Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДИАЛОГОВЫХ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ И ОПЫТ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

СОЗДАНИЕ ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДИАЛОГОВЫХ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ И ОПЫТ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалоговое обучение / тренажер для решения диалоговых задач по общей физике / образовательный процесс / смешанное обучение / дистанционное обучение / самостоятельность / диалоговые задачи / dialog learning / simulator for solving dialog tasks in general physics / educational process / blended learning / distance learning / independence / dialog tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.В. Алмадакова

В статье представлен опыт создания тренажера для решения диалоговых задач по общей физике. До сих пор диалоговые технологии применялись в образовательном процессе в основном при традиционной форме обучения, однако описанный в статье тренажер позволяет посмотреть на организацию диалогового обучения с новой стороны. Поскольку в современных реалиях для полноценной реализации образовательного процесса неизбежно использование электронного обучения, очевидно, что возможность решать диалоговые задачи по общей физике не только на занятиях, проводимых в традиционном формате, но и при дистанционном или смешанном обучении становится особо актуальной. Приведены количественные данные опроса студентов-физиков четвертого курса во время апробации тренажера на первом этапе создания и результаты использования тренажера при смешанном обучении в средних школах во время педагогической практики на втором этапе создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A SIMULATOR FOR SOLVING DIALOG PROBLEMS IN GENERAL PHYSICS AND EXPERIENCE OF ITS USE

The article presents some experience of creating a simulator for solving dialog problems in general physics. So far, dialog technologies have been used in the educational process mainly in the traditional form of education, but the simulator described in the article allows looking at the organization of dialog learning from a new perspective. Since in modern realities the use of e-learning is inevitable for the full implementation of the educational process, it is obvious that the ability to solve dialog problems in general physics not only in classes held in the traditional format, but also in distance or mixed learning becomes particularly relevant. The quantitative data of the survey of fourth-year physics students during the testing of the simulator at the first stage of creation and the results of using the simulator in mixed learning in secondary schools, during pedagogical practice at the second stage of creation are presented.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДИАЛОГОВЫХ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ И ОПЫТ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Третья ошибка заключается в том, что вопрос содержит подсказку или, как говорят, носит подсказывающий характер, что не способствует развитию мышления» [6].

В разобранной нами задаче ошибка учителя может состоять в том, что он сам предложит план решения задачи. Это лишит учеников возможности применить приемы познавательной деятельности.

Систематическое решение задач в диалоговой форме позволяет:

- «Охватывать физическое явление всесторонне, во всех его основных связях, насколько это возможно при решении той или иной задачи;

- изучать каждое явление с учетом конкретных условий, в которых оно проявляется;

- рассматривать явление в противоречиях, обусловливающих его существование и изменение;

- выяснять количественные изменения явления и его возможные качественные переходы» [7].

Библиографический список

Все вышесказанное хорошо согласуется с дидактическими требованиями, предъявляемыми к формированию мышления.

Таким образом, нами были разработаны критерии отбора физических задач для их решения в диалоговой форме. Была предложена таблица соответствия этапов решения задачи критериям и уровням диалога. Приведена конкретная задача, в решении которой показана возможность реализации диалога с приемами познавательной деятельности. Приведен пример уровневого построения диалога с разбором типичных ошибок. Задачи работы выполнены, цель достигнута в полном объеме. Материалы статьи могут быть использованы учителями физики, при разработке урока решения задач в диалоговой форме. Поскольку статья ориентирована на педагогов, только начинающих реализовывать комплексную технологию «задача - диалог - игра» на своих занятиях, то в приведенном примере показана реализация только двух составляющих - задачной и диалоговой. В дальнейшем планируется показать приемы построения игры для полной реализации комплексной технологии.

1. Бухарова ГД. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: монография. Екатеринбург, 1995.

2. Алмадакова Г.В. Методика реализации принципа межличностного общения при обучении будущих учителей общей физике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.

3. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Носова Т.И. и др. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций. Санкт-Петербург: Издательство «Медуза», 2002.

5. ЕГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Москва: Издательство «Национальное образование», 2022.

6. Рупасова Г. Б. Дидактический материал по использованию методологических знаний при обучении студентов общей физике: учебно-методическое пособие для преподавателей физики. Горно-Алтайск: ПАНИ, 2004.

