Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ "СЕМЬЯ - КОЛЛЕДЖ": ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ "СЕМЬЯ - КОЛЛЕДЖ": ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Казакова Анна Федоровна

Вопросы осуществления правильного профессионального выбора подростками, организации продуктивной профориентационной работы находятся в постоянном приоритете и в современных реалиях требуют разработки нового методического обеспечения, а также содержательного наполнения данного процесса. В статье приведено описание сложившейся практики взаимодействия профессиональных образовательных организаций с семьей в вопросах организации эффективной работы по формированию профессионального самоопределения, по развитию навыков ориентирования в многообразном мире профессий, по осуществлению альтернативного выбора и определения преимуществ и недостатков той или иной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE WORK IN THE CONTEXT OF “FAMILY - COLLEGE”: PRACTICE OF INTERACTION

The issues of making the correct professional choice by adolescents, organizing productive career guidance work are a constant priority and in modern realities require the development of new methodological support, as well as the content of this process. The article describes the current practice of interaction between professional educational organizations and the family in organizing effective work to form professional self-determination, to develop orientation skills in the diverse world of professions, to make an alternative choice and determine the advantages and disadvantages of a particular profession.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ "СЕМЬЯ - КОЛЛЕДЖ": ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 377.5

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-169-181

ББК 74.47

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ «СЕМЬЯ - КОЛЛЕДЖ»: ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И. В. Власюк, А. Ф. Казакова

Аннотация. Вопросы осуществления правильного профессионального выбора подростками, организации продуктивной профориентационной работы находятся в постоянном приоритете и в современных реалиях требуют разработки нового методического обеспечения, а также содержательного наполнения данного процесса. В статье приведено описание сложившейся практики взаимодействия профессиональных образовательных организаций с семьей в вопросах организации эффективной работы по формированию профессионального самоопределения, по развитию навыков ориентирования в многообразном мире профессий, по осуществлению альтернативного выбора и определения преимуществ и недостатков той или иной профессии.

Ключевые слова: профориентация, структурные компоненты профориентационной работы, профессиональное информирование, профориентационный родительский потенциал.

ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE WORK IN THE CONTEXT OF „FAMILY - COLLEGE": PRACTICE OF INTERACTION

I. V. Vlasyuk, A. F. Kazakova

Abstract. The issues of making the correct professional choice by adolescents, organizing productive career guidance work are a constant priority and in modern realities require the development of new methodological support, as well as the content of this process. The article describes the current practice of interaction between professional educational organizations and the family in organizing effective work to form professional self-determination, to develop orientation skills in the diverse world of professions, to make an alternative choice and determine the advantages and disadvantages of a particular profession.

Keywords: vocational/career guidance, structural components of vocational guidance work, professional information, vocational guidance parenting potential.

© Власюк И. В., Казакова А. Ф., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Одним из чрезвычайно ответственных жизненных решений, принимаемых человеком, является выбор профессии, напрямую влияющий на качество будущей жизни. Здесь уместно вспомнить народную мудрость: «Выбирай с умом», но, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев выбор осуществляется под влиянием настроения, мнения родителей и суждений третьих лиц, опираясь на завышенные или ложно созданные идеалы.

Как правило, давление родителей при выборе их ребенком профессионального будущего основывается на желании, чтоб их чадо получило престижную, высокооплачиваемую специальность. Кроме того, родители полагаются на свой личный опыт в построении карьеры и высказывают пожелание, чтобы их ребенок продолжил традицию и получил «семейную» специальность, не обращая внимания на личные предпочтения и интересы подростка, и наоборот, разочаровавшись в своем профессиональном росте, они отчаянно сопротивляются выбору ребенка продолжить семейную династию.

Безусловно, «подталкивая» своих детей к «правильному», на их взгляд, профессиональному выбору, родители действуют из самых благих побуждений, но, очевидно, и сами не в полной мере владеют достоверной информацией о представленных на рынке труда профессиях.

Возникает вопрос «Где взять информацию?». Различные энциклопедии и интернет-источники не раскрывают необходимые сведения в полном объеме. Как правило, они предоставляют информацию о трудовых функциях, примерной заработной плате, востребованности, опять-таки -престижности и совсем не рассказывают о личностных качествах, творческом восприятии и т. п.

Стоит отметить, что в общеобразовательной школе недостаточно полно обеспечивается развитие у школьников профессиональных навыков: сведения о профессиях, получаемые подростками, не систематичны и не обширны, практически отсутствует

возможность построения или прогнозирования личных профессиональных траекторий, тогда как профессиональные образовательные организации обладают большим потенциалом и возможностями для результативного решения данного вопроса.

