Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптелов А.В., Ерушева О.А., Ковалева Т. А.

Введение. Организация профильного обучения является одной из важных задач современного общего образования. В исследовании по ее решению акцент сделан на идее интеграции программ среднего общего образования и профессионального обучения, представлены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на удовлетворенность учащихся и их родителей организацией профильного обучения. Цель исследования - обоснование, разработка и реализация проекта интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основные программы профессионального обучения. Материалы и методы. Методы исследования: социологический опрос, анализ психологической и педагогической литературы, проектирование. В качестве диагностической методики использована модификация инструментария «Степень удовлетворенности качеством и условиями образования основных участников образовательного процесса», разработанного специалистами ФИСОКО. Результаты исследования. В первой серии исследования в качестве факторов, влияющих на организацию профильного обучения, выступили представления родителей о будущей профессии и профессиональном самоопределении их детей, оценка предпрофессиональной подготовки, организованная в школе, а также запрос родителей на профильное обучение и психологическое сопровождение профессионального самоопределения их детей. Результаты второй серии анкетирования указывают на стабильность выбора учащимися траектории получения образования, заданного такими смыслами получения школьного образования, как подготовка к получению профессии и познание основ наук. С учетом мнения родителей и потребностей района в профессиональных кадрах был разработан научно-прикладной проект, который включает комплекс мер по интеграции среднего общего образования и профессионального обучения по специальностям сварщик и портной. В статье представлены ключевые идеи научно-прикладного проекта МОУ СОШ п. Новый Урал Челябинской области как инновационного решения по развитию образовательного процесса в направлении профессионального обучения, а также семинар для педагогов и родителей по развитию культуры взаимодей-ствия семьи и школы в условиях внедрения проекта. Обсуждение и выводы. Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить потребности и запросы обучающихся и их родителей. Их соотнесение с кадровыми потребностями региона стало основанием для интеграции среднего общего образования и профессионального обучения, обоснованием выбора профилей обучения. Важно отметить сложившиеся традиции и положительную атмосферу во взаимоотношениях учащихся со сверстниками и педагогами, что в совокупности с профессиональной подготовкой повышает конкурентоспособность и привлекательность школы по сравнению со средними профессиональными учреждениями муниципального района. Благодарности: Авторы выражают благодарность родителям и выпускникам средней общеобразовательной школы п. Новый Урал за сотрудничество и участие в анкетировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коптелов А.В., Ерушева О.А., Ковалева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROFILE LEARNING OF SCHOOLCHILDREN THROUGH THE INTEGRATION OF SECONDARY GENERAL EDUCATION AND PROFESSIONAL LEARNING

Introduction. The organization of specialized training is one of the important tasks of modern general education. The study on its solution focuses on the idea of integrating secondary general education and vocational training programs, presents the results of an empirical study of factors affecting the satisfaction of students and their parents with the organization of specialized training. The purpose of the study was to substantiate, develop and implement a project for the integration of the basic educational program of secondary general education and the main vocational training programs. Materials and methods. Research methods: sociological survey, analysis of psycho-logical and pedagogical literature, design. As a diagnostic technique, a modification of the toolkit "Degree of satisfaction with the quality and conditions of education of the main participants in the educational process", developed by FISOKO specialists, was used. Results. In the first series of the study, parents' ideas about the future profession and professional self-determination of their children, assessment of pre-professional training organized at school, as well as parents' request for specialized training and psychological support of their children's professional self-determination were considered as factors influencing the organization of specialized training. Results The second series of questionnaires indicate the stability of students' choice of the trajectory of obtaining education, given by such meanings of obtaining school education as preparation for obtaining a profession and knowledge of the basics of science. The project was developed taking into account the opinion of parents and the needs of the district for professional personnel and included a set of measures to integrate the basic educational program of secondary general education and the main vocational training programs in the specialties «Welder» and «Tailor». The article also presents the key ideas of the scientific and applied project of the Municipal Educational Institution «Secondary School» in Novy Ural, Chelyabinsk Region as an innovative solution for the development of the educational process in the direction of vocational training. Also presented is a seminar for teachers and parents aimed at developing a culture of interaction between family and school in the context of specialized training in the specialties of a welder and a tailor. Discussion and conclusions. The conducted empirical study allowed us to identify the needs and requests of students and their parents. Their correlation with the personnel needs of the region became the basis for the integration of secondary general education and vocational training, the rationale for the choice of training profiles. It is important to note the established traditions and positive atmosphere in the relationship of students with their peers and teachers, which together with professional training increases the competitiveness and attractiveness of the school in comparison with secondary vocational institutions of the municipal district. Acknowledgements. The authors express their gratitude to the parents and graduates of the Secondary Secondary School of the village of Novy Ural for their cooperation and participation in the questionnaire.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Статья / Article

УДК / UDC 373.6

DOI 10.35231/18186653_2021_4_322

Организация профильного обучения школьников посредством интеграции среднего общего образования и профессионального обучения*

А. В. Коптелов1, О. А. Ерушева2, Т. А. Ковалева2

1Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Российская Федерация

2МОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Новый Урал, Челябинская область, Российская Федерация

Введение. Организация профильного обучения является одной из важных задач современного общего образования. В исследовании по ее решению акцент сделан на идее интеграции программ среднего общего образования и профессионального обучения, представлены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на удовлетворенность учащихся и их родителей организацией профильного обучения. Цель исследования - обоснование, разработка и реализация проекта интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основные программы профессионального обучения.

