ТЕРРИТОРИАЛьНОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 338.242.4
Абидов М.Х.1
опыт и перспективы развития проектного управления
в республике дагестан
Аннотация. В статье обозначены основные предпосылки внедрения системы проектного управления в Республике Дагестан, представлены направления проектной деятельности в республике, бюджет проектов, выделены ключевые этапы внедрения проектной деятельности, обозначены приоритетные направления развития проектной деятельности в Республике Дагестан.
Ключевые слова: проектное управление, проектная деятельность, Республика Дагестан, бюджет проектов, паспорт проектов, региональное развитие.
Abidov M.
EXPERIENCE AND PROSPECTS OF PROJECT MANAGEMENT DEVELOPMENT
IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The paper outlines the main prerequisites for the introduction of the project management system in the Republic of Dagestan; presents the areas of project activity in the republic, the project budget; identifies the key stages in the implementation of the project activity, and identifies the priority areas for the development of project activities in the Republic of Dagestan.
Keywords: project management, project activity, Republic of Dagestan, project budget, project passport, regional development.
Предпосылками внедрения проектного управления в деятельность Правительства Республики Дагестан послужили не только опыт работы ведущих мировых кампаний, но и отдельных крупных государственных учреждений России, которые за счет организации эффективного менеджмента посредством использования именно проектных методов смогли обеспечить качественный рывок в своем развитии и правильно выстроить свои стратегические ориентиры.
Продолжающийся не одно десятилетие социально-экономический кризис в Республике Дагестан явился следствием, в том числе и
кризиса в системе управления государственной власти республики. Новое время и новые сложившиеся обстоятельства в структуре экономики региона, а также в системе отношений между государством и бизнесом требовали кардинального пересмотра практики работы государственных органов республики.
Обеспечение прозрачности и управляемости процессов, четкое распределение персональной ответственности чиновников и измеримый конечный результат на заранее запланированную дату - это все обеспечивает проектное управление при правильной её организации. Именно это необходимо сегодня
1 Абидов Магомед Хабибович, доктор экономических наук, профессор, начальник отдела организации проектной деятельности Организационно-проектного управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства, г. Махачкала, e-mail: abidov73@yandex.ru, тел. 8-989-654-14-28 Magomed Abidov, Doctor of Economics, Professor, Head of the Organization for Project Activity of the Organizational and Project Management Department of the Administration of the Head and Government of the Republic of Dagestan, Leading Researcher of the Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, e-mail: abidov73@yandex.ru, tel. 8-989-654-14-28
для решения насущных проблем социально-экономического развития региона.
В вопросах внедрения системы проектного управления в деятельности органов исполнительной власти регионов Республика Дагестан была в числе первых среди субъектов Российской Федерации. Первоначально были обозначены 10 приоритетных проектов. В 2014 году с целью повышения эффективности их реализации некоторые из них были укрупнены и общее количество проектов было сокращено до 7:
- «Обеление» экономики»;
- «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие»;
- «Новая индустриализация»;
- «Эффективное государственное управление»;
- «Безопасный Дагестан»;
- «Эффективный АПК»;
- «Человеческий капитал».
Несмотря на активные меры Правительства РД по внедрению проектного подхода, до сих пор имеет место ряд сдерживающих факторов, негативно сказывающихся на результатах реализации отдельных проектов. Прежде всего, недостаток квалифицированных кадров - профессиональных руководителей проектов. В Республике Дагестан наблюдается явный дефицит специалистов при все более возрастающем интересе к практике проектного управления. Дефицит специалистов в области проектного управления усугубляет тот фактор, что для их подготовки необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки, а также участие в реальных проектах. Соответственно, требуется достаточно много времени, чтобы овладеть знаниями в этой области.
Другими не менее важными сдерживающими факторами развития проектного управления являются:
- недостаточно проработанная методология проектного управления в республике;
- низкая мотивация участников, в том числе отдельных руководителей и кураторов проектов;
- неполноценное взаимодействие систем программного и проектного управления на разных уровнях государственного управления республики.
До 2017 года формат организации проектной деятельности, подходы к проектному управлению, применяемые в республике, не в полной мере соответствовали классическому формату организации проектной деятельности.
