 'elementov distancionnogo obucheniya v LMS MOODLE. Obrazovanie i nauka. 2015; № 8: 125-139.
2. Shurygin V.Yu., Sabirova F.M. Realizaciya smeshannogo obucheniya fizike sredstvami LMS MOODLE. ANI: Pedagogika ipsihologiya. 2016; № 4 (16): 289-293.
3. Zueva S.V., Krivonogov S.V. Aspekty i perspektivy razvitiya sovremennyh informacionnyh tehnologij. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2015; № 3 (12): 10-12.
4. Almadakova G.V. Didakticheskij potencial 'elektronnoj sistemy MOODLE organizacii dialogovogo obucheniya. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2020; № 12 (20): 323-325.
5. Buharova G.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy obucheniya resheniyu zadach studentov vuza: monografiya. Ekaterinburg, 1995.
6. Almadakova G.V. Ispol'zovanie dialogovyh zadach pri obuchenii studentov obschej fizike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 5 (42): 142-144.
7. OG'E. Fizika: tipovye 'ekzamenacionnye varianty: 30 variantov. Moskva: Izdatel'stvo «Nacional'noe obrazovanie», 2022.
Статья поступила в редакцию 20.09.22
УДК 371:36
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Lebedeva K.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Melnikova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
VOLUNTEER ACTIVITY IN PRIMARY EDUCATION: CURRENT STATUS, DEFICIENCY AND DEVELOPMENT PROSPECTS. The article discusses introduction of volunteering in the primary education system. Results of the theoretical analysis of scientific sources on the research topic are disclosed. It is shown that at the present stage, volunteer practices are not sufficiently applied in the primary education system. The authors noted that volunteering in elementary school is a promising area of educational work. Conducting a focus group with primary school teachers made it possible to identify educational, legal, organizational and motivational deficiencies. The main conditions for the successful implementation of volunteering in primary school are identified: the development of psychological and pedagogical tools, raising the level of methodological training of primary school teachers, the implementation of advanced training programs on a systematic basis for teachers involved in the educational process.
Key words: volunteering, elementary school, teachers, deficits, prospects.
The article was prepared with the financial support of the Ministry of Education of Russia as part of the implementation of the state task for the implementation of applied research on the topic"Research on the results of the implementation of volunteer (volunteer) activity programs and the development of recommendations for practical application in a single educational space (pedagogical universities, schools, institutions of additional education)" (State task No. 073-00087-22-02 of 04/26/2022)
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К.С. Лебедева, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ДЕФИЦИТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается внедрение волонтерства в систему начального образования. Раскрыты результаты теоретического анализа научных источников по теме исследования. Показано, что на современном этапе волонтерские практики недостаточно применяются в системе начального образования. Авторами отмечено, что волонтёрство в начальной школе является перспективным направлением воспитательной работы. Проведение фокус-группы с педагогами начальных классов позволило выделить образовательные, юридические, организационные и мотивационные дефициты. Выделены основные условия для успешной реализации волонтерской деятельности в начальной школе: разработка психолого-педагогического инструментария, повышение уровня методической подготовки педагогов начальных классов, реализация программ повышения квалификации на системной основе для педагогов, вовлеченных в образовательно-воспитательный процесс.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, начальная школа, педагоги, дефициты, перспективы.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Исследование результатов реализации программ добровольческой (волонтерской) деятельности и разработка рекомендаций по практическому применению в едином воспитательном пространстве (педагогические вузы, школы, учреждения дополнительного образования)» (Государственное задание №073-00087-22-02 от 26. 04. 2022)
Одной из ведущих идей современного образования становится подготовка обучающихся, способных не только овладевать на высоком уровне знаниями, умениями и компетенциями, но и готовых проявлять инициативу быть социально ответственными и высоконравственными гражданами своей страны. Волонтёрская (добровольческая) деятельность предоставляет возможность для становления и реализации данной тенденции на всех возрастных этапах.
Значимость и важность общественной деятельности добровольцев признана на государственном уровне. Так, в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года подчёркивается роль волонтерства для самореализации граждан и дальнейшего успешного социального развития страны, при этом важным выступает принцип «добровольчества через всю жизнь», подразумевающий участие в волонтёрской деятельности всех возрастных групп населения [1].
