Научная статья на тему 'Из опыта профориентационной работы ГБПОУ КК "Славянский электротехнологический техникум"'

Из опыта профориентационной работы ГБПОУ КК "Славянский электротехнологический техникум" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОСУГОВАЯ ПЛОЩАДКА / LEISURE AREA / РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / EARLY SPECIALIZATION OF THE STUDENTS / PRE-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарагуля Ю.В.

В статье рассматриваются одно из направлений профориентационной работы, проводимой Центром карьеры техникума, с обучающимися 7-9-х классов общеобразовательных учреждений г. Славянска-на-Кубани и Славянского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers one of directions of career guidance work undertaken by the career Centre of the College with students in grades 7-9 educational institutions of the city Slavyansk-on-Kuban and Slavic area.

Текст научной работы на тему «Из опыта профориентационной работы ГБПОУ КК "Славянский электротехнологический техникум"»

УДК 37.377.6

Ю.В. Гарагуля

Славянский электротехнологический техникум г. Славянск-на-Кубани, Россия.

ИЗ ОПЫТА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ГБПОУ КК «СЛАВЯНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Аннотация: В статье рассматриваются одно из направлений профориентационной работы, проводимой Центром карьеры техникума, с обучающимися 7-9-х классов общеобразовательных учреждений г. Славянска-на-Кубани и Славянского района.

Ключевые слова: предпрофильное обучение, досуговая площадка, ранняя профилизация учащихся.

Выбор профессии - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит статус человека, его удовлетворенность работой, здоровье и, в конечном счете, даже счастье.

Многие ребята совершенно не представляют «кем быть», куда поступить и поступать ли вообще. Социологические опросы подтверждают: точно назвать свою профессию могут лишь около 30% одиннадцатиклассников. А выбор профессии девятиклассников еще больше подвержен влиянию внешних факторов: мнений и желаний близких. В редких случаях даже родители бывают настоящими помощниками. Обычно это бывает в семьях, где сложилась устойчивая трудовая династия. Обязательно нужно прислушиваться к своим желаниям и интересам. И очень важно, чтобы выбранная профессия в будущем не принесла разочарования. Она должна не только интересовать, но соответствовать склонностям и возможностям, а также давать надежду на трудоустройство.

Большая часть учащихся имеет приблизительные представления о существующих профессиях, им сложно соотнести требования, предъявляемые к той или иной профессии, со своими личностными качествами и ожиданиями [1, с. 1]. Осознанное ознакомление учащихся с миром профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессий значительно повышает уровень профориентированности, мотивирует на серьезный и осознанный выбор будущей профессии.

Задачи предпрофильного обучения:

- постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному профессиональному развитию;

- формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;

- развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;

- формирование целеустремленности, предприимчивости и деловитости.

Все вышесказанное и обусловило необходимость проведения ранней профориентационной работы в форме реализации предпрофильного обучения учащихся 7-9 классов в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательной организации и организации профессионального образования.

В 2013-2014 учебном году для школьников МАОУ СОШ №17 г. Славянска-на-Кубани были организованы экскурсии в «Славянском электротехнологическом техникуме», после чего классы были разделены на подгруппы, которые занимались в лабораториях с мастерами производственного обучения. Для них были проведены мастер-классы по выполнению несложных операций, в ходе которых всем школьникам была предоставлена возможность выполнить учебные работы по профессиям и оценить качество своих работ. В соответствие с графиком очередное посещение предполагало знакомство со следующей профессией и ознакомление с другими практическими работами. Таким образом, каждая подгруппа участвовала в мастер-классах по всем профессиям, реализуемым в техникуме.

В конце учебного года с семиклассниками проводился мониторинг, были выявлены предпочтения учащихся и сформированы группы, которые в 2014-2015 году продолжили предпрофильное обучение уже по определенной профессии. Как показали результаты анкетирования, учащихся особенно заинтересовали профессиональные пробы -возможность что-то сделать своими руками. При этом учащиеся, с которыми не проводилось ознакомительные занятия, с большим затруднением определяли направление, по которому хотели бы заниматься.

Работало несколько направлений занятий с обучающимися:

- повара;

- электрики;

- автомеханики.

Мастерами производственного обучения техникума были разработаны 36 часовые программы, которые предполагали изучение простейших основ, связанных с указанными профессиями. Они включали теоретическую часть и несложные практические занятия. Занятия

научный журнал

проходили на базе «Славянского электротехнологического техникума» на оборудовании, используемом для учебной практики. В течение года школьники занимались, получали оценки и осваивали первые шаги в профессии. Итогом стали двухэтапные профессиональные олимпиады теоретического и практического характера.

В 2015-2016 учебном году с седьмыми классами проведена подготовительная работа: мониторинг предпочтений учащихся, родительские собрания, мастер-классы на базе техникума, пробные занятия, по итогам которых сформированы три группы: по программам повар, электрик, слесарь уже в рамках кружков.