В 2016 федеральная власть начала реали-зовывать ключевые задачи стратегического развития России именно через систему проектного управления, и в этой связи предприняты конкретные шаги: создан Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, утверждены 11 направлений стратегического развития Российской Федерации (5 июля 2017 года решением Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждено двенадцатое направление - «Цифровая экономика»):
1. Здравоохранение.
2. Образование.
3. Ипотека и арендное жилье.
4. ЖКХ и городская среда.
5. Международная кооперация и экспорт.
6. Производительность труда.
7. Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы.
8. Реформа контрольной и надзорной деятельности.
9. Безопасные и качественные дороги.
10. Моногорода.
11. Экология.
15 октября 2016 г. Правительством РФ принято постановление Правительства Российской Федерации № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Указанным постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать проектную деятельность, руководствуясь Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.
Во исполнение данного постановления в Правительстве Республики Дагестан разработан и утвержден План работы по организации проектной деятельности в республике, согласно которому создана организационная структура проектного управления, которая включает в себя:
- Совет при Главе Республики Дагестан по
5
устойчивому развитию и приоритетным проектам;
- Координационную группу Совета;
- Республиканский, ведомственные и муниципальные проектные офисы;
- Проектные комитеты, которые возглавляют заместители Председателя Правительства
РД;
- Центр компетенций проектного управления при Правительстве Республики Дагестан.
Организация проектной деятельности в Республике Дагестан в 2017 году, согласно новому формату проектного управления, можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап - разработка соответствующей республиканской нормативной и методической базы проектного управления. С этой целью:
- принято постановление Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 2016 года № 350 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан»;
- разработаны Стандарты организации проектной деятельности как в Правительстве Республики Дагестан, так и в органе местного
самоуправления муниципального образования Республики Дагестан;
разработана система оценки эффективности реализации приоритетных проектов в муниципальных образованиях республики.
Второй составляющей проектной деятельности, на наш взгляд, явился процесс формирования портфеля приоритетных проектов на 2017-2018 годы и на период до 2025 года.
По итогам всех процедур и этапов подготовки портфеля приоритетных проектов, предусмотренных Стандартом и Положением об организации проектной деятельности в Республике Дагестан на 2017 год и на период до 2025 года, сформирован портфель из 59 приоритетных проектов (программ) развития Республики Дагестан, в том числе 8 приоритетных проектов в рамках 11 направлений стратегического развития Российской Федерации и 52 проекта в рамках 7 приоритетных проектов развития Республики Дагестан. Бюджет проектов в общей сложности составляет около 25 млрд рублей. Информация о бюджете проектов и его освоении на 2017 год представлена в таблице 1 и 2.
Таблица 1 - Информация о бюджете приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 2017 году
№ Приоритетный проект Бюджет на 2017 г. (млн рублей)
ФБ РБ МБ ВИ Итого:
1. «Обеление» экономики - - - - -
2. «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие 909,9 1542,8 - 2863,4 5316,1
3. Новая индустриализация 3500,0 - 17,1 2028,4 5545,5
4. Эффективное государственное управление 24,7 58,8 0,5 - 84,0
5. Безопасный Дагестан - 37,4 - - 37,4
6. Эффективный АПК 15,9 1,6 - 2530,0 2547,5
7. Человеческий капитал 97,1 756,8 - 757,7 1611,6
Итого: 4547,6 2397,4 17,6 8179,5 15142,1
Таблица 2 - Информация о бюджете приоритетных проектов развития Республики Дагестан в рамках основных направлений стратегического развития
Российской Федерации в 2017 году
№ Направление стратегического развития РФ Бюджет на 2017 г. (млн рублей)
ФБ РБ МБ ВИ Итого:
1. Безопасные и качественные дороги 637,5 637,5 - - 1275,0
2. Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 265,0 167,0 - - 432,0
3. Образование 1311,2 69,1 10,0 600,0 1990,3
4. ЖКХ и городская среда 668,3 35,2 - - 703,5
5. Моногорода 1555,9 66,0 14,0 3119,8 4755,7
6. Реформа контрольной и надзорной деятельности - - - - -
Итого: 4437,9 974,8 24,0 3719,8 9156,5
Подводя некоторые итоги реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 2017 году, следует отметить, что наиболее успешными среди них были проекты, реализуемые в рамках основных направлений стратегического развития России.
