Научная статья на тему 'Практикоориентированный подход в образовательной деятельности при подготовке научно-педагогических кадров как основа подготовки высококвалифицированных специалистов в отрасли физической культуры и спорта'

Практикоориентированный подход в образовательной деятельности при подготовке научно-педагогических кадров как основа подготовки высококвалифицированных специалистов в отрасли физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая деятельность / методический потенциал отрасли физической культуры и спорта / methodical activity / methodical potential of the industry of physical culture and sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Эдуард Николаевич, Грязных Андрей Витальевич

В материале раскрываются вопросы развития методической деятельности в отрасли физической культуры и спорта посредством мобилизации ее внутреннего методического потенциала. Для этого, как представляется авторам, необходимо реализовать меры по ряду магистральных направлений, которые представлены в тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL AS BASIS FOR TRAINING OF HIGHLYQUALIFIED SPECIALISTS IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The material reveals the questions of the development of methodological activities in the fi eld of physical culture and sports by mobilizing its internal methodological potential. For this, as the authors see, it is necessary to realize measures for a number of main directions, which are presented in the text.

Текст научной работы на тему «Практикоориентированный подход в образовательной деятельности при подготовке научно-педагогических кадров как основа подготовки высококвалифицированных специалистов в отрасли физической культуры и спорта»

власти историографических дискурсов, которые утверждают "нужные" представления в качестве официальной "памяти общества"» [4, 54]. Однако осмысление и последствия этого оказались вполне «постмодернистскими». Как утверждают те же И.М. Савельева и А.В. Полетаев, «тезис о «монополизации исторической памяти» активизировал, в частности, стремление «непосвященных» к стиранию граней между профессиональным и массовым историческим знанием, стимулировал попытки «уравнять в правах» на конструирование прошлого профессиональных историков, дилетантов и даже -широкие массы (трудящихся)» [4]. Об этом же пишет и А. Мегилл: «...обучение детей истории своей страны, издание популярных книг по истории своей страны, проведение комеморативных предприятий и выпуск исторически-ориентированных художественных произведений и фильмов - создают эффект, выгодный группе», причем «все эти репрезентации прошлого эпистемологически сомнительны» [5, 60]. Тем не менее, американский историк справедливо отмечает, что «в разных контекстах прошлое репрезентировано разными способами и с разными целями. При этом профессиональная историография, т.е. историография, пополняющая историческую дисциплину новыми знаниями, составляет только небольшую часть общих репрезентаций прошлого. Кроме нее существуют социальная память, эстетические репрезентации (например, кинофильмы) и популярная историография» [5, 53].

На вопрос, а возможно ли в таком случае формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории, мы можем ответить, что, на наш взгляд, да, возможно. Ярким примером является построение курса истории в советской школе, который, несмотря на абсолютизацию формационного подхода, развивал и научное, критическое отношение к историческому процессу, представляя его именно как процесс, как совокупность взаимообусловленных событий.

В конечном итоге главной задачей является необходимость найти баланс между научностью и так называемой «согласованностью» в содержании исторического образования. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости формирования определенной согласованной картины исторического прошлого, которую мы могли бы представить для ее дальнейшей ретрансляции в школьном историческом образовании. Само научное историческое сообщество не может в одиночку создать такой баланс в силу своей специфики (различные научные школы, подходы, научный поиск, дискуссии). Следовательно, базу согласования, социальный заказ должны формировать политические элиты, а задача научного сообщества применительно к школьному историческому образованию - сформулировать в соответствии с предъявленными требованиями, возможно, более непротиворечивую и научную презентацию прошлого.

Список литературы

1 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. URL: http://www.tolerance.ru/declar.html

2 Ракитов А. И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. Москва, 1982. С. 52.

3 Ясперс К. Смысл и назначение истории. Москва, 1991. С. 271-275.

4 Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. Москва, 2008.

5 Мегилл А. Некоторые соображения о проблеме истинностной оценки репрезентации прошлого// Эпистемология & философия науки. Т. XV. № 1. Москва, 2008.

