Научная статья на тему 'Региональные модели'

Региональные модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные модели»

Таким образом, последней ступенью в поддержки менеджмента компании, позво-

развитии бюджетирования на предприятии ляющей внести логику в процесс форми-

является интеграция данного процесса в рования перспективных величин и повы-

систему информационно-аналитической сить объективность плановых данных.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В.В. Цветков

В 70-х гг. Дж. Форрестер [1] построил динамическую модель типичного американского города, ориентированную на анализ эволюции урбанизированной территории.

Форрестер ставил перед собой следующие цели:

^ на модели предсказать поведение сложной городской системы;

^ определить эффективность административных программ в долгосрочной перспективе, показать противоречие между долгосрочными и краткосрочными целями;

^ решить проблему возрождения городов, пришедших в упадок, и не допустить упадка городов.

Форрестер выделил следующие подсистемы в своей модели:

• Население.

• Жилой фонд.

• Предприятия.

К внешней среде города относятся другие города, сельская местность, пригород. Если этот город кажется более притягательным по сравнению с прежним местожительством людей, то они мигрируют в город, если менее притягательным, - то из города. Если город более притягателен, то приток в него людей будет продолжаться до тех пор, пока не наступит перенаселенность. Будучи не в состоянии справиться с перенаселенностью, город теряет свою притягательность относительно тех мест, с которыми он контактирует.

Притягательность - это составное понятие, комбинирующее в себе большое число факторов. В нашей модели притягательность города определяется такими переменными, как социальная мобильность, наличие жилья, размер общественных затрат, наличие мест работы, программы государственной помощи городам.

Очевидно, что существуют и другие факторы притягательности. На притягательность какого-либо определенного города может влиять климат, удаленность города, политические ограничения и иммиграционные ограничения.

Важным моментом, заслуживающим пристального внимания, является утверждение Дж. Форрестера и других исследователей о том, что природа комплексных систем контринтуитивна. Таковые, настаивают они, включают взаимодействие слишком многих переменных, чтобы человеческий ум мог удерживать их в правильном порядке. Как утверждает Дж. Форрестер, интуитивные суждения суть реакция на непосредственные причинно-следственные отношения, характерные для более простых систем, тогда как в комплексных системах истинные причины могут быть глубоко скрыты или отдалены по времени, или, чаще всего, коренятся в самой структуре (характере) системы, что распознается не сразу. По этой причине в данной ситуации при принятии решений необходимо использовать алгоритмы, а не полагаться на интуитивные суждения.

Форрестер построил сложную динамическую модель с множеством прямых и обратных связей между подсистемами, на которой появилась возможность прогнозировать развитие города и анализировать воздействие различных программ городской администрации.

На построенной модели Форрестер проанализировал следующие распространенные программы возрождения города:

^ Программа профессионального обучения (занятых, неполностью занятых).

Программа строительства жилого фонда (сверхдоходного, доходного, дешевого).

^ Программа сноса трущоб.

^ Программа строительства новых предприятий.

^ Программа сноса предприятий, пришедших в упадок.

^ Программа субсидирования затрат на душ}7 населения.

^ Программа обеспечения работой неполностью занятых. т

Результаты моделирования показали неэффективность некоторых программ возрождения города в долгосрочной перспективе, например, программы строительства дешевого жилья или программы субсидирования города из внешней среды без структурной перестройки экономики города.

В работе Форрестера не учитываются финансовые отношения между органами власти и объектами управления, хотя основой проведения любых городских программ является их финансирование. Денежные средства поступают от других уровней власти в виде субсидий и дотаций, а также через налоги от населения, предприятий и других объектов и явлений на территории города.

Основным ограничением на строительство жилого фонда или предприятий у Форрестера выступает свободная для застройки земля. *

Форрестер не выделял предприятия сферы обслуживания, хотя эта сфера значительно отличается от сферы материального производства и строительства. Предприятия сферы обслуживания в основном ориентированы на обеспечение потребностей населения и других предприятий. * Заслуживает внимания отечественная система поддержки принятия решений, разработанная компанией «Прогноз» и имеющая одноименное название.

Отличительной особенностью разрабатываемых компанией систем поддержки принятия решений является применение комплекса динамических моделей финан-сово-материальных потоков экономического объекта, ка основе которых реализуются имитационные, оптимизационные и целевые алгоритмы управления, реализованные в оригинальном программном продукте «Прогноз». Аналитический ком-

плекс «Прогноз» представляет собой пакет программ, специализированных для решения задач общего анализа, моделирования, прогнозирования и планирования.

