Саитова Н.А., Пестова Е.В., Худинша Е.А. Методические сопровождение самостоятельной работы обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. -URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00509.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378. 147 : 81'243
Саитова Наталья Алексеевна
Старший преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск [email protected]
Пестова Елена Васильевна
Старший преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск [email protected]
Худинша Елена Анатольевна
Кандидат филологических наук, доцент
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск
Методические сопровождение самостоятельной работы обучающихся
Аннотация. В статье рассмотрены разделы, изучаемые дисциплиной «Иностранный язык». Авторами обоснована необходимость использования методических указаний для успешной организации самостоятельной работы обучающихся. Авторы указывают на пользу реферативной работы обучающихся.
Ключевые слова: методические указания, самостоятельная работа, учебная дисциплина, реферат, иностранный язык.
Современный мир, где процесс глобализации, наличие интернета стирает границы, существующие между людьми различных стран, предъявляет большие требования к знанию иностранных языков.
Есть немало способов обучиться языку и его совершенствовать. Иностранный язык, конечно же, можно изучить самостоятельно. В сетях интернета имеется масса предложений, как для начинающих, так и продвинутых знатоков языка. Но и высшие учебные заведения не остаются в стороне. Они предоставляют возможность усовершенствовать навыки владения языком, полученные на базе среднего школьного образования.
По учебному плану предусмотрено определенное количество часов на дисциплину иностранный язык. К большому сожалению, количество аудиторных часов снижается в пользу часов, отведенных на самостоятельное изучение. Так, например, в 2014/15 учебном году на направлении 35.03.03 - Агрохимия и почвоведение, дисциплина «Иностранный язык» изучалась три семестра, причем, в каждом семестре на аудиторную работу отводилось 54 часа, столько же на самостоятельную. В 2017/18 учебном году на этом же направлении
1
иностранный язык изучается всего лишь два семестра, причем количество аудиторных часов сократилось до 36, столько же отводится на самостоятельное изучение. По другим направлениям сетка часов также изменилась не в большую сторону. Несмотря на это, поставленная перед преподавателями кафедры иностранных языков Омского ГАУ задача обучить студентов, сформировав у них общекультурные компетенции, должна быть решена.
Именно по этой причине, в рабочих программах перед дисциплиной «Иностранный язык» ставятся разумные конкретные цели. Целью вариативной и базовой части дисциплины «Иностранный язык» согласно ФГОС ВО является «формирование общекультурных компетенций на основе знания студентов иностранного языка для решения ими социально-коммуникативных задач в различных областях культурной и профессиональной деятельности» [1].
Как результат, сформированные компоненты компетенций:
• знание и понимание лексико-грамматических явлений, стилистических норм, характерных для устной и письменной речи в социально-бытовой и профессиональной сферах общения;
• умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач в ситуациях социально-бытового и профессионального общения на иностранном языке
• владение навыками коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межкультурного взаимодействия.
Формируя и развивая необходимые знания, умения и навыки во время аудиторной работы необходимо помнить о том, что и во время самостоятельной работы обучающиеся не должны быть отстранены от формирования у них необходимых компетенций. «Самостоятельная работа является той формой образовательного процесса, при которой обучающийся превращается из пассивного потребителя знаний в созидателя, не только формулирующего проблему, анализирующего пути ее решения, но и находящего оптимальный результат и доказывающего его правильность» [2]. Правильное сопровождение самостоятельной работы обучающихся является обязательным условием. Для этого преподавателями кафедры иностранных языков по каждому направлению подготовки созданы методические указания для обучающихся.
Методические указания - это документ, который знакомит студентов с целью дисциплины, с перечнем компетенций, которые должны быть достигнуты ими в ходе обучения. Обучающимся сообщаются основные показатели овладения знаниями, умениями и навыками в ходе изучения дисциплины, критерии и шкала оценивания полученных знаний. Студент может легко разобраться, имея какие навыки он будет успешен, отсутствие каких навыков приведет его к отрицательному результату.
Методические указания также знакомят студентов с количеством аудиторных и внеаудиторных часов, отведенных на иностранный язык, сообщают, сколько часов планируется на самостоятельное изучение тем программы, на выполнение фиксированных видов внеаудиторных работ в течение всех семестров обучения.
Посмотрев таблицу, содержащую тематический план занятий согласно разделам изучаемой дисциплины, обучающийся может легко представить себе темы, которые он будет изучать. Преподавателями кафедры иностранных языков предлагается изучение тем четырех основных разделов, а именно:
• Я и моя семья
• Я и мое образование
• Я и мой мир
• Я и моя будущая профессия.
