A
Медиакул ьтура
Media Culture
Социальные медиа и образование специалистов социально-педагогической сферы
М.П. Целых,
доктор педагогических наук, профессор, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ),
кафедра общей педагогики, Инициативная, 46, Таганрог, 347936 [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты анализа проблемы взаимодействия социальных медиа и профессионального образования специалистов социально-педагогического профиля. Показана актуальность умений социальных педагогов / социальных работников пользоваться электронными источниками информации, различными медиа и социальными сетями в профессиональных целях для реализации главной профессиональной миссии: повышения благосостояния людей, помощи в удовлетворении основных жизненных потребностей всех граждан и особенно тех, кто менее защищен и относится к уязвимым слоям населения. Охарактеризована укорененность профессии социального педагога/социального работника в современный цифровой медиа контекст, предоставляющий широкие возможности для профессионального взаимодействия специалистов и клиентов. На основе анализа литературы делается вывод о проблемах использования социальных медиа в профессиональной деятельности и образовании отечественных специалистов социально-педагогического профиля. Указывается, что они связаны с нравственными дилеммами и недостатком регламентации и внедрения этических принципов, способных регулировать новый тип профессионального и личного общения.
Дается анализ мнений студентов факультета социальной педагогики о преимуществах и проблемах использования социальных медиа в образовании и профессиональной сфере деятельности. Раскрыта необходимость включения в процесс образования социально-педагогических работников содержания, касающегося этики профессионального поведения в расширяющихся рамках социальных медиа. Разработаны и приведены правила профессиональной медиа коммуникации для социальных педагогов/социальных работников. Сделан вывод о том, что образование будущих специалистов должно постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом динамики изменения социально-культурного контекста, в котором все большую роль играют новые электронные СМИ и социальные медиа.
Ключевые слова: социальные медиа, профессиональное образование специалистов социально-педагогического профиля
Abstract. The article presents the results of the analysis of the interaction of social media and professional education of social pedagogues and social workers. It discusses social media activities and how they can contribute to student learning, and social work practice. The importance of social pedagogues / social workers' competence in the useof social media,electronic sources of information and social networks for professional purposes and their role
Social media and professional education of social pedagogues and social workers
Prof. Dr. MarinaTselykh Taganrog Institute named after Branch of Rostov State University of Economics,
Initsiativnaya, 46 Taganrog, Russia, 347936 [email protected]
in advancing professional mission (improving people's well-being, helping meet the basic life needs of all citizens and especially those who are less protected and are vulnerable) is shown.
The bindingsof the social work/social pedagogue's profession and modern digital media context are characterized.These linksprovide ample opportunities for professional interactions of specialists with their clients.Based on the analysis of the literature a conclusion is made about the problems of using social media in professional activities and in education of social workers and social pedagogues.It is pointed out that these problems are associated with moral dilemmas and lack of ethical principles and norms which help to regulate social workers' professional use of social media in their professional and personal communication.
Ideas and opinions about the benefits and problems of using social media in education and the professional sphere of activity offered by the students of the Faculty of Social Pedagogy are analyzed. The need to include the content concerning the ethics of professional conduct in the expanding framework of social media into the process of social work education is disclosed.The rules of professional media communication for social work pedagogy are developed and presented.
The conclusion is made that the education of future specialists should be constantly updated and improved taking into account the dynamics of the socio-cultural context, in which new electronic and social media play an increasing role.
Keywords: Social media, professional education of social pedagogues and social workers
Введение
Актуальность исследования проблемы взаимодействия социальных медиа и профессионального образования специалистов обусловлена постоянно развивающимися интернет-технологиями и появляющимися в связи с этим новыми возможностями, как для педагогов, так и для студентов, будущих специалистов. Умение пользоваться электронными источниками информации, различными медиа и социальными сетями стала императивом для представителей многих профессий. Социальные работники и социальные педагоги не стали исключением.
За сравнительно небольшой период существования профессий социального педагога и социального работника (с 1991 года) в России были разработаны все необходимые составляющие этой профессиональной деятельности: научно-теоретические основы, методический инструментарий, организационные формы в сочетании с развитием системы профессиональной подготовки кадров. В тоже время эта профессия продолжает динамично развиваться: специальности социального педагога / социального работника у абитуриентов российских вузов занимают лидирующие позиции в рейтинге востребованных профессий уже в течение почти четверти века. А это значит, что образование будущих специалистов должно постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом динамики изменения социально-культурного контекста, в котором все большую роль играют новые электронные СМИ и социальные медиа.
Сегодня уже общепризнанным считается, что социальные медиа создали среду, в которой профессия социального педагога / социального работника должна адаптироваться и развиваться. Несомненно, что специалисты социально-педагогической сферы и в дальнейшем будут присутствовать в информационном пространстве и использовать его для реализации главной профессиональной миссии: повышения благосостояния людей, помощи в удовлетворении основных жизненных потребностей всех граждан и особенно тех, кто менее защищен и относится к уязвимым слоям населения (Кодекс этики социального педагога и социального работника).
Интерес российской педагогической науки к проблемам профессионального образования социальных педагогов / социальных работников велик, однако еще недостаточно исследованы вопросы его совершенствования в условиях бурного развития СМИ и сети Интернет, использования их в качестве дидактических средств в профессиональном образовании и особенностей применения медиа в дальнейшей профессиональной практике.
