Саитова Н.А., Демидова С.Ю. К вопросу о применении информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ - 2019. -№2 (16) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00754.pdf. - ISSN 24134066
УДК [378.16: 004.9]: 811
Саитова Наталья Алексеевна
старший преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск [email protected]
Демидова Светлана Юрьевна
старший преподаватель
ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск [email protected]
К вопросу о применении информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе
Аннотация. В статье рассматриваются способы применения новых образовательных технологий. Перечисляются преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Приводится вариант практического использования интернет-ресурса для продуктивного проведения занятия по теме «Географическое положение страны изучаемого языка». Обосновывается необходимость применения информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, учебная дисциплина, презентация.
Существующая в настоящее время идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование личности на протяжении всей жизни. Идея опережающего образования является требованием времени, поскольку технологические знания, по мнению специалистов, стареют каждые два, три года. Следовательно, если сохранять прежние образовательные технологии выпускники будут оканчивать вузы, имея устаревшие знания. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо открытое образовательное пространство.
Преподаватель, это тот человек, который помогает ориентироваться в данном пространстве. Чем большим количеством навыков различных видов профессиональной деятельности он владеет, тем успешнее будут зависящие от преподавателя обучающиеся. Преподаватель осуществляет такие виды деятельности как: преподавательскую, научную, методическую, социально-педагогическую, воспитательную, культурно-просветительскую. В зависимости от того, какую из них в данный момент он выполняет, зависят и способы использования современных образовательных технологий. Благодаря их применению возможно интеллектуальное, творческое, нравственное развитие обучающихся.
Современные образовательные технологии объединяют различные методы обучения, а именно: проблемное, разно уровневое, модульное и блочно-модульное, игровое обучение, а также информационно-коммуникационные технологии, которые предоставляют возможность получить, передать, систематизировать, обработать информацию и осуществлять коммуникацию. В статье нами рассматриваются преимущества применения информационно-коммуникационных технологий.
Многие авторы уделяли и продолжают уделять внимание преимуществам применения телекоммуникационных сетей в педагогической деятельности. В своих исследованиях Т.В. Глухова и др. [1], О.А. Мудракова [2] показали плюсы использования информационно-коммуникационных технологий. По мнению С.М. Авдеевой [3], внедрение интернет -технологий предоставляет преподавателю следующие возможности: стать проводником новых знаний и технологий; проводить учебные занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); повысить собственный профессиональный уровень и уровень учебного материала посредством информационного пространства страниц интернета; обмениваться полезной информацией с коллегами; коллективно разрабатывать новые информационные образовательные ресурсы.
В бестселлере Б. Гейтса «Дорога в будущее» [4], написанном в 1995 году, говорится о внедрении интернета в образование. Автор описывает грандиозные изменения, которые происходят и будут происходить в жизни людей под воздействием информационных технологий. По его мнению, учеба станет настоящим удовольствием. Будет возможен обмен передовым опытом среди педагогов, общение с единомышленниками, проживающими в разных странах. Все это изменит образование в лучшую сторону. Спустя некоторое время это действительно стало возможным.
Сейчас интернет это огромный, постоянно изменяющийся информационный ресурс доступ к которому, не зависит ни от местонахождения пользователя, ни от времени работы с ресурсом. Каждый в соответствии со своими интересами может найти необходимую информацию. Для всех открыт доступ к научным исследованиям различных отраслей науки.
Преподаватель, цель которого осуществлять свою профессиональную деятельность добросовестно, должен идти в ногу со временем и использовать все преимущества современных информационных технологий.
Прежде всего, преподавателю для успешности профессиональной деятельности необходимо знать и использовать целый ряд документов, а именно: нормативные документы, учебные программы. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации, а также специальные методические сайты предоставляют возможность каждому преподавателю получить достоверную информацию и в соответствии с ней организовывать свою педагогическую деятельность.
