педагогические науки
УДК 374
Э.Н. Абрамов
Федеральный центр подготовки спортивного
резерва, Курган
опыт организации методической работы в системе подготовки спортивного резерва в курганской области
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы методической работы по подготовке спортивного резерва.
Ключевые слова: организационная работа, спортивный резерв.
E.N. Abramov
The Federal training center of sports reserve, Kurgan
THE EXPERIENCE OF METHODICAL WORK
IN THE SYSTEM OF TRAINING OF SPORTS RESERVE IN THE KURGAN REGION
Annotation. The article considers the problem of methodical work on preparation of sports reserve.
Keywords: organizational work, sports reserve.
Организационными основаниями модернизации системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации выступают Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, утвержденный Министром спорта Российской Федерации В.Л. Мутко 6 декабря 2011 года, и План по преобразованию детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) в организации спортивной подготовки, утвержденный заместителем Министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных 11 октября 2014 года.
В Российской Федерации реализуется комплекс мер по нормативному закреплению в федеральном за-конод ател ьств е инструменте в , о бе с п еч и ва ю щих п о эта п-120
ный переход организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в статус организаций спортивной подготовки. Предполагается, что переход будет завершен в 2017 году.
Совершенствование системы подготовки спортивного резерва требует создания и внедрения эффективных управленческих механизмов, одним из которых является методическое обеспечение.
В 2015 году в соответствии с приказом Минспорта России «Об организации методической работы по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации» в структуре Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» создано организационно-методическое управление.
На данное управление возложены полномочия по координации методической работы в системе подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, что фактически предполагает создание в стране методического пространства, объединяющего методические службы в субъектах Российской Федерации, муниципальные методические службы и методические службы в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
Каждое из указанных звеньев федерального методического пространства заслуживает специального изучения. Предметом рассмотрения данной статьи является методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва на уровне субъектов Российской Федерации с учетом опыта, накопленного в Курганской области.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты Российской Федерации получили новые полномочия по методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Ранее методическое обеспечение деятельности спортивных школ как учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в большинстве субъектов Российской Федерации (а до этого в СССР) осуществляли специализированные методические структуры системы образования.
История методических служб в системе образования страны насчитывает уже более 90 лет. На уровне субъектов Российской Федерации функционируют учреждения дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки), в муниципалитетах действуют методические службы (информационно-методические кабинеты, методические объединения), законодательно закреплена и простроена методическая работа на уровне организаций.
Длительное сосуществование с системой образования предопределило ситуацию, когда региональная система образования стала самым масштабным донором идей, инициатив и методических технологий для развития методической работы в спорте.
В условиях модернизации, когда методическое обеспечение изменений особенно востребовано, заимствование опыта создания и функционирования методических служб в системе образования может оказаться полезным для поступательного развития методической р аб оты в о рганиз а ци ях спорти в н о й п од готов ки .
Вестник КГУ, 2015. № 5
Вместе с тем механический перенос даже общепризнанного опыта методической работы без тщательного изучения, осмысления и систематизации может оказаться контрпродуктивным.
Это и побуждает к внутреннему отраслевому поиску и разработке моделей региональной отраслевой методической службы с учетом специфики сферы спорта.
По нашему мнению, целью региональной отраслевой методической службы является обеспечение поступательного развития (модернизации) системы подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральными приоритетами.
Основные ее задачи связаны с:
• созданием и укреплением региональной методической инфраструктуры на всех уровнях системы подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;
• повышением профессиональной компетентности кадров и обеспечением их мотивационной и методической готовности к работе в новых условиях (введение программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, обновление содержания тренировочного процесса и т.д.).
Первым шагом на пути создания региональной отраслевой методической службы в Курганской области стало рассмотрение актуальности данного вопроса и принятие соответствующего решения на заседании Совета при Губернаторе Курганской области по развитию физической культуры и спорта.
Вслед за политическим решением был издан приказ Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области о создании в системе подготовки спортивного резерва региональной отраслевой методической службы. Этим же приказом были определены структура и основные функции региональной методической службы.
