низаций региона, выставляя его на конкурс.
Третья группа мер. Формирование методического актива отрасли. Данное направление может включать в себя образование на региональном уровне профессионального объединения методистов по физической культуре и спорту. Весьма перспективным видится создание сетевого сообщества (клуба) спортивных методистов в Интернете.
При органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем управление в области физической культуры и спорта, возможно создание регионального методического (научно-методического) совета, объединяющего ведущих методистов по физической культуре и спорту региона.
Кроме того, возможна тематическая (проблемно-ориентированная) интеграция методического актива в рамках деятельности временных творческих коллективов, экспертных групп, комиссий, инновационных проектов, реализуемых по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта и объединяющих вокруг себя творческих работников отрасли.
Четвертая группа мер. Создание площадок для обмена эффективным опытом, организация и проведение панельных тематических дискуссий, «круглых столов», мастер-классов, семинаров-практикумов, конференций с участием работников физической культуры и спорта.
Обобщение и диссеминация эффективного опыта работы, его широкая трансляция через общедоступные источники - мощный рычаг творческой активности работников сферы физической культуры и спорта. Здесь весьма важную роль, по нашему мнению, должны играть региональные спортивные федерации по видам спорта. Полагаем, их деятельность, направленная на развитие соответствующего вида спорта в субъекте Российской Федерации, должна включать в себя осуществление методической работы.
Пятая группа мер. Информационно-методическое обеспечение отрасли физической культуры и спорта посредством учреждения периодических методических изданий (в том числе в электронном виде), специализированных методических сайтов либо посредством создания методических ресурсов (разделов, рубрик) на сайтах органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, регионального Центра спортивной подготовки, спортивных организаций.
Указанные выше меры позволят актуализировать возможности методической деятельности внутри отрасли физической культуры и спорта, сформулировать приоритеты ее дальнейшего развития, приступить к созданию региональной отраслевой методической инфраструктуры.
Вместе с тем дальнейшая перспектива развития методической деятельности в сфере физической культуры и спорта так или иначе связана с межведомственным взаимодействием.
Список литературы
1 Абрамов Э. Н. Методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в Курганской области //Управление и методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в сельских территориях : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2015 г. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2015. С. 20-27.
2 Абрамов Э. Н, Антонов Д. П. Организация методической работы в системе подготовке спортивного резерва на региональном уровне (опыт Курганской области) // Вестник спортивной науки. 2015. № 6. С. 26-31.
3 Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
4 Лях В. И., Зданевич А. А., Физическая культура. 11 кл, Методическое пособие. Базовый уровень / под общ. ред.
В. И. Ляха. 7-е изд. Москва : Просвещение, 2010.
5 Столяров В. И. Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания. Бишкек, 2013.
References
1 Abramov E.N. Methodological support of the development of physical culture and sports in the Kurgan region // Management and methodological support of the development of physical culture and sports in rural areas. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, April 23, 2015 - Shadrinsk: Publishing House of the State Unitary Enterprise "Shadrinsky Printing House", 2015. P. 20-27.
2 Abramov EN, Antonov DP Organization of methodical work in the system of training a sports reserve at the regional level (the experience of the Kurgan region) // Herald of sports science. 2015, No. 6. pp. 26-31.
3 Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation of December 27, 2013, No. 1125 "On the approval of the specifics of the organization and implementation of educational, training and methodological activities in the field of physical culture and sports."
4 Lyakh VI, Zdanevich AA, Physical Culture. 11 cells., Methodical manual. Baseline level / VI Lyakh, AA Zdanevich; under the Society. Ed. VI Lyakh. - 7 th ed. - Moscow: Education, 2010.
5 Stolyarov V.I. Innovative concept of modernization of theory and practice of physical education. - Bishkek, 2013.
УДК 821.161.1.09.-1 И.М. Жукова
Курганский государственный университет, Курган
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации проектной деятельности студентов филологического факультета. Описываются этапы реализации проектного обучения во внеучебной деятельности студентов.
Ключевые слова: проектное обучение, практико-ориентированные инновации, фестиваль проектов.
I.M. Zhukova
Kurgan State University, Kurgan
ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS OF PHILOLOGICAL FACULTY
Abstract. This article discusses approaches to the organization of project activity of the students of Philological Faculty. The stages of realization of project-based learning in extra-curricular activities of the students are described.
Keywords: project-based learning, practice-oriented innovations, Festival of projects.
Ежегодный конкурс научных и творческих проектов «Перекресток» нацелен на привлечение студентов филологического факультета Курганского государственного университета (КГУ) к научной и творческой проектной деятельности [1]. Задачи конкурса:
1 Развитие творческого потенциала студентов филологического факультета КГУ.
2 Выявление и поддержка талантливой молодежи в области социально значимой научно-исследовательской и творческой деятельности.
3 Привлечение внимания работодателей к научной и творческой проектной деятельности студентов КГУ.
4 Конструктивное взаимодействие студентов университета и организаций-работодателей.
5 Предоставление участникам конкурса площадки для обмена опытом и методикой разработки научных и творческих проектов, для получения дополнительных сведений в области филологии.
6 Стимулирование молодежи к участию в разработке и реализации творческих проектов в филологической сфере.
7 Повышение знаний и профессиональных навыков студентов.
Оргкомитет утверждает состав и организует работу Экспертного совета конкурса, утверждает решения Экспертного совета об определении победителей конкурса. Для оценки конкурсных работ создается жюри из числа представителей организаторов и партнеров конкурса.
