Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРЕДМЕТ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SUBJECT "ENVIRONMENT" / RESEARCH SKILLS / CLASS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / LEARNING AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пяткова Ольга Борисовна, Ушакова Ольга Викторовна

В статье актуализуется вопрос подготовки учителей к формированию у учащихся начальной школы исследовательских навыков. Авторы статьи считают, что для достижения устойчивых результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир» необходимо включение занятий, связанных с азами исследования. При этом они делают акцент на необходимости постепенного и поэтапного вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. По мнению авторов, в начальной школе системообразующим фактором формирования у учащихся способов познавательной деятельности могут стать исследовательские проекты, проводимые в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Решение проблемы развития познавательного интереса у школьников авторы видят в формировании у них навыков и умений исследовательской деятельности при выполнении исследовательских проектов. Модульное представление содержания исследовательских занятий во внеурочной деятельности позволит учителю спроектировать работу учащихся в зависимости от их способностей и возможностей. Представленные в статье результаты педагогического эксперимента, направленного на выявление интереса учащихся к исследовательской деятельности, доказывают эффективность указанной формы организации учебных занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пяткова Ольга Борисовна, Ушакова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of teachers in building research skills in primary students within the framework of "Environment" school subject

The article raises the question of research activity in primary school. The authors believe that in order to achieve sustainable learning results in the subject «Environment» it is necessary to teach basic research. The authors also stress the necessity of gradual, step-by-step involvement of elementary students into research. Research projects held within the framework of the subject «Environment» can fundamentally shape the learning styles of elementary students. Building research skills during research projects is considered to be the solution to the problem of cognitive interest development in schoolchildren. Modular representation of research tasks in extracurricular activities will allow teachers to plan students’ work depending on their abilities and resources. The results of a pedagogical experiment aimed at uncovering learners’ interest in research prove the effectiveness the abovementioned style of lesson organization.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"»

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях

УДК 373.1

О. Б. Пяткова, О. В. Ушакова

Подготовка учителей к формированию исследовательских навыков у учащихся начальной школы

в рамках предмета «Окружающий мир»

Аннотация

В статье актуализуется вопрос подготовки учителей к формированию у учащихся начальной школы исследовательских навыков. Авторы статьи считают, что для достижения устойчивых результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир» необходимо включение занятий, связанных с азами исследования. При этом они делают акцент на необходимости постепенного и поэтапного вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. По мнению авторов, в начальной школе системообразующим фактором формирования у учащихся способов познавательной деятельности могут стать исследовательские проекты, проводимые в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Решение проблемы развития познавательного интереса у школьников авторы видят в формировании у них навыков и умений исследовательской деятельности при выполнении исследовательских проектов. Модульное представление содержания исследовательских занятий во внеурочной деятельности позволит учителю спроектировать работу учащихся в зависимости от их способностей и возможностей. Представленные в статье результаты педагогического эксперимента, направленного на выявление интереса учащихся к исследовательской деятельности, доказывают эффективность указанной формы организации учебных занятий.

I Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, предмет «Окружающий мир», исследовательские умения и навыки, урочная и внеурочная деятельность, учебно-исследовательская деятельность.

0. B. Pyatkova, 0. V. Ushakova

Training of teachers in building research skills in primary students within the framework of «Environment» school subject

Abstract

The article raises the question of research activity in primary school. The authors believe that in order to achieve sustainable learning results in the subject «Environment» it is necessary to teach basic research. The authors also stress the necessity of gradual, step-by-step involvement of elementary students into research. Research projects held within the framework of the subject «Environment» can fundamentally shape the learning styles of elementary students. Building research skills during research projects is considered to be the solution to the problem of cognitive interest development

in schoolchildren. Modular representation of research tasks in extracurricular activities will allow teachers to plan students' work depending on their abilities and resources. The results of a pedagogical experiment aimed at uncovering learners' interest in research prove the effectiveness the abovementioned style of lesson organization.

I Keywords: Federal state educational standard, subject «Environment», research skills, class and extracurricular activities, learning and research activities.

Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.

А. Сент-Дьердьи

Введение. Каждый ребенок появляется на свет с определенным набором задатков, которые при благоприятных условиях развития перерастают в способности. В первые годы жизни он активно исследует окружающее его пространство. Неутомимая жажда впечатлений, искренняя любознательность, выраженное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения [2].

Цель исследования: обоснование эффективности исследовательской деятельности при обучении в начальной школе посредством учебного предмета «Окружающий мир».

