Научная статья на тему 'Метод проектов в современной начальной школе'

Метод проектов в современной начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3023
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / METHOD OF PROJECTS / STRUCTURE AND ESSENCE OF PROJECT ACTIVITY / CLASSIFICATION OF PROJECTS / PROJECT IMPLEMENTATION IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первова Галина Михайловна, Гутарин Максим Михайлович

Актуальность исследования определяется теми обстоятельствами, что в российское начальное образование XXI века активно стал внедряться метод проектов, о чем свидетельствуют публикации в профессиональных научно-методических источниках, в частности, в журнале «Начальная школа». Однако осмысление метода продолжается, особенно с учетом того, что в советской школе метод критиковался и отвергался. Авторы связывают изменение отношения к методу проектов в педагогической среде в основном с конвергентным и деятельностным подходами к использованию методов в системе отечественного образования, с направленностью современных методов на развитие личности ребенка. Раскрыта сущность метода, дана классификация проектов, показано, как в проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно младшие школьники приобретают новые знания и используют уже имеющиеся представления о различных явлениях окружающего мира, как участники проекта совершенствуют свои коммуникативные (работа в группах) и исследовательские (поиск истины) навыки, развивают творческое мышление, овладевают умениями учиться, приемами организации собственной деятельности, что особенно важно в современных условиях и что требует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и ФГОС высшего образования. Выявлены факторы, препятствующие эффективной реализации проектной методики. Использование метода проектов в обучении и воспитании одна из важных составляющих профессиональной компетентности современного педагога. В связи с этим раскрыта значимость овладения методом будущими учителями начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Первова Галина Михайловна, Гутарин Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of projects in contemporary primary school

The relevance of the study is determined by the circumstances that method of projects began to be actively introduced into Russian primary education of the twenty-first century, as evidenced by publications in professional scientific and methodological sources, in particular, in the journal “Elementary School”. However, the understanding of method continues, especially given the fact that in the Soviet school method was criticized and rejected. We associate the change in attitudes towards the method of projects in the pedagogical environment mainly with convergent and activity approaches to the use of methods in the system of national education, with the focus of contemporary methods on the child’s personality development. We reveal the essence of method and give classification of projects. We show how in project activities under the guidance of a teacher and younger students themselves acquire new knowledge and use already existing ideas about various phenomena of the surrounding world. We also show how project participants improve their communication (group work) and research (finding truth) skills, develop creative thinking, master the skills to learn and techniques of organizing their own activities, which is especially important in contemporary conditions and that Federal State Educational Standard of Primary General Education and the Federal State Educational Standards of Higher Education require. We identify factors that hinder the effective implementation of project method. The use of the project method in education and upbringing is one of the important components of modern teacher’s professional competence. In this regard, we reveal the importance of mastering the method by future primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в современной начальной школе»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155 УДК 371

Метод проектов в современной начальной школе

Галина Михайловна ПЕРВОВА, Максим Михайлович ГУТ АРИН

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5777-2832, e-mail: gmp47@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0694-303X, e-mail: gutarin.maksim@yandex.ru

Method of projects in contemporary primary school

Galina M. PERVOVA, Maksim M. GUTARIN

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5777-2832, e-mail: gmp47@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0694-303X, e-mail: gutarin.maksim@yandex.ru

