Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Аида Насрутдиновна, Асланбекова Анжелика Хаирбековна, Гаджимагомедова Татьяна Гаирбековна

Исследуются наиболее существенные аспекты процесса организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Непосредственно перед этим доказывается важность соответствующих компетенций в общей структуре компетентности современного педагога на примере подготовки таких кадров в Дагестанском государственном педагогическом университете. Далее даётся сущностная характеристика этого процесса. Исследуются его субъект и объект, цель и задачи. Приводятся основные принципы на которых базируется успешное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в современных общеобразовательных школах. Демонстрируется роль и место каждого из участников в ходе их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Аида Насрутдиновна, Асланбекова Анжелика Хаирбековна, Гаджимагомедова Татьяна Гаирбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

The most significant aspects of the organizing psychological and pedagogical support for children with disabilities process in a general education school are being studied. Immediately before this, the importance of the relevant competencies in the general structure of the modern teacher competence is proved on the example of training such personnel at the Dagestan State Pedagogical University. The following is this process essential description. Its subject and object, purpose and tasks are investigated. The main principles on which the successful psychological and pedagogical support of children with disabilities studying in modern general education schools are based are given. The role and place of each participan in the course of their implementation is demonstrated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Аида Насрутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики

и специальной психологии Асланбекова Анжелика Хаирбековна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики

и специальной психологии Гаджимагомедова Татьяна Гаирбековна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Исследуются наиболее существенные аспекты процесса организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Непосредственно перед этим доказывается важность соответствующих компетенций в общей структуре компетентности современного педагога на примере подготовки таких кадров в Дагестанском государственном педагогическом университете. Далее даётся сущностная характеристика этого процесса. Исследуются его субъект и объект, цель и задачи. Приводятся основные принципы на которых базируется успешное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в современных общеобразовательных школах. Демонстрируется роль и место каждого из участников в ходе их реализации.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, инклюзия, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение.

Annotation. The most significant aspects of the organizing psychological and pedagogical support for children with disabilities process in a general education school are being studied. Immediately before this, the importance of the relevant competencies in the general structure of the modern teacher competence is proved on the example of training such personnel at the Dagestan State Pedagogical University. The following is this process essential description. Its subject and object, purpose and tasks are investigated. The main principles on which the successful psychological and pedagogical support of children with disabilities studying in modern general education schools are based are given. The role and place of each participan in the course of their implementation is demonstrated.

Key words: secondary school, inclusion, inclusive education, children with disabilities, psychological and pedagogical support.

Введение. На Факультете специального (дефектологического) образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала) ведётся подготовка по ряду направлений бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, подразумевающих взаимодействие выпускников с детьми, характеризующимися ограниченными возможностями здоровья (Табл. 1).

Таблица 1

Направления подготовки, реализуемые на Факультете специального (дефектологического) образования ДГПУ

Шифр специальности Наименование направления

05.07.00 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация «бакалавр»). Профили: «Логопедия», «Специальная психология».

Специальное (дефектологическое) образование (квалификация «магистр»). Магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

03.04.01 Клиническая психология (квалификация «специалист»).

37.06.01 Психологические науки (19.00.10 - коррекционная психология).

44.06.01 Образование и педагогические науки (13.00.03 - коррекционная педагогика) [11].

При этом одной из главных целей подготовки студентов по вышеперечисленным направлениям является их вооружение системой знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем позволят грамотно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в пространстве ОО различного типа (П.Р. Егоров, Н.Ф. Круглова, Н.Н. Малафеев, В.И. Олешкевич) [6]. На страницах данной статьи будет рассмотрена специфика сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Изложение основного материала статьи. Сегодня одним из приоритетных направлений дальнейшего поступательного развития российской общеобразовательной школы является оптимизация процесса реализации моделей инклюзивного обучения (В.А. Болотов, Н.Н. Малафеев, Д.А. Петров, Г.Г. Саитгалиева, В.В. Сериков, И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк) [8]. Это, в свою очередь, предполагает включение учащихся, которые характеризуются ограниченными возможностями здоровья, в общеобразовательный процесс (В.А. Дмитриенко, А.У. Кулов, Т.А. Липская, В.В. Сериков, В.В. Хитрюк). Подобная интеграция не должна носить стихийный характер. Обязательным условием её успешности является создание и широкомасштабная реализация специальной программы сопровождения в образовательном пространстве ОО [2]. Таким образом, интересующий нас процесс представляет собой одно из важных слагаемых успешного освоения образовательных программ школьниками с ОВЗ [10].

