Научная статья на тему 'Организация методической работы в системе подготовки спортивного резерва на региональном уровне (опыт Курганской области)'

Организация методической работы в системе подготовки спортивного резерва на региональном уровне (опыт Курганской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ПОДГОТОВКА / РЕГИОНЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / SPORTS RESERVE TRAINING / REGIONS / METHODICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Э. Н., Антонов Д. П.

В работе обсуждается стратегия построения и модернизации системы подготовки спортивного резерва сборных команд на уровне региона. Рассмотрены организационно-методические и законодательные предпосылки деятельности региональных методических служб. Оптимальным вариантом авторы считают модель, когда региональная методическая служба создается в качестве структурного подразделения Центра спортивной подготовки сборных команд субъекта Российской Федерации. На примере Курганской области показаны условия высокой эффективности системы подготовки спортивного резерва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Э. Н., Антонов Д. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of methodical work in the training of sports reserve at the regional level (experience of Kurgan region)

The paper discusses the strategy of construction and modernization of sports reserve training national teams at the regional level. The organizational-methodological and legislative background activities of the regional methodical services. The best option the authors consider a model where regional methodical service is created as a structural unit of the Center of sports preparation of combined teams of the Russian Federation. On the example of the Kurgan region shows high effectiveness of the conditions of preparation of sports reserve.

Текст научной работы на тему «Организация методической работы в системе подготовки спортивного резерва на региональном уровне (опыт Курганской области)»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (ОПЫТ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Э.Н. АБРАМОВ,

Федеральный центр подготовки спортивного резерва по Уральскому федеральному округу;

Д.П. АНТОНОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В работе обсуждается стратегия построения и модернизации системы подготовки спортивного резерва сборных команд на уровне региона. Рассмотрены организационно-методические и законодательные предпосылки деятельности региональных методических служб. Оптимальным вариантом авторы считают модель, когда региональная методическая служба создается в качестве структурного подразделения Центра спортивной подготовки сборных команд субъекта Российской Федерации. На примере Курганской области показаны условия высокой эффективности системы подготовки спортивного резерва.

Abstract

The paper discusses the strategy of construction and modernization of sports reserve training national teams at the regional level. The organizational-methodological and legislative background activities of the regional methodical services. The best option the authors consider a model where regional methodical service is created as a structural unit of the Center of sports preparation of combined teams of the Russian Federation. On the example of the Kurgan region shows high effectiveness of the conditions of preparation of sports reserve.

Ключевые слова: спортивный резерв, подготовка, регионы, методическая работа.

Keywords: sports reserve training, regions, methodical work.

Модернизация системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Комплексом мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, утвержденным Министром спорта Российской Федерации В.Л. Мутко 6 декабря 2011 года [1], и Планом по преобразованию детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) в организации спортивной подготовки, утвержденным заместителем Министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных 11 октября 2014 года.

В настоящее время реализуются меры по нормативному закреплению в федеральном законодательстве инструментов, обеспечивающих поэтапный переход организаций дополнительного образования физкуль-турно-спортивной направленности в статус организаций

спортивной подготовки. Планируется, что переход будет завершен в 2017 году.

Модернизация системы подготовки спортивного резерва требует создания и внедрения эффективных управленческих механизмов, одним из которых является методическое обеспечение.

В соответствии с приказом Минспорта России от 12 марта 2015 года «Об организации методической работы по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации» в структуре Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» создано организационно-методическое управление.

На данное управление возложены полномочия по координации методической работы в системе подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, что фактически предполагает создание в стране методическо-

го пространства, объединяющего методические службы в субъектах Российской Федерации, муниципальные методические службы и методические службы в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.

Каждое из указанных звеньев федерального методического пространства заслуживает специального изучения. Предметом рассмотрения данной статьи является методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва на уровне субъектов Российской Федерации с учетом опыта, накопленного в Курганской области.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты Российской Федерации получили новые полномочия по методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Ранее методическое обеспечение деятельности спортивных школ, как учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в большинстве субъектов Российской Федерации (а до этого в СССР) осуществляли специализированные методические структуры системы образования.

История методических служб в системе образования страны насчитывает уже более 90 лет. На уровне субъектов Российской Федерации функционируют учреждения дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки), в муниципалитетах действуют методические службы (информационно-методические кабинеты, методические объединения), законодательно закреплена и построена методическая работа на уровне организаций.

