Саитова Н. А., Демидова С.Ю. Проблемы обучающихся и преподавателей во время дистанционного обучения// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 3 (26) июль - сентябрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2021/3/00945.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 37.018.43-044.347
Саитова Н.А.
cтарший преподаватель
ФГБО У ФГБО У ВО Омский ГА У
na.saitova@omgau.org
Демидова С.Ю.
^арший преподаватель ФГБО У ФГБО У ВО Омский ГА У syu .demi dova@om gau.org
Проблемы обучающихся и преподавателей во время дистанционного обучения
Аннотация. В статье обозначены трудности, с которыми столкнулись преподаватели и обучающиеся во время дистанционного обучения, в котором пришлось работать в период пандемии коронавирусной инфекции, представлены наиболее проблемные моменты осуществления учебного процесса. Авторы, используя метод анкетирования, анализируют проблемы, ожидания студентов от учебы, проходящей в дистанционном формате, для дальнейшего эффективного построения практических занятий.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, обучающая платформа, анкетирование.
Дистанционное обучение получило широкое распространение во всем мире. Но вузы, которые в основном работали с обычными формами обучения (очная, очно-заочная, заочная) и в действительности не имели опыта работы с дистанционной, на которую пришлось перейти всем без исключения во время пандемии коронавирусной инфекции, столкнулись со сложностями. В Омском аграрном вузе, бесспорно ситуацию спасло то обстоятельство, что университет уже несколько лет работает с электронной информационно-образовательной средой на базе платформы Moodle. Она позволила успешно применить в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и обеспечить через интерактивные средства, такие как, вебинары, форумы и электронные ящики, основную функцию педагогического процесса - образовательную. Благодаря Интернету стала, возможно, такая технология синхронного режима взаимодействия с обучающимися как -«online» и асинхронного как «offline».
В ходе образовательного процесса перед преподавателем возникает целый ряд вопросов. Среди таких вопросов: как помочь обучающемуся овладеть эффективными методиками работы над учебным материалом; как передать необходимые специализированные знания; какие методы преподавания лучше всего подготовят студента к овладению транслируемыми знаниями, и сможет ли сам преподаватель, в силу постоянной рабочей перегрузки успешно применять, выбранные обучающие инструменты.
В этой статье мы расскажем об опыте преподавания, который мы накопили в период пандемии, и представим наиболее значимые моменты, которые следует учитывать при осуществлении учебного процесса, проходящего в дистанционном формате.
Высшие учебные заведения имеют в своем распоряжении для проведения занятий разнообразные бесплатные учебные онлайн-платформы. Поддержка учебных заведений очень важна, поскольку они предоставляют своим преподавателям необходимые ресурсы в плане комфортного и эффективного способа профессионального существования. В Омском аграрном университете такой платформой выбрана учебная платформа Moodle. Это бесспорно одна из наиболее удобных систем дистанционного обучения, которая предлагает пользователю разнообразные панели инструментов, поддерживает мультимедиа, дает возможность держать связь через мобильные телефоны. В интерфейс Moodle уже включены готовые шаблоны, которые определенно экономят время преподавателя, не заставляя создавать курс с нуля.
Известно, что процесс обучения - планомерный процесс познавания обучающимися учебного материала, в котором должны присутствовать определенные этапы обучения:
• восприятие материала;
• осмысление материала;
• закрепление и совершенствование знаний;
• применение на практике полученных знаний и навыков.
В основе эффективности процесса обучения лежит последовательное, целенаправленное прохождение этих этапов. Сложившиеся условия привели к необходимости прохождения всех перечисленных этапов в дистанционном формате.
Во время учебы в период пандемии преподаватели и студенты оценили, как преимущества дистанционной формы обучения, так и ее недостатки. Возможность использовать на занятиях учебные материалы, размещенные на страницах Интернета, следует отнести к неоспоримым преимуществам обучения, проходящего дистанционно. Данная форма обучения побудила преподавателя подходить к учебному занятию творчески, постоянно совершенствовать методику преподавания. Студенты получили возможность повысить свой интеллектуальный и творческий потенциал, расширить свои возможности в использовании компьютерных технологий.
К трудностям, с которыми пришлось столкнуться преподавателям кафедры иностранных языков Омского ГАУ, следует отнести:
• отсутствие очного взаимодействия с обучающимися;
• увеличившуюся нагрузку, как на преподавателя, так и на обучающегося;
• несформированность у студентов навыков самоконтроля и ответственности;
• плохая техническая оснащенность (не все студенты имели доступ к Интернету);
• недостаточная компьютерная грамотность обучаемых.
Один из принципов педагогики - индивидуальный подход к обучаемому необходимо соблюдать при любой форме обучения. В период дистанционного обучения приходилось учитывать индивидуальные особенности студентов, на этой основе организовывать и корректировать обучающую деятельность. Поскольку обычно обучающиеся неязыкового вуза имеют разный уровень владения иностранным языком, преподавателю важно разобраться в причинах отставания каждого студента. Легче справляться с поставленной задачей во время аудиторной работы. Дистанционное обучение группы почти исключает такую возможность, на это просто не хватает времени, отпущенного на занятие. Поэтому справляться с этой проблемой приходилось заранее, разрабатывать для каждого слабого обучающегося индивидуальные задания. На дистанционное обучение пришлось перейти во втором семестре, поэтому уровень подготовленности обучающихся был уже известен, что несколько облегчило ситуацию и помогло снять трудности в выборе методов, благоприятно влияющих на развитие обучающегося.