В сложившихся обстоятельствах целесообразно возложить на педагогический коллектив учебного учреждения уровня СПО методическую поддержку профориентаци-онных мероприятий и профессиональных проб для учащихся, а сами мероприятия проводить на базе профессиональной образовательной организации, используя при этом весь потенциал СПО (лаборатории, мастерские, профессиональное оборудование, мастер-классы, профессиональные тренинги и т. п.).

Вместе с тем следует отметить, что усилий одной образовательной организации в решении данного вопроса уже недостаточно. Необходимо вовлекать в данный процесс родителей, работодателей, социальных партнеров, представителей власти, при этом оставляя основную роль учебному заведению, предоставляя ему роль координатора.

В рамках данной статьи обратим внимание на сложившуюся практику взаимодействия профессиональных образовательных организаций с семьей в вопросах организации эффективной работы по формированию профессионального самоопределения, по развитию навыков ориентирования в многообразном мире профессий, по осуществлению альтернативного выбора и определения преимуществ и недостатков той или иной профессии.

Вопросам становления, формирования и развития профессионального самоопределения, результативного осуществления профориентационной работы посвящено достаточно большое количество педагогических, социологических и психологических исследований, обобщив которые можно заключить, что профориентация - это деятельность, направленная на становление и развитие у подростков личного стремления, решимости в осознанном

выборе профессии. Более глобально профориентация рассматривается как комплексное воздействие общественных и педагогических институтов на молодое поколение с целью подготовки его к обдуманному решению по определению индивидуального профессионального будущего, базирующееся на системе государственных мероприятий и научных исследований в области профессионального самоопределения.

Считаем необходимым уточнить структурные компоненты профориентационной работы (рис. 1).

На наш взгляд, профессиональное информирование подразумевает обеспечение населения правдивой информацией о рынке труда, перспективных и «утихающих» профессиях и специальностях, раскрытии содержания тех или иных трудовых функций,ознакомление с психофизиологическими и социально-общественными условиями выбора профессии. Кроме того, к профессиональному информированию относятся сведения о том, где можно получить выбранную профессию или специальность, с подробным описанием отличительных характеристик той или иной специальности в контексте получаемого уровня образования.

В рамках реализации направления «Профессиональное ориентирование и консультирование», по нашему мнению, педагогическим работникам следует совместно с представителями всех заинтересованных сторон (органов власти, работодателей, семьи) разработать и апробировать на практике методический материал (методические рекомендации по проведению тренингов, профессиональных проб, тесты по

профориентации, различные диагностические методики и прочее), с помощью которого можно выявить наиболее сформировавшиеся навыки и предпочтения конкретного подростка, сопоставить их с действующими профессиональными стандартами, определенными требованиями к профессии, разработать индивидуально ориентированные рекомендации для максимально возможной реализации себя в выбранной профессиональной стезе.

Конечные выводы о возможностях и перспективах работы в выбранном профессиональном секторе производятся на этапе профессионального отбора.

Деятельность, реализующая направление «Профессиональная адаптация и самоопределение», включает конкретные механизмы, мероприятия, направленные на привыкание к конкретным условиям труда, вживание в профессию, желание эмоционально пропускать ее через себя.

По нашему мнению, ощутимая роль в положительном решении организации эффективной профориентационной работы принадлежит профессиональной ориентации молодежи и профессиональному самоопределению.

В нашем исследовании за основу профессионального самоопределения мы берем определение С. Н. Чистяковой: «...процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации, согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей» [1].

Опираясь на выводы исследований научной школы С. Н. Чистяковой, авторами разработана концепция профориентационной работы в г. Камышине (далее - Концепция).

Профессиональное информирование

Профессиональное ориентирование и консультирование

Профориентационная работа

Профессиональный отбор

Профессиональная

адаптация и самоопределение

Рис. 1. Направления профориентационной работы Наука и Школа / Science and School № 1'2021 1 71

Реализация Концепции предполагается в тесном сотрудничестве представителей Комитета по образованию Администрации г. Камышин и Камышинского района, ведущих работодателей города и района, педагогов общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций, учеников школ, студентов ПОО и их официальных представителей (семьи), образовательных кластеров, созданных на базе вузов и пр.

Программа рассчитана на молодежь в возрасте от 12 до 18 лет.

Основной целью является организация адресной помощи подрастающему поколению по формированию профессионального самоопределения с учетом вызовов времени.