References

1 Deklaraciya principov tolerantnosti. Utverzhdena rezolyuciej 5.61 general'noj konferencii YUNESKO ot 16 noyabrya 1995 goda. http://www.tolerance.ru/declar.html

2 Rakitov A.I. Istoricheskoe poznanie: sistemno-gnoseologicheskij podhod. - M., 1982. - S. 52.

3 YAspers K. Smysl i naznachenie istorii. - M, 1991. - S. 271-275.

4 Savel'eva I.M., Poletaev A. V. Social'nye predstavleniya o proshlom, ili Znayut li amerikancy istoriyu. - M., 2008.

5 Megill A. Nekotorye soobrazheniya o probleme istinnostnoj ocenki reprezentacii proshlogo// EHpistemologiya & filosofiya nauki. T. XV. № 1. - M., 2008.

УДК 796.07

Э.Н. Абрамов1, А.В. Грязных2 1 Федеральный центр подготовки спортивного резерва, Курган 2Курганский государственный университет, Курган

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. В материале раскрываются вопросы развития методической деятельности в отрасли физической культуры и спорта посредством мобилизации ее внутреннего методического потенциала. Для этого, как представляется авторам, необходимо реализовать меры по ряду магистральных направлений, которые представлены в тексте.

Ключевые слова: методическая деятельность, методический потенциал отрасли физической культуры и спорта.

E.N. Abramov1, A.V. Gryaznykh2

1The Federal Center for the Training of the Sports

Reserve, Kurgan

2Kurgan State University, Kurgan

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL AS BASIS FOR TRAINING OF HIGHLY-QUALIFIED SPECIALISTS IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Abstract. The material reveals the questions of the development of methodological activities in the field of physical culture and sports by mobilizing its internal methodological potential. For this, as the authors see, it is necessary to realize measures for a number of main directions, which are presented in the text.

Keywords: methodical activity, methodical potential of the industry of physical culture and sports.

Ориентация на практическую деятельность, реализацию знаний, умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности на любом уровне образования при подготовке научно-педагогических кадров, является основой высокой подготовленности высококвалифицированных специалистов в отрасли физической культуры и спорта. В основе этого тезиса лежит направленность практикоориентированного подхода в образовательной деятельности методической службы.

Условиями развития методической деятельности в отрасли физической культуры и спорта являются мобилизация ее внутреннего методического потенциала и эффективное использование возможностей межведомственного взаимодействия.

Актуализировать внутренние методические ресурсы сферы физической культуры и спорта на уровне субъектов Российской Федерации возможно посредством следующих мер.

Первая группа мер. Поддержка и развитие методической деятельности в сфере физической культуры и спорта в рамках региональных документов планово-стратегического характера (государственной программы развития физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации, региональных программ развития видов спорта и т.д.).

По нашему мнению, положительный эффект могло бы произвести принятие отдельных комплексов мер (планов действий, «дорожных карт»), направленных на адресную поддержку и развитие методической деятельности в спортивных организациях субъекта Российской Федерации.

Акцент на методической деятельности в стратегических документах отрасли на региональном уровне позволит определить потребность

в ресурсах, необходимых для ее эффективного осуществления.

В комплексе мер может быть задействован механизм конкурсной поддержки, в том числе проведение региональных смотров-конкурсов состояния методической работы в спортивных организациях, организация конкурсов профессионального мастерства среди методистов по физической культуре и спорту, формирование рейтингов спортивных учреждений региона по уровню организации и осуществления методической работы.

По итогам указанных конкурсных мероприятий возможно предоставление грантов на развитие методической деятельности, оснащение методических кабинетов спортивных организаций современным методическим оборудованием.

Не исключается принятие региональных требований к осуществлению методической деятельности в сфере физической культуры и спорта, включающих требования к оснащению методических кабинетов спортивных организаций современным оборудованием и др.

Вторая группа мер. Наделение региональных центров спортивной подготовки полномочиями по координации и методическому обеспечению спортивных организаций субъекта Российской Федерации с созданием специализированного структурного подразделения методического профиля (методического отдела).

Весьма актуальным является учреждение в региональных центрах спортивной подготовки института старших тренеров спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации с акцентом на их участии в реализации координационно-методических функций.

Используя возможности, предоставленные профессиональным стандартом «Тренер» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 193н), целесообразно включение в штатные расписания физкультурно-спортивных организаций тренеров-консультантов.

