Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение подготовки инженерных кадров для цифровой экономики'

Организационно-методическое обеспечение подготовки инженерных кадров для цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровые технологии / компетенции / непрерывная подготовка / квалификационно-компетентностный портрет выпускника / digital economy / digital technologies / competences / continuous training / qualifi cationcompetence portrait of the graduate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюков Владимир Ильич, Давыдова Марина Вадимовна, Михалев Андрей Михайлович, Маслов Денис Александрович

В работе анализируется подготовка инженерных кадров, приводятся рекомендации по совершенствованию организаци64 онно-методического обеспечения подготовки выпускников машиностроительных направлений для обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курдюков Владимир Ильич, Давыдова Марина Вадимовна, Михалев Андрей Михайлович, Маслов Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING ENGINEERING STAFF FOR DIGITAL ECONOMY

The work analyzes the training of engineering personnel, provides recommendations for improving the organizational and methodological support for the training of graduates of machinebuilding directions to ensure the digital economy with competent personnel.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение подготовки инженерных кадров для цифровой экономики»

Анализируя таблицу 3, можно утверждать, что методики поспособствуют активному формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. В процессе кор-рекционно-педагогической работы будет пополнен активный словарный запас, развиты творческие способности, получены знания и умения для выстраивания взаимодействия с окружающими.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, так как нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникации, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной компетенции в целом. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи процесс коммуникации происходит с некоторыми затруднениями из-за того, что бедность словаря усложняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания; неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения; ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение правильно оценивать свои возможности приводит к снижению их коммуникативной активности. Следовательно, логопедическая работа должна включать ряд мероприятий, направленных на усвоение знаний правил и норм построения грамотного речевого высказывания, приобретение умений грамотного воспроизведения сообщения, развитие личностных качеств, способствующих взаимодействию с окружающими.

В заключение отметим: в дошкольном возрасте происходит активное расширение круга общения, а значит, потребность в общении возрастает, поэтому формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте, когда развитие коммуникативных умений находится в сензитив-ном периоде, играет важную роль для того, чтобы ребенок мог социализироваться и комфортно чувствовать себя в обществе.

Список литературы

1 Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И. Обучение русскому языку в школе : учеб.пособие. Москва : Дрофа, 2004. 240 с.

2 Вакуленко Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учеб.-методич. пособие. Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. 272 с

3 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 08.07.2018)

4 Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. С. 80-82. URL: https://moluch.ru/

conf/ped/archive/105/5948/ (дата обращения: 09.07.2018)

5 Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С .Н. Шаховской. URL: http://pedlib.rU/Books/2/0049/2_0049-624.shtml (дата обращения: 07.07.2018)

6 Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/dizartricheskie-narusheniya-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.07.2018)

7 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https:// pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 10.07.2018)

8 Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос: Интернет-журнал. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 10.07.2018)

References

1 Bystrova E.A. Teaching Russian at school: teaching aid / Bystrova EA, Lvova SI, Kapinos V.I. - M.: Drofa, 2004. - 240 p.

2 Vakulenko L.S. Education and training of children with speech disorders. Psychology of children with speech disorders: textbooks. allowance/L.S. Vakulenko. - M.: FORUM: INFRA-M, 2018. - 272 p.

3 Zimnyaya IA Key competences as the effective-target basis of the competence approach in education: the author's version [Electronic resource] / IA Zimnyaya. - Access mode: http://www. edu.ru (reference date: 08.07.2018)

4 Krasovskaya EV, Danilova AN Formation of communicative competences in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech // Theory and practice of education in the modern world: materials V Intern. sci. Conf. (St. Petersburg, July 2014). - St. Petersburg: Satis, 2014. - P. 80-82. -[Electronic resource]. - Access mode: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/105/5948/ (reference date: July 9, 2013)

5 Speech therapy: a textbook for defectol students. fact. ped. universities/Ed. L.S. Volkova, S.N. Shakhovskoy [Electronic resource] - Access mode: http://pedlib.ru/ Books/2/0049/2_0049-624.shtml (reference date: 07/07/2018)

6 Prihodko O. G. Dysartic speech disorders in children of early and preschool age [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/dizartricheskie-narusheniya-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (reference date: 07/09/2018)

7 Federal state educational standard of preschool education [Electronic resource]. - Access mode: https://pravobraz.ru/ federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (reference date: July 10, 2013)

8 Khutorsky A. V. Key Competencies and Educational Standards //Internet-Journal "Eidos". [Electronic resource] -Access mode: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (reference date: July 10, 2013)

УДК 378.147.88

В.И. Курдюков, М.В. Давыдова, А.М. Михалев, Д.А. Маслов

Курганский государственный университет, Курган

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В работе анализируется подготовка инженерных кадров, приводятся рекомендации по совершенствованию организаци-

онно-методического обеспечения подготовки выпускников машиностроительных направлений для обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, компетенции, непрерывная подготовка, квалификационно-компетент-ностный портрет выпускника.