Материалы и методы. Методы исследования: социологический опрос, анализ психологической и педагогической литературы, проектирование. В качестве диагностической методики использована модификация инструментария «Степень удовлетворенности качеством и условиями образования основных участников образовательного процесса», разработанного специалистами ФИСОКО.

Результаты исследования. В первой серии исследования в качестве факторов, влияющих на организацию профильного обучения, выступили представления родителей о будущей профессии и профессиональном самоопределении их детей, оценка предпрофессиональной подготовки, организованная в школе, а также запрос родителей на профильное обучение и психологическое сопровождение профессионального самоопределения их детей. Результаты второй серии анкетирования указывают на стабильность выбора учащимися траектории получения образования, заданного такими смыслами получения школьного образования, как подготовка к получению профессии и познание основ наук.

© Коптелов А.В., Ерушева О.А., Ковалева Т. А., 2021

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Челябинской области инновационной деятельности МОУ «СОШ» п. Новый Урал в статусе региональной инновационной площадки (приказ № 03-3773 от 2812.2019).

С учетом мнения родителей и потребностей района в профессиональных кадрах был разработан научно-прикладной проект, который включает комплекс мер по интеграции среднего общего образования и профессионального обучения по специальностям сварщик и портной. В статье представлены ключевые идеи научно-прикладного проекта МОУ СОШ п. Новый Урал Челябинской области как инновационного решения по развитию образовательного процесса в направлении профессионального обучения, а также семинар для педагогов и родителей по развитию культуры взаимодействия семьи и школы в условиях внедрения проекта.

Обсуждение и выводы. Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить потребности и запросы обучающихся и их родителей. Их соотнесение с кадровыми потребностями региона стало основанием для интеграции среднего общего образования и профессионального обучения, обоснованием выбора профилей обучения. Важно отметить сложившиеся традиции и положительную атмосферу во взаимоотношениях учащихся со сверстниками и педагогами, что в совокупности с профессиональной подготовкой повышает конкурентоспособность и привлекательность школы по сравнению со средними профессиональными учреждениями муниципального района.

Благодарности: Авторы выражают благодарность родителям и выпускникам средней общеобразовательной школы п. Новый Урал за сотрудничество и участие в анкетировании.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, интеграция, профильное обучение, культура взаимодействие семьи и школы.

Для цитирования: Коптелов А.В., Ерушева О.А., Ковалева Т.А. Организация профильного обучения школьников посредством интеграции среднего общего образования и профессионального обучения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 322-338. DOI 10.35231/18186653_2021_4_322

Organization of profile learning of schoolchildren through the integration of secondary general education and professional learning

Aleksei V. Koptelov1, Olga A. Erusheva2, Tatiana V. Kovaleva2

1Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk, Russian Federation

2

MOU «Secondary school» New Ural, Chelyabinsk region, Tyumen, Russian Federation

Introduction. The organization of specialized training is one of the important tasks of modern general education. The study on its solution focuses on the idea of integrating secondary general education and vocational training programs, presents the results of an empirical study of factors affecting the satisfaction of students and their parents with the

organization of specialized training. The purpose of the study was to substantiate, develop and implement a project for the integration of the basic educational program of secondary general education and the main vocational training programs.

Materials and methods. Research methods: sociological survey, analysis of psychological and pedagogical literature, design. As a diagnostic technique, a modification of the toolkit "Degree of satisfaction with the quality and conditions of education of the main participants in the educational process", developed by FISOKO specialists, was used.

Results. In the first series of the study, parents' ideas about the future profession and professional self-determination of their children, assessment of pre-professional training organized at school, as well as parents' request for specialized training and psychological support of their children's professional self-determination were considered as factors influencing the organization of specialized training. Results The second series of questionnaires indicate the stability of students' choice of the trajectory of obtaining education, given by such meanings of obtaining school education as preparation for obtaining a profession and knowledge of the basics of science.

The project was developed taking into account the opinion of parents and the needs of the district for professional personnel and included a set of measures to integrate the basic educational program of secondary general education and the main vocational training programs in the specialties «Welder» and «Tailor». The article also presents the key ideas of the scientific and applied project of the Municipal Educational Institution «Secondary School» in Novy Ural, Chelyabinsk Region as an innovative solution for the development of the educational process in the direction of vocational training. Also presented is a seminar for teachers and parents aimed at developing a culture of interaction between family and school in the context of specialized training in the specialties of a welder and a tailor.

Discussion and conclusions. The conducted empirical study allowed us to identify the needs and requests of students and their parents. Their correlation with the personnel needs of the region became the basis for the integration of secondary general education and vocational training, the rationale for the choice of training profiles. It is important to note the established traditions and positive atmosphere in the relationship of students with their peers and teachers, which together with professional training increases the competitiveness and attractiveness of the school in comparison with secondary vocational institutions of the municipal district.

Acknowledgements. The authors express their gratitude to the parents and graduates of the Secondary Secondary School of the village of Novy Ural for their cooperation and participation in the questionnaire.

Key words: professional self-determination, integration, specialized training, culture, interaction between family and school.

