УДК 36, 37 (377)
Ю.А. Пащенко, М.П. Целых ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ГЕРМАНИИ*
Статья посвящена проблемам образования социальных работников и социальных педагогов в Германии. Предметом анализа является общее и особенное в деятельности социальных работников и социальных педагогов. Специальное внимание уделено содержанию образования специалистов социально-педагогического профиля. В настоящее время в Германии действует четко выработанная и устоявшаяся концепция подготовки профессионалов в сфере социально-педагогической деятельности. В то же время дипломированных социальных педагогов и социальных работников зачастую ставят на одну ступень. В действительности социальная педагогика и социальная работа отличаются друг от друга, как в плане исторического становления и развития, так и в плане целей, задач и основной миссии. Показано, что развитие образования влияет на совершенствование социальнопедагогической профессии.
Социальная работа; социальная педагогика; профессиональное образование социальных работников/социальных педагогов в Германии; содержание социально-педагогического образования.
J.A. Pashenko, M.P. Tselykh ORGANIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS IN SOCIO-PEDAGOGICAL SPHERE IN GERMANY
The article deals with the issue of education of social workers and social pedagogues in Germany. The object of analysis is the differences and similarities in professional activity of social workers and social pedagogues. The content of professional education for social work and social pedagogy is specially examined and compared. Now in Germany the developed and settled concept of preparation of professionals in area of socially-pedagogical activity operates neatly. At the same time the licensed social teachers and social workers frequently put on one step. Actually the social pedagogics and social work differ from each other, both by way of historical development and progress, and by way of objectives, problems and the basic mission.It is shown that the development of social work education impacts the improvement and expansion of social work profession.
Social work; social pedagogy; professional education of social workers/social pedagogues in Germany; content of socio-pedagogical education.
Интерес к феномену становления и развития социально-педагогической профессии и системы профессионального образования социальных работников в Германии прослеживается в работах многих отечественных и зарубежных исследователей.
По мнению А. Саломон, имеющей неоспоримый авторитет среди пионеров социальной работы не только в Германии, но и в мире, на развитие системы социальных услуг и виды профессиональных школ оказывает решающее воздействие национальный характер, который в свою очередь, коренится в культуре страны, ее истории, экономической и политической системах, преобладающем вероисповедании [1. P. 102-103]. В работе, посвященной сравнительному анализу состояния социальной работы и профессионального обучения в странах Европы и Северной Америки, вышедшей в свет в 1937 году, А. Саломон писала: «Школы и национальные виды школ следует рассматривать в свете национального характера и национальной идеи, как выражение национального начала, имеющего глубоко сидящие корни» [1. P. 3].
* Статья написана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта №10-06-00126а.
Безусловно, каждая национальная система профессионального образования вырастает в определенных условиях, творя собственную историю, вырабатывая свою особую структуру, содержание, методы и средства, традиции и ценности. Для нас особый интерес представляет тот момент, когда произошло зарождение и становление профессионального образования социальных работников и социальных педагогов в Германии. При этом мы исходим из того, что оно выросло из практики благотворительной помощи, которая на протяжении многих столетий развивалась во всем мире, в том числе и в Германии. В ее основе лежала христианская культура, в которую были включены хозяйство, искусство, право и политика, педагогическая мысль, профессионально-педагогическая и социально-ориентированная деятельности.
В зарубежной научной мысли представлено большое разнообразие подходов к классификации факторов, способствовавших переходу от неорганизованной стихийной благотворительности к профессиональной социально-педагогической деятельности. Однако необходимо подчеркнуть, что в научной литературе нет однозначного мнения о том, следует ли относить благотворительную деятельность к социальной помощи. Мы придерживаемся точки зрения о том, что в строгом научном смысле социально-педагогическая деятельность как профессия, возникла лишь в конце первой трети ХХ века, приобретя определенные черты, свойственные интеллектуальной деятельности, а именно: научно-теоретические основы, методический инструментарий, четкие организационные формы в сочетании с развитой системой профессиональной подготовки кадров.
Так, по мнению Л.В. Мардахаева, профессиональная деятельность - это специально организованная и регламентированная деятельность специалиста с применением определенных средств и направленная на достижение прогнозируемого результата [2]. В этом смысле благотворительность, которая ассоциируется с доте-оретическим этапом социальной помощи, нельзя отнести к профессиональной деятельности. Хотя, несомненно, это деятельность, в которой зарождались черты будущей социальной работы и социальной педагогики, формулировались ее основные идеи и ценности.