Социально-педагогическая деятельность требует от специалистов развитых навыков общения и высокого уровня медиакомпетентности. При этом формирование медиакомпетентности современных социальных педагогов / социальных работников не самоцель, а неотъемлемая составная часть их профессионализма. Это объясняется тем, что активная медийная деятельность профессионалов социально-педагогической сферы обладает большими потенциальными возможностями и позволяет более полно реализовывать принципы социальной справедливости, способствует позитивным изменениям в обществе на основе активизации гражданского участия.
Таким образом, проблема совершенствования подготовки специалистов к социально-педагогической деятельности в условиях инновационного развития медиа заслуживает пристального теоретического анализа, науковедческого обоснования, концептуальных исследований и соответствующего освещения в современной научной литературе.
Материалы и методы исследования
В настоящей статье обсуждается проблема, касающаяся влияния на социально-педагогическую работу и профессиональное образование интернетных медиа, которые требуют от специалистов высокого уровня медиакомпетентности, владения социальными навыками общения в инновационной информационной среде и осознания собственной ответственности при использовании новых коммуникативных каналов, создающих как потенциальные позитивные возможности, так и трудности.
Предмет нашего анализа - взаимообусловленное развитие образования специалистов социально-педагогической сферы и медиа. Методологию исследования составляют ключевые философские положения о связи, взаимообусловленности и целостности явлений действительности, единства теории и практики в познании. Материалами для исследования служат работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме социальных медиа и профессионального образования, данные анкетирования студентов.
Цель исследования - охарактеризовать укорененность профессии социального педагога/социального работника в современный цифровой медиаконтекст, раскрыть необходимость включения в процесс образования социально-педагогических работников содержания, касающегося этики профессионального поведения в расширяющихся рамках социальных медиа, дать рекомендации по профессиональной медийной коммуникации для социальных педагогов / социальных работников. Нами использованы теоретические (анализ, контент-анализ, интерпретация, сравнение, генерализация, обобщение) и практические методы исследования (анкетирование).
Дискуссия
О значимости современных медийных технологий для межличностного общения свидетельствуют выводы исследований отечественных и зарубежных ученых (Александров, 2011; Антонов, 2017; Жижина, 2016; Поливанова, Королева, 2016; Соломатина, 2016; Стародубцев, 2012; Тархов, 2016; Федоров, 2009; Федоров, Левицкая, 2015 и др.).В них подчеркивается, что Интернет и цифровая связь все чаще становятся средствами общения, как обычных людей, так и специалистов различных квалификаций. На то, что современные медиа меняют характер того, как мы относимся к социальному общению и культуре этого общения указывают и зарубежные исследователи [Bernhardt, 2014; Duran, Yousman, Walsh, Longshore, 2008; Holmes, Hermann, Kozlowski, 2014; Watwood, Nugent, Deihl, 2009; Kaplan, Haenlein, 2010; Young, 2013 и др.].
Термин «социальные СМИ» относится к использованию интернет и мобильных технологий для превращения коммуникации в интерактивный диалог [Potter, 2013]. Их
можно определить как группу интернет-приложений, построенных на идеологическом и технологическом фундаменте так называемого веб 2.0, который позволяет создавать пользовательский контент и обмениваться им.
Технологии медийных сетей включают виртуальные интернет-коммуникации, приложения, инструменты и средства, которые позволяют организациям, сообществам и отдельным людям взаимодействовать друг с другом в специфической, ранее недоступной форме. Технологии социальных медиа включают в себя хорошо известные и признанные платформы: Facebook, Twitter, LinkedIn и YouTube, а также блоги, Wikis, сайты сбора петиций, социальные закладки и сайты для публикаций, которые используются для открытого обмена информацией. Наиболее популярными формами являются журналы (ЖЖ), интернет-форумы, веб-блоги, микроблоги, «вики», подкасты, видео, фотографии или изображения, рейтинги, социальные закладки или социальные сети.
Как известно, в социальных медиа люди создают и обмениваются аудиовизуальным и текстовым контентом. Широкая доступность смартфонов, планшетов, ноутбуков и других портативных электронных устройств предоставляет все больше возможностей для участия в цифровом виртуальном пространстве всем пользователям без исключения. Все эти способы взаимодействия с внешним миром носят глобальные черты и могут улучшить многие сферы жизни человека: образование, здоровье, бизнес, социальные услуги, политику и т. д.
Нельзя не согласиться с тем, что цифровая коммуникация предоставляет бесконечные позитивные возможности для развития новых видов профессионализма, в частности, способов оказания социальной помощи. В научной литературе отмечается, что в последнее десятилетие резко повысился интерес к возможностям использования социальных медиа в профессиональной практике социально-педагогической работы. Особенно большой блок материалов на эту тему можно найти в англоязычных источниках[^ап, 2016; Choate, 2016; Giffords, 2009; Ramsey, Montgomery, 2014; Reamer, 2012; Stanfield, Beddoe, 2013; Young, 2014]. В них авторы указывают на такие преимущества использования социальных медиа в профессиональной социальной помощи, как быстрое распространение информации, свободный доступ к ней представителей заинтересованной клиентской аудитории и специалистов, расширение осведомленности об имеющихся ресурсах, возможность создания инициативных групп для решения общих социальных проблем, непрерывность контактов специалистов с клиентскими системами и пр.
