Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ, С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ'

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ, С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландина Елена Александровна, Шарова Елена Александровна

В данной статье рассматривается вопрос реализации мероприятий региональной образовательной политики через интеграцию основной образовательной программы среднего общего образования с основной программой профессионального обучения в сельской малокомплектной школе. Авторами статьи рассматривается выполнение образовательным учреждением общественного запроса к качеству образования и подготовки выпускников с учетом ограниченности ресурсов сельских муниципалитетов. Представлен один из механизмов повышения качества жизни, через предоставление возможности получения образования по конкретным специальностям рабочих в сельской школе. Показаны результаты деятельности образовательного учреждения по реализации интегрированной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландина Елена Александровна, Шарова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF SECONDARY GENERAL EDUCATION AND THE MAIN PROGRAM OF VOCATIONAL TRAINING IN A RURAL SCHOOL, TAKING INTO ACCOUNT REGIONAL SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

This article discusses the issue of implementing regional educational policy measures through the integration of the main educational program of secondary general education with the main program of vocational training in a rural small school. The authors of the article examine the fulfillment by an educational institution of a public demand for the quality of education and training of graduates, taking into account the limited resources of rural municipalities. One of the mechanisms for improving the quality of life is presented, through the provision of opportunities for obtaining education in specific specialties of workers in a rural school. The results of the activity of the educational institution on the implementation of the integrated educational program are shown.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ, С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

Интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения в сельской школе, с учетом региональных социально-экономических условий

Баландина Елена Александровна,

учитель Муниципальное казенное образовательное учреждение «Березовская СОШ» E-mail: ber_74332@mail.ru

Шарова Елена Александровна,

учитель, координатор региональной инновационной площадки Муниципальное казенное образовательное учреждение «Берёзовская СОШ» E-mail: kcmr74@mail.ru

В данной статье рассматривается вопрос реализации мероприятий региональной образовательной политики через интеграцию основной образовательной программы среднего общего образования с основной программой профессионального обучения в сельской малокомплектной школе. Авторами статьи рассматривается выполнение образовательным учреждением общественного запроса к качеству образования и подготовки выпускников с учетом ограниченности ресурсов сельских муниципалитетов. Представлен один из механизмов повышения качества жизни, через предоставление возможности получения образования по конкретным специальностям рабочих в сельской школе. Показаны результаты деятельности образовательного учреждения по реализации интегрированной образовательной программы.

Ключевые слова: среднее общее образование, профессиональное обучение, интегрированная образовательная программа, региональная инновационная площадка, сельская школа, малокомплектная школа.

Значимым и важным направления деятельности общественных и государственных институтов является повышение качества жизни. С точки зрения формальных показателей, качество жизни оценивается по следующим показателям: долголетие, образование и уровень жизни (речь идет об экономических показателях). Комплексная оценка указанных критериев обобщается в единый показатель именуемый индекс человеческого развития. В целях развития государства и общества исполнительная власть Российской Федерации принимает различные меры для повышения индекса человеческого развития. Так в Российской Федерации приняты: указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одним из показателей результативности реализации данных указов будет вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования [1]. В то же время Челябинская область по индексу человеческого развития находится на 32-34 месте среди всех субъектов Российской Федерации (на момент 2015 года) [2]. Данные показатели не позволяют говорить о возможности вхождения Челябинской области в десятку лучших регионов Российской Федерации по индексу человеческого развития. В то же время необходимость движения в сторону улучшения качества жизни в регионе бесспорна. Для решения указанной проблемы необходимо консолидация всех участников общественных отношений в области, в том числе и системы образования. Данное утверждение обосновывается тем, что одной из сильных сторон Челябинской области, является наличие высокотехнологических отраслей экономики, наличие разнообразных полезных ископаемых и относительно низкие затраты в производстве. Данные факты можно охарактеризовать как сильные стороны экономики области. В то же время можно констатировать в качестве слабой позиции региона: отток выпускников образовательных учреждений Челябинской области в другие регионы, как для работы так и для учебы, что в свою очередь порождает недостаток, дефицит высококласси-фицированных кадров рабочих специальностей и структурный дисбаланс на рынке труда [3]. Ука-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

занные противоречия, между необходимым уровнем развития региона и реальным положением дел диктуют необходимость разрешения данной проблемы. Одним из механизмов, направленных на разрешения обнаруженной проблемы, является внедрение инновационных подходов в процессе обучения, в том числе и на уровне среднего общего образования.