Ориентируясь на законодательные документы и федеральные государственные образовательные стандарты, преподаватели Омского ГАУ разрабатывают рабочие программы дисциплин. Рабочие программы конкретизируют содержание учебных дисциплин и устанавливают наполняемость, структуру, последовательность необходимого для изучения материала. Здесь же определяются предполагаемые результаты обучения. Рабочие программы выставлены на официальном сайте университета, где с ними может ознакомиться любое заинтересованное лицо. Они дублируются в информационно-образовательной среде (ИОС) Омского ГАУ. Обучающиеся могут просмотреть их содержание и сориентироваться в образовательном процессе.
Целью современных вузовских технологий обучения является предоставление каждому обучающемуся возможности обучения по оптимально индивидуальной программе, которая учитывает познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные характеристики, не нарушая баланс фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Необходимо подчеркнуть, что технологизация образовательного процесса имеет
ограничения, так как комплексное применение средств компьютерной техники зависит от технической оснащенности вуза. Наряду с электронно-вычислительной техникой с демонстрационным оборудованием необходима готовность обучаемых к восприятию информационного учебного потока.
Учебники и учебные пособия, размещенные в ИОС, наполняют обучение конкретным материалом, ориентируя в информационном потоке, как преподавателя, так и обучающегося. Здесь же размещены материалы для самостоятельного изучения.
Для эффективного обучения различным предметам, в том числе иностранному языку, в Рунете представлен электронный каталог учебных изданий, который постоянно обновляется. Электронную версию учебной и дополнительной литературы можно найти в электронной библиотечной системе «Лань». Преподаватели и обучающиеся Омского ГАУ могут воспользоваться электронным ресурсом «Znanium.com», владеющим цифровой коллекцией современных образовательных и научных изданий.
Кроме представленных литературных источников, преподаватель может предложить обучающимся воспользоваться адресами целого ряда образовательных ресурсов, размещенных в Глобальной сети, которые бесспорно легко и интересно помогают освоить грамматику, протестировать полученные знания, потренировать себя в аудировании, слушая разнообразные аудиофайлы, просматривая видеофайлы, поработать над переводом аутентичных текстов, а потом проконтролировать себя. Конечно же, не стоит забывать о переписке, как с носителями языка, так и просто с теми, кто его изучает. Общение по скайпу с носителями языка сегодня также доступно. Обучающиеся Омского ГАУ с успехом используют для повышения уровня владения иностранным языком такие ресурсы как: приложение «Slowly» и «Memrise», сайт «Deutsche Welle», ресурс «News in Levels» и «Duolingo», сайт по методу Ильи Франка, сервис «My language exchange».
Конечно, не все обучающиеся неязыкового вуза тратят свое внеаудиторное время на повышение уровня знаний иностранного языка. Главная причина кроется в том, что иностранный язык в неязыковом вузе до сих пор остается дисциплиной второго плана. На нее выделяется недостаточное количество часов. Многие до сих пор отрицают важность владения иностранным языком. Проведенный среди обучающихся опрос показал, что лишь 60% обучающихся хотели бы тратить дополнительное время на данную дисциплину. Правильно организованный учебный процесс с применением ИКТ мог бы значительно повысить процент желающих языковой успешности, но в силу недостаточной технической оснащенности остается только надеяться на сознательность обучающихся и педагогическое мастерство преподавателя.
Не стоит забывать, что в первую очередь за эффективность учебного процесса отвечает преподаватель. Правильно организованное аудиторное занятие с методической точки зрения и успешное применение раздаточного материала способствует достижению образовательной цели аудиторного занятия. В интернете содержится достаточное количество материала, которым можно воспользоваться при составлении грамматических таблиц, наглядности для изучения лексических единиц, тренировочных тестовых упражнений, как для заучивания грамматических правил, так и усвоения лексики. Решение представить раздаточный материал в электронном или в печатном виде остается за преподавателем. Стоит помнить о необходимости тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля. И, конечно же, какое занятие сегодня обходится без использования презентаций, разработанных педагогом. Презентация это визуальная информация, которая повышает уровень наглядности в ходе обучения. Презентацию можно найти в интернете, дополнительно проработав ее под контингент обучающихся, или, создать собственную. С ее помощью можно достичь оптимального темпа работы на занятии, оживить учебный процесс и добиться быстрой обратной связи.