Неслучайно исследователи констатируют резкое увеличение числа социальных педагогов / социальных работников и преподавателей, использующих сайты социальных сетей, таких как Twitter, Facebook, YouTube и другие, для развития межкультурного, межличностного и межпоколенческого общения [Hitchcock & Battista, 2013; Young, 2014].
С момента создания Интернета в конце 1970-х годов и социальных медиа в начале 2000-х годов, акцент в профессиональной литературе сместился с первоначального призыва специалистов социально-педагогической сферы стать «технологически компетентными» [La Mendola, Ballantyne, & Daly, 2009] в сторону поддержки более активного использования Интернета и повышения его роли в жизни, общении людей и оказании им необходимых профессиональных услуг [Chan, Holosko, 2015].
Подобный интерес профессионалов социально-педагогической сферы оправдан тем, что у медиаобразования и социальных наук общие цели, в частности, создание более демократического общества путем воспитания информированных, компетентных и активных граждан.
К сожалению, в отечественной литературе все еще не уделяется достаточного внимания рассмотрению специфики взаимодействия социальных СМИ, профессиональной деятельности по социальной помощи и подготовке профессионалов к
этому виду работы. Именно поэтому мы уделили специальное внимание англоязычным источникам. В них достаточно активно обсуждаются вопросы практического характера, содержатся рекомендации и призывы к преподавателям и профессионалам быстрее переходить к использованию социальных сетей для совершенствования образования и обслуживания клиентов (как индивидов, так групп и сообществ). Американские, британские, новозеландские авторы придают большое значение использованию медиа как в подготовке специалистов, так и в профессиональной деятельности. Они доказывают их преимущества для достижения социальных изменений и социальной справедливости.
Среди многочисленных источников необходимо особо выделить коллективную монографию «Социальные медиа в образовании социальных работников» под редакцией Джоан Вествуд [Westwood, 2014]. Она примечательна тем, что в ней подробно обсуждается деятельность в социальных сетях и то, как она может помочь в процессе образования будущих специалистов и в практике социальной работы. Все главы работы снабжены примерами и заданиями по использованию разнообразных медиа технологий, включая организацию и ведение закрытых групп в Фейсбуке, блогов и пр., которые можно использовать на практических занятиях со студентами.
Безусловно, быстрые изменения в способах производства и распространения медийной информации меняют роль, функции, организационные формы и методы функционирования профессионалов. Развитие веб 2.0 и увеличивающаяся возможность для членов общества взаимодействовать с Интернетом через социальные сети вызвали интерес социально-педагогических работников к тому, как они могут участвовать в этом процессе, какие знания, умения и компетенции для этого требуются.
Благодаря интерактивности сегодняшнего цифрового пространства появляются, с одной стороны, широкие возможности для профессионального взаимодействия специалистов и клиентов, а с другой стороны, возникают новые проблемы, которые не могут не вызывать тревогу у социальных педагогов и социальных работников. Следствие этой озабоченности - научные дискуссии, появляющиеся в большом количестве в зарубежных изданиях в последнее время [Harbeck-Voshel, Wesala, 2015; Kimball, Kim, 2013; Kirwan, 2012; Reamer, 2013; Weinberg, 2010]. Тревога теоретиков и практиков социально-педагогической работы, в основном, связана с нравственными дилеммами и отсутствием этических принципов, способных регулировать новый тип профессионального и личного общения.
Несмотря на многочисленные положительные результаты использования социальных сетей в образовании социально-педагогических работников, проблемы продолжают существовать и множиться. Многие проблемы, связанные с компетентностью специалистов, нехваткой институциональных ресурсов, недостатками и угрозами социальных сетей, институциональной культурой, уже были достаточно подробно проанализированы в научной литературе [Megele, 2015; Weinberg, 2010, Westwood, 2014; Kirwan, McGuckin, 2013]. В этом контексте интересны исследования таких авторов, как Домбо [Dombo, 2014], Кабейдж [Cubbage, 2016], Ример[Reamer, 2012], Хоутон и Джонсон [Houghton, Joinson, 2010] и др., которые рассматривают этические проблемы в связи использованием социальных медиа в социально-педагогической деятельностии дают рекомендации по их разрешению.
Достаточно большой интерес ученых вызывает и проблема совершенствования профессионального образования специалистов в условиях бурного развития цифровых технологий. В этой связи следует упомянуть работы Е.Е. Ковалева [Ковалев, 2014], В.С. Тоискина и В.В. Красильникова [Тоискин, 2009], А.В. Федорова [Федоров, 2007], И.В. Челышевой [Челышева, 2017] и др.
Тем не менее, вопросы использования социальных сетей в профессиональной деятельности, а так же проблемы профессиональной подготовки отечественных
специалистов социально-педагогического профиля все еще остаются актуальными в научном плане, нуждаются в дальнейших исследованиях и конструктивном обсуждении.