7. Рупасова Г.Б. Методика формирования приемов продуктивного мышления при обучении общей физике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2005.

References

1. Buharova G.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy obucheniya resheniyu zadach studentov vuza: monografiya. Ekaterinburg, 1995.

2. Almadakova G.V. Metodika realizacii principa mezhlichnostnogo obscheniya pri obuchenii buduschih uchitelej obschej fizike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

3. Kameneckij S.E., Purysheva N.S., Nosova T.I. i dr. Teoriya i metodika obucheniya fizike v shkole: Chastnye voprosy: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

4. Usova A.V. Teoriya i metodika obucheniya fizike. Obschie voprosy: kurs lekcij. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Meduza», 2002.

5. EG'E. Fizika: tipovye 'ekzamenacionnye varianty: 30 variantov. Moskva: Izdatel'stvo «Nacional'noe obrazovanie», 2022.

6. Rupasova G.B. Didakticheskij material po ispol'zovaniyu metodologicheskih znanij pri obuchenii studentov obschej fizike: uchebno-metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej fiziki. Gorno-Altajsk: PANI, 2004.

7. Rupasova G.B. Metodika formirovaniya priemov produktivnogo myshleniya pri obuchenii obschej fizike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2005.

Статья поступила в редакцию 25.06.22

УДК 378.147 + 53

Almadakova G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: almadakova1988@mail.ru

CREATION OF A SIMULATOR FOR SOLVING DIALOG PROBLEMS IN GENERAL PHYSICS AND EXPERIENCE OF ITS USE. The article presents some experience of creating a simulator for solving dialog problems in general physics. So far, dialog technologies have been used in the educational process mainly in the traditional form of education, but the simulator described in the article allows looking at the organization of dialog learning from a new perspective. Since in modern realities the use of e-learning is inevitable for the full implementation of the educational process, it is obvious that the ability to solve dialog problems in general physics not only in classes held in the traditional format, but also in distance or mixed learning becomes particularly relevant. The quantitative data of the survey of fourth-year physics students during the testing of the simulator at the first stage of creation and the results of using the simulator in mixed learning in secondary schools, during pedagogical practice at the second stage of creation are presented.

Key words: dialog learning, simulator for solving dialog tasks in general physics, educational process, blended learning, distance learning, independence, dialog tasks.

Г.В. Алмадакова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск,

E-mail: almadakova1988@mail.ru

СОЗДАНИЕ ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДИАЛОГОВЫХ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ И ОПЫТ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье представлен опыт создания тренажера для решения диалоговых задач по общей физике. До сих пор диалоговые технологии применялись в образовательном процессе в основном при традиционной форме обучения, однако описанный в статье тренажер позволяет посмотреть на организацию диалогового обучения с новой стороны. Поскольку в современных реалиях для полноценной реализации образовательного процесса неизбежно использование электронного обучения, очевидно, что возможность решать диалоговые задачи по общей физике не только на занятиях, проводимых в традиционном формате, но и при дистанционном или смешанном обучении становится особо актуальной. Приведены количественные данные опроса студентов-физиков четвертого курса во время апробации тренажера на первом этапе создания и результаты использования тренажера при смешанном обучении в средних школах во время педагогической практики на втором этапе создания.

Ключевые слова: диалоговое обучение, тренажер для решения диалоговых задач по общей физике, образовательный процесс, смешанное обучение, дистанционное обучение, самостоятельность, диалоговые задачи.

«В современных условиях образование предполагает широкое использование информационных технологий, которые наиболее плодотворно могут реа-лизовываться через электронное обучение» [1]. Реалии последних лет доказали необходимость внедрения этих технологий во все сферы обучения для улучше-

ния качества образовательного процесса. При таких условиях диалоговое обучение тоже нужно подстраивать под требования времени и искать возможности его реализации при дистанционном и смешанном обучении, что обусловливает актуальность темы исследования.

Цель данной работы заключается в выявлении возможностей и особенностей тренажера для решения диалоговых задач по общей физике для применения в процессе обучения будущих учителей в педагогических вузах.

Согласно поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Описать возможности и особенности созданного тренажера.

2. На первом этапе провести апробацию тренажера для решения задач по общей физике со студентами четвертого курса;

3. На втором этапе провести апробацию при обучении физике в средних школах во время педагогической практики.