Для принятия обоснованных управленческих решений федеральными и региональными органами власти важны анализ, моделирование и прогнозирование динамики макроэкономических и территориальных инидкаторов. Эффективную информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений способны обеспечить системы автоматизации аналитичской и прогнозной деятельности, организаующие процессы сбора, хранения и обработки территориальной информации. Концепция комплекса основана на технологии интегрированных хранилищ данных; (Data Warehouse), углубленной аналитической обработке накопленной информации методами поддержки принятия решений (OLAP-технологии), комплексных динамических и имитационных и оптимизационных моделях.

В работах 3-7 рассмотрены модели развития города, авторы которых отмечают вклад Форрестера в системное моделирование и используют методологию системного подхода. Анализ этих работ показывает одно характерное отличие от модели Форрестера - движущей силой развития города является добрая воля администрации при финансировании центром.

Автором предлагается вычисляемая модель локального равновесия, которая рассматривает коэволюцию 6 рынков, определяющих развитие города: жилье, земля, капитал, транспорт, рабочая сила и рынок, который обеспечивает развитие города (своего рода экспорт). На перечисленных рынках администрация присутствует только в качестве арбитра, устанавливая правила игры. Предлагается использовать концепцию эволюционного моделирования предполагающую независимые стратегии игроков на каждом из этих рынков, что в отличие от методологии системной динамики обеспечит модель конкуренции и позволит оценивать стратегию поведения арбитра и выбирать оптимальную для решения конкретных задач.

.. Библиографический список

1. Форрестер Дж. Динамика развития города. М,: Прогресс, 1974.

2. Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978.

3. Попков Ю.С., Посохин М.В. и др. Системный анализ и проблемы развития городов. 1983.

4. Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики. Системный подход. М.: Изд-во Эди-ториал УРСС, 2000.

5. Кугаенко А.А. Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирования их развития. М.: Вузовская книга, 1998.

6. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона; опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000.

7. Королевская, Хохлов С.Н. Управление ■ региональной экономикой в условиях рынка. М.: ЮНИТИ, 2000.

чг; ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

- Ц'.'Г

И.Н. Поспелова

Сельское хозяйство является важной отраслью экономики страны. Агропромышленная политика сегодня направлена на то, чтобы сделать ее высокоэффективной и конкурентоспособной, существенно повысить надежность обеспечения страны продукцией сельского хозяйства, улучшить ее качество. Выполнение этих условий обусловлено спецификой этой отрасли.

Результаты хозяйственной а, следовательно, и финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом зависят от природно-климатических условий. Сезонность производства в течение года значительно влияет на равномерность использования трудовых ресурсов, техники, неритмично реализуется продукция и поступает выручка. Уровень развития сельскохозяйственного производства зависит от уровня влияния биологических, химических и физических законов, поскольку оно имеет дело с живыми организмами. Существенной особенностью сельского хозяйства является то, что основным средством производства является земля, природные особенности которой неразрывно связаны с климатическими условиями. Сельское хозяйство отличается от других отраслей производства также и тем, что в нем часть продукции используется на собственные цели в качестве средств производства (семена, фураж, животные). Поэтому объем реализованной

продукции обычно намного меньше произведенной, что в конечном счете, при низких реализационных ценах негативно влияет на финансовый результат предприятия.

Безусловно, большое влияние на финансовый результат оказывает качество реализованной продукции. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия уделяют большое внимание качеству товарной продукции. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот. Однако на уровень реализационных цен сельскохозяйственной продукции в значительной степени влияют рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

Следует отметить и тот факт, что на протяжении многих лет реализационные цены по Госзаказу выше, чем по прочим договорам в сельхозпредприятиях. Это наблюдается по сельскохозяйственным предприятиям Алтайского края, других регионов Западной Сибири, да и в целом по России. Однако государство производит закуп (в частности, зерна) по Госзаказу на 15-30% от возможных объемов реализации сельхозпредприятиями.

Проявление субъективизма при установлении неоправданно заниженных цен на зерно, закупаемое частными компаниями, фирмами, предприятиями, ведет к разорению сельхозпредприятий. Данный

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.