Результаты исследования
Учитывая актуальность избранной проблематики, мы провели анонимное анкетирование студентов Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), обучающихся по программе подготовки социальных педагогов, для того, чтобы выяснить их мнение о преимуществах и проблемах использования социальных медиа в образовании и профессиональной сфере деятельности.
Было опрошено 56 студентов 1 и 2 курсов, 34 и 22 студента соответственно. У большинства респондентов положительное отношение к использованию Интернет медиа в процессе обучения. При этом многие отмечают, что «медиа средства - это удобный способ получения важной, полезной и нужной информации (не нужно никуда идти, можно в любое время суток получить сведения «сидя на диване»); использование Интернета помогает сэкономить время («срочная информация может быть быстро распространена, передана преподавателям и однокурсникам»); способствует самообразованию, расширяет кругозор; облегчает процесс обучения; позволяет обратиться к преподавателю за консультацией по электронной почте; делает процесс обучения более наглядным; дает возможность найти книгу, которой нет в университетской или городской библиотеке; предоставляет возможность онлайн/дистанционного обучения» и пр.
Анализ ответов студентов показывает, что многие из них оценивают и взвешивают как преимущества, так и потенциальные недостатки, и риски использования интернета в образовании. Так, например, опрошенные видят опасность в том, что «обучающиеся могут злоупотреблять «помощью» Интернета, ограничиваются готовыми ответами, не умеют выбирать нужное, некритично относятся к информации, ограничиваются изучением комментариев, а не первоисточников; обесценивается роль учителя; не развивается самостоятельность и аналитические умения; нарушаются правила цитирования, что приводит к некритичному заимствованию чужих мыслей и плагиату; в Интернете может быть размещена непроверенная, недостоверная информация; преобладает развлекательный контент, который может отвлекать от обучения» и пр. В качестве негативного момента респонденты указали на закрытость доступа ко многим необходимым информационным образовательным ресурсам: книгам, учебникам, учебным пособиям, научным статьям и учебным материалам.
Каждый из опрошенных студентов имеет достаточно богатый опыт использования социальных медиа технологий. Это Skype,Viber, WhatsApp, Instagram, Facebook, Twitter, YouTube, Livejournal, VK, TED Talks, Torrent, электронная почта, Одноклассники, программы создания фильмов, презентаций, фотошоп и пр.
Как правило, респонденты имеют аккаунты в каких-либо сетях, знают, как зарегистрироваться и пользоваться ими. Практически ежедневно студенты используют избранные ими формы для связи с родителями и друзьями, для обучения и развлечения. Положительным моментом можно считать и то, что достаточно широко студенты пользуются обучающими сайтами. Среди них были названы: «Всем, кто учится», просветительский проект «Арзамас»; телевизионный проект канала «Культура» Academia; Engvid.com; Lektorium.tv и др.
В своих ответах респонденты особо подчеркивают необходимость самоконтроля и саморегуляции при использовании медиа: «Я владею практически всеми социальными медиа. Это достаточно интересно, но важно не злоупотреблять этим. Соцсети не должны заменять жизнь, а лишь быть ее дополнением»; «Стараюсь не злоупотреблять социальными сетями, так как виртуальная жизнь не может заменить живого
общения»; «Я заметила: соцсети убивают время. Зайду на 5 минут, чтобы проверить почту или посмотреть новости, а в итоге затягивает на час».
Относительно различий профессионального общения в виртуальной и реальной жизни были получены следующие ответы: «Следует соблюдать этические правила профессионального общения вне зависимости от того, виртуальное оно или реальное»; «Разницы в виртуальном и реальном профессиональном общении не должно быть»; «При реальном общении нужно более тщательно следить за проявлениями невербальной коммуникации».
Ценными в профессиональном плане можно считать следующие высказывания студентов о недостатках профессиональной коммуникации с помощью медиа средств: «В реальной жизни можно наблюдать эмоции человека, трактовать их и делать выводы, улавливая его настроение, реакцию»; «По моему мнению, виртуальное профессиональное общение во многом уступает реальному, т.к. мы не видим лицо человека, его эмоции. Общаясь виртуально, зачастую, можно быть не всегда искренним» и др.
Заставляют сделать серьезные выводы ответы студентов на вопрос, связанный со знанием правил профессионального общения в социальных медиа. К примеру, были высказаны следующие суждения: «Думаю, нормы каждый устанавливает для себя сам <....> Конечно, должны существовать этические нормы, которые были бы официально закреплены. Должны быть какие-то санкции за нарушение этих норм»; «Да, есть правила, но они не всегда действуют»; «Далеко не многие знают о существовании правил и используют их».
Это означает, чтов содержание подготовки следует более активно внедрять материалы, касающиеся изучения «сетевого этикета» (в англ. версии «Netiquette»), и использовать практико-ориентированные задания и формы работы с медиа технологиями в профессиональной области.
Все респонденты оказались единодушны в ответе на вопрос о недопустимости соединения личного и профессионального общения в сетях. Приведем некоторые примеры: «Всегда нужно различать личное и профессиональное общение»; «Считаю нужным использовать разные профили для общения с друзьями и с преподавателями»; «Я разграничиваю личное и профессиональное общение в медиа среде. В профессиональном общении должны быть более строгие рамки, чем в личном»; и пр.
