Научная статья на тему 'Производственная практика как форма профессионального самоопределения учащихся в школах Германии'

Производственная практика как форма профессионального самоопределения учащихся в школах Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ ГЕРМАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PRACTICAL FOCUSING / GERMAN STUDENTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фисунова Н. В.

Статья анализирует проблемы интеграции различных национальных образовательных систем посредством преодоления их профессиональной замкнутости и культурной ограниченности. Германия, с ее древними традициями в сфере образования, может служить прекрасным примером в организации профориентации школьников. Развитие «гибких навыков» становится чрезвычайно важным для адаптации к меняющимся условиям жизни и новым профессиональным требованиям, и профориентация предназначена помочь этому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical training as the form of students professional self- determination in German schools

The article analyses the problems of integration of different national educational systems by means of overcoming its professional isolation and cultural scantiness. Germany with its old traditions in the sphere of education can be a shining example in the students professional selfdetermination organization. The developing of soft-skills is becoming very important for adaptation to changing situation in the world and new job requirements, and professional self-determination is meant to help this development.

Текст научной работы на тему «Производственная практика как форма профессионального самоопределения учащихся в школах Германии»

УДК 373.6(430)

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ГЕРМАНИИ

© Н.В. Фисунова

Статья анализирует проблемы интеграции различных национальных образовательных систем посредством преодоления их профессиональной замкнутости и культурной ограниченности. Германия, с ее древними традициями в сфере образования, может служить прекрасным примером в организации профориентации школьников. Развитие «гибких навыков» становится чрезвычайно важным для адаптации к меняющимся условиям жизни и новым профессиональным требованиям, и профориентация предназначена помочь этому развитию.

Ключевые слова: практическая направленность; учащиеся Германии; профессиональное самоопределение.

Современное мировое образование состоит из множества национальных образовательных систем, различающихся по своим культурным традициям, по уровню целей и задач, а также по своему качественному состоянию. Вместе с тем стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность характерны для всего мирового сообщества. В связи с этим становится важным объединение усилий всех заинтересованных стран в поиске ответов на вопросы, обращенные к содержанию образования, и их осмысление в целях определения собственных ориентиров.

Германия имеет богатые исторические традиции образования, что позволило ей играть ведущую роль в области мировой науки и образования на протяжении более двух столетий. Немаловажным является и то обстоятельство, что Германия имела одну из первых профориентационных служб в Европе, поэтому изучение накопленного ею опыта, анализ дальнейшего развития профессионального самоопределения в принципиально противоположных направлениях двух немецких государств с различным общественным строем представляет известный интерес для отечественной науки.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, в эпоху бурного развития техники и информационных технологий, полученные знания служат недолго, а однажды приобретенная специальность более не может являться гарантией успешной профессиональной деятельности в течение всей жизни.

Каждый человек должен развить в себе способности, которые позволят ему быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и

новым требованиям. Речь идет о т. н. адаптационных способностях (в зарубежных средствах массовой информации) “soft skills”: гибкости, способности работать в коллективе, самостоятельности, умении решать проблемы, выносливости, мобильности, а также о культурной и межкультурной компетенции.

Социально-экономические преобразования в стране, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили множество проблем, одной из которых является проблема безработицы и трудоустройства подрастающего поколения. Увеличивается разрыв между потребностью в высокой подготовке кадров и недостаточной образованностью и обученностью многих молодых людей.

Возникновение данной проблемы вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определенными способностями и склонностями к выбранной профессии.

В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Ее решению может содействовать профессионально-ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека. Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных

педагогических форм помощи учащейся молодежи на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии.

Под формой профессионального самоопределения школьников мы понимаем специально созданную конструкцию процесса воспитания, в процессе реализации которой школьники знакомятся с профессиями, с требованиями, предъявляемые к личности, необходимыми для успешного участия в определенной деятельности. Для подготовки школьников к сознательному выбору профессии можно выделить следующие формы профессионального самоопределения: производственная практика, экскурсии на предприятия, кружковая работа, встречи с представителями различных профессий и учащимися профессиональных школ, профинфор-мационные конференции, просмотр и обсуждение кинофильмов, обсуждение прочитанной литературы, выставки, лекции, тематические вечера, социальное партнерство и т. д.

Ответом на требования современного мира труда приблизить школу к реальной жизни в Германии послужило введение в процесс обучения производственной практики. С 1971 г. производственная практика является обязательной для учащихся основной, объединенной и специальной школы. В последние годы юридически закреплена необходимость осуществления производственной практики в реальной школе и гимназии, при наличии в них определенных условий. Подготовка к ней осуществляется в процессе изучения общеобразовательных предметов, встречами с представителями различных профессий, производственными экскурсиями.