For citation: Koptelov, A.V., Erusheva, O.A., Kovaleva, T.A. (2021) Organizaciya pro-fiTnogo obucheniya shkol'nikov posredstvom integracii srednego obshhego obrazovaniya i professional'nogo obucheniya [Organization of profile learning of schoolchildren through the integration of secondary general education and professional learning]. Vestnik Leningrad-skogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 322-338. DOI 10.35231/18186653_2021_4_322 (In Russian).

Введение

Качественная подготовка профессиональных кадров, необходимых для развития региона - одна из важных задач современного образования. Это отражено в государственной политике в сфере образования, в том числе во внедряемых ФГОС среднего общего образования. Решению задачи способствует профильное обучение в общеобразовательной школе. В педагогике профильного обучения прорабатываются требования к интеграции среднего общего и среднего профессионального образования [4]. В центре нашего внимания образовательные эффекты интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения по специальностям сварщик и портной.

Традиционно профильное обучение использовалось как средство дифференциации и индивидуализации обучения, обеспечивающих учет интересов и способностей школьников. Это, в свою очередь, требует от учителей, ученика и его родителей совместного построения индивидуальной образовательной траектории, нацеленной на получение профессионального образования и дальнейшую социализацию [3]. В связи с этим встает вопрос о готовности педагогов к решению проблем профильного обучения [23], способности школы через свою структуру и организацию повлиять на решение учащихся остаться в школе или продолжить обучение в профессиональном колледже [21]. В условиях инновационной деятельности образовательной организации возрастает роль смысловой саморегуляции профессиональной деятельности педагогов как условия развития образовательной организации [15].

Включенность заинтересованных социальных партнеров неоднократно обсуждалась в практике профильного обучения. Так, например, сетевое взаимодействие с промышленными предприятиями рассматривается П. С. Черемухиным и О. В. Комиссаровой [18] как системообразующий компонент организационно-содержательной модели профильного обучения учащихся «Инженерной школы города Комсомольска-на-Амуре». В качестве примера авторами описан мастер-класс по изучению лазерной резки материалов на станках с числовым программным управлением для учащихся десятого авиационного класса на базе авиастроительной корпорации.

Мы разделяем мнение П. П. Колодезникова и М. А. Иванова [8] о том, что от сельской школы в значительной степени зависит развитие аграрного сектора экономики. Более того, в ряде зарубежных исследований сельская школа рассматривается как ресурс формирования интеллектуального и трудового потенциала сельского общества [22], места для реализации различных потребностей учащихся в небольших сельских школах [25]. При

этом также отмечаются высокая текучесть учителей, низкие показатели удержания учащихся в десятых - одиннадцатых классах сельской школы, меньшая уверенность в преимуществах образования, ограниченные культурные возможности на селе, отсутствие возможностей трудоустройства для выпускников школ и менее актуальная учебная программа [21].

С этим связаны поиск и апробация рациональных путей и методов формирования у школьников знаний, умений и навыков по основам массовых профессий, востребованных в сельской местности и поселках. В этом аспекте возникает необходимость соотношения профильного обучения в условиях внедрения ФГОС среднего общего образования с образовательными потребностями, запросами родителей и учащихся, а также кадровыми потребностями региона. Отметим, что это не в полной мере представлено в современной психологической и педагогической литературе.

Одним из вариантов решения данной проблемы является идея интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основных программ профессионального обучения по специальностям, отвечающим запросам обучающихся, их родителей, потребностям региона.

Цель исследования - разработка, обоснование и реализация научно-прикладного проекта по организации профильного обучения на основе интеграции программ среднего общего и профессионального образования.

Для эмпирического обоснования идеи решались следующие задачи:

- определить факторы, обусловливающие удовлетворенность родителей нормами взаимодействия со школой, условиями и качеством общего образования в контексте предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

- определить особенности удовлетворенности учащихся с учетом траектории их образования после основного общего образования.

В качестве критериев эффективности интеграции были выбраны: «удовлетворенность родителей нормами взаимодействия со школой», «удовлетворенность учащихся» и «конкурентоспособность школы».

Обзор литературы

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается анализом состояния ее разработки в современной психологической и педагогической литературе. Чаще всего проблемы выбора учащихся обсуждаются в логике: от психологии принятия решений к изучению профессионального определения, а далее - к изучению выбора в контексте личностного самоопределения. Это дает возможность соотнести субъективные критерии выбора и психологические критерии выбора профильного обучения [12].

И. А. Менщикова [13] утверждает, что «осмысленность ценностей жизни» и «социальная активность» выступают в качестве общих факторов формирования субъектной позиции профессионального самоопределения. А.И. Никишиной и Л.В. Рыкман [14] обнаружено, что у учеников с высокими показателями осмысленности жизни доминирующим мотивом является статус и престиж профессии, при этом преобладают оптимистический настрой и заинтересованность в своем профессиональном будущем. Е.В. Шелобанова исходит из того, что профессиональное самоопределение - «это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую» [10, с. 59].

В педагогической психологии проблема профессиональных выборов учащихся изучается в контексте профессионального самоопределения и его мотивационных факторов. С точки зрения С. Н. Кусакиной [9], суть психологической готовности учащихся к выбору профессии составляют: устойчивое представление личности о своих способностях, направленности своих интересов и склонностей, практический опыт; понимание особенностей выбора профессии, навыки принятия решения на основе сопоставления полученных знаний.