Заботит студентов и вопрос о самопрезентации в зависимости от характера общения в медиа среде: «Когда я пишу «значимому» человеку, я несколько раз проверяю текст на наличие ошибок, а когда пишу подруге, мало забочусь о грамотности». Подобные ответы свидетельствуют, что студенты рассматривают социальные медиа как общественное достояние. Они озабочены своим имиджем и тем, как могут быть восприняты однокурсниками/преподавателями/коллегами и пр. Кроме того, они осознают, что в режиме онлайн по-прежнему представляют свое образовательное учреждение и будущую профессию.
В то же время анализ материалов анкетирования свидетельствует о недостаточном опыте участия студентов в онлайн конференциях, вебинарах, сетевых научно-практических конференциях и профессиональных мероприятиях. Так, только 21% респондентов (12 человек) указали на то, что участвовали в интернет-конференциях профессионального характера. Одно из таких мероприятий было проведено в мае 2016 г. в Таганрогском институте имени А.П. Чехова совместно с Казанским (Приволжским) Федеральным Университетом в рамках проекта «Bridging Professionals through University Language Education». На секции педагогики было прочитано по 4 доклада от каждой стороны-участницы, прошел обмен мнениями и вопросами. Участники высказали большое удовлетворение полученной возможностью для обмена мнениями по разным аспектам образования и социальной педагогики.
В этой связи представляется очевидным, что за начальный период обучения в вузе студенты не получили достаточного опыта интерактивного профессионального общения, и подобный недостаток необходимо восполнять. Это диктует постановку и реализацию определенных задач в работе вуза: сориентировать студента в медиапространстве, направить молодого человека в поиске нужной профессиональной информации, возможно, даже заполнить столь востребованное современной молодежью интернетное поле, заинтересовать, дав возможность приобрести и развить профессионально значимую для будущей профессии медиаграмотность и медиакомпетентность.
При разработке политики в отношении использования медиа в образовании будущих социальных педагогов / социальных работников следует учитывать и взвешивать как преимущества новых цифровых технологий для профессионального роста обучающихся, так и их потенциальные недостатки и риски. Необходимо также уделять дополнительное внимание вопросам границ использования медиа, проблемам четкого разделения их использования в качестве личного или профессионального инструмента.
И хотя новые технологии коммуникации в целом находятся под защитой фундаментальных прав человека - права на свободу выражения мнения и свободу СМИ, нельзя не признать, что сегодня необходима разработка и внедрение комплекса мер этического характера, регулирующего поведение пользователей в сетевых СМИ.
Озабоченность проблемой потенциального нарушения этических границ при использовании социальных медиа привела к тому, что профессиональные организации различных стран начали разработку этических принципов, которыми специалисты социально-педагогической сферы должны руководствоваться на практике [ASW, 2013; БЛБ1^ 2012; С8^№Б, 2015].
Опираясь на Кодекс профессиональной этики социального педагога и социального работника, предложения и руководства, выпущенные профессиональными ассоциациями, и восполняя недостаток регламентации поведения профессионалов в медиапространстве, мы разработали Памятку с учетом специфики социально-педагогической деятельности. Предлагаемые правила актуальны не только для социальных работников и социальных педагогов, но и для студентов факультетов социальной педагогики / социальной работы, поскольку они проходят практику в школах, социальных центрах и агентствах, оздоровительных центрах, работая с отдельными клиентами, их семьями и целевыми группами - пользователями социальных услуг.
Памятка для социальных педагогов / социальных работников: Правила профессиональной медиа коммуникации
1. Специалисты должны понимать потенциальные преимущества и недостатки социальных медиа для своей практики и для пользователей услуг.
2. Специалисты должны быть уверены, что их онлайн активность находится в допустимых профессиональных границах. Используя режим онлайн, они должны осознавать свою ответственность и достойно представлять профессию.
3. Специалисты должны использовать социальные медиа в качестве позитивной платформы для обмена идеями и знаниями, помогающими развитию профессии, формированию и поддержанию ее позитивного имиджа в обществе.
4. Специалисты должны применять одинаковые принципы и стандарты, как для взаимодействия в Интернете, так и в реальной профессиональной практике.
5. Специалисты должны поддерживать надлежащие личные и профессиональные границы в своих отношениях с пользователями услуг и коллегами, понимая, что несоблюдение этих рамок приносит вред для них самих, для их карьеры, клиентов, работодателей и др.
6. Специалисты и студенты должны обеспечить строгое разграничение личного и профессионального общения. Нецелесообразно «принимать» в качестве «друзей» в свои
социальные сети пользователей социальных услуг (учащихся, родителей/опекунов и др. клиентов), поскольку они создают личные отношения помимо профессиональных.
7. Специалисты должны нести ответственность за использование социальных медиа, за проверку личных настроек безопасности и последствия размещения в социальных сетях информации любого рода.
8. Специалисты должны соблюдать право неприкосновенности частной жизни, защищать и сохранять конфиденциальность личного обмена информацией, принимать на себя ответственность за безопасность информации о клиентах, о себе, своей семье, друзьях и близких. Следует учитывать последствия и риски, связанные с размещением этой информации (контактные данные, адреса, номера телефонов, фотографии и пр.).