В 2017 году в рамках реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской городской агломерации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» повысили качество 60,5 км внутригородских и 17 км подводящих к городу дорог. Выполнены ремонтные работы на 71 улицах города. В 2018 году планируется привести в нормативное состояние еще порядка 99 улиц города Махачкалы. Надо заметить, что Республика Дагестан по темпам реализации проекта и по качеству проведенных работ находится в лидерах среди российских регионов.
Реализация федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в республике позволило благоустроить 112 дворов и 23 территории общественного пользования во всех городах Республики Дагестан. В 2018 году планируются работы по благоустройству в 10 городских округах и 23 муниципальных районах Республики Дагестан.
В рамках направления «Образование» успешно реализованы проекты «Создание современной образовательной среды для школьников в Республике Дагестан» и «Доступное дополнительное образование для детей». Практически завершены работы по всем 7 школам, за исключением по объекту «Школа в г. Махачкале, просп. Амет-хана Султана», где из-за сложности проведения работ произошел сдвиг срока сдачи объекта.
В октябре 2017 г. в целях создания условий дополнительного образования для детей в Махачкале состоялось открытие детского технопарка «Кванториум», где дети смогут получить практические навыки в сфере 1Т-техно-логий, физики, математики, проектирования, робототехники.
В рамках программ комплексного развития моногородов Каспийск и Дагестанские Огни проведены серьезные работы по созданию в этих городах социальной инфраструктуры, со-
зданию дополнительных рабочих мест и т.д.
Перечень достижений в рамках проектной деятельности Правительства РД можно и дальше продолжить. При этом следует отметить, что в организации проектной деятельности в республике необходимо усилить работу в части обеспечения оперативного и эффективного взаимодействия между участниками проектной деятельности на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях.
С целью изучения практики взаимодействия органов власти на региональном и муниципальном уровнях республиканский проектный офис провел мониторинг эффективности реализации приоритетных проектов в муниципальных образованиях Республики Дагестан для выработки предложений по повышению эффективности проектной деятельности в республике. Эту работу можно отнести к третьему этапу организации проектной деятельности в Республике Дагестан в 2017 году.
Итоги мониторинга позволили выявить ключевые проблемы территориального развития республики. Эти проблемы должны лечь в основу процесса реализации республиканских и муниципальных приоритетных проектов.
Для формирования портфеля приоритетных проектов на 2018 год республиканским проектным офисом была предпринята попытка изучить инвестиционную деятельность в муниципальных образованиях республики. На основе полученной информации был проведен кластерный анализ инвестиционной деятельности в районах и городах республики. Произведена группировка муниципальных образований республики по направлениям инвестиционной деятельности (развитие АПК, социальная и транспортная инфраструктура, туризм, промышленность и энергетика, торговля).
Полагаем, что полученная информация также послужит источником информации и предметом обсуждения при разработке и реализации приоритетных проектов в 2018 году и в последующие годы. Т.е. создавшаяся рыночная конъюнктура в экономике региона должна стать опорой в реализации приоритетных проектов развития Дагестана. Опираясь на экономическую платформу, которую уже создали предприниматели республики без помощи государства, необходи-
7
мо дать новый толчок в их развитии, задействуя организационный и инвестиционный потенциал этих предпринимателей.
В 2018 году в республике также получит развитие реализация ведомственных и муниципальных приоритетных проектов.
С целью повышения эффективности внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти РД и органов местного самоуправления муниципальных образований РД необходимо:
- повысить личную ответственность кураторов приоритетных проектов (заместителей Председателей Правительства РД) и руководителей проектов как за ходом реализации, так и за результаты проектов;
- внедрить механизм мотивации участников проектной деятельности. Отсутствие такого механизма их личной мотивации сдерживает
развитие проектных форм и методов организации работы в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления РД;
- внедрить автоматизированную информационную систему проектной деятельности (АИСПД) с целью упрощения системы мониторинга хода реализации проектов.
Развитию проектной деятельности в муниципальных образованиях способствовало бы реализация точечных проектов, направленных на адресное развитие социально-экономических объектов в муниципальных образованиях, т.е. на создание так называемых «точек роста» в муниципалитетах. Для реализации этой идеи целесообразно было бы создать фонд развития проектной деятельности в Республике Дагестан или обеспечить целевое финансирование проектов из республиканского бюджета Республики Дагестан.