В качестве основных задач нами определены:

• формирование у подростков личностного опыта по выполнению профессиональных видов деятельности, навыков построения карьеры, знаний о существующих профессиях и специальностях, и состоянии современного рынка труда;

• создание условий для альтернативного выбора профессионального будущего и достижения целей с учетом личных перспектив;

• способствование возникновению и укреплению субъективной позиции подростка, опирающейся на общепринятые и индивидуальные жизненные ценности;

• привлечение представителей бизнес-сообщества и субъектов образовательного процесса к передаче положительного профессионального опыта в построении карьеры, демонстрации профессионального мастерства в практической деятельности;

• подготовка молодежи к адекватному, приличному поведению в кризисных ситуациях при выполнении трудовой деятельности.

Профориентационная работа осуществляется комплексно, системно и целенаправленно в соответствии с планом по выделенным направлениям (рис. 2).

Следует отметить, что по каждому направлению деятельности организовано взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, задействованы административные, социальные, общественные, педагогические ресурсы.

В интересующем нас аспекте и рамках данной статьи считаем важным обозначить роль семьи в процессе профессионального становления своего ребенка.

В более ранних наших исследованиях отмечается, что образовательное учреждение и семья есть «два важнейших воспитательно-

Профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение

Концепция профориентационной работы в г. Камышине

Профессиональная диагностика и консультирование

Организация профориентационной деятельности -аудиторной и внеаудиторной

Методическое обеспечение инновационных методов и технологий в профориентационной работе

Социально-трудовая адаптация обучающихся

Рис. 2. Направления деятельности в соответствии с Концепцией 172 Наука и Школа / Science and School № 1'2021

образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой» [2], и предлагается триединая целевая программа взаимодействия, основополагающей идеей которой стало «воздействие на ребенка через семью в целях его самореализации» [2].

Установлено, что совместная «деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Участие родителей в жизни школы способствует пониманию родителями роли образования в успешной жизнедеятельности детей после окончания школы» [2].

Преобразования, затронувшие общество в целом и систему образования в частности, влекущие за собой замену одних ценностей на другие, кризис идеалов нацеливают педагогическое сообщество на смену приоритетов в образовании и, как следствие, к использованию в образовательной практике более гуманных педагогических технологий.

Меняющийся тип сотрудничества также затрагивает и характер взаимоотношений в триаде «педагог - ученик - родители» и обращает «родителей (законных представителей) в позицию потребителей образовательных услуг, а педагогов - в позицию исполнителей... С введением стандарта родители становятся активными субъектами образовательного процесса школы: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Родители могут выступать и в роли тьюторов: активно участвовать в организации подвижных игр на переменах, помогать детям в осуществлении самообслуживания, принимать участие в подготовке к праздникам и др. При совместной проектной деятельности необходимо осуществление партнерства "педагог -родитель - ребенок". Должна измениться

и форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся должны стать активными участниками дискуссий, тренингов» [3].

При определении места и роли семьи в осознании подростком своего профессионального будущего мы полагаемся на выводы Т. Д. Зеленкиной, считающей, что семья как независимый социальный институт обладает очевидными ресурсами в процессе общего становления личности подростка и определенным родительским профориента-ционным потенциалом, под которым понимается «совокупность возможностей родителей, средств и готовности по оказанию содействия в успешном выборе профессии. Профориентационный потенциал заключается в имеющихся возможностях семьи по содействию ребенку в выборе профессии: постоянный контакт с ним, общение "на равных", наблюдение за ребенком с целью отслеживания его интересов, выявления склонностей и способностей, родительского наставления и поддержки» [4].

Принимая во внимание выводы предыдущих исследований, результаты деятельности ведущих отечественных педагогов, а также итоги опытно-экспериментальной работы, предлагаем структурно-содержательный компонент модели по организации профориентационной работы в контексте «семья - колледж», апробированную на практике в ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж».

В рамках реализации направления «Профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение» педагогические работники колледжа организуют и проводят правовые тематические лектории, тренинги, практикумы по определению трудовых функций и профессиональных требований, выпускают информационные бюллетени о существующих специальностях и новых квалификациях.

Администрация колледжа обеспечивает технологическое содержание названных мероприятий.

При этом следует отметить, что информирование населения должно осуществляться

с учетом их возрастных характеристик и социальных ролей в обществе. Так, например, первоначальное информирование школьников о профессиях должно быть кратким, но ярким и запоминающимся. Это может быть буклет, видеоролик, квест-игра и др., содержащие сведения о специальности, о востребованности профессии на рынке труда, о предполагаемых способностях и возможностях человека, выбравшего данную профессию, и сопровождающиеся яркими фотографиями (как самих профессионалов, так и рабочими эпизодами и т. п.).

