Научная статья на тему 'Роль педагога в формировании стремления подростков к волонтёрской деятельности'

Роль педагога в формировании стремления подростков к волонтёрской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1845
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтѐрство подростков / программа подготовки педагогов к организации волонтѐрства среди подростков / волонтѐр/доброволец / волонтѐрская /добровольческая деятельность / гражданское общество / милосердие / благотвори-тельность / толерантность / эмпатия / социо-культурный проект / volunteer/volunteer / volunteer /volunteerism / volunteering teenagers / the program of preparation of teachers to the or-ganization of volunteering among teenagers / civil society / charity / charity / tolerance / empathy / socio-cultural project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианова Дарья Дмитриевна

Статья отражает результаты исследования педагогических условий развития волонтѐрства подростков в образовательных программах основного и дополнитель-ного образования и касается развития личностных и профессиональных компетен-ций педагогов как основного условия формирования стремления подростков к дан-ному виду деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the results of a study of pedagogical conditions of development of teenagers volunteering in the educational programs of basic and additional education and relates to the development of personal and professional competencies of teachers as the main condition for the formation of the desire of teenagers to this type of activity.

Текст научной работы на тему «Роль педагога в формировании стремления подростков к волонтёрской деятельности»

УДК: 37.01

Д. Д. Андрианова

Роль педагога в формировании стремления подростков к волонтёрской деятельности

Статья отражает результаты исследования педагогических условий развития волонтёрства подростков в образовательных программах основного и дополнительного образования и касается развития личностных и профессиональных компетенций педагогов как основного условия формирования стремления подростков к данному виду деятельности.

The article reflects the results of a study of pedagogical conditions of development of teenagers volunteering in the educational programs of basic and additional education and relates to the development of personal and professional competencies of teachers as the main condition for the formation of the desire of teenagers to this type of activity.

Ключевые слова: волонтёрство подростков, программа подготовки педагогов к организации волонтёрства среди подростков, волонтёр/доброволец, волонтёрская /добровольческая деятельность, гражданское общество, милосердие, благотворительность, толерантность, эмпатия, социо-культурный проект.

Key words: volunteering teenagers, the program of preparation of teachers to the organization of volunteering among teenagers, volunteer/volunteer, volunteer /volunteerism, civil society, charity, charity, tolerance, empathy, socio-cultural project.

Волонтерство как педагогический феномен. В истории отечественной педагогической мысли существуют разработанные методики развития заботы человека об окружающей жизни. Но в настоящее время в педагогических кругах отсутствует ясное понимание сути и сущности процесса формирования подросткового волонтерства как выражения активной гражданской позиции, а содержание, методы и достигаемые результаты в этом процессе не определены.

С идеей волонтерства напрямую связано «воспитание по Иванову» [8]. Во взаимоотношениях «Общей Творческой Заботы» лейтмотивом, основной мыслью, красной нитью проходит идея бескорыстной самоотдачи, помощи, служения другим людям. Между тем эта же идея «одна из самых противоречивых, сложных и спорных для современной практики, но есть основания думать, что это одна из самых перспективных идей для педагогики «будущего в настоящем» [4, 7].

© Андрианова Д. Д., 2015

122

Педагогика общей заботы - целостная педагогическая система, характеризующаяся своеобразием основополагающих теоретических идей и практических средств их реализации. И. П. Иванов последовательно утверждал идею о ведущей роли воспитания и в педагогической теории, и в практике. Деятельность пионерской организации, подчиненная всецело воспитательным задачам, явилась основой для развития созидательно-творческой, социально-нравственной и жизненно-практической направленности [9].

Для советской педагогики феномен коммунарского воспитания является скорее исключением, чем правилом. «Данный опыт был настолько опережающим время, что С. Л. Соловейчик, журналист, объединивший на страницах газеты "Комсомольская правда” Клубы юных коммунаров, вынужден был после запрета клубов соответствующими инстанциями говорить о том, что по настоящему осознают ценность коммунарской методики и будут готовы её использовать во всей полноте где-нибудь в ХХШ веке» [9].