Анализ сложившего в Российской Федерации опыта позволил установить несколько наиболее распространенных вариантов региональных методических служб в системе подготовки спортивного резерва.
В ряде регионов созданы специализированные организации методического профиля. Но наибольшую популярность получила модель, когда региональная методическая служба создается в качестве структурного подразделения (методического управления, отдела, сектора) Центра спортивной подготовки сборных команд субъекта Российской Федерации.
При этом до Центра спортивной подготовки доводится государственное задание на проведение работ по осуществлению консультативной и методической деятельности.
Считаем данную модель оптимальной, поскольку в ней заложен потенциал сопряжения методической работы с информационно-аналитической, инновационной (экспериментальной), координационной деятельностью в системе подготовки спортивного резерва.
В качестве основного рабочего документа региональной отраслевой методической службы принимается ее план, который основывается на приоритетах развития системы подготовки спортивного резерва в стране и в регионе.
Важнейшим этапом развития региональной методической службы и формирования объединенного методического пространства в системе спортивных школ региона является консолидация методического сообщества отрасли посредством создания коллегиальных
консультативно-совещательных (координационных, экспертных) органов.
В Курганской области эта задача решена посредством следующих мер:
- создание регионального Методического совета по физической культуре и спорту с привлечением в его состав ведущих методистов по спортивной подготовке региона (при Методическом совете функционируют экспертные, творческие, проблемные, рабочие группы по актуальным вопросам спортивной подготовки);
- создание Методического объединения спортивных школ Курганской области;
- создание Совета руководителей спортивных школ Курганской области.
В качестве базового содержания и основных форм работы региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва определены:
- организация и проведение методических мероприятий (семинаров, мастер-классов, «круглых столов», открытых тренировочных занятий, вебинаров и т.д.);
- организация и проведение комплексных выездных методических мероприятий (например, «методических дней» в территориях субъекта Российской Федерации);
- организация и проведение групповых и индивидуальных консультаций;
- организация и проведение научно-методических мероприятий (конференций, методологических семинаров и т.д.);
- организация дополнительного профессионального образования работников учреждений, осуществляющих спортивную подготовку;
- организация стажировок, наставничества на базе ведущих учреждений региона, осуществляющих спортивную подготовку;
- внесение предложений по совершенствованию региональной системы подготовки спортивного резерва, повышению качества спортивной подготовки;
- подготовка методических рекомендаций, писем, пособий; присвоение методическим изданиям региональных грифов «Допущено/Рекомендовано» Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области;
- участие в подготовке проектов региональных нормативных правовых актов, в том числе документов планово-стратегического характера (концепций, стратегий, программ развития, комплексов мер, «дорожных карт» и т.д.);
- подготовка примерных/модельных документов (примерных программ спортивной подготовки по видам спорта, модельных муниципальных правовых актов, модельных локальных актов для спортивных школ и т.д.);
- подготовка методического инструментария для организации методической работы в системе подготовки спортивного резерва (инструкций, алгоритмов, порядков, диагностических и технологических карт и др.);
- методическое содействие организации сетевого (кластерного) взаимодействия (разработка нормативно-функциональных моделей взаимодействия, примерных форм соглашений о взаимодействии и т.д.);
- формирование регионального методического актива, создание сетевого сообщества методистов по спортивной подготовке и т.д.;
- взаимодействие с муниципальными органами управления в области физической культуры и спорта по вопросам методического обеспечения муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
- методическое сопровождение деятельности руководителей методических служб организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
- построение и развитие горизонтальных связей в региональной системе подготовки спортивного резерва, в том числе создание коммуникативных (дискуссионных) площадок для обмена опытом в тренерской среде;
- взаимодействие со спортивными федерациями по вопросам методического обеспечения, использование и развитие их методического потенциала;
- выявление, обобщение и диссеминация эффективного опыта, ведение банка эффективного управленческого и тренерского опыта, электронных методических баз и т.д.;
- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства в системе подготовки спортивного резерва;
- информационное обеспечение методической работы, в том числе создание и поддержание в актуальном состоянии специализированного методического ресурса в Интернете; построение каналов оперативного доведения актуальной методически значимой информации, организация видеоконференций и т.д.);
- мониторинг в системе подготовки спортивного резерва, анализ и оценка эффективности деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку; диагностика профессиональных затруднений тренеров, систематизация, выявление тенденций и закономерностей;