Становление и развитие любой профессиональной деятельности тесно связано с организацией профессионального образования. Это процесс взаимного влияния. На то, что возникновение системы образования специалистов влияет на процесс становления профессии, указывают исследования Т. Парсонса и Н. Сторера [3. С. 28-29]. Они подчеркивают, что любая профессия определяется четырьмя главными особенностями. Во-первых, это профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний и часто за расширение этих знаний как в эмпирическом, так и в теоретическом направлениях. Именно обладание такими знаниями отличает профессионалов от «непосвященных», и это обладание, будучи продемонстрировано, получает название «экспертизы». Во-вторых, это высокая автономность профессии в области привлечения новых членов, их подготовки и контроля профессионального поведения. При этом главным объектом внимания и оценки является совокупность знаний специалистов, о которых могут судить только коллеги. В-третьих, это наличие вознаграждения, подконтрольного самой профессии. Отсюда вытекает необходимость профессиональной этики, которая будет способна контролировать «конфликт интересов» между клиентами и профессионалами. И, наконец, в-четвертых, это установление между профессией и ее общественным окружением отношений, обеспечивающих ей поддержку и охрану от непрофессионального вмешательства. Таким образом, большинство исследователей сходятся во мнении, что качество социальной деятельности во многом зависит от уровня профессионализма специалистов данной отрасли, а уровень профессионализма, в свою очередь, зависит, прежде всего, от качества профессиональной подготовки.
Начало обучения кадров для социальных профессий в Германии относится к 1893 году, когда в Берлине были открыты первые курсы для девушек и женщин из групп, занимавшихся оказанием социальной помощи. Организаторами этих курсов были Жанет Шверин и германское общество «За этическую культуру». Уже в 1899 году была создана годичная программа подготовки под руководством Алисы Саломон. Первая школа для женщин, готовившая их к работе в социальном обеспечении, была основана в Гановере в 1905 году. В 1908 году А. Саломон разработала двухгодичный курс обучения женщин социальной работе, который сначала реализовывался только в Берлине, а затем распространился по всей Германии. По различным причинам образование социальных работников не входило в университетскую систему и занимало низшую строчку в иерархии образовательных учреждений. Эта модель профессиональной подготовки сохраняется до сих пор.
В настоящее время социально-педагогическая деятельность в Германии - это хорошо организованная профессия, имеющая как транснациональные характеристики, так и уникальные особенности, отличающие ее от аналогичной деятельности в любой другой стране мира. В связи с быстрым изменением социального контекста, глобализационными процессами эта область профессиональной деятельности и подготовка к ней специалистов находится в постоянном движении. Современная немецкая система образования социальных работников и социальных педагогов институционально очень развита - образовательные учреждения и работодатели несут совместную ответственность за образование будущих работников. В Германии, как и во многих других европейских странах, разработкой стратегии профессионального образования занимаются, как правило, одновременно несколько министерств. С этой целью создаются специальные комиссии, которые принимают от частного сектора и промышленных предприятий информацию о том, в каких отраслях наблюдается максимальный спрос на специалистов. Далее эта статистика передается в систему профессиональной подготовки, что позволяет сориентировать образовательные услуги по подготовке профессиональных кадров в нужное русло и обеспечить работой максимальное количество специалистов.
В настоящее время в Германии действует четко выработанная и устоявшаяся концепция подготовки профессионалов в сфере социально-педагогической деятельности. В то же время дипломированных социальных педагогов и социальных работников зачастую ставят на одну ступень. В действительности социальная педагогика и социальная работа отличаются друг от друга, как в плане исторического становления и развития, так и в плане целей, задач и основной миссии. В то время как социальная работа опирается в своём образование на три классических метода (индивидуальная работа, направленная на улучшение индивидуальных жизненных обстоятельств, групповая работа, развивающая социальные компетенции, общинная работа, цель которой развитие социально-пространственной структуры), социальная педагогика в своём учении обращается к дидактике [4, 5].
