ваться наиболее оптимальным образом. Для обеспечения наиболее эффективного функционирования всех субъектов экономических отношений и гарантии минимально необходимого уровня социального обеспечения соответствующую социально-экономическую политику должны проводить органы государственной власти и местного самоуправления.
Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных интересов. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. >•
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЯХ
О.Ю. Овчаренко
С каждым годом внедрение технологий бюджетирования на предприятиях происходит все более интенсивно. Многие руководители уже осознали ценность данного инструмента для эффективного управления компанией, однако возникают трудности с построением системы бюджетирования с тем, чтобы она приносила реальные результаты. Особенно сложно внедрить процессы бюджетирования в интегрированных компаниях, имеющих сложную производственную и финансовую структуру-
Термин «бюджетирование» в литературе имеет множество различных трактовок, начиная определением «бюджетирование -это финансовое планирование в компании» и заканчивая определением «бюджетирование - это комплексный интегрированный процесс планирования». Поэтому необходимо определиться с терминологией, используемой в планировании и бюджетировании:
план - это набор действий, мероприятий, проектов и т.д., которые собирается реализовать компания для достижения поставленных перед собой целей;
бюджет - сумма располагаемых средств для выполнения запланированных мероприятий.
Многие обвиняют традиционное бюджетирование в близорукости - бюджеты отображают состояние финансовых ресурсов компании на определенный момент, упуская из вида перспективы развития. Многие компании, пересмотревшие под-
ходы к бюджетированию, сходятся во мнении, что традиционный бюджет препятствует потенциальному росту компании, концентрируя внимание менеджеров исключительно на краткосрочных целях.
Почувствовав недостатки традиционного подхода к формированию бюджетов, некоторые компании пересмотрели процесс бюджетирования, что привело к появлению альтернативных подходов. Бен-чмаркетинговые исследования позволили сформулировать последовательность изменений, вводимых компаниями при реформировании системы бюджетирования: определить все виды бизнеса компании и установить логику распределения средств между ними;
сформировать функциональную команду из сотрудников различных структурных подразделений;
проанализировать существующую систему оценки эффективности деятельности предприятий и, в частности, соответствие ее принятым стратегическим целям компании.
При бюджетировании рекомендуется пересмотреть количество бюджетных позиций. Некоторые могут быть укрупнены за счет объединения, что позволит сократить количество времени на процесс бюджетирования.
С нашей точки зрения, бюджетирование следует рассматривать с трех позиций:
1. Как процесс трансформации планов деятельности компании в финансово-экономические показатели.
2. Как инструмент повышения ответственности руководителей за затраты на достижение поставленных целей.
3. Как технологию информационно-аналитической поддержки управления.
Каждая из этих позиций - очередная ступень в развитии системы бюджетирования компании.
1. В компании существуют три процесса, связанные с формированием перспективных величин:
- процесс целевого планирования;
- процесс планирования мероприятий;
- процесс бюджетирования.
Целевое планирование предусматривает установление целей и их формализацию в виде целевых показателей, таких как номенклатура выпуска продукции, объемы выпуска, срок сдачи партии продукции, процент брака и лимит сверхнормативного расхода основных средств и вспомогательных материалов. Поэтому для формирования показателей необходимо оценить ресурсы, необходимые для выполнения заданных целевых показателей. Оценка ресурсов проводится с помощью нормативов и планов мероприятий.
С помощью нормативов планируется потребность в ресурсах, а с помощью плана мероприятий - расходы в потреблении этих ресурсов. Если смотреть нормативы и мероприятия с точки зрения процессов, то нормативная база - это изменение текущего ходя процесса, а мероприятия - это внесение изменений в сам процесс с целью улучшения его характеристик. Компанией значительно легче управлять посредством максимального нормирования всех процессов.
Важным фактором, определяющим эффективность реализации процесса планирования и бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают. Иерархическая связь может быть двух видов:
- мероприятия проводятся централизованно на вернем уровне управления и затрагивают ряд подразделений, в которых
разрабатываются свои мероприятия, но с учетом проводимого «наверху»;
- мероприятия реализуются только на нижнем уровне и связаны с верхним уровнем управления через бюджеты.
