Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ОМСКОГО ГАУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ОМСКОГО ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ГИБКОСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саитова Наталья Алексеевна, Демидова Светлана Юрьевна, Лебеденко Ольга Николаевна

Данная работа посвящена использованию дистанционных образовательных технологий и информационно-образовательной среде Омского ГАУ. В данной статье рассматриваются основные требования применения дистанционных образовательных технологий, перечисляются их преимущества, а также основные виды учебной деятельности с применением ДОТ. Авторы рассматривают содержание и возможности информационно-образовательной среды университета, делают акцент на формах контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саитова Наталья Алексеевна, Демидова Светлана Юрьевна, Лебеденко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES THROUGH THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE OMSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY

This work is devoted to the use of distance learning technologies and the information and educational environment of the Omsk State University. This article discusses the main requirements for the use of distance learning technologies, describes their advantages, as well as the main types of educational activities with the use of DLT. The authors consider the content and possibilities of the information and educational environment of the university, and focus on the forms of control.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ОМСКОГО ГАУ»

Саитова Н. А., Демидова С. Ю., Лебеденко О. Н.Использование дистанционных образовательных технологий через информационно-образовательную среду Омского ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 3 (26) июль - сентябрь - URL http://e-joumaLomgau.ru/images/issues/2021/3/00929.pdf. -ISSN 2413-4066

УДК 37.018.43:004.9

Саитова Наталья Алексеевна

старший преподаватель

ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск lachance@inbox. ru

Демидова Светлана Юрьевна

старший преподаватель

ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск sveta_19_68@mail.ru

Лебеденко Ольга Николаевна

старший преподаватель

ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск olga.lebedenko@rambler.ru

Использование дистанционных образовательных технологий через информационно-

образовательную среду Омского ГАУ

Аннотация. Данная работа посвящена использованию дистанционных образовательных технологий и информационно-образовательной среде Омского ГАУ. В данной статье рассматриваются основные требования применения дистанционных образовательных технологий, перечисляются их преимущества, а также основные виды учебной деятельности с применением ДОТ. Авторы рассматривают содержание и возможности информационно-образовательной среды университета, делают акцент на формах контроля.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интернет-ресурсы, информационно-образовательной среда, интерактивность, самостоятельность, гибкость учебного материала

Одним из способов успешного получения современного квалифицированного образования является использование дистанционных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [1]. Основным принципом использования ДОТ является применение новых форм представления информации, обеспечивающих максимальную степень ее восприятия. Главное преимущество - доступность образовательных услуг и информационных ресурсов в любом месте и в любое время, пропускная способность Интернет-каналов, простота создания и размещения контента, доступность сервисов и платформ для преподавателей и обучающихся. В настоящее время

огромное значение уделяется инклюзивному образованию. Применение ДОТ также выступает средством реализации адаптированных программ при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Омском государственном аграрном университете уже несколько лет успешно осуществляется образовательная деятельность с применением дистанционных образовательных технологий. Целью использования ДОТ в университете является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося. Особенно актуальной данная форма обучения стала после закрытия учебных заведений и экстренного перехода на дистанционное обучение. При изучении дисциплин соблюдаются основные требования, которые необходимо соблюдать при использовании дистанционных образовательных технологий.

Интерактивность - это возможность слушателей реагировать на учебный процесс, осуществлять обратную связь. Для этого необходимо наличие технических средств (компьютера, смартфона или планшета). Но главным условием является квалификация преподавателя, который является главным организатором процесса преподавания. Он планирует и управляет техническим средством. Такой подход к обучению открывает новые перспективы в обучении.

Самостоятельность - ещё одно требование дистанционного обучения, что предполагает активность учащихся в освоении учебного материала. Обучающиеся должны сами найти дополнительные информационные справочные материалы, выбирать тип и характер заданий, способ презентации нового материала.

Одно из условий отдалённого обучения - гибкость учебного материала, который необходимо делить на маленькие порции исходя из потребностей обучающихся [2]. Гибкость учебного материала означает, что учащиеся могут учиться по индивидуально выстроенной программе и в индивидуальном для них темпе. Ведь студенты с высоким уровнем знания быстро воспринимают учебную информацию, а обучающиеся с низким уровнем знания -медленно. Такой подход позволяет мобилизовать эмоциональные и умственные усилия и достичь высоких результатов всем, не зависимо от их начального уровня знания.

Для поддержки учебного процесса и соблюдения всех необходимых требований к дистанционным образовательным технологиям в университете создана информационно-образовательная среда. ИОС - это организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения.

При использовании ДОТ наша образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к учебно-методическому комплексу в ОИС. УМК включает учебный план, программу дисциплины, учебник по дисциплине, практическое пособие, тестовые материалы. Учебно-методический комплекс дополнен справочными изданиями и словарями, научной литературой, а также ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы. «Учебники и учебные пособия, размещенные в ИОС, наполняют обучение конкретным материалом, ориентируя в информационном потоке, как преподавателя, так и обучающегося. Здесь же размещены материалы для самостоятельного изучения [3] ».

Основными видами учебной деятельности с применением ДОТ являются лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, которые предполагают использование синхронного или асинхронного взаимодействия обучающихся и преподавателя. Для синхронного обучения очень популярны чат-занятия — учебные занятия с использованием чат-технологий, когда все участники имеют одновременный доступ к чату. Веб-занятия — дистанционные занятия, видеоконференции, деловые игры, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций.

