Научная статья на тему 'О роли информационно-коммуникационных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся вуза'

О роли информационно-коммуникационных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / СРЕДСТВА СИНХРОННОЙ И АСИНХРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGES / MEANS OF SYNCHRONOUS AND ASYNCHRONOUS COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куламихина Ирина Валентиновна

Широкое использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам играет ключевую роль в развитии коммуникативной компетенции обучающихся вуза. В статье описаны дидактические возможности и преимущества использования ИКТ в образовательном процессе, затрагиваются вопросы методического сопровождения применения ИКТ при обучении иностранным языкам. Наличие созданных мультимедийных образовательных продуктов, Интернет-ресурсов и Интернет-технологий позволяет по-новому организовывать процесс обучения иностранным языкам в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куламихина Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the role of Information And Communication Technologies in the development of Communicative Competence in University Students

The widespread use of ICT in education plays a key role in improving the development of communicative competence in university students. The author focuses on the teaching benefits of ICT in the language education. The article provides information on new multimedia educational products, online resources and cutting-edge Internet technologies which prove to be effective in language learning and teaching.

Текст научной работы на тему «О роли информационно-коммуникационных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся вуза»

Зле^ронный научно-шт.о()ич£сху.й леурнал

Омского ТЯУHfl

Куламихина И. В. О роли информационно-коммуникационных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся вуза// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00746.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378

Куламихина Ирина Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск irakula@yandex. ru

О роли информационно-коммуникационных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся вуза

Аннотация. Широкое использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам играет ключевую роль в развитии коммуникативной компетенции обучающихся вуза. В статье описаны дидактические возможности и преимущества использования ИКТ в образовательном процессе, затрагиваются вопросы методического сопровождения применения ИКТ при обучении иностранным языкам. Наличие созданных мультимедийных образовательных продуктов, Интернет-ресурсов и Интернет-технологий позволяет по-новому организовывать процесс обучения иностранным языкам в вузе.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, иностранные языки, средства синхронной и асинхронной коммуникации, коммуникативная компетенция.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании становится все более популярным. Данные технологии способствуют кардинальному обновлению организации образовательного процесса, предлагая новые формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, более эффективные способы работы с учебным материалом, контроля результатов обучения.

Особенно значимы ИКТ в преподавании иностранных языков благодаря двум основным достоинствам: в основе их использования лежат принципы коммуникации и персонализации процесса обучения [1]. Активное внедрение ИКТ в обучение иностранным языкам способствует созданию активной иноязычной коммуникативной среды, наличие которой является необходимым условием развития коммуникативной компетенции обучающихся. Коммуникативная компетенция - это способность личности к межкультурному общению и взаимодействию, в основе которой ценностно-смысловое отношение человека к партнеру, предмету, ситуации общения [2].

Использование ИКТ в обучении дает преподавателю целый ряд преимуществ. Прежде всего, благодаря обратной связи возможно контролировать качество освоения учебного материала, развитие языковых умений. Также, обучающиеся имеют возможность самостоятельно регулировать свой учебный процесс. Например, при необходимости они могут повторно просмотреть или прослушать материал в индивидуальном режиме, что позволяет им развивать навыки аудирования, работать над произношением, обогащать словарный запас. Кроме того, ИКТ дают возможность организовать новые формы взаимодействия в процессе обучения, а также изменять содержание и характер деятельности преподавателя и обучающегося. Наконец, использование ИКТ модернизирует механизмы

управления процессом обучения иностранным языкам с точки зрения его планирования, организации и контроля.

Особую популярность в обучении иностранным языкам начали завоевывать средства синхронной и асинхронной коммуникации [3], [4]. Наиболее популярными формами синхронного общения в Интернете являются телеконференция (например, Skype, Yahoo Messenger), Voxopop. К асинхронным формам общения можно отнести переписку по e-mail, голосовое сообщение, голосовой форум, аудиоблоги и подкасты. Каждая из перечисленных форм активно применяется сегодня в обучении устной и письменной речи в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе, а также в дистанционном обучении, поскольку открывает большие возможности для совершенствования речевых навыков и умений аудирования. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Наиболее широко используемой интернет-технологией является подкастинг. Подкастами называют аудиоблоги или передачи, которые выкладываются в Интернете, их можно слушать в режиме online, либо скачать на любой цифровой носитель и прослушивать в любое удобное для пользователя время. Наряду с радио- и телестанциями свои подкасты предлагают печатные издания, университетские сайты, образовательные центры.

