Научная статья на тему 'Вовлечение подростков в волонтёрское движение как средство противодействия асоциальным группировкам'

Вовлечение подростков в волонтёрское движение как средство противодействия асоциальным группировкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3787
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / СУБЪЕКТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / VOLUNTEERISM / SUBJECTIVITY / EDUCATIONAL POTENTIAL / ASOCIAL GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячкова Татьяна Владимировна, Зарниченко Наталья Владимировна

В статье авторы предприняли попытку рассмотреть волонтерство как средство противодействия асоциальным группировкам. На примере реализации программы деятельности волонтерского отряда «Союз неравнодушных» раскрыт воспитательный потенциал волонтерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of adolescents in the volunteer movement as a means of countering antisocial groups

In the article the authors made an attempt to consider volunteering as a means of countering asocial groups. The educational potential of volunteering is revealed on the example of implementation of the program of activity of the volunteer detachment "Union of not indifferent".

Текст научной работы на тему «Вовлечение подростков в волонтёрское движение как средство противодействия асоциальным группировкам»

Вовлечение подростков в волонтёрское движение как средство противодействия асоциальным группировкам

Дьячкова Татьяна Владимировна - доцент кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», г. Тула

Зарниченко Наталья Владимировна - методист МБО ДО «Дом детского творчества»,г.Тула

В настоящее время в России существует комплекс проблем в сфере жизнедеятельности детей и подростков. Чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение их физического и психического здоровья, социальное сиротство, преступность, экстремизм, ксенофобия. Особую тревогу вызывает употребление детьми и подростками алкоголя, наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Сегодня возникла реальная необходимость в поиске таких методов и способов воздействия, которые были бы эффективны в работе с подростками. Исследователи O.E. Лебедев, С.А. Расчетина, С.А. Стивенсон и другие отмечают, что, оказавшись на улице, подростки чаще всего примыкают к какой-либо группе несовершеннолетних, и, как правило, это оказываются

группы детей со схожими проблемами. Важно учитывать, что потребность объединения со сверстниками с целью общения и совместной деятельности — одна из базовых для подросткового возраста. Принадлежность к той или иной неформальной группе — практически обязательный элемент процесса социализации.

Для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Подростковому возрасту свойственно стремление к новому, необычному, рискованному, что порой приводит к асоциальным формам поведения. Одним из самых эффективных средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и молодёжи является поддержка их социальных инициатив.

Поэтому сегодня необходимо использовать воспитательный потенциал волонтёрства в противодействии асоциальным

группировкам, системном изучении неформальных группировок подростков. Это позволит определить способы и методы социально-педагогической помощи подросткам, попавшим под воздействие асоциальных группировок, включить их в добровольческую деятельность.

В современной России добровольчество становится всё более востребованным среди подрастающего поколения. Не исключение и Тульская область, в образовательных организациях которой добровольческие отряды являются ресурсом для воспитания подростков в духе терпимости, сотрудничества и средством противодействия асоциальным группировкам.

Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т.п. Отклоняю-

щееся от нравственных норм поведение, асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том, что эти группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принять профилактических мер, предупреждающих возникновение предкриминаль-ных групп, то скоро они перерастут в неустойчивые криминальные группы. Антисоциальная среда оказывает негативное влияние на развитие личности подростка, разрушает нравственные основы поведения, формирует характер, лишённый самостоятельности и чувства самоуважения.

В настоящее время назрела необходимость развития единой сети добровольческих центров, в которую смогли бы войти волонтерские отряды, организованные и эффективно функционирующие на базе образовательных организаций региона. Интересной представляется мысль Д.В. Григо-

рьева о том, что «современное увлечение программами профилактики пороков не позволяет развиваться программам, утверждающим добродетели. Детей, как правило, готовят отказаться от чего-либо, а не созидать и творить новое». В контексте заявленной проблемы особенно актуальным нам видится деятельность образовательной организации по стимулированию интересов подростков к участию в добровольческой деятельности.