Аннотация. Актуальность исследования определяется теми обстоятельствами, что в российское начальное образование XXI века активно стал внедряться метод проектов, о чем свидетельствуют публикации в профессиональных научно-методических источниках, в частности, в журнале «Начальная школа». Однако осмысление метода продолжается, особенно с учетом того, что в советской школе метод критиковался и отвергался. Авторы связывают изменение отношения к методу проектов в педагогической среде в основном с конвергентным и деятельностным подходами к использованию методов в системе отечественного образования, с направленностью современных методов на развитие личности ребенка. Раскрыта сущность метода, дана классификация проектов, показано, как в проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно младшие школьники приобретают новые знания и используют уже имеющиеся представления о различных явлениях окружающего мира, как участники проекта совершенствуют свои коммуникативные (работа в группах) и исследовательские (поиск истины) навыки, развивают творческое мышление, овладевают умениями учиться, приемами организации собственной деятельности, что особенно важно в современных условиях и что требует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и ФГОС высшего образования. Выявлены факторы, препятствующие эффективной реализации проектной методики. Использование метода проектов в обучении и воспитании - одна из важных составляющих профессиональной компетентности современного педагога. В связи с этим раскрыта значимость овладения методом будущими учителями начальных классов.

Ключевые слова: метод проектов; структура и сущность проектной деятельности; классификация проектов; реализация проектов в начальной школе

Для цитирования: Первова Г.М., Гутарин М.М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 183. С. 148-155. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155

Abstract. The relevance of the study is determined by the circumstances that method of projects began to be actively introduced into Russian primary education of the twenty-first century, as evidenced by publications in professional scientific and methodological sources, in particular, in the journal "Elementary School". However, the understanding of method continues, especially given the fact that in the Soviet school method was criticized and rejected. We associate the change in attitudes towards the method of projects in the pedagogical environment mainly with convergent and activity approaches to the use of methods in the system of national education, with the focus of contemporary methods on the child's personality development. We reveal the essence of method and give classification of projects. We show how in project activities under the guidance of a teacher and younger students themselves acquire new knowledge and use already existing ideas

148

© Первова Г.М., Гутарин М.М., 2019

about various phenomena of the surrounding world. We also show how project participants improve their communication (group work) and research (finding truth) skills, develop creative thinking, master the skills to learn and techniques of organizing their own activities, which is especially important in contemporary conditions and that Federal State Educational Standard of Primary General Education and the Federal State Educational Standards of Higher Education require. We identify factors that hinder the effective implementation of project method. The use of the project method in education and upbringing is one of the important components of modern teacher's professional competence. In this regard, we reveal the importance of mastering the method by future primary school teachers.

Keywords: method of projects; structure and essence of project activity; classification of projects; project implementation in primary school

For citation: Pervova G.M., Gutarin M.M. Metod proyektov v sovremennoy nachal'noy shkole [Method of projects in contemporary primary school]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 148-155. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Основной целью исследования является определение влияния проектного метода на всех участников педагогического процесса в начальной школе. Педагогу нужно ознакомиться с историей становления и развития метода проектов, раскрыть его сущность, структуру и содержание. Учителю следует знать ответы на такие вопросы, как: какое место проектная деятельность занимает в современном начальном образовании; как внедряется метод проектов и в полной ли мере применяется; как учителя начальных классов организуют проектную работу на уроках и во внеурочной деятельности; как дети относятся к проектной работе.

Обратимся к истории вопроса. Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник в начале XIX века в США. Разработкой этого метода занимались Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик, связывавшие метод с идеями гуманистического направления в образовании. Американский педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности учеников, для чего было важно вызвать у детей личную заинтересованность в получаемых знаниях, которые в итоге должны им пригодиться на практике и могут быть перенесены в новые условия для решения новых поставленных задач. Учитель может прокомментировать целевые установки проекта, может подсказать источники информации, направить мысль учеников в правильное русло для самостоятельного поиска. Ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить конкретный и ощутимый результат.

При этом необходимым условием являлось то обстоятельство, что проблема проекта была связана с реальной жизнью, решение которой позволит ученикам воспользоваться уже имеющимися знаниями и приобрести новые умения [1; 2].

Таким образом, американские педагоги предложили преобразование теоретического знания, абстрактного, отвлеченного, направленного на простое заучивание и запоминание, в систему деятельностного школьного обучения. Они предлагали освоение знаний «путем делания», при этом каждый проект должен быть тесно связан с жизнью, обогащать личный опыт ребенка, проект является способом самостоятельного познания проблем окружающего мира и, главное, их решения практическим путем. Именно такую значимость метода усмотрели педагоги других стран. Поэтому метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Под руководством С.Т. Шацкого (1878-1934), который вел поиски продуктивной организации детской жизнедеятельности, была организована небольшая группа педагогов, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания [2, с. 65-103].