По итогам трех лет обучающимся, которые освоили курс (как показывает опыт, осваивают школьники основы достаточно успешно), будут выданы свидетельства. Конечно, объем часов и уровень квалификации еще не позволит им стать квалифицированными рабочими определенного разряда, но позволит им прогнозировать собственную пригодность именно по этой специальности или профессии. Очень важно, чтобы приобретаемые сведения о профессии или специальности не были искаженными, неполными, односторонними. Кроме того, эти учащиеся могут иметь некоторые преимущества при поступлении именно в наше образовательное учреждение.

Даже если выбор профессии будет в сфере другого учебного заведения, у школьников целенаправленно формируется устойчивая система мотивов деятельности, последующего обучения. Тщательное изучение мира будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

Предпрофильное обучение значительно расширяет профессиональный кругозор учащихся, углубляет представление о профессиях, формирует отношение учащихся к профессиональным учебным заведениям и включает старшеклассников в активную деятельность по профессиональному самоопределению и поиску своего места в системе профессиональных и социальных отношений. Таким образом, основная цель предпрофильного обучения - помочь учащимся в самоопределении.

В 2016-2017 учебном году была изменена форма профильного обучения школьников, их возрастной порог, увеличено количество охватываемых экспериментом школ. Вместо привычных еженедельных мастер-классов со школьниками одной МАОУ СОШ № 17 была организована досуговая площадка под названием «ГОРОД МАСТЕРОВ» (далее - площадка). Цель ее - ранняя профилизация учащихся школ города

Славянска-на-Кубани и Славянского района. Схема работы площадки: -организационный, знакомство с техникумом, тестирование и определение профессиональных наклонностей школьников; проведение практико-ориентированных занятий (продолжительность занятий 90 мин. с перерывом 10 мин.); проведение практико-ориентированных занятий, подведение итогов работы, студенческий праздничный концерт.

С 6 июня по 11 июня 2016 года в СЭТ, с 1 ноября по 9 ноября проведена досуговая профориентационная площадка для школьников муниципального образования Славянский район «Город Мастеров». В работе площадки приняли участие 150 учащихся 7 классов из городских общеобразовательных учреждений (МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 5, МБОУ СОШ № 16, МАОУ СОШ № 17, МБОУ СОШ № 18, МБОУ СОШ № 6, МБОУ ООШ № 8, МБОУ ООШ № 30, МБОУ ООШ № 31, МБОУ ООШ № 46), 13 мастеров производственного обучения, 15 преподавателей, 4 сотрудника техникума, 46 студентов. Общий охват участников составил 228 человек. Программа площадки выполнена в полном объёме. В период работы досуговой профориентационной площадки школьники познакомились с учебными и производственными лабораториями и мастерскими, приняли участие в тестировании на выявление профессиональных наклонностей по чертам характера, приобрели практические навыки по профессиям «Повар, кондитер», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственных машин», «Мастер отделочных строительных работ», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве».

Для учащихся общеобразовательных учреждений студенты техникума подготовили и представили концертную программу. В процессе работы Площадки проведен мониторинг интереса школьников к предложенным профессиям. Ребята высоко оценили деятельность мастеров производственного обучения, средний рейтинговый балл интереса школьников к представ- ленным профессиям составил от 4,849 до 5,0 баллов.

Анализ анкетирования первокурсников 2016-2017 учебного года выявил 7 поступивших (5 - на специальность «Организация обслуживания в общественном питании», 1 - на профессию «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования по отраслям», 1 - на специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта») из 56 обучающихся МАОУ СОШ № 17, проходивших обучение на базе техникума в 2015-2016 учебном году. Низкий процент поступивших (12,5%) остается хорошим результатом, поскольку это те студенты,

которые прошли профессиональные пробы и сознательно выбрали профессию и уже точно получат ее.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает особенно значимой профессиональную ориентацию.

Систему сотрудничества техникума и школы в настоящее время можно выстроить так, чтобы максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся, предоставить возможность получения профессионального образования по всем возможным направлениям, что позволит обеспечить выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентноспособность и востребованность на рынке труда [2, с. 5].

Выбор профессии - дело серьезное и требует основательного подхода. Правильный выбор - это решение многих проблем.

Библиографический список

1. http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/328591/

2. Ильина Н. М., Полянских С. В. Работа кафедры технологии продуктов животного происхождения в развитии взаимодействия «школа-вуз». Современные технологии непрерывного обучения школа-вуз [Текст]: материалы II Всероссийской научно-методической конференции/ под общ. ред. проф. Е.Д. Чертова; Воронеж. гос. ун-т инж. технол. - Воронеж: ВГУИТ, 2015. - 225 с.

Y.V. Garagulya

From professional experience working in state budgetary vocational educational institution «Slavic electrotechnological college»

Abstract. The article considers one of directions of career guidance work undertaken by the career Centre of the College with students in grades 7-9 educational institutions of the city Slavyansk-on-Kuban and Slavic area.. Keywords: pre-training, leisure area, early specialization of the students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.