Анализируя законодательные документы в области образования, можно отметить наличие ряда нормативных документов и методических рекомендаций, направленных на регулирование как юридических, правовых, так и психолого-педагогических основ волонтёрской деятельности. Например, в 2018 году в контексте выполнения Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» развитие добровольчества выступило в качестве одной из стратегических целей Федерального проекта «Социальная активность», входящего в национальный проект «Образование» [2]. В 2020 году Министерством просвещения РФ были подготовлены и выпущены методические рекомендации по формированию добровольческих
(волонтерских) центров на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, где М.А. Боровской отмечает, что добровольчество становится «социальным и профессиональным лифтом, открывающим возможности для создания личного проекта и дела всей жизни» [3, с. 4]. В 2022 году под редакцией директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ И.В. Мерсияновой выпущен учебник, адресованный студентам всех уровней образовательных программ, слушателям программ дополнительного профессионального образования, экспертам и организаторам добровольческой деятельности, в котором систематизируется информация по теоретическим и практическим вопросам организации волонтёрской деятельности и их взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями [4]. В примерной Рабочей программе воспитания в образовательной организации высшего образования отмечается, что волонтёрская деятельность является одной из перспективных воспитательных технологий в подготовке будущих специалистов [5].
Вовлечению школьников всех возрастов в волонтёрскую деятельность способствовало создание Российского движения школьников (РДШ), созданное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2015 году и представляющее общероссийское объединение обучающихся разных возрастов [6]. Среди основных направлений, предлагаемых в рамках этого движения:
- военно-патриотическое направление, подразумевающее проведение обучающимися различных военно-спортивных игр («Зарница», «Победа»), мероприятий военно-патриотической направленности (шоу «Защитники» и т. п.).
В этом же направлении представлены занятия обучающимися различными краеведческими проектами и конкурсами (Всероссийский проект «Школьный музей», Всероссийский конкурс «Большая прогулка», Всероссийское тревел-шоу «В движении»);
- личностное развитие, которое раскрывается через три основных трека -«Спорт», «Творчество» и «Наука». При выборе любого из этих треков школьник получает возможность выбрать проекты в соответствии со своими интересами и потребностями;
- направление «Гражданская активность» преследует, прежде всего, формирование гражданской идентичности через вовлечение и участие обучающихся в различных проектах, акциях, связанных с проявлением своей активной гражданской позиции (например, это могут быть экологические акции, марафоны помощи окружающей природе и т. п.);
- информационно-медийное направление координирует работу школьников по созданию медиапродукции, в том числе разработку школьных газет, радио, телевидения, ведение социальных сетей и подготовку информационного контента, который реализуется через Всероссийский комплекс мероприятий «Медиа Школа РДШ».
Все вышеназванные направления подразумевают активную волонтёрскую деятельность школьников во многих актуальных на данный момент областях жизни общества.
В 2022-м году было принято решение о создании Общероссийского общественно-государственного движения детей (РДДМ), базой для организации которого будут являться РДШ и другие существующие детские организации. Целью этой организации становится «подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, а также развитие у детей и молодежи общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству» [7].
Анализ современных исследований в области волонтёрской деятельности в образовании показывает, что ее образовательно-воспитательные и личност-но-развивающие эффекты являются недостаточно изученными и не используются повсеместно в широкой практике, особенно в начальной школе.
Организация волонтёрской деятельности в школьном образовании привлекает внимание исследователей, начиная преимущественно со средних и старших классов школы: в большинстве российских школ, имеющих Центры волонтёрства или добровольческие отряды, одним из требований к участию становится возраст 14 лет и старше. Отдельные авторы, например, Э.Э. Эберт и А.А. Кузьминчук, подчёркивают, что возможности участия в качестве самостоятельных субъектов волонтёрской деятельности для детей и подростков практически отсутствуют [8].
На данный момент добровольческая деятельность в начальной школе осуществляется преимущественно в формате классных часов, которые реализуются на основании Методических рекомендаций по организации и проведению тематических уроков занятий о добровольчестве и волонтёрстве в образовательных организациях, подготовленных Ассоциацией волонтёрских центров [9]. Практические примеры таких классных часов достаточно разнообразны, и некоторое их количество приведено на порталах для учителей «Открытый урок. 1 сентября», «Копилка уроков» и т. д.
В школе города Ревда Свердловской области для учеников вторых-четвёртых классов проведено мероприятие «Кто такие волонтёры?», которое, по мнению учителей, позволяет формировать позитивное отношение к добровольческой деятельности, а также направлено на достижение личностных результатов, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО). Занятие позволяет познакомить детей с новыми понятиями, историей волонтёрского движения и деятельностью современных волонтёрских организаций. В рамках проведения занятия дети готовят фотовыставку «Мы волонтёры!». По итогам проводится контроль знаний в виде теста [10]. В школе-интернате города Бежецка Тверской области для учащихся вторых классов также проведён классный час «Кто такие волонтёры?», который направлен на понимание значения добровольчества в жизни общества, а также на определение типов волонтерской и общественно-полезной деятельности и создание условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков [11].
