Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам'

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / EDUCATIONAL LINGUISTIC INDEPENDENCE / AUTOMATED EDUCATIONAL SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любанец Ирина Ивановна, Копытич Ирина Геогриевна

В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в учреждениях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любанец Ирина Ивановна, Копытич Ирина Геогриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the peculiarities of the use of information and communication technologies in the process of teaching foreign languages in the institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам»

Любанец Ирина Ивановна

старший преподаватель Копытич Ирина Геогриевна

старший преподаватель УВО «Барановичский государственный университет »

(г. Барановичи, Беларусь)

УДК 004.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ

ЯЗЫКАМ

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN

LANGUAGES

В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: учебная лингвистическая самостоятельность, информационно-коммуникационные технологии, электронный учебник, автоматизированное учебное программное обеспечение.

The article deals with the peculiarities of the use of information and communication technologies in the process of teaching foreign languages in the institutions of higher education.

Key words: educational linguistic independence, information and communication technologies, electronic textbook, automated educational software.

В последние годы в области образования все большее значение приобретает подготовка специалистов, способных адаптироваться не только к новым тенденциям в мировом развитии, но и к стремительному росту информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Хорошее владение иностранным языком играет важную роль в этом процессе в связи с тем, что в условиях глобализации и интеграции, язык становится наиболее важным инструментом, обеспечивающим успешную адаптацию молодых специалистов в обществе и спрос на них на рынке труда.

Качество обучения иностранным языкам зависит от множества факторов:

- квалификации преподавателей;

- качества учебно-методических материалов;

- материально-технической базы и т. д.

Иноязычная подготовка обучающихся в учреждениях высшего образования призвана развивать и ускорять технический прогресс в

Республике Беларусь. Знание иностранного языка, как инструмента профессиональной деятельности, должно улучшить шансы белорусских специалистов на мировом рынке труда, поскольку она включает в себя контакты с зарубежными коллегами, знакомство с достижениями современной науки и техники и их использование в профессиональной деятельности [6].

В современном информационном обществе преподаватели иностранных языков имеют новые эффективные учебные инструменты, преимуществами внедрения которых являются:

1. повышение «скорости» передачи знаний от преподавателя к обучающемуся;

2. повышение качества преподавания и образования, что позволяет обучающимся быстрее получать необходимые знания;

3. активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором для создания образовательной системы, соответствующей потребностям информационно-ориентированного общества и процесса реформирования традиционной образовательной системы в свете требований современного общества [6].

Главным преимуществом внедрения новых ИКТ является формирование системы открытого образования, доступного для всех. Целью внедрения ИКТ в преподавание иностранных языков в Барановичском государственном университете (БарГУ) является:

- повышение качества подготовки специалистов за счет использования современных ИКТ в образовательном процессе;

- использование активных методов обучения и, как результат, увеличение творческих и интеллектуальных компонентов учебной деятельности;

- интеграция различных видов учебной деятельности;

- адаптация информационных технологий к индивидуальным особенностям обучающихся;

- преемственность в обучении;

- развитие информационных технологий для дистанционного обучения;

- совершенствование программно-методических материалов для учебного процесса.

Исходя из цели преподавания иностранных языков в БарГУ и опыта работы преподавателей, следует отметить, что обучающиеся должны обладать развитой как коммуникативной, так и межкультурной компетенцией: уметь вести себя в ситуациях межкультурной коммуникации без каких-либо затруднений, принимать в них участие и решать поставленные задачи. В первую очередь, преподаватель должен развивать у обучающихся языковую самостоятельность в целях совершенствования процесса межкультурной коммуникации и познавательной деятельности посредством изучения иностранного языка.

Существует немало способов развития языковой самостоятельности обучающихся, однако не все они отвечают их потребностям и раскрывают все их возможности в изучении иностранных языков.

Одним из наиболее эффективных инструментов развития учебной лингвистической самостоятельности обучающихся с использованием ИКТ является изучение лексики для специальных целей. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), автоматизированные учебные курсы, тестеры классифицируются исходя из целей и задач учебного курса или способов их использования: иллюстрирование, консультирование, операционная среда, тренажеры, учебная экспертиза, обучение, руководство, решение проблем, имитация и моделирования, игры.

Использование электронных учебников стимулирует освоение учебного курса или его разделов с помощью преподавателя или самостоятельно при изучении специальной терминологии на иностранном языке [6].

В связи с интеграционными процессами в обществе, междисциплинарные связи играют важную роль, именно благодаря им можно изучать один предмет через другой, изучая специальную лексику с помощью иностранного языка. Являясь одним из способов развития лингвистической самостоятельности обучающихся, проектная деятельность по специальным предметам на иностранном языке с помощью ИКТ позволяет отслеживать междисциплинарные связи между специальными предметами, информационными технологиями и иностранным языком.