При дистанционном обучении студенту в значительной степени самому приходится наращивать свои знания. Внутренняя мотивация — это наилучший двигатель приобретения знаний, дистанционная форма обучения ей не противоречит, а провоцирует обучающегося на ее формирование. Планируя дистанционное занятие, преподаватель мотивирует студента преодолевать трудности, возникающие при приобретении знаний. Проблемные вопросы, сформулированные преподавателем, ответы на которые следует искать в Интернете, помогли справиться с этой задачей.
Известно, что новое поколение - это успешный пользователь Интернет-ресурсов и компьютеризированных инструментов дистанционного обучения, но это утверждение также подверглось сомнению во время дистанционных занятий. Вначале не все студенты, как и не все преподаватели при работе над определенными темами смогли плодотворно использовать поисковые платформы, объединяющие международные базы данных. Так, например, тема четвертого раздела рабочей программы «Иностранный язык» «Современное состояние науки в стране изучаемого языка», изучалась, именно во время дистанционного периода. Подготовка к ней заставила студентов искать примеры не только в открытых Интернет-ресурсах, но и воспользоваться данными из научных источников. Поскольку доступ к электронным ресурсам подразумевает дополнительные усилия, которыми следует разумно управлять, и они являются частью обучения, мы полагаем, что необходимо обратить внимание на развитие навыка поиска информации.
Во время вебинаров пришлось столкнуться с проблемой нерациональной дозированности подачи учебной информации. Иногда затягивался этап объяснения грамматики. В основном использовались видео, взятые с Интернета. Студенты не одновременно начинали просмотр сюжетов и не все понимали предложенные объяснения. Приходилось дополнительно объяснять материал. Микрофоны при этом отключались и вопросы студенты задавали в печатном виде. Позже ситуацию частично удавалось решить за счет использования слайдов, созданных самостоятельно, где после каждого грамматического фрагмента и примеров, задавались вопросы, и называлась фамилия отвечающего.
По окончании обучения, чтобы узнать об истинных ожиданиях студентов и о трудностях, с которыми им пришлось встретиться в период дистанционного обучения, мы провели анкетирование обучающихся первого курса. Анкета состояла из следующих вопросов:
• где Вы познакомились с понятием дистанционное обучение;
• какую форму учебного процесса вы считаете наиболее приемлемой;
• какие из инновационных методов использовались преподавателями университета в процессе Вашего обучения;
• назовите, какие из перечисленных критериев дистанционного обучения наиболее актуальны для Вас;
• оцените эффективность и частоту общения преподавателя с Вами;
• оцените, насколько успешным для Вас был учебный процесс в формате дистанционного обучения, насколько легко было учиться
• оцените качество предоставленных учебных материалов;
• пользовались ли Вы электронными источниками, сосредоточенными на странице дисциплины;
• оцените, насколько полезны для Вас материалы электронных источников, сосредоточенных на странице дисциплины;
• какие из перечисленных норм общения использовались в дистанционном курсе;
• удовлетворены ли Вы качеством дистанционного курса «Иностранный язык»;
• что, по Вашему мнению, являлось препятствием для освоения дисциплины «Иностранный язык» дистанционно.
Результаты анкетирования показали, что у 80 процентов опрошенных, трудности при обучении были связаны с отсутствием прямого контакта с преподавателем при изучении
учебного материала. 79 процентов обучающихся отметили, что препятствием для освоения дисциплины послужила нехватка времени в силу перегруженности по другим дисциплинам. К преимуществам дистанционного обучения студенты отнесли:
• возможность регулирования индивидуального темпа получения знаний;
• доступность информации вне зависимости от времени и расстояния;
• возможность параллельно с обучением работать;
• опыт использования новых образовательных технологий;
• упрощение системы контроля результатов в процессе обучения;
• комфортные условия для творчества.
Таким образом, анкетирование показало, что использование ИКТ во время дистанционного курса дисциплины «Иностранный язык» себя зарекомендовало с положительной стороны. Быстрый и легкий доступ к Интернет-ресурсам, возможность индивидуального темпа получения знаний, опыт использования новых образовательных технологий рассматриваются обучающимися положительно. Большинство студентов положительно оценили качество дистанционного курса дисциплины «Иностранный язык». Безусловно, затруднения, с которыми сталкиваются обучающиеся во время дистанционного обучения, обязательно должны быть учтены преподавателями. Следует выработать образовательную стратегию, которая позволит студентам получать прочные знания, учась дистанционно.
Natalia Saitova
Senior lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
na.saitova@omgau.org
Svetlana Demidova
Senior lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
syu .demi dova@om gau.org
Students and teachers problems during distance learning
Abstract. The article outlines the difficulties faced by the teacher and students during distance learning in which they had to work during the coronavirus pandemic, and presents the most problematic aspects of the educational process. Using the questionnaire survey, the authors analyze the problems, the expectations of students from studying in a distance format for further effective construction of practical classes.
Keywords: distance learning, information and communication technologies, training platform, questionnaire survey.