Родителям же целесообразно предоставлять актуальную и подробную информацию, отражающую существующую действительность. Так, ставшие уже традиционными дни открытых дверей проводятся в основном для родителей, а непосредственно для школьников и обучающихся используются наиболее оптимальные приемы и формы проведения различных молодежных событий.

Например, на базе современных лабораторий и мастерских колледжа проводятся профессиональные пробы как для младших и старших школьников, так и для обучающихся колледжа, также реализуются дополнительные образовательные программы для различных групп населения разного возраста.

Также с целью профессионального просвещения детей и их родителей проводятся совместные просмотры короткометражных фильмов и сюжетные ролики о различных профессионалах в своем деле, с последующим обсуждением профессиональных ролей, причем к таким дискуссиям могут привлекаться представители работодателей, социальные партнеры, а также организуются совместные встречи с лучшими и уже состоявшимися в профессиональном плане выпускниками.

Кроме того, на сайте колледжа создана страничка абитуриента и вкладка «виртуальный колледж», которыми могут воспользоваться как потенциальный студент, так и его родители или члены семьи,

ознакомиться с приемами эффективной мотивации и инструктивными материалами по профессиональному самоопределению, при возникновении каких-либо проблемных вопросов имеются все возможности для обратной связи.

В результате проведенных мероприятий родители получили более четкое представление о процессе становления профессионального сознания у подростков, его особенностях и закономерностях, уяснили отличительные характеристики профессиональных квалификаций, познакомились с принципиально новыми профессиями. Вместе с тем члены семьи стали чаще выражать желание участвовать в совместных мероприятиях, более охотно откликаться на просьбы педагогического коллектива принять в них деятельностное участие. Так, родители обучающихся, которые успешно состоялись в своей профессии, передают свои знания и свой опыт молодому поколению (родители-психологи активно участвуют в профконсультировании подростков, родители-юристы просвещают по вопросам трудоустройства, прав будущего работника и т. п.).

Несомненно, положительным эффектом от организации просветительских встреч, профориентационных агитаций, пропаганды профессий стало формирование ценностных профессиональных установок, что способствовало повышению личного сознания при осуществлении профессионального выбора у молодежи.

В результате проведенных мероприятий у школьников и обучающихся сформировались знания об отличительных особенностях и возможностях карьерного роста той или иной профессии, представления о специальностях, предлагаемых современным рынком труда, о способах получения образования.

Продуктивными методами ознакомления с разнообразными профессиями, их особенностями, перспективами последующего эффективного построения профессиональной карьеры выступили интерактивные техники.

Очевидно, что на данном этапе при организации профориентационной работы семье отводится «пассивная» роль, тогда как на педагогический коллектив профессиональной образовательной организации возлагается ответственность за донесение до окружающих доподлинной, правдивой и широкоформатной информации о существующих, «уходящих» и вновь появившихся профессиях.

Тем не менее следует отметить, что в деле становления ценностно-трудовых ориентиров значительная роль принадлежит семье. В этом вопросе мы согласны с В. В. Ретивиной, считающей, что «формирование трудовых ценностей и установок является длительным процессом, на первоначальном этапе которого под влиянием воспитания в семье происходит определение базовых ценностей и места труда в системе общечеловеческих ориентаций. Семья является важнейшим агентом трансляции мировоззренческих установок подрастающему поколению, в том числе основ трудового менталитета, отношения к труду как к ценности, трудовой морали» [5].

В этой связи педагогическому коллективу целесообразно привлекать семью к агитационным встречам, формированию и пропаганде ценностных установок на трудовую деятельность.

В рамках реализации направления «Профессиональная диагностика и консультирование», как уже было отмечено, педагогические работники колледжа стараются вовлечь в данный процесс членов семьи, имеющих практический опыт диагностики и консультирования. На данном этапе используются как уже имеющиеся методики, опросники, анкеты, тесты, так и новые, разработанные общими усилиями субъектов образовательного процесса (колледж - семья - работодатели).

Так, для уточнения склонностей к определенным профессиям применяются:

• методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов);

• дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов);

• методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности (Л. А. Йовайши);

• «Карта интересов» (А. Е. Голомшток);

• методика «Профессиональная деятельность» (разработанная совместным коллективом авторов на основе методики Дж. Барретта).

Выявление индивидуально-психологических особенностей личности основывается на использовании методик «Большая пятерка личностных качеств» (А. Г. Грецов), «Семь качеств личности» (Р. Кеттелл), «Свойства личности» (Дж. Барретт), теста-опросника диагностики темперамента Г. Айзенка (EPI).

