УДК 37; 070
Н. Я. Макарова
Российский государственный гуманитарныйуниеерситет,Москеа
НАВЫКИ РАБОТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Социальные медиа внесли существенные изменения в профессиональную журналистскую деятельность. Учитывая новую медиареальность необходимо скорректировать программы профессионального медиаобразования, чтобы выпускники отвечали требованиям рынка труда. На чем нужно сфокусировать внимание разработчиков образовательных программ медиана-правлений подготовки при реализации общепрофессиональных и профессиональных компетенций: на технологиях эффективного поиска информации в социальных медиа; технике фактче-кинга; этическом компоненте взаимодействия в социальных медиа; 8ММ-менеджменте как но-войразновидности профессиональной идентичности журналиста.
Ключевые слова: профессиональное меднаобразованне, социальные медиа, журналистская деятельность, медиакомпетентность, информационное общество, этт-менеджмент.
Массовость и доступность Интернета в середине 1990-х годов XX века стали главными предпосылками, приведшими к огромным изменениям в медиапространстве всего мира. Появление социальных медиа стало технологическим прорывом в сфере развития коммуникации, а их возрастающая доступность сделала возможным внедрение в повседневную жизнь. Это привело к огромному увеличению числа пользователей Интернета, что позволило перейти медиа на новый этап развития. Следовательно педагоги в системе профессионального медиаобразования должны учитывать этот факт и корректировать программы не только с учетом современных вызовов, но и стремиться учесть тенденции развития медиасистемы. В таком случае медиаобразование перестанет быть в роли догоняющего, и выпускники университетов будут соответствовать реальным требованиям рынка труда.
В профессиональном журналистском сообществе нет однозначного понимания роли социальных медиа в развитии журналистики. Точка зрения, согласно которой они способны создать серьезную конкуренцию и едва ли не стать альтернативой традиционным СМИ, уже не вызывает дискуссий и сомнений. Чтобы понять какие необходимо внести коррективы в образовательные программы и какие медиакомпетенции актуализируются в связи с доминированием социальных сетей в медиапространстве [2. С. 137], рассмотрим, какие навыки работы с социальными медиа необходимы. Именно эти навыки будут приоритетными у работодателей.
Не секрет, что традиционная журналистика стремится догнать социальные сети по скорости обновления контента, она позаимствовала у них ряд признаков: мультимедийность, субъективность, вовлечение читателей в процесс создания материала, обратную связь - комментарии становятся равнозначной частью статьи, а также многие стилистические и языковые особенности. Более того, современная журналистика еще не окончательно отделилась от социальных медиа. Некоторые жанры, например, РасеЬоок-дискуссии создаются профессиональными журналистами не на редакционной платформе, а непосредственно на платформе Марка Цукерберга. Профессиональные журналисты зачастую сообщают новость сначала в своем микроблоге и лишь затем пишут заметку на сайт.
Социальные сети - это актуальный способ сохранять связь со своей аудиторией при ограниченных ресурсах. Социальные сети дают возможность: модерировать комментарии; проводить опросы и конкурсы; быстро реагировать на новость; получать новости от аудитории и поддерживать связь с ньюсмейкерами; преобразовывать ленты новостей в источник информации; привлекать внимание к основному сайту издания, телеканала, радиостанции; развивать личный бренд журналиста, популяризировать журналистские тексты и представленное СМИ; формировать систему поощрений журналистского труда в зависимости от количества лайков и репостов.
На данный момент наличие аккаунта в социальных сетях для журналиста необходимость, некоторые противятся этому, но реальность такова, что для того, чтобы эффективно взаимодей-
ствовать с аудиторией, журналист должен пользоваться хотя бы некоторыми социальными медиа [1. С. 162].
В первую очередь социальные медиа используются журналистами для коммуникации. Ведь это среда, где общаются очень разные люди из разных стран. Это позволяет журналисту расширить свое коммуникационное поле, выйти за рамки своего региона и даже государства.
В связи со стремительной популяризацией социальных сетей и необходимостью перехода в новый формат у журналиста появляются новые возможности. Например, журналист, который работает в сфере защиты животных и экологии, зарегистрирован в сети «Вконтакте». В данной социальной сети существуют множество групп, созданных волонтерами, занимающимися спасением бездомных животных. Если журналист подписан на эти группы и поддерживает связь с ее участниками, это значительно упрощает поиск тем для новых сюжетов. Более того, темы могут найти его сами, так как участники групп заинтересованы в освещении СМИ поднимаемых ими тем. Это может касаться любой сферы деятельности журналиста, так как во «Вконтакте», уже есть 12 млн. групп различной тематики [3].
Помимо поиска темы журналисты отмечают еще одну возможность, предоставленную социальными медиа - общение с источниками информации. Например, журналисту необходимо взять интервью у родственников погибших людей. Для этого он использует социальную сеть. В данном случае мы наблюдаем «общение с аудиторией» скорее не как способ обратной связи, а как источник информации. Люди, а особенно те люди, которые переживают трагедию, по определенным причинам неохотно поддерживают идею встречи с журналистами. Однако социальные сети - это виртуальное пространство, где журналисты не способны визуально оценить настроение, чувства и эмоции человека. Благодаря этому люди в социальных сетях могут быть более открытыми, нежели обычно. Следовательно, журналист, взаимодействующий через социальную сеть, выполнил основную задачу - дал высказаться человеку. В виртуальном пространстве человек может позволить себе сказать гораздо больше, чем от него ожидает журналист и, следовательно, качество журналистского материала будет выше.