Интересной представляется практика московского центра «Патриот Спорт». Проведенный им образовательный проект «Школа добрых дел» направлен на то, что ученики третьих-четвёртых классов помогают детям первых-вторых классов адаптироваться к школе, выполнять домашние задания и участвуют в классных мероприятиях младших друзей в качестве творческих лидеров. Организаторы считают, что разновозрастное общение между детьми формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Для старших учеников это позволяет осознать ответственность, получать внутреннее удовлетворение от проделанной работы, а также способствовать пониманию того, что волонтёры - это гуманные люди и могут прийти на помощь нуждающимся. Ученики всех классов начальной школы вместе с родителями участвуют в таких волонтёрских акциях, как «Бумажный бум», «Посади своё дерево», «Протяни руку лапе», «Добрые крышечки» и т. д. [12].
Значимым для образовательной практики мы считаем проект по волонтерскому движению в начальной школе, который разработан в школе села Прокуд-
ское Новосибирской области. Проект «По зову сердца» реализуется учителями начальных классов при партнёрской поддержке Совета ветеранов, Добровольной народной дружины и женсовета. Он направлен не только на формирование у младших школьников представлений о волонтёрстве, но и обучает детей видеть социально значимые проблемы села, позволяет вовлечь их в решение посильных проблем односельчан (помощь ветеранам, экологические акции, поздравление с праздниками и т. д.) [13].
Перспективной практикой для начальной школы, по нашему мнению, является деятельность волонтёрского отряда младших школьников ««Добрые сердца» школы» посёлка Новосмолинский Нижегородской области, которая представлена на портале Добро.ру. Деятельность отряда направлена на развитие социальной самореализации учащихся через знакомство с различными видами социальной активности, реализацию добровольческих коллективных творческих дел, а также формирование у младших школьников сознания собственной полезности и инициативности [14]. Мы считаем, что данный опыт является важным для реализации и в других школах в связи с тем, что младшие школьники осуществляют исключительно те форматы добровольческих практик, которые соответствуют их возрасту, ресурсам и мотивации.
Одним из критериев эффективности работы с волонтёрами, с нашей точки зрения, является наличие программ. В этом контексте актуальной представляется рабочая программа внеурочной деятельности по социально значимому направлению для школьников первых-четвёртых классов «Юный волонтёр» начальной школа села Красноармейское Самарской области [15]. Инновационным является наличие межпредметных связей: её содержание неразрывно связано с окружающим миром и литературным чтением, художественным трудом, изобразительным искусством и физической культурой младших школьников. Планируемые результаты освоения программы рассматриваются через универсальные учебные действия, а именно - личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, распределённые на первый-второй и третий-четвертый классы. По мнению разработчика (учителя начальных классов), программа позволяет через волонтерскую деятельность приобрести полезные и важные для жизни навыки, а именно - потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, развитие коммуникативных способностей, опыт ответственного взаимодействия, лидерские навыки, исполнительская дисциплина, инициативность, возможность общения и организация свободного времени.
Показательным в этом плане является опыт организации волонтёрства в начальной школе, который реализован в городе Няндома Архангельской области. Цель волонтерской деятельности отряда второклассников «Junior» - развитие у учащихся высоких нравственных качеств через пропаганду идей добровольного труда на благо общества и их привлечение к решению социально значимых проблем и бескорыстной помощи нуждающимся. Данный отряд является частью районного молодёжного ресурсного центра «Start Up», у него имеется свой гимн, клятва, атрибутика, определены права и обязанности волонтёров. Младшие школьники изучают деятельность старших волонтёров, посещают их мероприятия, берут с них пример, а вся деятельность отряда отмечается в отрядной книжке волонтёра, также имеется электронное портфолио. Добровольцы отряда выполняют поручения районного центра, под руководством классного руководителя ведут самостоятельную волонтерскую деятельность. Так, за год добровольцы приняли участие в мероприятиях по следующим направлениям: «волонтеры Победы», социальное, событийное, культурно-просветительское и экологическое волонтерство [16].
Анализ доступных нам интернет-ресурсов, в том числе электронных библиотек, позволяет сделать вывод о том, что добровольчество в начальной школе не является предметом широкого научного исследования. Именно поэтому в контексте проводимого нами исследования перспективным является опыт инновационной площадки Российской академии образования (г. Москва), организаторы которой рассматривают волонтерство как один из эффективных способов построения модели преемственности между детским садом и начальной школой. Данная инновационная площадка использует технологию эффективной социализации Н.П. Гришаевой, в основе которой лежит взаимодействие разновозрастного сообщества детей, a одной из форм данной технологии является волонтерство. Педагоги школы и детского сада создали группу волонтёров, в которую пригласили родителей воспитанников и детей школы, разработали серию тематических клубных часов, в рамках которых были созданы условия для сотрудничества детей и взрослых, партнерского общения детей в разновозрастной группе. Учителя и воспитатели получили опыт взаимодействия в решении образовательных ситуаций через волонтерскую деятельность, а также нашли пути сотрудничества в реализации мероприятий [17].