Мы рассматриваем волонтерство как добровольческую деятельность, даю щую простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких ело ев населения, сферу, являющуюся важным вкладом в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни россиян. Для молодого поколения до бровольчествоявляется важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции [1]

Волонтёрские отряды, являясь своего рода связующим звеном между образовательной организацией и социумом, позволяют расширить их воспитательный потенциал. Общение с людьми разного возраста даёт возможность подростку-волонтёру прикоснуться к миру «малыша», «юноши», «старика», что в свою очередь, дает колоссаль-

ный эффект в плане восстановления межпоколенческих связей, формирует основы патриотического и гражданского воспитания, культуру социально активного и здорового образа жизни, тем самым противодействуя проявлению ксенофобии и экстремизма в подростковой среде.

Отметим, что одним из важных результатов практики во-лонтёрстких отрядов является увеличение числа ребят, желающих активно участвовать в добровольческой деятельности и, соответственно, число подростков, связанных с криминогенной средой, уменьшается. По данным оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Тульской области за 2015 год подростковая преступность снизилась на 12,2%. Надеемся, что в этом есть и заслуга педагогического сообщества, реализующего программы волонтёрской деятельности.

На наш взгляд, неважно, что движет волонтёром - желание спасти мир или себя самого, любовь к ближнему или жажда быть нужным. Сегодня с уверенностью можно сказать, что подростки, вовлечённые в общественно-полезную деятельность, сами получают «прививку» от негативного влияния общества, помогая ровесникам осваивать социально-приемлемое поведение посредством погружения в творческую деятельность и приверженности к здоровому образу жизни.

В образовательных организациях нашего региона накоплен опыт поддержки и развития во-лонтёрства. Для формирования информационной, научно-методической и нормативно-правовой базы развития добровольной социальной деятельности подростков, а также создания положительного имиджа добровольцев в подростковой среде в 2012 году в МБОДО «Дом детского творчества» города Тулы была создана и успешно реализуется программа дополнительного образования «Союз неравнодушных». В основу её реализации положен опыт участия подростков в социальных проектах и благотворительных акциях, проводившихся в рамках детского общественного движения «Дети России» Пролетарского района г. Тулы. Целью программы является включение детей в процесс социаль-

ного развития региона через организацию волонтёрского движения, способствующего формированию субъектной позиции ребёнка.

Участие в программе предполагает выстраивание взаимоотношений ребёнка с окружающим миром в различных аспектах: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д. Занятия в школе волонтёров способствуют развитию у подростков определённой системы отношений к миру, людям и самому себе. В основе мотивов, побуждающих подростков к добровольческой деятельности, лежит целый спектр потребностей, среди которых:

— потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям;

— потребность в применении своих знаний, навыков и умений, талантов и способно-

Акция «Здоровому все здорово»

Волонтёры

стей, а также профессионального и житейского опыта;

— потребность участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы;

— потребность в милосердии, доброте, подвижничестве;

— потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях;

— профессиональный интерес, перспективы карьерного роста, профориентация; потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, тре-

бующими специфического лечения, и т.д.

В свою очередь разнообразию мотивов волонтёров соответствует разнообразие видов добровольческой деятельности. Обозначим основные виды деятельности подростков в рамках реализации программы:

— патриотическая: создание летописи объединения; встречи с интересными людьми; посильная помощь ветеранам войны и труда; благотворительные акции, ярмарки, концерты; изучение истории родного края, города, сохранение народных традиций, проведение экскурсий по историческим местам

города; подготовка и участие в военно-спортивных конкурсах, играх, соревнованиях, смотрах в рамках РДОД «Дети России» и городского детского общественного движения «Юная Тула»;

— творческая: участие подростков в проектной деятельности развивают творческое мышление, таланты и способности, дети помогают ровесникам знакомиться с миром искусства;

— коммуникативная: работа в районном Штабе детского актива, тренинги коллективного общения и разрешения конфликтных ситуаций, посещение различных массовых мероприятий и обмен опытом работы (мастер-классы, фестивали, встречи с ветеранами детского движения). Подростки самостоятельно выстраивают отношения с ровесниками, педагогами и родителями на основе доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия;

— волонтёрская: помощь детям с ОВЗ, детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участие в реализации программ летнего оздоровительного отдыха детей; пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодёжной среде; помощь пожилым одиноким людям.