Обзор литературы. Формированию исследовательских умений школьников посвящены исследования Н. А. Семёновой и др. Теоретические, дидактические, методические основы развития исследовательской деятельности учащихся представлены в работах А. В. Леонтовича, Л. A. Казанцевой, М. Н. Арцева, Г. В. Макотровой, Е. А. Рум-бешта и др.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы теоретические (анализ методической, психолого-педагогической и учебной литературы, рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир», обобщение и систематизация материала; сравнение и анализ результатов исследования) и эмпирические (изучение педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, методы статистической и компьютерной обработки результатов) методы исследования.

Исследование и его результаты. Федеральный государственный образовательный стандарт ведущую роль отводит исследовательской деятельности, ориентированной на личность обучающегося, на его активность в саморазвитии, получение качественных знаний, профессиональных умений, творческое решение конкретных проблем, дея-

тельность практического характера и развитие проектного мышления [6]. Именно тяга к исследованию позволяет активизировать интерес к новым знаниям, указывает на необходимость их практического применения. Творческая деятельность, в которую включены учащиеся, должна привлекать новизной, курьезностью, оригинальностью, т. е. стать неким побуждением к необычайному, познавательному интересу. Формирование исследовательских навыков происходит при формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся умение учиться, способность самостоятельно добывать знания. Сначала активные действия самих учащихся должны быть направлены на удовлетворение познавательных интересов, затем на развитие умения учиться. Их познавательные интересы тесно взаимосвязаны с желанием исследовать окружающий мир. Познавательный интерес становится той первой ступенькой в осуществлении исследований, которая позволяет им увидеть новое в окружающем мире, приобрести способы его познания через исследовательские умения.

Предмет «Окружающий мир» является одним из тех предметов, который позволяет ребенку приобрести новые знания о природе. Рассматривая программу начального образования и анализируя содержание тем, можно сделать вывод, что они направлены на поэтапное формирование исследовательских умений и навыков.

В первом классе (первый этап) в рамках формирования исследовательского опыта учащихся перед учителем стоят следующие задачи:

• формирование мотивации к исследовательской активности первоклассников;

• развитие умения формулировать вопросы, высказывать идеи, наблюдать, моделировать;

• формирование первоначальных представлений об исследовательской деятельности.

Для успешного решения данных задач целесообразно использовать методы активного обучения: проблемный диалог, ситуативные задания, чтение-разъяснение, коллективное моделирование. В процессе работы учащимся необходимо

62

Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019

оказывать индивидуальную адресную помощь и поддержку. Следует активно использовать в урочной деятельности групповые формы работы, например, объединение учащихся с одинаковым и различным уровнями развития исследовательского опыта. Во внеурочной деятельности можно использовать игровые занятия, составление интеллект-карт, моделирование с применением различных материалов, предметные экскурсии, выставки работ учащихся.

С первого класса учитель уже вовлекает своих подопечных в мини-исследования на уроках окружающего мира, так как этот предмет как нельзя лучше позволяет наиболее качественно сформировать навыки исследовательской деятельности. В первом полугодии работа над исследованием в полном объеме невозможна, так как не все ученики умеют читать, писать, анализировать. Следовательно, в первом полугодии целесообразно проводить подготовительный этап, включающий творческие работы (рисунки), рассказы в устной форме, в которых учащиеся совместно с педагогом и родителями пошагово учатся анализу, рассуждению, умению выделять главное.

Во втором полугодии в первом классе ученики приобретают навыки чтения и письма, умения формулировать простые вопросы и отвечать на них. Поэтому в работу над исследовательским проектом наряду с рисунками можно включать сбор нужной информации совместно с педагогом по составленному плану.

Во 2-м классе (второй этап) работа должна быть ориентирована на приобретение новых представлений об особенностях исследовательской деятельности; на развитие умения выявлять тему исследования, проводить анализ, сравнение, формулировать выводы и оформлять результаты своего исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников [3].

В 1-м и 2-м классах почти все направления работы носят групповой характер, темы которых определяет педагог. И каждый учащийся, внося свой вклад в общую работу, учится работать в сотрудничестве. Во втором полугодии 2-го класса целесообразно перейти к выполнению работы над долгосрочным исследовательским проектом, так как учащиеся уже умеют собирать информацию, пользуясь дополнительной литературой, моделировать детали проекта самостоятельно, делать выводы под чутким руководством педагога и родителей. На данном этапе можно дать второклассникам возможность выбрать темы самостоятельно.

По мнению А. Богоявленской, включение учащихся младших классов в исследовательскую

деятельность происходит при постановке ситуационной задачи посредством учебно-исследовательских заданий. На этом этапе в урочной деятельности можно использовать методы активного обучения: учебную дискуссию, плановое наблюдение, совместные рассказы, мини-исследования; во внеурочной деятельности — экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты [1].