Идеи и опыт И. П. Иванова могут творчески развиваться при их переносе на всю систему деятельности школы в целом. Это подтверждается современной работой в педагогике В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, действием «школьных воспитательных систем», разработкой идеи «воспитательного пространства». Установка на ведущую роль труда в воспитании поддерживается опытом сельских школ, в ходе “выживания” использующих принцип хозяйствования, экономической активности труда» [9].

Грамотное педагогическое воздействие может повлиять на мировоззрение подростков, что в конечном итоге является залогом позитивных изменений в сознании общества. «Думаю, сегодня важно сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях таких качеств, которые помогут им /.../ сохранить лучшие человеческие качества» [6, 240]. Во многом эти мысли есть продолжение идей И. П. Иванова.

Педагогический труд, по мнению ученого, - это, прежде всего, организация жизнедеятельности коллектива, развитие социальной активности, умения и стремления улучшать жизнь общества и делать это вместе, коллективно. И здесь принципиально важно, что ежедневная жизнь детского коллектива не подготовка к завтрашнему дню и к будущему труду, а участие в реальном строительстве жизни здесь и сейчас, в процессе которого происходит развитие личности воспитанников, и где педагог - участник деятельности не для детей, а вместе с ними.

Сегодня, когда на первый план выдвигается проблема нравственного воспитания, в частности, воспитания активной гражданской позиции подростов и молодежи, педагогические принципы И. П. Иванова становятся как никогда актуальными. Обращенность методических приемов к реальной жизни, развитие умения видеть, кому и когда нужна в этой реальной жизни помощь, обеспечивает формирование осознанной граж-

123

данской позиции, гражданское становление личности ребенка. Именно в общей заботе о благе и улучшении окружающей действительности каждый может найти свое неповторимое место, ощутить свою нужность и воплотить в деятельность собственное творчество.

Педагог, несомненно, - важнейшая фигура в системе воспитания. Но он не просто капитан у руля или полководец на белом коне. Он в гуще событий, он член коллектива, где старшие и младшие объединены общей заботой «об окружающей жизни, о своем объединении, о каждом воспитаннике, иначе говоря, это социальная группа, в которой развиваются воспитательные отношения общей творческой гражданской заботы воспитателей и воспитанников» [3, с. 28].

Добровольчество, волонтерство - это социальное служение, как и «общая забота». Наследие И. П. Иванова может оказать неоценимую помощь в решении многих проблем нравственного становления молодежи: помочь в преодолении отсутствия потребности и/или опыта приносить людям добро, помогать, не ожидая материального вознаграждения, помогая индивидуально отдельным лицам или организациям.

По нашему мнению, существует ряд реальных трудностей в вопросе развития подросткового волонтерства, и связаны они, прежде всего, с педагогами. Первая из них связана с тем, что педагоги, имевшие опыт добровольчества, например тимуровского движения в 80-е гг., не смогут избежать искушения использовать старые методы, в свое время превратившие тимуровское движение в «обязаловку» («два очка за старичка»), что вызовет у современных подростков только ощущение потерянного времени и скуки. Вторая - возрастной разрыв может стать препятствием для передачи этого опыта подросткам, как и отсутствие всякого опыта добровольчества у более молодых педагогов.

Подростковое волонтерство как отражение активной гражданской позиции у современных школьников и молодежи слабо развито, так как недостаточно разработаны содержание, методы и приемы его формирования и развития, отсутствуют специально подготовленные педагогические кадры.

Мотивационные и психологические основы волонтерской деятельности. Особого внимания требует вопрос мотивации волонтёрской деятельности. Что заставляет человека становиться волонтёром: бескорыстно отдавать другим (подчас совершенно незнакомым благополучателям) своё время, силы, умения? Получает ли что-то волонтёр взамен и какого характера эта ответная польза?

В исследовании института «Eurovol-Studie» [11] у волонтеров на первом месте среди мотиваций (у 39 % опрошенных) оказались «личные причины - собственные потребности», 34 % опрошенных ответили: «У меня было свободное время» и 32 % - «Потребность в чувстве общности с людьми». Мотив «Я хотел познакомиться с новыми людьми» встречается у 15% опрошенных. В волонтёрской деятельности заняты

124

19% взрослого населения Франции, Германии, 26% японцев, около 33% взрослого населения Ирландии. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96 454 рабочим часам в год [1, с. 15].