Автоматизированное учебное программное обеспечение представляет собой комплекс научной, методической, учебной и организационной поддержки образовательного процесса, основанного на информационных технологиях. В настоящее время, благодаря автоматизированным учебным программам, можно решить некоторые проблемы в образовании:

1) проблемы, связанные с уровнем знаний, способностями, навыками обучающихся, а также с индивидуальными особенностями, склонностями и мотивациями. Для такого обследования используются специальные психологические тестовые системы и контрольно-диагностические вопросы;

2) проблемы, относящиеся к усвоению учебного материала;

3) проблемы, связанные с подготовкой материала (иллюстраций, заданий, лабораторных работ, тестов), его адаптацией на разных уровнях и представлением, обучающимся.

Оборудование для этого автоматизированного учебного курса включает в себя локальные сети, а также автоматизированные рабочие места для обучающихся и преподавателей, что предоставляет им различные инструменты для решения учебных задач, справочные материалы и возможность ведения журнала ответов.

Использование ИКТ в обучении иностранным языкам также является способом развития языковой независимости.

С нашей точки зрения, использование электронных тестов на знание специальной лексики, также стимулирует обучающихся к изучению языка.

Однако стоит обратить внимание на тот факт, что любой тест как инструмент проверки знаний должен определяться индексами надежности и достоверности. Перед проведением теста преподаватель должен знать, в какой степени тест удовлетворяет вышеуказанные требования.

Электронные библиотеки рассматриваются как еще один эффективный способ развития образовательной лингвистической независимости при поиске достоверных материалов для выполнения различных учебных задач при изучении иностранных языков [6].

Тем не менее, необходимо заметить, что перед тем, как предлагать обучающимся использовать ресурсы электронных библиотек, преподаватель должен сам проанализировать их.

На основе зарубежного опыта преподавания иностранных языков с использованием ИКТ, все применяемые информационные средства обучения можно разделить на две группы:

- синхронные коммуникационные средства;

- асинхронные коммуникационные средства.

Синхронные средства коммуникации - это интернет-инструменты, которые позволяют общаться в режиме реального времени (чат, видеочат и аудио-чат). Примерами таких инструментов, обеспечивающих синхронную связь посредством чата, голоса и видеосвязи, являются Skype, Yahoo, Messenger, http://www.messenger.yahoo.com, http://www.skype.com, https://ru-ru.messenger.com/.

Пользователи Yahoo, Messenger и Skype имеют возможность общения друг с другом, независимо от того, в каком месте они находятся (главным условием такого общения является наличие специальных программ). Эти программы позволяют создать список друзей и пригласить их для личного общения или организовать конференцию (групповой чат), установить параметры поиска (возраст, пол, место проживания, родной язык, интересы и т. д.), найти друзей в киберпространстве. Такие чат-платформы открывают новые возможности в обучении иностранным языкам. Использование чатов и голосовой связи - хороший способ общения со сверстниками из других стран, обсуждения проблем, решения задач. Например, для установления первых языковых контактов с носителями языка, следует задать параметры желаемого собеседника, используя специальную программу. Это отличный шанс найти собеседника в определенной стране, узнать его имя, интересы, рассказать о себе и т. д. А благодаря функции архивирования текста чата можно проанализировать журнал чата с точки зрения грамматики, лексики, пунктуации, стилистики, ошибок речи и т. д. [5].

Несмотря на то, что эти средства интернет-коммуникации появились недавно, в мировой практике уже есть определенный опыт их использования в образовательном процессе.

Асинхронные средства связи - это интернет-инструменты, которые позволяют обмениваться информацией с задержкой во времени (блоги,

форумы, образовательный портал, электронная и голосовая почта, веб-сайты, wiki и т. д.) [5].

Блог - это журнал или дневник, открытый для публичного просмотра на веб-сайте и состоящий, как правило, из личных размышлений, комментариев к текущим событиям и т. д., написанный в хронологическом порядке. Блоги могут обновляться ежедневно / еженедельно / ежемесячно. Разработчик блога имеет право размещать информацию в своем блоге и редактировать ее, а посетители блога имеют право только комментировать статьи. Разработчик может размещать в своем блоге фотографии, аудио- и видеоматериалы, веб-ссылки... [1].

С нашей точки зрения, можно выделить 3 типа блогов, используемых в обучении иностранным языкам:

- блог преподавателя (https://gymn1ivye.schools.by/pages/obrazovaniepr-

60);

- блог учреждения образования (http://ipk.brsu.by/);

- блог обучающегося (https://canadastudent.net/) [2, c. 120].

Аудио блоги или подкасты представляют собой отдельные специальные виды сетевых дневников с файлами MP3. Подкастинг- это создание и распространение МР3-файлов в Интернете, которые можно прослушивать онлайн или загружать в МРЗ-плеер (http: www.podcast.de.). Существуют различные типы подкастов:

- подлинные подкасты с записями носителей языка (http://www.podcastsinenglish.com);

- подкасты, разработанные преподавателями для обучающихся (https://github.com/AveVlad/russia-it-podcast);

- студенческие подкасты (http://juliay.podomatic.com) [3, c. 50].