В 3-м и 4-м классах начальной школы (третий этап) в центре внимания находится приобретение учащимися опыта исследования путем накопления представлений о деятельности исследователя, средствах и способах исследовательской деятельности, осмысления логики исследования и развития исследовательских умений. В отличие от предыдущих этапов обучения исследовательская деятельность усложнена за счет повышения уровня сложности исследовательских задач, а также развернутости и осознанности суждений, выводов и обобщений.

В 3-4-х классах у обучающихся активно формируется интерес к учебным предметам. Учащиеся сами выбирают тему исследования, при этом педагог «подталкивает» их к правильному выбору. В 4-м классе исследовательская работа над проектом выходит на новый уровень, приобретая аналитический характер. Учащиеся с помощью приобретенных навыков учатся анализировать, выбирать существенную информацию, самостоятельно оформлять результаты проекта.

Л. А. Тысько выделяет следующие особенности этого этапа: использование мини-исследований, проведение уроков-исследований, групповое выполнение и защита исследовательских работ, применение методов наблюдения, анкетирования, эксперимента [4].

На протяжении всего этапа учащиеся приобретают исследовательский опыт на основе индивидуальных достижений. Помимо исследовательской деятельности на уроках активно используются внеурочные формы организации исследования: различные предметные занятия курсов по выбору, домашние исследовательские работы. Такие домашние работы не являются обязательными, а выполняются по собственному желанию учащихся. Здесь важно, чтобы результаты работы школьников были обязательно прокомментированы педагогом или самими учащимися, будь это показ или выставка.

Требовать от ученика, чтобы он до мелочей рассказал о том, как проводил исследовательскую работу, не стоит, важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению исследования, отметить

только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка [4].

Реализуя внеурочную деятельность, можно использовать авторскую программу спецкурса для младших школьников «Юный исследователь», разработанную М. Г. Чернопёровой и Д. Б. Куте-ровой. Эта программа способствует формированию целого ряда общеучебных умений и навыков, в том числе исследовательских. Поиск нового знания, сделанные открытия, возможность поделиться своими достижениями с одноклассниками и учащимися других образовательных организаций становятся лучшей наградой юным исследователям и мотивацией для дальнейших исследований, где целью будет формирование учебной мотивации, заключающейся в учете особенностей всех компонентов мотивационной сферы и всех сторон умения учиться, переводе школьников с уровней отрицательного и безразличного отношения к изучению предмета, к зрелым формам положительного отношения к учению — осознанному и ответственному [7].

Главное для учителя в исследовательской деятельности — увлечь учащихся и помочь им обрести уверенность в своих силах, а также привлечь

родителей к учебной деятельности их детей. Применяя схему взаимодействия «родитель + ученик», педагог дает им возможность сблизиться друг с другом, участвуя в совместной исследовательской деятельности. Такая стратегия для многих родителей становится интересной и увлекательной, так как вместе со своими детьми они выполняют несложные исследования, проводят наблюдения, помогают в подборе нужной информации и подготовке к защите своих исследовательских проектов. В результате работы получаются очень познавательными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. У учащихся формируется структура учебно-исследовательской деятельности, отражающая структуру деятельности естествоиспытателя [5].

Обсуждение и заключение: анализируя учебно-методический комплекс «Школа России», мы видим, что в нем уделяется недостаточное внимание исследовательской деятельности. Чтобы решить проблему формирования исследовательских навыков у учащихся, мы предлагаем темы исследований, которые проводятся в рамках внеурочной деятельности (табл.).

Класс Тема занятия Цель исследования

1-й Что общего у разных растений? Умение находить части растений, показывать и называть их

1-й Куда текут реки? Изучение морской соли и проведение исследования по «изготовлению» морской воды

1-й Откуда берутся снег и лед? Проведение опытов по исследованию снега и льда в соответствии с инструкцией, умение формулировать выводы

1-й Откуда в снежках грязь? Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений

2-й Как ухаживать за комнатными растениями? Освоение приемов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией

3-й Из чего состоят тела, вещества, частицы? Наблюдение процесса растворения веществ, умение доказывать, что тела и вещества состоят из частиц

3-й Как обнаружить крахмал в продуктах питания? Постановка опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания

3-й Какими свойствами обладает вода? Исследование свойств воды, следуя инструкции учебника

3-й Что такое почва? Исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента

3-й Как определить питательные вещества в продуктах питания? Определение наличия питательных веществ в продуктах питания

3-й Как описать гербарий сельскохозяйственных растений? Исследование выданного учителем гербария сельскохозяйственных растений, умение описывать их по плану

4-й Как найти, описать и объяснить информацию о наших подземных богатствах? Изучение полезных ископаемых, их свойств, нахождение информации о применении, местах и способах добычи

4-й Как узнать о свойствах земли-кормилицы своего региона и края? Умение извлекать из краеведческих источников информацию о типах почв своего региона

64

Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019

В МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Златоуста Челябинской области было проведено анкетирование «Почему школьники любят участвовать в исследованиях?», в котором приняли участие 77 учеников 4-х классов.