В этой связи особо востребованным становится формирование готовности старших тренеров, тренеров-консультантов к осуществлению методической деятельности прежде всего в рамках реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Реализация дополнительных профессиональных программ в интересах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников отрасли физической культуры и спорта может быть организована посредством сетевого взаимодействия регионального Центра спортивной подготовки с организациями, имеющими соответствующую лицензию. При этом Центр спортивной подготовки может ежегодно формировать централизованный заказ на организацию курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников спортивных орга-

низаций региона, выставляя его на конкурс.

Третья группа мер. Формирование методического актива отрасли. Данное направление может включать в себя образование на региональном уровне профессионального объединения методистов по физической культуре и спорту. Весьма перспективным видится создание сетевого сообщества (клуба) спортивных методистов в Интернете.

При органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем управление в области физической культуры и спорта, возможно создание регионального методического (научно-методического) совета, объединяющего ведущих методистов по физической культуре и спорту региона.

Кроме того, возможна тематическая (проблемно-ориентированная) интеграция методического актива в рамках деятельности временных творческих коллективов, экспертных групп, комиссий, инновационных проектов, реализуемых по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта и объединяющих вокруг себя творческих работников отрасли.

Четвертая группа мер. Создание площадок для обмена эффективным опытом, организация и проведение панельных тематических дискуссий, «круглых столов», мастер-классов, семинаров-практикумов, конференций с участием работников физической культуры и спорта.

Обобщение и диссеминация эффективного опыта работы, его широкая трансляция через общедоступные источники - мощный рычаг творческой активности работников сферы физической культуры и спорта. Здесь весьма важную роль, по нашему мнению, должны играть региональные спортивные федерации по видам спорта. Полагаем, их деятельность, направленная на развитие соответствующего вида спорта в субъекте Российской Федерации, должна включать в себя осуществление методической работы.

Пятая группа мер. Информационно-методическое обеспечение отрасли физической культуры и спорта посредством учреждения периодических методических изданий (в том числе в электронном виде), специализированных методических сайтов либо посредством создания методических ресурсов (разделов, рубрик) на сайтах органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, регионального Центра спортивной подготовки, спортивных организаций.

Указанные выше меры позволят актуализировать возможности методической деятельности внутри отрасли физической культуры и спорта, сформулировать приоритеты ее дальнейшего развития, приступить к созданию региональной отраслевой методической инфраструктуры.

Вместе с тем дальнейшая перспектива развития методической деятельности в сфере физической культуры и спорта так или иначе связана с межведомственным взаимодействием.

Список литературы

1 Абрамов Э. Н. Методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в Курганской области //Управление и методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в сельских территориях : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2015 г. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2015. С. 20-27.

2 Абрамов Э. Н, Антонов Д. П. Организация методической работы в системе подготовке спортивного резерва на региональном уровне (опыт Курганской области) // Вестник спортивной науки. 2015. № 6. С. 26-31.

3 Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

4 Лях В. И., Зданевич А. А., Физическая культура. 11 кл, Методическое пособие. Базовый уровень / под общ. ред.

В. И. Ляха. 7-е изд. Москва : Просвещение, 2010.

5 Столяров В. И. Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания. Бишкек, 2013.

References

1 Abramov E.N. Methodological support of the development of physical culture and sports in the Kurgan region // Management and methodological support of the development of physical culture and sports in rural areas. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, April 23, 2015 - Shadrinsk: Publishing House of the State Unitary Enterprise "Shadrinsky Printing House", 2015. P. 20-27.

2 Abramov EN, Antonov DP Organization of methodical work in the system of training a sports reserve at the regional level (the experience of the Kurgan region) // Herald of sports science. 2015, No. 6. pp. 26-31.

3 Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation of December 27, 2013, No. 1125 "On the approval of the specifics of the organization and implementation of educational, training and methodological activities in the field of physical culture and sports."

4 Lyakh VI, Zdanevich AA, Physical Culture. 11 cells., Methodical manual. Baseline level / VI Lyakh, AA Zdanevich; under the Society. Ed. VI Lyakh. - 7 th ed. - Moscow: Education, 2010.

5 Stolyarov V.I. Innovative concept of modernization of theory and practice of physical education. - Bishkek, 2013.

УДК 821.161.1.09.-1 И.М. Жукова

Курганский государственный университет, Курган

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации проектной деятельности студентов филологического факультета. Описываются этапы реализации проектного обучения во внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: проектное обучение, практико-ориентированные инновации, фестиваль проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.