В 1920-1930-е гг. вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов: например, книги Е.Г. Кагарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На путях к методу проектов» (1930). В них подробно освещались вопросы организации образовательного процесса методом проектов, проблемы и пути их решения. Со временем идея проектного метода обучения претерпевала изменения, но суть ее оставалась

прежней - стимулировать интерес учащихся к актуальным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через работу над проектом, предусматривающую решение этих проблем, развивать критическое и творческое мышление, умения практически применять полученные знания.

В 1931 г. метод проектов был осужден в советских государственных документах и до середины 1980-х гг. он не практиковался в отечественной педагогике. Помимо идеологической причины (метод возник и разрабатывался в буржуазном государстве), изъяном метода признано было и педагогическое несовершенство: метод не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся.

Действительно, любой благой замысел может быть испорчен неудачным исполнением. На самом деле не был убедительно реализован синергетический подход, заложенный в проектной деятельности. Суть его раскрыта в экономическом труде К. Маркса «Капитал». Если один работник за определенное время может создать один продукт, результат будет скромным. Если множество работников создадут технологический поток, используя разделение труда и специализацию, то за счет роста производительности труда затрата времени на создание продукта уменьшится, но возрастет количество и качество продукта, появится прибыль. Источник выросшего результата - объединенный труд, рождающий системный эффект, называемый синергией. Дискуссионными остаются вопросы: кто внес больше труда в общий результат и кому достанется прибыль или продукт коллективной деятельности.

В принципе доминирование коллективных интересов в советском обществе помогло бы развитию метода проектов, но государственная политика в педагогике оказалась выше научных педагогических поисков.

Со второй половины 1980-х гг. на волне демократизации советского общества отношение к методу проектов стало меняться, а в 1990-е гг. метод стал применяться в российской системе образования, так как начали возрождаться идеи приоритетности субъект-ности ребенка в образовательном процессе, ориентация на личные интересы и особенности обучающихся.

Чтобы оценить значимость проектного метода для современных детей и учителей, нужно внимательнее и полнее рассмотреть его сущность, структуру и содержание.

«В педагогической практике (М.К. Гос-подникова, Е.С. Полат) принято считать, что метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся (с обязательной презентацией)» [3, с. 44]. К форматам проектной работы относят также проектное обучение как дидактическую систему, отличительной особенностью которой является практико-ориентированное обучение. Расширяя объем понятия «метод», ученые рассматривают и проектную деятельность как самостоятельный вид образовательной деятельности.

Учителя начальных классов пользуются чаще понятием «творческий учебный проект» (по Н.Б. Скандаровой) - это разработка и изготовление продукта, обладающего субъективной новизной и выполненного под руководством учителя. Содержание учебного проекта для младших школьников включает систему задач и способов их решения. Структура метода - это выбор проектного задания, выбор средств и способов его выполнения, качественный анализ возможностей реализации, представление конечного результата проектной деятельности. Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность [4].

На данный момент известны различные классификации проектов. Современные ученые и педагоги пытаются создать новые или дополнить старые, воспользоваться уже имеющимся ранжированием. Изучив подходы Е.М. Белякова, Н.М. Воскресенской и Е.С. Полат к классификации проектов, можно прийти к разделению проектов на виды по следующим основаниям:

- по доминирующей деятельности: исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, игровой, прикладной (практико-ориентированный), ознакомительно-ориентировочный проекты;

- по направленности работы: методический, инновационный, исследовательский, обучающий, развивающий, воспитательный, социальный, нормотворческий, экологиче-

ский, экономический, технический, информационный;

- по масштабу и характеру контактов: международный, национальный, межрегиональный, региональный, местный, общешкольный, классный, групповой, индивидуальный;

- по продолжительности проведения: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный;

- по содержанию: монопроект (предметный) или межпредметный (междисциплинарный);

- по характеру координации: непосредственный (жесткий) или скрытый (неявный);

- по результативности: учебный (имитационный) или реальный;

- по новизне: уникальный или универсальный [2; 5].