Длительное сосуществование с системой образования предопределило ситуацию, когда региональная система образования стала самым масштабным донором идей, инициатив и методических технологий для развития методической работы в спорте.

В условиях модернизации, когда методическое обеспечение изменений особенно востребовано, заимствование опыта создания и функционирования методических служб в системе образования может оказаться полезным для поступательного развития методической работы в организациях спортивной подготовки.

Вместе с тем механический перенос даже общепризнанного опыта методической работы без тщательного изучения, осмысления и систематизации может оказаться контрпродуктивным [2].

Это и побуждает к внутреннему отраслевому поиску и разработке моделей региональной отраслевой методической службы с учетом специфики сферы спорта.

По нашему мнению целью региональной отраслевой методической службы является обеспечение поступательного развития (модернизации) системы подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральными приоритетами.

Основные ее задачи связаны с:

• созданием и укреплением региональной методической инфраструктуры на всех уровнях системы под-

готовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;

• повышением профессиональной компетентности кадров и обеспечением их мотивационной и методической готовности к работе в новых условиях (введение программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, обновление содержания тренировочного процесса и т.д.).

Первым шагом на пути создания региональной отраслевой методической службы в Курганской области стало рассмотрение актуальности данного вопроса и принятие соответствующего решения на заседании Совета при губернаторе Курганской области по развитию физической культуры и спорта.

Вслед за политическим решением был издан приказ Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области о создании в системе подготовки спортивного резерва региональной отраслевой методической службы. Этим же приказом были определены структура и основные функции региональной методической службы.

Анализ сложившегося в Российской Федерации опыта позволил установить несколько наиболее распространенных вариантов региональных методических служб в системе подготовки спортивного резерва [3, 4].

В ряде регионов созданы специализированные организации методического профиля. Но наибольшую популярность получила модель, когда региональная методическая служба создается в качестве структурного подразделения (методического управления, отдела, сектора) Центра спортивной подготовки сборных команд субъекта Российской Федерации.

При этом до центра спортивной подготовки доводится государственное задание на проведение работ по осуществлению консультативной и методической деятельности.

Считаем данную модель оптимальной, поскольку в ней заложен потенциал сопряжения методической работы с информационно-аналитической, инновационной (экспериментальной), координационной деятельностью в системе подготовки спортивного резерва.

В качестве основного рабочего документа региональной отраслевой методической службы принимается ее план, который основывается на приоритетах развития системы подготовки спортивного резерва в стране и регионе [4].

Важнейшим этапом развития региональной методической службы и формирования объединенного методического пространства в системе спортивных школ региона является консолидация методического сообщества отрасли посредством создания коллегиальных консультативно-совещательных (координационных, экспертных) органов.

В Курганской области эта задача решена посредством следующих мер:

1) создание регионального Методического совета по физической культуре и спорту с привлечением в его состав ведущих методистов по спортивной подготовке региона (при Методическом совете функционируют

экспертные, творческие, проблемные, рабочие группы по актуальным вопросам спортивной подготовки);

2) создание Методического объединения спортивных школ Курганской области;

3) создание Совета руководителей спортивных школ Курганской области.

В качестве базового содержания и основных форм работы региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва определены:

- организация и проведение методических мероприятий (семинаров, мастер-классов, «круглых столов», открытых тренировочных занятий, вебинаров и т.д.);

- организация и проведение комплексных выездных методических мероприятий (например, «методических дней» в территориях субъекта Российской Федерации);

- организация и проведение групповых и индивидуальных консультаций;

- организация и проведение научно-методических мероприятий (конференций, методологических семинаров и т.д.);

- организация дополнительного профессионального образования работников учреждений, осуществляющих спортивную подготовку;

- организация стажировок, наставничества на базе ведущих учреждений региона, осуществляющих спортивную подготовку;

- внесение предложений по совершенствованию региональной системы подготовки спортивного резерва, повышению качества спортивной подготовки;

- подготовка методических рекомендаций, писем, пособий; присвоение методическим изданиям региональных грифов «Допущено / Рекомендовано» Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области;

- участие в подготовке проектов региональных нормативных правовых актов, в том числе документов планово-стратегического характера (концепций, стратегий, программ развития, комплексов мер, «дорожных карт» и т.д.);

- подготовка примерных/модельных документов (примерных программ спортивной подготовки по видам спорта, модельных муниципальных правовых актов, модельных локальных актов для спортивных школ и т.д.);