Научная новизна исследования состоит в разработке функционала предложенного автором тренажера и адаптировании его для решения диалоговых задач по различным разделам курса общей физики. Это, собственно, и представляет теоретическую значимость работы.

Разработанный тренажер может быть использован при подготовке будущих учителей физики к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, а также для студентов и школьников, для самостоятельного решения задач в диалоге с компьютером. В этом заключается практическая значимость данной работы.

«На сегодняшний день существует множество разных способов изучения физики в вузах: очное, заочное, дистанционное и смешанное (совокупность традиционных университетских занятий с использованием современных средств телекоммуникаций) обучение» [2]. Самой распространённой является очная форма, то есть получение знаний непосредственно на аудиторных занятиях. Причиной этого является то, что информация, необходимая для изучения, предоставляется преподавателем в понятной и доступной форме, следовательно, не требуется длительного самостоятельного поиска среди множества источников. Материал поясняется на реальных примерах, закрепляется на практических и лабораторных занятиях. Существует обратная связь между педагогом и студентом, имеется возможность обмениваться знаниями и опытом с другими обучающимися.

«Дистанционное обучение, предполагающее взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии и основанное на современных технологиях связи, особенно на возможностях сети Интернет, а также платформ для самостоятельного образования, помогает решить данные проблемы» [3]. До сих пор решение диалоговых задач в дистанционном формате мы пытались организовать через популярную учебную платформу LMS MOODLE [4]. Однако через эту платформу можно решать задачи в такой форме лишь в случае, когда все участники, включая преподавателя, находятся в сети, чтобы организовать диалог между студентом и преподавателем или студентов между собой. Необходимость в электронной платформе для решения диалоговых задач любым участником самостоятельно и дистанционно по-прежнему сохраняется.

Для решения это проблемы нами была написана программа, имитирующая диалог между преподавателем и обучающимся при решении задач по физике.

«Учебный диалог - это такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению знаний. Это уводит учащихся ат формального математического решения задач и позволяет видеть за формулами реальные физические процессы и закономерности» [5].

В тренажере для решения диалоговых задач [6] по общей физике содержатся условие задачи и вопросы-подсказки, которые помогают студентам поэтапно выстраивать логическую последовательность. На рис. 1 представлент структура начальной страницы тренажера. В верхней части находится условие задачи и поясняющая схема, в нижней - подсказка, с чего можно начать ре-

Рис. 1

шение задачи. В поле под вопросом нужно написать ответ, причем в программе заложено несколько вариантов ответов, которые могут быть использованы студентами. Например, ответы «абсолютно неупруаое соударание»,«абсолюано неупругий удар», «неупругий удар», «абсолютно неупругий» и «неупругий» будут приниматься как правильные, поскольку не всегда студент дает полный ответ на поставленнл1Йвопртс.

Справа от поля ответов имеются две кнопки: первая с изображением микро-фомавдляустоосе отвема, вто.ая- рен юоспдоиенеденуя всеиоеа.Юсли сесрнер дает правильный ответ, то появляется следующая подсказка с вопросом для про-доржениялогиеаркне плсрлдоватсльняати .ашения (рис. 2).

Рис. а

Приэтомкаэдыйслтдующий шог нт тачинаетср сновоасерансцы, еол-бы студент имел возможность пролистать полностью решение на любом этапе и своритьаод рештсен илигсСин пеампжрсочэую фс-ю-лс Напослеуноммгано, когда получен правильный ответ, студенту предлагается решить задачу другим эпонсСип, не этафункран недля всех задач (рис. 3).

0 2 д(т + М)2 H=VQmg\'m+M

Н- туо (т+М)2д

Поздравляем. Задача решена. Предлагаем вам решить задачу ещё одним способом!

Рис.н

На рис. с сидюо, нсонэобап^м^ дсндилиоешегс peшпннофopнyлн нужно PыСpольизпэeдлPжнкувlx осрэонмов,с^^^йиР оонэсма рашенеес.ос-койподходбл1лнр1Эранэн-зовоноикшихсложамсге0, свэзпнрык с ребором формул о ноPl"paрме.Олракодля топн.чтрЭы ноРмтил формагы

наугад, после двух неправильных ответов тренажер делает перерыв в течение ореи могои.