Большинство современных авторов под этим термином понимают комплексную деятельность, характеризующуюся направленностью на решение задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием и интеграцией детей в современный социум с его непредсказуемой динамикой (Н.Ф. Круглова, Б.Р. Мандель, Т.С. Набиев, В.И. Олешкевич, М.М. Темиргалиева, Е.Б. Усова). Сказанное в полной мере относится к школьникам, характеризующимся наличием ограниченных возможностей здоровья (О. Мавлонова, Б.Р. Мандель, В.И. Олешкевич, А.Э. Тешабаев) [1]. В виду своей специфики соответствующий процесс всегда направлен на конкретного учачещгося. Сказанное относится в том числе и к тем случаям в образовательной практике российских школ, когда психолого-педагогическое сопровождение осуществляется с группой детей [4].

Дав определение интересующему нас процессу, следует перейти к разговору о его субъектах и объектах. В качестве первых выступают: медицинский персонал общеобразовательной школы, классные руководители, осуществляющие профессиональную деятельность в классах, где один или несколько детей характеризуются наличием ОВЗ, учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги, родители таких школьников, учителя-логопеды, а также учителя-дефектологи [8]. Объектом же психолого-педагогического сопровождения, как уже говорилось, всегда является ученик.

В качестве цели соответствующей деятельности мы можем назвать обеспечение развития ребёнка с ОВЗ, оптимального с точки зрения его успешной интеграции в современное общество (Е.А. Курышева, Е.Н. Мищук, А.С. Сунцова) [6]. С указанной целью коррелируется ряд задач, необходимых к реализации на протяжении всего периода обучения таких детей в школе. К этим задачам относятся:

- минимизация возможности возникновения проблем развития учащегося;

- содействие ребёнку в ходе решения различных задач, связанных с его личностным развитием и социализацией в условиях перехода социума на постиндустриальную ступень;

- развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательных отношений [8];

- генерация таких социально-педагогических условий, которые будут оптимальными с точки зрения обеспечения эффективного развития личности школьника с ОВЗ и во многом связанного с ним повышения эффективности его учебной деятельности (А.А. Алыпова, Е.А. Курышева, Е.Л. Никитина, А.С. Сунцова);

- систематическое отслеживание процесса формирования личностных качеств у ребёнка с ОВЗ по ходу обучения в пространстве общеобразовательной школы [4].

Кроме вышеперечисленных, можно выделить некоторые частные задачи, важные с точки зрения эффективного психолого-педагогического сопровождения школьников с ОВЗ на разных этапах обучения (Табл. 2).

Таблица 2

Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимые к реализации на конкретных ступенях школьного образования

Ступень Задачи

Начальная школа Содействие процессу адаптации детей, характеризующихся ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению учебной деятельности в пространстве общеобразовательной школы [7].

Развитие учебной и познавательной мотивации у таких учащихся.

Формирование их творческих способностей.

Формирование ЗБОЖ.

Развитие у учеников следующих познавательных процессов: внимание, память, воображение, мышление.

Обеспечение поддержки формирования универсальных учебных действий (УУД).

Формирование конструктивных межличностных взаимоотношений внутри ученического коллектива [12].

Основная школа Сопровождение процесса адаптации учащихся с ОВЗ к новым условиям учебной деятельности.

Оказание помощи в процессе раннего профессионального самоопределения [9].

Содействие в ходе установления конструктивных отношений с другими участниками образовательного процесса.

Оказание поддержки в процессе решения учащимися задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения.

Продолжение формирования ЗБОЖ [7].

Профилактика проявлений аддиктивного и девиантного поведения [3].

Оказание учащимся с ОВЗ помощи - в решении личностных проблем и проблем социализации.

Процесс организации деятельности сотрудников ОО, направленной на решение вышеперечисленных задач, включает:

- эффективную деятельность участников психолого-медико-педагогического консилиума (Т.И. Бонкало, Н.Ш. Валеева, О.С. Газман, Ю.А. Генварева, Л.М. Шипицына, М.М. Шубович);

- полную и своевременную реализацию требований психолого-медико-педагогической комиссии [10];

- организацию продуктивного педагогического взаимодействия между участниками образовательных отношений;

- разработку и реализацию индивидуальных педагогических маршрутов для обучающихся с ОВЗ;

- оказание им помощи: психологической, педагогической, а равно и логопедической [2]. Все эти виды активности подразумевают соблюдение ряда принципов (Табл. 3).

Таблица 3

Принципы эффективной организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ

Принцип Характеристика

Системности Получает свою реализацию через своевременное оказание эффективной психолого-педагогической помощи всем участникам учебно-воспитательно процесса, осуществляемого в пространстве конкретной ОО.

Комплексности Проявляется в том, что субъектами психолого-педагогического сопровождения ученику с ОВЗ оказывается комплексная помощь, охватывающая все стороны его личности, а равно большинство сфер учебной, внеучебной и внешкольной деятельности [3].