Председатель Оргкомитета утверждает состав Рабочей группы конкурса. Рабочая группа конкурса осуществляет консультирование участников конкурса по вопросам составления и заполнения заявки на участие в конкурсе и творческого проекта, приема заявок и проектов, регистрации участников конкурса, оповещает участников конкурса о результатах конкурса.
В группе Вконтакте «Филологический факультет КГУ» [2] размещается информация о конкурсе, о поступивших проектах и о результатах их оценки. Отправленная заявка является подтверждением авторства предоставляемого проекта, полным согласием с условиями его проведения и с опубликованием предоставленного проекта как пол-58
ностью, так и частично на сайтах организаторов.
Организатором конкурса является деканат филологического факультета КГУ. Главная номинация конкурса - «Лучший студенческий творческий (научный) проект». Члены Экспертного совета по согласованию с Оргкомитетом имеют право учреждать дополнительные номинации.
Участниками конкурса могут быть группы бакалавров и магистрантов филологического факультета КГУ, предоставившие оригинальные исследовательские и творческие проекты по филологической тематике. Проект должен содержать следующие разделы: титульный лист; аннотацию, в которой отражена концепция проекта, обоснование актуальности, цели и задачи проекта, видеорезюме проекта. Видео-резюме должно содержать представление идеи проекта и информацию о его авторе (авторах). Продолжительность видеоролика не более 3 минут.
Конкурс проводится в открытой форме в два этапа. Первый этап - информационно-организационный. На сайте конкурса и в СМИ размещается объявление о проведении конкурса и документы, регламентирующие порядок его проведения (содержание задания, критерии и порядок оценки проектов, порядок и сроки объявления результатов конкурса). Отборочный тур конкурса включает прием заявок и сбор пакета документов для участия в конкурсе, обработку пакета документов с целью возможности (невозможности) допуска к участию в конкурсе, отбор проектов.
Подтверждение о регистрации в качестве участника конкурса направляется студенту (группе студентов) по электронной почте на адрес, указанный в заявке. По итогам первого этапа конкурсная комиссия отбирает проекты, которые проходят во второй этап конкурса.
Второй этап - публичная защита представленных проектов в форме фестиваля студенческих проектов [4]. Материалы представляются в электронном и печатном варианте. Оргкомитет утверждает программу Фестиваля:
Программа фестиваля «Перекресток» 2018 г.
1-й день (19 марта)
1 «Любовь на страницах русской классики» -гр. Ф-30515, Ф-30715
2 «Клуб «Мертвые души» - гр. Ф-20716
3 «Дети войны» - гр. Ф-20716
4 «Баллада о борьбе» - гр. Ф-10717
2-й день (20 марта)
1 «Собирал человек слова... (Жизнь и деятельность В.И. Даля)» - гр. Ф-10517м
2 Молодежный телепроект «УНИВЕРСИЯ» -гр. Ф-30815
3 «Все просто»: короткометражный фильм по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - гр. Ф-20816
4 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»: видеоурок китайского языка - группа Ф-30115
3-й день (21 марта)
1 «В человеке все должно быть прекрасно...» -гр. Ф-10817
2 Презентация социального ролика -гр. Ф-10817
3 «Портреты современной поэзии» -гр. Ф-40517, Ф-40714
Третий этап - награждение победителей. Информация об итогах конкурса и список победителей размещается на официальном сайте конкурса. Проекты оцениваются Экспертной комиссией. Для оценки публично представленных проектов и определения претендентов на победу Экспертная комиссия привлекает внешних экспертов. Одновременно в группе Вконтакте «Филологический факультет КГУ» [1] проходит публичное голосование, победители которого награждаются в номинации «Глас народа». Результаты освещаются в СМИ и на сайте конкурса [2; 3]. Победители награждаются дипломами. Лучшие проекты рекомендуются к публикации в сборнике научных студенческих трудов ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
На фестивале осуществляется отбор лучших научных и творческих проектов для их реализации (презентации) в студенческих, школьных и других молодежных аудиториях города Кургана и Курганской области с целью пропаганды филологических знаний, профессиональной ориентации, эстетического и нравственного развития молодежи.
Список литературы
1 URL: http://kgsu.ru/index.php?r=site%2Findex%2Fpost& id=6422
2 URL: https://vk.com/ffkgsu
3 URL: http://kurgan.bezformata.ru/listnews/filolo gicheskom-fakultete-startoval/65672439/
4 URL: https://vk.com/photo-42645441_456245472
УДК 616.89-008.434.3
М.М. Киселева, Т.А. Бурнатова
Курганский государственный университет,
Курган
ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Аннотация. В статье определены основные направления воспитательного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрен компонентный состав понятия «коммуникативная компетенция», изучены характерные особенности уровня сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и
дизартрией, выделены основные методики изучения и формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, дизартрия, старший дошкольный возраст, компетенция, коммуникативная компетенция.
M.M. Kisseleva,T.A. Burnatova Kurgan State University, Kurgan
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THIRD LEVEL
Abstract. The article defines the main directions of the educational process, organized in the preschool educational institution for the formation of the communicative competence of pupils, the component composition of the concept "communicative competence" is examined, characteristic features of the level of communication competence in children of the senior preschool age with general underdevelopment of speech and dysarthria are studied, methodics of study and formation of communicative competence in children of the senior preschool age with the general underdevelopment of speech are specificated.
Keywords: general speech underdevelopment of third level, dysarthria, senior preschool age, competence, communicative competence.
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает коммуникативное развитие личности. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В связи с усилением внимания государства и общественности к проблеме формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Образовательный стандарт обеспечивает всестороннее развитие личности, формирование мотивации и способностей детей в различных видах деятельности [7].
Для формирования коммуникативной компетенции в стандарте разработаны следующие