Результаты исследования М. Олчмана и П. Джордана, приведённые в пособии «Добровольцы - ценный источник» [7], доказывают, что волонтерская деятельность может помочь в приобретении опыта, специальных навыков и знаний, установлении личных контактов.

Сочетая в себе воспитательный потенциал с учебным, подростковое волонтерство может быть применено в любых видах деятельности. Это может проявиться в основном и дополнительном образовании, в проектной деятельности школьников - как возможность влиять на гражданскую позицию (воспитывать) современного юного россиянина и возможность вооружить его новыми знаниями, умениями (обучать).

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей, хотя эта деятельность может быть связана с рядом эгоистических мотивов, но в более мягкой форме. Для объяснения мотивации труда волонтеров западные исследователи используют теорию «альтруизма-эгоизма». На ее основе американские ученые А. Омото и М. Снайдер сформировали две группы мотивов: 1 - мотивы, основанные на чувстве морального или религиозного долга, на желании помогать ближним; 2 - основанные на эгоцентризме (занятие добровольческой деятельностью с целью извлечения выгоды или какой-либо пользы для себя). В подростковомолодежной среде наиболее развит мотив получения новых знаний, умений, приобретения опыта [2].

Наиболее точное выявление мотивов подростково-молодежного волонтерства - как первый и самый важный шаг в привлечении школьников и студентов к добровольческому труду. Фактором, определяющим направленность подростково-молодежного волонтёрского движения, объединения, является, прежде всего, личность взрослого лидера, от взглядов, гражданской позиции, увлечений, профессионализма которого зависит степень мотивированности к социально значимой деятельности. Следовательно, необходима особая подготовка педагогов к подобной работе, система обучения педагогических кадров.

В результате проведённого нами диагностического исследования было установлено, что на данном этапе развития педагогического сообщества педагоги обладают низким уровнем культуры добровольчества. Данный факт является одной из важнейших причин, тормозящих становление подросткового волонтерства.

Развитие подросткового волонтерства входит в ряд значимых задач духовно-нравственного воспитания, в том числе, воспитания гражданской активности. Развитие активной гражданской позиции личности - это

125

непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Программа подготовки педагогов. В процессе исследования нами были разработаны и прошли апробацию две методики развития подросткового волонтёрства. Первая заключалась во введении в образовательный процесс массовой школы программы «Социокультурное проектирование». Вторая основывалась на включении волонтёрских проектов в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей. Данные методики показали устойчивый положительный результат и для педагогов, и для подростков. Полученные результаты явились основанием для разработки модели программы повышения квалификации педагогов.

Отсутствие опыта волонтёрства у самих педагогов в качестве основной проблемы, препятствующей развитию волонтёрства подростков, поставило перед нами задачу создать систему социально ориентированной практики, в процесс которой будут вовлечены педагоги и учащиеся, в результате чего произойдёт накопление опыта, осознание педагогами воспитательных возможностей волонтёрства. Очевидно, что пока человек не попробовал себя в той или иной деятельности, он не может привлекать к этому других, тем более воспитывать в духе ценностей указанного вида деятельности. Подобные знания из теоретических источников не черпаются, для этого надо самому побыть добровольцем: «Поделиться с нуждающимся можно только тем, чем сам располагаешь» [10]. Это главный принцип любой помощи. Следовательно, необходимо проявление внутренней мотивации. Российский психолог Г. Б. Казначеевская в работе по проблемам управления, пишет: «Менеджеры используют внешние вознаграждения, которые даются организации (денежные выплаты, продвижение по службе), и внутренние вознаграждения, /.../ получаемые посредством самой работы (чувство успеха при достижении цели, чувство содержательности и значимости выполняемой работы и др.). /.../ Для того, чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, управляющий должен установить, каковы потребности работников. В этом состоит цель содержательной теории мотивации» [5, с. 161].

