УДК 376.1(075.8)
Султанов Г.Р.1
организация проектной деятельности в республике дАГЕСТАН:
результаты и перспективы
Аннотация. В статье представлены приоритетные проекты развития Республики Дагестан, показана схема работы «проектных офисов», дан анализ деятельности системы проектного управления, выделены механизмы поддержки малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: проект, проектный офис, стратегия, муниципалитет, мониторинг, субъект, бизнес, рейтинг
Sultanov G.R.
THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY IN THE DAGESTAN REPUBLIC:
RESULTS AND PROSPECTS
Abstract. The paper deals with the priority projects of development of the Dagestan Republic and the arrangements of "project offices". The author gives the analysis of activity of project management system and describes mechanisms of small and medium business support.
Keywords: project, project office, strategy, municipality, monitoring, subject, business, rating
Для определения основных ориентиров и с целью повышения эффективности управления, концентрации основных сил на осознании и формировании общих целей и задач в Республике Дагестан в 2013 году внедрено проектное управление. Инструментом проектного управления стали приоритетные проекты развития Республики Дагестан.
Приоритетные проекты развития Республики Дагестан - это новые принципы государственного управления, новая система оценки деятельности работы органов исполнительной власти и местного самоуправления, охват практически всех сфер жизнедеятельности. Это «Обеление» экономики», «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие», «Новая индустриализация», «Человеческий капитал», «Эффективный агропромышленный комплекс», «Эффективное государственное управление» и «Безопасный Дагестан».
Все органы исполнительной власти, орга-
ны местного управления, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти сообща, объединив свои усилия в рамках проектов, работают для решения вопросов социально-экономического и культурного развития Республики Дагестан.
Приоритетные проекты развития РД содержат и взаимоувязывают между собой конкретные мероприятия, ожидаемые результаты, сроки исполнения (контрольные точки) и ответственных исполнителей. Соответственно, это система оценки деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Посредством приоритетных проектов отслеживается, как работает тот или иной орган исполнительной власти.
В Республике Дагестан чётко выстроена работа «проектных офисов». Сформированы «проектные офисы» на уровне Администрации Главы и Правительства республики, в органах исполнительной власти и местного самоуправления.
1 Султанов Гаджи Русланович, Заместитель министра экономики и территориального развития Республики Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 67. E-mail: [email protected], [email protected], +7(8722)67-20-08 Haji Sultanov, Deputy Minister of Economy and Territorial Development of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Abubakarova st., 67. E-mail: [email protected], [email protected], +7(8722)67-20-08
Уже почти четыре года прошло, как мы работаем в системе проектного управления, постоянно совершенствуем подходы в оценке деятельности всех тех от кого зависит качество государственного управления и качество бюджетных услуг, предоставляемых населению. Эта форма управления объективно необходима в сложившихся условиях развития республики.
Еще несколько лет назад нам сложно было довести до муниципалитетов, в целом, концепцию приоритетных проектов развития, так как у большинства руководителей муниципального уровня отсутствовало понимание важности выстраивания системы постоянного мониторинга хода реализации ключевых приоритетов развития.
Сегодня же, многие муниципалитеты активно включились в работу. Это видно по результатам реализации приоритетного проекта развития РД «Обеление» экономики». Мы достигли существенных результатов по актуализации налоговой базы. Несмотря на влияние различных внешнеполитических и экономических процессов, мы сохраняем положительную динамику по показателям развития, в том числе и по поступлению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики, так в 2016 году поступило 33,5 млрд. руб., что на 11,2 млрд. руб. или в 1,5 раза больше, чем в 2012 году.
Важно отметить большую работу, проведенную в районах и городах. В местные бюджеты Республики Дагестан за 2016 год поступило 8,3 млрд. руб., что на 2,7 млрд. руб. больше, чем в 2012 году. При этом по итогам 2016 года плановые задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты выполнены в целом на 100,3%, в том числе в 44 из 52 муниципальных образованиях плановые задания выполнены на 100% и выше, и в 8 муниципальных образованиях - 90% и выше.
К началу реализации приоритетного проекта «Обеление» экономики» только 1/3 объектов недвижимости и земельных участков находились на налоговом учете. За время реализации приоритетного проекта на налоговый учет поставлено более 206,0 тыс. земельных участков и 166,9 тыс. объектов капитального строительства. Мы продолжаем эту работу.
В соответствии с распоряжением Президента Республики Дагестан от 28.10.2013 года № 112-рп в целях организации работы по повышению налоговой базы по имущественным налогам, выявлению и постановке на налоговый учет лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с налоговыми и регистрирующими органами проводится взаимодействие в рамках восьмисторонних соглашений об обмене информацией. Отметим, что в указанном соглашении задействованы Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан, Управление Федеральной налоговой службы по РД, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РД, а также органы исполнительной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления.
Отдельно хотелось бы остановиться на поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и налоговой отдачи от них.
Необходимо сразу обратить внимание, что решения, которые принимаются сегодня руководством республики, направлены не на увеличение налоговой нагрузки на бизнес, а в первую очередь на обеспечение занятости населения в этой отрасли и, соответственно, социальной стабильности.
В целях формирования благоприятных налоговых условий для субъектов предпринимательства приняты нормативные правовые акты республики, предусматривающие:
- двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную налоговую систему и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах;
- расширение перечня видов деятельности и снижение потенциально возможного годового дохода на 10% по патентной системе налогообложения.