Для начальной школы характерны поисковые учебные проекты местного уровня, разнообразные по направлению работы и по содержанию.

Общие подходы к структурированию проекта выделила профессор Е.С. Полат. Проектная деятельность имеет следующую структуру.

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его вида, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки и выводы [2, с. 4-5].

Ведущая роль в организации проектной деятельности в начальной школе отводится учителю. Именно он является консультантом учащихся на всех этапах проектной работы.

От него зависит, принесет ли эта деятельность желаемый результат.

О своем опыте применения метода проектов пишут многие педагоги, они утверждают, что начинать заниматься проектированием следует с начальной школы. Учителя в проектную деятельность включают: мотивацию, помощь учащимся класса в поиске и выборе темы проекта; составление проектного задания; управление текущей деятельностью учащихся по работе над проектом; помощь в подготовке текста выступления и презентационных материалов по результатам исследования; организацию выступлений учащихся на разных уровнях; обсуждение итогов выступлений учащихся; планирование дальнейшей работы в рамках исследуемой проблемы [6, с. 64].

Современному учителю, использующему в организации педагогического процесса метод проектов, нужно знать проблемы, возникающие в ходе работы: это недостаточное, поверхностное осознание сущности проектной деятельности, роли каждого учащегося в ней, неумение предотвращать трудности, неготовность многих учащихся к проектированию в силу индивидуальных способностей. Если учитель не научится оперативно реагировать на них, то результаты проектного метода будут неэффективны.

Для решения и предупреждения этих проблем в 2011 г. Н.В. Иванова рекомендовала предпринять следующие действия:

- создать методические разработки для педагогов с подробным освещением специфики организации проектной деятельности младших школьников на всех ее этапах;

- организовывать профессиональное психологическое сопровождение детского проектирования;

- проводить регулярные тематические семинары и тренинги в системе повышения квалификации педагогов;

- формировать готовность будущих учителей к проектной работе в период обучения в вузе [7].

Некоторые из этих рекомендаций на данный момент уже осуществлены. Например, разработаны учебные пособия по проектной деятельности (Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе), в программы высших учебных заведений включены специальные курсы по введению в проектную

деятельность, учителя осваивают метод проектов на курсах повышения квалификации работников образования.

Подготовленные учителя начальных классов активно внедряют в учебно-воспитательный процесс различные виды проектов. Это проекты по отдельным учебным предметам (такие проекты учителям удается реализовать даже в рамках одного урока), междисциплинарные, внеурочные, предполагающие взаимодействие с разными людьми, чаще всего с родителями, по организации различных мероприятий, по оформлению классной комнаты и т. п.

Из журнала «Начальная школа» будущие и практикующие учителя начальных классов узнают опыт внедрения проектного метода. Интересен проект «Тайна имени», который применяла на уроках русского языка в третьем классе С.В. Мамаева. Главная его цель -познакомиться со значением и происхождением имен собственных. В ходе нескольких уроков дети работали со словарями личных имен, узнавали значение и происхождение своих имен, выступали перед одноклассниками и родителями с докладами. Такие уроки способствовали развитию аналитического, ассоциативного и логического мышления [8].