Главное различие между социальной работой и социальной педагогикой по мнению немецких ученых состоит в том, что социальная педагогика действует, предлагает и инициирует. Социальная работа со-действует, реагирует, инвертирует по требованию и необходимости, действует административно, вмешивается и принимает решительные меры в случае возникновения проблем [5. С. 37]. Часто эти два понятия непроизвольно смешивают или подменяют даже в кругу профессионалов и учёных. Неоднократно предпринимались попытки подчинить один вид работы другому или развести их посредством дефиниций. Анализ современных немецкоязычных научных источников показывает: специалисты сошлись во мнении, что следует использовать выражение «социальная работа» как обобщающее понятие для обеих областей социальной практики.
В Германии осуществляется смежное обучение социальной педагогике и социальной работе. Однако исторически сложилось так, что специалисты этих двух профессиональных групп действуют в строго определённом диапазоне. Как правило, социальные педагоги не могут работать, к примеру, в «Югендамте» (т.е. в управлении по делам молодёжи/органе попечения о несовершеннолетних), а социальные работники - в «Югендвольфарте» (в благотворительном учреждении по делам несовершеннолетних). И всё же в сфере социальной педагогики и социальной работы наблюдается много схожего.
Содержание образования дипломированного социального педагога или дипломированного социального работника попадают в Германии в компетенцию законотворчества федеральных земель и потому различны в разных районах страны. Однако, тема разработки и введения единой модели образования для этих специальностей с опорой на национальные и международные стандарты, является предметом постоянных дискуссий.
В Германии социальную педагогику, как и социальную работу, изучают преимущественно в специализированных институтах и профессиональных академиях, иногда даже в университетах. Отдельные институты преподают эти две дисциплины либо раздельно, либо лишь одну из них. В большинстве случаев учебные заведения предлагают обобщённое обучение. В некоторых федеральных землях студенты стоят перед выбором какой-либо одной из двух профессий, в других же землях выдают двойной диплом «социального педагога - социального работника». Институты, дающие такое образование, обычно имеют название «институт социального обеспечения» или «институт социальной работы».
Квалификацию «социального педагога» предлагают следующие вузы Германии: университет Отто Фридриха (г. Бамберг), евангелический институт (г. Берлин), технический университет (г. Дортмунд, Дрезден), институты (г. Дюссельдорф, Ганновер, Мюнстер, Регенсбург), университет (г. Кассель), университет Лёйфана (г. Люнебург), университет Филиппс (г. Марбург) и др. Получить квалификацию «социального работника» можно практически в каждом городе Германии, так как наблюдается тенденция объединения этих двух специальностей под одним общим названием «социальная работа».
Между существующими в Германии школами социальной работы нет полного сходства и единообразия. Одни из них находятся под эгидой церкви, другие -являются самостоятельными учреждениями. Есть и такие, которые входят в состав больших профессиональных РасЬИосЬ8сЬи1еп. Есть школы с большим количеством студентов, доходящих до 1 тысячи человек и более, есть и маленькие, где состав студентов не превышает 100 человек. В среднем количество студентов в школах социальной работы колеблется от 400 до 500 учащихся, а общее число обучающихся социальной работе, социальной педагогике и социальной политике достигает 40 тысяч. Более 6700 выпускников социально-педагогического профиля ежегодно выходят на рынок труда.
В Германии университеты и профессиональные школы обладают достаточно широкой автономией. Закон позволяет им решать самостоятельно большое количество образовательных вопросов и проблем, Это - выбор учебных программ, экзаменов, содержания учебных курсов, административное управление и пр. Поэтому во многих университетах учебные программы различаются. Университеты и жолы социальной работы самостоятельно подбирают преподавательский состав, основной и вспомогательный.
Недостатком этой автономии обычно называют отсутствие централизованной координации деятельности образовательных учреждений, нехватку внешнего контроля и единых аккредитационных стандартов национального уровня. Поэтому в
этом направлении в Германии уже ведется определенная работа, для того чтобы достичь большей координации и связанности в профессиональном образовании социальных работников. Помимо деятельности чисто добровольной организации (ББТ англ.) - КРБ (нем.), которая основана на общей идеологии, Министерством культуры ФРГ учреждена Координационная комиссия, призванная упорядочить содержание учебных планов и экзаменов. Обучение социальных работников в Германии разнится в федеральных землях ровно также, как разнится социальная система и социальная политика в зависимости от политической линии конкретной федеральной земли.