Если говорить о сборе информации через БасеЬоок, то эта сеть практически заменила телефон, не нужно никому звонить - стоит написать сообщение и ждать ответ. Также преимуществом БасеЬоок является популярность этой сети среди политиков и общественных деятелей. Благодаря этому журналист может с ними поддерживать связь, что значительно упрощает его работу. Также можно использовать информацию, которую политик разместил у себя на странице. С приходом должностных лиц в социальные сети работа журналиста претерпела существенные изменения. Открытая информация и наличие подписки на новости определенного чиновника говорят о том, что он расположен к общению, что его страница создана для того, чтобы информация, которой он располагает, которой он делится, может быть использована журналистом. В связи с этим актуальным становится вопрос о подтверждении достоверности источников информации. В традиционных СМИ, в случае предъявления необоснованного обвинения в адрес журналиста, доказать свою правоту можно с помощью аудио- и видеозаписи или официального документа. Когда журналист берет комментарий в социальных медиа, он должен сделать скриншот, чтобы обезопасить себя, так как сообщения легко удаляются.
Все большей популярностью у журналистов пользуется видеосервис УоиТиЬе, и эта тенденция будет только усиливаться. Очевидцы успевают заснять событие или происшествие и разместить на видеосервисе до приезда журналистов. Пока свою работу выполнят журналисты, аудитория уже будет знать детали случившегося. Видео, снятое очевидцами, вызывает у зрителей больше доверия, нежели видео, обработанное профессионалами. Основное достоинство социальных сетей - это оперативность информации, ее мультимедийность. Теперь они из развлекательного ресурса стали полноценными источниками информации. С помощью социальных сетей журналист получает всю необходимую информацию, он общается непосредственно с героями своего материала, с экспертами, с чиновниками, общается с аудиторией. Вместо того, чтобы доехать от пункта А к пункту Б - взять интервью - расшифровать аудио/видеозапись полученного интервью, журналист упрощает себе работу - берет интервью с помощью социальной сети. Во-первых, это существенная экономия времени и средств, во-вторых, интервьюируемый человек в социальных сетях будет общаться без лишних эмоций и переживаний. Таким образом, становится очевидно, что участие социальных медиа в работе журналиста привнесло много плюсов: облегчает работу, при этом помогает создавать общественно-важный, «живой» продукт своего труда [4].
Нельзя забывать и об отрицательных сторонах социальных медиа. Самый главный недостаток - это обилие недостоверной информации, «фейков». Важно понимать будущим журналистам, социальные сети не заменяют традиционных методов журналистики и технологиями фактче-кинга необходимо владеть. Кроме того, необходимо соблюдение норм профессиональной этики в использовании и распространении личной информации пользователей. В социальных сетях легкодоступна информация биографического характера, а также фото, которые журналисты используют для публикации без получения согласия на то героя. Журналист не всегда проверяет истинность указанных в аккаунте данных и использует их как достоверные факты. Игнорирование правил работы становится причиной ошибок, которые допускают корреспонденты и репортеры различных СМИ. Жертвами атаки журналистов стали однофамильцы Орхана Зейналова (убийство прохожего в Москве 2013 году) и Оксаны Аслановой (террористический акт в г. Волгограде 2013 году). Этим пользователям социальных сетей пришлось удалить свои аккаунты после того, как по Интернету с бешеной скоростью распространились их семейные фотографии, а в личный адрес посыпались оскорбления и угрозы радикально настроенных граждан [5]. Растущее число ситуаций, связанных с нарушением медиаэтики в социальных медиа, ставит серьезные вопросы перед всем медиасообществом: чем руководствуются журналисты при работе с информацией, осознают ли они, что несут ответственность перед обществом и пользователями. Блоги и сети все чаще становятся каналами информационных вбросов, которые затем проникают в традиционные СМИ. В 2014 году редакция «Эхо Москвы» внесла дополнения в устав радиостанции, которые регламентируют работу журналиста в социальных медиа. В этих дополнениях внимание акцентируется на том, что журналисты должны понимать, что их высказывания в Интернете могут быть истолкованы как мнение редакции. Журналисты должны помнить об уместности извинения за ошибочную информацию или оскорбительное высказывание, а также воздерживаться от публичной критики редакционной политики, коллег, акционеров или гостей редакции.