На первом этапе создания тренажера для улучшения интерфейса и функционала была проведена апробация с привлечением студентов четвертого курса физико-математического отделения. 20 студентов, обучающихся на направлениях «Физика», «Математика», «Математика и компьютерные науки», решали с помощью тренажера диалоговые задачи по разным разделам общей физики. По итогам такого эксперимента студентам было предложено оценить по 10-балльной шкале работу тренажера по следующим критериям:

1) простота и удобство использования;

2) скорость работы (принятие ответа, озвучивание, загрузка дальнейшего решения и т. п.);

3) помощь в решении задачи (понятен ли предложенный тренажером логический ход решения, удалось ли понять алгоритм решения);

4) адаптирован ли тренажер для самостоятельной работы;

5) комфортность диалога с компьютером в ходе решения задачи.

Результатыопросапредставленынагистограмме(схема1).

12 10 8 6 4 2 0

Схема 2

Hill

Схема 1

Схема 3

По результатам опроса удалось выявить основные технические недоработки, которые были учтены на втором этапе работы. Необходимо отметить, что опрос студентов был нацелен в основном на выявление недостатков технического характера, таких как программное обеспечение и функционал, но наряду с этим оценивались и качественные параметры: доступность для понимания предложенного алгоритма решения, качество диалога и возможность использования для самостоятельной работы. На данном этапе работ важно было наладить работу тренажера технически, а на втором этапе апробации акцент был сделан на качественную составляющую, а именно - на процесс решения диалоговой задачи.

Второй этап апробации тренажера для решения диалоговых задач по физике проводился при участии не только студентов, но и учеников средних школ Республики Алтай. Во время педагогической практики студенты физико-математического отделения использовали тренажер для организации самостоятельной работы после решения диалоговых задач со школьниками на уроках физики. На момент практики в большинстве школ практиковалось смешанное обучение или дистанционное, поэтому в основном занятия проводились в дистанционном формате. Такая форма обучения применялась в течение всей педагогической практики, а в конце был проведен опрос среди школьников и контрольная работа по пройденному материалу.

Опрос был нацелен на выявление удовлетворенности школьников использованием тренажера для самостоятельного закрепления знаний по изученным темам. Им предлагалось оценить результаты от использования тренажера по 10-балльной шкале по следующим критериям:

1) простотаи удобствоиспользования;

2) помощь в решении задачи (понятен ли предложенный тренажером логи-ческийходрешения,удалосьлипонятьалгоритм решения);

3) применение полученных при работе с тренажером навыков и умений при самостоятельном решении другихзадачпоэтим темам;

4) адаптирован ли тренажер к самостоятельной работе;

5) комфортностьдиалогаскомпьютером входерешения задачи.

Результаты опроса представлены на гистограмме (схема 2). Также практикантами была проведена контрольная работа (задачи по соответствующим разделам взяты из сборника ОГЭ [7]) в параллельных классах для выявления влияния на успеваемостьучащихся использованиетренажера(схема 3).

Библиографический список

Из гисто граммы на схеме2 видно,что по результатам опроса удовлетворенность школьников от использования тренажера выше, чем студентами на первом этапе апробации. Оосмыа можчо пеедположитм,чро нрдоатамои реоннчеокыга хр-рантера, выяваемныело розулртатам отртмчстудентол.дааоочь урт|хачитм.

ТезулототыкмнтраллноомаРотеептадмтжоонные нжсоежь 3,хж такие охнознжлные, но наблюыаерсч пошжьтеоая рхнрмирaвэнcьeаилунчaлоныт жрехаа.Скорое все го, лемднознач неcтььeзyеьтарoхP-ррlаcеавoбаcыувл еоа тем.аронзторкр нахлрают азулачлЖззикаиунмх емл нерфалмимаваны базовые знания. Положительная динамика в росте качественной успеваемости экипе^мерральарур 9-гл итхрст таеул хжаежза па рр^^нхнчю к причинах р,з зультатом. Необходимо отметить, что при обработке результатов эксперимента учитывались только осенчи «иорошо» и «лтхнчао», та есть охечзвалиименно кх-чоствтз^ю °сиеврчмость. °акюе болзш^ ^лн э^^-

неримн^, ч оашем рлуога ога чзрааоила рррню 3,5 рeеелжьтонeмoжeзЖыть рархарррн ымменоначи ешрляыдназтaччeгeтeлзeнуни я прлтнeаныижлзтлмтaтcв.