Вместе с тем, в каждых сферах нам необ-
37
ходимо обеспечить справедливое налогообложение, равномерную налоговую нагрузку.
В связи с этим принят Закон РД, предусматривающий переход к определению налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости для высокодоходных и крупных объектов предпринимательства с площадью свыше 350 кв. м. Это административно-деловые центры, торговые объекты и нежилые помещения, используемые для коммерческих целей.
Одновременно проводится работа по выводу из «тени» субъектов малого и среднего предпринимательства.
В муниципальных образованиях созданы рабочие группы в составе представителей налоговой и правоохранительных органов, а также администраций районов и городов, которыми осуществляются обследования объектов предпринимательства.
В целом за 3 года реализации проекта обследовано 47,4 тыс. объектов предпринимательства. В результате выявлено 15,8 тыс. лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, из них поставлено на налоговый учет 8,6 тыс. предпринимателей.
Кроме того, при заключении соглашений о субсидировании с субъектами малого и среднего предпринимательства по линии Минсельхозпрода РД и Агентства по инвестициям и предпринимательству РД, предусматривается обязательная постановка предпринимателей на налоговый учет, обеспечение уплаты ими налогов, а также создание рабочих мест.
Большая работа проведена в рамках работы по снижению неформальной занятости населения.
В целях организации данной работы в муниципальных образованиях созданы рабочие группы под руководством главы муниципалитета, в составе представителей налоговых и правоохранительных органов, отделения ПФР, ТФОМС, госинспекций по труду и др.
В результате за 2016 год выявлено 67,5 тыс. лиц, с которыми не оформлены трудовые отношения, из них с 56,3 тыс. работниками заключены трудовые договоры. Это 87,1% от годового плана (68,9 тыс. чел.).
По результатам рейтингования итогов орга-
низации работы по снижению неформальной занятости в субъектах Российской Федерации в 2016 году Республика Дагестан заняла 25 место (поднявшись на 28 позиций по сравнению с 2015 годом), среди субъектов СКФО - 2 место.
Необходимо отметить, что с начала реализации мероприятий по снижению неформальной занятости количество работающего застрахованного населения увеличилось на 151,3 тыс. человек (с 1.04.2014 г. по 1.04.2016 г.), вследствие этого экономия средств бюджета республики составила порядка 970 млн. рублей.
Большое значение в реализации проектов уделяется и молодежи. В каждом проекте мы предусмотрели мероприятия с участием молодежных, общественных и научных организаций.
Конечно, успокаиваться на достигнутом мы не можем. Мы знаем о существовании резервов в различных отраслях экономики, это строительство, оборот алкогольной продукции, розничная и оптовая торговля, оказание услуг. Обеспечение дополнительных доходов возможно также за счет повышения эффективности использования государственного имущества, четкой регламентации вопросов размещения рекламы и доходов от нее.
Дополнительным источником пополнения доходной части бюджета является и реализация мер по приведению в соответствие видов разрешенного использования земель с фактическим землепользованием, а также снижение образовавшейся задолженности по налогам и сборам.
Есть результаты и по другим приоритетным проектам развития.
Конечно, возникали сложности в выстраивании проектного управления, на тот момент на федеральном уровне не было четкой регламентации проектной деятельности. Согласно федеральному законодательству о стратегическом планировании приоритетные проекты не были документами стратегического планирования. Были сложности с обеспечением финансирования приоритетных проектов, были вопросы по мотивации и вовлечению в проектную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих.
За последнее время на федеральном уровне приняты решения по внедрению проектного управления в Российской Федерации, в частности создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также приняты нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие организацию проектной деятельности.
Кроме того, следует отметить, что в 2016 году на федеральном уровне приняты решения, предусматривающие новые требования к организации проектной деятельности.
Принято постановление Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Соответствующее решение принято и в Республике Дагестан.
16 января 2017 года утвержден План мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан на 2017 год.
Если говорить о министерствах и ведомствах республики, то во всех разработаны и приняты ведомственные решения об ограничении проектной деятельности.
Созданы проектные комитеты, разработаны паспорта проектов, направленных на решение ключевых, приоритетных задач. Все органы исполнительной власти нацелены на участие в реализации федеральных проектов в рамках 11 направлений стратегического развития Российской Федерации.
В Минэкономразвития РД принят приказ от 07.03.2017 года № 10-од «Об организации
проектной деятельности в Министерстве экономики и территориального развития Республики Дагестан», которым утверждено положение об организации проектной деятельности в Минэкономразвития РД, функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Минэкономразвития РД и определены функции ведомственного проектного офиса.
В рамках стратегического направления Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательство инициативы» подготовлен одноименный приоритетный проект, ключевой задачей которого является рост числа занятых индивидуальных предпринимателей. Данный проект предусматривает, в том числе создание благоприятных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение неформальной занятости населения и выведение из «тени» бизнеса.
Кроме того, в рамках стратегического направления «Обеление» экономики» подготовлен план мероприятий «дорожная карта» по расширению налоговой базы и увеличению доходов консолидированного бюджета РД на 2017 год.
Органы исполнительной власти РД совместно с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления продолжат работу по реализации приоритетных направлений стратегического развития РФ и приоритетных проектов республики.