Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная и исследовательская деятельность / эффективность развития / проявление креативности / умения видеть и формулировать проблему / наблюдательность / project and research activities / development efficiency / creativity / the ability to see and formulate a problem / observation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Хитрук Елена Владимировна

развитие познавательных и интеллектуальных навыков предполагает овладение воспитанниками элементарными навыками познавательной и исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром. Овладение основными принципами и методами исследования, применяемыми при изучении естественнонаучных дисциплин, позволяет сформировать мировоззрение молодого поколения, научный подход к действительности. В начальной школе обучающиеся в процессе освоения предмета осваивают формы критического мышления, учатся находить ответы на действия, связанные с реальностью, задавать вопросы, понимать и контролировать приемы научно-исследовательской работы. В статье представлены аргументы эффективности организации проектной и исследовательской деятельности в младшей школе для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения мотивации к обучению. Дана оценка эффективности развития предпосылок к исследовательской и проектной деятельности. Проведен анализ различных подходов к решению данной проблемы, описан личный опыт работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES IN JUNIOR SCHOOL

the development of cognitive and intellectual skills involves mastering the elementary skills of cognitive and research activities necessary for interaction with the outside world. Mastering the basic principles and methods of research used in the study of natural sciences makes it possible to form the worldview of the younger generation, a scientific approach to reality. In elementary school, students in the process of mastering the subject master the forms of critical thinking, learn to find answers to actions related to reality, ask questions, understand and control the methods of research work. The article presents arguments for the effectiveness of organizing project and research activities in elementary school to enhance the cognitive activity of students and increase motivation for learning. An assessment of the effectiveness of the development of prerequisites for research and project activities is given. The analysis of various approaches to solving this problem is carried out, personal experience is described.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: kancur_ag@pspu.ru

Хитрук Елена Владимировна

студентка гр.ZM722 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: de_73@mail.ru

ORGANIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES IN JUNIOR

SCHOOL

Anna Kantsur

Ph.D., Associate Professor of the Foreign Language Education Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: kancur_ag@pspu.ru

Elena Khitruk

Student gr. ZM722 of the Faculty of Foreign Languages, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm

E-mail: de_73@mail.ru

Аннотация: развитие познавательных и интеллектуальных навыков предполагает овладение воспитанниками элементарными навыками познавательной и исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром. Овладение основными принципами и методами исследования, применяемыми при изучении естественнонаучных дисциплин, позволяет сформировать мировоззрение молодого поколения, научный подход к действительности. В начальной школе обучающиеся в процессе освоения предмета осваивают формы критического мышления, учатся находить ответы на действия, связанные с реальностью, задавать вопросы, понимать и контролировать приемы научно-исследовательской работы.

В статье представлены аргументы эффективности организации проектной и исследовательской деятельности в младшей школе для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения мотивации к обучению. Дана оценка эффективности развития предпосылок к исследовательской и проектной деятельности. Проведен анализ различных подходов к решению данной проблемы, описан личный опыт работы.

Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность, эффективность развития, проявление креативности, умения видеть и формулировать проблему, наблюдательность.

Abstract: the development of cognitive and intellectual skills involves mastering the elementary skills of cognitive and research activities necessary for interaction with the outside world. Mastering the basic principles and methods of research used in the study of natural sciences makes it possible to form the worldview of the younger generation, a scientific approach to reality. In elementary school, students in the process of mastering the subject master the forms of critical thinking, learn to find answers to actions related to reality, ask questions, understand and control the methods of research work.

The article presents arguments for the effectiveness of organizing project and research activities in elementary school to enhance the cognitive activity of students and increase motivation for learning. An assessment of the effectiveness of the development of prerequisites for research and project activities is given. The analysis of various approaches to solving this problem is carried out, personal experience is described.

Key words: project and research activities, development efficiency, creativity, the ability to see and formulate a problem, observation.

Целью начального образования в Казахстане является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, владеющего основами следующих широкомасштабных навыков:

1) умение применять знания функционально и творчески;

2) критическое мышление;

3) умение проводить исследовательские работы;

4) уметь применять информационно-коммуникационные технологии;

5) овладение различными способами коммуникации, в том числе языковыми навыками;

6) навыки работы в группе и индивидуально [2].

Реализация метода проектов в начальной школе является альтернативой ведущей игровой деятельности в младше школьном возрасте. Говоря о проектной деятельности в начальной школе, мы подразумеваем только использование элементов этой технологии, предполагающая создание такой ситуаций, в которой дети учатся принимать решения и брать на себя ответственность, например, доводить до конца начатое дело - до получения продукта, размышлять над этапами своих действий. Продукты проектной деятельности могут быть разнообразными: рисунки, сборники рассказов, ребусы, стихи, календари, макеты и др. [1, 3].

