Научная статья на тему 'Анализ образовательных запросов учащихся при проектировании сетевого профильного обучения в городе Славянске-на-Кубани'

Анализ образовательных запросов учащихся при проектировании сетевого профильного обучения в городе Славянске-на-Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Ольга Юрьевна

данная статья посвящена анализу действующей системы среднего (полного) образования. Рассмотрен круг вопросов, связанных с изучением образовательных запросов учащихся, дальнейшей перспективой развития единого образовательного пространства города Славянска-на-Кубани с целью дальнейшего проектирования сетевой организации профильного обучения в условиях образовательной среды г. Славянска-на-Кубани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ образовательных запросов учащихся при проектировании сетевого профильного обучения в городе Славянске-на-Кубани»

The analysis of the educational needs of the students when designing a network of specialized education in the city of Slavyansk-on-Kuban Mishchenko O. (Russian Federation) Анализ образовательных запросов учащихся при проектировании сетевого профильного обучения в городе Славянске-на-Кубани Мищенко О. Ю. (Российская Федерация)

Мищенко Ольга Юрьевна /Mishchenko Olga - магистрант, кафедра общей и профессиональной педагогики, факультет педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, учитель английского языка МБОУ СОШ №5, г. Славянск-на-Кубани

Аннотация: данная статья посвящена анализу действующей системы среднего (полного) образования. Рассмотрен круг вопросов, связанных с изучением образовательных запросов учащихся, дальнейшей перспективой развития единого образовательного пространства города Славянска-на-Кубани с целью дальнейшего проектирования сетевой организации профильного обучения в условиях образовательной среды г. Славянска-на-Кубани.

Abstract: this article is devoted to analysis of the current system of secondary (complete) education. Considered a range of issues related to the study of educational needs of the students, the prospect of further development of a unified educational space in the city of Slavyansk-on-Kuban to further design the network organization of vocational training in the educational environment, Slavyansk-on-Kuban.

Ключевые слова: сетевая организация, профильное обучение, качество образования, образовательные запросы, единое образовательное пространство. Keywords: network organization, specialized education, quality of education, educational requests, a unified educational space.

За последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования. В настоящее время оно ориентировано, прежде всего, на удовлетворение потребностей учащихся и их родителей в формировании ключевых компетентностей в интеллектуальной, информационной и других сферах. Так, профильное обучение призвано более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

К сожалению, как правило, в малых городах России, как и в городе Славянске-на-Кубани (Краснодарский край), добиться реализации заданных установок в пределах существующего уровня взаимодействия образовательных учреждений невозможно, так как явно недостаточна территориальная доступность ряда услуг системы общего образования, ограничены ресурсы отдельных учреждений образования и культуры. Учащиеся не могут получить бесплатное качественное образование, соответствующее их запросам, ввиду того, что в районе или городе не находятся учреждения повышенного статуса, дополнительного образования, образовательное учреждение реализует ограниченный набор образовательных услуг и, как правило, они вынуждены обращаться к частному лицу за платными образовательными услугами.

Необходимость формирования единого информационно-образовательного пространства малого города, использование потенциала образовательных учреждений и педагогов, получивших признание в рамках открытых педагогических мероприятий и конкурсов, для всех учащихся малого города, определяет актуальность проектирования сетевой организации обучения.

Существующая городская система образования в недостаточной степени удовлетворяет запросам настоящего времени, поскольку не гарантирует качественного

образования, не позволяет в полной мере использовать ресурсы различных школ. В некоторых малых городах России уже созданы различные формы сетевого взаимодействия нескольких образовательных учреждений по эффективному использованию материальных, информационных, кадровых ресурсов (модель школ-ступеней, модель ресурсного центра). Но данный опыт не обобщен, не отработан на управленческом уровне, организационный и нормативно-правовой механизмы регулирования подобных форм взаимодействия не решены. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время растут запросы потребителей образовательных услуг. Программы дополнительного образования, курсы по выбору становятся не менее важными, чем традиционные предметы. Следует подчеркнуть, что развитие профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования является велением времени и требует особого ресурсного обеспечения профильной школы. Однако в малом городе одно образовательное учреждение, как правило, не способно обеспечить учащихся всеми необходимыми образовательными услугами в сфере качественного профильного обучения.

Профильное обучение в г. Славянске-на-Кубани организовано во всех школах. Однако способ организации уже на протяжении нескольких лет остается прежним: в школе 1-2 профильных класса. Поэтому нельзя говорить о раскрытии способностей учащихся в выбранном профиле обучения, а, следовательно, и будущей профессии.

В 2014-2015 учебном году в 21 профильной группе реализуется 7 профилей, однако это не говорит об их разнообразии. Среди основных направлений можно выделить естественнонаучный (40%) (в лицеях №1 и №4, школах №3, №16, №18), экономико-математический, физико-математический, информационно-математический профили (35%) (в лицеях №1 и №4, школе №18), гуманитарный профиль (10%) (школе №3), социально-педагогический (15%) (в школах №3, №5, №17), оборонно-спортивный (5%) (в школе №16) [1, 22].

На наш взгляд, реализация одного и того же профиля в четырех различных школах малого города - это нерациональное использование материального, кадрового и финансового потенциала системы образования города.

