Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА / ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CAREER GUIDANCE WORK / STUDENTS WITH LIMITED HEALTH ABILITIES / CORRECTIONAL SCHOOL / FORMS OF CAREER GUIDANCE WORK / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Кудряшова Александра Александровна

В статье рассмотрены вопросы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития. Представлены формы организации профориентационной работы на примере коррекционной школы VII вида, как проведение проектов обучающихся, социальное партнерство с учебными заведениями профессионального образования, профессиональные пробы, участие в конкурсах.The article discusses the issues of career guidance for children with disabilities, in particular with mental retardation. The forms of organizing career guidance work are presented on the example of a correctional school of the VII form, such as conducting student projects, social partnerships with vocational education institutions, professional tests, participation in competitions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Выводы. В ходе проведения практической части исследования было выявлено, при помощи методик Глухова В.П. и Немова Р.С., в начале работы высокий уровень развития устной связной речи наблюдался у 7% учащихся, средний - у 62% второклассников и низкий уровень развития устной связной речи показали результаты 31% респондентов. Первый контрольный срез в ходе формирующего этапа показал положительную динамику, так результаты 4% показателей второклассников перешли с низкого уровня на средний, тем самым детей с низким уровнем развития устной связной речи стало 27%, а средний уровень показали 66% респондентов.

Предложенные задания по изучению и анализу пословиц позволили младшим школьникам развить словарный запас, грамматически правильно, развернуто, логически и эмоционально оформлять и высказать свое мнение.

Проведенная нами исследовательская работа позволила сделать некоторые выводы о необходимости развития устной связной речи младших школьников, так как это является одним из показателей общего развития, успешной адаптации, социализации и приобщения их к истокам душевного богатства человечества. Следует отметить, что исключительно красивая, эстетическая и правильно звучащая речь способна радовать человеческий слух. Для достижения этого следует много трудиться, практически в течение всей жизни речь человека обогащается и совершенствуется.

Литература:

1. Афанасьев Н.В. Устное народное творчество: учебное пособие / Н.В. Афанасьев. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - 112 с.

2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.

3. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

5. Павлова Е.П., Павлова В.А. Роль творческого пересказа в проблеме восприятия художественного произведения младшими школьниками // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2019. - № 4 (77). - С. 223-225.

6. Фролова О.Е. Пословица в языке и речи / О.Е.Фролова // Вестник Пермского университета. - Серия: Филология. - 2008. - № 3. - С. 93-98.

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук Панина Светлана Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Кудряшова Александра Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ C ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития. Представлены формы организации профориентационной работы на примере коррекционной школы VII вида, как проведение проектов обучающихся, социальное партнерство с учебными заведениями профессионального образования, профессиональные пробы, участие в конкурсах.

Ключевые слова: профориентационная работа, обучающиеся с ограченными возможностями здоровья, коррекционная школа, формы профориентационной работы, социальное партнерство.

Annotation. The article discusses the issues of career guidance for children with disabilities, in particular with mental retardation. The forms of organizing career guidance work are presented on the example of a correctional school of the VII form, such as conducting student projects, social partnerships with vocational education institutions, professional tests, participation in competitions.

Keywords: career guidance work, students with limited health abilities, correctional school, forms of career guidance work, social partnership.

Введение. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2015-2025 гг. сказано, что содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии является одним из основных направлений развития образования. Одной из задач Национального проекта РФ «Образование» на 2019-2024 гг. является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех категорий обучающихся [5]. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79) прописаны особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [7].

Организация профориентационной работы в массовой школе у детей с сохранным интеллектом производится по стандартной схеме. Однако в коррекционных школах VII вида, где обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых наблюдается лёгкая степень нарушения интеллектуальных процессов, вследствие чего обучающие элементарно не могут организовать, спланировать и реализовать свою деятельность. В связи с этим, перед современной образовательной организацией стоит

проблема организации профориентационной работы, отражающая не только требования общества, но и учет возможностей детей с ОВЗ.