Социальный аспект практики направлен на ознакомление учеников с различными функциональными группами на предприятии, отношениями внутри этих групп, формами преодоления конфликтов на предприятии.

С точки зрения технико-экономического аспекта производственной практики ученики должны научиться различать способы и ступени производственной деятельности, формы кооперации в процессе труда, организационное строение и область функционирования различных производственных отделов [1].

Согласно общим положениям, производственная практика должна содействовать пониманию мира труда, которая поддержит учащихся в их выборе профессии и облегчит им переход от школы к профессиональной и трудовой жизни. Многие авторы сходятся во мнении о том, что потенциально в ходе практики учащиеся могут получить определенную информацию, которая позволит им соотнести свои представления о современном производстве с реальностью трудовой деятельности [2].

С другой стороны, общепризнанной является точка зрения, что предприятия без достаточной ясности представляют себе задачи производственной практики в целом, которая зачастую превращается в разновидность «производственного туризма». Считается, что источники этой ситуации кроются в отсутствии единой дидактической модели трудового обучения.

Некоторые авторы полагали, что сама по себе практика может дать лишь общее представление об атмосфере предприятия, но не в состоянии оказать действенной помощи при выборе профессии без подкрепляющей деятельности школы в этом [3].

В конце 90-х гг. в старых федеральных землях 36 % учеников проходили практику на ремесленных предприятиях, 23 % в промышленности, 16 % в торговле и 10 на государственной службе. В новых федеральных землях ситуация была совершенно другая. Там доминировала промышленность, на предприятиях которой обучались 45 % учеников, а на ремесленных предприятиях 18 %, доля ремесла составляла только половину того, что имелось в старых федеральных землях. Причина такого различия заключается в том, что в старых землях препятствовали, а не содействовали созданию мелких и средних предприятий. В новых федеральных землях на долю государственной службы приходится 13 % учеников. Она опережает торговлю, где обучаются 9 % учеников [4].

В большинстве земель Германии практика проводится либо во второй половине 8-го класса, либо в первой четверти 9-го класса, в земле Северный Рейн-Вестфалия в 9-м или 10-м классах. Практика организуется в форме учебных блоков, продолжительность которых от трех до четырех недель. В некоторых случаях практика проводится неразрывно, в

течение одного или нескольких дней в неделю, при этом ее длительность не должна превышать шести часов в день. В Германии практика осуществляется в три этапа.

Первый этап начинается с правильного планирования прохождения практики, с установления временных рамок и выбора предприятия для ее проведения. Диапазон выбора достаточно широк. Это индустриальные, ремесленные, торговые предприятия, предприятия из сфер сельского хозяйства, транспорта и т. д .

Выбор предприятия осуществляется в совместной работе с представителями торгово-промышленных и ремесленных палат, профконсультантами и др. При составлении плана проведения практики большое внимание уделяется организации межпредметных связей с курсом «Трудоведения» и другими общеобразовательными дисциплинами.

Большое значение придается работе с родителями. Перед началом практики им посылаются письма, а от них и от учащихся отдельно требуются заявления, оформленные в соответствии со специальной формой. Перед прохождением практики в школах организуются вечера, посвященные планированию предстоящей практики. Представителям отдела по труду, профконсультантам и другим заинтересованным лицам рассылаются специальные приглашения. В целом период планирования и подготовки практики нередко занимает 0,5 года. На предприятия рассылаются данные о ребятах. Кроме того, ученики получают специальную памятку прохождения практики, которая включает 10 основных правил. Эти правила должны помочь учащимся ориентироваться в незнакомой ситуации. Для родителей выпускается информационный бюллетень о проведении практики [5].

На втором этапе прохождения практики учитель-наставник посещает учеников на рабочем месте, поддерживает контакт с лицом, ответственным за практику на предприятии, ведет документацию и переписку с родителями и организациями, делает письменный отчет после окончания практики для администрации школы.

Ответственный за практику на предприятии обеспечивает инструктаж практикантов, оказывает им помощь, информирует о ходе работы руководителя практики из школы.

Ученик во время практики подчиняется режиму работы предприятия, знакомится с правилами техники безопасности, выполняет учебные трудовые задания.

Непосредственное осуществление ученической практики имеет специфические особенности на предприятиях различного типа и в разных землях. Немецкими методистами Германии разработаны тщательные указания для осуществления практики в конкретных условиях (розничной торговле, столярном ремесле, отделении почты и т. д.).