Существующая система образования в городе в основной массе устраивает родителей и учащихся, так как на сегодняшний день должным образом не сформированы образовательные запросы. Вместе с тем, результаты анкетирования учащихся IX классов (56 человек) показали, что около 40 % ориентированы на учебу в вузе, 34 % ориентированы на учебу в техникумах, 5 % решили продолжить обучение в училище, 18 % не определились в своем выборе. Среди учащихся XI классов (43 человека) около 78 % ориентированы на вуз, 7 % ориентированы на обучение в техникумах и 15 % еще не определились в выборе. Следует учитывать, что большинство родителей не имеют возможности обучать детей в престижном учебном заведении за счет собственных средств. У многих учеников и родителей нет точной установки на выбор будущей профессии, соответственно не ведется предварительная качественная подготовка по предметам необходимым для поступления в вуз, именно поэтому учащиеся набирают малое количество баллов на ЕГЭ по профильным предметам и, как следствие, имеют узкий круг доступных учебных заведений. Создавшаяся ситуация диктует необходимость улучшить профориентационную работу, провести реструктуризацию имеющейся сети школ.

Для выявления уровня удовлетворенности профильным обучением был проведен мониторинг среди учащихся 10 - 11 классов МБОУ СОШ №5, №18. Было опрошено 106 учащихся социально-педагогического, экономико-математического, физико-математического и естественнонаучного профильных направлений.

По итогам 65% учащихся определили, что выбранный ими профиль удовлетворяет потребностям, 20-ти % учащихся профильное направление не нравится, 15% - относятся безразлично.

70% учащихся выбрали бы тот же профиль повторно, 17% - не выбрали, 13% -сомневаются в ответе.

В основном после окончания общеобразовательного учреждения обучающиеся профильных классов предполагают продолжить свое обучение, причем подавляющее большинство выпускников выбирает высшее профессиональное образование - 90 %.

Не проверяли способности учащихся к данному профильному направлению. Нет предпрофильных классов, где бы учащимся рекомендовали тот или иной профиль. Среди основных причин выбора профилей:

• По совету родителей - 0,8%.

• Легче учиться - 6%.

• Обучение необходимо для дальнейшего образования - 40%.

• Данный профиль соответствует интересам учащихся - 18%.

• Интересны профильные предметы - 16%.

• За компанию с друзьями - 5%.

• Другие причины - 13%.

Результаты исследования подтверждают необходимость продолжения развития профильного обучения в школах города, однако, существенным вопросом остается соответствие данных профильных направлений запросам учащихся. Только 34% учащихся точно определили, что данное профильное направление соответствует избранной профессии, 19% - соответствует родственному направлению, 36% учащихся планируют поступать по другому направлению, 11% затрудняются в ответе.

80% учащихся готовятся к сдаче ЕГЭ, занимаясь у репетиторов.

Анализ ответов респондентов на вопросы анкет свидетельствует о том, что существует проблема структурной сбалансированности предлагаемых профилей, их соответствия социальному образовательному заказу к старшей ступени общего образования со стороны учреждений профессионального образования и профессиональной сферы региона.

Одной из причин несоответствия профессионально-квалификационной структуры состава выпускников учреждений профессионального образования спросу на рынке труда является слабый учет школами тенденций этого рынка при проведении профориентационной работы с учащимися. В своих анкетах только 22% обучающихся отметили, что знакомы с ситуацией на региональном рынке труда, 43% - частично.

Современная школа не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. Очевидно, что организация профильной подготовки по одному и тому же профилю в различных школах малого города не позволяет сконцентрировать для получения наивысшего качества обучения лучших, самых способных учащихся, лучших учителей профильных дисциплин, лучшего оборудования. При том, что 65% учащихся считают выбранный профиль необходимым для дальнейшего получения профессиональных знаний и поступления в вуз, практически 50% учащихся планируют поступать по другому направлению. 15% не определились с дальнейшим направлением. А присутствие в причинах выбора профиля таких ответов как «за компанию с друзьями», «легче учиться», «другие причины» говорят о некачественном профориентировании учащихся. Данная организация не позволяет оптимально использовать для обеспечения учебного процесса бюджетные средства.

Малое разнообразие предлагаемых профилей подготовки не в полной мере отвечает потребностям общества и ограничивает выпускников школ города в выборе будущей специальности. Вместе с тем, результаты анкетирования учащихся IX классов показали, что наиболее предпочтительными профилями являются физкультурно-оздоровительный, историко-правовой, психолого-педагогический, гуманитарный, химико-биологический, лингвистический, физико-математический. Большинство профилей не представлено в школах г. Славянска-на-Кубани. И в используемой модели они в принципе не могут быть

представлены. Необходима реорганизация сложившейся системы профильной подготовки.

В целях объективного изучения образовательного запроса учащихся проведено анкетирование. Среди профессиональных предпочтений старшеклассников специальности в сфере строительства и архитектуры (17%) и педагогические специальности (иностранные языки, история, математика, психология) (17%) занимают лидирующее место, далее следует сфера управления (11%), юридическая (10%), военная (8%), экономическая (7%), лингвистическая (5%), медицинская сфера (7%), программирование (3%).

Необходима реорганизация сложившейся системы профильной подготовки. Использование сетевой модели организации профильного обучения в старшей школе позволило бы удовлетворить социально-экономические потребности общества и предоставило бы выпускнику возможность выбора необходимого профиля вне зависимости от того, в каком образовательном учреждении он обучается. Вместо разрозненных образовательных учреждений города образуется единая образовательная сеть под руководством управления образования, позволяющая реализовать множество профилей обучения и с максимальной эффективностью использовать кадровый и материально-технический потенциал системы образования города и выделяемые бюджетные средства.

Литература

1. Вестник управления образования [Текст] // Управление образования администрации муниципального образования Славянский район. - №3 (65). - 08/2014. - С. 22.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст]. -М.: Мин. Обр. РФ, 2002. - 18 с.

3. Митрофанов Г. К. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление [Текст] / Г. К. Митрофанов. - М. : Альянс Пресс, 2004. - 268 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год.. М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.