Для раскрытия индивидуальных способностей молодого человека применяются методики Дж. Баррета «Владение словом», «Вычислительные способности», «Критический анализ», В. А. Ганзена по определению типа мышления и уровня креативности «Профиль мышления», анкеты В. В. Синявского «Опросник коммуникативно-организаторских склонностей» и А. Меграбиана тест-опросник эмпатических тенденций.

Для того чтобы родители в полной мере осознали и приняли выбор своего ребенка, проводятся совместные консультации, устраиваются профессиональные тренинги.

Стоит отметить, что роль координатора в данном направлении принадлежит педагогу-психологу колледжа.

Качественными показателями результативности диагностики и консультирования родителей и их детей по вопросам профессионального самоопределения является понятие и принятие родителями способностей ребенка, его увлечений и предпочтений; сами подростки более четко отождествляют себя с «образом Я» в окружающем социуме, и у них формируется чувство ответственности; в профессиональной образовательной организации совершенствуются условия для проведения последующей профориентационной работы. В общем случае результатом данного направления стало повышение уровня профессиональной осознанности и знаний о профессиях и

у родителей, и у молодого поколения, и у педагогического коллектива образовательной организации.

Организация профориентационной деятельности: аудиторной и внеаудиторной

Непосредственно профориентационная деятельность реализуется в двух направлениях: на занятиях (аудиторно) и вне их (внеаудиторная работа).

Очевидно, что при организации аудиторной профориентационной деятельности преобладающая роль отводится преподавателям профессионального цикла: именно они, опираясь на свои знания и собственный практический опыт, наделены полномочиями донести до обучающего основные характеристики выбранной специальности, разъяснить специфику деятельности и нюансы отдельных производственных действий.

Несмотря на строго регламентированный учебный процесс, в силах учителя спланировать занятие так, чтобы ученики максимально погрузились в профессиональную деятельность, почувствовали себя в роли профессионала и получили первоначальный опыт выполнения значимых профессиональных действий. С помощью преподавателя обучающиеся впервые учатся планировать и прогнозировать свое профессиональное будущее, впервые вступают в диалог с членами профессионального сообщества, выполняют простейшие рабочие операции, учатся давать отпор возможному манипулятивному воздействию, презентуют себя на рынке труда и т. д.

Учитывая, что «педагогический потенциал образовательного процесса системы среднего профессионального образования характеризуется вариативностью, краткосрочностью, мобильностью, доминированием общепрофессиональной и специальной подготовки в распределении учебного времени, имеющимися возможностями включения студентов в квазипрофессиональную деятельность в заданных условиях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изучаемой дисциплины, обеспечением субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента и т. п.» [6], преподавателю рекомендуется приглашать на практические и лабораторные занятия родителей. В процессе таких занятий при решении профессиональных задач обучающийся будет обращаться не только к своим уже имеющимся знаниям и за подсказкой к преподавателю, но и учитывать рекомендации родителей по решению конкретных проблемных ситуаций, которые, в свою очередь, уже имеют соответствующий опыт в определенной профессиональной деятельности.

По сравнению с аудиторными занятиями, внеаудиторные мероприятия профориентационной направленности обладают большими возможностями для вовлечения членов семьи. Внеаудиторная деятельность не так жестко регламентирована, может проводиться в учебное и каникулярное время, обладает большими возможностями для творческого самовыражения обучающихся, в том числе и в профессиональном плане, кроме того, именно на этом этапе родители могут реализовать свой профо-риентационный потенциал в полной мере.

Аудиторные и внеаудиторные профориен-тационные мероприятия нацелены в основном на молодежную аудиторию, но предусмотрены и совместные встречи с родителями, работодателями, органами власти и др.

В рамках данного направления проводится ряд мероприятий, рассчитанных как на групповую аудиторию, так и на конкретную личность. Вопросами по их организации занимаются в основном классные руководители, активно вовлекая преподавателей-предметников и сотрудничая с родителями, администрацией колледжа (в компетенции администрации - организация взаимодействия с социальными партнерами, местными органами власти, общественными институтами).

Наиболее значимыми, по-нашему мнению, стали следующие профориентацион-ные события.

