Н.А. Саитова, С.Ю. Демидова. Классный час как информационно - профориентационное мероприятие для школьников // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2022. - № 2 (29) апрель -июнь - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2022/2/01007.pdf. - ISSN 2413-4066
Научная статья
УДК 37.047:371.31
Классный час как информационно - профориентационное мероприятие для
школьников
Н.А. Саитова, С.Ю. Демидова
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается одна из форм воспитательного взаимодействия учащихся и преподавателя - классный час профориентационной направленности. Авторами проверялась его эффективность для повышения возможностей профессионального самоопределения школьников. В результате проведенного мероприятия учащимся удалось получить информацию о востребованных сельскохозяйственных профессиях, предлагаемых Университетским колледжем агробизнеса. Классный час позволил школьникам получить дополнительные знания по направлениям подготовки и сфере профессиональной занятости после окончания колледжа. Авторы пришли к выводу, что проведенное профориентационное мероприятие помогает учащимся сориентироваться в огромном спектре учреждений профессионального образования, задуматься о возможностях трудовой деятельности в области сельского хозяйства, сделать обдуманный и самостоятельный выбор.
Ключевые слова: классный час, выбор профессии, сельское хозяйство, бюджетное образовательное учреждение, колледж.
Original article
Class Hour as an Informational Career Guidance Event for Schoolchildren N.A. Saitova, S.YU. Demidova
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia
Abstract. The article discusses one of the forms of educational interaction between students and a teacher - a class hour of career guidance. The authors tested its effectiveness to increase the possibilities of schoolchildren's professional self-determination. As a result of the event, students were able to get information about the popular agricultural professions offered by the University College of Agribusiness. The class hour allowed students to gain additional knowledge in the areas of training and professional employment after graduation from college. The authors came to the conclusion that the career guidance event helps students navigate a huge range of vocational education institutions, think about the possibilities of working in the field of agriculture, make a deliberate and independent choice.
Keywords: class hour, choice of profession, agriculture, budgetary educational institution, college.
В современном мире по мере развития производительных сил общества, научных отраслей растет необходимость как в новых профессиях, соответственно квалифицированных специалистах, так и уже существующих, постоянно востребованных
® Н.А. Саитова, С.Ю. Демидова
человечеством. Некоторые школьники сталкиваются с проблемой выбора профессий уже после девятого или одиннадцатого класса. Но редко это выбор самого школьника. Чаще всего за детей это делают их родители. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на фоне роста популярности некоторых профессий число родителей, которые соглашаются с выбором ребенка, даже сократилось с 13 % в 2005 г. до 4% в 2017 г.[1]. В настоящее время цифры не изменились. Помочь учащимся осознанно выбрать профессию, а родителям согласиться с выбором ребенка необходимо корректно.
Многие исследователи ведут активный поиск, как научный, так и практический, направленный на оптимизацию процесса подготовки подростков к личностному профессиональному самоопределению. Среди факторов, которые влияют на выбор профессии, Э.Ф. Зеером называются: «позиция членов семьи, учебные заведения, представленные на территории проживания, позиция друзей, престиж, информированность, заработная плата, способности, склонности» [2].
Благодаря принятию правительственных мер восприятие разных сфер занятости меняется. В современных экономических условиях все большее число школьников и их родителей отдают предпочтение социально значимым сферам деятельности. В настоящее время профессиональное будущее подростков определяется актуальными запросами рынка труда. В сложившихся условиях сельскохозяйственная отрасль выдвигается на одно из ведущих мест. Соответственно задачей вуза сельскохозяйственной направленности является ознакомить и заинтересовать будущих выпускников и их родителей в профессиях аграрного спектра деятельности.
Целью преподавательского состава, работающего в профориентационном пространстве, является привлечение обучающихся среднего и старшего звена образовательных школ к осознанному выбору будущей профессии. Для этого нами была использована одна из основных форм воспитательного взаимодействия преподавателя и обучающихся - классный час. Это мероприятие было направленно на то, чтобы создать у школьников муниципальных школ информационное представление о профессиях, которые они могут получить, как по окончании 9 класса в Университетском колледже агробизнеса, так и после окончания 11 класса в Омском аграрном университете. Классный час позволил преподавателям вуза рассказать об основных образовательных программах, материально-технической базе, а также, условиях поступления и обучения, перспективах трудоустройства.
Задачи классного часа «Сельскохозяйственные профессии. Востребованные профессии нашего времени»:
— разъяснить значения профессионального выбора для каждого человека;
— содействовать выбору будущей профессии, а именно сельскохозяйственной;
— воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Актуальность, проводимого мероприятия состоит в следующем:
— профориентация школьников;
— формирование познавательного интереса.
Целью исследования является выяснение возможностей классного часа как мероприятия, проводимого с целью осознанного профессионального самоопределения школьников.
Материалы и методы исследования
Научной основой послужили данные практических исследований авторов, проведенные на базе Бюджетного образовательного учреждения г. Омска лицея № 74 в параллели восьмых классов в результате проведении классного часа «Сельскохозяйственные профессии. Востребованные профессии нашего времени».
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: изучение научной и методической литературы по формированию личностного и
профессионального самоопределения подрастающего поколения; обобщение педагогического опыта; анкетирование; обработка и анализ полученных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе классного часа «Сельскохозяйственные профессии. Востребованные профессии нашего времени» было использовано следующее оборудование: электронная презентация, карточки с профессиями, карточки с названиями направлений подготовки, проектор, доска. Классный час состоял из следующих этапов:
I. Организационный момент: (формулирование темы мероприятия)
II. Основные виды деятельности Университетского колледжа агробизнеса: (рассказ об истории, направлениях подготовки)
III. Обсуждение области профессиональной деятельности выпускников по направления подготовки
IV. Материально-техническая база образовательного учреждения
V. Формы обучения: (обсуждение форм и времени обучения)
На предпоследнем этапе классного часа была проведена ролевая игра. Методическая цель данной игры заключалась: в проигрывании и опытной проверке полученной информации, возможности осознания и анализа собственного действия. Она использовалась для решения задачи усвоения полученной информации. С социальной точки зрения игра предоставила возможность реализовать коллективную форму общения. Кроме того помогла ребятам снять эмоциональное напряжение и утвердиться в собственных силах.
Содержание и проведение ролевой игры.
Учитель. Предлагаю поиграть, давайте разделимся на две команды. Выберите капитанов команд. Придумайте название своих команд.
Представьтесь, пожалуйста.
Задание № 1.
Все профессии колледжа можно разделить на 8 направлений подготовки в зависимости от области профессиональной деятельности. Итак, внимание! Я сейчас назову эти области профессиональной деятельности, а вы внимательно прослушайте информацию, чтобы потом правильно определить направление подготовки. Готовы?
(на партах разложены карточки с названиями направлений подготовки, каждому направлению соответствует определенный номер)
1) Ландшафтный дизайнер, специалист по озеленению и благоустройству городов (направление № 6).
2) Механик, инженер, Специалистом по техническому обслуживанию в Сервис-центрах (направление № 2).
3) Бухгалтер, финансист, экономист (направление № 7).
4) Юрисконсульт (направление № 8).
5) Специалист по закупкам подсобных материалов и сырья на перерабатывающем или пищевом предприятии или в фермерском хозяйстве (направление № 5).
6) Эколог в природоохранительных организациях (направление № 3).
7) Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства на сельскохозяйственных предприятиях (направление № 1).
8) Специалист по технической инвентаризации и кадастровому учету, геодезист, риэлтор (направление № 4).
Задание № 2.
Учитель. А сейчас я буду называть слова, ваша задача, определить к какой профессии относится каждая группа слов. За правильный ответ - 1 балл.
— Трактор, двигатель внутреннего сгорания, шатун, клапан, аккумулятор, комбайн (инженер-механик).
— Почва, поле, теплица, сорта, зерно, уход, выращивание, урожай (агроном).
— Деньги, вклад, аккредитивы, счета, бюджет, баланс, дебет (бухгалтер).
— Природа, окружающая среда, загрязнение, климат, парниковый эффект, углекислый газ, таяние ледников (эколог).
— Животные, коровы, телята, домашняя птица, ферма, прививка (зоотехник, ветеринар).
— Картография, кадастр, недвижимость, населенный пункт, тематическая карта (землеустроитель).
В заключении подводятся итоги. Команда, одержавшая победу, награждается. Оканчивается данный этап рефлексией. Преподавателем акцентируется внимание школьников на полученном во время игры опыте.
VI. Заключительный этап. Итоги.
Учащиеся отвечают на вопросы анкеты, целью, которой является узнать, помог ли классный час получить информацию о профессиях, которые можно получить в Университетском колледже агробизнеса, изменилось ли их отношение к сельскохозяйственным профессиям. Ответы на вопросы подтвердили наше предположение о том, что многие ребята не задумывались о возможности выбора профессии сельскохозяйственной направленности, только 2 % учащихся на момент проведения классного часа размышляли об обучении в образовательном учреждении сельскохозяйственной направленности. В качестве причин выбора профессии подростки указали на первом месте - доход (40 % ответов), на втором месте - интерес (52 % ответов). Характеризуя будущую профессию, ребята отмечают заработную плату, интерес, престиж, карьерный рост. Также школьники признают, что в подавляющем большинстве на их решение по выбору профессии повлияют родители.
Заключение
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы: до проведения классного часа «Сельскохозяйственные профессии. Востребованные профессии нашего времени» большинство ребята не задумывалось о возможности выбора сельскохозяйственной профессии. Доведенная до школьников информация помогла расширить спектр образовательных услуг, которым могут воспользоваться школьники при выборе учебного заведения.
Учитывая все полученные данные, нам бы хотелось, чтобы выбор профессии был сделан самостоятельно. Наша задача как представителей современного образовательного учреждения помочь сделать выбор, предоставив необходимую информацию. Не вызывает сомнения, что классный час действительно справляется с этой задачей, поскольку является информативной формой взаимосвязи учеников и преподавателя.
Также важно отметить, что для эффективности профориентационного мероприятия необходимо, чтобы предоставляемая информация была заранее тщательно отобрана. Обязательно присутствие наглядности. Следует четко придерживаться как структуры мероприятия, так и его продолжительности по времени. Информация должна соответствовать возрасту школьника. Использование игровых моментов положительно отражается на взаимодействии преподавателя и обучающихся. Не следует также исключать в профориентационной работе роли родителей при выборе профессии. Желательно провести и для родителей подобное информационно-профориентационное мероприятие, в рамках родительского собрания.
Следовательно, можно сказать, что классный час действительно изменил представление подростков о разнообразии и востребованности сельскохозяйственных профессий, важной составляющей современного рынка труда.
Список источников
1. Слово редактора. Служба занятости №5 2017. 2017;5. URL: http: // panor.ru/articles/professionalnyy-vopros/49672.html (дата обращения: 12.05.2022).
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ. для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - Москва : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
References
1. Slovo redaktora. Sluzhba zanyatosti №5 2017. 2017;5. URL: http: // panor.ru/articles/professionalnyy-vopros/49672.html (data obrashcheniya: 12.05.2022).
2. 2. Zeer, E.F. Psihologiya professij: ucheb. posob. dlya studentov vuzov. - 2-e izd., pererab., dop. - Moskva : Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003. - 336 s.
Информация об авторах
Саитова Наталья Алексеевна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, na.saitova@omgau.org
Демидова Светлана Юрьевна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, syu .demidova@om gau.org
Information about authors
Saitova Natalia Alekseevna, Senior Lecturer, FSBEI HE Omsk SAU, na.saitova@omgau.org Demidova Svetlana Yurievna, Senior Lecturer, FSBEI HE Omsk SAU, syu.demidova@omgau.org