Очевидно, что выявленные проблемы определяют направления, по которым должна строиться программа подготовки педагогов. Однако сама сущность добровольческой деятельности делает чисто теоретическую подготовку бесполезной, следовательно, развитие профессиональной компетенции педагогов относительно волонтёрской

126

деятельности возможно только через практическую деятельность. Таким образом, системообразующим фактором в предлагаемой программе профессиональной подготовки педагогов должна выступать реальная деятельность, основанная на сотрудничестве и сотворчестве педагога и подростка: помогая подросткам осваивать курс социально-культурного проектирования, педагоги сами получают реальный опыт и реальные знания. При этом мы убеждены, что теоретическая и информационная подготовка необходима, но она должна быть получена в активном режиме, т. е. педагог в нашем понимании выступает не в роли пассивного слушателя, потребителя некоей информации, а получает её, «добывает» через активный поиск, анализ, осмысление. По нашему мнению, для достижения данного эффекта необходимо применение интерактивного метода, а именно кейс-метода. Совместный с детьми анализ практических жизненных ситуаций способствует вовлечению педагогов в процесс осмысления актуальных проблем, пробуждению инициативы, творческого потенциала, а также помогает демократизации взаимоотношений, формированию отношений сотрудничества и сотворчества. Программа адресована педагогам основного и дополнительного образования, специалистам воспитательных служб образовательных учреждений и рассчитана на 72 часа.

Цели программы детерминированы выявленными ранее проблемами и выбранным методом. Программа направлена на освоение ведущих идей гражданской взаимопомощи как основы продуктивного взаимодействия в социуме, обусловленного необходимостью возрождения гуманистической ориентации образования, и актуализирует личностные ресурсы самосовершенствования, самореализации, рефлексии.

В процессе освоения программы участники самостоятельно анализируют факторы тормоза и возможности образования для решения проблемы социальной защищённости, развития гражданского общества; изучают мировой и отечественный исторический опыт добровольчества; пополняют профессиональные знания на основе анализа оригинальных источников разной природы; формируют собственное представление о феномене добровольной безвозмездной помощи; развивают компетенции в сфере эффективного лидерства, управления в сфере добровольной безвозмездной помощи, а также необходимые профессиональные компетенции, связанные с анализом, синтезом, структурированием и оценкой информации; создают собственные проекты развития гражданской инициативы и активности подростков.

Разработанная программа прошла апробацию в группе из 24 педагогов. В ходе анализа самооценки педагогов выявлен устойчивый положительный результат освоения программы подготовки педагогов к развитию волонтёрства подростков.

127

Ведущие идеи программы:

1. Современный этап развития общества требует от системы образования изменения содержания и методов образования, ориентированных на сочетание инициативы подростков с опытом практической социальной деятельности, включение в совместную деятельность подростков и педагогов.

2. Ареал образовательных возможностей вышел за пределы школы.

3. Окружающий социум является комплексной образовательной средой.

4. Стратегия личностного успеха основывается на ответственности, рефлексивности, эффективной коммуникации, способности к взаимодействию, анализу и творческому решению актуальных проблем.

5. Система образования, являясь важнейшим социальным институтом, способна активно влиять на решение актуальных проблем развития гражданского общества, уровень социальной защищённости через развитие культуры взаимопомощи, добровольного безвозмездного труда.