Ежегодная выставка-ярмарка «Мир профессий», организованная совместно с

центром занятости населения, призвана ознакомить участников с востребованными в регионе профессиями, ведущими работодателями и учебными заведениями, где данную профессию можно получить. С 2019 г. формат проведения выставки изменился и теперь проводится в формате инсталляции, где традиционные буклеты, презентации, беседы о профессиях и специальностях заменены демонстрацией профессиональных экспозиций, изготовленных учениками школ, студентами профессиональных образовательных организаций, работодателями. Демонстрация профессиональных экспозиций длится как минимум месяц, выставка проводится в доступном для широкого круга зрителей месте (как правило, его предоставляют социальные партнеры), сопровождается тематическими экскурсиями, проведением мастер-классов от профессионалов (по расписанию), профкон-сультированием и тренингами.

Родители, участвующие в инсталляции профессий, распределены по группам: часть выступают со стороны работодателей и, следовательно, представляют свои профессии; некоторые проводят мастер-классы (например, кулинарный, по косметологии, парикмахерскому искусству), часть родителей задействованы в диагностических и тренин-говых мероприятиях, а часть, и притом не маленькая, принимают деятельное участие и оказывают помощь своим детям при создании предметов инсталляции.

Интересной формой организации про-фориентационной работы, на наш взгляд, является организация деятельности предметных кружков. Так, в колледже действует профориентационный лагерь «Твой выбор», включающий в себя отдельные секции по различным профессиональным направлениям («Юный автомеханик», «Я - предприниматель», «Техническое творчество», «Кулинар с большой буквы», «Ремонтируем сами», «Юный веб-дизайнер»). Занятия проводятся два раза в неделю, а в каникулярное время встречи организуются через день. Занятия в профориентационном лагере рассчитаны на подростков 14-17 лет, их

проводят студенты выпускных курсов - победители и призеры конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад, соревнований WorldSkills Russia под непосредственным наблюдением преподавателей-наставников. Также в рамках лагеря организуются экскурсии на ведущие предприятия региона, музеи, проводятся культурно-досуговые мероприятия.

В последние два года в колледже проводится «Неделя профориентации» в новом формате. В отличие от предыдущих лет проведение мероприятий Недели растягивается на 4-5 дней, каждый день посвящен определенной тематике, которая заранее доводится до сведения школьников, студентов первого курса, родителей, работодателей. В рамках Недели проводятся кве-сты, квизы профессий, викторины, а также так называемые «Дни ВолГУ в КПК». Один из дней определен как родительский, в этот день проводятся совместные мероприятия для родителей и детей. Наиболее привлекательным мероприятием, по мнению родителей и подростков, стала организация форсайт-сессий «Строим будущее вместе!». Заканчивается Неделя массовым культурно-развлекательным мероприятием «Фестиваль "Профессии, которые мы выбираем"», на котором студенты колледжей творчески представляют свои профессии, колледж (в форме КВНа, мини-спектакля и т. п.), а школьники по окончанию фестиваля участвуют в конкурсе стихов «Экспромт о профессии».

Результатом данного этапа у молодого поколения становятся устойчивые знания и представления о той или иной профессии; сформировавшаяся способность планирования будущих трудовых функций; понимание и осознание требований к личностным и профессиональным характеристикам, условий и специфики трудовой деятельности; способность решать проблемные профессиональные задачи; коммуникативные навыки и умение вести профессиональный диалог; развитые чувство ответственности к осуществлению практической деятельности и культура профессионального мышления.

Положительным эффектом от проведенных мероприятий для родителей выступают их оправданные ожидания, которые основываются на новом характере взаимоотношений, должны стать наиболее мобильны, грамотны с педагогической точки зрения, нацелены на интересы ребенка и желание полноценно и творчески сотрудничать; а новый формат совместной реализации данного направления кардинально меняет роль семьи: из пассивного участника она переходит в активно-субъектную позицию.

Безусловно, большая роль в осуществлении профориентационной работы со стороны колледжа отводится классным руководителям, преподавателям дисциплин профессионального цикла, а также педагогам-психологам. Педагогические работники в этой ситуации выступают основным звеном, организующим взаимодействие с семьей. Причем именно они в большей степени принимают на себя роль «наставника» подростка и его родителей и вводят их «за руку» в мир профессионального сообщества.

Таким образом, построение партнерского общения в контексте «семья - колледж», совместное полноценное использование профориентационного потенциала семьи, способностей и возможностей профессиональной образовательной организации в профориентационной деятельности обеспечит результативность формирований конкурентных преимуществ личности, индивидуального профессионального сознания подростка и осознания себя в образе «Я профессионал».