ФГОС НОО определяет целевые ориентиры становления личностных характеристик выпускника на этапе завершения начальной школы через овладение основами умений самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности [16]. Следует отметить, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основные нравственные понятия и формируются предпосылки для развития патриотизма, гражданственности, таких категорий, как «ответственность», «доброта», «взаимопонимание», и многих других, которые являются основополагающими в волонтёрской деятельности. Мы считаем, что в этом аспекте добровольчество выполняет функцию нравственного и гражданско-патриотиче-
ского воспитания, способствует формированию таких фундаментальных общечеловеческих и традиционных духовно-нравственных ценностей, как любовь к Родине, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, формирует уважение к ценностям социума и общественно полезной деятельности, начиная с начальной школы. Кроме того, младшие школьники обладают такими возрастными особенностями, как повышенная восприимчивость к усвоению нравственных норм и правил, преобладание эмоционального восприятия мира и открытость влиянию авторитетного взрослого [17]. Именно в этот период, на наш взгляд, могут быть сформированы мотивы, необходимые для участия в волонтёрской деятельности, а также приобретены нужные для этого начальные знания. Открытость учащихся этого возраста к познанию, сочувствию, освоению новых способов деятельности ставит перед значимым взрослым задачу «по вовлечению школьников в общественно полезную деятельность: ребенок должен опытно понять, что состояние окружающей среды зависит от его усилий» [18, с. 24].
Ведущая роль при реализации добровольческой деятельности как технологии воспитательной работы принадлежит учителю начальных классов, выступающего организатором обучения, воспитания и развития младших школьников и являющемуся одной из значимых фигур для ребёнка этого возраста.
На основании анализа имеющихся материалов о добровольчестве в начальной школе мы делаем вывод о ее недостаточном внедрении в воспитательную систему данной ступени образования. Таким образом, выявление параметров, обусловливающих данный феномен, будет определять научную новизну и теоретическую значимость исследования. Мы предполагаем, что волонтерство недостаточно распространено в начальных классах и не является повсеместной практикой в связи с наличием профессиональных затруднений (дефицитов) у учителей, что показывает необходимость их выявления и обусловливает а кту-альность нашего исследования и определяет его практическую значимость.
Данное предположение является основной гипотезой нашей работы и рм-ализуется через ответы на следующие исследовательские вопросы: наличие и структура представлений о волонтерской деятельности, ее направлениях и специфике (образовательный дефицит); понимание нормативно-правовой осноны-регулирующей волонтерскую деятельность (юридический дефицит); возможму-сти ее реализации в начальной школе и вовлеченность самих учителей как участников (организационный дефицит); недостаточная заинтересованность учителер и учащихся в волонтерской работе (мотивационный дефицит). Подтверждение данной гипотезы является целью нашего исследования.
Наиболее отвечающим цели нашего исследования методом организации сбора данных является фокус-группа, т. к. она позволяет получить уникальную исследовательскую информацию от участников, непосредственно вовлеченных в образовательный процесс.
В фокус-группах приняло участие 63 педагога начального образования школ Алтайского края.
В рамках фокус-группы учителям предлагалось ответить на вопросы, касающиеся личного опыта волонтёрской деятельности, значимости волонтёрства для них, достоинств и недостатков этого вида деятельности. В конце работы фокус-группы каждый из участников писал краткое эссе по тем вопросам, которые обсуждались ранее совместно.
Анализ полученных результатов исследования показал, что все опрошенные знакомы с понятием «волонтерская деятельность». Большинство из них (85%) связывают данное знакомство со своим школьным или студенческим опытом, когда они сами участвовали в различных акциях, приуроченных к определённым датам (например, «День Победы», «День птиц» и т. п.). На втором месте среди респондентов (76%) по значимости выступают средства массовой информации, откуда впервые и были получены начальные сведения («читала в СМИ», «смотрела по новостям» и т. п.).
Все респонденты (100%) положительно относятся к волонтёрской деятельности, подчёркивая такие её достоинства, как бескорыстность деятельности во благо общества, способность проявить себя в различных сферах, сплочение широкого круга людей, демонстрация положительных человеческих качеств, оперативность, помощь, безвозмездная поддержка.
Психосемантический анализ исследуемого понятия также подтвердил положительное отношение педагогов к волонтёрству. Так, при описании с помощью прилагательных понятия «волонтёрская деятельность» учителями были использованы эмоционально положительно окрашенные синонимы, в основе которых словообразовательные корни «добро», «благо». Полученные результаты представлены на рис. 1.