Проект «Мир добрых волшебников» учителей начальных классов И.А. Марковой и Е.Н. Видяшевой был направлен на формирование системы ценностей личности, нравственности ученика, его социального опыта через оригинальное направление педагогики и психологии - сказкотерапию. Проект осуществлялся в шесть основных этапов: первичная диагностика и анкетирование обучающихся; информационный; исследовательский; творческий; работа с родителями; подведение итогов проекта и итоговая диагностика. В результате выполнения проекта дети пришли к следующему выводу: волшебству мы можем учиться и можем создавать его сами, потому что доброе волшебство -это способность человека творчески изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, по-доброму влиять на окружающий мир. Важнейшие результаты проекта - творческие дела школьников, формирование желания и умения делать добрые дела. Учителя утверждают, что в проекте главным должен быть воспитательный аспект: благодаря данному проекту раз-

вивался нравственный иммунитет учеников [9].

Учитель высшей категории Л.В. Толсто-ва в рамках предмета «Окружающий мир» реализовала проект «Зимний огород в классе». Его цель - углубление представлений учащихся о размножении и развитии растений из семени. В ходе проекта дети готовили емкости и грунт для посадки, сажали семена, ухаживали за растениями, проводили наблюдения за их ростом и получили урожай. В результате такой работы учащиеся научились самостоятельно ухаживать за растениями [10].

Разнообразие применяемых проектов оказывает огромное влияние на разностороннее развитие главного субъекта воздействия - младшего школьника, его инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Учебные проекты имеют высокую познавательную значимость и помогают учащимся освоить следующие навыки: работу с информацией; принятие самостоятельных, аргументированных позиций при выборе пути решения проблемы; умение выстраивать свою деятельность, опираясь на имеющиеся предметные и межпредметные связи; умение работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Чтобы успешно использовать проектный метод в педагогическом процессе, обучить ему детей, будущие учителя должны сами поучаствовать в разработке проекта, получить новый продукт. Так, студенты педагогического института ТГУ им. Державина в 2017-2018 гг. занимались разработкой проекта «Родиноведение». Цель нашего проекта -создание позитивного образа родины, граж-данско-патриотическое воспитание младших школьников. Конечный продукт - создание учебно-методического комплекта «Родино-ведение» для начальной школы как дополнительного пособия по краеведению, расширяющего представления детей по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение».

Цель была конкретизирована в следующих задачах: изучить историю и географию Тамбовской области; познакомиться с творчеством писателей, поэтов и художников Тамбовского края; узнать информацию о главных заповедных и туристических местах; оценить вклад известных людей в развитие области и др. Работа над групповым проектом была разделена на 5 основных этапов:

постановка цели и задач проекта, сбор материалов, обработка и анализ полученной информации, разработка учебного пособия, рефлексия. Пособие передано в областное управление образования и науки.

В ходе осуществления проекта студенты знакомились с научно-познавательными материалами о родном Тамбовском крае, о брендах-символах Тамбовской области, составляли тексты об известных людях, прославивших Тамбовский край, отбирали художественные произведения местных авторов, составляли календарь памятных дат, описание традиций и праздников. Большое время было отведено на сбор наглядного материала: фотографировали памятники и достопримечательности Тамбовщины, составляли к ним комментарии. Материалы и методический аппарат книги (250 страниц) адаптировали для учащихся начальной школы, сделали вывод, что учебное пособие «Роди-новедение» будет предназначено для 3-го класса. Студенты усовершенствовали свои коммуникативные, информационные, творческие, исследовательские, оценочно-рефлексивные, презентационные умения и навыки.

Патриотической направленностью отличался и педагогический проект по краеведению в начальных классах МАОУ гимназии № 7 им. святителя Питирима г. Тамбов под названием «Памятники Тамбова - от прошлого к настоящему». Целью проекта стало изучение памятников города, которое поможет показать историческую связь родных мест со всей страной, воспитать гражданские чувства. В соответствии с целью были определены следующие задачи: изучить местоположение памятников; выявить исторические события, связанные с возникновением памятников в Тамбове; познакомиться с современными памятниками города; развить интерес к истории своей малой родины. Реализация проекта проходила в три основных этапа: проблемно-поисковый, формирующий и итоговый. В ходе работы учащиеся знакомились с различными памятниками, изучали судьбу изображенных на них людей. В проекте были реализованы следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, военно-патриотическое. В рамках работы над проектом была разработана программа для

учащихся 2-4 классов с целью ознакомления с основными достопримечательностями Тамбова. Этот проект осуществлялся не только ради получения информации, но и для преображения человека, облагораживания его души, общего развития ребенка, его приобщения к культуре в целом [11].