Аудио-блоги открывают широкие возможности для обучающихся в

плане записи своей речи на сайте с помощью инструментов сайта, распространения звуковых файлов, записанных из других программ, загрузки с компакт-диска, но в формате МРЗ.

Интернет-форум, также известный как доска объявлений или стена для обсуждений, представляет собой веб-приложение и обеспечивает онлайн-дискуссии и обмен мнениями. Он обычно существует как часть веб-сайта и предлагает темы и проблемы для обсуждения, в то же самое время, не позволяет пользователям редактировать сообщения других пользователей. Такое право принадлежит только администраторам и модераторам. Интернет-форумы отличаются от блогов. Форумы обычно позволяют большинству пользователей публиковать темы, в то время как блоги позволяют одному или нескольким пользователям создавать записи. Форумы так же, как правило, более разнообразны в интересах, в то время как блоги, более конкретны в своей тематике [6].

С помощью Chinswing (http://www.chinswing.com), Gabmail (http://www.freegabmail.com) и Vaestro (http://www.vaestro.com) можно организовать форумы на иностранных языках для обсуждения различных тем,

которые волнуют обучающихся, для установления дружеских отношений и т.п.

При использовании ИКТ в учебном процессе облегчается доступ к полнотекстовым подлинным документам, новейшим исследованиям и публикациям, материалам для информации и лингвистического обеспечения, достоверным источникам в области современных исследований. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет более эффективно решать ряд дидактических задач:

- формировать навыки чтения;

- уметь говорить и слушать;

- высказываться на любую тему;

- использовать активный и пассивный словарь;

- ознакомиться с социокультурной реальностью страны изучаемого языка (речевой этикет, особенности речевого поведения, традиции зарубежных стран);

- повысить мотивацию к изучению аутентичных материалов.

Эти возможности, открывающиеся при использование ИКТ, не могут сравниться с традиционными формами работы благодаря их разнообразию. Они активно вовлекают обучающихся в иноязычную среду и помогают преодолеть языковой барьер, поощряют дискуссии на иностранном языке с носителями языка в режиме реального времени, стимулируют творческую деятельность, мотивируют к изучению иностранного языка, улучшают коммуникативные и межкультурные компетенции, знакомят обучающихся с сетевыми ресурсами. Поиск информации является составной частью творческого процесса, который оживляет интеллект обучающихся, помогает по-новому решать различные проблемы, менять образ мышления [4].

Интернет-технологии призваны способствовать развитию индивидуальных образовательных путей: адаптировать учебный материал к индивидуальным особенностям обучающихся, их уровню знаний и способностей.

Интеграция ИКТ в образовательный процесс приводит к пересмотру роли и места преподавателя в этом процессе, основной целью которого является ни передача знаний, ни формирование навыков и умений, а поощрение интереса обучающихся, их мотивация к изучению языка, к творческим исследованиям. В настоящее время отношения преподавателя и обучающихся строятся на принципах сотрудничества, совместного поиска и творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веретенникова В. П. Использование блогов в учебном процессе [Электронный ресурс] / В. П. Веретенникова, Г.П. Кузнецова. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ 5_NMIV_2009/Philologia/40997. doc.htm (Дата обращения - 18.04.2017).

2. Иванченко, Д. А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет-обучении / Д. А. Иванченко // Информатика и образование. - № 2. - 2007. - С. 120-122.

3. Ковалёва Т. А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку / Т. А. Ковалева // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III Международной науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та. - 2009. - С. 48-55.

4. Мустафина К. Р. Интернет-технологии в педагогической деятельности учителя [Электронный ресурс] / К. Р. Мустафина. - Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (Дата обращения - 19.04.2017).

5. Смыковская Е. П. Особенности синхронной и асинхронной коммуникации при обучении иностранному языку с помощью компьютерных технологий [Электронный ресурс] / Е. П. Смыковская. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/22707/1/5.pdf (Дата обращения - 21.04.2017).

6. Рубанов А. В. Студент и интернет: использование электронных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] / А. В. Рубанов - Режим доступа: http://eHb.bsu.by/bitstream/123456789/n5074/1/C%20n%20-

%2013.%20СТУДЕНТ%20И%20ИНТЕРНЕТ%20ИСПОЛЬЗОВАНИЕ%20ЭЛЕКТРОННЫ Х%20ТЕХГОЛОГИЙ%20В%20УЧЕБНОМ%20ПРОЦЕССЕ^ (Дата обращения -22.04.2017).

Шебанец Елена Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация)

УДК 159.922.7:371.3

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

THE PROBLEM OF DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Статья посвящается проблеме проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации, включающего создание психолого-педагогических, специализированных, здоровьесберегающих, дифференцированных условий и обеспечение доступа всех детей к освоению ОПОП СОШ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможности, индивидуальная образовательная траектория, инклюзивное образование.

The article is devoted to the problem of designing individual educational trajectory of children with disabilities, provides for the construction of differentiated education and the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.