готовки спортивного резерва на вызовы, изменения, новые задачи;
- положительная динамика в работе по переходу организаций дополнительного образования субъектов Российской Федерации в статус организаций спортивной подготовки;
- количество, разнообразие и качество методических мероприятий;
- количество и качество реализуемых, реализованных и внедренных в практику проектов (инновационных, социальных и т.д.) в системе подготовки спортивного резерва;
- количество и качество (востребованность) «продуктов» методической деятельности (рекомендаций, пособий, алгоритмов, порядков, диагностических карт и т.д.);
- количество, качество и востребованность разработанных и реализуемых программ дополнительного профессионального образования.
Таким образом, в настоящей статье предпринята попытка описать общие контуры региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва. Авторы полагают, что научно-методический поиск в данном направлении должен быть продолжен.
Создание во взаимодействии с субъектами Российской Федерации и поддержка деятельности региональных отраслевых методических служб является и в дальнейшем будет важнейшим приоритетом деятельности организационно-методического управления Федерального центра подготовки спортивного резерва.
Список литературы
1 Абрамов Э. Н. Методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в Курганской области // Управление и методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в сельских территориях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2015 г. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2015.
2 Абрамов Э. Н, Васильев А. А. Совершенствование системы управления в системе физической культуры
и спорта на муниципальном уровне (опыт Курганской области) // Управление и методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в сельских территориях : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2015 г. - Шадринск: Изд-во ОГУП «(Шадринский Дом Печати», 2015.
3 Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, утвержденный Министром спорта Российской Федерации В.Л. Мутко 6 декабря 2011 года. URL : http://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/1447/(Дата обращения: 24.10.2015 г.).
УДК 374
Э.Н. Абрамов
Федеральный центр подготовки спортивного
резерва, Курган
механизмы интеграции сети спортивных школ различной ведомственной принадлежности на региональном уровне (опыт курганской области)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы интеграции спортивных школ.
Ключевые слова: интеграция, спортивные школы.
E.N. Abramov
The Federal training center of sports reserve, Kurgan
mechanisms for the integration of the network of sports schools different departmental affiliation at the regional level (the experience of the kurgan region)
Annotation. In the article the problems of integration of sports schools.
Keywords: integration, sports school.
Модернизация системы подготовки спортивного резерва основывается на конструктивных подходах, предполагающих последовательность шагов, эволюционный характер преобразований, интеграцию участников инновационного процесса, достижение общественного согласия.
Интеграция сети спортивных школ на территории субъекта Российской Федерации - одно из условий эффективного проведения модернизации системы подготовки спортивного резерва.
Это актуально в связи с разобщенностью сети функционирующих спортивных школ в субъектах Российской Федерации, находящихся в различной ведомственной принадлежности.
Для Курганской области это более чем актуально, поскольку большая часть детско-юношеских спортивных школ (далее - спортивные школы) находится в ведомственной принадлежности сферы образования.
В качестве ключевого механизма первого этапа модернизации региональной системы подготовки спортивного резерва, объединенного в инновационный проект, была избрана интеграция сети спортивных школ различной ведомственной принадлежности.
Целью регионального инновационного проекта является разработка и внедрение механизмов интеграции сети спортивных школ Курганской области различной ведомственной принадлежности.
Для достижения поставленной цели использованы методы проектирования планово-стратегических, нормативно-правовых актов.
В частности разработан комплекс мер, направленных на внедрение единых подходов и консолидирующих механизмов, на устойчивое функционирование и совместное развитие сети спортивных школ в Курганской области:
внедрение единых подходов и механизмов правового регулирования в системе спортивных школ в Курганской области:
- закрепление функции координатора всех спортивных школ в Курганской области различной ведомственной принадлежности возлагается на Управление по спорту Курганской области;
- межведомственное согласование разрабатываемых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность спортивных школ различной ведомственной принадлежности в Курганской области;
- разработка модельных муниципальных и локальных актов для спортивных школ различной ведомственной принадлежности.
внедрение единых подходов и механизмов координации деятельности системы спортивных
школ в Курганской области:
- заключение Соглашений между Управлением по спорту Курганской области и администрациями муниципальных районов и городских округов Курганской области, а также региональными спортивными федерациями о взаимодействии, затрагивающие вопросы планомерного поступательного развития системы спортивных школ различной ведомственной принадлежности;
- проведение объединенных региональных мероприятий (ежегодная августовская конференция, объединенные заседания коллегий, зональные семинары-совещания, проведение собеседований с руководящим составом спортивных школ, создание межведомственных рабочих групп и т.д.);
- разработка и утверждение региональных документов планово-стратегического характера, затрагивающих деятельность спортивных школ различной ведомственной принадлежности в Курганской области (комплекс мер по развитию детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва в Курганской области на 2014-2016 годы и др.);
- проведение региональных конкурсов, стимулирующих развитие спортивных школ различной ведомственной принадлежности (конкурс программ развития спортивных школ, конкурс «Открытая спортивная школа», конкурс среди специализированных отделений и др.);
- разработка и внедрение примерной модели, предполагающей рациональное распределение полномочий учредителя муниципальной спортивной школы между структурными подразделениями местной администрации в сфере образования и спорта (при повышении роли муниципальных органов управления в сфере спорта);
- возложение на заместителей глав муниципальных районов и городских округов по социальным вопросам функций координаторов структурных подразделений местных администраций в сферах образования и спорта при исполнении ими полномочий учредителей муниципальных спортивных школ;
- создание Методического объединения (ассоциации) спортивных школ Курганской области различной ведомственной принадлежности;
- создание Совета руководителей спортивных школ Курганской области различной ведомственной принадлежности.