Закономерен вопрос о связи выбора профессии с полом. К. Ф. Ураза-евым [17] доказано, что девушки быстрее юношей выбирают профессию и проявляют направленность на социальные и артистические типы профессий. Юноши же предпочитают реалистические и технические профессии, демонстрируя отсутствие четкого профессионального плана на ближайшее будущее. Этим объясняется решение о необходимости интеграции основной образовательной программы среднего общего образования с основной программой профильного обучения по специальностям портной (для девушек) и сварщик (для юношей).

Это важно также в ситуации учета психологических аспектов формирования метапредметных и личностных результатов освоения общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС среднего общего образования [11]. Например, при учете закономерностей изменения оценок и точности оценивания, а также возможных причин изменения интеллектуальных решений [20].

Таким образом, в исследованиях отражены различные аспекты и проблемы выбора школьниками профессии. Однако организация профильного обучения в школах часто ограничивается углубленным изучением отдельных предметов, расширением числа курсов по выбору. Ключевая идея исследования связана с определением перспективы развития профильного обучения в сельской школе в условиях введения ФГОС среднего общего образования, а также повышением культуры взаимодействия семьи и школы в этом аспекте.

Материалы и методы

В качестве методов исследования использовались: социологический опрос, анализ психологической и педагогической литературы, проектирование.

Социологический опрос использовался для определения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей для организации профильного обучения, а также был направлен на измерение удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) качеством условий для осуществления образовательного процесса в контексте интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основных программ профессионального обучения по специальностям сварщик и портной.

Формат проведения опроса - онлайн-анкетирование. С учетом задач исследования была сформирована анкета из десяти вопросов инструментария социологического опроса «Степень удовлетворенности качеством и условиями образования основных участников образовательного процесса», разработанного ФИСОКО1. Анкета для родителей включала в себя четыре группы вопросов, связанных с представлением родителей о будущей профессии и профессиональным самоопределением их детей, трудностями восприятия материала по учебным предметам, предпрофес-сиональной подготовкой и профильным обучением. Наряду с вопросами мониторинга эффективности практик совершенствования деятельности образовательных организаций для устойчивого улучшения образовательных результатов учащимся и родителям были предложены вопросы, направленные на выявление информации, необходимой для принятия управленческих решений в части организации профильного обучения старшеклассников.

Описание выборки. Исследование осуществлено на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа» поселка Новый Урал Челябинской области. В опросе приняли участие 69 человек, учащиеся 11-х классов, выпускники и их родители. В онлайн-анкетировании родителей девятиклассников участвовали 30 человек. В онлайн-анкетировании девятиклассников приняли участие 39 респондентов. Среди них - выпускники прошлых лет (2018-2020 годов выпуска) и учащиеся 11 класса 2020/2021 учебного года. Все они в момент завершения девятого класса

1 Инструментарий социологического опроса «Степень удовлетворенности качеством и условиями образования основных участников образовательного процесса» в субъектах Российской Федерации

http://firo.ranepa.ru/files/docs/oprosy/instrumentariy_sociologicheskogo_oprosa_effectivniy e_praktiky.pdf с. 2-3.

принимали решение, продолжить обучение в десятом классе или в среднем профессиональном учреждении.

Результаты исследования

Результаты представлены по двум сериям в соответствии с задачами исследования.

В рамках первой серии исследования представлены результаты анкетирования родителей для определения факторов, обусловливающих удовлетворенность родителей нормами взаимодействия со школой, условиями и качеством общего образования в МОУ СОШ п. Новый Урал. Далее сделан акцент на вопросах, связанных с представлением родителей о будущей профессии и профессиональным самоопределением их детей, оценкой предпрофессиональной подготовки и профильного обучения в образовательной организации.

При анализе ответов вопросы, связанные с представлением родителей о будущей профессии и профессиональном самоопределении их детей, получены следующие факты. Во-первых, большинство родителей сходятся в том, что для успешного профессионального самоопределения их детей в рамках образовательного процесса необходимо увеличить объем сведений о сферах труда людей и мире профессий, организовать технологические и профессиональные практики, приблизить содержание образования к практической деятельности людей, организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения (90 % родителей). Во-вторых, по мнению родителей, целесообразно чаще проводить экскурсии на различные предприятия (83 %) и учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов (80 %).

Близкие по смыслу ответы обнаружены на вопрос «Какие действия, Вы считаете, необходимо осуществить для успешной реализации пред-профильной подготовки учащихся?». Вновь речь идет о более частом проведении экскурсий на различные предприятия (43 %) и увеличении объема сведений о мире профессий (40 %). Но обнаружена и конкретика. Родители предлагают увеличить возможности диагностики и самопознания индивидуальных особенностей учащихся (33 %), организовать тренинги личностного роста для учащихся по вопросам осознанного принятия решения (30 %). В том числе 27 % родителей также обращают внимание на необходимость расширить предлагаемый перечень курсов по выбору, шире привлекать ресурсы других школ для организации курсов по выбору (13 %), а также информировать учащихся об особенностях обучения в различных учебных заведениях (17 %).

Выбирая направление обучения для своего ребенка, 37 % родителей сошлись на предпочтении социально-гуманитарного направления обучения, что предполагает более углубленное изучение русского языка, истории, обществознания, права. На вторых позициях - информационно-технологическое направление, что выводит в более углубленное изучение математику и информатику (мнение 20 % родителей). Но ответ на последний вопрос показал вариативность предпочтений родителей: семь предметов из отмеченных ими получили по одному выбору, четыре предмета - по два.