Во время практики, как правило, ученики работают 5 дней в неделю по 6 часов ежедневно. По возможности должны быть изучены два рабочих места, но в любом случае не менее одного. Практикант ведет специальную тетрадь отчета по практике, в которой он записывает ежедневные отчеты, изображения, проспекты. Таким образом, учащиеся учатся собирать информацию, приводить ее в порядок, разъяснять предварительные знания о виде и устройстве рабочих мест. В своих записях ученики должны описывать и оценивать вид и функцию рабочего помещения и предметов его обустройства, познакомиться с каталогами фирм-изготови-телей и предприятий сбыта, инструкциями по использованию и устройству инструментов. Практиканты должны научиться читать и обсуждать разработанные планы, включая символы, познакомиться с правилами безопасности электроприборов, уметь расшифровывать предписания и инструкции по обращению рабочим оборудованием.

А также учащийся собирает накопительную папку, куда он вкладывает фотографии, эскизы организации фирмы, анкеты, диаграммы, собирает документацию, информационный материал о предприятии. Еженедельно он составляет отчеты о работе, заполняет лист оценивания. Кроме того, один раз в неделю проводится дискуссия в группе учеников, цель которой - обмен информацией. Ученики делают короткие доклады на определенные темы (например, «Работа Совета предприятия», «Безопасность на рабочем месте» и др.). Кроме устных отчетов о прохождении практики, возможны также письменные ответы на вопросы, выполнение практических заданий [6].

На третьем этапе практики проводится подведение итогов и оценивание результа-

тов. Этому этапу уделяется большое внимание. Ученики составляют отчеты в более или менее свободной форме о своих впечатлениях о практике. Оценивание проводится в форме таких мероприятий, как «Вечера предприятия», на который приглашаются родители, представители предприятий, профессионально-информационных центров

и т. д. Подготовка к вечеру предусматривает непременное использование наглядных материалов о производственной практике: диапозитивы выполненных учащимися образцов работ и изделий, папок, собранных за время прохождения практики. При проведении мероприятия может использоваться также инсценировка труда на различных рабочих местах. Учащиеся чаще выбирают классные комнаты и парикмахерские салоны, почтовое отделение, группу детского сада и т. п. При этом они сообщают подробную информацию о профессиях и особенностях профессиональной деятельности [7].

Кроме того, результаты практики используются в качестве примера при обучении другим общеобразовательным дисциплинам, а также предмета «Трудоведение».

Так, обеспечение профориентационного аспекта производственной практики предусматривает сообщение ученикам знаний об интересующих их профессиях, возможностях профессионального обучения и переобучения, необходимости профессиональной мобильности.

Проблема профессионального самоопределения учащихся и связанные с ней аспекты допрофессионального образования молодежи крайне актуальны сегодня для отечественной системы образования. Правильный выбор профессии - не единовременный акт. Это длительный процесс, имеющий свои этапы. Наиболее ответственной, на наш взгляд, ступенькой для отечественной системы профессионального самоопределения в нем является опыт организации процесса прохождение производственной практики в школах Гер-

мании, при критическом осмыслении порядка организации и проведения данной работы. Во время прохождения практики учащиеся стремятся узнать больше об интересующей их профессии. В этом случае задача организаторов ответить на вопрос: соответствует ли профессия их ожиданиям, следует ли углубить их знания в интересующей области, расширить их представления о круге связанных с ней профессий. Чем шире представление учащихся о выбранной ими профессии, тем с большей вероятностью можно говорить о том, что выбор будет сделан правильно.

1. Dicht H. Modell Betribspraktikum. Bonn, 1997.

2. Barthel W. Aktivierende Unterweisungsmetho-den // Der Ausbilder. 1999. № 5. S. 73-74.

3. Fischer P. Das Betriebspraktikum in der Wirt-schafts-und-Arbeitswelt. Essen, 1989.

4. Jork V. Junge Menschen brauchen Chancen // Unicum Beruf. Nr. 4 Juli-August 2005. S. 12-14.

5. Himmelrath A. Schreiben uber den Schulfersuch Mittlere-Reife - Zug und Praxisklasse der Hauptschule // Alternativen zum Studium. 2002. № 9. S. 68-70.

6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1998.

7. Voelmy W. Schule und moderne Arbeitswelt. Bad Harzburg, 1984.

Поступила в редакцию 26.03.2009 г.

Fisunova N.V. Practical training as the form of student’s professional self- determination in German schools. The article analyses the problems of integration of different national educational systems by means of overcoming its professional isolation and cultural scantiness. Germany with its old traditions in the sphere of education can be a shining example in the students’ professional selfdetermination organization. The developing of “soft-skills” is becoming very important for adaptation to changing situation in the world and new job requirements, and professional self-determination is meant to help this development.

Key words: practical focusing; German students; professional self-determination.

3QS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.