В Челябинской области действует система региональных инновационных площадок. Цель этих площадок реализация инновационных программ имеющих значение для обеспечения развития системы образования региона [4]. Одной из такой площадок в 2019 году стала Муниципальное казенное образовательное учреждение «Березовская СОШ». Основная идея инновационной программы заключается в интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения. Специфика образовательного учреждения и муниципалитета, в котором она находится обусловили выбор программ профессиональной подготовки для интеграции - «Швея», «Столяр». Дело в том, что образовательное учреждение является малокомплектной сельской школой. Как предполагается, успешная реализация проекта позволит выпускникам школы быть востребованными на рынке труда как в сельской местности, так и на рынке труда Челябинской области.

Теоретическую основу данного проекта составили:

• идеи педагогики профессионального обучения и образования. Авторы: Е.И. Артамонова, С.Я. Батышева, А.А. Вербицкий, А.Г. Казакова, Л.С. Подымова, О.В. Стукалова и другие.

• положения концепции профессионального самоопределения личности. Авторы: А.Ф. Зе-ер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.Ф. Роди-чев, С.Н. Чистякова и другие.

• теоретические основы профессиональной ориентации. Авторы: Е.А. Климов, Е.М. Пав-лютенков, К.К. Платонов, В.А. Поляков, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова, П.П. Блонский, С.И. Вершинин, В.И. Журавлев, С.Т. Шацкий и другие.

Законодательство в области образования устанавливает отдельные требования к интеграции двух видов образовательных программ. Сложность заключается в том, что эти требования не собранны в какой-то отдельный правовой институт. Отсутствует определение, что такое интегрированная образовательная программа. В тоже время, различными авторами данная проблема уже поднималась и рассматривалась. Так в статье «Подходы к организации деятельности образовательных организаций по интеграции основной образовательной программы среднего общего образования основных программ профессионального обучения», авторы дают определение интегрированной образовательной программы. Они исходят

из того, что в рамках реализации одной программы, происходит обучение в рамках другой программы [5 стр .].

Для выбора конкретных рабочих специальностей, обучение по которым будет интегрироваться в основную общеобразовательную программу, нами учитывались особенности профессиональной ориентацией обучающихся. Нами использовались инструменты управления указанным выше процессом, предложенные группой авторов, которые в своей статье не только систематизировали нормы национального законодательства, регулирующие профессиональную ориентацию, но и предложили инструменты реализации этих норм [6].

Мы разделяем подходы авторов вышеупомянутых научных статей к правовой и педагогической сущности рассматриваемого процесса интеграции образовательных программ.

Интеграция образовательных программ сопровождалась процессом разработки основной образовательной программы среднего общего образования, содержание и организационные механизмы которой позволили включить в себя основную программу профессионального обучения по профессиям рабочих специальностей «Швея» и «Столяр». Так же для успешной реализации проекта были разработаны и приняты несколько локальных актов, которые регулируют различные организационные процессы в образовательном учреждении, которые направлены на регулирование данных образовательных отношений. Был разработан порядок приема обучающихся на освоение интегрированных образовательных программ. Отдельно для оценки успешности освоения указанных программ были разработаны нормы, которые регламентируют промежуточную аттестацию и текущий контроль. Так же были внесены изменения во внутреннею систему оценки качества образования для более совершенного управления образовательными процессами. С полным списком принятых документов, которые так или иначе связаны с реализацией соответствующей образовательной программы, можно ознакомиться на сайте образовательного учреждения по адресу https://bersch-uvelsk.educhel. ru/activity/innovation.

Процессы, направленные на реализацию интегрированной образовательной программы, как отмечалось выше, начались в образовательном учреждении с 2019 году. На момент 2021 года сложилась практика её применения и получены результаты, которые можно представить общественности и которые, по нашему мнению, свидетельствуют об эффективности данной деятельности, не только в части успешности освоения программы, но и в части социализации обучающихся, достижения ими личностных результатов обучения.

