Научная статья на тему 'Опыт проектного управления Республики Дагестан: проблемы и перспективы развития'

Опыт проектного управления Республики Дагестан: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROJECT MANAGEMENT / ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ / PRIORITY PROJECT / ПОРТФЕЛЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ / PORTFOLIO OF PRIORITY PROJECTS / ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / PROJECT OFFICE / РЕЙТИНГ / RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абидов М. Х., Исмаилова Ф. Н.

В статье обоснована актуальность проектного управления в развитии экономики Республики Дагестан. Рассмотрены этапы проектного управления, а также структура портфеля приоритетных проектов, реализуемых в республике. Выявлены проблемы реализации проектного управления социально-экономическим развитием региона. Предложена методика оценки эффективности деятельности администраций муниципальных образований по итогам реализации приоритетных проектов развития РД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PROJECT MANAGEMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The relevance of project management in the development of the economy of the Republic of Dagestan is justified in the article. The stages of project management, as well as the structure of the portfolio of priority projects implemented in the republic, are considered. Problems of realization of project management of social and economic development of the region are revealed. A methodology for assessing the effectiveness of the activities of administrations of municipalities based on the results of implementing priority projects for the development of the Republic of Dagestan is proposed

Текст научной работы на тему «Опыт проектного управления Республики Дагестан: проблемы и перспективы развития»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

УДК 338.43 ББК 65

Абидов М. Х. - д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Исмаилова Ф. Н. - к.э.н., доцент кафедры Маркетинг и коммерция, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Abidov M.Kh. - leading researcher of Scientific Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology Dagestan state University of national economy, Dr. of Economics, professor

Ismailova F.N. - senior lecturer of Department «Marketing and commerce» Department Dagestan state University of national economy, candidate of economic science

ОПЫТ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

EXPERIENCE OF PROJECT MANAGEMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS OF

DEVELOPMENT

В статье обоснована актуальность проектного управления в развитии экономики Республики Дагестан. Рассмотрены этапы проектного управления, а также структура портфеля приоритетных проектов, реализуемых в республике. Выявлены проблемы реализации проектного управления социально-экономическим развитием региона. Предложена методика оценки эффективности деятельности администраций муниципальных образований по итогам реализации приоритетных проектов развития РД.

Ключевые слова: проектное управление, приоритетный проект, портфель приоритетных проектов, проектный офис, рейтинг

The relevance of project management in the development of the economy of the Republic of Dagestan is justified in the article. The stages of project management, as well as the structure of the portfolio of priority projects implemented in the republic, are considered. Problems of realization of project management of social and economic development of the region are revealed. A methodology for assessing the effectiveness of the activities of administrations of municipalities based on the results of implementing priority projects for the development of the Republic of Dagestan is proposed. Key words: project management, priority project, portfolio of priority projects, project office, rating

Предпосылками внедрения проектного управления в деятельность Правительства Республики Дагестан послужили опыт и практика работы не только ведущих мировых кампаний, но и отдельных

крупных государственных учреждений России, которые за счет организации эффективного менеджмента, посредством использования именно проектных методов смогли обеспечить качественный рывок в своем развитии и правильно выстроить свои стратегические ориентиры.

Продолжающийся не одно десятилетие социально-экономический кризис в Республике Дагестан явился следствием, в том числе, и кризиса в системе управления государственной власти республики. Новое время и новые сложившиеся обстоятельства в структуре экономики региона, а также в системе отношений между государством и бизнесом требовали кардинального пересмотра практики работы государственных органов республики.

Обеспечение прозрачности и управляемости процессов, четкое распределение персональной ответственности чиновников и измеримый конечный результат на заранее запланированную дату - это все обеспечивает проектное управление при правильной его организации, и именно это необходимо республике для решения насущных проблем социально-экономического развития региона.

В вопросах внедрения системы проектного управления в деятельности органов исполнительной власти регионов Республика Дагестан была в числе первых среди субъектов Российской Федерации. Первоначально были обозначены 10 направлений, или приоритетных проектов развития Республики Дагестан. Однако с целью повышения эффективности их реализации некоторые из них были укрупнены и общее количество проектов было сокращено до 7:

— «Обеление» экономики»;

— «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие»;

— «Новая индустриализация»;

— «Эффективное государственное управление»;

— «Безопасный Дагестан»;

— «Эффективный АПК»;

— «Человеческий капитал».