Дидактический потенциал подкастинга обусловлен следующими характеристиками этой интернет-технологии [3]. Во-первых, материалы подкастов аутентичны. По этой причине их целесообразно использовать на продвинутом этапе обучения иностранным языкам. Существуют сайты, на которых представлены подкасты и дидактический материал для работы с ними. Такие подкасты многофункциональны, их можно использовать не только для развития навыков аудирования и говорения, но и для расширения словарного запаса обучающихся, развития их межкультурной компетенции. Во-вторых, информация, представленная в подкасте, носит актуальный характер. В этом смысле подкасты реализуют принцип «здесь и сейчас» и могут служить источником информации о текущих событиях в самых разных сферах жизни, что, безусловно, вызывает познавательный интерес у обучающихся. В-третьих, существуют подкасты, которые помимо аудиосопровождения имеют и видеоряд. Многоканальное восприятие материала стимулирует его понимание, расширяет рецептивные возможности обучающихся, что в целом создает благоприятный фон и снимает психологические трудности при аудировании. И наконец, главная идея подкастинга заключена в его интерактивности. При работе с подкастом важным является не только исключительное прослушивание, прочитывание или просматривание информации, но и активное взаимодействие между людьми в Интернете. Интеграция подкастинга в обучение иностранным языкам с его возможностями кооперативного взаимодействия как нельзя лучше способствует интерактивности учебного процесса.

Тематика, языковая сложность подкастов разнообразна, поэтому они могут быть использованы на разных ступенях изучения языка и при прохождении любой темы. Технология работы с подкастом соответствует технологии работы над аудиотекстом с последующим выходом на устную и письменную речь и может служить материалом для расширения словарного запаса по определенной теме и для отработки грамматических явлений, т.е. работа с подкастом может носить комплексный характер.

Обучающиеся сами могут производить свои собственные подкасты. Процесс создания подкаста на занятии иностранного языка включает в себя следующие этапы: определение темы, разработка плана, поиска нужного содержания и языкового оформления, запись, совместная рефлексия, редактирование и в заключение размещение в интернете. Продуктивный подкастинг может быть предложен в форме групповой работы или проекта.

В качестве одной из многоканальных инструментальных программ, может быть рекомендована платформа интерактивной коммуникации VoiceThread (http://voicethread.com), одна из опций предлагает возможность сделать и прослушать аудиокомментарий к изображению. Новаторство и функциональные возможности данного ресурса привлекают как преподавателя (это развитие навыков аудирования, письма, чтения и говорения, а также творческих способностей), так и обучающихся (возможность проявить

себя, поделиться своими мыслями). Интеракция может происходить в рамках этой платформы как синхронно, так и асинхронно. К тем или иным продуктам, помещенным на сайте, можно обращаться в любое время. Данное техническое средство может быть задействовано как в аудиторной, так и в самостоятельной работе обучающихся.

Большой дидактический потенциал содержит интернет-технология аудио-форум Voxopop (www.voxopop.com), позволяющая развивать навыки монологической речи в режиме online. Данный социальный сервис позволяет создавать дискуссии (talk groups) на различные темы. Каждая дискуссия осуществляется группой участников. На сегодняшний день на сайте можно найти и принять участие в группах, соответствующих различным уровням владения иностранным языком, в том числе можно организовать собственную дискуссию.

Дискуссионные группы Voxopop - это особое Интернет-пространство, в котором обучающиеся с помощью преподавателя-модератора могут практиковаться в устной речи и аудировании. Обучающимся предоставляется возможность делать устные сообщения на заданные темы и презентации. Работа в аудио-форуме помогает обучающимся оценить свои речевые и фонетические навыки, научиться «слышать» и исправлять собственные ошибки, поскольку имеется возможность «стереть» и перезаписать созданное сообщение.

Записывая свое сообщение на заданную тему, обучающиеся включаются в общую «голосовую» асинхронную дискуссию, прослушивая которую каждый узнает мнение других участников и может продолжить обсуждение, соглашаясь или не соглашаясь с ними. Аудиозаписи создаются и хранятся online, при этом их также можно загрузить на цифровой носитель.

Преимущество такого инструмента в том, что он позволяет практиковать навыки говорения и аудирования в ситуации значимого общения в рамках самостоятельной работы. Также, неоспоримым плюсом использования данного аудио-форума является возможность получения обучающимися обратной связи. Данная Интернет-технология развивает социальные и психологические качества обучающихся, уверенность в себе и способность работать в команде; создает благоприятную для обучения атмосферу.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что созданы все предпосылки для использования Интернет-технологий в обучении: изучены дидактические возможности использования ИКТ, разработаны технологии их применения, выявлены их преимущества и доказана их эффективность в образовательном процессе. Использование мультимедийных образовательных продуктов, Интернет-ресурсов и Интернет-технологий в обучении иностранным языкам повышает качество языковой подготовки в вузе.

Ссылки на источники:

1. Асадуллина Л.И. Средства электронной коммуникации в обучении иностранному языку / Л. И. Асадуллина, А. В. Диденко. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2010. - С. 14-17.

2. Куламихина И.В. Структурно-функциональная модель иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров вуза // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016.-№ 3(6). - С. 28.

3. Ковалёва Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III Международной науч.-практ. конф., 23-25 апреля 2009 г./Пермь. Том 2. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 48-55.

4. Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. - 182 с.

Irina Kulamikhina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

About the role of Information And Communication Technologies in the development of Communicative Competence in University Students

Abstract. The widespread use of ICT in education plays a key role in improving the development of communicative competence in university students. The author focuses on the teaching benefits of ICT in the language education. The article provides information on new multimedia educational products, online resources and cutting-edge Internet technologies which prove to be effective in language learning and teaching.

Keywords: information and communication technologies, foreign languages, means of synchronous and asynchronous communication, communicative competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.