Михалева Л.В.1, Лобастова Е.В.2 ©
Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра романских языков; студент, кафедра английской филологии, Национальный исследовательский Томский государственный
университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация
Рассматривается актуальность использования Интернет - ресурсов в обучении иностранным языкам и их роль. Затрагиваются проблемы эффективности использования ИКТ в учебном процессе, а также проблема использования эффективных методов обучении иностранным языкам по Skype. Цель работы - показать, насколько современные
возможности ИКТ - технологий, и в частности, Skype, способствуют усвоению учебного материала.
Ключевые слова: ИКТ, подходы при обучении иностранным языкам, Skype, дистанционное обучение, современные технологии, Интернет - ресурсы, дидактические принципы, контроль усвоения.
Keywords: ICT, approaches in foreign language teaching, Skype, distance learning, modern technologies, Internet resources, didactic principles, control of mastering.
Развитие Интернета и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) значительно изменило уклад жизни миллионов людей по всему миру. Характерной чертой современного общества становится его вовлеченность в глобальные информационные потоки, скорость которых постоянно возрастает. Образование как одна из сфер общественной жизни, определяющая уровень и перспективы развития социума, также подвергается существенному влиянию процессов информатизации. [1, 46]
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в современном мире преподавателям необходимо всё чаще и чаще находить пути эффективного обучения иностранным языкам, которое смогло бы решить ряд задач, стоящих перед ними. Открытым и актуальным остается вопрос: «Как обучать иностранным языкам на основе современных информационных технологий?» Также необходимо определиться с подходами и способами в обучении.
Цель работы - проанализировать современные возможности ИКТ - технологий, и в частности, Skype, как одного из способов обучения иностранным языкам.
Достижение поставленной цели потребовало решить ряд следующих задач:
1) уточнить современные подходы при обучении иностранным языкам;
2) проанализировать имеющиеся в науке исследования по использованию по использованию ИКТ при обучении иностранному языку
3) обосновать эффективность использования ИКТ в учебном процессе по иностранным языкам;
4) определить методику обучения иностранному языку по Skype.
При обучении иностранным языкам основными подходами выступают компетентностный, личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный,
социокультурный. В основе каждого подхода или совокупности подходов лежит система принципов - основных концептуальных положений, определяющих процессы обучения, воспитания и развития обучаемых. Эффективность всех перечисленных выше подходов будет возможна при реализации таких дидактических принципов как сознательности, активности, наглядности, доступности и посильности, информатизации образования и др.; психологических
© Михалева Л.В., Лобастова Е.В., 2015 г.
принципов таких как мотивации, поэтапности в формировании языковых навыков и развитии речевых умений, учёта индивидуально-психологических особенностей обучающихся и др.; лингвистических: системности, консиквенции, функциональности, стилистической
дифференциации и др.; методических принципов: коммуникативности, учёта особенностей родного языка, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности и ряда частнометодических принципов, отражающих особенности формирования конкретных аспектов языка, развития видов речевой деятельности, формирования социокультурной или межкультурной компетенций). [3, 4]
Применение ИКТ в обучении иностранным языкам становится всё более и более популярным и находит всё больше последователей. В своей работе Истомин А.А. утверждает, что одной из основных современных методик обучения с использованием ИКТ принято считать дистанционное обучение (ДО). [2, 130]
Под дистанционным обучением Истомин А.А. понимает «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность». [2, 130]
Андреев А.А. выделяет ключевые особенности ДО, которые включают в себя:
- гибкость - график занятий;
- модульность - способность формировать учебный план в соответствии с индивидуальными или групповыми потребностями обучающихся;
- параллельность - ДО может быть совмещено с процессом основной учебной деятельности;
- дальнодействие - значительная территориальная удаленность учащихся не является проблемой;
- асинхронность - учитель и студент могут работать по удобному для каждого графику, причем обратная связь не обязательно налаживается в процессе реального времени;
- охват - количество учащихся практически не ограничено;
- рентабельность - доказанная экономическая эффективность ДО;
- акцент на преподавателя - роль преподавателя существенно изменена;