Интегративности Предусматривает интеграцию различных подходов и методов в ходе осуществления интересующей нас деятельности.

Приоритета особых потребностей ребёнка Связан с необходимостью определения комплекса причин учебных затруднений ребёнка, характеризующегося ОВЗ. Знание и учёт особых образовательных потребностей такого учащегося позволяет повысить эффективность процессов разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Непрерывности Отражает необходимость ранней диагностики возможностей учеников с ОВЗ. В последствии это позволяет осуществлять сопровождение школьников на протяжении всего периода обучения [12].

Можно выделить следующие формы работы по реализации охарактеризованных выше принципов:

- ежедневное наблюдение за обучающимися с ОВЗ в ходе их участия в различных формах учебной и внеучебной деятельности (И.А. Ларионова, Е. Павличенко, Е.М. Филакова);

- контроль успеваемости и поведения таких детей [5];

- организация индивидуальной работы с обучающимися и их родителями, такая работа с необходимостью должна включать посещение квартир, проведение тематических бесед, а также подготовку рекомендаций и характеристик на ПМПК;

- организацию соответствующей деятельности участников административных советов и малых педсоветов;

- регулярное ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

- посещение и взаимопосещение учебных занятий, их анализ с точки зрения здоровьесбережения [10];

- разработка для учителей методических рекомендаций, базирующихся на результатах реализации охарактеризованных выше форм деятельности;

- организация внеурочной деятельности, имеющей целью всестороннее развитие познавательных интересов учащихся;

- формирование комфортного микроклимата в классе [6].

При этом в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ учителем-дефектологом реализуются следующие функции:

- структурный анализ и определение степени выраженности дефекта, имеющегося у учащегося;

- комплектование групп для занятий, при этом необходимым условием выступает учёт психологического состояния их будущих участников (Н.Г. Казарина, С.В. Королева, В.А. Федоров, Е.М. Филакова, С.Н. Шибаева, Г.И. Щукина);

- регулярное проведение занятий, как индивидуально, так и в формате вышеуказанных групп [7];

- поддержание контактов с учителями, выражающееся в систематическом посещении учебных занятий и консультации педагогических работников по применению специальных методов и приёмов, благоприятствующих повышению эффективности их взаимодействия с детьми, характеризующимися наличием ОВЗ [13].

Далее, в обязанности учителя-логопеда, связанные с эффективным психолого-педагогическим сопровождением учащихся, входят:

- всестороннее изучение особенностей осуществления речевых актов учениками;

- проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, характеризующимися наличием отклонений в речевом развитии;

- оказание учителям методической помощи в ходе преодоления затруднений при формировании у обучающихся языковых умений и навыков [9].

Работа педагога-психолога с учащимися, характеризующимися ОВЗ, осуществляется в основном по следующим направлениям:

- диагностическое;

- коррекционо-развивающее [5].

Диагностическое направление его работы включает первичное обследование, а равно и углублённое систематическое наблюдение за динамикой развития школьника с ОВЗ. На основании их результатов рассматриваемый специалист составляет индивидуальную карту каждого ребёнка. Это, в свою очередь, служит выполнению задач по определению как актуального уровня развития ученика, так и зоны его ближайшего развития. Их определение помогает выявить особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик таких учащихся, особенности их взаимодействия как со взрослыми, так и с другими детьми [2].

В ходе реализации педагогом-психологом диагностического направления работы главной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи. Последние с необходимостью должны соответствовать индивидуальным психологическим особенностям таких учащихся [13].

Коррекционно-развивающее направление деятельности интересующего нас в данный момент специалиста по сопровождению детей, характеризующихся наличием ОВЗ, которые осваивают программы общеобразовательных организаций, реализуется через:

- развитие эмоционально-личностной сферы учеников;

- формирование у школьников с ОВЗ умений и навыков познавательной деятельности [6];

- развитие у таких учащихся умений и навыков,с вязанных эффективной адаптацией к условиям, характерным для современного этапа развития человеческого общества (М.А. Жданова, И.А. Зимняя, Е.А. Казакова, Н.Г. Казарина, С.В. Королева, В.А. Федоров, Л.М. Шипицына).

Классные руководители и учителя-предметники, работающие с детьми, характеризующимися наличием ОВЗ, проводят их систематическое углублённое изучение [13]. Основная цель этой деятельности - выявить индивидуальные особенности осуществления образовательной деятельности такими учащимися. Это, в свою очередь, существенно облегчит определение направлений дальнейшей работы с ними (Е.В. Борзов, И.А. Зимняя, А.Я. Найн, Л.М. Шипицына). Лица, относящиеся к этой категории субъектов интересующего нас процесса, также занимаются ведением карт сопровождения учащихся. Эту деятельность они осуществляют вместе с педагогами-психологами [5].