В равной степени разделилось мнение родителей при ответе на вопрос «На какие курсы предпрофильной подготовки Вы посоветуете пойти своему ребёнку?». Одни считают, что их ребенку целесообразно изучать углубленные курсы по интересующему предмету (50%), другие предпочли бы, чтобы их дети изучали профориентационные курсы, дающие знания по какой-либо профессии (50%). Отметим, что два родителя из 30 предложили интегрированные курсы, обобщающие несколько предметов.

Обращает на себя внимание тот факт, что при ответе на вопрос «Как вы относитесь к ведению в школе профессионального обучения» ответили положительно практически все родители, за исключением одного человека. Среди специальностей, которые мог бы посещать их ребенок в рамках профессионального обучения в МОУ СОШ поселка Новый Урал родители назвали следующие: сварщик (50%), консультант в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор) (30%), портной (20%).

В рамках второй серии исследования представлены результаты анкетирования выпускников, раскрывающие особенности удовлетворенности учащихся с учетом траектории их образования после девятого класса. В результате анкетирования были получены следующие факты.

Среди выборов вариантов ответов на вопрос «В чем Вы видите смысл школьного образования?» 51,3% выпускников обозначили подготовку к получению профессии и познание основ наук (что предполагает изучение предметов базового цикла). По 36% выборов получили такие варианты смысла школьного образования, как познание, понимание окружающей жизни; развитие своих интересов, способностей; подготовка к поступлению в вуз. Наряду получением аттестата с отличными оценками, что составляет 10% от общего числа выборов, 28 % выборов связаны с таким вариантом смысла школьного образования, как самопознание и самосовершенствование.

Особый интерес представляют ответы на вопрос «Какая Ваша проблема, связанная со школой, так и осталась нерешенной?» Из десяти вариантов ответов 36% опрошенных отметили, что и в условиях

послешкольного продолжения образования для них актуален страх перед экзаменами. Для каждого из десяти выпускников в качестве проблем продолжают сохраняться низкие результаты по отдельным учебным предметам, взаимоотношения с педагогами и неумение распределить свое время. На наш взгляд, это связано с тем, что при получении профессионального образования у некоторых выпускников остались нерешенными вопросы, связанные с саморегуляцией деятельности и управлением своим временем, расстановкой приоритетов, неуверенностью в себе. Среди этих вариантов: не смог проявить себя в классных и общешкольных делах (5%) и сложно совмещать учебу и дополнительные занятия спортом, музыкой (5%). Единичные ответы (ухудшение состояния здоровья, нет друга, скучно учиться) обращают на себя внимание как возможные точки риска профильного обучения.

Высокий процент выбора варианта ответа «ничего бы не менял» (69% выпускников) на вопрос «Если бы сегодня у тебя была возможность поменять траекторию своего образования» свидетельствует о зрелом личностном выборе девятиклассников или одиннадцатиклассников траектории своего образования. Среди 39 респондентов, отвечающих на вопрос «Какова траектория вашего образования?», десять выпускников основного общего уровня образования (девятый класс) после девятого класса поступили в среднее профессиональное учреждение. Остальные из отвечающих на вопросы анкеты продолжили обучение в школе в деся-том-одиннадцатом классах. По окончании школы 86,9% поступили в вузы, а 10,3% - в среднее профессиональное учреждение. При этом они отметили, что если бы сегодня у них была возможность поменять траекторию своего образования, то они бы пошли в среднее профессиональное учреждение уже после девятого класса. И напротив, восемь из десяти девятиклассников, поступивших в средние профессиональные учреждения, при возможности изменили бы траекторию своего образования и выбрали обучение в десятом классе.

В ответах на вопрос «Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одноклассниками?» 92,3% выпускников выбрали вариант «в основном теплые, близкие». По одному выбору получили варианты ответов «чаще холодные, проблемные», «нейтральные отношения».

Особого внимания при поиске факторов, определяющих инновационное решение по организации профильного обучения, можно увидеть в сводных результатах ранжирования вариантов ответов на вопрос «От чего Вы получили наибольшее удовлетворение при обучении в школе?». Первые ранги 69,3% выпускников отдают «атмосфере в классе» и «взаи-

моотношениям со сверстниками». Каждый второй отмечает «взаимоотношения с педагогами» и «возможность проявить себя». Такие варианты ответов, как «успехи в олимпиадах», «учебный процесс в целом» отмечают 13 выпускников из 39, что составляет 33,3%.

Среди ответов на вопрос «Как вы относитесь к тому, что в школе в 10-11 классах реализуются программы профессионального обучения по профессиям сварщик, портной?», 72% опрошенных поддержали как важное и полезное, 15% из них не видят в этом смысла, а 13% остались к этому равнодушны.

Результаты двух серий исследования учтены при разработке научно-прикладного проекта, реализуемого МОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Варна Челябинской области (в статусе региональной инновационной площадки) совместно с ГБУ ДПО «Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Теоретическую основу научно-прикладного проекта составляют прежде всего идеи педагогики профессионального обучения и образования (Э.Ф. Зеер) [5]. Положения концепций профессионального самоопределения и профессиональной ориентации (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова) [7; 16; 19] позволяют разработать проект, направленный на решение проблемы интеграции общего образования и среднего профессионального обучения в общеобразовательной организации на уровне среднего общего образования.