Методическое обеспечение инновационных методов и технологий

в профориентационной работе

Накопленный нами практический опыт позволил нам заключить, что традиционные формы профориентационной работы в большинстве случаев изжили себя. Ответом на современные вызовы должны стать принципиально иные технологии

организации деятельности по успешному самоориентированию подростков в профессиональной сфере. Принимая данное обстоятельство во внимание, педагогический коллектив колледжа находится в постоянном поиске новых идей, замыслов, форм самовыражения в профориентацион-ной деятельности.

Так, проведенные разово в новом формате мероприятия (форсайт-сессия, инсталляция, профессиональный телемост, стартапы, тантамарески профессий, профессиональные пробы и др.) постепенно переходят в систему, что обязывает педагогов создавать методический материал по организации и проведению не только конкретного события, но и серии подобных мероприятий.

В рамках реализации данного направления педагогами колледжа в тесном взаимодействии с родителями разработан следующий методический материал:

• методическая разработка форсайт-сессии «В мире будущих профессий»;

• методические рекомендации по организации и проведению профессиональных проб (в разрезе преподаваемых в колледже специальностей);

• ДПП «Организация профориентаци-онной работы в СПО»;

• методические рекомендации по организации профориентационной работы в контексте «колледж - семья - работодатель»;

• инновационные методы и формы профориентационной работы (форсайт-сессии, стартап, инсталляция и др.), характеристика и примеры использования;

• дополнительные образовательные программы для людей разновозрастных групп («Мир информационных технологий», «Основы PYTHON», «Юный ВЕБ-дизайнер», «Основы Языка гипертекстовой разметки HTML и CSS» и др.) в рамках национального проекта «Образование»;

• образовательные программы детских технопарков «Кванториум» по направлениям (нерджиквантум (энергетика), IT-квантум (прикладные информационные технологии), VR/AR-квантум (виртуальная и дополненная реальность), data-квантум (анализ

информации), хай-тек (умные технологии)), в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»;

• словарь современных профессий;

• атлас рабочих профессий Волгоградской области и др.

В процессе разработки и составления документации педагоги постоянно контактируют с родителями и работодателями, тем самым предоставляя им те же полномочия, которыми обладают сами, то есть для данного направления работы характерно равноценное сотрудничество.

Результатами данного этапа профориен-тационной деятельности выступает актуальное методическое обеспечение профо-риентационного процесса; налаженный механизм по формированию профессиональной сознательности молодежи; сформировавшиеся навыки у преподавателей и родителей по профессиональному информированию и консультированию; полученный опыт организации и проведения практико-ориентированных мероприятий; осознанное применение в педагогической деятельности деятельностных технологий в области профориентации.

Одним из важных направлений проф-ориентационной деятельности является социально-трудовая адаптация обучающихся. Мы разделяем мнение М. А. Суздаловой и считаем, что социально-трудовая адаптация обучающихся СПО - «это специально организованное взаимодействие обучающихся, педагогов и социальных партнеров с целью приспособления обучающихся к рынку труда, оно представляет собой непрерывный процесс вхождения обучающегося в новую профессиональную среду в качестве субъекта профессиональной деятельности в ходе взаимодействия педагога и обучающегося, овладение ценностями профессиональной деятельности, знаниями о профессии и профессиональной среде, реализации своих способностей для достижения успешности в овладении основами профессиональных знаний; в определении перспектив личностного роста» [7].

Адаптация обучающихся к профессиональной деятельности в колледже начинается еще на первом курсе. Самыми значимыми мероприятиями в данном направлении, на наш взгляд, являются «День первокурсника», «Посвящение в профессию», экскурсии на предприятия, конкурс-выставка «Тантамарески профессий», профессиональные пробы. Со второго курса у обучающихся начинается практика на производственных предприятиях; далее работа над курсовым проектом, основанном на материалах той или иной организации; преддипломная практика и написание диплома. Также совершеннолетние обучающиеся могут вступить в ряды волонтеров и участвовать в волонтерских профориента-ционных программах (оказание помощи при организации профессиональных мероприятий непосредственно на территории работодателя; решение социальных проблем и т. п.).

На данном этапе основополагающая роль отводится социальным партнерам, но и педагогический коллектив, и члены семьи не остаются в стороне. Часть родителей, обладающих определенными полномочиями в своей профессиональной сфере, организуют мастер-классы на производстве (часто совместные с детьми); оказывают помощь при подготовке к соревнованиям по демонстрации профессионального мастерства; проводят форсайт-сессии (при методической поддержке педагогов); сами, совместно со своими детьми, участвуют в тематических конкурсах на базе колледжа («Профессия моей семьи», «Профессиональный стартап», «Профессиональные ассоциации», «Инсталляция профессий» и т. д.) и профессиональных квестах.