Важными участниками рассматриваемого процесса являются. Как уже говорилось, родители обучающихся. Они транслируют своим детям религиозные, этнические и иные культурные ценности. Однако, их воздействие носит по преимуществу регулирующий характер, а не формирующий. Родители препятствуют движению обучающихся по тем путям развития, которые представляются нежелательными с правовой, физической культурной, религиозной и национальной точек зрения [4]. В такой ситуации необходимым для оптимизации психолого-педагогического сопровождения представляется построение системы работы с родителями обучающихся. Подобная система с большой вероятностью поможет им повысить эффективность взаимодействия с ребёнком (В.А. Дмитриенко, Е.А. Казакова, С.В. Королева, Н.Ф. Круглова, Е.Б. Усова).

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня одной из главных целей подготовки студентов по направлениям, подразумевающим в дальнейшем их взаимодействие с детьми, характеризующимися ограниченными возможностями здоровья, является вооружение системой знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем позволят грамотно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Это необходимо в том числе для их эффективной работы в пространстве общеобразовательных школ.

В качестве субъектов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном пространстве современных общеобразовательных школ выступают: медицинский персонал общеобразовательной школы, классные руководители, осуществляющие профессиональную деятельность в классах, где один или несколько детей характеризуются наличием ОВЗ, учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги, родители таких школьников, учителя-логопеды, а также учителя-дефектологи. Объектом же психолого-педагогического сопровождения является ученик.

Цель соответствующей деятельности состоит в обеспечении развития ребёнка с ОВЗ, оптимального с точки зрения его успешной интеграции в общество. Этой цели соответствует ряд задач, необходимых к реализации на протяжении всего периода обучения таких детей в школе. Некоторые из них являются общими для всех ступеней школьного образования, некоторые - специфичны для каждой из них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс организации деятельности сотрудников ОО, направленной на решение этих задач, включает: эффективную деятельность участников психолого-медико-педагогического консилиума; полную и своевременную реализацию требований психолого-медико-педагогической комиссии; организацию продуктивного педагогического взаимодействия между участниками образовательных отношений; разработку и реализацию индивидуальных педагогических маршрутов для обучающихся с ОВЗ; оказание им помощи: психологической, педагогической, а равно и логопедической.

Все эти виды активности подразумевают соблюдение субъектами рассмотренного нами на страницах настоящей статьи процесса принципов системности, комплексности, интегративности приоритета особых потребностей ребёнка и непрерывности.

Литература:

1. Айсувакова, Т.П. Организация диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению / Т.П. Айсувакова, С.С. Климова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). -С. 81-84

2. Добровенскис, Д.В. Современные тенденции профессиональной подготовки будущих учителей / Д.В. Добровенскис, Н.В. Соловьева, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 122-124

3. Екжанова, Е.А. Психолого-педагогические технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на этапе постинтернатной адаптации / Е.А. Екжанова, И.Л. Соловьева // Специальное образование. - 2020. № 1. - С. 40-52

4. Михайлова, Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы / Т.А. Михайлова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 4. - С. 243-249

5. Одинокова, Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями / Н.А. Одинокова // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. - С. 181-185

6. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - Москва: РосНОУ, 2022. - 174 с.

7. Палецкая, Т.В. Адаптация младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзии / Т.В. Палецкая, Е.Г. Огольцова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 55-58

8. Панфилов, М.С. Основные проблемы педагогов в условиях осуществления инклюзивного образования на территории России / М.С. Панфилов // Наука и школа. - 2022. - № 5. - С. 153-161

9. Плаксина, Л.И. Комплексный подход к психолого-медико-педагогическому сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья / Л.И, Плаксина // Коррекционно-педагогическое образование. - 2019. - № 1. - С. 5-11

10. Рассохина, К.Ю. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации / К.Ю. Рассохина // Наука и реальность. - 2021. - № 2(6). - С. 16-19

11. Факультет специального (дефектологического) образования: сайт. - 2019. - URL: https://dgpu.net/ru/fakultety-i-kafedry/fakultety/fakultet-spetsialnogo-defektologicheskogo-obrazovaniya/item/888-informatsiya-o-fakultete (дата обращения: 24.01.2023)

12. Хилько, А.А. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в учреждениях среднего профессионального образования / А.А. Хилько // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 4(95). - С. 143-146

13. Щербакова, И.А. Управление качеством профессиональной подготовки посредством педагогического сопровождения студентов технического колледжа / И.А. Щербакова, Н.Я. Сайгушев // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 1(92). - С. 76-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.