V.I. Kurdyukov, M.V. Davydova, A.M. Mikhalev, D.A. Maslov

Kurgan State University, Kurgan

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING ENGINEERING STAFF FOR DIGITAL ECONOMY

Abstract. The work analyzes the training of engineering personnel, provides recommendations for improving the organizational and methodological support for the training of graduates of machinebuilding directions to ensure the digital economy with competent personnel.

Keywords: digital economy, digital technologies, competences, continuous training, qualification-competence portrait of the graduate.

В 2018 году началась реализация Государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Программой определена государственная политика по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. К ним отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Основными целями направления программы, касающимися кадров и образования, являются:

- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;

- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;

- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;

- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

При бурном росте объемов информации, становлении новой информационной культуры требуются незамедлительные действия со стороны образовательных структур по разработке

инновационных технологий обучения, связанных с компьютерной подготовкой и цифровыми технологиями.

Особенно это касается студентов технических специальностей и направлений подготовки, поскольку инженерная деятельность в настоящих условиях включает в себя различные виды проектных разработок и научных исследований, подразумевающих широкое использование возможностей прикладных информационных технологий и компьютерных систем. Инженеры, использующие в своей профессиональной деятельности современные информационные технологии, способны решать самые трудоемкие задачи проектирования в кратчайшие сроки.

Одна из важнейших функций университета -обеспечить опережающую подготовку специалистов по приоритетным областям науки, техники, технологии и промышленности.

Актуальность преподавания информационных и цифровых технологий связана с подготовкой высококвалифицированного специалиста, востребованного современным рынком труда, и широко образованной личности, имеющей системное инженерное мышление, способность всесторонне анализировать любую профессиональную задачу, быстро адаптироваться в своей и смежных специальностях, иметь стремление повышать свой профессиональный уровень.

Современная промышленность все больше переходит на выпуск продукции индивидуально, под конкретную группу потребителей. Стремление к индивидуальному удовлетворению конкретного клиента требует производств, имеющих гибкую структуру бизнес-процессов, что влечет за собой внедрение новых подходов, концепций и методологии. Одна из таких концепций, CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support), превратилась сегодня в целое направление информационных и цифровых технологий.

Идеология CALS состоит в отображении реальных бизнес-процессов на виртуальную информационную среду, где эти процессы реализуются в виде компьютерных сред автоматизированной поддержки (САП) и систем автоматизированного проектирования (САПР), а информация существует только в цифровом виде.

Преподавание дисциплин, связанных с цифровыми технологиями, предполагает многоплановое сотрудничество обучающихся, их интенсивные контакты с преподавателями (учебный процесс, научное студенческое сообщество и т.п.), более органичную связь научных и учебных исследований студентов с содержанием образовательного процесса.

Поиск условий оптимизации подготовки студентов направлений подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и 15.03.01 «Машиностроение» в области цифровых технологий на технологическом факультете Курганского го-

сударственного университета показал, что выпускники за время обучения должны приобрести уровень профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющий решать широкий спектр задач проектирования, в условиях цифрового производства.

Следовательно, для наиболее успешной подготовки необходимо начинать обучение студентов САПР и цифровым технологиям как можно раньше, буквально с первых дней пребывания в вузе. Это возможно осуществить путем широкого применения существующих САПР и САП при преподавании не только дисциплин, связанных с компьютерной подготовкой, но и при изучении общетехнических и специальных дисциплин. Это позволит избежать разрыва образовательной траектории при формировании компетенции в сфере информационных и цифровых технологий, который возникает в следствии временного перерыва при изучении дисциплин, связанных с компьютерной подготовкой и цифровыми технологиями.

При рассмотрении Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) III поколения по указанным направлениям подготовки выявлены общие (при изучении общепрофессиональных дисциплин) и специфические (при изучении специальных дисциплин) требования к подготовке выпускников в области информационных и цифровых технологий.

В результате, по замыслу авторского коллектива, наиболее рационально разделить весь процесс подготовки на три этапа.

I этап - углубленная компьютерная подготовка, направленная на приобретение студентами знаний в области программирования и умений решать простейшие расчетные и проектные инженерные задачи с применением компьютера.

II этап - применение лицензионных компьютерных программ при изучении фундаментальных общепрофессиональных дисциплин, при курсовом проектировании; создание студентами собственных программных продуктов. Эффективным на данном этапе будет использование преподавателями электронных форм обучения, которые не только способствуют образному представлению изучаемого материала, но и являются примером широкого использования компьютера в профессиональной деятельности.