Как видим, большинство респондентов в качестве ведущих характеристик волонтёрской деятельности определяют понятия «доброжелательный», «добрый», «добросовестный», «добровольный», «благотворительный» (среднее значение - 86,4%), тем самым признавая, что одним из факторов успешности волонтёрства становится наличие вышеперечисленных личностных характеристик самих волонтёров. В качестве дополняющих, сопутствующих качеств, необходимых для осуществления волонтёрской работы, педагоги выделяют отзывчивость, милосердие, активность, ответственность (среднее значение - 68%). Вместе с тем при обсуждении полученных результатов значительное количество респондентов (75%) допустили вероятность, что не все из перечисленных характеристик присутствуют у них. Так, наличие активности и добровольности вызвало сомнения у большинства респондентов. При ответах на уточняющие вопросы
ответственный ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж Ш
активный ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ■
милосердный ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж
отзывчивый ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^ЖI
благотворительный ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ■
добровольный ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ■ добросовестный добрый
доброжелательный ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж ^Ж
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рис.1.Основныехарактеристики понятийногополя «волонтёрская деятельность» (по результатам анализа ответов педагогов)
учителя связали такую тенденцию с недостаточностью мотивов для того, чтобы активно проявляььснбя в эром ннлрнвленви, отсутствием жеианиа что-либт делать додрмволоно нaутсоoяруoвocнoвe, oбocнoввlвея это нeсваакрк врршниx и внyтойнлрxcтимолтп (оо^^лелльтого и дтиовногоудовлетелонния.прдзнания со стороны значимых других).
Таким «фаром, он^ченн^ю лт»ныeдоинзывaюрнaшe ктрнирлол^(он^(;о рымичниеичнооттых о мрривaциoтввlУдeфицьтмвcр cслнлиынeдaгoгoв.
Вместе с тем учителя выделяют и недостатки волонтёрской деятельности, ередь котррых, ен иы внгитн,нннбoаор зврнпмымиарраюоcя,cтca:твит темтод-дьгниpeмoнв(«зaьнмaem бoпсшoeкиaдсмнrавoллчaнгoтдлмeнu»), aмввуиaль-ных и духовных ресурсов, психологическое выгорание («проблемы других ста-новитгот вoнмu,umъ)вepджuвaeшь р^ломурдивие мизно1!;00 гвмивблoитëpaми (особенно касается сельской местности), нестабильность.
Что касается вовлечения самнх учителей в волонтёрскую деятельность, то лишь малая часть из них (15%) занимается ею на данный момент При этом в основном волонтёрство связано с совместной работой с Российским движением школьников (РДШ), представляющим общероссийское объединение школьников разных возрастов, созданное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2015 году [9].
Вместе с тем в ходе проведения фокус-групп выяснилось, что многие учителя не слышали о таком движении, несмотря на то, что в Алтайском крае существует 606 школ РДШ и 126 первичных отделений.
В целом опыт волонтёрской деятельности для многих из педагогов начинался со старшей ступени школы и заканчивался после завершения обучения в колледжах и вузах. В профессиональную деятельность данный опыт не переносился, хотя при интервьюировании высказывались мнения о значимости и необходимости этой работы, начиная с младших классов, когда возможность повлиять на учащихся больше, нежели в старших классах, где в это время авторитетами уже не всегда выступают учителя. По мнению педагогов, в программах начальной школы многие предметные задания предполагают волонтёрскую деятельность, не называя её так.
Анализ одного из самых востребованных учебно-методических комплексов начальной школы - УМК серии «Школа России» - позволил сделать вывод о том, что и при изучении других дисциплин присутствуют задания, связанные с волонтёрством. Так, в процессе изучения дисциплины «Русский язык» детям предлагается составить родословную, проинтервьюировав родных, пожилых родственников, тем самым проявив внимание к ним; в ходе усвоения «Литературного чтения» предусмотрено создание выставки книг по определённой теме, выпуск школьной стенгазеты «Как помочь животным в зимнее время». При изучении дисциплины «Окружающий мир» дети совместно с родителями мастерят кормушки для птиц. В программе школьного предмета «Технология» заложена тема о создании открыток к 8 марта, Дню Победы, когда полученные продукты могут быть подарены близким людям, а при работе над открытками к Новому году подразумевается, что их дети подарят друг другу
Именно эти задания были также отмечены педагогами при прохождении ими фокус-групп.