Тхкрр аб|казрм,н л^норс агатье бышжгraшpабнлупирхра птатупнжяиабpта пеурыдан ишжpeаaшeжо для рошенггя чнаур г^вохтад^ч пл оощ еН ф иоике. Б еррр-ловно, нужно отметить, что удалось провести хорошую двухэтапную апробацию тf5анaж^ыа с ьачвоeчeнчыо нeжолткp cжжы^н^c»в злк баырщчрманмтрeь онзски, но и школьников как будущих пользователей. Такой подход позволил получить быттаажжбаaинра»вззчн уртоанчтз вырвжeмныeнмдлртaркч,pримляpрьapаъp ективную оценку респондентов. В настоящее время функционал тренажера полностью адаптирован для решения именно диалоговых задач из разных разделов физики. Этим он отличается от других подобных платформ, что позволяеастро-ить учебный диалог и полностью выстраивать алгоритм решения задачи, избегая ри этом формальной проверки теоретических знаний.

Нужно отметить, что педагогический эксперимент проведен пока в недостаточном объеме, но положительная динамика качественной успеваемости очевидна.

В дальнейшем планируется продолжить педагогический эксперимент, но уже более подробный и длительный, с привлечением большего количества респондентов (студентов младших и старших курсов, школьников), а также продолжить работу над улучшением качественных и технических показателей тренаже-ра,вчастностиразработатьверсию мобильного приложения.

1. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMSMOODLE. Образование и наука. 2015;№8:125-139.

2. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS MOODLE. АНИ: Педагогика и психология. 2016; № 4 (16): 289-293.

3. ЗуеваС.В.,КривоноговС.В.Аспектыиперспективыразвитиясовременныхинформационныхтехнологий. Карельский научный журнал. 2015; № 3 (12): 10-12.

4. Алмадакова Г.В. Дидактический потенциал электронной системы MOODLE организации диалогового обучения. Информация и образование: границы коммуникаций. 2020; № 12 (20):323-325.

5. Бухарова Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: монография. Екатеринбург, 1995.

6. Алмадакова Г.В. Использование диалоговых задач при обучении студентов общей физике. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 5 (42): 142-144.

7. ОГЭ. Физика:типовыеэкзаменационные варианты: 30 вариантов. Москва: Издательство «Национальное образование», 2022.

References

1. Shurygin V.Yu., Krasnova L.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii fiziki na osnove ispol'zovaniya 'elementov distancionnogo obucheniya v LMS MOODLE. Obrazovanie i nauka. 2015; № 8: 125-139.

2. Shurygin V.Yu., Sabirova F.M. Realizaciya smeshannogo obucheniya fizike sredstvami LMS MOODLE. ANI: Pedagogika ipsihologiya. 2016; № 4 (16): 289-293.

3. Zueva S.V., Krivonogov S.V. Aspekty i perspektivy razvitiya sovremennyh informacionnyh tehnologij. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2015; № 3 (12): 10-12.

4. Almadakova G.V. Didakticheskij potencial 'elektronnoj sistemy MOODLE organizacii dialogovogo obucheniya. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2020; № 12 (20): 323-325.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Buharova G.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy obucheniya resheniyu zadach studentov vuza: monografiya. Ekaterinburg, 1995.

6. Almadakova G.V. Ispol'zovanie dialogovyh zadach pri obuchenii studentov obschej fizike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 5 (42): 142-144.

7. OG'E. Fizika: tipovye 'ekzamenacionnye varianty: 30 variantov. Moskva: Izdatel'stvo «Nacional'noe obrazovanie», 2022.

Статья поступила в редакцию 20.09.22

УДК 371:36

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: olgbokova7@mail.ru

Lebedeva K.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: skk86@list.ru

Melnikova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: jamelnikova@list.ru

VOLUNTEER ACTIVITY IN PRIMARY EDUCATION: CURRENT STATUS, DEFICIENCY AND DEVELOPMENT PROSPECTS. The article discusses introduction of volunteering in the primary education system. Results of the theoretical analysis of scientific sources on the research topic are disclosed. It is shown that at the present stage, volunteer practices are not sufficiently applied in the primary education system. The authors noted that volunteering in elementary school is a promising area of educational work. Conducting a focus group with primary school teachers made it possible to identify educational, legal, organizational and motivational deficiencies. The main conditions for the successful implementation of volunteering in primary school are identified: the development of psychological and pedagogical tools, raising the level of methodological training of primary school teachers, the implementation of advanced training programs on a systematic basis for teachers involved in the educational process.