Результаты реализации приоритетных проектов не заставили себя долго ждать. Республика Дагестан по итогам четырех лет - в числе динамично развивающихся регионов России. В 2016 году в республике обеспечен рост большинства макроэкономических показателей: промышленного производства - на 36,3 %, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - на 17,5 %, выполненных работ по виду деятельности «строительство» - на 4,0 %, продукции сельского хозяйства - на 4,7. При этом темпы роста ряда отраслей народного хозяйства превышали средние значения в целом по Российской Федерации и Северо-Кавказскому федеральному округу.

Особое внимание при реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан уделялось расширению налогооблагаемой базы районов и городов, выводу экономики из «тени». Обновили и нарастили налоговую базу: 206 тыс. земельных участков поставлены на учет, 167 тыс. объектов капитального строительства внесены в налоговую базу, выявлены около 16 тыс. предпринимателей, осуществлявших деятельность без регистрации в налоговых органах, более половины из них уже поставлены на учет.

В то же время, следует отметить, что формат организации проектной деятельности, подходы к проектному управлению,

применяемые в республике, не в полной мере соответствовали классическому формату организации проектной деятельности.

В 2016 году федеральная власть начала реализовывать ключевые вопросы стратегического развития России именно через систему проектного управления, и в этой связи предприняты конкретные шаги: создан Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, утверждены 11 направлений стратегического развития Российской Федерации (5 июля 2017 года решением Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждено двенадцатое направление -«Цифровая экономика»):

— здравоохранение;

— образование;

— ипотека и арендное жилье;

— ЖКХ и городская среда;

— международная кооперация и экспорт;

— производительность труда;

— малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;

— реформа контрольной и надзорной деятельности;

— безопасные и качественные дороги;

— моногорода;

— экология.

15 октября 2016 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [1]. Указанным постановлением рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации организовать проектную деятельность, руководствуясь Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.

Во исполнение данного постановления в Правительстве Республики Дагестан разработан и утвержден План работы по организации проектной деятельности в республике, согласно которому создана организационная структура проектного управления, которая включает в себя:

Совет при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам;

Координационная группа Совета;

Республиканский, ведомственные и муниципальные проектные

офисы;

Проектные комитеты, которые возглавляют заместители Председателя Правительства РД;

Центр компетенций проектного управления при Правительстве Республики Дагестан.

Процесс организации проектной деятельности в Республике Дагестан в 2017 году, согласно новому формату проектного управления, можно условно разделить на 4 этапа или составляющие.

Первый этап - разработка соответствующей республиканской нормативной и методической базы проектного управления. С этой целью:

принято постановление Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 2016 года № 350 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан» [2];

разработаны Стандарты организации проектной деятельности как в Правительстве Республики Дагестан, так и в органе местного самоуправления муниципального образования Республики Дагестан [3, 4];

разработана система оценки эффективности реализации приоритетных проектов в муниципальных образованиях республики.

Второй составляющей проектной деятельности, на наш взгляд, явился процесс формирования портфеля приоритетных проектов на 2017-2018 годы и на период до 2025 года.

По итогам всех процедур и этапов подготовки портфеля приоритетных проектов, предусмотренных Стандартом и Положением об организации проектной деятельности в Республике Дагестан на 2017 год и на период до 2025 года, сформирован портфель из 59 приоритетных проектов (программ) развития Республики Дагестан, в том числе 7 приоритетных проектов в рамках 11 направлений стратегического развития Российской Федерации и 52 проекта в рамках 7 приоритетных проектов развития Республики Дагестан. Бюджет проектов в общей сложности составляет около 25 млрд рублей. Информация о бюджете проектов и его освоении на 2017 год представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Информация

о бюджете приоритетных проектов развития Республики _Дагестан в 2017 году_

№ Приоритетный проект Бюджет на 2017 г. (млн рублей)

ФБ РБ МБ ВИ Итого

1. «Обеление» экономики - - - - -

2. «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие 909,9 1542,8 2863,4 5316,1

3. Новая индустриализация 3500,0 - 17,1 2028,4 5545,5

4. Эффективное государственное управление 24,7 58,8 0,5 - 84,0

5. Безопасный Дагестан - 37,4 - - 37,4

6. Эффективный АПК 15,9 1,6 - 2530,0 2547,5

7. Человеческий капитал 97,1 756,8 - 757,7 1611,6

Итого: 4547,6 2397,4 17,6 8179,5 15142,1

Таблица 2.