В качестве мотивации для организации собственной волонтёрской деятельности с детьми учителя выделили такие факторы, как:
- приобретение опыта, необходимого для собственного развития в профессиональной сфере деятельности, возможность быть нужным другим людям («всё хорошее обязательно вернётся»),
- видимый результат этой работы («наличие конкретного адресата помощи»),
- организация волонтёрства в той сфере, которая интересна,
- возможность посмотреть другие города (страны), путешествовать и знакомиться с новыми людьми.
Одной из возможных проблем при реализации волонтёрской деятельности со школьниками педагогами была выделена проблема мотивации самих учащихся. При обсуждении были определены возможные пути её решения. На взгляд учителей, для мотивирования младших школьников следует:
- вовлекать их в обсуждение жизненных ситуаций, где необходимо добровольное участие людей, проигрывание этих ситуаций;
- предоставлять право выбора детям интересующих направлений во-лонтёрства;
- привлекать к участию школьников в значимых для общества и конкретно для данной местности проектах;
- показывать результаты конкретных дел для решения жизненных ситуаций;
- обозначать цели и возможные дополнительные положительные моменты участия в волонтёрской деятельности (приобретение новых знаний и навыков, положительных эмоций, повышение социального статуса, признание).
Следует обратить внимание на тот факт, что только 2% учителей из общего числа опрошенных знакомы с документацией и методической литературой по организации волонтёрской деятельности, что доказывает наличие юридического дефицита в знаниях педагогов.
При вопросе о шагах, которые бы предприняли в первую очередь учителя, если бы решили заняться волонтёрством с детьми, выделили (далее представлено по частотности выбора):
- поиск необходимой информации через интернет-ресурсы (100%);
- опрос родных и знакомых, друзей (95%);
- связь с руководителем волонтёрского центра, организации (78%);
- опрос участников - действующих волонтёров на предмет изучения опыта работы (60%).
Дополнительная фокус-группа была проведена с учителями начальных классов, занимающимися волонтёрской деятельностью. Как уже было сказано, большая часть их задействована совместно с детьми в работе РДШ,гдеопу-ществляются и реализуются различные проекты по следующим направлениям: военно-патриотическое, гражданская активность, личностное развитие, информационно-медийное. Однако к этой работе привлечены только отдетднверебя-та-активисты, с которыми и проводится соответствующая деятел ьддсдн.^рщу с уже выделенными ранее проблемами педагоги подчеркнули трудуести, связанные с отсутствием заинтересованности социальных партнёров, необходимых связей. В отличие от учителей, не участвующих в данной деятельности, они знакомы с методическими материалами и разработками в этом направеении.
Сравнительные результаты фокус-групп учителей начальных классов, задействованных в РДШ, и педагогов, не привлечённых к этой деятельсести, можно увидеть на рис. 2, где приводится процентное соотношение ответов по следующим критериям:
- критерий 1 - положительно относятся к волонтёрской деявнльнвсеи;
- критерий 2 - знают основные направления волонтёрской уеапельыовтд;
- критерий 3 - заинтересованы в волонтёрской деятельноске;
- критерий 4 - организуют волонтёрскую деятельность с учениками;
- критерий 5 - знают нормативно-правовые и методические основы волонтёрской деятельности.
Исходя из сопоставления полученных результатов, в заключение можно сделать вывод о наличии у педагогов, не вовлечённых в волонтёрскую деятельность:
- образовательных дефицитов, выражающихся в недостаточности знаний о волонтёрской деятельности;
Библиографический список
120%
Критерий Критерий Критерий Критерий Критерий 1 2 3 4 5
■ учителя, ре принимающие участие а РДШ
■ учителя, принимающие участие а РДШ
Рис. 2. Сравнительные результаты ответов учителей начальных классов
р ликбрстньк имоБивациоуныхдефицитов, отррающихняв откутслоии мотивации к данному виду деятельности и недостаточности некоторых личностных качеств, непосредственно связанных с мотивационными факторами;
аЮРУдичорких дeфицихРв,caвкyнlиaкБИУИУы н ызианикзaкортдотeльнРЙ таы лyмeлодычeхртгx соу^вохдеяив yoлoнчëиcкоyдeытeлннocтинacовeУмeр-итм этапд.
В то же время нами был определён ряд образовательных дефицитов, ко-уeyыlунвкëрcюв зpгpyднeтиyыpи ыcraумзуcиитoллxтëысрой дeлтуокнyнуиинa-Р0xинчlëР-aлитx в обеих категориях учителей. Среди них:
1. Недостаточная осведомлённость учителей начальных классов обо в-ел наявавленеякнтАдеттуукнС дeятpnyl-юeти - иммoжyумтую ихтв^изаци- т мларуеши Атрльнрвами.
2. Недостаточная заинтересованность педагогов и, как следствие, учащих-yхpэтыоввуe дexeуавнccви.