Когда подросток делает первые шаги в выборе профессии, то он, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, первоначальные умения, но при этом не учитывает собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических особенностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. И здесь в большинстве случаев возникают противоречия и трудности в профессиональном самоопределении у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целом организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития углубленно стала изучаться и развиваться с XX века, когда активно в массовых школах стали выявляться так называемые «отстающие дети». В Российской Федерации изучение детей с ЗПР началось в 50-е годы прошлого столетия, и рассматривались исследователями-дефектологами Власовой Т.А., Лебединской К.С., Лубовским В.И., Мачихиной В.Ф, Певзнер М.С. и др. [2; 4].

Теоретические основы профориентации молодежи разработаны Чистяковой С.Н. [8] и др. Вопросы организации профессиональной ориентации среди обучающихся коррекционных школ Республики Саха (Якутия) рассматривали в своих исследованиях Мордовская А.В. [4], Егорова Р.И. [1].

Цель данного исследования заключается в определении эффективных форм организации профориентационной работы с детьми с органиченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. При организации профориентационной работы среди детей, имеющих особые образовательные потребности, нужно учитывать ряд факторов, а именно: уровень состояния здоровья; соотношение уровня здоровья с требованиями желаемой профессии; осознание ребёнком своих реальных возможностей, способностей и особенностей здоровья; позиция родителей и помощь педагогов в становлении профессиональной личности.

Проанализировав литературные источники, был выделен ряд форм и методов профориентационной работы с учащимися с ОВЗ: профессионально - ориентационные беседы; занятия в кружках, мастерских; экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости; встречи со специалистами определённых профессий; участие в «днях открытых дверей»; участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий; использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

Так Ананьева Е.В. Романова Е.С., Коган Б.М. и др. подчеркивают, что для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств, как характер течения заболевания (род и условия профессиональной деятельности могут оказать позитивное или негативное влияние); возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений; сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями [6].

Данные факторы предопределяют специфику профориентации обучающихся с нарушением в развитии и необходимость совместных усилий педагогов школ по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности совместно с учебными заведениями профессионального образования. В связи с этим особое внимание необходимо уделять: комплексной диагностической оценки; развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для трудовой самореализации; формированию установок, ориентирующих на показанные профессии. Каждой группе детей по наличию того или иного вида нарушения будут сопутствовать противопоказанные профессионально-производственные факторы.

Профориентациионный опыт детей с ОВЗ в Республике Саха (Якутия) показывает, что данная работа представляет собою фрагменты учебно-воспитательных мер, направленных на адекватный выбор подростком траектории своего обучения на пути к освоению специфичных умений и навыков определенной профессии. Например, особое место занимает благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Харысхал». Главная цель одного из проектов фонда «Палитра успеха», направленна на социализацию и профориентацию подростков, посредством организации различных профориентационных мероприятий, посещения мастер-классов.

С целью содействия профессиональной ориентации детей с инвалидностью и детей с ОВЗ через обучение краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы технической направленности с психологическим и тьютерским сопровождением вместе с детьми волонтерами функционирует в Горном улусе РС (Я) проект «Территория возможностей».

МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34» ГО «г. Якутск» реализует профориентационный проект «Надежда и выбор». Особое внимание в нем уделяется профессиональным пробам, как уникальной возможности познакомиться с профессией на практике и узнать её особенности. Также проводятся внутренние профэкскурсии по интернату и составлена «Карта профпробы по интернату», по которой обучающиеся знакомятся с профессиями (медицинский работник, воспитатель, швея, овощевод, растениевод, агроном тепличного хозяйства, повар); профвстреча с людьми, имеющие инвалидность, но достигших определенных успехов в жизни, труде, спорте.

Стоит отметить ежегодное участие Республики Саха (Якутия) в международном движении «Абилимпикс», способствующих эффективной профессиональной ориентации людей с инвалидностью.