Научно-методические ресурсы проекта составляют материалы, в которых отражен опыт кафедры управления экономики и права по реализации авторских инновационных практик и опыт научно-методической поддержки в реализации совместных с образовательными организациями научно-прикладных проектов, развития компетенций проектного управления руководителей образовательных организаций [1, с. 114-119]. В наиболее системном виде это отражено в инновационных практиках по различным аспектам организации образовательного процесса, в том числе по вопросам профессиональной ориентации школьников [6, с. 38-42].

Цель инновационного проекта направлена на создание в средней общеобразовательной школе поселка Новый Урал комплекса условий для профессионального обучения старшеклассников по специальностям портной и сварщик. Мы исходим из того, что интеграция основной образовательной программы среднего общего образования с основными программами профессионального обучения будет способствовать: а) повышению привлекательности образовательной организации в социуме; б) формирование положительного имиджа сельской школы; в) социализации обучающихся посредством получения рабочей специальности в общеобразовательной школе.

Отсюда следует задачи научно-прикладного проекта: 1) разработать нормативно-правовую базу процесса заданной интеграции, в том числе документацию для получения лицензирования на право ведения образовательной деятельности по выделенным специальностям; 2) создать материально-техническую базу для реализации профессионального обучения; 3) обеспечить повышение квалификации педагогических работников по реализации профессионального обучения старшеклассников; 4) разработать и осуществить план реализации взаимодействия с социумом через информирование о деятельности школы по профессиональному обучению; 5) наконец, способствовать повышению мотивации старшеклассников к получению инженерно-технического образования.

В качестве инновационного решения, введенного в практику работы в МОУ «СОШ» п. Новый Урал, обозначим семинар-практикум для родителей и педагогов школы в преддверии завершения учебного года. В ходе семинара родители: 1) знакомятся с целью, задачами и особенностями реализации профессионального обучения, интегрированного в среднее общее образование; 3) выявляется степень информированности родителей по проблеме профессионального выбора и приемами поддержки детей в этом выборе; 4) обсуждаются приёмы воспитательного взаимодействия с детьми, обеспечивающие эффективность подготовки их профессионального выбора; 5) родители знакомятся с содержанием проекта учебного плана универсального профиля для обучающихся десятого класса.

Обсуждение и выводы

Изучение рынка труда муниципального района, тенденций развития рынка услуг высшего образования Челябинской области, осуществленное М. Л. Беркович и Н. А. Симченко [2], и анализ спектра учебных заведений Челябинской области, в которых выпускники школы продолжают обучение, позволили сделать вывод о перспективах развития сельской школы в направлении профильного обучения. Другими словами, речь идет о востребованности среди старшеклассников и их родителей реализации профессионального обучения по специальностям сварщик и портной с выдачей свидетельства о присвоении квалификации третьего разряда.

Результаты проведенного исследования факторов, влияющих на качество организации профильного обучения в сельской школе, позволяют осуществлять управление реализацией научно-прикладного проекта. Опора на традиции взаимодействия школы, ребенка и родителей высту-

пает системообразующим фактором в организации профильного обучения. Целесообразность обозначенных задач подтверждается полученными результатами и инновационными решениями развития культуры взаимодействия семьи и школы

Выявление образовательных потребностей и запросов учащихся родителей по выбору элективных курсов, факультативов, курсов внеурочной деятельности способствует готовности учащихся к профессиональному самоопределению и дальнейшей траектории профессионального обучения. А в целом это укрепляет позитивное взаимодействие взрослых и детей по вопросам их профессионального самоопределения в современном обществе.

Более глубокое изучение данных вопросов требует поиска профессионально-методических и психолого-педагогических критериев мониторинга академической успешности учащихся при освоении ими программ, созданной на основе интеграции образовательных программ основного общего образования и среднего профессионального обучения в условиях реализации научно-прикладного проекта. К перспективным задачам мы также относим исследование проектной культуры учителей и поиск эффективных путей ее развития.

Список литературы

1. Абрамовских Т.А., Коптелов А. В., Ларюшкин С. А., Машуков А. В. Развитие компетенций проектного управления руководителей общеобразовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 2(47).

- С. 110-126.

2. Беркович М. Л., Симченко Н. А. Анализ тенденций развития рынка услуг высшего образования Челябинской области // Экономика и предпринимательство. - 2018.

- № 11(100). - С. 499-504.

3. Богосян М. В. Профильное обучение: дань традиции или вызов современности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. - С. 16-20.

4. Данильянц Э. И. Актуальные проблемы истории развития профильного обучения в общеобразовательной школе // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2. - С. 5-13.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. - 2013. - №4. - С. 258-263

6. Ильина А. В., Коптелов А. В., Ларюшкин С. А. Нормативное обеспечение организации профессиональной ориентации школьников // Методист. - 2020. - № 4. - С. 38-51.

7. Климов Е. А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 3. - С. 94-101.

8. Колодезников П. П., Иванов М. А. Организация профильного обучения в условиях агрошколы // Современное образование: традиции и инновации. - 2020. - № 3. - С. 25-29.

9. Кусакина С. Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 58-66.

10. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 5766. (входит в Scopus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Маркина Н. В., Менщикова И. А. Вопросы профильного обучения в контексте психологического сопровождения реализации ФГОС общего образования // Вестник Академии энциклопедических наук. - 2018. - № 3(32). - С. 43-51.