Очевидно, что в практике профориента-ционной работы наиболее эффективно проявляют себя интерактивные мероприятия, в ходе которых у обучающихся формируется благоприятное отношение к труду и исполнению выбранных трудовых функций и действий; позитивный взгляд на свое профессиональное будущее и представление конкретного алгоритма для его

достижения; обеспечивается готовность к самообразованию и самовыражению как в профессиональной области, так и в личностном плане.

Таким образом, залогом эффективной профориентационной деятельности в организациях профессионального образования служит внедрение инновационных форм и методов профориентации, в ходе которых молодое поколение выступает не просто в роли пассивного «смотрителя», а проявляет интерес и желание результативно участвовать в данных мероприятиях.

Немаловажным аспектом является методическое обеспечение и сопровождение профориентации: педагоги, родители и социальные партнеры должны выступать в едином соавторстве, только в этом случае профориен-тационные программы будут отражать

обязательные содержательные характеристики и удовлетворять запросы социума.

В процессе сотрудничества по организации и реализации профориентационной деятельности педагоги и родители должны находиться в партнерских отношениях и могут выступать в разноплановых ролях (наставник, коуч, тьютор, фасилитатор) по отношению к обучающемуся.

Более того, полноценное творческое сотрудничество семьи и педагогического коллектива профессиональной образовательной организации выгодно преобразует и благоприятно влияет на обе взаимодействующие стороны: вместе с родителями, которых знакомят в колледже с необходимой информацией, растет и сам педагог, черпая, в свою очередь, инновационные идеи от родительской общественности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. 176 с. (Сер. «Профессиональная ориентация»).

2. Власюк И. В., Генварева Ю. А. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленный на самореализацию подростка // Омский научный вестник. 2009. № 5 (81). С. 146-148.

3. Борытко Н. М., Власюк И. В. Обновление приоритетов взаимодействия школы и семьи в условиях перехода к ФГОС общего образования // Грани познания. 2013. № 4 (24). С. 24-28.

4. Зеленкина Т. Д. Подготовка родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.

5. Ретивина В. В. Трансляция трудовых ценностей и установок в современной семье // Вестн. Майкопского гос. технол. ун-та. 2019. Вып. 1/40. С. 171-179.

6. Казакова А. Ф. Формирование профессиональной грамотности студентов экономических специальностей в системе среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград. 2014. 217 с.

7. Суздалова М. А. Адаптация обучающихся учреждении профессионального образования к рынку труда: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2013. 27 с.

REFERENCES

1. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Ot ucheby kprofessionalnoy karyere: ucheb. posobie. Moscow: Akademiya, 2012. 176 p. (Ser. "Professionalnaya orientatsiya").

2. Vlasyuk I. V., Genvareva Yu. A. Opyt vzaimodeystviya semyi i obrazovatelnogo uchrezhdeniya, napravlennyy na samorealizatsiyu podrostka. Omskiy nauchnyy vestnik. 2009, No. 5 (81), pp. 146148.

3. Borytko N. M., Vlasyuk I. V. Obnovlenie prioritetov vzaimodeystviya shkoly i semyi v usloviyakh perekhoda k FGOS obshchego obrazovaniya. Granipoznaniya. 2013, No. 4 (24), pp. 24-28.

4. Zelenkina T. D. Podgotovka roditeley k sodeystviyu v professionalnom samoopredelenii starsheklassnikov. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2015.

5. Retivina V. V. Translyatsiya trudovykh tsennostey i ustanovok v sovremennoy semye. Vestn. Maykopskogo gos. tekhnol. un-ta. 2019, Iss. 1/40, pp. 171-179.

6. Kazakova A. F. Formirovanie professionalnoy gramotnosti studentov ekonomicheskikh spetsialnostey v sisteme srednego professionalnogo obrazovaniya. PhD dissertation (Education). Volgograd. 2014. 217 p.

7. Suzdalova M. A. Adaptatsiya obuchayushchikhsya uchrezhdenii professionalnogo obrazovaniya k rynku truda. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Kemerovo, 2013. 27 p.

Власюк Ирина Вячеславовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики, Волгоградский государственный университет

e-mail: [email protected]

Vlasyuk Irina V., ScD in Education, Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Volgograd State University

e-mail: [email protected]

Казакова Анна Федоровна, кандидат педагогических наук, старший методист, Камышинский политехнический колледж

e-mail: [email protected]

Kazakova Anna F., PhD in Education, Senior Methodologist, Kamyshin Polytechnic College e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.10.2020 The article was received on 15.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.