- изучение и анализ состояния и развития методической работы (в том числе укомплектованности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, методистами);
- создание вариативных моделей методической работы в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и их внедрение в инновационном режиме;
- организация и проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию методической работы в спортивных школах, конкурсов среди методистов по спортивной подготовке;
- внедрение эффективных методических (андраго-гических) технологий в деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку (портфель профессиональных достижений, актуализация резервов и проектирование индивидуальных программ профессионального развития тренеров и др.);
- разработка и доведение общих критериев и показателей эффективности деятельности методистов (инструкторов-методистов) спортивных школ, включение их в «эффективные контракты»;
- методическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности (прежде всего, федеральных и региональных экспериментальных (инновационных) площадок);
- экспертная деятельность, рецензирование, подготовка заключений, отзывов (в том числе экспертиза программ спортивной подготовки, локальных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку и т.д.);
- участие в контрольных мероприятиях, общественном мониторинге и независимой оценке качества услуг, оказываемых организациями, осуществляющими спортивную подготовку;
- специальная методическая работа с отдельными категориями работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку (молодыми тренерами, ветеранами и т.д.);
- методическое сопровождение аттестации и оценки качества деятельности в системе подготовки спор-
тивного резерва субъекта Российской Федерации.
Эффективность региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва может обеспечиваться за счет следующих факторов:
- разработки приоритетов и планов развития системы подготовки спортивного резерва с уровня высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- достижения общественного согласия по основным направлениям и ожидаемым результатам развития системы подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации;
- интеграции всех учреждений региона, осуществляющих спортивную подготовку, вне зависимости от ведомственной принадлежности, на основе единых механизмов правового регулирования, единого методического, информационного, организационного, инновационного, соревновательного пространства, единых подходов в кадровой политике, экономике, финансировании, оценке качества услуг и эффективности деятельности;
- адресной поддержки лидеров в системе подготовки спортивного резерва с учетом, в том числе инновационной активности и участия в методической работе;
- формализации межведомственного взаимодействия в методической работе, в том числе заключения соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в системе дополнительного образования (образования, культуры), а также научными организациями и организациями высшего образования по вопросам методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва.
Например, в Курганской области сделаны три важных шага, способствующих эффективной реализации методической работы в системы подготовки спортивного резерва:
- принято постановление Правительства Курганской области «О возложении функции регионального координатора всех спортивных школ Курганской области на Управление по физической культуре, спорту, и туризму Курганской области»;
- подписано поручение Губернатора Курганской области «Сосредоточить координацию и исполнение полномочий учредителей муниципальных спортивных школ на уровне заместителей Глав районов (городов) по социальным вопросам»;
- заключены соглашения между Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области и администрациями муниципальных районов и городских округов Курганской области о сотрудничестве по развитию физической культуры и спорта, в тексте которого отражены особенности взаимодействия в рамках совместно осуществляемой методической работы.
Эффективности методической работы способствует прозрачность и четкость реализуемой политики по модернизации системы подготовки спортивного резерва, заключенной в Концепции развития системы подготовки спортивного резерва в Курганской области и плане-графике модернизации системы подготовки спортивного резерва.
Позитивными системными эффектами деятельности региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва являются:
- мотивационная и методическая готовность кадров организаций, осуществляющих спортивную подготовку, к участию в процессах модернизации;
- оперативный отклик региональной системы под-
122
Вестник КГУ, 2015. № 5
готовки спортивного резерва на вызовы, изменения, новые задачи;
- положительная динамика в работе по переходу организаций дополнительного образования субъектов Российской Федерации в статус организаций спортивной подготовки;
- количество, разнообразие и качество методических мероприятий;
- количество и качество реализуемых, реализованных и внедренных в практику проектов (инновационных, социальных и т.д.) в системе подготовки спортивного резерва;
- количество и качество (востребованность) «продуктов» методической деятельности (рекомендаций, пособий, алгоритмов, порядков, диагностических карт и т.д.);
- количество, качество и востребованность разработанных и реализуемых программ дополнительного профессионального образования.