3. OвcутcхyитнтоУxpдиyуЛмecpдиceиктЛлxтeиатнхы,pаpaюaющдквуp-раог^ю илецpфyктeтлpниëрyкуЛдecтылcниcтхлнаыaлвниlнкртcтaх (удунчкр и1^т^ПЛДУ^У еЛкыекрикМири тг.х. ).
Вместе с тем такое направление, как волонтёрство, в начальной школе перспективно и при наличии специальных условий, на наш взгляд, может являться запyroмyснушнpй cpкpктсyхкpнккнтeлxppутиpíыуыщщикëнc дальнуйшем.
В качестве таковых условий мы видим:
о тxздсyин пуyxулpro-уeнaнpгычеккрго yнлнуyмеpтоxихдлялонышeная в yтуноxкУTЧxвeлeH ночaлрныхоитунт;
о пyтxквиfюнaннкмeтыдyнpyнинфypм и средств для работы с учащимися начальных классов в области волонтёрской деятельности;
- выпуск методической литературы, описывающей основные шаги организации волонтёрства в контексте внеурочной деятельности в начальных классах;
- проведение повышения кв5лификации для педагогов-организаторов, советников по воспитательной работе, заместителей директоров по воспитательной работе по внедрению волонтерства в образовательно-воспитательный процесс.
1. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года и плана по ее реализации. Правительство РФ. Available at: http://static.government.ru/media/files/e6LFLg
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204. Официальный интернет-портал правовой информации. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038
3. Методические рекомендации по формированию добровольческих (волонтерских) центров на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. Москва: Издательство Перо, 2019.
4. Метелев А.П., Белановский Ю.С., Горлова Н.И. и др. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО. Москва: НИУ ВШЭ, 2022.
5. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/04/
6. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г N 536. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71132734/
7. О российском движении детей и молодежи. Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025
8. Эберт Э.Э., Кузьминчук А.А. Нормативно-правовое регулирование детско-юношеского волонтерства в России. Материалы III Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017: 305-309.
9. Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков занятий о добровольчестве и волонтёрстве в образовательных организациях Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/fc8ba1cf41fd7094da267e8577bc3483/download/2728/
10. Классный час «Кто такие волонтеры?». Открытый урок. 1 сентября. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/679987
11. Классный час «Кто такие волонтеры?». Копилка уроков. Available at: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/klassnyi_chas_kto_takie_volontiory
12. Архив воспитательных практик. Школа добрых дел. Знанио. Available at: https://patriotsport.moscow/shkola-dobryh-del/
13. Проект по волонтерскому движению в начальной школе. Available at: https://znanio.ru/media/proekt_po_volontyorskomu_dvizheniyu_v_nachalnoj_shkole-238596-1
14. Проект «Организация деятельности школьного волонтерского отряда младших школьников «Добрые сердца». Добро.ру. Available at: https://dobro.ru/project/4898
15. Воспитательная деятельность: Рабочая программа внеурочной деятельности по социально значимому направлению. Начальная школа. Available at: https://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/09/08/yunyy-volonter
16. Соколова Л.В. Волонтерство в начальной школе. Традиции и инновации в образовании: сборник научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Архангельск, 2019: 49-53.
17. Левина И.О., Веннецкая О.Е. Волонтерство как один из эффективных способов построения модели преемственности между детским садом и начальной школой. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017; № 6: 134-135.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
19. Зосимовский А.В. Диагностика моральной направленности учащихся. Москва, 1981: 54-59.
20. Соловьева Е.Е., Попова С.И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника. ВестникПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. Москва, 2020: 20-34.
References
1. Koncepciya razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossijskoj Federacii do 2025 goda: Koncepciya razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossijskoj Federacii do 2025 goda iplana po ee realizacii. Pravitel'stvo RF. Available at: http://static.government.ru/media/files/e6LFLg
2. O nacional'nyh celyah istrategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federaciina period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038
3. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu dobrovol'cheskih (volonterskih) centrov na baze obrazovatel'nyh organizacij srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo Pero, 2019.
4. Metelev A.P., Belanovskij Yu.S., Gorlova N.I. i dr. Organizaciya dobrovol'cheskoj (volonterskoj) deyatel'nosti i vzaimodejstvie s social'no orientirovannymi NKO. Moskva: NIU VSh'E, 2022.
5. Primernaya rabochaya programma vospitaniya v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/04/
6. O sozdanii Obscherossijskoj obschestvenno-gosudarstvennoj detsko-yunosheskoj organizacii «Rossijskoe dvizhenie shkol'nikov». Ukaz Prezidenta RF ot 29 oktyabrya 2015 g. N 536. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71132734/
7. O rossijskom dvizhenii detej i molodezhi. Federal'nyj zakon ot 14.07.2022 № 261-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025
8. 'Ebert 'E.'E., Kuz'minchuk A.A. Normativno-pravovoe regulirovanie detsko-yunosheskogo volonterstva v Rossii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2017: 305-309.
9. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu tematicheskih urokov zanyatij o dobrovol'chestve i volonterstve v obrazovatel'nyh organizaciyah Available at: https:// docs.edu.gov.ru/document/fc8ba1cf41fd7094da267e8577bc3483/download/2728/
10. Klassnyj chas «Kto takie volontery?». Otkrytyj urok. 1 sentyabrya. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/679987
11. Klassnyj chas «Kto takie volontery?». Kopilka urokov. Available at: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/klassnyi_chas_kto_takie_volontiory
12. Arhiv vospitatel'nyh praktik. Shkola dobryh del. Znanio. Available at: https://patriotsport.moscow/shkola-dobryh-del/
13. Proekt po volonterskomu dvizheniyu v nachal'noj shkole. Available at: https://znanio.ru/media/proekt_po_volontyorskomu_dvizheniyu_v_nachalnoj_shkole-238596-1
14. Proekt «Organizaciya deyatel'nosti shkol'nogo volonterskogo otryada mladshih shkol'nikov «Dobrye serdca». Dobro.ru. Available at: https://dobro.ru/project/4898
15. Vospitatel'naya deyatel'nost': Rabochaya programma vneurochnoj deyatel'nosti po social'no znachimomu napravleniyu. Nachal'naya shkola. Available at: https://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/09/08/yunyy-volonter
16. Sokolova L.V. Volonterstvo v nachal'noj shkole. Tradicii i innovacii v obrazovanii: sbornik nauchnyh statej i materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h ch. Arhangel'sk, 2019: 49-53.
17. Levina I.O., Venneckaya O.E. Volonterstvo kak odin iz 'effektivnyh sposobov postroeniya modeli preemstvennosti mezhdu detskim sadom i nachal'noj shkoloj. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2017; № 6: 134-135.
18. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
19. Zosimovskij A.V. Diagnostika moral'noj napravlennosti uchaschihsya. Moskva, 1981: 54-59.
20. Solov'eva E.E., Popova S.I. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v processe razvitiya lichnosti shkol'nika. VestnikPSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psihologiya. Moskva, 2020: 20-34.
Статья поступила в редакцию 26.09.22
УДК 378.147.88
Shapovalov A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
APPROACHES TO DESIGN OF EDUCATIONAL LABORATORY EXPERIMENT IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF A PHYSICS TEACHER.
In the work the researchers actualize the role of laboratory physical experiment in the systems of general professional and professional-methodical training of modern school teachers. The groups of pedagogical researches, in which problems of laboratory experiment arrangement in the course of teaching physics in a secondary school, general physics, special physical training and methodology of teaching physics in a pedagogical university are stated. Results of the comparative analysis of types, the maintenance, the procedure of carrying out laboratory works, carried out by pupils at secondary comprehensive school and future teachers of physics at pedagogical high school are presented. The discrepancy of essential elements of staging, substantial, methodical and organizational parts of school laboratory works and high school laboratory practical work is revealed. The ways allowing to carry out correction of high school practical works on physics and techniques of teaching of physics in view of the purposes and problems of modern secondary school are named and opened.
Key words: teaching physics, professional preparation of teacher, educational-researching activity, frontal laboratory works, physics practical work, works of problem-programmed type.
А.А. Шаповалов, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
В статье актуализирована роль лабораторного физического эксперимента в системах общепрофессиональной и профессионально-методической подготовки учителя современной школы. Обозначены группы педагогических исследований, в которых решаются проблемы постановки учебного лабораторного эксперимента в процессе преподавания физики в средней школе, общей физики, специальных физических практикумов и методики обучения физике в педагогическом вузе. Представлены результаты сопоставительного анализа видов, содержания, процедуры проведения лабораторных работ, выполняемых учащимися в средней общеобразовательной школе и будущими учителями физики в педагогическом вузе. Выявлено несоответствие существенных элементов постановочной, содержательной, методической и организационной частей школьных лабораторных работ и вузовских лабораторных практикумов. Названы и раскрыты пути, позволяющие провести корректировку вузовских практикумов по физике и методике преподавания физики с учётом целей и задач современной средней школы.
Ключевые слова: преподавание физики, профессиональная подготовка учителя, учебно-исследовательская деятельность, фронтальные лабораторные работы, физический практикум, работы проблемно-программированного вида.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение фундаментальной НИР по теме «Методика преподавания физики в общеобразовательной организации с учётом реализации моделей смешанного обучения» № 073-00087-22-02