Информация

о бюджете приоритетных проектов развития Республики Дагестан в рамках основных направлений стратегического развития Российской Федерации в 2017 году

№ Направление стратегического развития РФ Бюджет на 2017 г. (млн рублей)

ФБ РБ МБ ВИ Итого

1. Безопасные и качественные дороги 637,5 637,5 - - 1275,0

2. Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 265,0 167,0 432,0

3. Образование 1311,2 69,1 10,0 600,0 1990,3

4. ЖКХ и городская среда 668,3 35,2 - - 703,5

5. Моногорода 1555,9 66,0 14,0 3119,8 4755,7

6. Реформа контрольной и надзорной деятельности - - - - -

Итого: 4437,9 974,8 24,0 3719,8 9156,5

Следует отметить, что в организации проектной деятельности в республике необходимо усилить работу в части обеспечения оперативного и эффективного взаимодействия между участниками проектной деятельности, как на республиканском, так и на муниципальном уровнях.

С этой целью республиканский проектный офис провел мониторинг эффективности реализации приоритетных проектов в муниципальных образованиях для выработки предложений по повышению эффективности проектной деятельности в Республике Дагестан. Эту работу можно отнести к третьему этапу организации проектной деятельности в Республике Дагестан в 2017 году.

Итоги мониторинга позволили выявить ключевые проблемы территориального развития республики. Эти проблемы должны лечь в основу процесса реализации республиканских и муниципальных приоритетных проектов.

С целью формирования портфеля приоритетных проектов на 2018 год республиканским проектным офисом была предпринята попытка изучить инвестиционную деятельность в муниципальных образованиях республики. На основе полученной информации был проведен кластерный анализ инвестиционной деятельности в районах и городах республики. Произведена группировка муниципальных образований республики по направлениям инвестиционной деятельности (развитие АПК, социальная и транспортная инфраструктура, туризм, промышленность и энергетика, торговля).

Полагаем, что полученная информация также послужит источником информации и предметом обсуждения при разработке и реализации приоритетных проектов в 2018 году и в последующие годы. Т.е. создавшаяся рыночная конъюнктура в экономике региона должна стать опорой в реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан. Опираясь на экономическую платформу, которую уже создали предприниматели республики без помощи государства, необходимо дать новый толчок в их развитии, задействуя организационный и инвестиционный потенциал этих предпринимателей.

В 2018 году ожидается реализация 7 приоритетных проектов в рамках федеральных направлений и 66 республиканских приоритетных проектов, в том числе 30 проектов, инициированные в 2017 году (см. табл. 3).

Таблица 3.

Информация

о количестве проектов, реализуемых в Республике Дагестан в рамках приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 20172018 годы и на последующие годы

№ Приоритетный Количество Количество Количество вновь

проект приоритетных приоритетных инициированных

проектов, проектов, приоритетных

период период проектов на 2018

реализации реализации год и на

которых которых последующие

завершается в продолжается в годы

2017 году 2018 году

1. «Обеление» 3 0 5

экономики

2. «Точки роста»,

инвестиции и - 7 1

эффективное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Приоритетный Количество Количество Количество вновь

проект приоритетных приоритетных инициированных

проектов, проектов, приоритетных

период период проектов на 2018

реализации реализации год и на

которых которых последующие

завершается в 2017 году продолжается в 2018 году годы

территориальное

развитие

3. Новая 4

индустриализация

4. Эффективное

государственное 1 5 1

управление

5. Безопасный Дагестан 5 - 8

6. Эффективный АПК - 13 -

7. Человеческий 18 7 15

капитал

Итого 27 36 30

Предварительный бюджет этих проектов на 2018 год представлен в таблицах 4 и 5.

Таблица 4.

Информация

о бюджете приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 2018 году

№ Приоритетный проект Бюджет на 2018 год (млн рублей)

ФБ РБ МБ ВИ Итого

1. «Обеление» экономики - - - - -

2. «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие 955,4 1668,0 2018,8 4642,2

3. Новая индустриализация 4035,2 144,6 5,6 1100,0 5285,4

4. Эффективное государственное управление - 752,1 0,2 - 752,3

5. Безопасный Дагестан - 208,4 28,4 28,6 265,4

6. Эффективный АПК 628,3 141,0 - 3072,95 3842,3

7. Человеческий капитал 408,6 800,5 20,0 38,5 1267,6

Итого 6027,5 3714,6 54,2 6258,9 16055,2

Таблица 5.

Информация

о бюджете приоритетных проектов развития Республики Дагестан, реализуемых в рамках основных направлений стратегического развития Российской Федерации в 2018 году

Направление стратегического развития РФ Бюджет на 2018 год (млн рублей)

ФБ РБ МБ ВИ Итого

1. Безопасные и качественные дороги 765 765 - - 1530

2. Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 270 170 - - 440

3. Образование 819,63 734,62 0,0 0,0 1554,3

4. ЖКХ и городская среда 677,4 35,6 - - 713,0

5. Моногорода 50,0 24,0 1,77 6997,0 7072,8

6. Реформа контрольной и надзорной деятельности - - - - -

Итого 2582,0 1729,2 1,77 6997,0 11310,1

К четвертому этапу организации проектной деятельности в Республике Дагестан мы относим методическое сопровождение проектного управления на уровне органов местного самоуправления муниципальных образований РД и оценку эффективности их деятельности по итогам реализации приоритетных проектов.