Таким образом, в настоящей статье предпринята попытка описать общие контуры региональной методической службы в системе подготовки спортивного резерва. Авторы полагают, что научно-методический поиск в данном направлении должен быть продолжен.
Создание во взаимодействии с субъектами Российской Федерации и поддержка деятельности региональных отраслевых методических служб является и в дальнейшем будет важнейшим приоритетом деятельности организационно-методического управления Федерального центра подготовки спортивного резерва.
Список литературы
1 Абрамов Э. Н. Методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в Курганской области // Управление и методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в сельских территориях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2015 г. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2015.
2 Абрамов Э. Н, Васильев А. А. Совершенствование системы управления в системе физической культуры
и спорта на муниципальном уровне (опыт Курганской области) // Управление и методическое сопровождение развития физической культуры и спорта в сельских территориях : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2015 г. - Шадринск: Изд-во ОГУП «(Шадринский Дом Печати», 2015.
3 Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, утвержденный Министром спорта Российской Федерации В.Л. Мутко 6 декабря 2011 года. URL : http://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/1447/(Дата обращения: 24.10.2015 г.).
УДК 374
Э.Н. Абрамов
Федеральный центр подготовки спортивного
резерва, Курган
механизмы интеграции сети спортивных школ различной ведомственной принадлежности на региональном уровне (опыт курганской области)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы интеграции спортивных школ.
Ключевые слова: интеграция, спортивные школы.
E.N. Abramov
The Federal training center of sports reserve, Kurgan
MECHANISMS FOR THE INTEGRATION OF THE NETWORK OF SPORTS SCHOOLS DIFFERENT DEPARTMENTAL AFFILIATION AT THE REGIONAL LEVEL (THE EXPERIENCE OF THE KURGAN REGION)
Annotation. In the article the problems of integration of sports schools.
Keywords: integration, sports school.
Модернизация системы подготовки спортивного резерва основывается на конструктивных подходах, предполагающих последовательность шагов, эволюционный характер преобразований, интеграцию участников инновационного процесса, достижение общественного согласия.
Интеграция сети спортивных школ на территории субъекта Российской Федерации - одно из условий эффективного проведения модернизации системы подготовки спортивного резерва.
Это актуально в связи с разобщенностью сети функционирующих спортивных школ в субъектах Российской Федерации, находящихся в различной ведомственной принадлежности.
Для Курганской области это более чем актуально, поскольку большая часть детско-юношеских спортивных школ (далее - спортивные школы) находится в ведомственной принадлежности сферы образования.
В качестве ключевого механизма первого этапа модернизации региональной системы подготовки спортивного резерва, объединенного в инновационный проект, была избрана интеграция сети спортивных школ различной ведомственной принадлежности.
Целью регионального инновационного проекта является разработка и внедрение механизмов интеграции сети спортивных школ Курганской области различной ведомственной принадлежности.
Для достижения поставленной цели использованы методы проектирования планово-стратегических, нормативно-правовых актов.
В частности разработан комплекс мер, направленных на внедрение единых подходов и консолидирующих механизмов, на устойчивое функционирование и совместное развитие сети спортивных школ в Курганской области:
внедрение единых подходов и механизмов правового регулирования в системе спортивных школ в Курганской области:
- закрепление функции координатора всех спортивных школ в Курганской области различной ведомственной принадлежности возлагается на Управление по спорту Курганской области;
- межведомственное согласование разрабатываемых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность спортивных школ различной ведомственной принадлежности в Курганской области;
- разработка модельных муниципальных и локальных актов для спортивных школ различной ведомственной принадлежности.
внедрение единых подходов и механизмов координации деятельности системы спортивных