Приоритетной формой деятельности для самих ребят являются социально значимые дела. Участие в различного рода творческих и социаль-

ных проектах, акциях, оказание посильной помощи в решении социальных проблем района и города развивает у ребёнка способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяет каждому подростку найти своё дело по душе, попасть в «ситуацию успеха», почувствовать уверенность в себе, без чего невозможно формирование «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2].

На наш взгляд, объединение инициативных подростков в районном клубе волонтёров «Союз неравнодушных» и включение детей в процесс социального развития региона -это важный шаг к достижению главной проектной цели - формированию субъектной позиции ребёнка и самоопределению подростков и юношества в окружающем мире как открытом социуме.

Признавая высшей социальной ценностью личность развивающегося ребёнка, осознавая уникальность и своеобразие каждого подростка «Союз неравнодушных» предоставляет разнообразие содержания и форм работы с подростками, возможность моделирования направле-

ний деятельности и временных рамок, включая различные варианты взаимодействия членов детского объединения с социумом: семьей, школой, организацией дополнительного образования детей, общественными организациями, благополучате-лями, органами местного самоуправления и т.д.

Тесное переплетение когнитивного и операционного компонентов подготовки даёт возможность подростку использовать в деятельности полученные знания. Системное построение подготовки охватывает все стороны деятельности волонтёра, стимулируя развитие его индивидуальных способностей. Активные формы работы на каждом уровне освоения программы способствуют максимальной включенности подростков в деятельность, что пробуждает их познавательный интерес, а использование «прожитого» материала превращает данный опыт в личностно значимый.

Практику волонтёрства осваивают не только члены Штаба клуба «Союз неравно душных», но и подростки участники район ных социальных акций из образовательных организаций Пролетарского района г. Тулы. К каждой акции привлекается от 2000 до 3000 человек (детей и взрослых)

Перечислим лишь некоторые их них:

— акция милосердия «Доброе сердце» - помощь детям

с ограниченными возможностями здоровья: посещение детей-инвалидов на дому, мероприятия для инклюзивных групп;

— акция милосердия «Подари ребёнку радость» - помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: посещение социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, специализированного интерната для детей-аутистов ГОУ ТО «Долматовский детский дом»;

— акция «Сердечное тепло» -встречи с отдыхающими Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

— акция «Мосты дружбы» -пропаганда социально значимых ценностей и развивающих межнациональную и межрелигиозную толерантность: мероприятия для детей мигрантов и их родителей;

— акция «Здоровому все здорово!» - профилактические мероприятия и пропаганда ЗОЖ среди учащихся общеобразовательных и специальных учреждений района и детей группы риска;

— акция милосердия «Скоро Новый год» - мастер-классы для волонтёров и учащихся ОУ района, сбор подарков для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, домашние новогодние программы для детей с ОВЗ;

— акция «Подарок бойцу» -встречи с военнослужащими, офицерами и ветеранами, сбор

писем и посылок для туляков, служащих в армии, концерты и конкурсы с приглашением военных;

— акция «Лето - это маленькая жизнь» - обучение и работа в качестве помощников воспитателей городских оздоровительных лагерей, проведение районных игровых познавательных программ для детей из городских лагерей школ района.

Завершающим мероприятием каждого года реализации программы является Слет волонтёров «Копилка добрых дел», на котором вручаются во-

лонтёрские КНИЖКИ, значки И Форум «Твоймир» майки с символикой клуба. Важным этапом в деятельности волонтёров является обмен опытом и информационная поддержка, которую осуществляли посредством проведения конференций, переговорных площадок, мастер-классов и т.д.