9. Специалисты должны нести ответственность за профессиональные суждения, публикуемые в социальных медиа. Оставляя комментарии в твитах или блогах по теме, связанной с профессией или работой, следует учитывать их влияние на свою репутацию, своего учреждения, работодателя, профессии в целом, т.е. помнить о профессиональной корпоративной культуре.
10. Специалисты должны обладать компетенцией в отношении использования социальных сетей, уметь ориентироваться в этой быстро меняющейся сфере. Изучение социальных сетей должно быть непрерывным процессом, а специалисты должны стремиться эффективно использовать медиа в своей повседневной профессиональной практике.
Нам представляется, что обучение использованию социальных сетей должно стать ключевым компонентом учебной программы по социально-педагогической работе и непрерывного профессионального развития. Предложенные же рекомендации необходимо корректировать и уточнять по мере дальнейшего развития социальных сетей.
В нашей последующей работе мы планируем серьезно расширить содержание обучения с помощью внедрения и использования медиа технологий, направленных на формирование профессионализма будущих специалистов социально-педагогического профиля. Мы предполагаем сосредоточиться не только на обучении техническим навыкам использования социальных сетей в профессиональной деятельности, но и на формировании критического подхода, позволяющего студентам творчески рассматривать место социальных медиа в профессиональнойкоммуникации, их социальное и культурное значение. Таким образом, владение специалистами надежными и эффективными медиастратегиями в сфере социально-педагогической помощимы рассматриваем какважный инструмент достижения благополучия клиентов и, в целом, социальной справедливости, демократии и гражданственности.
Выводы
Социально-педагогическая работа - это практико-ориентированная профессия. Она направлена на защиту интересов клиентов (индивидов, групп, сообществ) и достижение социальной справедливости общества в целом. Сегодня цифровая коммуникация предлагает бесконечные возможности для соединения специалистов с каждой из целевых категорий для профессионального взаимодействия и эффективного решения социально-педагогических проблем. Использование современных технологий социальных медиа можно рассматривать как хорошее подспорье в практической деятельности специалистов.
В возникшем новом социальном медиапространстве представители социально-педагогического труда должны непременно присутствовать, и это присутствие необходимо сделать корректным и профессионально грамотным. При этом система образования профессиональных кадров призвана обеспечить в процессе обучения формированиеу своих выпускников сплава медиаграмотности с высоким уровнем
профессиональной этики, позволяющих им компетентно использовать принципы профессиональной (медиа)коммуникации.
При этом, учитывая всеобъемлющие технологические и социально-культурные изменения, часть из которых, несомненно, вызваны распространением цифровых СМИ, социально-педагогическим работникам необходимо быть на переднем крае этого развития, где от них требуется не только выполнение определенных этических норм и правил, но и постоянное обучение, и повышение квалификации в этой инновационной области.
Литература
Александров А.А.. Роль средств массовой информации и PR в социальной работе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 168—171.
Антонов Я.В. Медиаобразование как инструмент формирования информационно -правового пространства в системе электронной демократии // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 75 - 97.
Жижина М.В. Виртуальный имидж и его функции в контексте медиапрактик // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности. Саратов: Апробация, 2016. С. 42-44. Ковалёв Е.Е. Возможности социальных сетей как средства повышения эффективности образовательного процесса // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISC-14) материалы Третьей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 159-162. Поливанова К.Н., Королева Д.О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2016. № 1 (82). С. 173-182.
Соломатина Е.Н. Теоретические подходы к исследованию современных социальных взаимодействий // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 18-20.
Стародубцев В.А. Социальные медиа в персонализированной образовательной среде // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 108-112.
Тархов С.В. Медиакомпетентность и электронное обучение: проблемы, задачи, пути решения // Медиаобразование. 2016. № 4. C. 66-80.
Тоискин В.С., Красильников В.В. Медиаобразование в информационно-образовательной среде. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 122 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В., Левицкая А.А. Синтез медиаграмотности и медиакритики в современном мире: результаты международного экспертного опроса // Медиаобразование. 2015. № 3. С. 9-31.
Челышева И.В. Новые образовательные стандарты и перспективы медиаобразования в магистратуре «Организация работы с молодежью» (на примере исследовательских проектов) // Медиаобразование. 2017. № 1. C. 119-131.
Australian Association of Social Workers (AASW). (2013). Ethics and practice guidelines — social media, information, and communication technologies: Melbourne, Australia. https://www.aasw.asn.au/practitioner-resources/ethics-and-practice-guidelines
Bernhardt, J. M., Alber, J., & Gold, R. S. (2014). A social media primer for professionals: Digital dos and don'ts.
Health Promotion Practice, 15(2), 168-172.
Chan, C. (2016) A Scoping Review of Social Media Use in Social Work Practice. Journal of Evidence-Informed Social Work, 13:3, 263-276.
Chan, C., & Holosko, M. J. (2015). A review of information and communication technology enhanced social work interventions. Research on Social Work Practice.
Choate, Peter W. (2016): Jeffrey Baldwin: A thematic analysis of media coverage and implications for social work practiceю Child Care in Practice.