- подготовка методического инструментария для организации методической работы в системе подготовки спортивного резерва (инструкций, алгоритмов, порядков, диагностических и технологических карт и др.);

- методическое содействие организации сетевого (кластерного) взаимодействия (разработка нормативно-функциональных моделей взаимодействия, примерных форм соглашений о взаимодействии и т.д.);

- формирование регионального методического актива, создание сетевого сообщества методистов по спортивной подготовке и т.д.;

- взаимодействие с муниципальными органами управления в области физической культуры и спорта по вопросам методического обеспечения муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

- методическое сопровождение деятельности руководителей методических служб организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

- построение и развитие горизонтальных связей в региональной системе подготовки спортивного резерва, в том числе создание коммуникативных (дискуссионных) площадок для обмена опытом в тренерской среде;

- взаимодействие со спортивными федерациями по вопросам методического обеспечения, использование и развитие их методического потенциала;

- выявление, обобщение и диссеминация эффективного опыта, ведение банка эффективного управленческого и тренерского опыта, электронных методических баз и т.д.;

- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства в системе подготовки спортивного резерва;

- информационное обеспечение методической работы, в том числе создание и поддержание в актуальном состоянии специализированного методического ресурса в сети «Интернет»; построение каналов оперативного доведения актуальной методически значимой информации, организация видеоконференций и т.д.);

- мониторинг в системе подготовки спортивного резерва, анализ и оценка эффективности деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку; диагностика профессиональных затруднений тренеров, систематизация, выявление тенденций и закономерностей;

- изучение и анализ состояния и развития методической работы (в том числе укомплектованности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, методистами);

- создание вариативных моделей методической работы в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и их внедрение в инновационном режиме;

- организация и проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию методической работы в спортивных школах, конкурсов среди методистов по спортивной подготовке;

- внедрение эффективных методических (андра-гогических) технологий в деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку (портфель профессиональных достижений, актуализация резервов и проектирование индивидуальных программ профессионального развития тренеров и др.);

- разработка и доведение общих критериев и показателей эффективности деятельности методистов (инструкторов-методистов) спортивных школ, включение их в «эффективные контракты»;

- методическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности (прежде всего, федеральных и региональных экспериментальных (инновационных) площадок);

- экспертная деятельность, рецензирование, подготовка заключений, отзывов (в том числе экспертиза программ спортивной подготовки, локальных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку и т.д.);

- участие в контрольных мероприятиях, общественном мониторинге и независимой оценке качества услуг, оказываемых организациями, осуществляющими спортивную подготовку;

- специальная методическая работа с отдельными категориями работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку (молодыми тренерами, ветеранами и т.д.);

- методическое сопровождение аттестации и оценка качества деятельности в системе подготовки спортивного резерва субъекта Российской Федерации.

Эффективность региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва может обеспечиваться за счет следующих факторов:

- разработки приоритетов и планов развития системы подготовки спортивного резерва с уровня высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- достижения общественного согласия по основным направлениям и ожидаемым результатам развития системы подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;

интеграции всех учреждений региона, осуществляющих спортивную подготовку, вне зависимости от ведомственной принадлежности, на основе единых механизмов правового регулирования, единого методического, информационного, организационного, инновационного, соревновательного пространства, единых подходов в кадровой политике, экономике, финансировании, оценке качества услуг и эффективности деятельности;

- адресной поддержки лидеров в системе подготовки спортивного резерва с учетом, в том числе, инновационной активности и участия в методической работе;

- формализации межведомственного взаимодействия в методической работе, в том числе заключения соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в системе дополнительного образования (образования, культуры), а также научными организациями и организациями высшего образования по вопросам методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва.

Например, в Курганской области сделаны три важных шага, способствующих эффективной реализации методической работы в системы подготовки спортивного резерва:

1) принято постановление правительства Курганской области «О возложении функции регионального координатора всех спортивных школ Курганской области на Управление по физической культуре, спорту, и туризму Курганской области;

2) подписано поручение губернатора Курганской области «Сосредоточить координацию и исполнение полномочий учредителей муниципальных спортивных

школ на уровне заместителей глав районов (городов) по социальным вопросам»;

3) заключены соглашения между Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области и администрациями муниципальных районов и городских округов Курганской области о сотрудничестве по развитию физической культуры и спорта, в тексте которого отражены особенности взаимодействия в рамках совместно осуществляемой методической работы.

