Рис. 4. Данные опроса родителей и педагогов с помощью «Методики экспертизы образовательной среды», полученные в ноябре 2009 года.
информации о жизни школы у родителей, и принято решение размещать соответствующие материалы на сайте школы, больше рассказывать о жизни школы на родительских конференциях, днях открытых дверей.
На рис. 4 показаны данные анонимного опроса родителей и педагогов с помощью «Методики экспертизы образовательной среды», полученные в ноябре 2009 года.
Приведенные данные показывают, что при оценке ресурсов образовательной среды удалось добиться
того, что расхождение между мнением родителей и педагогов стало минимальным, что в свою очередь привело к большему взаимодействию участников образовательного процесса друг с другом.
В заключении хотелось бы отметить, что применяя целостную систему мониторинга качества образования в школе, удается своевременно корректировать деятельность школы, добиваться значительного повышения качества образования.
В статье описывается организация производственной практики как средства профессионального самоопределения обучающихся в условиях села.
Федотов Петр Саввич,
заместитель директора по научно-методической работе МОУ Октемская средняя общеобразовательная школа
с. Октемцы Республика Саха (Якутия) [email protected]; [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Как организовать профессиональное самоопределение обучающихся в условиях сельской школы?
Ключевые слова: производственная практика, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация школьников.
Целью формирования готовности учащегося к самоопределению в основной школе и старшей школе является формирование профориентационной компетентности. Она выражается в готовности школьника:
• испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, в са-
мовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;
• выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;
• ставить образовательную и профессиональную цель;
• эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
• приобретать опыт создания личности значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб;
• владение комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда.
Перед педагогами по-новому ставятся задачи принятия гражданской ответственности за уровень социальной зрелости учащихся и формирования общественного (в том числе родительского) запроса на профориентационную работу.
В этих условиях организация производственной практики является наиболее эффективной формой профориентационной работы. Но в сельских условиях эта работа имеет свои трудности, главная из которых, это ограниченное разнообразие мест организации практики.
Тем не менее, в большинстве сельских наслегов имеется стандартный набор социальных инфраструктур. Это администрация наслега, почта, АТС, больница, дом культуры, ветеринарный участок, детский сад, школа, торговые организации и т.д. Этот минимум может, явится ресурсом для организации производственной практики. Во многих наслегах существуют селскохозяйственные производственные кооперативы, цехи по переработке сельхозпродукции, техучастки газоснабжающих организаций и тому прочие предприятия и организации в которых также можно организовать практику.
В целях реализации вышеуказанных теоретических оснований в школе разработан и реализован проект «Село как школа». Идея проекта заключается в том, что учащиеся проходят производственную практику на рабочих местах, существующих в селе, могли бы более верно выбрать свою будущую профессию.
Прежде всего, школа создает широкую систему профессиональной ориентации. Подросток знакомится с разными сферами деятельности, узнает себя, вскрывает свои интересы, способности, уже школьником входит в реальный мир и начинает адаптироваться к его условиям.
Цель проекта:
Самореализация, самоопределение и адаптация молодежи к рынку труда, развитие межличностных навыков, что в совокупности помогло бы правильному профессиональному самоопределению.
Включение школьников в реальные практические условия труда может быть более эффективной формой профессиональной ориентации.
Проект реализуется в два этапа.
Подготовительный этап:
* Определяется ресурсная сеть (места прохождения практики).
* Консультирование специалистов.
* Консультирование учащихся и их родителей.
Основной этап:
* Выбор учащимися места прохождения практики
* Прохождение практики учащимися.
* Письменная рефлексия учащихся.
* Письменный отзыв специалиста.
* Подведение итогов практики на общем собрании учащихся.
В ходе подготовительного этапа вначале определяются места прохождения практики - ресурсная сеть.
В нашем случае в 15 организация расположенных в наслеге выделили 33 рабочих места по 23 специальностям. Подготовили документацию по организации производственной практики - положение о производственной практике, дневник практиканта, форму направления на практику. Далее провели работу по согласованию условий прохождения учащимися практики с руководителями организаций и провели консультацию по организации практики с руководителями производственной практики. Следующий шаг на данном этапе это консультирование учащихся и их родителей. Познакомили с положение о производственной практике, об условиях прохождения практики, в не которых местах практики требуется пройти профмедос-мотр и получить допуск к работе.
Основной этап начинается с выбора учащимися мест прохождения производственной практики. Здесь выявляется еще одна специфика в организации практики в селе, где почти все знают друг друга. Учащиеся, выбирая места прохождения практики, ориентировались на специальности, но при этом учитывали, кто будет их руководителем. То есть не всегда учащиеся шли туда куда хотели.
В ходе прохождения практики выяснялось, что некоторые руководители не подготовились и ребята практически оставались незанятыми или их занимали чисто хозяйственными делами, это уборка, благоустройство территории. Поэтому приходилось менять места практики. Многие учащиеся проходили практику парами. Выяснилось, что учащиеся не имеют навыков рефлексии как устной, так и письменной.
В ходе подведения итогов практики на общем собрании учащиеся в большинстве своем положительно отозвались по организации и по содержанию производственной практики. Хотя подавляющее большинство проходил практику не по специальности, в котором видит себя в будущем, тем не менее, ценность практики видят в приобретении опыта межличностного общения в условиях трудовых отношений и в положении начальник-подчиненный.
Выводы
Организация производственной практики является одним из эффективных форм подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
В сельских условиях имеются все условия для организации производственной практики. В условиях возрастающей роли общественного управления образованием организация производственной практики показывает открытость школы, укрепляет связи с учреждениями и организациями наслега.