12. Маркина Н. В. Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 233-245.

13. Менщикова И. А. Субъектная позиция профессионального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1. - С. 154-159.

14. Никишин А.И., Рыкман Л.В. Психологическая готовность к выбору профессии и личностные характеристики старшеклассников с разным уровнем осмысленности жизни // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2016. -Т. 4. - С. 142-147.

15. Новикова Е. А., Маркина Н. В Смысловая саморегуляция профессиональной деятельности педагогов как условие развития образовательной организации // Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 23 апр. - 28 сент. 2018 г. -Челябинск: ЧИППКРО, 2018. - С. 32-38.

16. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 512 с.

17. Уразаев К.Ф. Психологические особенности профессиональных выборов старшеклассников // Наука и современность. - 2014. - № 27. - С. 102-106.

18. Черемухин П. С., Комиссарова О. В. Опыт профильного обучения школьников на основе сетевого взаимодействия школы с промышленными предприятиями // Школа и производство. - 2020. - № 7. - С. 22-27.

19. Чистякова С. Н. Концепция педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников // Известия АСОУ. - 2015. - Т. 2. - С. 47-52.

20. Юсупова Ю. Л. Влияние объема и содержания информации о человеке на оценку его личностных качеств и принятие последующего решения о приеме на работу // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2011. - № 5(222). - С. 48-57.

21. Lamb S., Glover S., & Walstab A. (2014, August 04). Educational Disadvantage in Regional and Rural Schools [Paper presentation]. 2014 - Quality and Equity: What does research tell us?. https://research.acer.edu.au/research_conference/RC2014/4august/14

22. Lee V., Burkam, D. Dropping out of High School: The Role of School Organization and Structure // American Educational Research Journal. - Vol. 40. - No 2 (Summer, 2003). - pp. 353-393 (41 pages)/ - https://www.jstor.org/stable/3699393

23. Nasibullov R.R., Korshunova O.V., Arshabekov N.R. Rural School as a Resource for the Intellectual and Labour Potential formation of the Rural Society // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. 11(3). 119-128. -https://files.eric.ed .gov/fu lltext/EJ1092305.pdf

24. Ramirez-Gonzalez, A. Assessment of the Rural Teacher's Profile from the Perspective of the Training Process and the Educational Practice. Educare [online]. 2015. Vol.19. N.3. pp. 86-111. - http://dx.doi.org/10.15359/ree.19-3.9

25. Vocational education and training in small rural school communities // By Country Education Project (Inc.), Youth Research Centre Research report 12 June 2001. -

https://www.ncver.edu.au/_data/assets/file/0012/10128/vet-in-small-rural-school-commu-

nities-580.pdf.

References

1. Abramovskih, T.A. Koptelov, A. V., Laryushkin, S. A., Mashukov, A. V. (2021) Razvitie kompetencij proektnogo upravleniya rukovoditelej obshcheobrazovatel'nyh organizacij // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. № 2(47). S. 110-126. (In Russian).

2. Berkovich, M. L. Simchenko, N. A. (2018) Analiz tendencij razvitiya rynka uslug vysshego obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti // Ekonomika i predprinimatel'stvo. № 11(100). S. 499-504. (In Russian).

3. Bogosyan, M. V. (2020) Profil'noe obuchenie: dan' tradicii ili vyzov sovremennosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. № 67-2. S. 16-20. (In Russian).

4. Danil'yanc, E. I. (2020) Aktual'nye problemy istorii razvitiya profil'nogo obucheniya v obshcheobrazovatel'noj shkole // Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. № 2. S. 5-13. (In Russian).

5. Zeer, E.F. Symanyuk, E.E. (2013) Asimmetrichnoe professional'noe budushchee sovremennoj molodezhi // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. №4. S. 258-263. (In Russian).

6. Il'ina, A. V. Koptelov, A. V., Laryushkin, S. A. (2020) Normativnoe obespechenie or-ganizacii professional'noj orientacii shkol'nikov // Metodist. № 4. S. 38-51. (In Russian).

7. Klimov, E. A. (2005) Idealy kul'tury i stanovlenie sub"ekta professional'noj deyatel'nosti // Psihologicheskij zhurnal. T. 26. № 3. S. 94-101. (In Russian).

8. Kolodeznikov, P. P. Ivanov, M. A. (2020) Organizaciya profil'nogo obucheniya v usloviyah agroshkoly // Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. № 3. S. 25-29. (In Russian).

9. Kusakina, S. N. (2008) Motivaciya postupleniya v vuz u starsheklassnikov i studentov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. № 1. S. 58-66. (In Russian).

10. Leont'ev, D.A. SHelobanova, E.V. (2001) Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego // Voprosy psihologii. №1. S. 57-66. (vhodit v Scopus) (In Russian).

11. Markina, N. V. Menshchikova, I. A. (2018) Voprosy profil'nogo obucheniya v kontek-ste psihologicheskogo soprovozhdeniya realizacii FGOS obshchego obrazovaniya // Vestnik Akademii enciklopedicheskih nauk. № 3(32). S. 43-51. (In Russian).

12. Markina, N. V. (2018) Sovremennye issledovaniya vybora v kontekste psihologii razvitiya odarennosti: klassicheskaya paradigma // Vestnik cHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. № 3. S. 233-245. (In Russian).