После обработки данных анкеты (рис.) было выявлено, что ребята с удовольствием занимаются исследованиями по таким причинам:

1. Очень интересно и увлекательно — 35%.

2. Желание удивить родителей и сверстников — 19,5%.

3. Подтверждение новых знаний — 45,5%.

Стремление к знаниям преобладает у учащихся начальной школы. Наиболее важным здесь становится воспитание ответственности школьников за проведение исследования.

Организация исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности дает учащимся возможность проявить себя, прожить ситуацию успеха, что важно для любого неуверенного в себе ребенка, испытывающего затруднения в освоении учебных предметов.

Рис. Ответы учащихся на вопросы анкеты

Литература

1. Богоявленская, А. В науку идут малыши / А. Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы. — 2006. — № 1. — С. 26-31.

2. Мохова, Н. А. Организация исследовательских умений у младших школьников образовательной школы / Н. А. Мохова. — Магнитогорск: ФГБОУ «МГТУ», 2012. — 345 с.

3. Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников... Такое возможно? / Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. — Самара: Агни, 2007. — 83 с.

4. Тысько, Л. А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе / Л. А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2006. — № 4. — С. 14-22.

5. Уткина, Т. В. Лабораторные работы как способ достижения метапредметных результатов: актуальные возможности межпредметной интеграции /

Т. В. Уткина // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. — 2018. — № 4. — Режим доступа: Ы^р:/^аепсе-educatюn.ra/ra/artide/view?id=27943

6. Хафизова, Н. Ю. Проектная деятельность как атрибут развития проектного мышления обучающихся и способности к профессиональному самоопределению / Н. Ю. Хафизова // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; под общей редакцией Т. Н. Ищенко. — Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Ре-шетнева, 2018. — 332 с.

7. Шайкина, В. Н. Формирование готовности педагогов к мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках математики / В. Н. Шайкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2017. — № 4 (33). — С. 64-70.

References

1. Bogoyavlenskaya, A. V nauku idut malyshi [Kids make it to science] / A. Bogoyavlenskaya // Prakticheskiy zhumal dlya uchitelya i administratsii shkoly [Practical journal for teachers and school administration]. — 2006. — № 1. — P. 26-31.

2. Mokhova, N.A. Organizatsiya issledovatelskih umeniy u mladshih shkolnikov obrazovatelnoy shkoly [Building research skills in elementary students of general education schools] / N. A. Mokhova // Magnitogorsk: FGBOU «MGTU», 2012. — 345 p.

3. Razagatova, N. A. Issledovatelskaya deyatelnost mladshih shkolnikov...Takoey vozmozhno? [Research for primary students. Is this possible?] / N. A. Razagatova // V shkolu vmeste. Izdanie dlya roditeley [To school together. Parents' book]. — Samara: Agni, 2007. — 83 p.

4. Tysko, L. A. Issledovatelskaya deyatelnost uchashchi-hsya v obshcheobrazovatelnoy shkole [Research activities of students in secondary school] / L. A. Tysko // Prepodavaniye istorii i obshchestvoznaniya v shkole [Teaching history and social studies at school]. — 2006. — № 4. — P. 14-22.

5. Utkina, T. V. Laboratory work as a way to achieve metasubject results: current opportunities for intersub-ject integration / T. V. Utkina // Modern problems of science and education: electronic scientific journal. —

2018. — № 4. — URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=27943

6. Hafizova, N. Yu. Proektnaya deyatelnost kak atribut razvitiya proektnogo myshleniya obuchayushchihsya i sposobnosti k professionalnomu samoopredeleniyu [Project work as an attribute of the development of students' project thinking and ability to professional self-determination] / N. Yu. Hafizova // Pedagogika i psihologiya: problemy razvitiya myshleniya. Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem; pod obshchey redaktsiey T. N. Ishchenko [Pedagogy and psychology: issues of the development of thinking. Proccedings of III all-Russian scientific and practical conference with international participation. Gen. ed. T. N. Ishchenko]. — Krasnoyarsk: SibGU im. M. F. Reshetneva, 2018. — 332 p.

7. Shaykina, V. N. Formirovaniye gotovnosti pedagogov k motivatsii uchebnoy deyatelnosti obuchayushchihsya na urokah matematiki [Formation of teachers' readiness for motivating students in their learning activity at the lessons of mathematics]/ V. N. Shaykina // Nauch-noe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific support of personnel training system]. — 2017. — № 4 (33). — P. 64-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.