Опрос, проведённый среди участников волонтёрских отрядов нашего региона, свидетельствует о том, что подростки -люди неравнодушные, с активной социальной и гражданской позицией. Они общительны, готовы помогать другим. Кроме того, через волонтёр-

ское движение у подростка формируется коммуникативная компетентность: он учится выстраивать коммуникацию с различными категориями населения, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать чужую точку зрения, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтах.

Сегодня практика волонтёрской работы включает в себя:

— шефство над воспитанниками социальных учреждений для несовершеннолетних;

— участие в организации и проведении социальных акций, творческих и других мероприятий районного и городского детского общественного движения;

— активную пропаганду здорового образа жизни и социальной деятельности среди молодёжи;

— помощь в организации и проведении летнего оздоровительного отдыха детей;

— привлечение единомышленников к волонтёрской работе;

— реализацию программы для семей детей-мигрантов.

Активная работа волонтёров подкрепляется формированием имиджа, соответствующего подростковой субкультуре. Поэтому мы поощряем занятия членов волонтёрских объединений отдельными видами спорта, изучение ими стилей и направлений современ-

ной поп и рок-музыки, овладение компьютерной техникой и получение других знаний, популярных в подростковой и молодёжной среде.

Наличие группы социальной сети «ВКонтакте» помогает оперативно решать вопросы по привлечению волонтёров к социальной активности. Информационные заметки, фото- и видеоматериалы, публикуемые в социальных сетях, создают атмосферу дружеского общения. Своевременное информирование социума о деятельности клуба волонтёров в ми-кроблоге Тш^ег помогает созданию позитивного имиджа добровольцев в молодёжной среде. Клуб участвует в региональных интернет-проектах и акциях в рамках Совета добровольцев Тульской области «ШтабДобро». Волонтёры клуба рассказывают о своей практике и получают новые знания от единомышленников на слетах и форумах различного уровня, например, ярмарке социальных проектов «Доброе сердце России», областном конкурсе «Волонтёр года», областном Съезде некоммерческих организаций, Всероссийской научно-практической конференции «Пространство детства: современность и будущее». Несколько апробированных методик было опубликовано в 8МА1ГГ-пособии Международной научно-практической

конференции «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей», конференция проводилась при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 1406-14011).

Волонтёры, прошедшие обучение по программе, становятся помощниками и наставниками своих товарищей. Таким образом осуществляется пополнение и преемственность волонтёрского движения. Ярким показателем сформированности социальных навыков явились инициативы самих волонтёров, среди которых городская акция «Маршрут надежды» — сбор гуманитарной помощи и писем поддержки для детей из дома-приюта города Свердловска Луганской народной республики; проведение городской акции «Мы есть» в поддержку семей с детьми-аутистами и организация экспериментариумов для волонтёров-новобранцев в рамках открытого фестиваля «Красота спасет мир».

Создан районный клуб волонтёров «Союз неравнодушных», реализуются программы учебно-методического центра по подготовке волонтёров, создан электронный методический банк для педагогов, работающих с волонтёрами.

Таким образом, по итогам реализации программы в настоящее время можно гово-

рить о сложившейся системе подготовки волонтёров, о формировании конкретных волонтёрских объединений и позитивном влиянии их деятельности на социум. Важно чтобы после проведения мероприятий проекта подростки могли иметь возможность поменять сферу деятельности, приобрести новый опыт и навыки для применения их в других волонтёрских проектах.

Несмотря на положительный опыт волонтёрства, сегодня мальчишки и девчонки отмечают, что испытывают недостаток информации о потенциальных объектах добровольческой деятельности и часто в среде своих сверстников встречаются с пониманием добровольчества, как бесполезной общественной нагрузки.

А значит существует необходимость формирования в обществе правильного представления о волонтёрстве и его потенциале в противостоянии асоциальным группировкам.

Литература:

1. Бодренкова Г.П.: Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике // учебно-методическое пособие // М.: AHO «СПО СОТИС». -2013. - 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества).

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект // А. Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.