Анализ восприятия педагогами указанных идей в процессе работы по программе показал, что наибольшую трудность для педагогов вызвало признание потери школой статуса монополиста в сфере образования, и, соответственно, роли педагога как единственного источника знаний. Однако в процессе совместной с учениками работы над проектами, подготовки и участия в дискуссиях и «Дебатах» педагоги через собственную деятельность убедились в образовательном потенциале окружающего социума и возможностях электронных ресурсов. Признание это, однако, сопровождалось оговоркой «при условии грамотного использования», «при правильном использовании с помощью педагога», «при педагогическом сопровождении познавательного поиска» и т. п., что, по нашему мнению, не только неоспоримо, но и входит в целевое поле программы. Размышляя об идее возможностей системы образования влиять на решение актуальных проблем развития гражданского общества, на уровень социальной защищённости через развитие культуры взаимопомощи, добровольного безвозмездного труда, педагоги отмечали, что потеря образованием монополии на знания является здесь осложняющим фактором: требует «компенсации» агрессивного негативного влияния СМИ, которые зачастую рекламируют ценности потребления и гедонизма. Эта «компенсация» также обусловливает педагогическое сопровождение, направление образовательной деятельности подростков, что явилось для педагогов фактом для полного приятия идей необходимости организации совместной практической социально значимой деятельности педагогов и подростков. Таким образом, в процессе освоения программы ключевые идеи курса, пропущенные через сознание педагогов, получили их понимание и приятие.

Ключевые понятия курса (волонтёр/доброволец, волонтёрская /добровольческая деятельность, гражданское общество, милосердие,

128

благотворительность, толерантность, эмпатия, социо-культурный проект) рассматриваются в тесной взаимосвязи с учётом их толкования как в современной научной, публицистической и юридической литературе, так и в этимологическом аспекте.

Основные понятия курса в восприятии педагогами проблем не вызвали. Напротив, в процессе работы над ними, начиная с лексикосемантического анализа, выступили стимулом в активизации творческой мысли педагогов в их собственных предметных областях (особенно гуманитарного цикла), что привело, по признанию многих учителей, к появлению ряда интересных заданий для учащихся и даже уроков в целом. Таким образом, можно констатировать значительный эффект программы в межпредметной области, в когнитивной сфере, в активизации творческой активности.

В процессе освоения программы педагогами ставились и решались проблемные вопросы, связанные с отличительными чертами волонтёрства как деятельности, распространённостью данного вида деятельности в мире, трудностями российского добровольчества и подросткового, в частности, касающиеся путей развития волонтёрства подростков в современной российской школе.

По содержанию программа делится на 7 тематических блоков: от определения понятий до итогового проекта. Инструментами выступают лексико-семантический анализ основных понятий, работа с текстами разной природы, подбор и обработка актуальной информации, участие в тренингах, играх, в дискуссиях, в том числе в формате «Дебаты», создание портфолио, сайта, компьютерных презентаций, проведение диагностического исследования и т. п.

Деятельность по освоению программы повышения квалификации педагогов происходит в параллели с обучением подростков по программе «Социокультурное проектирование» - это те параллельные, которые «пересекаются», так как они, во-первых, взаимно дополняют друг друга; во-вторых, успешность и той, и другой возможна в совместной деятельности педагогов и подростков, в диалоге, взаимо- и самообразовании. Фактически можно говорить о том, что программа для учащихся «Социокультурное проектирование» является основной частью программы подготовки педагогов к развитию подросткового волонтёрства. В программе подготовки педагогов, также, как и в обучении подростков, руководство реализацией программы лежит на тьюторе, координаторе. Это может быть как один и тот же преподаватель, так и разные. Условием является чёткая согласованность позиций и действий.

Результаты реализации программы могут быть выражены через ряд монографических характеристик педагогов, подтверждающих, что значительные результаты педагогов появляются там, где помимо разумного понимания важности решаемых программой проблем и теоретического знания в основе лежит личная потребность в развитии культуры безвоз-

129

мездной помощи и эмоционально-психологическое приятие методов и технологий. Как уже говорилось выше, программа формирует те потребности и умения, которые нельзя приобрести по учебникам - надо побыть субъектом деятельности, пропустить через себя проблемы, цели и задачи, сделать их «своими». Именно этот процесс не позволяет развиться формализму, который способен уничтожить суть даже самой важной гуманистической идеи, «высушить» её, обездушить. Подтверждением этой мысли стал, в том числе, отрицательный опыт, полученный в процессе реализации программы.

