Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИНХРОННЫЙ РЕЖИМ / АСИНХРОННЫЙ РЕЖИМ / ВЕБИНАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова С.Ю., Саитова Н.А.

В данной статье авторы анализируют преподавание иностранного языка у студентов очно-заочной формы обучения экономического факультета Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. В работе описывается наполнение и организация преподавания иностранного языка через ИОС: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплины «Иностранный язык», электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, к аттестационным материалам, расписаны графики преподавания и консультаций. Авторы рассматривают формы организации самостоятельной работы, а также учебно-методические материалы. В статье отмечается, что работа с обучающимися происходит в режимах синхронного (вебинары) и асинхронного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова С.Ю., Саитова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE TEACHING PROCESS A FOREIGN LANGUAGE TO FULL-TIME AND PART-TIME STUDENTS

In this article the authors analyze the teaching of a foreign language to full-time and part-time students of the Economic Faculty at Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin. The paper describes the content and organization of teaching a foreign language through information and educational environment (IEE): access to curricula, work programs of the discipline "Foreign language", electronic textbooks and electronic educational resources and certification materials. The teaching and consulting schedules are also available. The authors consider the organization of independent work, as well as educational and methodological materials. The article notes that the work with students occurs in synchronous (webinars) and asynchronous interaction.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

Демидова С.Ю., Саитова Н.А. Организация процесса преподавания иностранного языка студентам очно-заочной формы обучения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2022. - № 4 (31) октябрь - декабрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2022/4/01032.pdf. - ISSN 2413-4066

Научная статья УДК 37.016:811

Организация процесса преподавания иностранного языка студентам очно-заочной

формы обучения

С.Ю. Демидова, Н.А.Саитова

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия

Аннотация. В данной статье авторы анализируют преподавание иностранного языка у студентов очно-заочной формы обучения экономического факультета Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. В работе описывается наполнение и организация преподавания иностранного языка через ИОС: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплины «Иностранный язык», электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, к аттестационным материалам, расписаны графики преподавания и консультаций. Авторы рассматривают формы организации самостоятельной работы, а также учебно-методические материалы. В статье отмечается, что работа с обучающимися происходит в режимах синхронного (вебинары) и асинхронного взаимодействия.

Ключевые слова: очно-заочная форма обучения, самостоятельная работа, образовательная деятельность, электронная информационно-образовательная среда, синхронный режим, асинхронный режим, вебинар.

Original article

Organization of the teaching process a foreign language to full-time and part-time students S.Yu. Demidova, N.A. Saitova

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia

Abstract. In this article the authors analyze the teaching of a foreign language to full-time and parttime students of the Economic Faculty at Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin. The paper describes the content and organization of teaching a foreign language through information and educational environment (IEE): access to curricula, work programs of the discipline "Foreign language", electronic textbooks and electronic educational resources and certification materials. The teaching and consulting schedules are also available. The authors consider the organization of independent work, as well as educational and methodological

® Демидова С.Ю., Саитова Н.А.

materials. The article notes that the work with students occurs in synchronous (webinars) and asynchronous interaction.

Key words: full-time and part-time education, independent work, educational activities, information and educational environment, synchronous mode, asynchronous mode, webinar.

В современном обществе широко используется очно-заочный формат предоставления высшего образования. Очно-заочная форма обучения - это вариант, сочетающий в себе элементы очного и заочного обучения. Данная форма обучения является одним из способов взрослого человека получить высшее образование без отрыва от производства. Другими словами, слушатель продолжает вести профессиональную деятельность, совмещая ее с получением высшего образования. Если это работа по специальности, появится опыт, которого не будет у «очника», проще будет сделать карьеру.

При очно-заочном обучении занятия проводятся вечером. Контрольные, зачеты, экзамены проходят в очной форме. Большое количество времени уделяется самостоятельной работе. Существуют недостатки такого формата - от обучающегося требуется дисциплинированность и готовность заниматься без помощи преподавателей, им необходимо больше мотивации и прилежания, срок обучения увеличивается на 1 год. Все перечисленные факторы приводят к высокой нагрузке на студента.