Традиционно выпускникам немецких вузов социально-педагогической квалификации выдавался документ - «дипломированный социальный педагог и дипломированный социальный работник». В результате перехода всех вузов Германии на Болонскую систему образования возникло новое обозначение квалификации - «социальный педагог и социальный работник, бакалавр». В 2007 году на рынок труда в Германии вышли первые специалисты - бакалавры и магистры социальной работы.
Большое разнообразие профессий в социальной сфере выдвигает требования к получению специализированного образования в сочетании с базовой профессиональной основой, представляющей собою объединяющее начало для всех разновидностей социально-педагогического труда [6. С. 68]. В качестве базового образования может выступать высшее или релевантное профессиональное образование. Для лиц, которые на основании своего образования не имеют допуск к обучению в высшем учебном заведении, существует возможность сдать экзамен на аттестат зрелости (по профессии) или для доступа к обучению в вузе. Экзамен на аттестат зрелости (по профессии) даёт право на приобретение любой специальности. Экзамен на доступ к обучению в вузе даёт лишь ограниченные возможности получения образования в рамках определённого предмета или области знаний. Для имеющих аттестат зрелости открыты двери всех государственных, частных университетов и институтов для получения диплома и степени бакалавра (однако для некоторых специальностей требуется сдача вступительных экзаменов). На учёбу в институте имеют право лица, обладающие сертификатом об окончании техникума или документом о наличии профессии, (например, ученика на производстве после окончания ПТУ) и, как правило, требуется сдача полного перечня вступительных экзаменов. Кроме того, в Германии имеется широкий спектр учреждений дополнительного образования и профессиональной переподготовки для взрослых. Стоит также отметить наличие широких возможностей дистанционного образования и разнообразных форм заочного обучения в университетах. Так, например, предлагаются специальные курсы для работы в следующих сферах социальной практики: индивидуальное и групповое консультирование (семейное, брачное, по вопросам воспитания детей и др.), социальная работа с детьми и молодёжью, семейная терапия и пр. Имеются также специальные курсы для занимающих руководящие и административные должности в социальной работе и пр. Помимо этого университеты предлагают курсы повышения квалификации: «Социальное управление», «Пропедевтика», «Психотерапия» и пр. В церковных институтах, как правило, выдают также диплом педагога-целителя. В таком случае при обучении особые акценты ставятся на получение студентами знаний и навыков обращения с душевнобольными пациентами, а также с людьми, у которых наблюдается нарушение или замедление развития.
Продолжительность обучения для получения диплома магистра составляет 3 семестра, программа бакалавриата осваивается студентами в течение 6-8 семестров. В обучении бакалавров социально-педагогического образования превалирует 2 модели:
1) 6-7 семестров обучения, включая один семестр практики под руководством супервизора, завершающийся защитой диплома. После этого студент проходит годичную интернатуру, в конце которой ему выдается лицензия государственного образца. Подобная двухчастная модель распространена в северной части Германии.
2) 8 семестров обучения, включая два семестра практики под руководством супервизора. Обучение завершается защитой диплома и государственным лицензированием. Данная модель распространена в южной части Германии. В центральной части Германии используются обе модели.
В содержание обучения специалистов по социальной работе и социальной педагогике входят следующие области знания:
♦ социальная работа и социальная педагогика - история, организационные формы и институты, методы;
♦ социальные науки - социология, социальная политика, политические науки;
♦ экономика, статистика, эмпирические социальные исследования;
♦ психология/педагогика - развивающая психология, терапевтические методы, теория и практика образования, теории социализации;
♦ здравоохранение - услуги здравоохранения, медицинское обследование, законодательные нормы здравоохранения;
♦ законодательство и государственное управление - законы о семье, молодежи, социальном обеспечении, социальном страховании, труде и пр.;
♦ медиаобразование и спорт - музыка, драматизация, искусство, кино, видео, прикладное творчество и спорт [7].
Многие программы включают обучение иностранным языкам (английский, испанский, французский). Школы, готовящие специалистов к работе с иммигрантами, преподают им тот язык, который является родным для их будущих клиентов. Иногда в курс обучения вводят изучение немецкого языка, если среди студентов имеются иностранцы. В школах, которые имеют аффилиацию с церковью, в учебном плане обычно присутствуют такие дисциплины, как социальная этика и социальная философия. В некоторых школах делается упор на изучение интернациональной (Европейской) социальной работы с обязательным прохождением практики за границей. Подобная практика, например, характерна для школы во Франкфурте-на-Майне.