Анализ теории и практики, свидетельствует, что для эффективной профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ, необходимо учитывать: индивидуальный характер (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); направленность профориентационных воздействий (создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана); системность; поэтапность профориентационной работы.

Так целью профессиональной ориентационной работы в МОКУ С(К)ООШ №22 (VII вида) ГО «город Якутск» является создание условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся. Центральным звеном в реализации профессионального становления обучающихся является организация на базе данной школы

городского конкурса «Моя профессия - моё будущее», который представляет собой конкурс проектов школьников. В конкурсе принимают участие обучающиеся 3-9 классов: I группа - 3-4 классы, II группа - 5-6 классы, III группа - 7-9 классов коррекционных школ и коррекционных классов общеобразовательных школ.

Критериями оценки проектов выступают: раскрытие сути выбранной профессии (история, факты, содержание деятельности); «плюсы» и «минусы» профессии; обоснование собственного отношения к профессии; творческий подход к оформлению и подаче информации; дополнительная информация (полезные советы, самостоятельные исследования по данной проблематике). Анализ тематики конкурсных работ за четыре года показал, что у школьников коррекционных школ в приоритете такие профессии, как: повар, кондитер, сварщик, ветеринар, дизайнер, слесарь, архитектор, врач.

В марте 2018 года и в октябре 2019 учебного года среди обучающихся 1-6 классов и 8-9 классов было проведено анкетирование «Я хочу стать...». В первой возрастной группе участвовало 142 обучающихся (март 2018 г.) и 136 обучающихся (октябрь 2019 г.) соответственно, а во второй - 83 (март 2018 г.) и, соответственно, 96 обучающихся (октябрь 2019 г.). Так, первая группа изъявили желание получить в будущем профессии: художник, пилот, авиадиспетчер, стюардесса, балерина, археолог, патологоанатом и др. Вторая группа назвали профессии: повар, кондитер, сварщик, водитель, ветеринар, слесарь, врач, архитектор, администратор, продавец, кассир идр. Причиной такого выбора являются: профессии родителей; личная способность освоения данной профессии; желание получать стабильную заработную плату.

В профессиональном обучении детей с ОВЗ в рамках реализации социального партнёрства данной школы отводится Якутскому технологическому техникуму сервиса. Родители, как законные представители, заключают договора, а на их основе дети в течение одного года посещают профессиональные пробы и обучаются профессиям повара, кондитера, швеи по своему выбору. Так, в 2017-2018 уч.г. выбрана специальность «Кондитер», 2018-2019 уч.г. - «Парикмахер» и «Повар», в 2019-2020 уч.году - только специальность «Повар». В течение одного учебного года обучающиеся осваивают теоретико-практическую базу по определённой специальности и овладевают практическими навыками выбранной специальности и по окончанию профессиональных проб, выпускники могут приступить к работе.

Также важная роль профориентационной работы школы отводится социальному партнёрству с различными образовательными организациями и производственными предприятиями и учреждениями. Имеется определенная работа с Управой «Строительный округ» г. Якутска, благотворительного фонда «Харысхал», общественной организации Город Добра», Управлением социальной защиты населения и труда г. Якутска, АСП «Подросток» и центром социальной помощи «Тэрчи»; организации профессиональных проб в ГАПОУ РС (Я) «Якутский промышленный техникум сервиса», ГАПОУ РС (Я) «Якутский промышленный техникум им.Т.Г.Десяткина», АУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина», ГАПОУ РС (Я) «Якутский автодорожный техникум» г. Якутска, ГБПОУ РС (Я) «Якутское художественное училище им.П.П.Романова, ГБПОУ РС(Я) «Коммунально-строительный техникум», ЧПОУ «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации». Предприятия и учреждения, которые дали возможность будущим выпускникам реализовать свои навыки, также «ИП Зырянов» (кондитерское направление), Якутский хлебный комбинат (навыки производства хлеба), парикмахерская «Татьяна» (навыки парикмахерского искусства).