- акцент на обучающегося - к учащимся предъявляются несколько иные требования, нежели при стандартной схеме обучения;
- использование ИКТ - ИКТ являются не просто вспомогательным, но основным инструментом ДО;
- социальность - в некоторой степени снимается социальная напряженность, т. к. все учащиеся получают одинаковые возможности;
- интернациональность - возможность импорта и экспорта образовательных услуг. [2,
130]
С точки зрения Истомина А.А ДО считается достаточно эффективным, поскольку основными его преимуществами являются дальнодействие, гибкость графика обучения, а также асинхронность. Помимо того, немаловажным является тот факт, что ДО может производиться параллельно с другими видами учебной деятельности, а охват аудитории здесь практически безграничен. Несмотря на изменение роли иностранного языка обучающего по сравнению с классической моделью обучения, нельзя говорить о каких-то кардинальных переменах. Обучающий также продолжит делиться своим опытом и знаниями в процессе обучения. Изменение будет заключаться лишь в том, что он переквалифицируется из «надзирателя» в «наставника». [2, 133]
Сысоев П.В. утверждает, что современные ИКТ обладают дидактическими свойствами и функциями. Под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей. [4] В своих работах он выделяет 11 дидактических свойств, которыми обладают современные ИКТ и которые оказывают влияние на интенсификацию процесса обучения иностранному языку:
- многоязычие и поликультурность информационных Интернет - ресурсов;
- многоуровневость информационных Интернет ресурсов;
- разнообразие функциональных типов Интернет - ресурсов;
- мультимедийность ресурсов;
- гипертекстовая структура документов;
- возможность создания личной зоны пользователя;
- возможность организации синхронного и асинхронного общения;
- возможность автоматизации процессов информационно- методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и её контроль;
- выстраивание обучающимися индивидуальной образовательной траектории;
- реализация педагогической технологии обучение в сотрудничестве;
- развитие умений самостоятельной учебной деятельности.
Шалова В.В. считает, что использование ресурсов сети Интернет позволяет формировать и развивать следующие составляющие, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции посредством использования ресурсов сети Интернет:
- языковую составляющую;
- речевую составляющую;
- социокультурную составляющую;
- познавательную составляющую.[5]
Мы считаем необходимым отметить, что использование современных технологий, а в частности Skype и различных интернет - источников значительно помогает в работе при обучении иностранному языку.
Во-первых, применение Skype на практике значительно упрощает процесс поиска материалов для обучения. Существует множество интерактивных игр, тестов, видеороликов для обучения аудированию и грамматике, короткие рассказы, загадки и кроссворды для изучения лексики и грамматики.
Во-вторых, Skype - это очень удобный способ для проведения занятий. Все необходимые материалы находятся «под рукой» у преподавателя, нет необходимости иметь на уроке учебники, рабочие тетради или учебные пособия. Благодаря современным технологиям не возникает сложности передать необходимые файлы, в случае возникновения каких-либо незначительных проблем с поиском подходящего учебника или материала, по которому следует, к примеру, выполнить домашнее или дополнительное задание.
В-третьих, в условиях современной жизни, очень тяжело найти время для дополнительных занятий с учащимися и согласовать это с учителем, учеником и родителями. По ряду различных причин, изучение иностранного языка становится жизненно необходимым, в условиях развития современной коммуникации, технического прогресса и развития международных отношений со многими странами.
Кроме того, хотелось бы отметить проблему, которая возникает у учеников при изучении иностранных языков в сельской местности. Во многих школах отсутствуют высококвалифицированные специалисты по обучению иностранным языкам. Возможность проведения занятий по Skype решает данную проблему, но, к сожалению, мы понимаем, что решить данную проблему удается лишь отчасти. Ведь для дистанционного обучения необходим доступ к сети Интернет, который не всегда есть во многих сельских регионах страны.
Дистанционное обучение позволяет преподавателю реализовать следующие функции контроля усвоения знаний:
1) собственно контролирующую, или проверочную;
2) оценочную;
3) обучающую;
4) управляющую;
5) диагностирующую;
6) стимулирующую или мотивирующую;
7) развивающую, воспитывающую и дисциплинирующую [2, 132]
В настоящее время внедрение ИКТ, и в частности Skype, в образовательный процесс идёт повсеместно, однако до сих пор у многих преподавателей, родителей, учащихся возникает вопрос о том, как лучше и эффективнее обучать иностранному языку на основе дистанционной формы.