Еще об одной большой опасности при работе с социальными сетями должны быть осведомлены будущие медиаспециалисты - это так называемый «эгокастинг» - ограничение своих информационных горизонтов, которое очень легко наступает в социальных сетях. Человек перестает слышать общество вне круга друзей, который сформировался благодаря социальным сетям, и у него возникает иллюзорное видение важности тех или иных тем и событий, иллюзорное представление про общественное мнение. Сегодня социальные сети очень сильно влияют на работу журналистов, и очевидно, что это влияние будет только расти. С каждым годом все больше и больше медиаспециалистов будут решать свои профессиональные задачи, распространять контент и находить информацию, героев, экспертов через социальные медиа. Таким образом, педагоги, реализующие программы профессионального медиаобразования, должны в своей работе уделять пристальное внимание формированию компетенций, обеспечивающих навыки работы в виртуальном медийном пространстве. В проектируемых образовательных стандартах по меди-анаправлениям, коррелирующими с профессиональными стандартами ни в универсальных, ни в общепрофессиональных компетенциях нет ни слова про работу в социальных медиа [6]. Значит компетенции по работе в социальных медиа должны быть представлены в профессиональных компетенциях. Данный вид компетенций будут разрабатываться в образовательных организациях, следовательно, эта ответственность возлагается на медиапедагогов. Они должны понимать значимость социальных сетей в работе современных журналистов, smm-менеджеров, пресс-секретарей, маркетологов.
Список литературы
1. Короченский, А. П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и в практике журналистики [Текст] / А. П. Короченский. - Ростов: изд-во Ростов, гос. ун-та, 2003. - 284 с.
2. Макарова, Н. Я. Компетентностный подход в журналистском образовании и вызовы информационного общества [Текст] / Н. Я. Макарова // Компетентностный подход в образовании: методологический аспект. - Новосибирск, 2016. - С. 133-149.
3. Назарова, А. Продвижение и раскрутка в соцсетях: как, чем и зачем? Интернет-издание «Лайкни» [Электронный ресурс] / А. Назарова. - URL: http://www.likeni.ru/analytics/123676/ (дата обращения: 23.02.2017).
4. Носик, А. Net-культура. Русский журнал [Электронный ресурс] / А. Носик. - URL: http:// old.russ.ru/netcult/interactiview/interact_nosik-pr.html (дата обращения: 24.02.2017).
5. Павлушкина, Н. А. Социальные сети в работе журналиста [Электронный ресурс] / Н. А. Павлушкина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=16934 (дата обращения: 24.02.2017).
6. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» [Электронный ресурс]. - URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/BAK/420302_B.pdf (дата обращения: 24.02.2017).
SKILLS IN SOCIAL MEDIA IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL
MEDIAEDUCATION
MakarovaN. Ya., Russian State University/or the Humanities, Moscow, [email protected]
Social media has made significant changes in professional journalistic activities. Considering the new media reality, you need to adjust the program of professional media education to the graduates met the requirements of the labour market. Point of'view, according to which they are able to create serious competition and almost become an alternative to traditional media, is no longer in debate and doubt. To understand what is necessary to make adjustments in the educational program and what mediacompetencies actualize in connection with the dominance of social networking in the media, consider what skills work with social media required. These skills will be a priority for employers. What we need to focus the attention of developers of the educational programs of media training in the implementation ofgeneral and professional competencies: technologies of effective information search in social media; the technique offactchecking; the ethical component of interaction in social media; SMM-management as a new kind ofprofessional identity of the journalist.
Keywords: professional media education, social media,journalism, mediacompetency, information society, social media management.
References
1. Korochenckiy, A. P. (2003) «Pyataya vlasf»? Mediakritika v teorii i v praktike zhurnalistiki [="The fifth power"? Media criticism in the theory and practice of journalism], Rostov, Publishing house ofRostov state University, 284 p. (In Russ.).
2. Makarova, N. Y. (2016) Kompetentnostnyj podhod v zhurnalistskom obrazovanii i vyzovy infor-matsionnogo obschestva [=Competence-based approach injournalism education and challenges of the information society], in: Kopetentnostnyjpodhod v obrazovanii: metodologicheskiy aspekt ^Competence approach in education: methodological aspect], Novosibirsk, pp. 133-149. (In Russ.).
3. Nazarova, A. Prodvizhenie i raskrutka v sotssetyah: kak, chem i zachem? [=Promotion in social networks: how, what and why?], in: Internet-izdanie «Laykni» [=Internet edition «Laykni»], available at: http://www.likeni.ru/analytics/123676/, accessed 23.02.2017. (In Russ.).
4. Nosik, A. Net-kul4yra [=Net-culture], in: Russkiy zhurnal [=Russianjournal], available at: http:// old.russ.ru/netcult/interactiview/interact_nosik-pr.html, accessed 24.02.2017. (In Russ.).
5. Pavlushkina, N. A. (2014) SostiaTnye seti v rabote zhurnalista [=Social network for thejournal-ist], in: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [=Modern problems of science and education], available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16934, accessed 24.02.2017. (In Russ.).
6. Proekt Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta po napravleniy podgotovki 42.03.02 «Zhurnalistika» [=The project of the Federal state educational standard of higher education in the direction of training 42.03.02 "Journalism"], available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsF-GOSVO/BAK/420302_B.pdf, accessed 24.02.2017. (In Russ.).
МакароваНаталия Яковлевна-кандидат педагогических наук, декан факультета журналистики, Российский государственный гуманитарный университет, Москва.