Cubbage, J., Gillians, P., Algood, C. & Ramsey, V. (2016): Implementing media literacy training for social work programs at HBCUs: A literary analysis of barriers and opportunitiesю Journal of Human Behavior in the Social Environment.
Dombo, E. A., Kays, L., & Weller, K. (2014). Clinical social work practice and technology: Personal, practical,
regulatory, and ethical considerations for the 21st century. Social Work in Health Care, 53(9), 900-919.
Duran, R. L., Yousman, B., Walsh, K. M., & Longshore, M. A. (2008). Holistic media education: An assessment of
the effectiveness of a college course in media literacy. Communication Quarterly, 56(1), 49-68.
Giffords, E. D. (2009). The Internet and social work: The next generation. Families in Societyю The Journal of
Contemporary Social Services, 90(4), 413-418.
Harbeck-Voshel, E., &Wesala, A. (2015). Social media and social work ethics: Determining best practices in an ambiguous reality. Journal of Social Work Values and Ethics, 12(1).
Hitchcock, L. I., & Battista, A. (2013). Social media for professional practice: Integrating Twitter with social work pedagogy. Journal of Baccalaureate Social Work, 18(1), 33-45.
Holmes, C., Hermann, K., & Kozlowski, K. (2014).Integrating Web 2.0 technologies in educational and clinical settings: An isomorphic perspective. Journal of Technology in Human Services, 32(1-2), 65-80. Houghton, D. J., &Joinson, A. N. (2010). Privacy, social network sites, and social relations. Journal of Technology in Human Services, 28(1-2), 74-94.
Kaplan, A. M., &Haenlein, M. (2010). Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media.
Business Horizons, 53(1), 59-68.
Kimball, E., & Kim, J. (2013). Virtual boundaries: Ethical considerations for use of social media in social work. Social Work, 58(2), 185-188.
Kirwan & McGuckin (2013). 'Professional Reputation and Identity in the Online World'. International Review of Information Ethics, 19, 47-51.
Kirwan, G. (2012). Social media, e-professionalism and netiquette in social work. Irish Social Worker: 9-12. La Mendola, W., Ballantyne, N., & Daly, E. (2009). Practitioner networks: Professional learning in the twenty-first century. British Journal of Social Work, 39(4), 710-724.
Megele, C. (2015). eABLE: embedding social media in academic curriculum as a learning and assessment strategy to enhance students learning and e-professionalism. Innovations in Education and Teaching International, 52(4), 414-425.
National Association of Social Workers & Association of Social Work Boards.(2005). Standards for technology and social work practice. Retrieved from http://www.socialworkers.org/practice/standards/NASW TechnologyStandards.pdf
Potter, J. W. (2013). Synthesizing a working definition of "mass" media. Review of Communication Research 1(1), 1-30.
Ramsey, A. T., & Montgomery, K. (2014). Technology-based interventions in social work practice: A systematic review of mental health interventions. Social Work in Health Care, 53(9), 883-899.
Reamer, F. G. (2012). The digital and electronic revolution in social work: Rethinking the meaning of ethical practice. Ethics and Social Welfare, 7(1), 2-19.
Reamer, F. G. (2013). Social work in a digital age: Ethical and risk management challenges. Social Work, 58(2), 163-172.
Stanfield, D., &Beddoe, L. (2013). Social work and the media: A collaborative challenge. Aotearoa New Zealand Social Work, 25(4), 41-51.
Weinberg, M. (2010). The social construction of social work ethics: Politicizing and broadening the lens. Journal of Progressive Human Services, 21(1), 32-44.
Westwood, J. (Ed.). (2014). Social Media in Social Work Education. Northwich, UK: Critical Publishing Ltd. Young, J. (2013). A conceptual understanding of organizational identity in the social media environment. Advances in Social Work, 14(2), 518-530.
References
Alexandrov, A. (2011). The role of the media and PR in social work. Vestnik Immanuel Kant Baltic Federal University. № 11. 3. 168—171.
Antonov, Y. (2017). Media education as an instrument for the formation of information and legal space in the system of e-democracy. Media Education. 2017. № 1, 75-97.
Australian Association of Social Workers (AASW). (2013). Ethics and practice guidelines — social media, information, and communication technologies: Melbourne, Australia. https://www.aasw.asn.au/practitioner-resources/ethics-and-practice-guidelines
Bernhardt, J. M., Alber, J., & Gold, R. S. (2014). A social media primer for profe ssionals: Digital dos and don'ts.
Health Promotion Practice, 15(2), 168-172.
Chan, C. (2016) A Scoping Review of Social Media Use in Social Work Practice. Journal of Evidence-Informed Social Work, 13:3, 263-276.
Chan, C., & Holosko, M. J. (2015). A review of information and communication technology enhanced social work interventions. Research on Social Work Practice.
Chelysheva, I.V. (2017). New educational standards and perspectives of media education in the magistracy "Organization of work with youth" (for example research projects). Media Education. № 1, 119-131. Choate, Peter W. (2016): Jeffrey Baldwin: A thematic analysis of media coverage and implications for social work practices Child Care in Practice.
Cubbage, J., Gillians, P., Algood, C. & Ramsey, V. (2016): Implementing media literacy training for social work programs at HBCUs: A literary analysis of barriers and opportunities^ Journal of Human Behavior in the Social Environment.