Несомненно, отрицательный опыт - тоже опыт, он не менее важен, чем положительный, так как позволяет увидеть «слабые места» и стимулирует дальнейшее развитие программы. Нами выявлено, что устойчивый результат возникает исключительно при полном приятии идей программы, при совпадении потребностей педагога с задачами деятельности, программа «даёт сбои» с теми педагогами, чьё поле ценностных ориентаций лежит в плоскости вертикального карьерного роста, вне практической образовательной деятельности, т. е. уходит в сторону политической или чиновничьей карьеры. Несомненно, что частично проблема может быть решена через ряд изменений в системе менеджмента организации. Однако риск остаётся в том случае, если специалист не осознал себя педагогом. Эта ситуация не является фатальной, по нашему мнению, так как врачебный принцип «не навреди» одинаково можно отнести и к педагогике.

Для оценки результатов реализации программы подготовки педагогов к развитию подросткового волонтёрства нами проводились интервью с педагогами с целью выявления их мнения о результатах программы, а также для выявления трудностей и рисков.

Данные по итогам анализа показали, что самым результативным и действенным для педагогов явилась практическая деятельность (38%); наибольшие трудности вызвало переосмысление ценностей (30%); важнейшим личным результатом педагоги считают обновление системы работы (22%) и чувство единения с детьми (20%); важнейшим результатом для подростков педагоги назвали ощущение себя частью целого (класса, школы, общества) - 32%.

На основании анализа реализации программы подготовки педагогов к развитию подросткового волонтёрства нами были выявлены следующие возможности формирования культуры добровольчества педагогов и подростков: наличие устойчивой мотивации к безвозмездной деятельности; формирование опыта и позитивного отношения к деятельности; овладение проективными и исследовательскими навыками; оптимизация образовательного процесса учреждения; демократизация отношений, обеспечение благоприятного морально-психологического климата, способствующего успешности результатов образования; развитие профессиональных качеств; развитие качеств и ценностных ориентаций личности.

130

Созданная в логике компетентностного подхода данная программа даёт результаты на уровне когнитивных, коммуникативных, проективных, компетенций педагога. Применение в качестве основного в программе метода кейс-стади формирует способность к осмыслению и преобразованию действительности.

В ходе реализации программы было подтверждено, что значимым условием развития подросткового волонетерства является наличие опыта и потребности в данном виде деятельности у педагогов, который формируется через включение педагогов в волонтерскую деятельность. Формирование опыта добровольной помощи и заботы у педагогов как условие профессиональной готовности к волонтёрской деятельности и руководства ею происходит в процессе непосредственного участия совместно с подростками в данной деятельности, результатом чего выступает ценностное осмысление, эмоциональное принятие добровольчества. Наиболее перспективной формой организации волонтёрской деятельности для педагогов являются совместные с детьми волонтерские проекты и программы, совместный анализ исторического и современного опыта волонтерства.

Волонтёрство как одна из основ гражданского общества, обладая огромным ресурсным потенциалом, может приносить пользу не только отдельным благополучателям, но и государству в целом. В связи с этим проблема создания педагогических условий для развития волонтёрства подростков, одним из которых является подготовка педагогов, видится как никогда актуальной.

Список литературы

1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детскомолодежного объединения: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. - Рязань, 2006. - 177с.

2. Алькала де Энарес. Эгоизм или альтруизм? // Курьер ЮНЕСКО. - Июнь. -2001. - С. 34-35.

3. Ахаян Т.К. К вопросу о концепции формирования коммунистических убеждений / Проблемы единства обучения и воспитания. XXXI Герценовские чтения: сб. науч. тр. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1978.

4. Воспитание: научные дискуссии и исследования: сб. науч. тр. (по материалам научной конференции-дискуссии) / под ред. Е.В. Титовой. - СПб, 2005. - 200 с.

5. Казначеевская, Г.Б. Менеджмент. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

6. Караковский В.А. Воспитание для всех. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.

7. Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник. - Ун-т Д. Хопкинса,

1997.

8. Соловейчик С. Воспитание по И.П. Иванову. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.

9. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика: [сайт]. URL:

http://www. kommunarstvo.ru

10. Международная общественная организация «Справедливая помощь»: [сайт]. URL: http://www.doctorliza.ru/

11. Сочинский государственный университет: [сайт]. URL: http://www.sutr.ru

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.