В процессе учебно-воспитательной работы многие педагоги понимают, что измерять и оценивать результаты формирования компетенций по привычным стандартам и 5-балльной системе очень сложно. Практически невозможно оценить творческий вклад ребенка в совместную деятельность.

Хотелось бы подчеркнуть, что исследовательская деятельность ребенка является основным проявлением креативности в младшем школьном возрасте, она позволяет развивать у них способность самостоятельно мыслить, контролировать, запоминать, сравнивать, организовывать собственную деятельность [4].

В ходе проектной и исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

1. Формирование когнитивных процессов (воображение, восприятие, память), мыслительных навыков (сравнение, анализ и выделение главного, обобщение и систематизация материала, умение видеть противоречия и др.).

2. Воспитание и развитие исследовательских навыков: видеть необычное, формулировать проблемы; выдвинуть гипотезу, доказать идею экспериментально или подтвердить ее информацией из разных источников; презентация результатов исследования.

3. Формирование навыков самообразования, т.е. формирование активных способов познавательной деятельности.

4. Развитие устной и письменной речи учащихся.

5. Развитие субъект-субъектных отношений, коммуникативных навыков.

Работа проводится в учебное и внеучебное время и состоит их четырех

этапов.

На начальном (первом) этапе организуется работа по развитию воображения, креативного мышления, наблюдательности, а также способности задавать эвристические вопросы, что в свою очередь помогает в формировании умения видеть и формулировать проблему.

Почему невозможно решить проблему формирования исследовательского поведения без развития воображения и творческого (дивергентного) мышления детей? [7]

Как и в случае любого познания, вопрос играет центральную роль в исследовательском процессе. Он направляет мышление ребенка на поиск решения проблемы.

В программе второй ступени обучения проектной деятельности учеников начальной школы предусмотрена работа по формированию умения делать прогнозы, а также классифицировать и делать выводы.

Как рождаются гипотезы? По мнению древних греков, познание начинается с удивления от того, что увидел в своем окружении, но до этого момента не замечал. Для успешного начала работы ученикам необходимо сформулировать тему проекта, определить его цели.

На этапе планирования обучающиеся рассматривают и анализируют проблему. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов

126

ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Ученики отбирают источники информации, определяют рабочие задачи и роли, если над проектом работает группа.

Основная задача третьего этапа - сформировать умение определять понятия, знакомить с методами, обучать порядку исследования, организовывать групповые и коллективные исследования.

Научно-исследовательская работа для решения задач на первых этапах проводится коллективно и в группах.

Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, развивается творческое воображение для выполнения различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий «фонд информации», в который каждый ученик делает свой вклад и которым пользуются все вместе.

При этом ученики осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и оценка. Таким образом, у учащихся формируются навыки учебной саморегуляции [7].

На четвертом этапе учащиеся осуществляют самостоятельный поиск, учатся систематизировать собранный материал, обобщать результаты работы (подготавливать сообщения, отчеты; создавать презентации по выбранным темам), представлять результаты классу и выступать перед родителями с результатами их исследования. Учитель в ходе проектной деятельности выступает фасилитатором. Коренным образом меняется характер взаимоотношений как между школьниками, так и между учениками и учителем: школьники меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Задача преподавателя - дать совет по методике проведения данного вида работы [4, 5, 6].

После структурирования собранного материала следует поработать над защитой и презентацией: согласовать форму, определить участников и время защиты презентации проекта. Большое значение для проектной работы имеет возможность представить продукт, созданный группой. Необходимо заранее запланировать форму презентации готовых проектов.

Как показывают результаты проведенной работы, количество учащихся с познавательной мотивацией увеличилось на 1,5 %, доля учащихся с положительным отношением к школе увеличилась на 6 %, а по окончании начальной школы ни у одного ученика не выявлена низкая мотивация к учебе.

127

Хочется отметить, что проектная деятельность на уроках имеет огромный потенциал для развития мыслительных навыков высокого порядка и формирования функциональной грамотности учащихся.

Для ребенка важны успех и чувство «нужности». Поэтому важно создавать различные возможности для самовыражения, самосознания и самопроверки. Метод проектов и исследований актуален и весьма эффективен, поскольку помогает преодолеть характерный для современной реальности эгоцентризм, освоить подходящие формы поведения, сформировать предпосылки к исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативе, развить творческие способности, коммуникативные навыки, а также развивать умение решать проблемы с помощью взрослых и самостоятельно.

Список литературы

1. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей : кн. для детей, учителей и родителей. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. -368 с. : ил.

2. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2022/23 учебном году». - Нур-Султан : НАО им. И. Алтынсарина, 2022. - 320 с.

3. Минскин Е.М. От игры к знаниям : пособие для учителя. - 2-е изд. дораб. - М. : Просвещение, 1987. - 192 с. : ил.

4. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 192 с.

5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2002. - 208 с. : ил.

6. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. - 2003. - № 2.

7. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 35-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.