III этап - применением комплекса САПР при изучении специальных дисциплин. На этом этапе ставится задача не только усвоения новых знаний, но и умение прослеживать межпредметные связи и использовать программные продукты в комплексе. Здесь следует отметить перспективность информационного обмена для наибольшей эффективности применения систем автоматизированного проектирования.

Принцип создания непрерывной образовательной траектории при формировании компетенций в сфере информационных и цифровых технологий (принцип непрерывной подготовки)

показан на рисунке 1, на котором представлены изучаемые дисциплины и разделы классификатора САПР и САП, приобретение навыков работы с которыми при освоении соответствующих дисциплин способствует повышению уровня указанных компетенций. Иллюстрация непрерывной образовательной траектории при формировании компетенций в сфере информационных и цифровых технологий показана на рисунке 2, на котором наглядно видно, что при отсутствии разрыва по времени между изучаемыми дисциплинами при формировании соответствующих компетенций уровень остаточных знаний при реализации непрерывной подготовки существенно выше.

Рисунок 1 - Принцип создания непрерывной образовательной траектории при формировании компетенций в сфере информационных и цифровых технологий

Рисунок 2 - Эффективность применения непрерывной образовательной траектории при формировании компетенций в сфере информационных и цифровых технологий

Каждым ФГОС ВО предусматривается конкретизация квалификационно-компетентностного портрета выпускника с учетом реально сложившейся ситуации на рынке труда региона, на который ориентирована работа вуза.

Для совершенствования системы подготовки инженерных кадров для экономики Курганской области предлагается предусмотреть в основных образовательных программах по направлениям 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и 15.03.01 «Машиностроение» универсальные профильные компетенции в области информационных и цифровых технологий.

В соответствии с задачами государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и на основе анализа потребностей промышленных предприятий Курганской области в квалифицированных инженерных кадрах, обладающих компетенциями в области цифровых технологий, авторами сформирован перечень компетенций, конкретизирующий квалифика-ционно-компетентностный портрет выпускника. Перечень компетенций, а также виды САПР и САП, изучение которых способствует освоению указанных компетенций, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Перечень компетенций в области информационных и цифровых технологий конкретизирующий квалификационно-компетентностный портрет выпускника

Продолжение таблицы 1

АП-7 Способность к организации и выполнению автоматизированного контроля параметров процессов производства и показателей качества продукции CAE

АП-8 Способность к выполнению профессиональной деятельности с использованием инженерных ресурсов единой информационной среды предприятия PDM

АП-9 Способность к выполнению профессиональной деятельности с использованием бизнес-ресурсов единой информационной среды предприятия ERP

АП-10 Способность к выполнению задач смежных профессиональной деятельности с использованием информационных технологий MRP

Примечания. Применяемые сокращения видов САПР и САП:

CAD - Computer Aided Design - компьютерная поддержка конструирования;

САЕ - Computer Aided Engineering - компьютерная поддержка инженерного анализа; САМ - Computer Aided Manufacturing - компьютерная поддержка изготовления;

TDM - Technological Data Menedgement - системы подготовки технологической документации; PDM - Product Data Management - системы управления проектными и инженерными данными; MRP - Material Resource Planing - системы планирования материальных и производственных ресурсов.

В таблицах 2 и 3 представлены элементы основных образовательных программ, а именно макеты структуры учебных планов направлений подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и 15.03.01 «Машиностроение», разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ВО III поколения и на основе принципа непрерывной образовательной траектории при формировании компетенций в сфере информационных и цифровых технологий. В представленных таблицах четко прослеживается непрерывность формирования указанных компетенций в течение всего срока обучения.

Индекс компетенции Название компетенции САПР и САП, способствующие освоению компетенций

АП-1 Способность к автоматизированному проектированию комплектов конструкторской документации CAD

АП-2 Способность разрабатывать модели изделий и сборочных единиц различной сложности CAD

АП-3 Способность к разработке средств визуализации объектов и процессов производства CAD

АП-4 Способность выполнять автоматизированное проектирование комплектов технологической документации TDM

АП-5 Способность выполнять автоматизированный инженерный анализ объектов и процессов производства CAE

АП-6 Способность выполнять автоматизированное проектирование и моделирование производственных технологий CAM

\Таблица 2 - Макет структуры учебного плана направления подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Дисциплины Семестры Профильные компетенции в области цифровых технологий

1 2 3 4 5 6 7 8

Информатика АП3, АП7, АП8

Специальные главы «Информатика» АП1, АП2

Автоматизированные информационные системы АП8, АП7, АП9, АП10

Специализированные системы компьютерной графики АП1, АП2

Основы трёхмерного моделирования в машиностроении АП1, АП2, АП3

Основы САПР АП1-АП10

Компьютерное обеспечение и организация контроля качества АП2, АП3, АП7

Математическое моделирование в технике АП8, АП9

Экономика производства АП9, АП10

Логистика. MRP системы АП9, АП10

Программирование автоматизированного оборудования АП4, АП8

САПР технологических процессов АП4, АП7, АП8, АП9, АП10

ERP системы АП9

Профессиональный практикум АП7, АП8

Дипломная работа АП1-АП10

Таблица 3 - Макет структуры учебного плана направления подготовки 15.03.01 «Машиностроение»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дисциплины Семестры Профильные компетенции в области цифровых технологий