В этой же таблице отражены формы контроля, которые помогают преподавателю проверить насколько сформированы требуемые компетенции.
По разделам «Я и мое образование», «Я и мой мир» студентам предлагается выполнить реферат. Написание реферата является полезным видом самостоятельной работы. «Он предполагает максимальную активность учащегося. От студента требуется умение правильно организовать свою работу. Оно проявляется также в переработке и сознательном стремлении применять и совершенствовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности» [2]. Суметь правильно проанализировать полученную из иностранного источника информацию, извлечь ее и применить при написании реферата все это способствует формированию необходимой общекультурной компетенции. У реферата как вида самостоятельной работы бесспорно много преимуществ. Прежде всего, этот письменный вид работы компактен, его легко сохранить как в напечатанном виде, так и переслать его на проверку преподавателю. Впоследствии он может быть использован в научно-исследовательской работе, без ведения которой немыслим современный студент. В методических указаниях указаны темы рефератов. Раздел «Я и мое образование» предполагает следующие темы:
• высшее образование в Англии;
• высшее образование в США;
• высшее образование в ФРГ.
Раздел «Я и мой мир» включает в себя темы:
• известные писатели страны изучаемого языка;
• известные художники страны изучаемого языка;
• известные ученые страны изучаемого языка;
• известные политические деятели страны изучаемого языка.
В методических указаниях содержатся обобщенные темы рефератов. Студент вправе выбрать интересную ему тему. Получив консультацию преподавателя, используя информационные ресурсы приготовить сообщение, письменно его оформив. Обязательным условием стало сопровождать выступление презентацией. Презентация помогает наглядно продемонстрировать основные моменты сообщения. На приготовлении презентации также отводятся часы. Преподаватель дает рекомендации по ее оформлению. В методических указаниях указываются критерии приема и оценивания реферата. Обязательно прописывается процедура сдачи написанной работы. Требования к оформлению реферата также прописаны и не могут быть произвольными. В качестве примера приводится форма титульного листа.
Без всякого сомнения, в методических указаниях должны быть отражены необходимые организационные требования, предъявляемые к обучаемым. Среди них: обязательное посещение занятий и добросовестная подготовка к ним. В случае пропусков занятий обязательно дается информация, что необходимо сделать, чтобы устранить возникшую проблему.
В методических указаниях сообщаются условия, согласно которым студент может быть допущен к зачету и экзамену. Отмечается, что только студент, полностью, освоивший материал, прошедший все виды текущего контроля и итогового тестирования, выполнивший реферат на положительную оценку может быть допущен к промежуточной аттестации. В документе в качестве примера приводится базовая структура экзаменационного задания. Студент может ознакомиться со шкалой экзаменационных оценок и критериями, согласно которым его будет аттестовать экзаменатор.
Обучающийся должен быть ознакомлен со списком методической и учебной литературы. Данная информация обязательно присутствует в рассматриваемом документе. Задача преподавателя помочь обучающемуся сориентироваться в обширном списке предложенных источников.
Методические указания очень нужный и мобильный документ, входящий в учебно-методический комплекс дисциплины. Он должен постоянно обновляться и
совершенствоваться. Это документ помогает обучающемуся ориентироваться в море информации, предназначенной ему для качественного участия в образовательном процессе.
Ссылки на источники:
1. Есмурзаева Ж.Б., Новикова Е.В. Языковая подготовка обучающихся в аграрном вузе // Электронный научно - методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль -сентябрь. - URL http://e-iournal.omgau.rU/index.php/2016-god/6/30-statva-2016-3/370-00120 [10.03.2018]
2. Саитова Н.А. Проблемы организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку в аграрном вузе // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 121-123.
3. Саитова Н. А. Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку как способ формирования общекультурных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S1. - С. 36-40. - URL: http://e-koncept .ru/2014/14508.htm. [10.03.2018]
Natalia Saitova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Elena Pestova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Elena Khudinsha
Candidate of Philology Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk [email protected]
Methodical Support of Independent Work of Students
Annotation. In the article the sections studied by the discipline "Foreign language" are considered. The authors substantiated the necessity of using methodological instructions for the successful organization of independent work of students. The authors point out the usefulness of the abstract work of students.
Keywords: methodical instructions, independent work, academic discipline, abstract, foreign language.