Представим некоторые результаты инновационной деятельности образовательной организации. Особенностью реализации интегриро-

ванной образовательной программы стало расширение личностных результатов обучающихся. Относительным нововведением было включение в личностные результаты позиции о необходимости понимания обучающимся значимость своей будущей профессии; формирования устойчивого интереса к своей будущей профессии; осуществления своей будущей профессиональной деятельности с учетом обязательного соблюдения правовых и этических норм. Значим в реализации проекта, на наш взгляд, является представление его неограниченному кругу лиц. Например, для целей представления деятельности площадки образовательным учреждением был проведен вебинар для педагогических работников Челябинской области. Часть информации о проекте была представлена через законных представителей обучающихся. Они приняли участие в общешкольном семинаре. Одним из критериев успешности проекта является его общественное одобрение. На упомянутом выше семинаре, законные представители обучающихся предложили увеличить количество осваиваемых рабочих специальностей. В свою очередь это свидетельствует об успешной реализации интегрированной образовательной программы и нужности такого рода образовательной деятельности, как минимум на уровне сельских муниципалитетов. Результаты реализации проекта говорят так же и о его значимость для реализации государственной политики в сфере образования на региональном уровне. Как отмечалось в начале статьи, в Челябинской области наблюдается дефицит высококлассифицированных кадров рабочих специальностей и структурный дисбаланс на рынке труд. В то же время, для реализации интегрированной образовательной программы обучающимся необходимо сдать квалификационный экзамен. Для этих целей между образовательным учреждением и социальными партнерами (возможными работодателями выпускников школы) были заключены договоры на прохождение производственной практики. И если на начало 2019 года такой договор был только один, то на момент 2021 года таких договор стало четыре. Данные результаты свидетельствуют о положительном влиянии деятельности образовательного учреждения на рынок труда муниципалитета и области, поскольку работодатели заинтересованы в сотрудничестве со школой, в том числе и с целью привлечения выпускников к оформлению трудовых отношений.

В заключении отметим, что реализация интегрированной образовательной программы основного общего образования с программой профессионального обучения является инновационной деятельностью образовательного учреждения, которая направлена и на достижение требуемого качества образования в частности, и на улучшения качества жизни в целом.

Литература

1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

2. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 31.01.2019 № 1748 «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года»

3. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 31.01.2019 № 1748 «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года»

4. Постановление Правительства Челябинской области от 19.11.2014 № 603-П «О Порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками».

5. Подходы к организации деятельности образовательных организаций по интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основных программ профессионального обучения / Л.А. Демчук, И.Г. Зеленина, А.В. Коптелов [и др.] // Современное педагогическое образование. - 2021. -№ 9. - С. 11-18.

6. Ильина, А.В. Нормативное обеспечение организации профессиональной ориентации школьников / А.В. Ильина, А.В. Коптелов, С.А. Ларюшкин // Методист. - 2020. - № 4. -С. 38-51.

INTEGRATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF SECONDARY GENERAL EDUCATION AND THE MAIN PROGRAM OF VOCATIONAL TRAINING IN A RURAL SCHOOL, TAKING INTO ACCOUNT REGIONAL SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

Balandina E.A., Sharova E.A.

teacher of «Berezovskaya SOSH»

This article discusses the issue of implementing regional educational policy measures through the integration of the main educational program of secondary general education with the main program of vocational training in a rural small school.

The authors of the article examine the fulfillment by an educational institution of a public demand for the quality of education and training of graduates, taking into account the limited resources of rural municipalities. One of the mechanisms for improving the quality of life is presented, through the provision of opportunities for obtaining education in specific specialties of workers in a rural school. The results of the activity of the educational institution on the implementation of the integrated educational program are shown.

Keywords: general secondary education, vocational training, integrated educational platform, regional innovation platform, rural school, ungraded school.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 N 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"

2. Resolution of the Legislative Assembly of the Chelyabinsk Region dated January 31, 2019 No. 1748 "Strategy for the socio-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

economic development of the Chelyabinsk Region for the period up to 2035"

3. Resolution of the Legislative Assembly of the Chelyabinsk Region dated January 31, 2019 No. 1748 "Strategy for the socioeconomic development of the Chelyabinsk Region for the period up to 2035"

4. Decree of the Government of the Chelyabinsk Region of November 19, 2014 No. 603-P "On the Procedure for recognizing organizations carrying out educational activities and other or-

o d

u

CM

o

CM CM

ganizations operating in the field of education, as well as their associations as regional innovation platforms."

5. Approaches to organizing the activities of educational organizations to integrate the basic educational program of secondary general education and basic vocational training programs / L.A. Demchuk, I.G. Zelenina, A.V. Koptelov [and others] // Modern pedagogical education. - 2021. - No. 9. - P. 11-18.

6. Ilyina, A.V. Normative support for the organization of vocational guidance for schoolchildren / A.V. Ilyina, A.V. Koptelov, S.A. Laryushkin // Methodist. - 2020. - No. 4. - P. 38-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.