Учитель начальных классов МБОУ То-каревской СОШ № 2 Тамбовской области Т.А. Десятникова поделилась с нами опытом использования метода проектов в учебной и внеурочной деятельности. Чаще всего учитель применяет проектный метод на уроках окружающего мира, и в рамках этого предмета после уроков. Т.А. Десятникова ведет кружок «Мы в проекте». Заинтересованно учащиеся выполняли проекты на темы: «Моя малая родина», «Можно ли кошкам сладкое?», «История школы», «Планета Марс» и др. Дети под ее руководством выступают на научно-практических конференциях и в конкурсах, предложенных администрацией района. К примеру, в прошлом году ее 2 класс занял 3-е место с проектом «Песня военных лет - Катюша». Учитель отмечает, что для детей начальных классов метод проектов - сложная работа, поэтому многое приходится делать за них и вместе с ними. Главная цель начальной школы состоит в том, чтобы дети поняли значимость проектной деятельности для себя и окружающих, научились работать над конкретным, доступным проектом.

Так готов ли сам ребенок к работе с проектами? Младший школьный возраст - благоприятный период для саморазвития. Именно в это время у ребенка формируются ценностные установки и личностные качества, осознанное отношение к себе и окружающим, развивается логическое мышление, появляется опыт оценочной деятельности.

Метод проектов для младших школьников является стимулом к интеллектуальному саморазвитию, позволяет им разрабатывать план деятельности и согласовывать его с темой и задачами проекта, развивает в учащихся потребность в поиске информации на определенную тему в разных источниках, оценку значимости найденного материала для своей работы. Метод способствует развитию жизненно необходимых трудовых умений.

Список литературы

1. Жиздюк М.Б. История возникновения метода проектов. URL: https://infourok.ru/istoriya-vozni-knoveniya-metoda-proektov-1280584.html (дата обращения: 15.01.2019).

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 364 с. ISBN 978-5-7695-7057-5

3. Долян Е.И. Развитие творческого потенциала средствами проектной деятельности // Начальная школа. 2018. № 12. С. 44-48.

4. Скандарова Н.Б. Метод проектов на уроках технологии (трудового обучения) в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 4. С. 48-51.

5. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 3-12.

6. ДубоваМ.В., КузнецоваН.В. Как рождается проект // Начальная школа. 2012. № 11. С. 63-68.

7. Иванова Н.В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2011. № 7. С. 101-105.

8. Мамаева С.В. Проект «Тайна имени» на уроке русского языка // Начальная школа. 2010. № 12. С. 6771.

9. Маркова И.А., Видяшева Е.Н. Проектная деятельность - один из факторов формирования социального опыта // Начальная школа. 2011. № 11. С. 74-76.

10. Толстова Л.В. Проект «Зимний огород в классе» // Начальная школа. 2011. № 11. С. 17-20.

11. Первова Г.М., Сухова Ю.В., Борисова М.В. Реализация педагогического проекта по краеведению в начальных классах // Воспитание школьников. 2017. № 2. С. 1-12.

References

1. Zhizdyuk M.B. Istoriya vozniknoveniya metoda proyektov [Creation History of the Project Method]. (In Russian). Available at: https://infourok.ru/istoriya-vozniknoveniya-metoda-proektov-1280584.html (accessed 15.01.2019).