Веб-занятия в университете проводятся на платформе Google Meet. Ссылки на участие в вебинарах преподаватели размещают в ИОС: в расписании и своей дисциплине нужного направления подготовки. Существуют удобства платформы Google Meet для онлайн-

обучения: занятие проходит в реальном времени; общение; возможность обучать всем видам речевой деятельности; наличие доски; есть ресурсы для презентации материалов; имеется чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы; мониторинг посещения занятия; допустимость осуществлять записи занятия. При асинхронном процессе появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Асинхронный процесс взаимодействия очень эффективен при технических сбоях, которые возникают в связи с загруженностью электронной системы.

Дистанционное обучение предполагает постоянную связь с преподавателем, индивидуальное консультирование, что позволяет улучшить образовательный процесс и решить многие проблемы. Любые консультации проводятся через чаты и форумы, где обучающиеся могут задавать вопросы, получать нужную информацию.

Преподавателям рекомендуется время от времени производить рассылки учебных материалов и организовывать доступ к информационным каналам. В ИОС есть такая возможность разместить любой материал на Google диске и зафиксировать задание с пояснением и комментарием на страничке своей дисциплины. Для эффективного управления учебным процессом преподавателям нужно регулярно стимулировать обучающихся и направлять их к освоению курса, вырабатывать у них дисциплину и навыки соблюдения сроков выполнения заданий. Непрерывный контроль процесса обучения и уровня подготовки очень важен. Преподаватели осуществляют проверку освоения дисциплины через ИОС, где доступно можно разместить контрольные вопросы и тесты для самоподготовки к практической работе; упражнения и задания для закрепления изученного материала; итоговые контрольные работы. Систематически контролировать необходимо и усвоение знаний учащихся. Лучшей формой текущего и итогового контроля знаний студентов является компьютерное тестирование. В университете созданы специальные тестовые базы по разделам изучения дисциплины, вступительные и итоговые тесты. Это очень удобная форма работы, так как обучающийся получает результат непосредственно по завершению тестирования. У него есть возможность подкорректировать ошибки и пройти тестирование повторно. Это даёт стимул и возможность улучшить свои знания и оценку. Хотя, при выполнении тестов или контрольных работ существует проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.

Также через аттестационные материалы ИОС легко осуществлять своевременную оценку студенческих работ. Студенты обязательно выполняют задания по ВАР и крепят готовый материал в нужный элемент. Преподаватели фиксируют свои комментарии, обеспечивая оперативную обратную связь.

Безусловно, стрессовая для всех участников ситуация не могла не отразиться на качестве обучения. Но правильно подобранные материалы курса, которые соответствуют целям и задачам обучения и характеристикам учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю - положительную обратную связь. Преподавателю удобно отследить динамику роста, подкорректировать учебную деятельность через ИОС университета.

В настоящее время новые информационные технологии оказывают влияние на уровень знания обучающихся: они дают возможность обучающимся заниматься самообразованием, самообучением, учиться самостоятельно находить нужную информацию и решать проблемы. Через размещённые в ИОС ссылки на электронные сетевые учебные ресурсы открытого доступа обучающиеся легко и быстро выйдут на нужный им обучающий сайт. На сайтах размещены задания на разные виды деятельности: задания, упражнения, тесты, контрольные работы, аутентичные тексты, диалоги. Можно услышать речь носителя языка.

Конечно, работа в ИОС, использование дистанционных образовательных технологий требуют много времени и усилий, постоянного совершенствования знаний и практических

умений и навыков. Но грамотная работа, регулярное профессиональное взаимодействие сделает дистанционное обучение перспективной и конкурентной формой обучения. Рациональное использование современных информационных технологий действительно открывает совершенно новые возможности в сфере образования.

Ссылки на источники

1. А. Э. Симановский. Использование дистанционных технологий для обучения студентов-инвалидов/ Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки).

2. Демидова С.Ю., Саитова Н.А. Особенности обучения иностранному языку слабослышащих студентов в неязыковом вузе. / Язык в сфере профессиональной коммуникации: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под ред. Акатовой Н.Г. - Орел: Издательство Среднерусского института управления -филиала РАНХиГС, 2021 г. - 200 с. ISBN 978-5-93179-680-2

3. Саитова Н.А., Демидова С.Ю. К вопросу о применении информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ - 2019. -№2 (16) апрель - июнь. -URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00754.pdf. - ISSN 2413- 4066

Svetlana Demidova

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

sveta_19_68@mail.ru

Natalia Saitova

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

lachance@inbox.ru

Olga Lebedenko

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

olga.lebedenko@rambler.ru

The Use of Distance Learning Technologies through the Information and Educational Environment of the Omsk State Agrarian University

Abstract. This work is devoted to the use of distance learning technologies and the information and educational environment of the Omsk State University. This article discusses the main requirements for the use of distance learning technologies, describes their advantages, as well as the main types of educational activities with the use of DLT. The authors consider the content and possibilities of the information and educational environment of the university, and focus on the forms of control.

Keywords: information and communication technologies, Internet resources, information and educational environment, interactivity, independence, flexibility of educational material.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.