Как уже отмечалось, образование социальных работников носит всеобщий, а не специализированный характер. Хотя в этом отношении уже наметилась тенденция специализации профессиональной подготовки. На первых курсах обучение обычно направлено на изучение основ различных социальных наук, законодательной базы, теорий и методов социальной работы. Во многих типах школ студенты сдают экзамены по изучаемым дисциплинам. На старших курсах студенты могут выбирать приоритетные направления обучения по типу обслуживаемых клиентов, типу решаемых проблем, по областям или методам, применяемым в социальной работе. В конце обучения студенты защищают дипломную работу в избранной области и обычно участвуют в каком-либо социальном проекте.
В результате изменений, вызванных требованиями Болонского процесса, в социально-педагогической сфере Германии трудится всё больше работников со степенью магистра. Это - индикатор возрастающей академизации социальной работы. Таким образом, в долгосрочной перспективе образование должно вывести специалистов социально-педагогического профиля на более высокий уровень в иерархии интеллектуальных профессий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Salomon Alice. Education for social work; a sociological interpretation based on an international survey, by Alice Salomon. ZUiich, Leipzig, Verlag fur recht und gesellschaft, 1937.
2. МардахаевЛ.В. Социальная педагогика. Учебник. - М.: Гардарики, 2005.
3. Научная дисциплина и дифференциация науки // Научная деятельность: структура и институты. - М.: Прогресс, 1980.
4. Galuske M. Methoden der Sozialen Arbeit. 3. Aufl. Juventa, Weinheim/Munchen, 2001.
5. Hamburger F. Handschrift aus Beher. Liebig, Rauschenbach, 2002.
6. Staub-Bernasconi S. Soziale Arbeit als Handlungswissenschaft. Systemische Grundlagen und professionelle Praxis - Ein Lehrbuch. UTB. Haupt, Bern, 2007.
7. Gottschalk G.M. Soziale Padagogik. Systematische Kategorien eines historischen Begriffs. In: Konrad F.-M.: Sozialpadagogik im Wandel. Historische Skizzen. Waxmann Verlag GmbH Munster, 2005.
Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н., профессор Г. А. Краснощекова.
Пащенко Юлия Андреевна - Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова; e-mail: [email protected]; 347900, г. Таганрог, ул. Петровская, 68; тел.: 88634393787; кафедра немецкого языка; ассистент.
Целых Марина Петровна - e-mail: [email protected]; декан факультета иностранных языков; д.пед.н.
Pashenko Julia Andreevna - Taganrog State Pedagogical Institute named by A.P. Chekhov; e-mail: [email protected]; 68, Petrovskaya, Taganrog, 347900, Russia; phone: +78634393787; the department of foreign languages; assistant.
Tselykh Marina Petrovna - e-mail: [email protected]; dean of the department of foreign languages; dr. of ped. sc.
УДК 31.013.4б
В.И. Писаренко СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ
Данная статья посвящена широко обсуждаемой в современной педагогической науке проблеме использования общенаучной синергетической методологии в педагогических науках. Современный этап развития педагогической науки характеризуется активным ее взаимодействием с другими науками. Единственный путь дальнейшего успешного развития человечества связан с междисциплинарным образом мышления, а, следовательно, с междисциплинарной методологией и междисциплинарными исследованиями. Соответственно, если отдельные науки и отрасли наук будут замыкаться в собственной области, они не имеют будущего, выход только в развитии междисциплинарных исследований. Педагогики это касается так же, как и всех остальных наук, если даже не в большей степени, учитывая особенности педагогики как науки. На наш взгляд, педагогика просто нуждается в свежих идеях, предложениях, теориях и концепциях, выходящих за рамки классической педагогической науки.
Методология; междисциплинарный образ мышления; синергетика; постнеклассиче-ская парадигма научного мышления; самоорганизация; бифуркация; аттрактор.
V.I. Pisarenko SYNERGETIC IDEAS IN PEDAGOGICS
This article is devoted to the problem being discussed in a modern pedagogical science -the problem of use of synergetic ideas for pedagogical sciences methodology. The present stage of progress of a pedagogical science is characterized by its active interoperability with other scienc-