1 2 3 4 5 6 7 8

Информационные технологии АП3, АП7, АП8

Специальные главы «Информатика» АП1, АП2

Автоматизированные информационные системы АП8, АП7, АП9, АП10

Специализированные системы компьютерной графики АП1, АП2

Основы трёхмерного моделирования в машиностроении АП1, АП2, АП3

Основы САПР АП1-АП10

Компьютерное обеспечение и организация контроля качества АП2, АП3, АП7

Математическое моделирование в технике АП8, АП9

Экономика производства АП9, АП10

Логистика. MRP системы АП9, АП10

Программирование автоматизированного оборудования АП4, АП8

ERP системы АП9

Профессиональный практикум АП7, АП8

Дипломная работа АП1-АП10

Предложенная модель непрерывной подготовки и перечень компетенций, конкретизирующий квалификационно-компетентностный портрет выпускника, разработанные авторами, органично вписываются в учебные планы направлений подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и 15.03.01 «Машиностроение» и могут быть рекомендованы для совершенствования системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами.

УДК 37.037.2

Л.В. Мякишева1, О.В. Полетаева2

1ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореаби-

литации ДЗМ», Москва

2Ноябрьский институт нефти и газа (филиал ТИУ), Ноябрьск

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. Авторы представляют структуру фонематических процессов и значимость их развития в коммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется средствам и методам развития фонематических процессов.

Ключевые слова: фонематический слух, фонематическая память, фонематическое восприятие, фонематические процессы, коммуникативная компетентность.

L.V. Myakisheva1, O.V. Poletaeva2

1GBUZ "Center for Pathology of Speech and

Neurorehabilitation of DZM", Moscow

2The November Institute of Oil and Gas (a branch

of the TIU), Noyabrsk

PHONEMATIC PROCESSES AS BASIS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Abstract. The authors represent the structure of phonematic processes and the significance of their development in communicative competence. Particular attention is paid to the means and methods of development of phonematic processes.

Keywords: phonematic hearing, phonematic memory, phonematic perception, phonematic processes, communicative competence.

Понятие «коммуникативная компетентность» стало распространенным в современном мире. Люди, способные слушать и слышать, объективно воспринимать сказанное, интерпретировать невербальные средства, передавать доступно любую информацию, ориентируясь на индивидуальные особенности собеседника, могут смело

относить себя к компетентным. Но действительность такова, что значительное количество людей испытывают серьезные затруднения в общении с другими, в передаче или осмыслении информации, в налаживании, поддержании связей. Опыт педагогической деятельности и психологической практики показывает, что особенно много людей с подобными проблемами можно встретить среди молодежи (до 30 лет), в юношеском возрасте (1618 лет) и на всех предыдущих возрастных этапах (дошкольный возраст и раннее детство).

Существенным фактором возникающих у современной молодежи, юношества и детей проблем развития коммуникативной компетентности являются недостаточная работа родителей, близкого окружения по развитию у ребенка фонематического слуха на ранних этапах онтогенеза.

Одним из ранних симптомов возникновения проблем в развитии коммуникативной компетентности являются речевые нарушения, которые принято называть общим термином «недоразвитие речи». Очевидность этих проблем можно зафиксировать в возрасте 10-13 месяцев. Если родители и ближайшее социальное окружение не проявляют активности в общении с ребенком в младенчестве, то речевое развитие задерживается. К году ребенок должен иметь в активной лексике до 25 слов. Фонематические процессы полностью формируются к 4 годам. Недостаточность анализа или синтеза речевых звуков сказывается на развитии произношения в целом.

Обратимся к механизмам и средствам речевого развития.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Долгое время развитие речи опиралось на знания о развитии моторики, мелких артикуляционных движений и рассматривалось через эту призму. Сегодня признано, что психофизиологической основой речи является ряд совместно работающих анализаторов, прежде всего речеслу-ховой и речедвигательный анализаторы [1].

Впервые понятие «фонема» ввел Л.С. Выготский. Он указал, что фонема - это смыс-лоразличительная частица языка. Психолог обратил внимание на восприятие фонем, в связи с чем был введен термин «фонематический слух». По мнению Л.С. Выготского, фонематический слух состоит из 3 ключевых компонентов:

- способности слышать, есть данный звук в слове или нет;

- способности различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

- способности различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Позже Д.Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя также 3 операции:

- умение определять линейную последова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.