2. Polat E.S., Bukharkina M.Y. Sovremennyye pedagogicheskiye i informatsionnyye tekhnologii v sisteme ob-razovaniya [Contemporary Pedagogical and Informational Technologies in Educational System]. Moscow, Publishing Center "Akademiya", 2010, 364 p. ISBN 978-5-7695-7057-5 (In Russian).

3. Dolyan E.I. Razvitiye tvorcheskogo potentsiala sredstvami proyektnoy deyatel'nosti [Creative potential development by means of project method]. Nachal'naya shkola - Elementary School, 2018, no. 12, 364 p. (In Russian).

4. Skandarova N.B. Metod proyektov na urokakh tekhnologii (trudovogo obucheniya) v nachal'noy shkole [Method of projects on technology lessons (labor training) in elementary school]. Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle [Elementary School Plus Before and After], 2005, no. 4, pp. 48-51. (In Russian).

5. Belyakov E.M., Voskresenskaya N.M. Proyektnaya deyatel'nost' v obrazovanii [Project activities in educ a-tion]. Prepodavaniye istorii v shkole [History Teaching in School], 2007, no. 5, pp. 3-12. (In Russian).

6. Dubova M.V., Kuznetsova N.V. Kak rozhdayetsya proyekt [How the project is born]. Nachal'naya shkola -Elementary School, 2012, no. 11, pp. 63-68. (In Russian).

7. Ivanova N.V. Analiz osnovnykh problem organizatsii proyektnoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [Main problems analysis of project activities organization of the younger students]. Nachal'naya shkola -Elementary School, 2011, no. 7, pp. 101-105. (In Russian).

8. Mamayeva S.V. Proyekt «Tayna imeni» na uroke russkogo yazyka ["Mystery of the name" project on Russian language lesson]. Nachal'naya shkola - Elementary School, 2010, no. 12, pp. 67-71. (In Russian).

9. Markova I.A., Vidyasheva E.N. Proyektnaya deyatel'nost' - odin iz faktorov formirovaniya sotsial'nogo opyta [Project activity - is one of the factors of social experience development]. Nachal'naya shkola - Elementary School, 2011, no. 11, pp. 74-76. (In Russian).

10. Tolstova L.V. Proyekt «Zimniy ogorod v klasse» ["Winter garden in class" project]. Nachal'naya shkola -Elementary School, 2011, no. 11, pp. 17-20. (In Russian).

11. Pervova G.M., Sukhova Y.V., Borisova M.V. Realizatsiya pedagogicheskogo proyekta po krayevedeniyu v nachal'nykh klassakh [Implementation of a pedagogical project on local history in elementary school]. Vos-pitaniye shkol'nikov - The Upbringing of Schoolchildren, 2017, no. 2, pp. 1-12. (In Russian).

Информация об авторах

Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: gmp47@yandex.ru

Вклад в статью: общая концепция статьи, научное консультирование, написание части текста, редактирование текста статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5777-2832

Гутарин Максим Михайлович, научный сотрудник Центра развития дошкольников и младших школьников. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: gutarin.maksim@yandex.ru

Вклад в статью: поиск и анализ литературы, сбор данных, написание части текста.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0694-303X

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Первова Галина Михайловна

E-mail: gmp47@yandex.ru

Поступила в редакцию 26.02.2019 г.

Поступила после рецензирования 20.03.2019 г.

Принята к публикации 05.07.2019 г.

Information about the authors

Galina M. Pervova, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Theory and Methods of Pre-School and Elementary Education Department, Honored Worker of Higher Vocational Education of Russian Federation. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: gmp47@yandex.ru

Contribution: main study conception, scientific consulting, part of text drafting, manuscript text editing.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5777-2832

Maksim M. Gutarin, Research Worker of PreSchool and Elementary School Students Development Center. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: gutarin.maksim@yandex.ru

Contribution: literature search and analysis, data acquisition, part of text drafting.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0694-303X

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Galina M. Pervova E-mail: gmp47@yandex.ru

Received 26 February 2019 Reviewed 20 March 2019 Accepted for press 5 July 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.