Key words: volunteering, elementary school, teachers, deficits, prospects.

The article was prepared with the financial support of the Ministry of Education of Russia as part of the implementation of the state task for the implementation of applied research on the topic"Research on the results of the implementation of volunteer (volunteer) activity programs and the development of recommendations for practical application in a single educational space (pedagogical universities, schools, institutions of additional education)" (State task No. 073-00087-22-02 of 04/26/2022)

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: olgbokova7@mail.ru

К.С. Лебедева, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: skk86@list.ru

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: jamelnikova@list.ru

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ДЕФИЦИТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается внедрение волонтерства в систему начального образования. Раскрыты результаты теоретического анализа научных источников по теме исследования. Показано, что на современном этапе волонтерские практики недостаточно применяются в системе начального образования. Авторами отмечено, что волонтёрство в начальной школе является перспективным направлением воспитательной работы. Проведение фокус-группы с педагогами начальных классов позволило выделить образовательные, юридические, организационные и мотивационные дефициты. Выделены основные условия для успешной реализации волонтерской деятельности в начальной школе: разработка психолого-педагогического инструментария, повышение уровня методической подготовки педагогов начальных классов, реализация программ повышения квалификации на системной основе для педагогов, вовлеченных в образовательно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, начальная школа, педагоги, дефициты, перспективы.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Исследование результатов реализации программ добровольческой (волонтерской) деятельности и разработка рекомендаций по практическому применению в едином воспитательном пространстве (педагогические вузы, школы, учреждения дополнительного образования)» (Государственное задание №073-00087-22-02 от 26. 04. 2022)

Одной из ведущих идей современного образования становится подготовка обучающихся, способных не только овладевать на высоком уровне знаниями, умениями и компетенциями, но и готовых проявлять инициативу быть социально ответственными и высоконравственными гражданами своей страны. Волонтёрская (добровольческая) деятельность предоставляет возможность для становления и реализации данной тенденции на всех возрастных этапах.

Значимость и важность общественной деятельности добровольцев признана на государственном уровне. Так, в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года подчёркивается роль волонтерства для самореализации граждан и дальнейшего успешного социального развития страны, при этом важным выступает принцип «добровольчества через всю жизнь», подразумевающий участие в волонтёрской деятельности всех возрастных групп населения [1].

Анализируя законодательные документы в области образования, можно отметить наличие ряда нормативных документов и методических рекомендаций, направленных на регулирование как юридических, правовых, так и психолого-педагогических основ волонтёрской деятельности. Например, в 2018 году в контексте выполнения Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» развитие добровольчества выступило в качестве одной из стратегических целей Федерального проекта «Социальная активность», входящего в национальный проект «Образование» [2]. В 2020 году Министерством просвещения РФ были подготовлены и выпущены методические рекомендации по формированию добровольческих

(волонтерских) центров на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, где М.А. Боровской отмечает, что добровольчество становится «социальным и профессиональным лифтом, открывающим возможности для создания личного проекта и дела всей жизни» [3, с. 4]. В 2022 году под редакцией директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ И.В. Мерсияновой выпущен учебник, адресованный студентам всех уровней образовательных программ, слушателям программ дополнительного профессионального образования, экспертам и организаторам добровольческой деятельности, в котором систематизируется информация по теоретическим и практическим вопросам организации волонтёрской деятельности и их взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями [4]. В примерной Рабочей программе воспитания в образовательной организации высшего образования отмечается, что волонтёрская деятельность является одной из перспективных воспитательных технологий в подготовке будущих специалистов [5].

Вовлечению школьников всех возрастов в волонтёрскую деятельность способствовало создание Российского движения школьников (РДШ), созданное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2015 году и представляющее общероссийское объединение обучающихся разных возрастов [6]. Среди основных направлений, предлагаемых в рамках этого движения:

- военно-патриотическое направление, подразумевающее проведение обучающимися различных военно-спортивных игр («Зарница», «Победа»), мероприятий военно-патриотической направленности (шоу «Защитники» и т. п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.