С учетом того, что на сегодняшний день нет разработанных на федеральном уровне методических рекомендаций по организации проектной деятельности на муниципальном уровне, республиканский проектный офис совместно с Центром компетенций проектного управления при Правительстве РД, разработал стандарт организации проектной деятельности в органе местного самоуправления муниципального образования РД, в рамках которого предложена методика оценки эффективности деятельности администраций муниципальных образований по итогам реализации приоритетных проектов развития РД за определенный период.

Поскольку содержание вопросов, рассматриваемых в рамках приоритетных проектов, охватывает практически все сферы жизнедеятельности общества, мы в нашей методике по каждому проекту определили измеримые целевые показатели, по достижению которых можно оценить эффективность деятельности органа местного самоуправления. Примечательным в этой методике является то, что муниципальные образования соревнуются между собой опосредовано. Главная цель в деятельности администрации муниципального образования, согласно этой методики, - улучшение своих же показателей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Республиканский проектный офис провел оценку показателей муниципальных районов и городов республики, на основе которой сформирован рейтинг МО РД за 9 месяцев 2017 года. Рейтинг представлен как в целом по Дагестану, так и по отдельным территориальным округам. Определены МО лидеры, к которым можно отнести Хунзахский, Гумбетовский и С.-Стальский районы, и аутсайдеры - Бежтинский участок, Цунтинский район и г. Даг. Огни.

По итогам года рейтинг будет составлен с учетом проверки достоверности данных, представленных муниципальными образованиями РД. Будет проведен сравнительный анализ по целевым показателям с данными органов исполнительной власти РД. Понимаем, что методика на сегодняшний день не совершенна. Ее еще будут дорабатывать с учетом сложившихся обстоятельств и возникающих к ней вопросов.

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // // http://www.e-dag.ru.

2. Постановление Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 2016 г. № 350 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан» // http://www.e-dag.ru.

3. Стандарт организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан. Утвержден координационной группой Совета при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам Республики Дагестан (протокол от 31 июля 2017 г. № 11/7-1004) // http://www.e-dag.ru/.

4. Стандарт организации проектной деятельности в органе местного самоуправления муниципального образования Республики Дагестан. Утвержден координационной группой Совета при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам Республики Дагестан (протокол от 31 июля 2017 г. № 11/7-10-04) // http://www.e-dag.ru/.

5. www.e-dag.ru - официальный сайт Правительства Республики Дагестан.

УДК: 338.2 ББК 65

Абдурахманова Л.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ДГУНХ

Атуев А.А - студент 6 курса лечебного факультета ДГМУ

Abdurahmanova L. A. - candidate of economic science, associate professor of the Department of Economics Dagestan state University of national economy

Atuev A. A. - 6th year student of the Medical Faculty of the DSMU

ПРОБЛЕМЫ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ДАГЕСТАНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

PROBLEMS OF THE FISH INDUSTRY OF DAGESTAN AND THE WAY OF THEIR SOLUTIONS

В статье проанализировано состояние развития и размещения предприятий рыбной отрасли Республики Дагестан, проблемы рыбной промышленности, обозначены пути и перспективы их решения. Ключевые слова: рыбоводство, рыбные запасы, выпуск мальков, Каспийское море, воспроизводство осетровых, рыбная отрасль, браконьерство, экологическая опасность.

The article analyzes the state of development and location of fish industry enterprises of the Republic of Dagestan, the problems of the fishing industry, outlines ways and prospects for their solution.

Keywords: fish farming, fish stocks, release of fry, Caspian Sea, sturgeon reproduction, fish industry, poaching, ecological hazard.

Рыбная промышленность - одна из ведущих отраслей пищевой промышленности, однако, улов рыбы и ее переработка в последние годы сокращается из-за истощения рыбных ресурсов.

На протяжении многих десятилетий запасы осетровых в Каспийском море и их промысел составляли более 90 % мировых показателей. Если в начале 20 столетия здесь вылавливалось более 39 тыс. тонн ценной рыбы, то в начале 21 века - уже не более 600 тонн осетровых. Это происходит из-за истощения запасов осетровых. Поэтому восстановление запасов осетровых рыб - одна из приоритетных государственных задач. Сегодня массовый промышленный лов осетровых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.