Учащиеся в ходе практики пробуют свои силы, проверяют на практике модель своего будущего, по итогам практики делают выводы относительно своего профессионального выбора.
Ценность практики видится в приобретении учащимися опыта межличностного общения в условиях реальных трудовых отношений. Также неоценима воспитательная роль проекта, учащиеся на себе узнают нелегкость трудовых будней, появляется уважение к работе простых тружеников села.
Выдержки из отзывов руководителей практики
В сельской библиотеке практику проходили Данилова Туяра и Алексеева Маша, учащиеся Октемской средней школы. За время практики ознакомились с организацией информационных потоков, системы каталогов и классификаций библиотечного фонда. Ок-темская библиотека благодарит девочкам, которые прошли практику и организаторам. Такая практика, надеюсь, поможет в выборе профессии.
Павлова М.Е., зав Октемкой библиотеки.
Оля за время практики показала себя как ответственный, исполнительный, творческий воспитатель. С детьми находит общий язык, может с ними организовать игры, соревнования.
Гуляева М.С., начальник летнего лагеря.
Сахая во время практики показала себя как исполнительный и аккуратный работник. Выполняла добросовестно все данные ей задания. Желаем ей также проявить себя в учебе и поступить в ВУЗ.
Яковлева Л.Р., директор ИПК «Эркээни-финанс»
Отзывы учащихся о производственной практике.
За неделю работы в библиотеке, я поняла, что работа библиотекаря не такая легкая, как кажется на первый взгляд.
Мне показалось, что, нет, не показалось, я уверена, что я не стану библиотекарем - это профессия мне не подходит. Я узнала много нового. Для себя сделала вывод, что профессия интересная, даже очень, но не для меня.
Данилова Туяра, ученик 10 класса
В первый день практики я очень волновалась. Было много неизвестного, но день прошел хорошо.
День третий. Дети оказались очень общительными, мне очень понравилось.
Четвертый день. Какие же они умные эти дети, и не скажешь, что учатся они в начальных классах.
Побольше бы таких практик.
Оля Борисова.
Практику проходила в ветучастке, потому что люблю животных и хочу стать или ветеринаром или зоотехником. Очень интересные заполненные многими событиями дни прошли быстро. Если бы была возможность осталась бы на лето в ветучастке. Убедилась что я на правильном пути в плане выбора профессии. Спасибо организаторам практики и моему руководителю Петрову Д.В.
Абрамова Саргылана, ученица 10 «а» класса. 2005 год.
Приложение 1
«Утверждаю»
Максимов В.Н.
Дир. МОУ Октемская сош «______»________200_г.
Положение О производственной практике учащихся предпро-фильных и профильных классов
Данное положение разработано в рамках профильного обучения с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и основываются на школьной программе эксперимента по введению профильного обучения.
водством предприятий и учреждений, в которых организуются практика.
10. В рабочих местах, где требуется прохождение медосмотра, учащиеся обязаны заранее пройти медосмотр и получить допуск к работе.
11. По итогам производственной практики учащиеся обязаны сдать общему руководителю заполненный дневник практиканта и устный отчет о прохождении практики.
Приложение2
Договор
о совместной организации производственной практики для учащихся предпрофильных и профильных классов.
с.Октемцы «__»________200_г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Октемская средняя общеобразовательная школа, в лице директора Максимова Владимира Николаевича, действующее на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Школа», с одной стороны, и___________
в лице____________________________________________
_______________________, именуемый в дальнейшем
«Предприятие», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Производственная практика организуется среди учащихся предпрофильных и профильных классов.
2. Производственная практика организуется на предприятиях и организациях расположенных в пределах Октемского наслега.
3. Производственную практику учащиеся проходят с письменного согласия их родителей.
4. В случае отказа родителей на прохождение практики на предприятиях или учреждениях наслега, учащиеся производственную практику проходят в пределах школы.
5. Руководство и координация производственной практики осуществляется общим руководителем, который назначается приказом директора школы из числа педагогических работников
6. Общий руководитель является ответственным за обязательным прохождением практики учащимися. В его обязанности входит: определение рабочих мест и подписание договоров об организации практики с предприятиями и учреждениями, распределение учащихся по рабочим местам, слежение за ходом практики, принятие отчета от учащихся.
7. Непосредственное руководство производственной практикой каждого учащегося осуществляется тем специалистом, на рабочем месте которого ученик проходит практику.
8. Ответственность за жизнь и здоровье учащего-ся-практиканта во время практики возлагается на непосредственного руководителя практики.
9. Срок практики может колебаться от 7 до 12 дней в зависимости от договоренности с руко-
1. Предмет договора.
Совместная организация производственной практики учащихся предпрофильных и профильных классов.
2. Обязанности сторон.
2.1. Школа
- направляет учащихся в Предприятие для прохождения практики;
- в случае необходимости организовывает прохождение учащимися профмедосмотра.
- не иметь никаких материальных выгод от прохождения практики учащихся.
2.2. Предприятие
- предоставляет рабочее место и необходимый объем работ по выбранной учащимися специальностям;
- назначает руководителя практики;
- проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте и инструктаж по пожарной безопасности;
- несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время прохождения производственной практики;
- оформляет отзыв о прохождении учащимися производственной практики.
3. Срок договора.
Договор вступает в силу со дня подписания договора и действует бессрочно.
Подписи сторон:
«Школа» «Предприятие»
Максимов В.Н.
дата дата