Как было отмечено выше, использование ИКТ в обучении иностранным языкам позволяет формировать и развивать языковую составляющую коммуникативной компетенции. На основе текстовых и игровых ресурсов с использованием визуальной наглядности происходит активное усвоение обучающимися лексического материала. При этом, возможен целый ряд видов заданий, а именно:
- упражнения на заполнение пропусков;
- упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается другим цветом;
- задания в виде игры на составление предложений, где нужно поставить предлагаемые слова в нужном порядке;
- упражнения, которые могут быть в таких вариантах - выбор производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);
- упражнения «Найдите ошибку», в котором нужно исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;
- упражнения на соединение слова с соответствующей ему дефиницией - предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. [5, 17]
Использование Интернета при обучении грамматике возможно при изучении любой грамматической темы, на любом уровне изучения иностранного языка. При правильном подборе иллюстративного материала (анимация, видео лекция, грамматические таблицы) и организации тренировочных упражнений материал будет восприниматься легче и быстрее, так как будет задействована большая часть рецепторов. [5, 17]
Обучение аудированию при использовании Skype состоит в обучении правильности понимания прослушанного текста, в совершенствовании фонетических навыков, умении понимать аутентичную речь, которые достигаются путем прослушивания подкастов, при просмотре видеороликов. Благодарю стремительному развитию ИКТ - технологий стало возможно прослушивать аудио - файлы и просматривать видео - ролики одновременно с учеником с помощью использования следующих программ: для совместного просмотра видео «Together tube»; для совместного прослушивания аудио «Skypeplayer»; для просмотра экрана монитора ученика «Teamviewer». Необходимо также отметить, что использование Skype также можно использовать как источник для практики совершенствования фонетических навыков. Для этого необходимо выключать видео - камеру и при возможности общаться и давать инструкции ученику без её использования.
Приведем небольшой список Интернет - ресурсов для обучения английскому языку.
Для активного усвоения лексических средств:
http://www.agendaweb.org/; http://learningapps.org; http://en.islcollective.com/; http://www.bbc.co.uk; http://www.angles365.com/; http://www.anglomaniacy.pl/;
http://www.eslgamesplus.com/; http://learnenglishteens.britishcouncil.org; http://www.onlineelt. com/? cc=us&selLanguage=en Для обучения грамматике:
http://www. agendaweb.org/; http://learningapps.org; http://en.islcollective.com/;http://learnenglishteens.britishcouncil.org; http://www.bbc.co.uk.
Для формирования навыков чтения могут стать следующие ресурсы: http://resources.woodlands-junior.kent.sch.uk; http://www.agendaweb.org/; http://learnenglishteens.britishcouncil.org; http://www.bbc.co.uk http://www. onlineelt.com/? cc=us& selLanguage=en Для формирования навыков аудирования: http://www.agendaweb.org/; http://english-basis.ru/uchit-legko/; http ://en.islcollective. com/; http ://en.islcollective. com/;
http://www. eslgamesplus. com/; http://www. onlineelt. com/? cc=us&selLanguage=en
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время современные технологии в обучении иностранным языкам широко применяются на практике. Использование современных технологий позволяет, во - первых, в полном объеме реализовать личностно - деятельностный подход к обучению иностранному языку и культуре по индивидуальной траектории, поскольку они обладают уникальными дидактическими свойствами. Во-вторых, работа с Интернетресурсами не требует установки лицензионных программ, стоящих дорого, к ресурсам, которые можно составлять самостоятельно, возможен доступ одновременно с нескольких компьютеров, существует возможность дистанционной работы с учащимися. Эти факторы позволяют индивидуализировать и дифференцировать работу с учащимися. Необходимо также отметить и тот факт, что обучающая литература по иностранным языкам, особенно зарубежных авторов, достаточно дорогостоящая и часто недоступная для обучающего. Ресурсы сети Интернет предоставляют нам уникальную возможность использования многих учебников и учебных пособий совершенно бесплатно, затрачивая при этом минимальное количество времени.
Литература
1. К.В. Александров, К.Г. Голубева, А.В. Александрова - Принципы применения ИКТ в обучении иностранным языкам и их отражение в платформе Magister* // Иностранные языки в школе. - 2014. - №6. - С. 46 -54.
2. А.А. Истомин - Роль дистанционного обучения в преподавании иностранных языков // Вестник ТГУ. - 2013. - №9 (125). - С. 130 - 133.
3. П.В. Сысоев - Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. -2014. - №5. - С. 2 - 11.
4. В.В. Шалова - Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети Интернет // Иностранные языки в школе. - 2014. - №6. - С. 16 - 22.
5. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура, выпуск (1) 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //cyberleninka. ru/article/n/sovremennye -informatsionnye -i -kommunikatsionnye -tehnologii-didakticheskie-svoystva-i-funktsii#ixzz3JKWM4k00