Таблица 1

Учебные заведения, выбранные для обучения выпускниками МОКУ С(К)ООШ №22 (VII вида) г. Якутска

Название учебных заведений (социальные партнёры) Выбранные профессии или специальность Название учебных заведений (социальные партнёры) Выбранные профессии или специальность

ГАПОУ РС (Я) «Якутский промышленный техникум сервиса» администратор, экономика и бухгалтерский учёт, кассир торгового зала, официант, бармен, повар, кондитер ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» сварщик

ГАПОУ РС (Я) «Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина» огранщик алмазов, электрогазосварщик, сварщик ГБПОУ НСО «Новосибирский автотранспортный колледж» техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

АУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» информационная безопасность автоматизированных систем, почтовая связь, информационные системы и web-дизайн ГБПОУ РС(Я) «Алданский медицинский колледж» сестринское дело

ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса» г. Якутска технология парикмахерского искусства, поварское и кондитерское дело НПОУ «Якутский колледж инновационных технологий» операционная деятельность в логистике

ГАПОУ РС (Я) «Якутский автодорожный техникум» г. Якутска мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, слесарь по ремонту строительных машин, механик, Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева учитель музыки

автомеханик

ГБПОУ РС (Я) «Якутское художественное училище им. П.П. Романова дизайн, живопись ГБОУ «Олёкминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» монтажник трубопроводов

ЧПОУ «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации» технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, организация обслуживания в общественном питании ГАПОУ «Алданский политехнический техникум» машинист на открытых горных работах (после обучения в 10-11 классе)

ГБПОУ РС (Я) «Коммунально-строительный техникум» строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Так после определенной профориентационной работы, высокий уровень показал критерий общей занятости выпускников МОКУ С(К)ООШ №22 (VII вида) - 86,04%. Это свидетельствует, о социальной адаптации и возможностях продолжения профессионального обучения; поступления в массовую школу для обучения в 10-11 классе; полноценное трудоустройства.

Выводы. В качестве рекомендаций при осуществлении профориентационной работы с детьми с задержкой психического развития предлагаем обратить внимание на систематичность и непрерывность мероприятий. Считаем, что необходимо проводить одно занятие в неделю для 1-4 классов, два мероприятия для 5-7 классов и три мероприятия для 8-9 классов с учётом психо-физиологических особенностей и общей учебной нагрузки.

Именно комплексная работа педагогов-психологов, классных руководителей, социальных педагогов, социальных партнёров, в том числе родителей, представителей учебных заведений профессионального и дополнительного образования, СМИ, службы занятости населения и других могут оказать значимую помощь в выборе трудовой биографии обучающихся с ОВЗ. Конечно, при этом необходимо учитывать психофизиологические, психо-эмоциональные, возрастные и поведенческие особенности детей, ориентацию на реальные возможности каждого ребёнка, изучение интересов и склонностей, предоставление школьникам адаптированной учебной литературы, учебников, создание оптимальных условий обучения и воспитания, привлечение родителей к выбору профессии с ЗПР.

Литература:

1. Егорова Р.И. Педагогическое сопровождение процесса выбора учащимися будущей профессии: на примере коррекционной школы. Диссер. к.пед.н., Якутск.2007. - 194 с.

2. Голиков Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе // Педагогическая техника, 2016. - №6. - С. 93-99.

3. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. - 2015. - №6. - С. 43- 54.

4. Мордовская А.В. Приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) [Текст] // Наука и образование. 2012. № 2 (66). С. 115-121.

5. Национальный проект «Образование» [электронный ресурс] // Режим доступа: https://obraz.tmbreg.ru/images/doc/proekt/2018/NPO081018.pdf

6. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья -М.: Издательский центр «Академия», 2012. - С. 16-23.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

8. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 2013. № 1. С. 9-12. Ссылка: https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-proforiientatsionnoi-raboty-uchashc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.