Эффективности методической работы способствует прозрачность и четкость реализуемой политики по модернизации системы подготовки спортивного резерва, заключенной в Концепции развития системы подготовки спортивного резерва в Курганской области и плане-графике модернизации системы подготовки спортивного резерва [5, 6].

Позитивными системными эффектами деятельности региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва являются:

• мотивационная и методическая готовность кадров организаций, осуществляющих спортивную подготовку, к участию в процессах модернизации;

• оперативный отклик региональной системы подготовки спортивного резерва на вызовы, изменения, новые задачи;

• положительная динамика в работе по переходу организаций дополнительного образования субъектов Российской Федерации в статус организаций спортивной подготовки;

• количество, разнообразие и качество методических мероприятий;

• количество и качество реализуемых, реализованных и внедренных в практику проектов (инновационных, социальных и т.д.) в системе подготовки спортивного резерва;

• количество и качество (востребованность) «продуктов» методической деятельности (рекомендаций, пособий, алгоритмов, порядков, диагностических карт и т.д.);

• количество, качество и востребованность разработанных и реализуемых программ дополнительного профессионального образования.

Таким образом, в настоящей статье предпринята попытка описать общие контуры региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва. Авторы полагают, что научно-методический поиск в данном направлении должен быть продолжен.

Создание во взаимодействии с субъектами Российской Федерации и поддержка деятельности региональных отраслевых методических служб является и в дальнейшем будет важнейшим приоритетом деятельности организационно-методического управления Федерального центра подготовки спортивного резерва.

Литература

1. Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, утвержденный Министром спорта Российской Федерации В.Л. Мутко 6 декабря 2011 года [Электронный ре-

сурс] / URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/1447/ (дата обращения: 24.10.2015 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Братков К.И. Анализ основных тенденций в российской системе подготовки спортивного резерва

по олимпийским видам спорта // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 4. - С. 16-19.

3. Губа В.П. Теория и методика успешной подготовки спортивного резерва / В.П. Губа // Международная научная конференция «Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития», 26-28 мая 2010 г.: материалы конф. / под общ. ред. А.Н. Блеера, В.П. Полянского. - М., 2010. - С. 124-126.

4. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография /

В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М., Сов. спорт, 2005. - 230 с.

5. Абрамов Э.Н. Методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в Курганской области //

Управление и методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в сельских территориях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2015 г. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2015. - С. 20-27.

6. Абрамов Э.Н., Васильев А.А. Совершенствование системы управления в системе физической культуры и спорта на муниципальном уровне (опыт Курганской области) // Управление и методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в сельских территориях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2015 г. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2015. -С. 5-13.

References

1. The set of measures for the development of the system of training of sports reserve in the Russian Federation, approved by the Minister of Sports of the Russian Federation V.L. Mutko December 6, 2011 [electronic resource] / URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1447/ (Date of access: 24.10.2015.)

2. Bratkov K.I. Analysis of the main trends in the Russian system of preparation of sports reserve Olympic sports // Vestnik sportivnoy nauki. - 2013. - No. 4. -Pp. 16-19.

3. Guba V.P. Theory and Methods of the successful preparation of the sports reserve / V.P. Guba // International scientific conference "Theory and methods of physical culture and sports heritage of the founders of and Prospects for Development", 26-28 May, 2010: Materials of Conf. / under total. Ed. A.N. Bleer, V.P. Polanski. - M., 2010. -Pp. 124-126.

4. Nikitushkin V.G. Organization and methodic basics for sports reserve training: monograph / V.G. Nikitushkin, P.V. Kvashuk, V.G. Bauer. M: Sovetskiy sport, 2005. - 230 p.

5. Abramov E.N. Methodical support of development of physical culture and sports in the Kurgan region // Control and methodological support for the development of physical culture and sports in rural areas. Proceedings of the scientific-practical conference, April 23, 2015. -Shadrinsk Univ. OGUP "Lufia Printing House", 2015. -Pp. 20-27.

6. Abramov E.N, Vasil'ev A.A. Improving governance in the system of physical culture and sports at the municipal level (experience of the Kurgan region) // Control and methodological support for the development of physical culture and sports in rural areas. Proceedings of the scientific-practical conference, April 23, 2015. - Shadrinsk Univ. OGUP "Lufia Printing House", 2015. - Pp. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.