В дальнейшем планируется внедрить механизмы, направленные на утверждение и укрепление роли спортивных школ как организационно-методических центров физической культуры и спорта в муниципальных районах и городских округах Курганской области.
Также планируется реализовать меры адресной поддержки в отношении спортивных школ, внедряющих программы спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, развивающих базовые для Курганской области виды спорта.
создание единого информационного пространства в системе спортивных школ в Курганской области:
- создание и внедрение межотраслевых каналов информационного взаимодействия и оперативного информирования спортивных школ (в том числе специализированная рубрика на сайте Управления по спорту Курганской области, проведение совещаний с применением видеоконференцсвязи).
Важнейшим аспектом развития информационного взаимодействия является построение информационных связей в сети спортивных школ различной ведомственной принадлежности «по горизонтали».
создание единого методического простран-
ства в системе спортивных школ в Курганской области и внедрение мер поддержки инновационной деятельности:
- создание и функционирование региональной отраслевой методической службы (систематически готовятся и направляются методические письма, рекомендации, проводятся методические семинары, конференции, «круглые столы», консультации и т.д., в том числе постоянно действующий семинар для руководящих работников спортивных школ и др.);
- создание регионального методического совета, объединяющего ведущих методистов Курганской области по спортивной подготовке;
- утверждение положения «О региональных экспериментальных (инновационных) площадках по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва в Курганской области»;
- проведение регионального конкурса инновационных проектов, идей и инициатив спортивных школ Курганской области;
- утверждение перечня спортивных школ, апробирующих федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта в опережающем режиме;
- присвоение учебным, методическим и научным изданиям/рукописям грифа «Рекомендовано Управлением по спорту Курганской области».
внедрение единых подходов к экономике и финансовому обеспечению спортивных школ в Курганской области:
- создание межведомственного Экономического совета по выработке единых подходов к экономике спортивных школ различной ведомственной принадлежности в Курганской области;
- принятие единой методики отраслевой системы оплаты труда работников спортивных школ Курганской области различной ведомственной принадлежности;
- внедрение нормативно-подушевого принципа формирования государственных (муниципальных) заданий в отношении спортивных школ Курганской области различной ведомственной принадлежности.
внедрение единых подходов к оценке деятельности (предоставляемых услуг) спортивных школ в Курганской области:
- общественный мониторинг и независимая оценка деятельности спортивных школ в Курганской области различной ведомственной принадлежности;
- разработка единых критериев и показателей оценки эффективности деятельности (качества предоставляемых услуг) спортивных школ Курганской области независимо от ведомственной принадлежности;
- отработка порядка контроля за деятельностью спортивных школ Курганской области, в том числе во взаимодействии с контрольно-надзорными органами.
внедрение единых подходов к кадровой политике в системе спортивных школ в Курганской области:
- создание на базе Управления по спорту Курганской области Аттестационной комиссии по аттестации тренеров-преподавателей спортивных школ Курганской области различной ведомственной принадлежности;
- поэтапное внедрение профессиональных стандартов «Тренер», «Инструктор-методист», «Руководитель физкультурно-спортивной организации» и др. в практику спортивных школ Курганской области различной ведомственной принадлежности;
- внедрение системы дополнительного профессионального образования работников спортивных
124
Вестник КГУ, 2015. № 5
школ Курганской области различной ведомственной принадлежности;
- создание в Курганской области отраслевой профсоюзной организации в сфере спорта и заключение Отраслевого соглашения, в том числе затрагивающего интересы спортиных школ;
- установление социальных льгот и гарантий для тренеров, работающих в спортиных школах Курганской области, находящихся в сельской местности, в том числе установление персональных грантов от имени Губернатора Курганской области для ведущих тренеров Курганской области и молодых тренеров спортивных школ в Курганской области.
Результаты и выводы. В результате реализации изложенного выше комплекса мер удалось добиться следующих управленческих эффектов:
- не допущено негативной реакции местного социума на процессы модернизации в системе подготовки спортивного резерва;
- координация деятельности муниципальных спортивных школ поднята на межведомственный уровень;
- отмечается повышение инновационной активности спортивных школ Курганской области;
- зафиксирован рост инициатив работников спортивных школ, направленных на совершенствование тренировочного и соревновательного процессов;
- отмечается сближение позиций и взглядов представителей спортивных школ различной ведомственной принадлежности на процессы модернизации системы подготовки спортивного резерва в Курганской области;
- зафиксирован рост уровня компетенции руководящих работников сферы спорта по вопросам модернизации системы подготовки спортивного резерва.
Таким образом, в Курганской области внедряются механизмы, направленные на интеграцию сети спортивных школ различной ведомственной принадлежности.
Интеграционные процессы являются важным условием для дальнейшей модернизации системы подготовки спортивного резерва в Курганской области, в том числе создания организаций нового типа (спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва).