Саитова Н. А., Лебеденко О. Н. Преимущества использования электронного учебного пособия,размещённогов электронной информационно-образовательной среде аграрного вуза // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020 - № 1 (20) январь - март - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/1/00816.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 37.018.4:004.9:378.6
Саитова Наталья Алексеевна
старший преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск lachance@inbox. ru
Лебеденко Ольга Николаевна
старший преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск on.lebedenko@om gau.org
Преимущества использования электронного учебного пособия, размещённого в электронной информационно-образовательной среде аграрного вуза
Аннотация. Статья посвящена вопросам оптимизации учебного процесса благодаря использованию обучающимися электронного учебного пособия, размещенного в информационно-образовательной среде вуза. Отмечается, что электронное учебное пособие «Berühmte Deutsche», размещенное в условиях электронной среды, облегчает работу преподавателя и оптимизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся дистанционной формы обучения. Приводятся данные анкетирования обучающихся очно-заочной формы обучения, подтверждающие эффективность применения данного пособия во время внеаудиторной работы при выполнении электронной презентации по теме «Известные люди страны изучаемого языка».
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, электронное учебное пособие, учебная дисциплина, электронная презентация.
Современный этап обучения в образовательных учреждениях характеризуется возросшими требованиями к языковой подготовке обучающихся. Информатизация, индивидуализация и открытость обучения являются важнейшими принципами проектирования и реализации учебного процесса. Следовательно, и языковая подготовка должна реализовываться при соблюдении этих положений. Преподаватель в условиях работы в электронной обучающей среде, используя современные технологии, должен проектировать и реализовывать учебный материал, в соответствии с этими основными принципами образовательного процесса.
Электронная информационно-образовательная среда, созданная в Омском аграрном университете, предоставляет целый ряд преимуществ как для преподавателя, организующего учебный процесс, так и обучающегося, получающего образование. В настоящее время обучение в Омском аграрном университете ведется в очной, заочной и очно-заочной формах.
Присутствуют направления, где обучение осуществляется дистанционно. Здесь у преподавателя и обучающихся возникают специфические трудности. Информационно-образовательная среда помогает справиться с ними.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают необходимость включения в ЭИОС всего комплекса информационно-образовательных ресурсов, нацеленных на реализацию учебных дисциплин, наличие информационно-коммуникативных технологий, компьютеров, коммуникационных каналов, систему современных педагогических технологий, которые помогут осуществить образовательный процесс [1].
Если техническая составляющая это направление, которое скорее зависит от администрации и методического отдела вуза, то учебно-методическое наполнение изучаемой дисциплины приоритетная задача преподавателя. На современном этапе следует внимательно относиться к учебно-методическому оснащению дисциплины. Актуальные электронные учебные пособия и учебники являются необходимостью, облегчающей изучение предмета. Этот вид учебной литературы в условиях электронной среды выступает в роли посредника между преподавателем и обучающимся. Среди огромного количества информационных источников, трудно быстро найти тот, который бы полностью отвечал предъявляемым требованиям. Если на занятиях с обучающимися очной формы донести до слушателей список необходимой литературы для изучения дисциплины не составляет труда, то обучаемые дистанционно могут получить информацию чаще всего только на страницах информационно-образовательной среды. Межличностное общение преподавателя и обучающегося осуществляется либо через форум, где они могут задавать вопросы и соответственно получать ответы, возникающие в процессе изучения дисциплины, либо во время сессии. Дистанционное обучение осуществляется в любое удобное для обучающихся время, из любой точки, где они находится в момент освоения учебных дисциплин. Обязательным условием для обучения является наличие специфических технических средств. Этот вид обучения требует высокой организованности, дисциплины и самоконтроля. Можно назвать его самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий. Но самостоятельная работа невозможна без учебно-методического наполнения дисциплины. А поскольку речь идет о дистанционной форме обучения, эффективность учебной деятельности напрямую зависит от успешного учебно-методического сопровождения. Электронные учебники и учебные пособия, размещенные в ЭИОС Омского ГАУ на информационной странице дисциплины помогают обучающемуся изучить темы, освоить лексический и грамматический материал. Содержание и форма изложения учебного материала в электронных пособиях помогает преподавателю познакомить с ним, закрепить и на этой основе сформировать требуемые навыки.
Основными плюсами электронного пособия являются наглядность, научность, систематичность, последовательность, доступность и контроль, что соответствует требованиям, предъявляемым к современным учебным материалам, востребованным для реализации учебного процесса. Обучаемый вправе работать с учебным пособием в комфортном для выполнения заданий режиме, выбирая желаемую последовательность.
Для того чтобы получить положительный результат от использования от электронного пособия по иностранному языку оно должно содержать не только информативный компонент, но и необходимый для усвоения набор слов и выражений, который затем встретится в тексте. Предтекстовые упражнения помогут дифференцировать лексические единицы и речевые образцы, что снимет понятийные трудности. Наличие тестовых заданий и ключей к ним даст возможность обучающемуся самостоятельно проверить усвоен ли материал.
Учебным планом Омского аграрного университета определенное количество часов отводится на внеаудиторную работу обучающихся. Согласно рабочей программе дисциплины «Иностранный язык» в качестве внеаудиторной работы обучающихся во втором семестре предусматривается выполнение презентации в электронном виде с последующей
отправкой на проверку. Для ее эффективного выполнения, на информационной странице дисциплины в ЭИОС Омского ГАУ размещено учебное пособие по немецкому языку «Berühmte Deutsche». Составители электронного пособия преследовали цель пробуждения интереса у обучаемых к истории, культуре страны изучаемого языка, жизни и творчеству великих людей Германии. Другой целью явилось желание авторов помочь обучающимся быстрее справиться с выполнением презентации, поскольку большое количество информации, представленной на страницах Интернета, затрудняет отбор нужного материала. Предложенное электронное пособие предоставляет возможность сузить необходимый поиск.
Презентация выполняется после самостоятельного изучения раздела «Я и мой мир. Известные люди страны изучаемого языка». В рабочей программе дисциплины и методических указаниях для обучающихся перечислены примерные темы презентаций: -известные писатели и поэты -известные художники -знаменитые композиторы -знаменитые спортсмены -знаменитые актеры и певцы.
Соответственно этим темам располагаются главы электронного учебного пособия «Berühmte Deutsche». Оно представляет собой комплекс аудио и видео файлов, посвященных великим людям Германии.
Структура пособия выглядит следующим образом:
1. Лексические единицы, речевые образцы
2. Фотография известного деятеля, его биография
3. Аудио файлы, текстовые фрагменты
4. Видео файлы
5. Тест к каждой главе
6. Общий тест
7. Библиографические данные.
Электронное пособие состоит из пяти глав. Первая глава знакомит с наиболее знаменитыми немецкими писателями и поэтами, среди них Гете, Шиллер, Гримм, Гейне, Ремарк, Борхерт. Вторая глава посвящена всемирно известным живописцам: Дюреру, Кранаху, Тома, Либерманну, Бекману, Диксу. Третья глава знакомит с немецкими композиторами, а именно, Бахом, Бетховеном, Вагнером и современными певцами Фишер и Кахом. Спортсмены Квасс, Шумахер, Витт, Нойнер, Лам являются участниками четвертой главы. Пятая посвящена признанным во всем мире режиссерам и актерам.
Современные технологии позволили авторам пособия создать электронный обучающий комплекс, соответствующий разделу учебной программы, который помогает индивидуализировать образовательную деятельность и позволяет обучающимся самостоятельно освоить раздел «Я и мой мир. Знаменитые люди страны изучаемого языка».
С целью выяснить преимущества и недостатки использования данного учебного пособия при выполнении внеаудиторной работы, а именно, презентации, авторами было проведено анкетирование среди обучающихся дистанционной формы обучения. На вопросы:
- является ли пособие информативным - положительно ответило 80 процентов обучающихся;
- получили ли новые знания при изучении пособия - 65 процентов;
- воспользовались ли предложенным материалом при выполнении презентации -положительно ответило 68 процентов обучающихся;
- соответствует ли пособие таким требованиям как:
- наглядность - 82 процента,
- научность - 62 процента,
- доступностность - 88 процентов.
Среди недостатков электронного пособия «Berühmte Deutsche» участники анкетирования назвали отсутствие проверочных ключей к предложенным тестам и
трудности, которые они испытали во время прослушивания аудио файлов. Последний недостаток можно отнести к недостаточному уровню владения языком. Следовательно, необходимо дополнительно обратить внимание на языковую подготовку обучающихся в первом семестре и, особенно на такой вид языковой деятельности как аудирование, внести соответствующие корректировки в образовательный процесс.
Таким образом, электронное учебное пособие, размещенное в ЭИОС, позволяет решить задачу личностно-ориентированного подхода в образовании, помогает не только создать эффективную образовательную среду, но и благоприятные условия для саморазвития обучающегося, с учетом его личностных интересов. Такое пособие содействует самостоятельному изучению культуры страны изучаемого языка, мотивирует обучающегося на дальнейшее пополнение культурного багажа, способствует осознанному подходу к выполнению внеаудиторной работы. Оно помогает обучать, соблюдая принципы индивидуализации, открытости и информатизации образовательного процесса.
Ссылки на источники
1. http://dzschool 18.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog& id=35&Itemid=20 [дата обращения: 10.02.2020]
Natalia Saitova
Senior Lecturer
FSBEIHE OmskSAU, Omsk
lachance@inbox.ru
Olga Lebedenko
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
on.lebedenko@om gau.org
Advantages in Using an Electronic Textbook Posted in the Electronic Information and Educational Environment of the Agricultural University
Abstract. The article is devoted to the optimization of the educational process due to the student use of electronic textbooks in the information and educational ambient of the university. It is noted that the electronic textbook "Berühmte Deutsche" placed in an electronic environment facilitates teacher's work and optimizes educational and cognitive student's activities of distance learning. The questionnaire data are presented for students of part-time education. They confirm the effectiveness of this manual use during extracurricular activities when making an electronic presentation on the topic "Famous People of the Studied Language Country".
Keywords: electronic information and educational ambient, distance learning, electronic textbook, study guide, academic discipline, presentation.