2. Ценность бюджетирования состоит именно в создании эффективного инструмента управления, основанного на ответственности руководителя за затраты и результаты. Управленческий аспект бюджетирования реализуется посредством создания обоснованной структуры бюджетов, закрепления ответственности за затраты и результаты в соответствии с возможностью оказания влияния на эти показатели; вовлечения руководителей всех уровней управления в процесс планирования, мотивации руководителей на исполнение бюджетов.
Под обоснованной структурой бюджета понимается такая, в которой необходимость существования каждого бюджета подтверждена. Критерием необходимости наличия бюджета является персональная ответственность руководителя за его исполнение. Значимость фактора обоснованности структуры бюджетов возрастает по мере роста компании.
Вовлечение руководителя в процесс планирования производится посредством организации процесса планирования мероприятий и согласования различных планов. Участие руководителей верхнего уровня в бюджетном комитете позволяет согласовывать планы и бюджеты верхнего уровня. Бюджеты нижних уровней согласуются посредством проведения контрольных совещаний у каждого руководителя подразделения.
3. Процесс бюджетирования является мощным инструментом управления, позволяющим стимулировать руководителя на достижение результатов, повысить объективность и точность финансового планирования и оценить эффективность работы подразделения. Бюджетирование является полноценной технологией информационноаналитической поддержки управления, позволяющей повысить обоснованность расходов, улучшить качество и обоснованность прогнозов доходов, а также установить взаимосвязь между целевыми показателями и затратами на их достижение.
Рис. Технология бюджетирования
-ф
КУО
Таким образом, последней ступенью в поддержки менеджмента компании, позво-
развитии бюджетирования на предприятии ляющей внести логику в процесс форми-
является интеграция данного процесса в рования перспективных величин и повы-
систему информационно-аналитической сить объективность плановых данных.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В.В. Цветков
В 70-х гг. Дж. Форрестер [1] построил динамическую модель типичного американского города, ориентированную на анализ эволюции урбанизированной территории.
Форрестер ставил перед собой следующие цели:
^ на модели предсказать поведение сложной городской системы;
^ определить эффективность административных программ в долгосрочной перспективе, показать противоречие между долгосрочными и краткосрочными целями;
^ решить проблему возрождения городов, пришедших в упадок, и не допустить упадка городов.
Форрестер выделил следующие подсистемы в своей модели:
• Население.
• Жилой фонд.
• Предприятия.
К внешней среде города относятся другие города, сельская местность, пригород. Если этот город кажется более притягательным по сравнению с прежним местожительством людей, то они мигрируют в город, если менее притягательным, - то из города. Если город более притягателен, то приток в него людей будет продолжаться до тех пор, пока не наступит перенаселенность. Будучи не в состоянии справиться с перенаселенностью, город теряет свою притягательность относительно тех мест, с которыми он контактирует.
Притягательность - это составное понятие, комбинирующее в себе большое число факторов. В нашей модели притягательность города определяется такими переменными, как социальная мобильность, наличие жилья, размер общественных затрат, наличие мест работы, программы государственной помощи городам.
Очевидно, что существуют и другие факторы притягательности. На притягательность какого-либо определенного города может влиять климат, удаленность города, политические ограничения и иммиграционные ограничения.
Важным моментом, заслуживающим пристального внимания, является утверждение Дж. Форрестера и других исследователей о том, что природа комплексных систем контринтуитивна. Таковые, настаивают они, включают взаимодействие слишком многих переменных, чтобы человеческий ум мог удерживать их в правильном порядке. Как утверждает Дж. Форрестер, интуитивные суждения суть реакция на непосредственные причинно-следственные отношения, характерные для более простых систем, тогда как в комплексных системах истинные причины могут быть глубоко скрыты или отдалены по времени, или, чаще всего, коренятся в самой структуре (характере) системы, что распознается не сразу. По этой причине в данной ситуации при принятии решений необходимо использовать алгоритмы, а не полагаться на интуитивные суждения. ,т*й> Форрестер построил сложную динамическую модель с множеством прямых и обратных связей между подсистемами, на которой появилась возможность прогнозировать развитие города и анализировать воздействие различных программ городской администрации.
На построенной модели Форрестер проанализировал следующие распространенные программы возрождения города:
^ Программа профессионального обучения (занятых, неполностью занятых).
Программа строительства жилого фонда (сверхдоходного, доходного, дешевого).