Dombo, E. A., Kays, L., & Weller, K. (2014). Clinical social work practice and technology: Personal, practical,
regulatory, and ethical considerations for the 21st century. Social Work in Health Care, 53(9), 900-919.
Duran, R. L., Yousman, B., Walsh, K. M., & Longshore, M. A. (2008). Holistic media education: An assessment of
the effectiveness of a college course in media literacy. Communication Quarterly, 56(1), 49-68.
Fedorov, A. (2007). Development of media competence and critical thinking of students at pedagogical university.
Moscow, Publishing house of the UNESCO "Information for All". 616 p.
Fedorov, A. (2009). Media Education: Yesterday and Today. Moscow: UNESCO "Information for All". 234 p. Fedorov, A., Levitskaya, A. (2015). Media Education and Media Criticism. Media Education. . № 34, 9-31 Giffords, E. D. (2009). The Internet and social work: The next generation. Families in Societyro The Journal of Contemporary Social Services, 90(4), 413-418.
Harbeck-Voshel, E., &Wesala, A. (2015). Social media and social work ethics: Determining best practices in an ambiguous reality. Journal of Social Work Values and Ethics, 12(1).
Hitchcock, L. I., & Battista, A. (2013). Social media for professional practice: Integrating Twitter with social work pedagogy. Journal of Baccalaureate Social Work, 18(1), 33-45.
Holmes, C., Hermann, K., & Kozlowski, K. (2014).Integrating Web 2.0 technologies in educational and clinical settings: An isomorphic perspective. Journal of Technology in Human Services, 32(1-2), 65-80. Houghton, D. J., &Joinson, A. N. (2010). Privacy, social network sites, and social relations. Journal of Technology in Human Services, 28(1-2), 74-94.
Kaplan, A. M., &Haenlein, M. (2010). Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media.
Business Horizons, 53(1), 59-68.
Kimball, E., & Kim, J. (2013). Virtual boundaries: Ethical considerations for use of social media in social work. Social Work, 58(2), 185-188.
Kirwan & McGuckin (2013). 'Professional Reputation and Identity in the Online World'. International Review of Information Ethics, 19, 47-51.
Kirwan, G. (2012). Social media, e-professionalism and netiquette in social work. Irish Social Worker: 9-12. Kovalev, E. (2014). The Opportunities of social network as a means of increasing the effectiveness of the educational process. Social computing: Foundation, Technology of development, Social and Humanitarian Effects, 159-162.
La Mendola, W., Ballantyne, N., & Daly, E. (2009). Practitioner networks: Professional learning in the twenty-first century. British Journal of Social Work, 39(4), 710-724.
Megele, C. (2015). eABLE: embedding social media in academic curriculum as a learning and assessment strategy to enhance students learning and e-professionalism. Innovations in Education and Teaching International, 52(4), 414-425.
National Association of Social Workers & Association of Social Work Boards.(2005). Standards for technology and social work practice. Retrieved from http://www.socialworkers.org/practice/standards/NASW TechnologyStandards.pdf
Polivanova, K., Korolyova, D. (2016). Social Networks as New Practice of City Teenagers' Development. Bulletin of the Russian Foundation for Humanities. № 1 (82), 173-182.
Potter, J. W. (2013). Synthesizing a working definition of "mass" media. Review of Communication Research 1(1), 1-30.
Ramsey, A. T., & Montgomery, K. (2014). Technology-based interventions in social work practice: A systematic review of mental health interventions. Social Work in Health Care, 53(9), 883-899.
Reamer, F. G. (2012). The digital and electronic revolution in social work: Rethinking the meaning of ethical practice. Ethics and Social Welfare, 7(1), 2-19.
Reamer, F. G. (2013). Social work in a digital age: Ethical and risk management challenges. Social Work, 58(2), 163-172.
Solomatina, E. (2016). Theoretical Approaches to the Study of Contemporary Social Interactions. Society: Sociology. Psychology.Pedagogy. № 4, 18-20.
Stanfield, D., & Beddoe, L. (2013). Social work and the media: A collaborative challenge. Aotearoa New Zealand Social Work, 25(4), 41-51.
Starodubtsev, V. (2012). Social Media in a Personalized Learning Management System. Higher Education in Russia. . № 4, 108-112.
Tarkhov, S. (2016). Media competence and e-learning: problems, challenges, solutions. Media Education. № 4, 66-80
Toiskin, V., Krasilnikov V. (2009). Media education in the information and educational environment .Stavropol, 122 p.
Weinberg, M. (2010). The social construction of social work ethics: Politicizing and broadening the lens. Journal of Progressive Human Services, 21(1), 32-44.
Westwood, J. (Ed.). (2014). Social Media in Social Work Education. Northwich, UK: Critical Publishing Ltd. Young, J. (2013). A conceptual understanding of organizational identity in the social media environment. Advances in Social Work, 14(2), 518-530.
Zhizhina, M. (2016). Virtual image and its functions in the context of media practices. Pedagogy and psychology in the context of modern studies ofproblems ofpersonal development, a collection of materials of the XII International Scientific and Practical Conference. SIC "Approbation", 42-44.