Страноведческий материал, взятый из интернета, используется нами при прохождении раздела «Географическое положение страны изучаемого языка». Видео «Schulfilm-DVD: Deutschland im Überblick - Naturräumliche Großregionen (DVD/ Vorschau)» [5], «I: Norddeutsche Tiefebene» [6], «II: Mittelgebirge» [7], «Deutschland von oben 2: Land» [8] помогает интересно и реалистично донести до обучающихся информацию. Перед просмотром видеороликов, для снятия языковых трудностей, преподаватель предлагает обучающимся ознакомиться с лексическими единицами, встречающимися в них. Выполняются следующие лексические и фонетические упражнения: прочитайте слова, соотнесите иностранные слова с их переводом, из данных слов составьте предложение, вставьте в пропуски подходящие по смыслу слова, прослушайте диалог и вставьте пропущенные слова. Далее преподаватель сообщает обучающимся, что после просмотра будет предложено выполнить тест, вопросы которого ориентированы на содержание видеофайлов. Несколько минут отводится на ознакомление с вопросами. После просмотра видео обучающиеся выбирают верные ответы.
Выполнение домашнего задания также связано с видеофайлом, скачанным из интернета и переработанным преподавателем. Обучающимся предлагается посмотреть видео и сформулировать десять вопросов по его содержанию на иностранном языке.
Таким образом, занятия с применением ИКТ позволяют каждому обучающемуся, в полной мере, учитывая его личные мотивы и интересы, сохранить равновесие между групповыми и индивидуальными формами обучения, тем самым способствуя оптимизации процесса обучения. Они нацелены на повышение эффективности процесса обучения, исходя из приоритетности самообразования над образованием.
Ссылки на источники:
1. Глухова, Т.В. [и др.] ИКТ-компетентность в современном образовании / Т.В. Глухова, С.В. Бажанова.- // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ikt-kompetentnost-v-sovremennom-obrazovanii - Дата доступа: [10.05.2019]
2. Мудракова, О.А. Проблемы развития ИКТ-компетентности учителей информатики путем использования электронных ресурсов образовательного назначения при повышении квалификации / О.А. Мудракова. // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-razvitiya-ikt-kompetentnosti-uchiteley-informatiki-putem-ispolzovaniya-elektronnyh-resursov-obrazovatelnogo-naznacheniya - Дата доступа: [10.05.2019]
3. Авдеева, С.М. [и др.] Российская школа на пути к информационному обществу.Проект Информатизации системы образования / С.М. Авдеева, А.Ю. Уваров.- // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskaya-shkola-na-puti-k-informatsionnomu-obschestvu-proekt-informatizatsiya-sistemy-obrazovaniya - Дата доступа: [10.05.2019]
4. Гейтс,Б. Дорога в будущее / Б. Гейтс. // AvidReaders.ru [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https ://avidreaders. ru/book/doro ga-v-budu schee. html - Дата доступа: [10.05.2019]
5. Schulfilm-DVD: Deutschland im Überblick - Naturräumliche Großregionen (DVD / Vorschau) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uVPO4O24Fl4 - Дата доступа: [10.05.2019]
6. I: Norddeutsche Tiefebene [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ALbBE9TnBcQ - Дата доступа: [10.05.2019]
7. II: Mittelgebirge [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=AojQmGc-KuI - Дата доступа: [10.05.2019]
8. Deutschland von oben 2: Land [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.zdf. de/dokumentation/terra-x/deutsche-landschaften-von-oben-100. html - Дата
доступа: [10.05.2019]
Natalia Saitova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Svetlana Demidova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
To the problem of the use of information and communication technologies in foreign language classes at a non-linguistic university
Abstract. The article deals with the ways to use new educational technologies. The advantages of using information and communication technologies in a foreign language class at a non-linguistic university are listed. The variant of practical use of the Internet resource for the productive lesson on the topic "The geographical location of the foreign country" is introduced. The necessity to use information and communication technologies in teaching a foreign language is settled in this article.
Keywords: information and communication technologies, educational resources, Internet resources, academic discipline, presentation.