13. Menshchikova, I. A. (2014) Sub"ektnaya poziciya professional'nogo samoopredele-niya studentov universiteta na zavershayushchem etape ih obucheniya // Fundamental'nye issledovaniya. № 1. S. 154-159. (In Russian).

14. Nikishin, A.I. Rykman, L.V. (2016) Psihologicheskaya gotovnost' k vyboru professii i lichnostnye harakteristiki starsheklassnikov s raznym urovnem osmyslennosti zhizni // Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psihologii SPbGU. T. 4. S. 142-147. (In Russian).

15. Novikova, E. A. Markina, N. V. (2018) Smyslovaya samoregulyaciya professional'noj deyatel'nosti pedagogov kak uslovie razvitiya obrazovatel'noj organizacii // Regional'nye modeli soprovozhdeniya i podderzhki odaryonnyh i perspektivnyh detej: materialy VIII Mezhd. nauchno-praktich. konferencii, CHelyabinsk, 23 aprelya - 28 sentyabrya 2018 goda. CHelyabinsk: CHIPPKRO, 2018. S. 32-38. (In Russian).

16. Pryazhnikov, N.S. (2000) Psihologiya elitarnosti. Moskva: MPSI; Voronezh: MODEK, 2000. 512 s. (In Russian).

17. Urazaev, K.F. (2014) Psihologicheskie osobennosti professional'nyh vyborov starsheklassnikov // Nauka i sovremennost'. № 27. S. 102-106. (In Russian).

18. CHeremuhin, P. S. Komissarova, O. V. (2020) Opyt profil'nogo obucheniya shkol'ni-kov na osnove setevogo vzaimodejstviya shkoly s promyshlennymi predpriyatiyami // SHkola i proizvodstvo. № 7. S. 22-27. (In Russian).

19. cHistyakova, S. N. (2015) Koncepciya pedagogicheskogo soprovozhdeniya so-cial'no-professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov // Izvestiya ASOU. T. 2. S. 47-52. (In Russian).

20. YUsupova, YU. L. (2011) Vliyanie ob"ema i soderzhaniya informacii o cheloveke na ocenku ego lichnostnyh kachestv i prinyatie posleduyushchego resheniya o prieme na rabotu // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. № 5(222). S. 48-57. (In Russian).

21. Lamb, S., Glover, S., &Walstab, A. (2014, August 04). Educational Disadvantage in Regional and Rural Schools [Paper presentation]. 2014 - Quality and Equity: What does research tell us?. https://research.acer.edu.au/research_conference/RC2014/4august/14

22. Lee, V., Burkam, D. (2003) Dropping out of High School: The Role of School Organization and Structure // American Educational Research Journal. Vol. 40. No 2 (Summer, 2003). pp. 353-393 (41 pages)/ - https://www.jstor.org/stable/3699393

23. Nasibullov, R.R., Korshunova, O.V., Arshabekov, N R. (2016) Rural School as a Resource for the Intellectual and Labour Potential formation of the Rural Society // International Journal of Environmental & Science Education. 11(3). 119-128. -https://files.eric.ed .gov/fu lltext/EJ1092305.pdf

24. Ramirez-Gonzalez, A. (2015) Assessment of the Rural Teacher's Profile from the Perspective of the Training Process and the Educational Practice. Educare [online]. Vol. 19. N.3. pp. 86-111. - http://dx.doi.org/10.15359/ree.19-3.9

25. Vocational education and training in small rural school communities // By Country Education Project (Inc.), Youth Research Centre Research report 12 June 2001. -

https://www.ncver.edu.au/_data/assets/file/0012/10128/vet-in-small-rural-school-commu-

nities-580.pdf.

Вклад соавторов

Коптелов А.В.: теоретический анализ проблемы исследования, обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования интерпретация результатов. Ерушева О.А.: проведение исследования, обработка и интерпретация результатов исследования.

Ковалева Т.А.: разработка пакета диагностики (анкет для учащихся и родителей), проведение исследования, обработка и интерпретация результатов исследования.

Co-authors' contribution

Koptelov A.V.: theoretical analysis of the research problem, a review of psychological and pedagogical literature on the research topic, interpretation of the results. Erusheva O.A.: research, processing and interpretation of research results. Kovaleva T.A.: development of a diagnostic package (questionnaires for students and parents), research, processing and interpretation of research results.

Об авторах

Коптелов Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Российская Федерация, ORCID Ю: 0000-0002-5253-5440, е-таИ: avkoptelov@rambler.ru

Ерушева Ольга Александровна, директор, МОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Новый Урал, Челябинская область, Российская Федерация, е-таИ: new_ural@mail.ru

Ковалева Татьяна Александровна, заместитель директора, МОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Новый Урал, Челябинская область, Российская Федерация, e-mail: new_ural@mail.ru

About the authors

Alekseyi V. Koptelov, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-5253-5440, e-mail: avkoptelov@rambler.ru

Olga A. Erusheva, director, MOU Secondary school, New Ural, Chelyabinsk region, Tyumen, Russian Federation, e-mail: new_ural@mail.ru

Tatiana V. Kovaleva, deputy Director, MOU Secondary school, New Ural, Chelyabinsk region, Tyumen, Russian Federation, e-mail: new_ural@mail.ru

Поступила в редакцию: 30.11.2021 Received: 30 November 2021

Принята к публикации: 09.12.2021 Accepted: 09 December 2021

Опубликована: 27.12.2021 Published: 27 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.