Чтобы престиж этой формы обучения не снизился, многие вузы проходят процедуру реорганизации: создают удобные и выгодные условия обучения студентов. Вузы обеспечивают студентам доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин. Преподаватели стремятся непрерывно усовершенствовать методики обучения, организовывать более эффективную самостоятельную работу студентов в период аудиторной работы и промежуточной аттестации. Для реализации образовательных программ в последние годы используются технологии дистанционного обучения, представляющие собой новую форму обучения.

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина также практикует новую форму очно-заочного обучения. На экономическом факультете второй год успешно реализуется преподавание дисциплин, в том числе и иностранного языка. Обучение ведется с применением дистанционных образовательных технологий, так как в организации созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. ЭИОС - это организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения.

В ИОС открыт доступ к учебно-методическому комплексу. УМК включает учебный план, программу дисциплины, учебник по дисциплине, практическое пособие, тестовые материалы. Учебно-методический комплекс дополнен справочными изданиями и словарями, научной литературой, а также ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы [1]. На странице расписан график освоения дисциплины «Иностранный язык», график консультаций преподавателя, а также создан форум вопросов и ответов. Форум предназначен для осуществления онлайн-консультаций студентов по вопросам освоения дисциплины.

На страницах расписаны все занятия и размещены все учебно-методические материалы с теоретическим и практическим содержанием. Работа с обучающимися происходит в режимах синхронного взаимодействия - «online» (вебинары) и асинхронного -«offline». Синхронное обучение на занятиях по иностранному языку проходит в реальном времени в форме вебинара. «Веб-занятия в университете проводятся на платформе Google Meet. Ссылки на участие в вебинарах преподаватели размещают в ИОС. Существуют удобства платформы Google Meet для онлайн-обучения: занятие проходит в реальном времени; общение; возможность обучать всем видам речевой деятельности; наличие доски;

есть ресурсы для презентации материалов; имеется чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы; мониторинг посещения занятия; допустимость осуществлять записи занятия» [2]. Занятия в синхронном режиме составляют 60% нагрузки.

Асинхронное занятие - взаимодействие между участниками процесса с задержкой во времени. Студенты самостоятельно в удобное для них время изучают материал и выполняют предложенные им задания. Выполненные работы обучающиеся крепят в нужный элемент ЭИОС для проверки. Преподаватель просматривает работу и оценивает её. При необходимости работу можно подкорректировать. Для асинхронного режима рекомендовано использовать до 40% рабочего времени.

Через элемент «Аттестационные материалы» преподаватель осуществляет своевременную оценку работы студента. Все обучающиеся обязательно выполняют задания по ВАР и крепят готовый материал в нужное окно. В 1 семестре это индивидуальное задание, а 2 семестре - электронная презентация. Тематика презентаций, варианты индивидуальных заданий, критерии оценок, требования к оформлению также размещены в ЭИОС. Преподаватели оценивают каждого обучающегося, фиксируют свои комментарии, обеспечивая оперативную обратную связь.

В условиях перехода на новые государственные стандарты образования усиливается значимость самостоятельной работы (СРС) как важной составляющей учебного процесса в вузе, увеличивается объем и количество времени, отведённое на нее в структуре учебных планов и программ [3]. Самостоятельной работе студентов по иностранному языку очно-заочной формы обучения следует уделять особое внимание, так как огромный объём работы приходится выполнять самостоятельно. СРС по дисциплине «Иностранный язык» осуществляется в виде самоподготовки к лабораторным занятиям, выполнения различных лексико-грамматических упражнений, выполнения переводов текстов, подготовки пересказов текстов, подготовки к зачётам и экзаменам.

Чтобы оптимизировать самостоятельную работу студентов при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык», нужно выбрать оптимальные методы обучения [4, с. 190]. Желательно сочетать традиционные методы и инновационные технологии. Использование интернета, поиск информации на иностранном языке, вебинары, подготовка и защита мультимедийной презентации - это современные формы интерактивного обучения, которые успешно применяются в аграрном университете в процессе освоения дисциплины.

На аудиторных занятиях, которые проходят в конце каждого семестра в очной форме, обучающиеся выполняют итоговое тестирование, защищают индивидуальные задания и презентацию, анализируют свою работу и подводят итоги. Формы промежуточной аттестации - зачёт (1 семестр) и экзамен (2 семестр) обязательно размещены в ЭИОС. Преподаватель оценивает каждого студента.

Анализируя работу по преподаванию иностранного языка студентам очно-заочной формы можно сделать вывод, что это эффективный формат обучения, но требует дисциплинированности обучающегося и постоянного контроля. Преподавателю необходимо тщательно прорабатывать виды самостоятельной работы для повышения эффективности образовательного процесса, а также заинтересованности студентов. У студентов возникает ряд трудностей: недостаточная компьютерная грамотность и плохая техническая оснащенность. Преподавателю систематически приходится помогать устранять эту проблему. Но возможность трудиться и одновременно повышать свой уровень знаний - это главное преимущество данной формы обучения.

Список источников

1. Саитова Н.А., Демидова С.Ю. К вопросу о применении информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ - 2019. -№2 (16) апрель - июнь. -URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00754.pdf. - ISSN 2413- 4066

2. Саитова Н. А., Демидова С. Ю., Лебеденко О. Н. Использование дистанционных образовательных технологий через информационно-образовательную среду Омского ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - No 3 (26) июль -сентябрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2021/3/00929.pdf. -ISSN 2413-4066

3. Бажалкина Н.С. Содержание и организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 1. С. 21-29.

4. Васькина Т. И., Поцепай С. Н. Организация самостоятельной работы в аграрном вузе // Сборник научных статей по итогам V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. С. Артемовой, Н. А. Сальниковой, Е. А. Цыганковой. Брянск : БГИТУ, 2017. С. 187-192.

References

1. Saitova N.A., Demidova S.Yu. K voprosu o primenenii informacionno-kommunikacionny'x texnologij na zanyatiyax po inostrannomu yazy'ku v neyazy'kovom vuze // E'lektronny'j nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU - 2019. -№2 (16) aprel' - iyun\ - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00754.pdf. - ISSN 2413- 4066

2. Saitova N. A., Demidova S. Yu., Lebedenko O. N. Ispol'zovanie distancionny'x obrazovatel'ny'x texnologij cherez informacionno-obrazovatel'nuyu sredu Omskogo GAU // E'lektronny'j nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. - 2021. - No 3 (26) iyul' - sentyabr' -URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2021/3/00929.pdf. - ISSN 2413-4066

3. Bazhalkina N.S. Soderzhanie i organizaciya vneauditornoj samostoyatel'noj raboty' studentov-bakalavrov po inostrannomu yazy'ku v neyazy'kovy'x vuzax // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2015. № 1. S. 21-29.

4. Vas'kina T. I., Pocepaj S. N. Organizaciya samostoyatel'noj raboty' v agrarnom vuze // Sbornik nauchny'x statej po itogam V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. V. S. Artemovoj, N. A. Sal'nikovoj, E. A. Cygankovoj. Bryansk : BGITU, 2017. S. 187-192.

Информация об авторах

Демидова Светлана Юрьевна, ст. преподаватель, syu.demidova@om gau.org

Саитова Наталья Алексеевна, ст. преподаватель, na.saitova@omgau.org

Information about authors

Demidova Svetlana Yurievna, Senior Lecturer, FSBEI HE Omsk SAU, syu.demidova@omgau.org Saitova Natalia Alekseevna, Senior Lecturer, FSBEI HE Omsk SAU, na.saitova@omgau.org

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, ФГБОУ ВО Омский ГАУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.